Рыбный Мурман. 1988 г. Август.
6 Тормоза перестройки В ЫНУЖДЕНЫ ОБРАТИТЬСЯ к вам по многим вопросам пла нирования и оплаты труда рыбаков, которые, на наш взгляд, не решаются руководителями и профсоюзными органа- ми. Это волнует все экипажи. Обращались в разные организации, вплоть до Минрыбхоза СССР. Но получали отписки со ссылкой на устаревшие, но суще ствующие документы, которые являются тормозом прогрессив* ных решений, либо совсем ответы не давались, С 1 января 1988 года «Архангельскрыбпром» перешел на пол ный хозрасчет и самофинансирование. Тут-то и проявилась со циальная несправедливость во многих сферах труда и отдыха. Приказы и распоряжения, касающиеся конкретно моряков, принимаются без учета их мнения, часто ущемляются интересы. Судя по этим документам, у руководителей разных степеней, начиная с министерства, не совсем точное представление о ры бацкой профессии. А между тем это прежде всего труд. Тяже лый, иногда изнуряющий. Хотя механизация и автоматизация процессов обработки ры бопродукции не внедряется, суточные нагрузки растут. Так, на ПСТ (посольно-свежьевом траулере) выпуск полуфабриката вы рос с 5,4 тонны до 8,5 тонны в сутки на треске. Скрытые резер вы — авралы, подвахта. А отдельные члены экипажа, не стоя щие вахты (боцман, электромеханик, старший механик, матрос- уборщик, 1-й помощник капитана, механик-наладчик, слесарь, на вигатор, электрик) привлекаются к уборке рыбы дважды в сутки, то есть 6 часов. На промысле рыба стабильно по 14 тонн в сутки (из которой надо получить готовой продукции 8,5 тонны) не ловится. Но на шим руководством планируются отвлечения промсудов для ра боты с плавбазами, на ожидания и бункеровку топливом и море, переходы и стоянки в порту для сдачи рыбы и т. д., и т. п. Все это мы должны обработать. Так что фактически суточные нагруз ки из 8,5 тонны вырастают в более высокие. ремонта, так и за ра- боту, выполненную в саморемонте, по рас ценкам С РП , на кото ром стоит судно. Должностными лицами раз ных уровней утверждается, что рыбаки относятся к ка тегории высокооплачиваемых людей. Судя по материалам «Рыб ного Мурмана» за 8 января 1988 года, среднегодовая зар плата работника судоверфи — 4400 рублей, тарного ком бината — 3600, Мурманско го рыбокомбината — 3400. а плавсостава Мурманского тра лового флота 1— 6000; наше го экипажа — 4800 (по на шим подсчетам). Для несве дущих эти цифры покажутся впечатляющими. Однако здесь упущена немаловажная деталь: рыбаки эти суммы по лучают, работая в сутки 12 часов. Если пересчитать за работок на час, то все вста нет на иные места: рабочий Мурманской судоверфи за снижению на час отраооткн, а также к снижению выпол нения плана выпуска рыбо продукции. Вот еще один парадокс. На ПСТ сегодня мы выпуска ем рыбопродукцию, почему-то называемую полуфабрикатом. Это соленая или охлажден ная рыба (треска, палтус), которую можно сразу пода вать на стол покупателю. Но сдаем мы ее как полуфабри кат, нам и платят соответ ственно. Неплохо живут, на пример. рыбокомбинат, рыб- сбыт, не ахти как напряга ясь. Затарку в емкости мы спокойно можем делать и на судне. П Р Е Д Л А Г А Е М . Ярлык «полу фабрикат» с готовой продукции снять и принимать ее соответ ствующими инстан циями как готовую продукцию. В порту судно готовится СНЯТЬСЯ С РИФОВ ЗАСТОЯ стремятся моряки «Архангельскрыбпрома» П Р Е Д Л А Г А Е М. Суточные нагруз ки устанавливать без учета непроизводите льных работ, т. е. не на сутки промысла, а на сутки лова, на ос новное производ ство — из расчета 8- часового рабочего вре мени. Всем членам эки пажа установить нор мальный рабочий день без всяких перерабо ток. Установить плав составу 2 выходных дня в неделю. Вах ты — по 4 часа через 8. Всего в сутки по две вахты. Новшеств вводить не при дется, наоборот, все упростят ся: нормальный рабочий день — по 8 часов с двумя выход ными днями. А то как-то не справедливо получается: у управленческого аппарата, береговых предприятий по 2 выходных в неделю, а у плав состава по одному при 12-ча совом дне и более в сутки. Без переработок не обой тись на судне в период про мысла. Они должны оплачи ваться отдельно, равно как и за ночные часы. Очень сложна у нас систе мы оплаты труда. Судите са ми. Пока готовится судно к плаванию, проводится между рейсовое техническое обслу живание. действует одна сис тема оплаты — повременная, 90 или 80 процентов оклада. Плановая стоянка, переходы — повременная, 100 процен тов. На промысле — сдельно- премиальная. Но ведь рейс- то. единый, включающий в себя и МРТО . и плановые, и внеплановые стоянки. Значит, можно все намного упростить, только проявить инициативу и смелость. В «Архангельскрыбироме» изданы приказы № 627 (1985 год) и дополнение к нему № 54 (1986 год). Первый гласит об оплате за рыбопро дукцию при работе на дон ных породах рыб, второй — на спецлове трески. По 627-у приказу стоимость за тонну продукции морякам шла: треска б/г соленая в порт и на плавбазу — 44,1 рубля, палтус — 101,4, окунь — 57,3 и т. д. По 54-у приказу: треска — 36,5, палтус — 6*2, окунь — 38,2 рубля и т. д. Не можем нигде добиться, а сколько же все-таки стоит одна тонна трески, палтуса, окуня, ерша и т. д. без вся ких «учтенных» довесков, как-то: штормовые, непроиз водительные работы и т. п.? П Р Е Д Л А Г А Е М . Оплату сдельно го заработка рыбакам за выработанную про дукцию производить по фактическим трудо затратам, без всяких мнимых добавок, т. е. по труду. . В период нахождения су дов в ремонте на СРП (судо ремонтном предприятии) всем членам экипажа, находящим ся в ремонте, идет 90 про центов оплаты от должност ного оклада, а остальные 10 процентов отдадут, если суд но выйдет но графику. Наш Архангельский СРЗ-1 отстал по своему развитию о т флота на 2 0— 25 лет. Суда часто задерживаются по вине заво да. а вот под удар опять же поставлен труженик моря. Члены экипажа не только за нимаются контролем за хо дом и качествам ремонта, но и сами непосредственно про изводят его. по качеству не уступающий, зачастую пре восходящий заводской. А вот вознаграждение получают в полтора— два раза ниже ра бочих СРП. О Р Е Д Л А Г А Е М. * * Оплату членам экипажа производить как за контроль хода час работы имеет 2,22 рубля, тарного комбината — 1.82. Мурманского рыбокомбината — 1,71, Мурманского трало вого флота — 1,89. рыбак на шего судна — 1,46 рубля. Не согласны мы с сущест вующей системой начисления заработной платы. Почему-то нам ее начисляют раз в 3 — 6 месяцев. Когда были старые суда с временем пребывания ? море 15— 30 суток, с рей совым заданием на это же время — тогда понятно. Но на флот пришли новые, рей сы стали ло 3,5— 6 месяцев. Ну а если рейсы будут по году н более? П Р Е Д Л А Г А Е М. Зарплату начис лять помесячно с пе реводом ее на счета в сберкассу. В случае невыполнения плана по не зависящим от экипажа причинам ему гаран тируется оплата 75 процен тов должностного оклада. Но ведь в любом случае судово дители, судомеханик, электри ки и т. д. так же несут вах ты, так же обеспечивают ра боту судна, повар так же ва рит' обеды и ужины экипажу, что и в период, когда основ ное производство выполняет план. П Р Е Д Л А Г А Е М. В случае невы полнения плана фло том всему управлен ческому аппарату пла тить 75 процентов должностных окладов. Выше говорилось, что се годняшние суточные нагруз ки для ПСТ таковы, что ос новное производство не справ ляется с его выполнением, привлекается подвахта, от дельные товарищи расписаны на яодвахты по 8 часов в сутки. Но тем не менее взя та линия на сокращение 6 человек. Считаем, что при сложив шейся экономической ситуа ции сокращение численности экипажа приведет не к уве личению зарплаты, а к ее спешно, с нажимом на эки паж со стороны администра тивного аппарата управления, дабы «вытолкнуть •>. Зачастую корабли выходят не подготов ленными технически, без снабжения, с неквалифициро ванными людьми, ошибками в планировании. Рейсовое зада ние с экипажем не согласовы вается. П Р Е Д Л А Г А Е М. Внедрить рейсо вое задание-договор, в котором будут ого вариваться обязатель ства экипажа перед управлением и управ ления перед экипа жем. До сего времени на обще флотских профсоюзных и других конференциях среди делегатов преобладал управ ленческий аппарат. В базо вый комитет, его президиум, а сейчас и в совет трудового коллектива входят должност ные лица, действия которых должны контролировать об щественные органы. Это при вело « тому, что обществен ные органы стали «.удобны ми» для администрации. Поч ти все предложения плавсо става не находят отражения ни в колдоговоре, ни в дру гих документах. В списке со вета трудового коллектива плавсостава тоже нет. Если смотреть по соотношению ра ботающих. то « плавсоставе около 5500 человек, в управ лении вместе с ЖКО. садика ми, тралтакелажными мастер скими, радиомастерскими и т. д. всего около 600 чело век. П Р Е Д Л А Г А Е М. Выборы рабочих органов профсоюзов, совета трудового кол лектива проводить с участием всех моря ков, как проводим вы боры в Советы. Коллективный договор плавсостав практически не обсуждает, потому как на фо румах при обсуждении его опять же преобладает управ ленческий аппарат. Плавсо став для «разжижения» при глашается с судов, стоящих в порту. На сегодня ни одно предложение практически не проходит от нас. Зачем, мол. лишние заботы? А моряки — народ волевой, у них безвы ходных положений не быва ет. вывернутся. Так, пример но. мыслят сегодня наши ру ководящие общественные ор ганы. П Р Е Д Л А Г А Е М. Коллекти в н ы й договор обсуждать и принимать с привлече нием плавсостава пропорционально его штатному количеству во флоте. У ЖЕ УПОМ ИНАЛОС Ь , что моряки на судне не только работают, но и жи вут. Проблем здесь много. Так, фильмокопии поступают очень низкого качества. Кино аппаратуру не знаешь где и ремонтировать. Нам даются такие, книги, что и читать-то нечего... Сроки службы книг приравнены к береговым нор мам. без учета того, что кни ги на полках спокойно не сто ят. «летают» от вибраций, ударов судна о волны и т. п. Спортинвентарь примитив ный. чаще всего изготовлен ный своими силами. Тренаже ры — редкость на ПСТ. Да и какие это тренажеры? Очень уж жиденькие, слабень кие, быстро выходящие из строя. Например, велосипед ный тренажер выдерживает рейс-два, т. е. полгода, а после только числится. Не хватает шахмат, шашек (не имеем в виду обшарпанные со списанных судов) и других настольных игр. О событиях внутри страны и за рубежом узнаем через судовую радиотрансляцию и газеты. Но газеты, по понят ным причинам, ежедневно по ступать не могут, поэтому остается только трансляция. Но радиоприемники настоль ко примитивные (у нас стоят автомобильные), что чаще слушаем эфирные разряды, треск, шум, чем внятную речь. К сожалению, долгое вре мя срабатывают традиции: да вай план, а улучшение усло вий жизни и отдыха моряка считается второстепенным. Происходит духовное выхо лащивание. Немаловажный вопрос для плавсостава — жилищный. У нас в «Архаигельскрыбпро- ме» очередь громадная и не уменьшается. За одиннадца тую пятилетку получили все го 5 квартир (!). По Ломоно совскому району г. Архан гельска траловый флот дает 70 процентов прибыли. А жилья получают рыбаки столько, сколько остается от остальных. Любая техническая и орга низаторская работа сегодня, предпринимаемая нашим ру ководством. не дает и не даст должных результатов без ко ренной ломки морально уста ревших приказов, наставле ний и инструкций вышестоя щих органов.- сдерживающих рентабельную работу флота. Мы хотим, чтобы работа лось лучше, производитель нее. современнее. Чтобы каж дый рыбак при всех тяготах нашей профессии ощущал, что сделано для него все воз можное. чтобы ОН чувство вал себя идущим в ногу со временем. По поручению экипажа ПСТ «Кореновск» первый помощник капитана А. СКОРОДУМОВ . I 5 августа 198 года рыбный мурман л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz