Рыбный Мурман. 1988 г. Декабрь.
4 Хозяйственный механизм перестройки. Точка зрения ДАЙТЕТРАУЛЕР ■г Ш Ш АРЕНДУ В( ОТ УЖ’Е ТРИ ГОДА БМРТ «Прионежье» постоянно в числе лидеров в Мурманском траловом флоте. В последнем рейсе моряки нашего траулера работали в райо не Юго-Восточной Атлантики. Промысловая обстановка оста вляла желать лучшего, поэтому приходилось постоянно ис кать резервы, беседовать с людьми, анализировать работу других экипажей, консультироваться с ними. Каждые 15 Дней мы проводили анализ нашей работы, итоги его в тоннах, процентах и заработанных рублях видел каждый на доске объявлений. Немало сил и творческой выдумки потребовало усовер шенствование оборудования. Например, стоит у нас на левом борту экспериментальная морозильная линия (кстати, един ственная на флоте). А блок-формы часто выходят из строя. И мы сами точили, паяли, клепали сотни блок-форм. Писали заявку на флот на 320 щтук, прислали 200 . А ведь это сколько же мы недоморозшш рыбы! Тем более что на «При- онежье» был самый высокий показатель выпуска шкереной рыбы в этом районе: более 40 гони в сутки. Ра змышляя над победами и потерями экипажа, прихожу к выводу, что сейчас нам просто необходим арендный под ряд. Мы бы сами выбирали район промысла. Скажем, суда «Азчеррыбы» постоянно работают в ЦВА, выпускают филе, балык, продукцию для промпереработки. А ведь тонна филе скумбрии дает 1200 рублей. Конечно, там не всякое судно может работать, требуются траулеры с мощными двигателя ми-. Будь мы на арендном подряде, сами бы искали сбыт на шей продукции, могли бы работать по заказам инофирм. Сей час же каждый день идут в наш адрес раднограммы-ука- заниа, нередко противоречащие одна другой, поскольку н а чальников стало слишком много. Зато в каждой радиограмме главенствует «давай». Давай любой ценой, ценой здоровья, нормального психологического климата , ценой технического состояния судна, а порой и экологического равновесия. При этом мы никогда не знаем, что мы «с этого будем иметь». Пусть бы экипаж сам решал, что именно выпускать, заранее зная , что почем. То есть всегда бы шел от выгоды флота и собственной выгоды. Думается , надо просто ставить перед экипажем в качестве конечной цели рейса финансовый результат , полностью обес печив его снабжением, топливом, запасными частями и .мате риалами, продуктами. И только потом требовать «давай». Пора повернуться к моряку. Ну посудите сами: экипаж привозит миллионы рублей дохода флоту, а я, член этого экипажа, живу с семьей в 8-метровой комнате. Ра зве дело, что траловый флот превратился в проходной двор для тысяч людей? Почему увольняются моряки? Да все потому же: т я ж ел а я многочасовая работа, снабжение, весьма далекое от желаемого, заработки не соответствуют трудозатратам, быто вые вопросы... В общем, беды наши известны, что повторять ся? Только арендный подряц, по моему мнению, поможет ре шить все эти проблемы. Пусть мы бы заплатили флоту 60 процентов арендную плату, остальное-то наше. А. КУРБАТСКИЙ, помощник напитана по производству БМРТ «Прионежье». НА СНИМКЕ: ул-св — из палубе. Фото В. КОНОНОВА. -------------------------------Арендный подряд В ПРОШЛОМ НОМЕРЕ ГАЗЕТЫ под заголовком «Аренда под угрозой!» мы публиковали две радиограммы капитана-дирёк- тора БМРТ «Туман-2» объединения «Мурманрыбпром» Н. И. Ф е дорова и комментарий начальника отдела приемотранспортно го флота и портов ВРПО «Севрыба» В. К. Малашенко. В них шла речь о трудностях, с которыми столкнулся экипаж, взявший судно в аренду. Получены очередные радиограммы : Вместо дела п е р е п и с к а «МБ-0274, Ф е д о р о в у . Ваши РДО о проблемах экипажа, мнение, которое вы высказали о должностных лицах, как и хотели, напечатаны в газете, известны всем. Известно мне ние названных вами лиц, что вас запросили конкретно, что мешает работать. Тогда, оче видно, будет ясно, чем по мочь. Вы не отвечаете. Если уж все решено, вопросов нет. Если все же интересы флота страдают, тогда не молчите. Это не а нашу с вами пользу. Малашенко». «Мурманск. ВРПО «Севры ба», Малашенко. Речь идет только о конкретном факте: запланированная своевре менная выгрузка на ТР «Ук раинский комсомолец» давала возможность нормально про должать производственный процесс, а также быстро и безопасно перегрузить 20 тонн снабжения. Неожиданное сня тие с промысла ТР, находяще гося на переходе к нам, вы звало нашу весьма срочную просьбу — оставить в силе прежний, согласованный со всеми инстанциями, план вы грузки . Просьба выполнена не бы ла. ТР ушел недогруженным. Взамен дела завязалась ниче го не решающая интенсивная переписка, обвиняющая нас в неправомерном критиканстве, лицемерно вопрошая: «Что сейчас мешает нам работать?» Отвечаем — помешали у з к о ведомственные интересы «Сез- рыбхолодфлота», поддержан ные непререкаемой властью аппаратчиков ВРПО и беззу бостью начальника промрайо- на. Случай, безусловно, частный, но в результате экипаж поста вили в тяжелое положение; ближайший ТР будет в нашем районе, предположительно, 13— 15 декабря. Д о этого сро ка полагаем выработать более 150 тонн. Будучи полностью гото-зыми к выпуску пищевой, контролируя постоянно в этих целях качество сырья, теперь вынуждены переместить имею щуюся для морожения про дукцию в морозильные каме ры, освободить и разморо зить трюм , далее складиро вать там, лишая себя выпуска пищевой. Складирование про дукции более 100 тонн в ж и лых коридорах, как предлага ет начальник промрайона Г. И. Машталир, абсолютно исклю чено. Само предложение воз мутительно. Вынуждены отвлекаться на многочасовые перегрузки снабжения с других судов при помощи шлюпки. Больной (аллергический аст матический бронхит) продол жает оставаться на бор ту ,- благо, что ухудшения его со стояния пока не происходит. Вопросов много. Они повто ряются в каждом рейсе. Как избежать подобных ситуаций в дальнейшем? Когда берег перестанет считать только себя обладающим истиной? Когда будем думать сначала о лю дях, затем уже о том, каким годом оприходовать груз транспорта? Когда, наконец, будем работать планомерно, без изматывающей нерБо- трепки? Н. Федоров». ОТ РЕДАКЦИИ. Остается только добавить, что в бумаж ную круговерть втянуты и об ком партии, и объединение «Мурманрыбпром», и «Сев- рыбхолодфлот»... Работают пе чатные машинки в ущерб ис тинному делу. Пришел ответ «Хочу исландского гребешка» А «Хочу исландского гребеш ка!..» — под таким заголов ком («РМ» № 35, 28 октября) была опубликована статья о проблемах промысла м оре продукта, внедрения техноло гии его обработки. «Объединение «Мурманрыб пром» в 1987 году в порядке эксперимента направило на до- D РЕЙСЕ нам, как и ря- D ДУ ДРУгих судов, рабо тающих в антарктической части Атлантики, изменили задание — перевели на пи щевые объекты. С берега шли радиограммы с угроза ми применения «крайних мер» к тем, кто ослабит темпы. Но, видимо, руково дящие товарищи явно забы ли, что при социализме труд оплачивается. Ведь, казалось бы, при пе реводе на новый объект ло ва, не предусмотренный рей совым заданием и положени ем об оплате, отделы органи зации труда и заработной платы, плановый должны сразу ж е сообщать экипажу, как маркировать новую про дукцию, каковы суточные нагрузки, реализационная стоимость, расценки. Однако такую информацию мы не получили. Тогда об-;ратнлись в ООТиЗ, плановый отдел, совет трудового коллектива предприятия. Они или отмал чивались, или присылали от писки, которые создавали впечатление, что наши кон кретные и ясные вопросы им не понятны. На запрос технолога: «Как маркировать продукцию?», ответили, что это «мелкая ледяная» , но пока шла пере писка, на борту уже было 117 тонн продукции, марки рованной как «мелочь треть- бычу исландского гребешка рыболовное судно «Кианит». Оно выработало 4,3 центнера мясе гребешка, которое сда но управлению «Севрыбпром- разведка». За время промысла «Кианит» принес убыток уп равлению в сумме 5100 руб лей. Учитывая, что в настоящее аремя технология и механиза ция обработки гребешка не разработаны, объединение рас сматривает вопрос закупки импортной линии. А. КУ заместитель генерального директора объединения «Мурманрыбпром». Каждому— П а л е ц , ей группы». Что нее касается реализационной стоимости и расценок, то их удалось вы клянчить путем длительной ненужной переписки лишь че рез... месяц, причем после первого сообщения о расцен ках через сутки пришло уточ нение в сторону их сниже ния. А о том, какова суточ ная. нагрузка по пищевой и товарная стоимость, в тече ние рейса мы так и не у з нали, хотя последний показа тель определяет заработок моряков. Естественно, что такая «гласность» вносила нервоз ность в экипаж, провоциро- вала нездоровые суждения, снижала производительность и не укрепляла авторитет ад министрации объединения. Просчеты всегда вы зыва ют комплекс проблем. Способствует ли росту ав торитета планового и ком мерческого отдела то, что вы дается задание ловить и мо розить криль, а транспорт ные рефрижераторы простаи вают с ним? В то же время с берега шли грозные РДО, призывающие проявить со знательность и скорее ли к видировать отставание по пи щевой. Но «организаторы- должники», видимо, позабы ли о выгрузке . Ни одно суд но в АЧА не обошла горькая участь ожидания ТРов Только наш экипаж, tL скромным подсчетам, мог бы выработать на 1000 тонн ры бопродукции больше, не будь этих фактических простоев. Я написал «фактических», потому что, согласно распо ряжениям руководства пром района и берега, оставлялась резервная емкость трюмов, и судно переводилось на так называемый улучшенный ас сортимент, что в переводе о з начало: «Ловить не более 10— 12 тонн в сутки и з а рабатывать не более 2 — 3 рублей на пай». Таким обра зом, формальная сторона бы ла соблюдена — судно рабо тало без простоев, которые но КЗоТу пришлось бы оп лачивать. Кстати, в этот пе риод не было и радиограмм с требования'ми увеличить выпуск рыбопродукции. Нас, первых помощников, часто упрекают в том, что в рейсе мы слабо ведем р а з ъ яснительную работу, и моря-, ки много назойливых вопро сов адресуют в порту управ- 9 декабря 1918 года г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz