Рыбный Мурман. 1988 г. Декабрь.

Хозяйственный механизм перестройки: Мнение Уважаемая редакция ! Читая материалы, опубликованные в вашем еженедельнике по раз ­ личным темам, вижу, * что уровень газеты растет. И это — не дифирамбы, а мнение человека, который знал газету в разные годы ее издания. Работаю первым помощни ­ ком в М урманском траловом флоте. «Рыбный Мурман» не всегда читаю регулярно , при ­ ходит он в море с большим опозданием , да и не всегда. Не знаю, почему. Точнее, д о ­ гадываюсь, но мо гу ошибить­ ся. Поэтому прошу помочь ра ­ зобраться в ситуациях. Вот последний пример . В реестре полученной почты зна­ чатся газеты с 15 по 20 сен­ тября, отсутствуют с 17 по 27 сентября. Несколько размышлений по поводу опубликованных мате­ К экономическим методам риалов. 16 сентября было на­ печатано интервью с главным юрисконсультом — начальни­ ком юридическо го бю ро с ар ­ битражем «Севрыбы» Л. Л. Ш амш уриным под заголовком «Экономический эгоизм». Он, в частности, возмущается э го ­ истическим отношением не ко ­ торых предприятий к общим интересам бассейна. Надо бы перечитывать клас­ сиков. Используя такую соци­ альную категорию , ка к «интере­ сы», невозможно пройти мимо замечания К. М аркса : «Идея неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от интереса. Поэтому эффектив­ но регулировать поведение людей можно , лишь хорошо зная их потребности и инте­ ресы. Напротив, частые столк­ новения с несправедливостью , расхождением слова и дела, беззащитностью добра, без­ наказанностью зла порождаю т разочарование в общественных ценностях, равнодушие, уход людей в личные интересы». И если разматывать клубок от «интересов», то многое станет на свои места. За п р о ­ шедшее время немало было несправедливых решений п р о ­ изводственных, социальных, экономических вопросов по лю бом у предприятию бассей­ на, ка к в отношениях между собой, так и с «Севрыбой». Расхождений между словом и делом . Беззащитных добрых начинаний и безнаказанности. Здесь вина не только «Севры­ бы», но и Минрыбхоза СССР. Совместить интересы лю ­ дей, коллективов, а через них выйти на общебассейновые при командно -приказной си ­ стеме неосуществимо. И ес ­ ли мы по-настоящему не пе­ рейдем к экономическим ме ­ тодам управления, то у арби ­ тража будет немало работы. По -моему , нереально созда ­ ние уникального, всеохваты­ вающего закона по «примире ­ нию» предприятий . Только экономические стимулы приве ­ дут к общему знаменателю. Думается, что в идеале дол ­ жна быть двухзвенная система управления: фирма — минис­ терство, да не одна фирма, а две. Еще В. И. Ленин отмечал, что здоровая социалистическая конкуренция есть основной двигатель повышения экономи ­ ческой и социальной значимо­ сти предприятия. Монополия на любой вид производственной деятельно­ сти — регресс в развитии. Об этом м ож но судить на при ­ мере работы бассейна в п р о ­ шлые годы, если смотреть че­ рез призму «интересов» кол ­ лективов и людей. Проблемы нарастали лавиной, а решения вытекали тонкой струйкой. Ю. ФОМИН, первый помощник капита­ на Мурманского тралового флота. Утихают «бумажные штормы» ---------------- Лед тронулся----------------- Как известно, в соответствии с указанием Миирыбхоза СССР «Севрыба» в конце 1986 года издала приказ об отмене незакон ­ ней отчетности, перечень которой составил около 200 наимено­ ваний. Это различные отчеты, пересчеты, сведения, информа­ ции, справки, перечни, паспорта, сводные данные, формы, таб­ лицы и т. д. и т. п. Вторым важным этапом-было издание приказа «Севрыбы» о введении в действие «Перечня нормативных и руководящих до ­ кументов, упорядочении и сокращении судовой документации», согласно которому с 15 января 1987 года упразднялось 26 найме: кований ведущихся на судах журналов и других бумаг. А после проведения определенной работы по унификации некоторых, как считается, «необходимых» документов, будет сокращено до­ полнительно 15 наименований. После проведения в апреле 1988 года в Севастополе конфе­ ренции руководителей рыбохозяйственных предприятий и капи­ танов судов было принято решение создать при министерстве, а также во всех бассейновых объединениях, рыбопромышленных предприятиях комиссии, которые смогли бы поднять тот пласт накопившихся вопросов и проблем, которые тормозят дальней­ шее развитие отрасли, наметить пути их решения. Перед комис­ сиями была поставлена задача с учетом Закона о государствен­ ном предприятии (объединении) изучить и дать предложения по взаимоотношениям «судно — берег», то есть действующей системы управления флотом, включая организацию и выдачу рей ­ совых заданий, всего комплекса отчетности, действующих нор ­ мативно-распорядительных документов. «Севрыбой» совместно с флотами бассейна собраны и обоб ­ щ е н ы вопросы, требующие решения. Часть из них направлена в министерство, а другая, местного значения, будет решаться усилиями объединения и судовладельцев. Прочитав в «Рыбном Мурмане» сатирическую публикацию «Писатель поневоле» судоводителя И. Беспалова, хочется уп р е к ­ нуть его за то, что он упоминает в ней о давно упраздненных журналах, таких, как «Пожарно-контрольный формуляр» и «Жур­ нал радиолокационной станции». Хотя в этом, может быть, не только его вина или беда. Еще много на судах флота имеется и узаконенных, и доморощенных журналов, с которыми в силу старых привычек моряки не мо гут расстаться. Хранят их на всякий случай. Вдруг все вернется на круги своя? А вдруг пригодятся? А вдруг придет кто-нибудь с проверкой? Глубоко вросли корни нашего консерватизма. Хотя и трудно, но их надо выкорчевывать. Есем вместе и смелее. Привыкли мы говорить о проблемах на всех уровнях и с разных трибун. Но когда дело доходит до конкретных предло ­ жений по их решению, то от большинства служб флотов и от­ дельных специалистов поступают обыкновенные отписки или ни­ чего не значащие пожелания. С этим приходится сталкиваться по долгу работы. Так, не оказалось никаких замечаний и предложений по пла­ ну-проекту нового Устава службы, разработанному ВНИЭРХом, у «Мурманрыбпрома», «Архангельскрыбпрома», рыбного порта, промбазы АРКС, МРКС и других. Не было ранее замечаний у многих служб мореплавания флотов и не поступает их до сих пор от судоводителей по действующему Наставлению по ор га ­ низации штурманской службы, которое только чуть-чуть ко с ­ нулось промысловой деятельности флота и поэтому не совсем соответствует своему назначению. Таких фактов можно приво ­ дить много. Мне могут возразить, что, мол, это дело институ­ тов. В основном, да. Но пользоваться документом приходится плавсоставу! Кстати, сейчас в соответствии с указанием Минрыбхоза СССР начата подготовительная работа по переработке Устава службы на судах флота рыбной промышленности СССР — одного из ос­ новополагающих документов в отрасли. Он касается всех ра­ ботников рыбного хозяйства и от того, каким выйдет Устав, будет многое зависеть. Считаю уместным обсуждение проекта этого документа на страницах еженедельника «Рыбный Мурман». Н. КРАСНОГОЛОВЕЦ, заместитель заведующего отделом МПКТИ «Севгипрорыб- флот» (Мурманского проектно-конструкторского и техноло­ гического института по судостроению, модернизации, техни­ ческой эксплуатации и разработке средств механизации руч­ ного труда). Правофланговые Е л епа Юр ъевпа УРВА Н0 - ВЙЧ работает о цехе Л? 8 консервного завода Му рман ­ ского рыбокомбината. О ее старательности, трудолюбии , о стремлении к совершенст­ вованию говорит хотя бы тот факт, что она - в числе немно­ г их осваивала новую техни­ к у западногерманского про­ изводства. И сейчас контро­ лирует работу автоматики. Но если надо, может перей­ ти с участка стерилизации на закатку продукции , на обра­ ботку рыбы. Фото В. КОРЕЦКОГО. й * у ; щ т я г “ , ш ш кШ т г !■ I м 1 " " " О положении дел на строительстве Железобетонная «Этот завод — надежда ры т б а ко в . Ох н а к они верят, что б уд ущ ие м аш и н о с тро и те л и с п ом ощ ью н о н с т р у к т о р о в , и н . ж е н ер о в «С евтехрыбпром а» со след ующ ей п я т и л е т к и н а ч н у т в дос та то чном ко ли ч ес тве на ­ сыщ а ть промы сл овы е суда рыбора зделочной те хн и ко й ', п р и д ум аю т и в о пл о тя т в ме­ талл свои о р и ги н а л ь ны е за ­ д ум к и , да не в единичном э к ­ зем пляре , а в д е с я т ка х , с о т ­ н я х ш т у к , дабы ш н е р о ч ны й н о ж н а кон е ц -то занял давно подобающее ем у место в к р а е ­ ведческом музее». Приведенные выше стро­ ки в зяты из корреспонден­ ции «Надежда» , опублико­ ванной ровно три месяца назад в «Рыбном Мурмане».; И рядом, во всю первую страницу номера, помещен снимок, сделанный на строй­ площадке будущего маши­ ностроительного завода Се­ верного бассейна. А на этом снимке, с чертежами в р у ­ ках, начальник СМУ-1 А. М.; Миронов и заместитель дй; ректора ПТО «Севтехрыби- пром» В. Л. Толбузин, дру ­ гие представители строите­ лей и заказчика . Все — люди деловые , с серьезны ­ ми, озабоченными лицами. К сожалению, сегодня подоб­ ный снимок повторить уже невозможно. И не потому, что слишком уж изменился облик стройплощадки, - г тот же лес железобетонных колонн, кое-где облагорож­ женный плитами перёкры; тия . Й не потому, что кого: то и з ' этих людей перестали <«*•> .-wt .- ft. *. ж - интересовать заботы строй­ ки. Нет — изменилось отно­ шение «героев» снимка друг J&bt- ■ ■’-'-Г. к другу. И на то е ст ь впол­ не объективные причины. ...Зная , что каждую пят ­ ницу в 11 .00 на машино­ строительном собирается штаб стройки, я к назначен ­ ному часу подошел к про­ рабскому вагончику. Вскоре появился мастер генподряд­ ного СМУ-1 треста «Мур- манскпромстрой» ТСО «Мурманскстроя» . Недоуме­ вая , он стал звонить свое­ му руководству. Б е з р е ­ зультатно . А тем временем подошли представители суб­ подрядных организаций и заказчика . Решили погово­ рить без «генеральных». В. Л. ТОЛБУЗИН: — Да, еще три месяца назад мы не испытывали особой тр е ­ воги. Делали все возможное , чтобы помочь строителям ос­ ваивать выделенные средст­ ва. Например , решили воп­ рос с намывом грунта под фундамент , тем самым зн а ­ чительно сократив сроки строительства. Даже формы для отливки железобетонных проемов з а ­ казали и представили. Доста ­ вили из Ленинграда чугун ­ ные плитки для полов к у з ­ нечного участка . То есть бр а ­ лись и беремся за любую свойственную и несвойствен­ ную нам, заказчику , работу. А генподрядчик, СМУ-1, пол­ ностью освободил себя от всяческих хлопот. Д. А. БЕЛОВ, начальник ОКСа «Севтехрыбпрома»: — У них, строителей, отго­ ворка одна — нет железобе ­ тона. Но ведь надо хоть как- то пытаться решить эту проблему. Мы бьемся, сговариваем- ся даже с предприятиями Дальнего Востока, - чтобы полностью и в срок укомп­ лектовать этот завод обору­ дованием. Нет кранов — так сфотографировали нашу стройку, а снимок отправили па завод-изготовитель. По­ могите, мол, очень на вас надеемся... Но это все эмоции. А фа ­ кты таковы: план первого квартала года по строитель?5 но-монтажным работам был” выполнен на 182 процента, второго квартала — на 189 процентов, а третьего — на 3 8 процентов, и в итоге з а ­ дание одиннадцати месяцев выполнено всего лишь на 84 процента. И сейчас, в д е ­ кабре , под угрозой план го­ да в целом. В. Л. ТОЛБУЗИН: — А самое обидное в том, что ответственность практически з а все срывы и неполадки несем только мы, заказчик . В этом году генподрядчик оштрафовал нас на 10,5 ты ­ сячи рублей за несвоевремен­ ное предоставление титуль ­ ного списка стройки, хотя вся остальная документация была выполнена. Хорошо, формально мы виноваты не возражаем . Но кто будет сегодня и зав тр а отвечать з а срыв сроков строительст­ ва? А. Ф. ФИРСТОВ, на­ чальник участка СУ-12: —Л Б е з нас, субподрядчиков; СМУ-1 освоило совсем не- 23 декабря 1: 183 РЫБНЫЙМУРМАН >

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz