Рыбный Мурман. 1988 г. Август.

6 Тормоза перестройки В ЫНУЖДЕНЫ ОБРАТИТЬСЯ к вам по многим вопросам пла­ нирования и оплаты труда рыбаков, которые, на наш взгляд, не решаются руководителями и профсоюзными органа- ми. Это волнует все экипажи. Обращались в разные организации, вплоть до Минрыбхоза СССР. Но получали отписки со ссылкой на устаревшие, но суще­ ствующие документы, которые являются тормозом прогрессив* ных решений, либо совсем ответы не давались, С 1 января 1988 года «Архангельскрыбпром» перешел на пол­ ный хозрасчет и самофинансирование. Тут-то и проявилась со­ циальная несправедливость во многих сферах труда и отдыха. Приказы и распоряжения, касающиеся конкретно моряков, принимаются без учета их мнения, часто ущемляются интересы. Судя по этим документам, у руководителей разных степеней, начиная с министерства, не совсем точное представление о ры­ бацкой профессии. А между тем это прежде всего труд. Тяже­ лый, иногда изнуряющий. Хотя механизация и автоматизация процессов обработки ры­ бопродукции не внедряется, суточные нагрузки растут. Так, на ПСТ (посольно-свежьевом траулере) выпуск полуфабриката вы­ рос с 5,4 тонны до 8,5 тонны в сутки на треске. Скрытые резер­ вы — авралы, подвахта. А отдельные члены экипажа, не стоя­ щие вахты (боцман, электромеханик, старший механик, матрос- уборщик, 1-й помощник капитана, механик-наладчик, слесарь, на­ вигатор, электрик) привлекаются к уборке рыбы дважды в сутки, то есть 6 часов. На промысле рыба стабильно по 14 тонн в сутки (из которой надо получить готовой продукции 8,5 тонны) не ловится. Но на­ шим руководством планируются отвлечения промсудов для ра­ боты с плавбазами, на ожидания и бункеровку топливом и море, переходы и стоянки в порту для сдачи рыбы и т. д., и т. п. Все это мы должны обработать. Так что фактически суточные нагруз­ ки из 8,5 тонны вырастают в более высокие. ремонта, так и за ра- боту, выполненную в саморемонте, по рас­ ценкам С РП , на кото­ ром стоит судно. Должностными лицами раз­ ных уровней утверждается, что рыбаки относятся к ка­ тегории высокооплачиваемых людей. Судя по материалам «Рыб­ ного Мурмана» за 8 января 1988 года, среднегодовая зар­ плата работника судоверфи — 4400 рублей, тарного ком­ бината — 3600, Мурманско­ го рыбокомбината — 3400. а плавсостава Мурманского тра­ лового флота 1— 6000; наше­ го экипажа — 4800 (по на­ шим подсчетам). Для несве­ дущих эти цифры покажутся впечатляющими. Однако здесь упущена немаловажная деталь: рыбаки эти суммы по­ лучают, работая в сутки 12 часов. Если пересчитать за­ работок на час, то все вста­ нет на иные места: рабочий Мурманской судоверфи за снижению на час отраооткн, а также к снижению выпол­ нения плана выпуска рыбо­ продукции. Вот еще один парадокс. На ПСТ сегодня мы выпуска­ ем рыбопродукцию, почему-то называемую полуфабрикатом. Это соленая или охлажден­ ная рыба (треска, палтус), которую можно сразу пода­ вать на стол покупателю. Но сдаем мы ее как полуфабри­ кат, нам и платят соответ­ ственно. Неплохо живут, на­ пример. рыбокомбинат, рыб- сбыт, не ахти как напряга­ ясь. Затарку в емкости мы спокойно можем делать и на судне. П Р Е Д Л А Г А Е М . Ярлык «полу­ фабрикат» с готовой продукции снять и принимать ее соответ­ ствующими инстан­ циями как готовую продукцию. В порту судно готовится СНЯТЬСЯ С РИФОВ ЗАСТОЯ стремятся моряки «Архангельскрыбпрома» П Р Е Д Л А Г А Е М. Суточные нагруз­ ки устанавливать без учета непроизводите­ льных работ, т. е. не на сутки промысла, а на сутки лова, на ос­ новное производ­ ство — из расчета 8- часового рабочего вре­ мени. Всем членам эки­ пажа установить нор­ мальный рабочий день без всяких перерабо­ ток. Установить плав­ составу 2 выходных дня в неделю. Вах­ ты — по 4 часа через 8. Всего в сутки по две вахты. Новшеств вводить не при­ дется, наоборот, все упростят­ ся: нормальный рабочий день — по 8 часов с двумя выход­ ными днями. А то как-то не­ справедливо получается: у управленческого аппарата, береговых предприятий по 2 выходных в неделю, а у плав­ состава по одному при 12-ча­ совом дне и более в сутки. Без переработок не обой­ тись на судне в период про­ мысла. Они должны оплачи­ ваться отдельно, равно как и за ночные часы. Очень сложна у нас систе­ мы оплаты труда. Судите са­ ми. Пока готовится судно к плаванию, проводится между­ рейсовое техническое обслу­ живание. действует одна сис­ тема оплаты — повременная, 90 или 80 процентов оклада. Плановая стоянка, переходы — повременная, 100 процен­ тов. На промысле — сдельно- премиальная. Но ведь рейс- то. единый, включающий в себя и МРТО . и плановые, и внеплановые стоянки. Значит, можно все намного упростить, только проявить инициативу и смелость. В «Архангельскрыбироме» изданы приказы № 627 (1985 год) и дополнение к нему № 54 (1986 год). Первый гласит об оплате за рыбопро­ дукцию при работе на дон­ ных породах рыб, второй — на спецлове трески. По 627-у приказу стоимость за тонну продукции морякам шла: треска б/г соленая в порт и на плавбазу — 44,1 рубля, палтус — 101,4, окунь — 57,3 и т. д. По 54-у приказу: треска — 36,5, палтус — 6*2, окунь — 38,2 рубля и т. д. Не можем нигде добиться, а сколько же все-таки стоит одна тонна трески, палтуса, окуня, ерша и т. д. без вся­ ких «учтенных» довесков, как-то: штормовые, непроиз­ водительные работы и т. п.? П Р Е Д Л А Г А Е М . Оплату сдельно­ го заработка рыбакам за выработанную про­ дукцию производить по фактическим трудо­ затратам, без всяких мнимых добавок, т. е. по труду. . В период нахождения су­ дов в ремонте на СРП (судо­ ремонтном предприятии) всем членам экипажа, находящим­ ся в ремонте, идет 90 про­ центов оплаты от должност­ ного оклада, а остальные 10 процентов отдадут, если суд­ но выйдет но графику. Наш Архангельский СРЗ-1 отстал по своему развитию о т флота на 2 0— 25 лет. Суда часто задерживаются по вине заво­ да. а вот под удар опять же поставлен труженик моря. Члены экипажа не только за­ нимаются контролем за хо­ дом и качествам ремонта, но и сами непосредственно про­ изводят его. по качеству не уступающий, зачастую пре­ восходящий заводской. А вот вознаграждение получают в полтора— два раза ниже ра­ бочих СРП. О Р Е Д Л А Г А Е М. * * Оплату членам экипажа производить как за контроль хода час работы имеет 2,22 рубля, тарного комбината — 1.82. Мурманского рыбокомбината — 1,71, Мурманского трало­ вого флота — 1,89. рыбак на­ шего судна — 1,46 рубля. Не согласны мы с сущест­ вующей системой начисления заработной платы. Почему-то нам ее начисляют раз в 3 — 6 месяцев. Когда были старые суда с временем пребывания ? море 15— 30 суток, с рей­ совым заданием на это же время — тогда понятно. Но на флот пришли новые, рей­ сы стали ло 3,5— 6 месяцев. Ну а если рейсы будут по году н более? П Р Е Д Л А Г А Е М. Зарплату начис­ лять помесячно с пе­ реводом ее на счета в сберкассу. В случае невыполнения плана по не зависящим от экипажа причинам ему гаран­ тируется оплата 75 процен­ тов должностного оклада. Но ведь в любом случае судово­ дители, судомеханик, электри­ ки и т. д. так же несут вах­ ты, так же обеспечивают ра­ боту судна, повар так же ва­ рит' обеды и ужины экипажу, что и в период, когда основ­ ное производство выполняет план. П Р Е Д Л А Г А Е М. В случае невы­ полнения плана фло­ том всему управлен­ ческому аппарату пла­ тить 75 процентов должностных окладов. Выше говорилось, что се­ годняшние суточные нагруз­ ки для ПСТ таковы, что ос­ новное производство не справ­ ляется с его выполнением, привлекается подвахта, от­ дельные товарищи расписаны на яодвахты по 8 часов в сутки. Но тем не менее взя­ та линия на сокращение 6 человек. Считаем, что при сложив­ шейся экономической ситуа­ ции сокращение численности экипажа приведет не к уве­ личению зарплаты, а к ее спешно, с нажимом на эки­ паж со стороны администра­ тивного аппарата управления, дабы «вытолкнуть •>. Зачастую корабли выходят не подготов­ ленными технически, без снабжения, с неквалифициро­ ванными людьми, ошибками в планировании. Рейсовое зада­ ние с экипажем не согласовы­ вается. П Р Е Д Л А Г А Е М. Внедрить рейсо­ вое задание-договор, в котором будут ого­ вариваться обязатель­ ства экипажа перед управлением и управ­ ления перед экипа­ жем. До сего времени на обще­ флотских профсоюзных и других конференциях среди делегатов преобладал управ­ ленческий аппарат. В базо­ вый комитет, его президиум, а сейчас и в совет трудового коллектива входят должност­ ные лица, действия которых должны контролировать об­ щественные органы. Это при­ вело « тому, что обществен­ ные органы стали «.удобны­ ми» для администрации. Поч­ ти все предложения плавсо­ става не находят отражения ни в колдоговоре, ни в дру­ гих документах. В списке со­ вета трудового коллектива плавсостава тоже нет. Если смотреть по соотношению ра­ ботающих. то « плавсоставе около 5500 человек, в управ­ лении вместе с ЖКО. садика­ ми, тралтакелажными мастер­ скими, радиомастерскими и т. д. всего около 600 чело­ век. П Р Е Д Л А Г А Е М. Выборы рабочих органов профсоюзов, совета трудового кол­ лектива проводить с участием всех моря­ ков, как проводим вы­ боры в Советы. Коллективный договор плавсостав практически не обсуждает, потому как на фо­ румах при обсуждении его опять же преобладает управ­ ленческий аппарат. Плавсо­ став для «разжижения» при­ глашается с судов, стоящих в порту. На сегодня ни одно предложение практически не проходит от нас. Зачем, мол. лишние заботы? А моряки — народ волевой, у них безвы­ ходных положений не быва­ ет. вывернутся. Так, пример­ но. мыслят сегодня наши ру­ ководящие общественные ор­ ганы. П Р Е Д Л А Г А Е М. Коллекти в н ы й договор обсуждать и принимать с привлече­ нием плавсостава пропорционально его штатному количеству во флоте. У ЖЕ УПОМ ИНАЛОС Ь , что моряки на судне не только работают, но и жи­ вут. Проблем здесь много. Так, фильмокопии поступают очень низкого качества. Кино­ аппаратуру не знаешь где и ремонтировать. Нам даются такие, книги, что и читать-то нечего... Сроки службы книг приравнены к береговым нор­ мам. без учета того, что кни­ ги на полках спокойно не сто­ ят. «летают» от вибраций, ударов судна о волны и т. п. Спортинвентарь примитив­ ный. чаще всего изготовлен­ ный своими силами. Тренаже­ ры — редкость на ПСТ. Да и какие это тренажеры? Очень уж жиденькие, слабень­ кие, быстро выходящие из строя. Например, велосипед­ ный тренажер выдерживает рейс-два, т. е. полгода, а после только числится. Не хватает шахмат, шашек (не имеем в виду обшарпанные со списанных судов) и других настольных игр. О событиях внутри страны и за рубежом узнаем через судовую радиотрансляцию и газеты. Но газеты, по понят­ ным причинам, ежедневно по­ ступать не могут, поэтому остается только трансляция. Но радиоприемники настоль­ ко примитивные (у нас стоят автомобильные), что чаще слушаем эфирные разряды, треск, шум, чем внятную речь. К сожалению, долгое вре­ мя срабатывают традиции: да­ вай план, а улучшение усло­ вий жизни и отдыха моряка считается второстепенным. Происходит духовное выхо­ лащивание. Немаловажный вопрос для плавсостава — жилищный. У нас в «Архаигельскрыбпро- ме» очередь громадная и не уменьшается. За одиннадца­ тую пятилетку получили все­ го 5 квартир (!). По Ломоно­ совскому району г. Архан­ гельска траловый флот дает 70 процентов прибыли. А жилья получают рыбаки столько, сколько остается от остальных. Любая техническая и орга­ низаторская работа сегодня, предпринимаемая нашим ру­ ководством. не дает и не даст должных результатов без ко­ ренной ломки морально уста­ ревших приказов, наставле­ ний и инструкций вышестоя­ щих органов.- сдерживающих рентабельную работу флота. Мы хотим, чтобы работа­ лось лучше, производитель­ нее. современнее. Чтобы каж­ дый рыбак при всех тяготах нашей профессии ощущал, что сделано для него все воз­ можное. чтобы ОН чувство­ вал себя идущим в ногу со временем. По поручению экипажа ПСТ «Кореновск» первый помощник капитана А. СКОРОДУМОВ . I 5 августа 198 года рыбный мурман л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz