Рыбный Мурман. 1988 г. Декабрь.
Хозяйственный механизм перестройки: Мнение Уважаемая редакция ! Читая материалы, опубликованные в вашем еженедельнике по раз личным темам, вижу, * что уровень газеты растет. И это — не дифирамбы, а мнение человека, который знал газету в разные годы ее издания. Работаю первым помощни ком в М урманском траловом флоте. «Рыбный Мурман» не всегда читаю регулярно , при ходит он в море с большим опозданием , да и не всегда. Не знаю, почему. Точнее, д о гадываюсь, но мо гу ошибить ся. Поэтому прошу помочь ра зобраться в ситуациях. Вот последний пример . В реестре полученной почты зна чатся газеты с 15 по 20 сен тября, отсутствуют с 17 по 27 сентября. Несколько размышлений по поводу опубликованных мате К экономическим методам риалов. 16 сентября было на печатано интервью с главным юрисконсультом — начальни ком юридическо го бю ро с ар битражем «Севрыбы» Л. Л. Ш амш уриным под заголовком «Экономический эгоизм». Он, в частности, возмущается э го истическим отношением не ко торых предприятий к общим интересам бассейна. Надо бы перечитывать клас сиков. Используя такую соци альную категорию , ка к «интере сы», невозможно пройти мимо замечания К. М аркса : «Идея неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от интереса. Поэтому эффектив но регулировать поведение людей можно , лишь хорошо зная их потребности и инте ресы. Напротив, частые столк новения с несправедливостью , расхождением слова и дела, беззащитностью добра, без наказанностью зла порождаю т разочарование в общественных ценностях, равнодушие, уход людей в личные интересы». И если разматывать клубок от «интересов», то многое станет на свои места. За п р о шедшее время немало было несправедливых решений п р о изводственных, социальных, экономических вопросов по лю бом у предприятию бассей на, ка к в отношениях между собой, так и с «Севрыбой». Расхождений между словом и делом . Беззащитных добрых начинаний и безнаказанности. Здесь вина не только «Севры бы», но и Минрыбхоза СССР. Совместить интересы лю дей, коллективов, а через них выйти на общебассейновые при командно -приказной си стеме неосуществимо. И ес ли мы по-настоящему не пе рейдем к экономическим ме тодам управления, то у арби тража будет немало работы. По -моему , нереально созда ние уникального, всеохваты вающего закона по «примире нию» предприятий . Только экономические стимулы приве дут к общему знаменателю. Думается, что в идеале дол жна быть двухзвенная система управления: фирма — минис терство, да не одна фирма, а две. Еще В. И. Ленин отмечал, что здоровая социалистическая конкуренция есть основной двигатель повышения экономи ческой и социальной значимо сти предприятия. Монополия на любой вид производственной деятельно сти — регресс в развитии. Об этом м ож но судить на при мере работы бассейна в п р о шлые годы, если смотреть че рез призму «интересов» кол лективов и людей. Проблемы нарастали лавиной, а решения вытекали тонкой струйкой. Ю. ФОМИН, первый помощник капита на Мурманского тралового флота. Утихают «бумажные штормы» ---------------- Лед тронулся----------------- Как известно, в соответствии с указанием Миирыбхоза СССР «Севрыба» в конце 1986 года издала приказ об отмене незакон ней отчетности, перечень которой составил около 200 наимено ваний. Это различные отчеты, пересчеты, сведения, информа ции, справки, перечни, паспорта, сводные данные, формы, таб лицы и т. д. и т. п. Вторым важным этапом-было издание приказа «Севрыбы» о введении в действие «Перечня нормативных и руководящих до кументов, упорядочении и сокращении судовой документации», согласно которому с 15 января 1987 года упразднялось 26 найме: кований ведущихся на судах журналов и других бумаг. А после проведения определенной работы по унификации некоторых, как считается, «необходимых» документов, будет сокращено до полнительно 15 наименований. После проведения в апреле 1988 года в Севастополе конфе ренции руководителей рыбохозяйственных предприятий и капи танов судов было принято решение создать при министерстве, а также во всех бассейновых объединениях, рыбопромышленных предприятиях комиссии, которые смогли бы поднять тот пласт накопившихся вопросов и проблем, которые тормозят дальней шее развитие отрасли, наметить пути их решения. Перед комис сиями была поставлена задача с учетом Закона о государствен ном предприятии (объединении) изучить и дать предложения по взаимоотношениям «судно — берег», то есть действующей системы управления флотом, включая организацию и выдачу рей совых заданий, всего комплекса отчетности, действующих нор мативно-распорядительных документов. «Севрыбой» совместно с флотами бассейна собраны и обоб щ е н ы вопросы, требующие решения. Часть из них направлена в министерство, а другая, местного значения, будет решаться усилиями объединения и судовладельцев. Прочитав в «Рыбном Мурмане» сатирическую публикацию «Писатель поневоле» судоводителя И. Беспалова, хочется уп р е к нуть его за то, что он упоминает в ней о давно упраздненных журналах, таких, как «Пожарно-контрольный формуляр» и «Жур нал радиолокационной станции». Хотя в этом, может быть, не только его вина или беда. Еще много на судах флота имеется и узаконенных, и доморощенных журналов, с которыми в силу старых привычек моряки не мо гут расстаться. Хранят их на всякий случай. Вдруг все вернется на круги своя? А вдруг пригодятся? А вдруг придет кто-нибудь с проверкой? Глубоко вросли корни нашего консерватизма. Хотя и трудно, но их надо выкорчевывать. Есем вместе и смелее. Привыкли мы говорить о проблемах на всех уровнях и с разных трибун. Но когда дело доходит до конкретных предло жений по их решению, то от большинства служб флотов и от дельных специалистов поступают обыкновенные отписки или ни чего не значащие пожелания. С этим приходится сталкиваться по долгу работы. Так, не оказалось никаких замечаний и предложений по пла ну-проекту нового Устава службы, разработанному ВНИЭРХом, у «Мурманрыбпрома», «Архангельскрыбпрома», рыбного порта, промбазы АРКС, МРКС и других. Не было ранее замечаний у многих служб мореплавания флотов и не поступает их до сих пор от судоводителей по действующему Наставлению по ор га низации штурманской службы, которое только чуть-чуть ко с нулось промысловой деятельности флота и поэтому не совсем соответствует своему назначению. Таких фактов можно приво дить много. Мне могут возразить, что, мол, это дело институ тов. В основном, да. Но пользоваться документом приходится плавсоставу! Кстати, сейчас в соответствии с указанием Минрыбхоза СССР начата подготовительная работа по переработке Устава службы на судах флота рыбной промышленности СССР — одного из ос новополагающих документов в отрасли. Он касается всех ра ботников рыбного хозяйства и от того, каким выйдет Устав, будет многое зависеть. Считаю уместным обсуждение проекта этого документа на страницах еженедельника «Рыбный Мурман». Н. КРАСНОГОЛОВЕЦ, заместитель заведующего отделом МПКТИ «Севгипрорыб- флот» (Мурманского проектно-конструкторского и техноло гического института по судостроению, модернизации, техни ческой эксплуатации и разработке средств механизации руч ного труда). Правофланговые Е л епа Юр ъевпа УРВА Н0 - ВЙЧ работает о цехе Л? 8 консервного завода Му рман ского рыбокомбината. О ее старательности, трудолюбии , о стремлении к совершенст вованию говорит хотя бы тот факт, что она - в числе немно г их осваивала новую техни к у западногерманского про изводства. И сейчас контро лирует работу автоматики. Но если надо, может перей ти с участка стерилизации на закатку продукции , на обра ботку рыбы. Фото В. КОРЕЦКОГО. й * у ; щ т я г “ , ш ш кШ т г !■ I м 1 " " " О положении дел на строительстве Железобетонная «Этот завод — надежда ры т б а ко в . Ох н а к они верят, что б уд ущ ие м аш и н о с тро и те л и с п ом ощ ью н о н с т р у к т о р о в , и н . ж е н ер о в «С евтехрыбпром а» со след ующ ей п я т и л е т к и н а ч н у т в дос та то чном ко ли ч ес тве на сыщ а ть промы сл овы е суда рыбора зделочной те хн и ко й ', п р и д ум аю т и в о пл о тя т в ме талл свои о р и ги н а л ь ны е за д ум к и , да не в единичном э к зем пляре , а в д е с я т ка х , с о т н я х ш т у к , дабы ш н е р о ч ны й н о ж н а кон е ц -то занял давно подобающее ем у место в к р а е ведческом музее». Приведенные выше стро ки в зяты из корреспонден ции «Надежда» , опублико ванной ровно три месяца назад в «Рыбном Мурмане».; И рядом, во всю первую страницу номера, помещен снимок, сделанный на строй площадке будущего маши ностроительного завода Се верного бассейна. А на этом снимке, с чертежами в р у ках, начальник СМУ-1 А. М.; Миронов и заместитель дй; ректора ПТО «Севтехрыби- пром» В. Л. Толбузин, дру гие представители строите лей и заказчика . Все — люди деловые , с серьезны ми, озабоченными лицами. К сожалению, сегодня подоб ный снимок повторить уже невозможно. И не потому, что слишком уж изменился облик стройплощадки, - г тот же лес железобетонных колонн, кое-где облагорож женный плитами перёкры; тия . Й не потому, что кого: то и з ' этих людей перестали <«*•> .-wt .- ft. *. ж - интересовать заботы строй ки. Нет — изменилось отно шение «героев» снимка друг J&bt- ■ ■’-'-Г. к другу. И на то е ст ь впол не объективные причины. ...Зная , что каждую пят ницу в 11 .00 на машино строительном собирается штаб стройки, я к назначен ному часу подошел к про рабскому вагончику. Вскоре появился мастер генподряд ного СМУ-1 треста «Мур- манскпромстрой» ТСО «Мурманскстроя» . Недоуме вая , он стал звонить свое му руководству. Б е з р е зультатно . А тем временем подошли представители суб подрядных организаций и заказчика . Решили погово рить без «генеральных». В. Л. ТОЛБУЗИН: — Да, еще три месяца назад мы не испытывали особой тр е воги. Делали все возможное , чтобы помочь строителям ос ваивать выделенные средст ва. Например , решили воп рос с намывом грунта под фундамент , тем самым зн а чительно сократив сроки строительства. Даже формы для отливки железобетонных проемов з а казали и представили. Доста вили из Ленинграда чугун ные плитки для полов к у з нечного участка . То есть бр а лись и беремся за любую свойственную и несвойствен ную нам, заказчику , работу. А генподрядчик, СМУ-1, пол ностью освободил себя от всяческих хлопот. Д. А. БЕЛОВ, начальник ОКСа «Севтехрыбпрома»: — У них, строителей, отго ворка одна — нет железобе тона. Но ведь надо хоть как- то пытаться решить эту проблему. Мы бьемся, сговариваем- ся даже с предприятиями Дальнего Востока, - чтобы полностью и в срок укомп лектовать этот завод обору дованием. Нет кранов — так сфотографировали нашу стройку, а снимок отправили па завод-изготовитель. По могите, мол, очень на вас надеемся... Но это все эмоции. А фа кты таковы: план первого квартала года по строитель?5 но-монтажным работам был” выполнен на 182 процента, второго квартала — на 189 процентов, а третьего — на 3 8 процентов, и в итоге з а дание одиннадцати месяцев выполнено всего лишь на 84 процента. И сейчас, в д е кабре , под угрозой план го да в целом. В. Л. ТОЛБУЗИН: — А самое обидное в том, что ответственность практически з а все срывы и неполадки несем только мы, заказчик . В этом году генподрядчик оштрафовал нас на 10,5 ты сячи рублей за несвоевремен ное предоставление титуль ного списка стройки, хотя вся остальная документация была выполнена. Хорошо, формально мы виноваты не возражаем . Но кто будет сегодня и зав тр а отвечать з а срыв сроков строительст ва? А. Ф. ФИРСТОВ, на чальник участка СУ-12: —Л Б е з нас, субподрядчиков; СМУ-1 освоило совсем не- 23 декабря 1: 183 РЫБНЫЙМУРМАН >
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz