Рыбный Мурман. 1988 г. Декабрь.
6 Славные имена земляков (капитан В. И. Воронин) з КРЕПКОМ и смыш леном пацане хозяин упрел хорошего работника. Да и знал он род Ворониных: настырные в работе. И этот, должно , танов же. Владимир устраивается на камбу з помощником повара , но через некоторое время он уже младший матрос. Сно ровки не занимать — с к а зы вался опыт работы в артели на парусных судах. Востор женно глядел на штурманов. Секстан вызывал трепет • и все большее желание учить ся. Пока умел пользоваться «маткой» — купленным за полтинник в Архангельске компасом. «Пошел опять на парусник, но проплавал не долго. Пора было поступать в мореходную школу. Парусник меня не "удовлетворял боль ше». И он поступает. Долгими зимами, когда дома отец и братья чинят S сети, готовят новые ярусы , точат и куют крючки, он шту дирует мудреные морские науки. Изучает и ветхие, пе редаваемые из поколения в поколение тетради, исписан ные убористой вязью с та ринного выцветшего письма, редчайшие памятники помор ской отваги, мужества и сме калки : «Ход из Сумы в А р хангельск» , «Ход из Арх ан гельска до Норвегии», «Тер ский берег», «Обратно из Норвегии», . «И з Архангель ска в Поморье», «Подробны описания курсов» ... В 1912 году Владимир по лучил диплом об окончании мореходной школы и пошел работать на пароходы, актив но вытеснившие парусники в силу быстрого становления Товарищества Архаигельск- Мурманского срочного паро ходства, организованного в 1875 году капиталистом Ф. В. Чижовым . Попадает на зн а комый пароход «Савватип» , которым восторгался, будучи зуйком, вы езжая с артелью на становище. На нем он про шел путь от матроса до стар шего штурмана. К 1 9 14 году флот акцио неров насчитывал 16 коммер ческих судов. На многих уже работали Воронины. Влади мира после «Савватия» на правляют на «Кандалакшу» , потом на «Ломоносов» и на конец на «Федора Чижова» , трагический финал которого чуть не стал и его гибелью. ...Потрясенный пережитым он отправляется из Порт- Владимира , куда прибыл на «Трифоне» , в родительский дом. Не прошли бесследно и контузия , и водяная купель. Он заболел и слег. 1 0 9 П ГОД для молодого ка- 1 о b x j питана стал годом встречи с настоящей Аркти кой. Если раньше, огибая Кольский полуостров, он знал до Нордкапа все мели, банки, подводные скалы, на правления течений и ветров Корня поморского (Окончание . Нач. в Л? 38.) вдоль побережья по левому борту, то теперь память фик сировала новую лоцию и но вые приметы. Канин Нос, остров Колгуев, проливы Карские Ворота, Югорский Шар , остров Велый, полу остров Ямал , Обская губа — эти названия слышал рань ше от старых поморов, хо дивших и в эти края «про мышлять зверя» . И что са мое необычное — новый ха рактер плаваний — во льдах. Учился маневрировать среди разводий, улавливал неведо мые ранее направления кап ризной северной Розы Вет ров, изучал закономерности дрейфа льдов в морях, при легающих к ледовому фаса ду своей страны. . Совершая рейсы в Обскую губу за сибирской пшеницей для голодающих северных районов, Воронин был одним из немногих капитанов, на чавших осваивать Северный морской путь с практичес кими целями в период летней навигации. Время с 1920 по 1924 год молено с полным основа нием назвать периодом с та новления ледового капитана Воронина. Ходил и в Аркти ку, и на линии Архангельск — Берген — Лондон, и по Белому морю. Накопленный опыт, хорошее знание морей Арктики послужили тому, что он уверенно ступил на капитанский мостик ледо кольного парохода «Г. Се дов» в 1926 году, на кото ром уже, как на оселке, до водил свое мастерство, отта чивал теоретические предпо ложения и замыслы , возник шие в ранних плаваниях. АУКА широко наступа ла на Север. Одна экс педиция за другой направля- I дйсь для изучения природ ных богатств окраинных рай онов, сооружались полярные станции. В 1929 году отправ ляется высокоширотная экс педиция к Земле Франца-Ио сифа. На «Г. Седове» Вла димир Иванович близко зн а комится с профессором О. Ю. Шмидтом, который оказал сильное влияние на Ворони на. С особой силой в нем проявляются задатки учено го и в его дневниковых запи сях много размышлений по вопросам ледовой тактики проводки отдельных судов, караванов , которые впослед ствии лягут в основу много численных статей. Много рей-сов совершил В. И. Воронин на «Г. Седо ве» в 30-е годы. которые войдут в историю изучения и освоения Арктики как наи более интересные, насыщен ные. плодотворные, изобилу ющие не только победными реляциями , но и драматиче скими событиями. Участии- Н ком их был Владимир Ива нович Воронин, уже прочно завоевавший репутацию опытного ледового академи ка. Вот несколько штрихов к портрету того славного вре мени. 1932 год, год, в который, по словам О. Ю. Шмидта , западный сектор Арктики можно было считать в основ ном освоенным. В. И. Воро нин на ледокольном парохо де «А. Сибиряков» совершил переход по СМП из Баренце'- ва моря в Тихий океан для выявления возможности пра ктического использования трассы для народного хо зяй ства. Рейс прошел успешно, и в 1933 году возникает не обходимость повторить .рейс для подтверждения практиче ской возможности работы су дов с запада на восток. Кто поведет очередное судно? (Это был «Челюскин»). Выбор пал на В. И. Воро нина. Несмотря на обострившу юся болезнь и отказавшись от этого, на его взгляд , нере ального предприятия , он все ж е согласился , уступив н а стойчивым просьбам Шмид та. Хотя до последнего часа был уверен в ошибочности выбора «Челюскина» и всего предприятия. Э, Кренкель впоследствии писал в подтверждение этого: «Только авторитет Шмидта и доброе многолетнее отноше ние этих людей заставили Владимира Ивановича изме нить первоначальное реше ние. В плаваниях среди т я желых льдов , пожалуй , этот пароход будет мало пригод ным — так думается при бе глом осмотре его... Предпо ложение о малой пригодно сти судна к плаванию во льдах подтвердилось. Б ол ь ш ая ширина его ведет к то му, что непрочные скуловые части почти под прямым уг лом принимают удары льда . При этом выясняется целый ряд других недостатков ...» «Челюскин» был заж ат льдами почти у самой цели — в Беринговом проливе, дрейфовал , но был р а зд а в лен. 13 февраля 104 челове ка из экипаж а и экспе диции в условиях полярной ночи остались на льдине. Ис тория их спасения широко известна. Челюскинцы были сняты на материк семью лет чиками, ставшими первыми Героями Советского Союза. После гибели «Челюски на» В. И. Воронина направ ляют на ледокол «Ермак» , который возглавлял до 1938 года. По-прежнему он р а зд у мывает над тактикой работы ледоколов во льдах , обобща ет накопленный опыт, высту пает в печати со статьями. А р к т и к а требовала но вых ледоколов , мощ ных, с крепким ледовым кор пусом. Гибель «Челюскина» отрезвила многих, заставила посмотреть реально на Сев- морпуть. Спущен на воду л е докол «И. Сталин» , более мощный, нежели дедушка «Ермак» . Он стал ф л а гм а ном, а капитаном в 1938 году на новый ледокол назначили В. И. Воронина. Осенью это го же года ледокол сделал арктический рейс. пройдя пролив Вилькицкого в море Лаптевых , достигнув 83 па раллели , а в начале ноября пришел в Ленинград. Влади мир Иванович слег в постелб. По выходе из больницы наступила черная полоса в жизни Владимира Иванови ча. На пись.ма, адресован ные И. Д. Папанину, ответа не получает. «У меня созда лось тяжелое положение. Я оказался без работы и з а р а ботка». А уже шла война. Видимо, его письма так и не дошли до Папанина, иначе он не оставил бы в беде ч е ловека , которого хорошо знал и который снимал его четверку с льдины. Из Ленинграда эвакуиро валось оборудование, отправ лялось в глубь страны . Во ронин в качестве консуль танта проводки военного ко рабля в деревянном доке по системе каналов добрался до Ульяновска . Прибыв туда, опять остался без работы и средств к существованию. Устраивается завхозом в кол хоз Древнего Горъдища. что в пятнадцати километрах от Ульяновска . Ежедневно на попутной машине добирается туда и обратно к семье. Хо дил мрачный и расстроен ный. Не унывала лишь жена Пелага, веселая по нраву, бывшая искусная вышиваль щица, лучшая в Сумском цо- саде. Поддерживала добрым словом и заботой. П РЕВРАТНОСТИ СУДЬ БЫ . Уже известный во всей Арктике ледовый к апитан ,’ имеющий высокие награды, в тяжелое для с тр а ны время оказался волею случая не у дел. Сильная на тура тем, видимо, и отлича ется от посредственности, что сражается с обстоятель ствами. Еще и еще раз Вла димир Иванович идет в во енкомат. но медицинская комиссия непреклонна. В конце концов после очеред ного обследования он полу- чабт справку: «Плавать в Арктике может, но просту ж аться нельзя» . Так поляр ный капитан был призван и направлен в распоряжение штаба Беломорской военной флотилии — в ледокольный отряд. Вскоре В. Н. Воронину присваивают воинское звание капитана второго ранга. Он исполняет обязанности с т а р шего лоцмана Севморпути. До 1943 года Владимир Иванович обучает молодых военных и гражданских штур манов тактике ледовой про водки по Белому морю, чи тает лекции для военных лоцманов , сам проводит под ходящие союзнические к ар а ваны в порт. В апреле 1943 года он опять положил свою креп кую поморскую ладонь на телеграф ледокола «И. Ста лин». Опять обрел спокойст вие, уверенность, хладнокро вие. Приняв судно в Петро- павловске-Камчатском, Во ронин осуществил проводки судов в восточном секторе Арктики, а в ноябре совме стно с ледорезом «Ф. Л и т к и совершил переход из Тикси tT сопровождении военных ко раблей в Архангельск . (У Г Г Р ЕМ ЕЛ И ЗАЛ ПЫ ^ войны, позади «огнен ные мили». Китель Владими ра Ивановича украшали н а грады за освоение СМП и боевые заслуги: ордена Л е нина, Красной Звезды , Тру дового Красного Знамени , «Зн ак Почета» , Отечествен ной войны 1-й и 2-й степе ни, Нахимова 2,-й степени, медали. В 1948 году в биографии В. И. Воронина был интерес ный, даже для него неожи данный пОВОЭОГ судьбы. Ему поручается возглавить п ер вую китобойную флотилию «Слава» . Восемь месяцев флотилия вела промысел ки тов в районе Антарктиды . II с этой новой для него з а д а чей Владимир Иванович справился отлично. По воз вращении он опять прини мает ледокол «И. Сталин»- Т ЕП Е Р Ь уже не молодой, а убеленный сединами, но все еще бравый капитан поднимался на мостик. Обло котись на планширь , вгляды вался в бесконечную засне женную даль . Потом шел в каюту, брал авторучку и ра з машистые буквы вылетали из-под его пера. Не давала покоя мысль: написать посо бие для молодых штурманов по плаванию в Арктике . Меч те этой не суждено было ис полниться: в очередном рей се, 12 октября 1952 года, oi ушел из жизни... А спустя три года на мор ских просторах Арктики на чал работу ледокол «Капи тан Воронин». Это был ди зель-электроход — новая ступень в развитии ледоколь ного флога . Примечательно, что капитанами на нем были многие ученики Воронина. По пути отца пошли три его сына — Владимир, П§ и Николай, связавшие суд. бу с морем, ставшие воен ными моряками. В. ПРОСТИХИН, член Союза журналистов СССР. «Хочу исландского гребешка» В корреспонденции «Хочу исланд ского гребешка» («РМ» № 35 от 28 о к тября) рассказывалось о необходимо сти освоения рыбной промышлен ностью Севера добычи и переработки нового морепродукта. «В мае 1988 года после двухлетних испытаний получено заключение Киев ско го института гигиены питания о воз можности использования исландского гребеш ка на пищевые цели. В октябре на Мурманский рыбообра батывающий комбинат поступила опыт ная партия м орож ено го мускула гре бешка (2,3 тонны), из которой 2,2 тон ны передано для реализации в фир менную тор говую сеть с целью изуче и ния покупательского спроса. Получе но более 60 отзывов. В основном по ку патели д гю т хорош ую оценку п р од у к ции. Технологами ПТО «Севтехрыбпрома разработаны новые виды консервов и пресервов, одобренные дегустаци онными совещаниями «Севрыбы» Минрыбхоза СССР. - J Также разработана и находится в стадии согласования и нормативно-тех ническая документация. Специалистами М урманско го рыбо обрабатывающего комбината по зада нию ВРПО «Севрыба» подготовлена р е цептура пяти новых видов кулинарии, которые выносятся на дегустационный совет «Севрыбы». При положительном решении дегустационного совета, НТД и цены будут разработаны в короткий срок, так ка к по кулинарным изделиям все вопросы решаются не в Минрыб- хозе СССР, а на месте. Мясо гребешка мож но использовать и для прои звод ства аналоговой продукции (разработ ка технологии в стадии завершения), а внутренности — для получения биоло гически активных веществ, в основном медицинско го назначения (такие рабо ты начаты в сотрудничестве с научно- исследовательской лабораторией био логически активных веществ и го рм о нов Минздрава СССР). *4 По вылову гребешка, механизации его обработки вопросы более сл ож ные. ПИНРО пока окончательно не о п ределен объем во зм ожно го изъятия. В ноябре 1988 года а техническом листке ОНТИ ЦПКТБ «Дальрыбы» о пу бликована информация о линии обра- Пришел ответ ботки гребешка, разработанной специ алистами НПО «Дальтехрыбпром». Мы направили запрос на имя главного ин женера ВРПО «Дальрыба» т. Ветрова, командируем специалистов для изуче ния. В настоящее время Мурманский тра ловый флот провел переговоры с но р вежцами и прорабатывает следующие три варианта сотрудничества: лицензи онный лов, взятие судна в аренду, закупка судна. Окончательное решение будет за висеть от результатов экономических расчетов, а также оценки специалистов по внешнеэкономическим связям М ин рыбхоза СССР. Е. ЛОБОВА, начальник- отде.та новой технологии объединения «Севрыба». 23декабря 1988 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz