Рыбный Мурман. 1988 г. Август.
Социальная справедливость 1 4 ДЕКАБРЯ 1987 г. В. Г. Шалабодова, эксперт бюро товарных экспертиз торгово-промышленной палаты: — Я принимала участие в приемке импорт ного товара. Попросила завскладом Г. Н. Нестерен ко продать мне мужские туфли, кроссовки, костюм зеленого цвета. 5 ДЕКАБРЯ . П. С. Таранова, бывший замести тель директора универмага «Волна»: — Я пришла в салон моряка. Увидела мутоновую шубку, приме рила ее. Попросила отложить. После обеда выбила чек. 7 ДЕКАБРЯ . Н. А. Каплунская, заведующая са лоном: — Завскладом Г. Н. Нестеренко попросила босоножки и платье. Я ей продала. 3. И. Фролова, зам. главного бухгалтера универ мага «Волна»: — Я вошла в салон моряка без верх ней одежды. Купила себе платье. Попросила выне сти подошедшую Корепанову (выходить из салона с покупками неудобно — это вызовет возмущение по купателей). Н. В. Корепанова, старший экономист рыбкоопа тралового флота: — Купила в салоне моряка платье и две блузки японского производства. 8 ДЕКАБРЯ . П. С. Таранова: — Я пришла в са лон моряка до открытия и попросила заведующую салоном Каплунскую отпустить мне две блузки, два платья (все японского производства), две пары ту фель и одну пару мужских сапог. Вещи приобретала для дочерей и зятя. Н. А . Каплунская: — Г. Н. Нестеренко попросила 14 пар детских импортных кроссовок. В тот же день я ей отпустила женский трикотажный костюм. Восьмого декабря в салон моряка пришли работ ники ОБХСС отдела милиции рыбного порта и обна ружили отложенную мутоновую шубку, одежду, крос совки... То, что вы прочитали выше, это — из их документов. Читая, поражаешься заведенному в универмаге по рядку: кто-то приходит, берет, потом кто-то кого-то просит. Просьбы исполняются... Только несколько дней из жизни универмага высветила проверка — н все они заполнены нарушениями. А ведь проверки такие проводятся не так уж часто. Что делается там в остальные дни? Если б рыбаки, «пашущие» в ледяных просторах, оторванные по нескольку месяцев от дома, знали о том, что творилось в этом желанном и недоступном для них салоне... Впрочем они догадывались, конеч но. Когда видели, что товаров мало. Когда встреча ли каких-то явно «своих» для универмага людей В салоне. Когда выполняли (куда денешься!) просьбы продавщиц купить для них ту или иную вещичку, Не купить, конечно, а сделать вид, что берешь ты, на самом деле, берет она. Это широко практикова лось. Но одно дело — догадываться. Другое — знать, Теперь они знают эго. Салон закрыт. Как объясни ли мне в универмаге — из-за недостатка ресурсов. 1 С РПТТОП Васильевной Тризной, заместите лем директора универмага «Волна», я го ворила о случаях самоотоваривання работников уни вермага в салоне моряка. Весь наш разговор при водить не имеет смысла. Маленький фрагмент его достаточно характерен. В кабинете присутствовала также старший торговый инспектор Н. П. Кулагина. Р. В. Тризна: — Мой вам совет _ не пишите ма териал. Салон закрыт, зачем полоскать грязное белье? Корр.: — Чтобы было чище. Р. В. Тризна: — Оно не будет от этого чище. И вообще, что вы хотите, чтобы продавцы не отовари вались в своем магазине? Это же ерунда, нонсенс. Извините, а где же нам еще покупать? Корр.: — А что делать тем,’ кто не работает в торговле? Р. В. Тризна: — Да ладно! У всех все есть. И тряпки, и мясо в морозилке. У вас что, нет мяса в холодильнике? Корр.: — Нет. И. П. Кулагина: — Что вы о плохом да о пло хом? Напишите о хорошем. Неужели нечего писать? Во^г«ышла у вас статья о бывшем председателе рыТТьоопа тралфлота И. Е. Самойленко. Столько лет в торговле, а вы его... Нас же потом покупате ли оскорбляли: говорят, читали мы про вас в <•Рыб ном Мурмане». Корр.: — В статье были ошибки? Была неправ да? Н. П. Кулагина: — Да нет. Но не все надо такое писать, кое о чем надо было умолчать. Позиция людей, имеющих" отношение к распреде лению материальных благ и не устоявших перед со блазном иметь от этого выгоду. Конечно, это не рас трата, не взятка, не спекуляция — это приобретение дефицита незаконным путем. Люди, пораженные синдромом приобретенного дефицита, как бы отбра сывают для себя мораль общества, в котором жи вут. Да, мы пока живем в обществе очередей, ин фляции (и об этом пишем открыто)/ в обществе, где количество денежных знаков не соответствует вы пускаемому количеству товаров. И от этого никуда не деться. Общество преодолевает это, может, мед ленно, может, с трудом, мы все сообща боремся с нашими болезнями." Зараженные синдромом приоб ретенного дефицита пользуются нашим положением. Они не помогают распределять дефицит по заслугам, хотя бы в качестве поощрения — они усугубляют его, определенную часть, пользуясь своим положе нием, приобретая для себя. Работники универмага не единичны. Они состав- иаяЧ&сть этой армии. Мы уже писали о самоотова- риваиии работников магазина Кч 1 рыбкоопа трало вого флота. В магазине № 22 рыбкоопа рыбного порта"под прилавком во время одной из проверок обнаружено полторы тысячи банок тушенки. Работ ница магазина № 33 горпищеторга выполнила прось бу знакомой и продала ей 25 бутылок водки... И так далее, и так далее... Себе, родственникам, знакомым. Потом доставание сужается для нужных людей — тех, кто тебе'достанет другой товар. Синдром при обретенного дефицита заразен. Один раз, не пере плачивая и не толкаясь в очереди, приобретешь мод ную импортную вещь. И другой раз хочется, также не переплачивая и не стоя в очереди. Работа в гор-' говле тоже дает своего рода привилегию — приви легию жить легче. По, с другой стороны, унижаться, прятаться, по стоянно чувствовать, что сделал что-то не то, и да же иногда выслушивать нелицеприятную правду — разве от этого легче жить? Они сами себя обрека ют на муки. Если, конечно, есть совесть. Но и тут найдется выход — заглушить совесть. А если уда ется, тогда получаются у них примерно такие вот бе седы, какая произошла у нас в кабинете замдирек тора универмага Р. В. Тризны. Может, конечно, это и не так', но иначе расценить этот факт я не могу. В О ВСЕЙ этой истории меня, пожалуй, бол!>ше всего поразило то, что, составляя списки плав- :ос|£яа, удостоенного салона нередко шли на подтасовки. РЫБНЫЙМУРМАН моряка, профкомы Вот список членов экипажа плавбазы «Рыбный Мурман» управления «Севрыбхолодфлот». Из вось ми фамилий — все восемь недействительны. Под пись председателя судового комитета А. Никитина подделана. Печати — административно-хозяйственно го отдела. (Печать хранится у зав. канцелярией это го отдела Т. Е. Безбородовой, которая, кстати, есть в «липовом» списке). Танкер «Радий». Каким-то вет ром в состав экипажа (в состав лучших из экипа жа!) заносит Ю. А. Почуева, водителя ОМТС уп равления «Севрыбхолодфлот». ТР «Вильгельм Пик» — на основании решения судов&го комитета в салон разрешают сходить И. А. Крупскому, «завпроду» — так написано, Фактически И. А. Крупский — за меститель начальника ОМТС управления. И так далеё. И не только в «Севрыбхолодфлоте*. В управлений «Севрыбпромразведка», в «Мурман- рыбпроме»,- В тралфлоте списков вообще не оказалось. «Мы их не храним!» — сказал председатель профкома Б. А. Алексеев. И проверять нечего. И контролировать ничего не надо. Мало ли кто когда побывал в салоне — нет списков! Таким образом, тралфлот постарался ока заться как бы не замешанным в эту скверную исто рию. А ведь к нам приходили рыбаки и жаловались па то,-что в салон попадают одни и те же люди, что ходят туда и не из плавсостава. Но мы все-таки нашли списки побывавших в са лоне перед .закрытием. Три раза вместе с тремя различными экипажами, ходили туда бухгалтер рас четной части И. Ф . Сахарова, побывали там работ ницы отдела кадров Р. Ф . Кургач и И. А. Козлова, инспектор отдела загранплавання И. Н. Типкова. В список личного состава БМРТ «Николай Репников» включена Т. Н. Залетаева — в кадрах отмечено, что в этом экипажё человек с такой фамилией не тру дился. Так же, как и прачка М. И. Чарушникова в МПЭ-6, ибо Маргарита Ильинична ранее числилась в конструкторском отделе, а теперь она директор подсобного хозяйства. Фамилии двух женщин — JI. Н. Ульяновой и Е. Н. Филипповой — вообще в кадрах не числятся ни среди плавсостава, ни среди береговых. Тем не менее они (судя по спискам, заверенным в профкоме тралфлота) — члены экипажа БМРТ «Вышгород», а также других судов. Внесен в список БМРТ «Вышгород» и главный энергетик В. Ф . Мак лаков... Нам часто говорят — не вбивайте клин между рабочими и ИТР, не раскалывайте трудящихся й руководителей. Но как- не писать об этом? Ведь та ким поведением клин уже вбит. На плавмастерской «Резец» трудятся около 500 человек. В салон попадают примерно одни и те же люди. И обязатель но — капитан и председатель профкома. Неужели больше никто не достоин? . Некоторые из опрошенных без зазрения совести считают, что они включены в список обоснованно. Вот, к примеру, Т. Н. Земнухова, заведующая детским садом № 125: «Потому что «Севрыбпромразвед- ка» является нашим шефом». Поэтому-то она стала временно работницей плавмастерской № 648. В. И. Огородников, начальник- юридического отдела: «Я ве теран труда и считаю включение себя в список пра вомерным». Конечно, передовиков производства, ветеранов тру да поощрять надо. Но ведь салон — только для плавсостава. Опять все перевернуто с ног на голову. Я вот думаю, может, и правильно, что салон моря ка закрыли? А то сначала товар расползается по продавцам, потом его берет кое-кто из береговых. Рыбаку мало что остается... Нервотрепки больше. И сплетен. И ТАК, салон закрыт в связи с недостаточностью ресурсов. Если посмотреть цифры, то так оно и получается: по спецназначению (а это самый дефи цит) поступление на 1987 год было 377 тысяч руб лей. А в 1986 году было 623 тысячи. За это полуго дие получили товаров всего на 67 тысяч рублей. Сейчас рыбаков обслуживают по двум каналам — через судовые лавочки и отдел морской торговли. — Да, действительно, — говорит продавец отдела судовой лавочки Т. И. Милько, — тридцать протен тов дефицита идет к нам. Но дело-то в том, что Дв* ■ фицита нет. В нюне мы получили польскую обувь, полотенца. Отправили на нескольких судах дублей'* ки. Только что сейчас получили еще партию обувй^ Но это так мало. Что судну одна дубленка? УвидиЯ ли ее матрос? При мне приходили в отдел артельные. Брали то вары повседневного спроса, спрашивали про дефи« циты. Но ничего не было. Импорт, как правило, поступает в конце месяца, В конце месяца, как правило, и суда «стараются» «выпихнуть» в море. С чем делать план? Товарообо* рот? А еще случается так, что импортный товар прохб* дит мимо отдела — универмагу нужен план, сейчаб, срочно — и дефицит идет в продажу в зале. Тай было в середине июля с финской косметикой. В отделе морской торговли заведующие плавмага* зииами обступили меня и долго выплескивали заста релую боль. Мотив один: стыдно, очень стыдно с та ким бедным товаром идти к рыбакам. — Странно: из этих тридцати процентов, что идут на морскую торговлю, всего 10 процентов поступаем » в наш отдел. А наш отдел — это 20 плавмагазинов * на транспортах и базах, — говорит завмаг О. А,_ Сипцова. — Я хожу в море торговать болеет 20 лет, —« •. начала свой рассказ завмаг Т.Н. Андреева. — Сей час, конечно, и сравнивать нечего с тем, что было , раньше. Раньше чуть какой дефицит — все рыба кам. Сейчас — делят. Даже для сдатчиков больше дают, попридерживают особыми распоряжениями для них товар. А придешь на склад — смотрят так, • как будто лично для себя прошу. А был случай, ме- . ня вообще Чуранов выгнал: «Эго что тут такое?. t Для моря — ничего!» А недавно руководители универмага решили со кратить невизированных завмагов (хозрасчет, рубль берегут). В итоге — посыпались жалобы на то, что в дальних районах промысла нет даже предметов первой необходимости. Кому торговать? Из 25 зав магов осталось 15. Ну и, конечно, фонды. Областное управление тор говли почему-то не практикует целевое назначение для рыбаков. Для горняков есть, для нефтяников — тоже, а рыбакам, главным трудящимся Мурмана, нет. Фонды облрыболовпотребсоюзу даются значитель но меньшие, чем, скажем, горпромторгу. Итак, салон закрыт. Конечно, рыбаки не много по теряли. Хотя потеряли кое-что. Если раньше все- таки передовики могли приобрести кое-что, то сейчас оно попадает в руки не передовику, а тому, кто пер вый зайдет к артельному или в плавмагазин. Есть такой момент. Есть и другой, о котором мы уже сообщали. — меньше поступлений импортного дефицита. Это по всей стране. В таких условиях областному управлению торговли надо стараться не обижать рыбаков. Ну и, наконец, товар не должен уходить налево — и продавцам, и начальникам (по звонку сверху), к знакомым. Как с этим бороться, честно скажу, не знаю. Если психология работника торговли четко ориентирована на то, что можно купить товар из- под прилавка, и это не наказывается и не осужда ется в своей среде, если по звошгу директора уни вермага остаются вещи для продажи какому-нибудь важному чиновнику, если человек, дававший показа- ния о том, как он приобрел вещи в салоне моряка, будучи заместителем главного бухгалтера, становит ся через некоторое время директором универмага «Волна», — то я и вправду не знаю, что тут можно предложить. Единственное, на мои взгляд, что молено сделать, — это честно рассказывать обо всем читателям, ры бакам. Что мы и делаем. С. САВИНА. (Наш KOpp.J 26 августа 198 года *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz