Рыбный Мурман. 1988 г. Декабрь.

4 Хозяйственный механизм перестройки. Точка зрения ДАЙТЕТРАУЛЕР ■г Ш Ш АРЕНДУ В( ОТ УЖ’Е ТРИ ГОДА БМРТ «Прионежье» постоянно в числе лидеров в Мурманском траловом флоте. В последнем рейсе моряки нашего траулера работали в райо­ не Юго-Восточной Атлантики. Промысловая обстановка оста­ вляла желать лучшего, поэтому приходилось постоянно ис­ кать резервы, беседовать с людьми, анализировать работу других экипажей, консультироваться с ними. Каждые 15 Дней мы проводили анализ нашей работы, итоги его в тоннах, процентах и заработанных рублях видел каждый на доске объявлений. Немало сил и творческой выдумки потребовало усовер­ шенствование оборудования. Например, стоит у нас на левом борту экспериментальная морозильная линия (кстати, един­ ственная на флоте). А блок-формы часто выходят из строя. И мы сами точили, паяли, клепали сотни блок-форм. Писали заявку на флот на 320 щтук, прислали 200 . А ведь это сколько же мы недоморозшш рыбы! Тем более что на «При- онежье» был самый высокий показатель выпуска шкереной рыбы в этом районе: более 40 гони в сутки. Ра змышляя над победами и потерями экипажа, прихожу к выводу, что сейчас нам просто необходим арендный под­ ряд. Мы бы сами выбирали район промысла. Скажем, суда «Азчеррыбы» постоянно работают в ЦВА, выпускают филе, балык, продукцию для промпереработки. А ведь тонна филе скумбрии дает 1200 рублей. Конечно, там не всякое судно может работать, требуются траулеры с мощными двигателя­ ми-. Будь мы на арендном подряде, сами бы искали сбыт на­ шей продукции, могли бы работать по заказам инофирм. Сей­ час же каждый день идут в наш адрес раднограммы-ука- заниа, нередко противоречащие одна другой, поскольку н а ­ чальников стало слишком много. Зато в каждой радиограмме главенствует «давай». Давай любой ценой, ценой здоровья, нормального психологического климата , ценой технического состояния судна, а порой и экологического равновесия. При этом мы никогда не знаем, что мы «с этого будем иметь». Пусть бы экипаж сам решал, что именно выпускать, заранее зная , что почем. То есть всегда бы шел от выгоды флота и собственной выгоды. Думается , надо просто ставить перед экипажем в качестве конечной цели рейса финансовый результат , полностью обес­ печив его снабжением, топливом, запасными частями и .мате­ риалами, продуктами. И только потом требовать «давай». Пора повернуться к моряку. Ну посудите сами: экипаж привозит миллионы рублей дохода флоту, а я, член этого экипажа, живу с семьей в 8-метровой комнате. Ра зве дело, что траловый флот превратился в проходной двор для тысяч людей? Почему увольняются моряки? Да все потому же: т я ­ ж ел а я многочасовая работа, снабжение, весьма далекое от желаемого, заработки не соответствуют трудозатратам, быто­ вые вопросы... В общем, беды наши известны, что повторять­ ся? Только арендный подряц, по моему мнению, поможет ре ­ шить все эти проблемы. Пусть мы бы заплатили флоту 60 процентов арендную плату, остальное-то наше. А. КУРБАТСКИЙ, помощник напитана по производству БМРТ «Прионежье». НА СНИМКЕ: ул-св — из палубе. Фото В. КОНОНОВА. -------------------------------Арендный подряд В ПРОШЛОМ НОМЕРЕ ГАЗЕТЫ под заголовком «Аренда под угрозой!» мы публиковали две радиограммы капитана-дирёк- тора БМРТ «Туман-2» объединения «Мурманрыбпром» Н. И. Ф е ­ дорова и комментарий начальника отдела приемотранспортно­ го флота и портов ВРПО «Севрыба» В. К. Малашенко. В них шла речь о трудностях, с которыми столкнулся экипаж, взявший судно в аренду. Получены очередные радиограммы : Вместо дела п е р е п и с к а «МБ-0274, Ф е д о р о в у . Ваши РДО о проблемах экипажа, мнение, которое вы высказали о должностных лицах, как и хотели, напечатаны в газете, известны всем. Известно мне­ ние названных вами лиц, что вас запросили конкретно, что мешает работать. Тогда, оче ­ видно, будет ясно, чем по ­ мочь. Вы не отвечаете. Если уж все решено, вопросов нет. Если все же интересы флота страдают, тогда не молчите. Это не а нашу с вами пользу. Малашенко». «Мурманск. ВРПО «Севры­ ба», Малашенко. Речь идет только о конкретном факте: запланированная своевре­ менная выгрузка на ТР «Ук­ раинский комсомолец» давала возможность нормально про ­ должать производственный процесс, а также быстро и безопасно перегрузить 20 тонн снабжения. Неожиданное сня­ тие с промысла ТР, находяще­ гося на переходе к нам, вы­ звало нашу весьма срочную просьбу — оставить в силе прежний, согласованный со всеми инстанциями, план вы­ грузки . Просьба выполнена не бы­ ла. ТР ушел недогруженным. Взамен дела завязалась ниче­ го не решающая интенсивная переписка, обвиняющая нас в неправомерном критиканстве, лицемерно вопрошая: «Что сейчас мешает нам работать?» Отвечаем — помешали у з к о ­ ведомственные интересы «Сез- рыбхолодфлота», поддержан­ ные непререкаемой властью аппаратчиков ВРПО и беззу ­ бостью начальника промрайо- на. Случай, безусловно, частный, но в результате экипаж поста­ вили в тяжелое положение; ближайший ТР будет в нашем районе, предположительно, 13— 15 декабря. Д о этого сро ­ ка полагаем выработать более 150 тонн. Будучи полностью гото-зыми к выпуску пищевой, контролируя постоянно в этих целях качество сырья, теперь вынуждены переместить имею ­ щуюся для морожения про ­ дукцию в морозильные каме­ ры, освободить и разморо ­ зить трюм , далее складиро­ вать там, лишая себя выпуска пищевой. Складирование про ­ дукции более 100 тонн в ж и ­ лых коридорах, как предлага­ ет начальник промрайона Г. И. Машталир, абсолютно исклю ­ чено. Само предложение воз­ мутительно. Вынуждены отвлекаться на многочасовые перегрузки снабжения с других судов при помощи шлюпки. Больной (аллергический аст­ матический бронхит) продол­ жает оставаться на бор ту ,- благо, что ухудшения его со стояния пока не происходит. Вопросов много. Они повто­ ряются в каждом рейсе. Как избежать подобных ситуаций в дальнейшем? Когда берег перестанет считать только себя обладающим истиной? Когда будем думать сначала о лю ­ дях, затем уже о том, каким годом оприходовать груз транспорта? Когда, наконец, будем работать планомерно, без изматывающей нерБо- трепки? Н. Федоров». ОТ РЕДАКЦИИ. Остается только добавить, что в бумаж ­ ную круговерть втянуты и об ­ ком партии, и объединение «Мурманрыбпром», и «Сев- рыбхолодфлот»... Работают пе­ чатные машинки в ущерб ис­ тинному делу. Пришел ответ «Хочу исландского гребешка» А «Хочу исландского гребеш ­ ка!..» — под таким заголов­ ком («РМ» № 35, 28 октября) была опубликована статья о проблемах промысла м оре ­ продукта, внедрения техноло­ гии его обработки. «Объединение «Мурманрыб­ пром» в 1987 году в порядке эксперимента направило на до- D РЕЙСЕ нам, как и ря- D ДУ ДРУгих судов, рабо­ тающих в антарктической части Атлантики, изменили задание — перевели на пи ­ щевые объекты. С берега шли радиограммы с угроза ­ ми применения «крайних мер» к тем, кто ослабит темпы. Но, видимо, руково­ дящие товарищи явно забы ­ ли, что при социализме труд оплачивается. Ведь, казалось бы, при пе­ реводе на новый объект ло ­ ва, не предусмотренный рей­ совым заданием и положени­ ем об оплате, отделы органи­ зации труда и заработной платы, плановый должны сразу ж е сообщать экипажу, как маркировать новую про ­ дукцию, каковы суточные нагрузки, реализационная стоимость, расценки. Однако такую информацию мы не получили. Тогда об-;ратнлись в ООТиЗ, плановый отдел, совет трудового коллектива предприятия. Они или отмал ­ чивались, или присылали от­ писки, которые создавали впечатление, что наши кон­ кретные и ясные вопросы им не понятны. На запрос технолога: «Как маркировать продукцию?», ответили, что это «мелкая ледяная» , но пока шла пере­ писка, на борту уже было 117 тонн продукции, марки ­ рованной как «мелочь треть- бычу исландского гребешка рыболовное судно «Кианит». Оно выработало 4,3 центнера мясе гребешка, которое сда­ но управлению «Севрыбпром- разведка». За время промысла «Кианит» принес убыток уп ­ равлению в сумме 5100 руб ­ лей. Учитывая, что в настоящее аремя технология и механиза­ ция обработки гребешка не разработаны, объединение рас­ сматривает вопрос закупки импортной линии. А. КУ заместитель генерального директора объединения «Мурманрыбпром». Каждому— П а л е ц , ей группы». Что нее касается реализационной стоимости и расценок, то их удалось вы ­ клянчить путем длительной ненужной переписки лишь че ­ рез... месяц, причем после первого сообщения о расцен­ ках через сутки пришло уточ­ нение в сторону их сниже ­ ния. А о том, какова суточ­ ная. нагрузка по пищевой и товарная стоимость, в тече ­ ние рейса мы так и не у з ­ нали, хотя последний показа ­ тель определяет заработок моряков. Естественно, что такая «гласность» вносила нервоз ­ ность в экипаж, провоциро- вала нездоровые суждения, снижала производительность и не укрепляла авторитет ад ­ министрации объединения. Просчеты всегда вы зыва ­ ют комплекс проблем. Способствует ли росту ав ­ торитета планового и ком­ мерческого отдела то, что вы ­ дается задание ловить и мо­ розить криль, а транспорт­ ные рефрижераторы простаи­ вают с ним? В то же время с берега шли грозные РДО, призывающие проявить со­ знательность и скорее ли к ­ видировать отставание по пи­ щевой. Но «организаторы- должники», видимо, позабы­ ли о выгрузке . Ни одно суд­ но в АЧА не обошла горькая участь ожидания ТРов Только наш экипаж, tL скромным подсчетам, мог бы выработать на 1000 тонн ры ­ бопродукции больше, не будь этих фактических простоев. Я написал «фактических», потому что, согласно распо­ ряжениям руководства пром­ района и берега, оставлялась резервная емкость трюмов, и судно переводилось на так называемый улучшенный ас ­ сортимент, что в переводе о з ­ начало: «Ловить не более 10— 12 тонн в сутки и з а ­ рабатывать не более 2 — 3 рублей на пай». Таким обра ­ зом, формальная сторона бы ­ ла соблюдена — судно рабо­ тало без простоев, которые но КЗоТу пришлось бы оп­ лачивать. Кстати, в этот пе­ риод не было и радиограмм с требования'ми увеличить выпуск рыбопродукции. Нас, первых помощников, часто упрекают в том, что в рейсе мы слабо ведем р а з ъ ­ яснительную работу, и моря-, ки много назойливых вопро­ сов адресуют в порту управ- 9 декабря 1918 года г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz