Рыбный Мурман. 1988 г. Август.

о Заметки журналиста Там, где строят траулеры ♦ Почему у нас не так, как в ГДР? ♦ Кто покупает, а кто получает... + Никуда не денешься: подпишешь + Престижное «пустое» место паж такой-то в составе столь­ ких-то человек здоров, пас­ порта на месте». Следует вопрос (если это в понедель­ ник): — Чем занимался экипаж? — Ходили в музей, на ры­ балку. — О! И что поймали? — 10 щук, 5 окуней, 10 сазанов. — «вешают лапшу на уши» первые помощники. — Вопросы есть? — Нам надо бы помочь... — начинает кто-то из капита­ нов про свою боль; — Все вопросы решают ведущие специалисты. Сове­ щание окончено. Ш ТРАЛ ЬЗУНД После шумного, ослепи­ тельного Берлина городок су­ достроителей Штральзунд ка­ жется тихой провинцией. Очень много цветов, подстри­ женные газоны, безукоризнен­ ная чистота. В Штральзунде 76 тысяч жителей. Две трети из них так или иначе связаны с «Фольксверфыо». где строят­ ся суда для ГДР, стран СЭВ и, конечно же, для Советского Союза. Сюда же эти суда возвращаются на гарантий­ ный ремонт. Верфь в нынеш­ нем году отметила 40-летие. А мы приехали принимать 1497-е судно для СССР — траулер. «Александр Коса­ рев». За 11 дней пребывания в Штральзунде у нас было вре- мя присмотреться ко многим вещам. Поначалу удивлялись, потом с тоской думали: «Ну почему у нас-то не так?» Например. Приходите вы на остановку автобуса. А там расписание движения та­ кого-то маршрута от этой остановки на каждый день недели. И если написано, что автобус отходит в 7.52, не сомневайтесь: это произойдет ни минутой позже, ни мину­ той раньше. II еще. Здесь же написано: «Следующая остановка такая-то». Удобно? Конечно. В магазинах очереди, хоть и не столь длинные, как у нас, но есть. Никто не роп­ щет, не нервничает, не кри­ чит, никто не подходит к* про­ давцу без очереди с вопроса­ ми, знают, что тот и бровыо не поведет. Зато, когда под­ ходит ваша очередь, — «бит- те!» (пожалуйста) и улыбка. И уж тут вы можете хоть полчаса капризничать, выби­ рая и отвергая товар, улыбка и «битте» всякий раз к ва­ шим услугам. Пустячок? О нет, сбереженные нервные клетки стоят дорого. Удивляла тишина. В авто­ бусах, на улицах, возле до­ мов все разговаривают не­ громко, даже дети и подрост­ ки. А как они кричат у нас! Обратим внимание: в дет­ ских садах в группах всего по 12 человек. А сколько у них трехколесных велосипе­ дов! Прекрасны озера, где мир­ но плавают лебеди и утки. Красивы фонтаны. Необыч­ ны. очень интересны музеи, особенно морской. КОМ НАБ Комнаб — это комитет на­ блюдения за строительством судов для Советского Союза. Все зовут его кабнаб — ка­ бинет наблюдения. Здесь ра­ ботают специалисты Мини­ стерства рыбного хозяйства СССР и советской приемной комиссии Всесоюзного объ­ единения «Судоимпорт». Все они отвечают за сроки сдачи судна и за качество строи­ тельных работ. За каждым судном закреплен ведущий 28 августа 1988 года ш специалист инспекции. За траулер «Александр Коса­ рев» отвечал Г. Д. Вороной. Группу специалистов Мин- ры'бхоза СССР, возглавляет бывший замминистра, быв­ ший глава Северного бассей­ на Ю. Н. Быстров. Идеоло­ гическое обеспечение — на совести Р. И. Калнмача. Народу много, а чем зани­ маются? Представители Ми­ нистерства рыбного хозяйства сетуют, что они безвластны: покупатель — госкомитет по внешнеэкономическим связям, действуя через комиссию «Судоимпорта», занимается чисто внешней стороной, то есть оформлением получения. А Минрыбхоз, приобретая но­ вый траулер, должен контро­ лировать все. В беседе с автором этих строк Рио Иванович Калнмач пожаловался: — У нас нет рычагов воз­ действия ни на немецкую сторону, ни на советский эки­ паж*. Ведь контактами ведает «Судоимпорт». Хотя мы да­ вим на экипаж: принимайте только качественную работу. Судно становится нашим только после подъема флага, тогда уже мы заботимся о снабжении его топливом и смазочными материалами. /— А до этого момента? — Встречаем прибывшие экипажи, размещаем их в общежитии. Но главное — организация интернациональ­ ной работы. Есть межправи­ тельственное соглашение по вопросам сотрудничества в области рыбного хозяйства, и три четверти нашей нагрузки занимает именно эта работа: в основном — связь с Ро­ стокским Фишкомбинатом, Министерством сельского хо­ зяйства ГДР и так далее. Пожалеть бы мне Рио Ива­ новича в связи с его тяже­ лейшей работой. Да только не жалеется. Ничуть не ума­ ляя важности укрепления ин­ тернациональной дружбы, скажу: на мой взгляд, куда важней и для Министерства рыбного хозяйства, которое он представляет, и для фло­ тов, для экипажей было бы совсем другое: беспокойство о качестве строительства и о людях, всемерной помощи им. Мне рассказывали, что, когда понадобилось срочно отправить моряка траулера «Александр Косарев» па по­ хороны матери, никто в ком- набе пальцем не пошевелил. Капитан с первым помощни­ ком на собственные деньги (не советские!) купили билет, один из ниженеров-строите- лей позвонил в Берлинский аэропорт, договорился о ме­ сте в самолете. Очень много рассказов слышала я о том, как Рио Иванович и 10. Н. Быстров проводят ежедневные сове­ щания капитанов и первых помощников. Изо дня в день капитаны рапортуют: «Эки- Может, преувеличивали ка­ питаны советских судов, рас­ сказывая мне об этом. Но встреча моя с Ю. Н. Быстро­ вым была для меня тоже весьма .любопытной. Впервые в жизни я вышла от собесед­ ника разбитой, с ощущением непомерной собственной глу­ пости. А дело было так*. Придя к Ю. Н. Быстрову, я, по традиции, поинтересова­ лась, сколько он может уде­ лить времени для нашей бе­ седы. И изумилась, услышав: — Времени у нас доста­ точно. Это ведь я вас буду спрашивать, а вы отвечать. Как вы оказались на судне? Объяснила. Юрий Нико­ лаевич предложил мне по­ мочь капитану составить вы­ ступление на подъеме флага. Пообещала. Туманной фра­ зой намекнул, что и ему, Быстрову, написать бы надо. Хотя нет, поправился он, сначала покажите то, что для капитана, и я решу. Затем он стал объяснять мне, что именно должно прозвучать в выступлении. Я пока все еще посмеивалась в душе, ладно, думаю, видит человек во мне периферийного журналиста, не верит, что я смогу до­ думаться до такой гениаль­ ной мысли, как «приемка судна имеет большое значе­ ние в плане развития друже­ ских связей между странами, между экипажем и строителя­ ми». Потом мне было не до улыбок. Я имела «неосторож­ ность» вклиниться в плавную речь Юрия Николаевича с главным вопросом: зачем тралфлоту столь дорогостоя­ щее судно, да еще наполнен­ ное старой техникой? Юрий Николаевич глянул на меня ледяным взором бывшего замминистра и стал рассказывать историю рыб­ ной промышленности Север­ ного бассейна с 20-х годов до наших дней. Я было по­ пыталась сказать, что все это мне давным-давно извест­ но. В ответ — секундное молчание и... продолжение рассказа. И все. Аудиенция окончена. Почему я так подробно рассказываю об этом? Да потому, что все советские ка­ питаны, с кем я говорила в Штральзунде, испытали на себе именно такое отношение Ю. Н. Быстрова, такой тон, такое «внимание», когда твои вопросы натыкаются на ледя­ ное безразличие, когда тебе проповедуют прописные исти­ ны. А помощь? Ведь моря- .кам помощь такой высокой инстанции, как министерст­ во, нужна каждый день. О том, что они ее не полу­ чают, ярче всего свидетель­ ствует тот факт, что все суда новой серии уходят из дружба дружбой, а служба службой. Комнаб же, судя по всему, стремится лишь, чтобы судно ушло в назначенный срок и судостроители получили бы премию. А то, что на «Алек­ сандре Косареве» сразу же после выхода в море стали выходить из строя одна си­ стема за другой — результат досрочного закрытия вопро­ сов, — не их печаль. При встрече с капитаном судна «Севрыбпромразведки» «Профессор Марти» В. Г. Пилипенко я спросила его о роли комнаба. — Комитет очень нужен, — сказал Владимир Гри­ горьевич, — как консульти­ рующая, контролирующая ор­ ганизация. А главное, коми­ тет должен помогать совет­ ским экипажам в решении J Штральзуида с массой нере­ шенных проблем. О том, сколько их осталось на «Александре Косареве», мы еще поговорим. Но перед этим траулером вышли уже пять судов серии «Моон- зунд». Наши моряки (первая группа) рассказывали мне, как капитан МА-1804 кате­ горически отказался подписы­ вать акт приемки, цока судо­ строители не доведут все до ума. И как Ю. Н. Быстров «надавил» всей имеющейся у него властью, заставил капи­ тана подписать документ. Специалисты нашего суд­ на рассказывали мне, как оказывались «закрытыми» вопросы, жизненно важные для судна. Кто же их «закры­ вал»? 10. И. Быстров, Е. П. Кирсанов — старший прием­ щик группы наблюдения «Су- ; донмпорта». А как это про­ исходит, я наблюдала на од­ ном из последних перед подъ­ емом флага заседаний. Некоторые нерешенные проблемы «закрывались» без согласования с судовыми спе­ циалистами, и этот факт для них становился па заседаниях откровением. Вот например, старший электромеханик траулера А. И. Люшненко называет очередной пункт претензий. В ответ — . «за­ крыто». Кто закрыл? То же самое по другим вопро­ сам. То же самое у других специалистов. А что означает «закрытие» вопроса? То, что этот меха­ низм или отдельный узел принят и немецкие судо­ строители уже не имеют к нему никакого отношения вплоть до гарантийного ре­ монта. — Почему же комнаб не отстаивает интересы пашей страны? — недоумевают су­ довые специалисты. — Мы не против дружбы между СССР и ГДР, мы только «за». Но есть вопросы, тре­ бующие делового подхода. конкретных проолем, выйти на представителя верфи, ска­ жем. Мы пришли сюда на га­ рантийный ремонт судна. За­ ключили договор с представи­ телями верфи о шефских свя­ зях, потом договорились с кооперативом, ездим туда, помогаем в сельхозработах. Наш экипаж* побывал на экс­ курсиях в Ростоке, Потсдаме, Берлине, Дрездене. И все это — мы сами, хотя так нужна была помощь Рио Ивановича, а его и близко при этом не было. Мне довелось побеседовать с несколькими капитанами, первыми и старшими помощ­ никами, судовыми специали­ стами о комнабе. Общее мне­ ние таково: пустое место. Мо­ жет, и очень резко сказано, но моим собеседникам вид­ ней. они долго «общались» с Ю. И. Быстровым и его за­ местителем Р. И. Калнмачем.^* Конечно, комнаб — это и группа специалистов. Только и они не отличаются особой активностью в смысле помо­ щи морякам. Для примера: в самое горячее время перед сдачей нашего судна старший инженер-приемщик Е. П. Кир­ санов счел нужным уйти на ходовые испытания другого супер-траулера. «Пустое» место. Хорошо оплачиваемое. Престижное. Наверное, все это оттого, что из Москвы не видно Штральзуида, а с бессейнов не смеют" критиковать выше­ стоящее начальство, терпят. В самом же Штральзунде ка­ питаны, измочалив нервы, или добиваются нужных ре­ шений собственными силами, или, сломавшись, идут па компромиссы, причем, неред­ ко в ущерб флоту и даже стране. Но об этом речь поз­ же. И. БЕРЕЗЮК. Спец. корр. «Рыбного Мур­ мана». Ш тр алъзун0—Mi/ рм анск. Ш Й Й Ш Р * Фото В. КОНОНОВА . рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz