Рыбный Мурман. 1988 г. Август.
о Заметки журналиста Там, где строят траулеры ♦ Почему у нас не так, как в ГДР? ♦ Кто покупает, а кто получает... + Никуда не денешься: подпишешь + Престижное «пустое» место паж такой-то в составе столь ких-то человек здоров, пас порта на месте». Следует вопрос (если это в понедель ник): — Чем занимался экипаж? — Ходили в музей, на ры балку. — О! И что поймали? — 10 щук, 5 окуней, 10 сазанов. — «вешают лапшу на уши» первые помощники. — Вопросы есть? — Нам надо бы помочь... — начинает кто-то из капита нов про свою боль; — Все вопросы решают ведущие специалисты. Сове щание окончено. Ш ТРАЛ ЬЗУНД После шумного, ослепи тельного Берлина городок су достроителей Штральзунд ка жется тихой провинцией. Очень много цветов, подстри женные газоны, безукоризнен ная чистота. В Штральзунде 76 тысяч жителей. Две трети из них так или иначе связаны с «Фольксверфыо». где строят ся суда для ГДР, стран СЭВ и, конечно же, для Советского Союза. Сюда же эти суда возвращаются на гарантий ный ремонт. Верфь в нынеш нем году отметила 40-летие. А мы приехали принимать 1497-е судно для СССР — траулер. «Александр Коса рев». За 11 дней пребывания в Штральзунде у нас было вре- мя присмотреться ко многим вещам. Поначалу удивлялись, потом с тоской думали: «Ну почему у нас-то не так?» Например. Приходите вы на остановку автобуса. А там расписание движения та кого-то маршрута от этой остановки на каждый день недели. И если написано, что автобус отходит в 7.52, не сомневайтесь: это произойдет ни минутой позже, ни мину той раньше. II еще. Здесь же написано: «Следующая остановка такая-то». Удобно? Конечно. В магазинах очереди, хоть и не столь длинные, как у нас, но есть. Никто не роп щет, не нервничает, не кри чит, никто не подходит к* про давцу без очереди с вопроса ми, знают, что тот и бровыо не поведет. Зато, когда под ходит ваша очередь, — «бит- те!» (пожалуйста) и улыбка. И уж тут вы можете хоть полчаса капризничать, выби рая и отвергая товар, улыбка и «битте» всякий раз к ва шим услугам. Пустячок? О нет, сбереженные нервные клетки стоят дорого. Удивляла тишина. В авто бусах, на улицах, возле до мов все разговаривают не громко, даже дети и подрост ки. А как они кричат у нас! Обратим внимание: в дет ских садах в группах всего по 12 человек. А сколько у них трехколесных велосипе дов! Прекрасны озера, где мир но плавают лебеди и утки. Красивы фонтаны. Необыч ны. очень интересны музеи, особенно морской. КОМ НАБ Комнаб — это комитет на блюдения за строительством судов для Советского Союза. Все зовут его кабнаб — ка бинет наблюдения. Здесь ра ботают специалисты Мини стерства рыбного хозяйства СССР и советской приемной комиссии Всесоюзного объ единения «Судоимпорт». Все они отвечают за сроки сдачи судна и за качество строи тельных работ. За каждым судном закреплен ведущий 28 августа 1988 года ш специалист инспекции. За траулер «Александр Коса рев» отвечал Г. Д. Вороной. Группу специалистов Мин- ры'бхоза СССР, возглавляет бывший замминистра, быв ший глава Северного бассей на Ю. Н. Быстров. Идеоло гическое обеспечение — на совести Р. И. Калнмача. Народу много, а чем зани маются? Представители Ми нистерства рыбного хозяйства сетуют, что они безвластны: покупатель — госкомитет по внешнеэкономическим связям, действуя через комиссию «Судоимпорта», занимается чисто внешней стороной, то есть оформлением получения. А Минрыбхоз, приобретая но вый траулер, должен контро лировать все. В беседе с автором этих строк Рио Иванович Калнмач пожаловался: — У нас нет рычагов воз действия ни на немецкую сторону, ни на советский эки паж*. Ведь контактами ведает «Судоимпорт». Хотя мы да вим на экипаж: принимайте только качественную работу. Судно становится нашим только после подъема флага, тогда уже мы заботимся о снабжении его топливом и смазочными материалами. /— А до этого момента? — Встречаем прибывшие экипажи, размещаем их в общежитии. Но главное — организация интернациональ ной работы. Есть межправи тельственное соглашение по вопросам сотрудничества в области рыбного хозяйства, и три четверти нашей нагрузки занимает именно эта работа: в основном — связь с Ро стокским Фишкомбинатом, Министерством сельского хо зяйства ГДР и так далее. Пожалеть бы мне Рио Ива новича в связи с его тяже лейшей работой. Да только не жалеется. Ничуть не ума ляя важности укрепления ин тернациональной дружбы, скажу: на мой взгляд, куда важней и для Министерства рыбного хозяйства, которое он представляет, и для фло тов, для экипажей было бы совсем другое: беспокойство о качестве строительства и о людях, всемерной помощи им. Мне рассказывали, что, когда понадобилось срочно отправить моряка траулера «Александр Косарев» па по хороны матери, никто в ком- набе пальцем не пошевелил. Капитан с первым помощни ком на собственные деньги (не советские!) купили билет, один из ниженеров-строите- лей позвонил в Берлинский аэропорт, договорился о ме сте в самолете. Очень много рассказов слышала я о том, как Рио Иванович и 10. Н. Быстров проводят ежедневные сове щания капитанов и первых помощников. Изо дня в день капитаны рапортуют: «Эки- Может, преувеличивали ка питаны советских судов, рас сказывая мне об этом. Но встреча моя с Ю. Н. Быстро вым была для меня тоже весьма .любопытной. Впервые в жизни я вышла от собесед ника разбитой, с ощущением непомерной собственной глу пости. А дело было так*. Придя к Ю. Н. Быстрову, я, по традиции, поинтересова лась, сколько он может уде лить времени для нашей бе седы. И изумилась, услышав: — Времени у нас доста точно. Это ведь я вас буду спрашивать, а вы отвечать. Как вы оказались на судне? Объяснила. Юрий Нико лаевич предложил мне по мочь капитану составить вы ступление на подъеме флага. Пообещала. Туманной фра зой намекнул, что и ему, Быстрову, написать бы надо. Хотя нет, поправился он, сначала покажите то, что для капитана, и я решу. Затем он стал объяснять мне, что именно должно прозвучать в выступлении. Я пока все еще посмеивалась в душе, ладно, думаю, видит человек во мне периферийного журналиста, не верит, что я смогу до думаться до такой гениаль ной мысли, как «приемка судна имеет большое значе ние в плане развития друже ских связей между странами, между экипажем и строителя ми». Потом мне было не до улыбок. Я имела «неосторож ность» вклиниться в плавную речь Юрия Николаевича с главным вопросом: зачем тралфлоту столь дорогостоя щее судно, да еще наполнен ное старой техникой? Юрий Николаевич глянул на меня ледяным взором бывшего замминистра и стал рассказывать историю рыб ной промышленности Север ного бассейна с 20-х годов до наших дней. Я было по пыталась сказать, что все это мне давным-давно извест но. В ответ — секундное молчание и... продолжение рассказа. И все. Аудиенция окончена. Почему я так подробно рассказываю об этом? Да потому, что все советские ка питаны, с кем я говорила в Штральзунде, испытали на себе именно такое отношение Ю. Н. Быстрова, такой тон, такое «внимание», когда твои вопросы натыкаются на ледя ное безразличие, когда тебе проповедуют прописные исти ны. А помощь? Ведь моря- .кам помощь такой высокой инстанции, как министерст во, нужна каждый день. О том, что они ее не полу чают, ярче всего свидетель ствует тот факт, что все суда новой серии уходят из дружба дружбой, а служба службой. Комнаб же, судя по всему, стремится лишь, чтобы судно ушло в назначенный срок и судостроители получили бы премию. А то, что на «Алек сандре Косареве» сразу же после выхода в море стали выходить из строя одна си стема за другой — результат досрочного закрытия вопро сов, — не их печаль. При встрече с капитаном судна «Севрыбпромразведки» «Профессор Марти» В. Г. Пилипенко я спросила его о роли комнаба. — Комитет очень нужен, — сказал Владимир Гри горьевич, — как консульти рующая, контролирующая ор ганизация. А главное, коми тет должен помогать совет ским экипажам в решении J Штральзуида с массой нере шенных проблем. О том, сколько их осталось на «Александре Косареве», мы еще поговорим. Но перед этим траулером вышли уже пять судов серии «Моон- зунд». Наши моряки (первая группа) рассказывали мне, как капитан МА-1804 кате горически отказался подписы вать акт приемки, цока судо строители не доведут все до ума. И как Ю. Н. Быстров «надавил» всей имеющейся у него властью, заставил капи тана подписать документ. Специалисты нашего суд на рассказывали мне, как оказывались «закрытыми» вопросы, жизненно важные для судна. Кто же их «закры вал»? 10. И. Быстров, Е. П. Кирсанов — старший прием щик группы наблюдения «Су- ; донмпорта». А как это про исходит, я наблюдала на од ном из последних перед подъ емом флага заседаний. Некоторые нерешенные проблемы «закрывались» без согласования с судовыми спе циалистами, и этот факт для них становился па заседаниях откровением. Вот например, старший электромеханик траулера А. И. Люшненко называет очередной пункт претензий. В ответ — . «за крыто». Кто закрыл? То же самое по другим вопро сам. То же самое у других специалистов. А что означает «закрытие» вопроса? То, что этот меха низм или отдельный узел принят и немецкие судо строители уже не имеют к нему никакого отношения вплоть до гарантийного ре монта. — Почему же комнаб не отстаивает интересы пашей страны? — недоумевают су довые специалисты. — Мы не против дружбы между СССР и ГДР, мы только «за». Но есть вопросы, тре бующие делового подхода. конкретных проолем, выйти на представителя верфи, ска жем. Мы пришли сюда на га рантийный ремонт судна. За ключили договор с представи телями верфи о шефских свя зях, потом договорились с кооперативом, ездим туда, помогаем в сельхозработах. Наш экипаж* побывал на экс курсиях в Ростоке, Потсдаме, Берлине, Дрездене. И все это — мы сами, хотя так нужна была помощь Рио Ивановича, а его и близко при этом не было. Мне довелось побеседовать с несколькими капитанами, первыми и старшими помощ никами, судовыми специали стами о комнабе. Общее мне ние таково: пустое место. Мо жет, и очень резко сказано, но моим собеседникам вид ней. они долго «общались» с Ю. И. Быстровым и его за местителем Р. И. Калнмачем.^* Конечно, комнаб — это и группа специалистов. Только и они не отличаются особой активностью в смысле помо щи морякам. Для примера: в самое горячее время перед сдачей нашего судна старший инженер-приемщик Е. П. Кир санов счел нужным уйти на ходовые испытания другого супер-траулера. «Пустое» место. Хорошо оплачиваемое. Престижное. Наверное, все это оттого, что из Москвы не видно Штральзуида, а с бессейнов не смеют" критиковать выше стоящее начальство, терпят. В самом же Штральзунде ка питаны, измочалив нервы, или добиваются нужных ре шений собственными силами, или, сломавшись, идут па компромиссы, причем, неред ко в ущерб флоту и даже стране. Но об этом речь поз же. И. БЕРЕЗЮК. Спец. корр. «Рыбного Мур мана». Ш тр алъзун0—Mi/ рм анск. Ш Й Й Ш Р * Фото В. КОНОНОВА . рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz