Рыбный Мурман. 1988 г. Декабрь.

6 Славные имена земляков (капитан В. И. Воронин) з КРЕПКОМ и смыш ­ леном пацане хозяин упрел хорошего работника. Да и знал он род Ворониных: настырные в работе. И этот, должно , танов же. Владимир устраивается на камбу з помощником повара , но через некоторое время он уже младший матрос. Сно­ ровки не занимать — с к а зы ­ вался опыт работы в артели на парусных судах. Востор­ женно глядел на штурманов. Секстан вызывал трепет • и все большее желание учить­ ся. Пока умел пользоваться «маткой» — купленным за полтинник в Архангельске компасом. «Пошел опять на парусник, но проплавал не­ долго. Пора было поступать в мореходную школу. Парусник меня не "удовлетворял боль­ ше». И он поступает. Долгими зимами, когда дома отец и братья чинят S сети, готовят новые ярусы , точат и куют крючки, он шту ­ дирует мудреные морские науки. Изучает и ветхие, пе ­ редаваемые из поколения в поколение тетради, исписан­ ные убористой вязью с та ­ ринного выцветшего письма, редчайшие памятники помор­ ской отваги, мужества и сме ­ калки : «Ход из Сумы в А р ­ хангельск» , «Ход из Арх ан ­ гельска до Норвегии», «Тер ­ ский берег», «Обратно из Норвегии», . «И з Архангель­ ска в Поморье», «Подробны описания курсов» ... В 1912 году Владимир по­ лучил диплом об окончании мореходной школы и пошел работать на пароходы, актив­ но вытеснившие парусники в силу быстрого становления Товарищества Архаигельск- Мурманского срочного паро­ ходства, организованного в 1875 году капиталистом Ф. В. Чижовым . Попадает на зн а ­ комый пароход «Савватип» , которым восторгался, будучи зуйком, вы езжая с артелью на становище. На нем он про­ шел путь от матроса до стар­ шего штурмана. К 1 9 14 году флот акцио­ неров насчитывал 16 коммер­ ческих судов. На многих уже работали Воронины. Влади­ мира после «Савватия» на­ правляют на «Кандалакшу» , потом на «Ломоносов» и на­ конец на «Федора Чижова» , трагический финал которого чуть не стал и его гибелью. ...Потрясенный пережитым он отправляется из Порт- Владимира , куда прибыл на «Трифоне» , в родительский дом. Не прошли бесследно и контузия , и водяная купель. Он заболел и слег. 1 0 9 П ГОД для молодого ка- 1 о b x j питана стал годом встречи с настоящей Аркти ­ кой. Если раньше, огибая Кольский полуостров, он знал до Нордкапа все мели, банки, подводные скалы, на­ правления течений и ветров Корня поморского (Окончание . Нач. в Л? 38.) вдоль побережья по левому борту, то теперь память фик­ сировала новую лоцию и но­ вые приметы. Канин Нос, остров Колгуев, проливы Карские Ворота, Югорский Шар , остров Велый, полу­ остров Ямал , Обская губа — эти названия слышал рань ­ ше от старых поморов, хо­ дивших и в эти края «про­ мышлять зверя» . И что са ­ мое необычное — новый ха ­ рактер плаваний — во льдах. Учился маневрировать среди разводий, улавливал неведо­ мые ранее направления кап­ ризной северной Розы Вет ­ ров, изучал закономерности дрейфа льдов в морях, при­ легающих к ледовому фаса ­ ду своей страны. . Совершая рейсы в Обскую губу за сибирской пшеницей для голодающих северных районов, Воронин был одним из немногих капитанов, на­ чавших осваивать Северный морской путь с практичес­ кими целями в период летней навигации. Время с 1920 по 1924 год молено с полным основа ­ нием назвать периодом с та ­ новления ледового капитана Воронина. Ходил и в Аркти ­ ку, и на линии Архангельск — Берген — Лондон, и по Белому морю. Накопленный опыт, хорошее знание морей Арктики послужили тому, что он уверенно ступил на капитанский мостик ледо­ кольного парохода «Г. Се ­ дов» в 1926 году, на кото­ ром уже, как на оселке, до ­ водил свое мастерство, отта­ чивал теоретические предпо­ ложения и замыслы , возник­ шие в ранних плаваниях. АУКА широко наступа­ ла на Север. Одна экс­ педиция за другой направля- I дйсь для изучения природ­ ных богатств окраинных рай ­ онов, сооружались полярные станции. В 1929 году отправ­ ляется высокоширотная экс ­ педиция к Земле Франца-Ио­ сифа. На «Г. Седове» Вла ­ димир Иванович близко зн а ­ комится с профессором О. Ю. Шмидтом, который оказал сильное влияние на Ворони­ на. С особой силой в нем проявляются задатки учено­ го и в его дневниковых запи­ сях много размышлений по вопросам ледовой тактики проводки отдельных судов, караванов , которые впослед­ ствии лягут в основу много­ численных статей. Много рей-сов совершил В. И. Воронин на «Г. Седо­ ве» в 30-е годы. которые войдут в историю изучения и освоения Арктики как наи­ более интересные, насыщен­ ные. плодотворные, изобилу­ ющие не только победными реляциями , но и драматиче­ скими событиями. Участии- Н ком их был Владимир Ива ­ нович Воронин, уже прочно завоевавший репутацию опытного ледового академи­ ка. Вот несколько штрихов к портрету того славного вре­ мени. 1932 год, год, в который, по словам О. Ю. Шмидта , западный сектор Арктики можно было считать в основ­ ном освоенным. В. И. Воро­ нин на ледокольном парохо­ де «А. Сибиряков» совершил переход по СМП из Баренце'- ва моря в Тихий океан для выявления возможности пра­ ктического использования трассы для народного хо зяй ­ ства. Рейс прошел успешно, и в 1933 году возникает не­ обходимость повторить .рейс для подтверждения практиче­ ской возможности работы су­ дов с запада на восток. Кто поведет очередное судно? (Это был «Челюскин»). Выбор пал на В. И. Воро­ нина. Несмотря на обострившу­ юся болезнь и отказавшись от этого, на его взгляд , нере­ ального предприятия , он все ж е согласился , уступив н а ­ стойчивым просьбам Шмид­ та. Хотя до последнего часа был уверен в ошибочности выбора «Челюскина» и всего предприятия. Э, Кренкель впоследствии писал в подтверждение этого: «Только авторитет Шмидта и доброе многолетнее отноше­ ние этих людей заставили Владимира Ивановича изме ­ нить первоначальное реше ­ ние. В плаваниях среди т я ­ желых льдов , пожалуй , этот пароход будет мало пригод­ ным — так думается при бе­ глом осмотре его... Предпо­ ложение о малой пригодно­ сти судна к плаванию во льдах подтвердилось. Б ол ь ­ ш ая ширина его ведет к то­ му, что непрочные скуловые части почти под прямым уг­ лом принимают удары льда . При этом выясняется целый ряд других недостатков ...» «Челюскин» был заж ат льдами почти у самой цели — в Беринговом проливе, дрейфовал , но был р а зд а в ­ лен. 13 февраля 104 челове ­ ка из экипаж а и экспе ­ диции в условиях полярной ночи остались на льдине. Ис­ тория их спасения широко известна. Челюскинцы были сняты на материк семью лет­ чиками, ставшими первыми Героями Советского Союза. После гибели «Челюски ­ на» В. И. Воронина направ ­ ляют на ледокол «Ермак» , который возглавлял до 1938 года. По-прежнему он р а зд у ­ мывает над тактикой работы ледоколов во льдах , обобща­ ет накопленный опыт, высту ­ пает в печати со статьями. А р к т и к а требовала но­ вых ледоколов , мощ­ ных, с крепким ледовым кор ­ пусом. Гибель «Челюскина» отрезвила многих, заставила посмотреть реально на Сев- морпуть. Спущен на воду л е ­ докол «И. Сталин» , более мощный, нежели дедушка «Ермак» . Он стал ф л а гм а ­ ном, а капитаном в 1938 году на новый ледокол назначили В. И. Воронина. Осенью это ­ го же года ледокол сделал арктический рейс. пройдя пролив Вилькицкого в море Лаптевых , достигнув 83 па­ раллели , а в начале ноября пришел в Ленинград. Влади­ мир Иванович слег в постелб. По выходе из больницы наступила черная полоса в жизни Владимира Иванови­ ча. На пись.ма, адресован­ ные И. Д. Папанину, ответа не получает. «У меня созда ­ лось тяжелое положение. Я оказался без работы и з а р а ­ ботка». А уже шла война. Видимо, его письма так и не дошли до Папанина, иначе он не оставил бы в беде ч е ­ ловека , которого хорошо знал и который снимал его четверку с льдины. Из Ленинграда эвакуиро ­ валось оборудование, отправ­ лялось в глубь страны . Во­ ронин в качестве консуль­ танта проводки военного ко­ рабля в деревянном доке по системе каналов добрался до Ульяновска . Прибыв туда, опять остался без работы и средств к существованию. Устраивается завхозом в кол­ хоз Древнего Горъдища. что в пятнадцати километрах от Ульяновска . Ежедневно на попутной машине добирается туда и обратно к семье. Хо­ дил мрачный и расстроен­ ный. Не унывала лишь жена Пелага, веселая по нраву, бывшая искусная вышиваль­ щица, лучшая в Сумском цо- саде. Поддерживала добрым словом и заботой. П РЕВРАТНОСТИ СУДЬ ­ БЫ . Уже известный во всей Арктике ледовый к апитан ,’ имеющий высокие награды, в тяжелое для с тр а ­ ны время оказался волею случая не у дел. Сильная на­ тура тем, видимо, и отлича­ ется от посредственности, что сражается с обстоятель­ ствами. Еще и еще раз Вла ­ димир Иванович идет в во­ енкомат. но медицинская комиссия непреклонна. В конце концов после очеред ­ ного обследования он полу- чабт справку: «Плавать в Арктике может, но просту­ ж аться нельзя» . Так поляр ­ ный капитан был призван и направлен в распоряжение штаба Беломорской военной флотилии — в ледокольный отряд. Вскоре В. Н. Воронину присваивают воинское звание капитана второго ранга. Он исполняет обязанности с т а р ­ шего лоцмана Севморпути. До 1943 года Владимир Иванович обучает молодых военных и гражданских штур ­ манов тактике ледовой про­ водки по Белому морю, чи­ тает лекции для военных лоцманов , сам проводит под­ ходящие союзнические к ар а ­ ваны в порт. В апреле 1943 года он опять положил свою креп­ кую поморскую ладонь на телеграф ледокола «И. Ста ­ лин». Опять обрел спокойст­ вие, уверенность, хладнокро­ вие. Приняв судно в Петро- павловске-Камчатском, Во ­ ронин осуществил проводки судов в восточном секторе Арктики, а в ноябре совме­ стно с ледорезом «Ф. Л и т к и совершил переход из Тикси tT сопровождении военных ко­ раблей в Архангельск . (У Г Г Р ЕМ ЕЛ И ЗАЛ ПЫ ^ войны, позади «огнен­ ные мили». Китель Владими­ ра Ивановича украшали н а ­ грады за освоение СМП и боевые заслуги: ордена Л е ­ нина, Красной Звезды , Тру ­ дового Красного Знамени , «Зн ак Почета» , Отечествен­ ной войны 1-й и 2-й степе ­ ни, Нахимова 2,-й степени, медали. В 1948 году в биографии В. И. Воронина был интерес­ ный, даже для него неожи­ данный пОВОЭОГ судьбы. Ему поручается возглавить п ер ­ вую китобойную флотилию «Слава» . Восемь месяцев флотилия вела промысел ки ­ тов в районе Антарктиды . II с этой новой для него з а д а ­ чей Владимир Иванович справился отлично. По воз­ вращении он опять прини­ мает ледокол «И. Сталин»- Т ЕП Е Р Ь уже не молодой, а убеленный сединами, но все еще бравый капитан поднимался на мостик. Обло­ котись на планширь , вгляды­ вался в бесконечную засне­ женную даль . Потом шел в каюту, брал авторучку и ра з ­ машистые буквы вылетали из-под его пера. Не давала покоя мысль: написать посо­ бие для молодых штурманов по плаванию в Арктике . Меч­ те этой не суждено было ис­ полниться: в очередном рей се, 12 октября 1952 года, oi ушел из жизни... А спустя три года на мор ских просторах Арктики на ­ чал работу ледокол «Капи ­ тан Воронин». Это был ди­ зель-электроход — новая ступень в развитии ледоколь ­ ного флога . Примечательно, что капитанами на нем были многие ученики Воронина. По пути отца пошли три его сына — Владимир, П§ и Николай, связавшие суд. бу с морем, ставшие воен­ ными моряками. В. ПРОСТИХИН, член Союза журналистов СССР. «Хочу исландского гребешка» В корреспонденции «Хочу исланд­ ского гребешка» («РМ» № 35 от 28 о к ­ тября) рассказывалось о необходимо­ сти освоения рыбной промышлен­ ностью Севера добычи и переработки нового морепродукта. «В мае 1988 года после двухлетних испытаний получено заключение Киев­ ско го института гигиены питания о воз­ можности использования исландского гребеш ка на пищевые цели. В октябре на Мурманский рыбообра ­ батывающий комбинат поступила опыт­ ная партия м орож ено го мускула гре ­ бешка (2,3 тонны), из которой 2,2 тон ­ ны передано для реализации в фир­ менную тор говую сеть с целью изуче ­ и ния покупательского спроса. Получе­ но более 60 отзывов. В основном по ку ­ патели д гю т хорош ую оценку п р од у к ­ ции. Технологами ПТО «Севтехрыбпрома разработаны новые виды консервов и пресервов, одобренные дегустаци­ онными совещаниями «Севрыбы» Минрыбхоза СССР. - J Также разработана и находится в стадии согласования и нормативно-тех­ ническая документация. Специалистами М урманско го рыбо ­ обрабатывающего комбината по зада­ нию ВРПО «Севрыба» подготовлена р е ­ цептура пяти новых видов кулинарии, которые выносятся на дегустационный совет «Севрыбы». При положительном решении дегустационного совета, НТД и цены будут разработаны в короткий срок, так ка к по кулинарным изделиям все вопросы решаются не в Минрыб- хозе СССР, а на месте. Мясо гребешка мож но использовать и для прои звод ­ ства аналоговой продукции (разработ­ ка технологии в стадии завершения), а внутренности — для получения биоло ­ гически активных веществ, в основном медицинско го назначения (такие рабо­ ты начаты в сотрудничестве с научно- исследовательской лабораторией био­ логически активных веществ и го рм о ­ нов Минздрава СССР). *4 По вылову гребешка, механизации его обработки вопросы более сл ож ­ ные. ПИНРО пока окончательно не о п ­ ределен объем во зм ожно го изъятия. В ноябре 1988 года а техническом листке ОНТИ ЦПКТБ «Дальрыбы» о пу ­ бликована информация о линии обра- Пришел ответ ботки гребешка, разработанной специ­ алистами НПО «Дальтехрыбпром». Мы направили запрос на имя главного ин­ женера ВРПО «Дальрыба» т. Ветрова, командируем специалистов для изуче­ ния. В настоящее время Мурманский тра­ ловый флот провел переговоры с но р ­ вежцами и прорабатывает следующие три варианта сотрудничества: лицензи­ онный лов, взятие судна в аренду, закупка судна. Окончательное решение будет за­ висеть от результатов экономических расчетов, а также оценки специалистов по внешнеэкономическим связям М ин ­ рыбхоза СССР. Е. ЛОБОВА, начальник- отде.та новой технологии объединения «Севрыба». 23декабря 1988 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz