Рыбный Мурман. 1988 г. Август.
Семья и школа АДЕТИ СМОТРЯТ НА НАС... М Ы УДИВЛЯЕМСЯ , ко гда читаем, слышим о равнодушии, черствости, гру бости. бестактности. Посмот рим на нашу жизнь внима тельнее. Кто-то оскорбил ко го-то. но не меня; кто-то уни зил кого-то, но не меня; о том плохо говорят, а мне ка кое дело! Как страшно, что позиция многих такая: лучше отсидеться, лучше промол чать. Пусть другие говорят, разбираются. Не удивитель но. что в последние годы участились случаи хамства, бездушия, хулиганства. А ведь самое страшное в чело веке — это равнодушие. Мне кажется, что недостаточно внимания воспитанию челове ческого в человеке уделяется- в детских садах, школах. Я работаю во вспомога-. тельной школе. Нашим учи телям приходится работать над коррекцией речи, пись ма. и, самое главное, над упорядочением поведения на ших учеников. Трудно нам, потому что дети наши прихо дят из семей педагогически запущенные и с. определен ным диагнозом., И во всех ситуациях стараемся не нару шать мостик, возведенный между школой и родителями. Ведь порой он бывает таким хрупким! Мы сейчас много говорим о педагогике сотруд ничества, о союзе родителей и школы. Всем известно, нет этого союза — нет и резуль тата. А что на деле видим? Авторитарный учитель и в большинстве своем пассив ные родители. Да и в основ ном на собраниях присутст вуют папы и мамы так назы ваемых положительных де- ЗЬй. Когда какая-нибудь мама выскажет замечание, клас сный руководитель обижает ся. старается се «посадить на место». И очень грустно, ко гда это потом отражается на ребенке. Порой среди родителей нет взаимопонимания, дружбы только потому, что среди них есть такие, кто всячески за искивает перед учителями, угодничает... Время требует от каждого из нас вдумчиво го, серьезного отношения к себе. Рядом с нами дети, они смотрят на нас. Приведу лишь один пример. Хорошая девочка несколь ко раз уличалась в мелком воровстве. Дети сами погово рили с ней. Выяснили, взве сили все «за» и «против». Были слезы, обиды, но в кон це концов все стало на свои места. Но вмешивается клас сный руководитель, обвиняет •фвочек в отсутствии доброты по отношению к обвиняемой. Ту девочку, которая ворует, отпускают домой, а осталь ных «воспитывают». Самой активной поборнице правды выставляют поведение «удов летворительное». А виновни ца всего получает хорошее поведение и массу слов со чувствия. Именно отсюда начинается разочарование в правде, не верие в справедливость. Учить добру, несомненно, на до. но не так. Чаще, надо задавать- себе вопрос: что нужно исправить во мне самом, чтобы быть на уровне современной жизни? Как сделать, чтобы наши де ти были добрее, умнеее и воспитаннее нас? Когда-то Аристотель сказал: «Если мы . идем вперед в области зна ний. а не нравственности, то мы идем не вперед, а на зад». А на.м необходимо идти вперед и только вперед! t Л. КРЫНИНА, педагог. Идеологическая работа 3 А ктивисты экипажа /»’ сожалению, не так ухе чисто встретишь на флотах рыбаков, не расстающихся с родным экипажем пять и бо лее лет. Николай Григорьевич Попов — моторист 1 класса, работает на ПСТ «Цивильск» г/же шесть лет. Срок немалый . достаточный, чтобы показать себя. Моряки оказали своему товарищу большое доверие , из брав его в {совет трудового коллектива. Стармех Николай Давыдович Зыков — ветеран флота, ходит в море более тридцати лет , на гражден орденом <iЗнак Поче та». Коммунисты не раз изби рали его секретарем партий ной организации судна. Фото В. КОРЕЦКОГО. В П РОШ ЛОМ ГОДУ в системе партийного просвещения самостоятельно занимался я изучением рабо ты В. И. Ленина «Очередные задачи Советской власти» и пришел к мнению, что инди видуальное образование — это важное, трудное, но на дежное дело. Именно эта форма учебы должна стать основной. «Очередные задачи...» — работа, которая, мне кажет ся, как воздух, нужна нашим руководителям. Недавно «Полярная прав да» провела заседание за «круглым столом» по первым итогам работы новой системы учебы. Там, правда, не затра гивались самообразование и техническая сторона учебы. Но мне показались спорными рекомендации — изучить 2— 3 работы В. И. Ленина дополнительно. Разве возмож но это сделать качественно? И потом, как известно, эко номические и политические темы лучше изучать по до кументам и первоисточникам с применением местного ма териала. Думается, объем изучаемого материала должен определяться индивидуально для каждого, в зависимости от занятости, потребности, подготовки... Задают вопрос: какими сред ствами и способами изучать работы В. И. Ленина? Способ остался старым — взял книгу и читай. Мне не известно, чтобы технический прогресс коснулся вопроса преподнесения материа ла, а работы в этом деле непо чатый край. Вот, например, ви деосалон Мурманска уже два года показывает художествен ные фильмы. А сможет ли Дом политпросвещения к началу но вого учебного года для изучаю щих ленинские работы показать видеофильм, к примеру, на те му: «Заключительное слово Ле нина по докладу об очередных задачах Советской власти»? А ведь это было бы здорово. Мог бы получиться документальный фильм на 20—30 минут. Для ар тистов это была бы очень интересная работа, а техниче скую сторону можно решить за счет правильного распределе ния средств. Находит же Цент ральное телевидение пленку и Политучеба и реальность Почему идут дебаты другой материал для третьей экранизации (на этот раз в 10-ти сериях) кн и ги В. Кавери на «Открытая кни га» . Изучаю щий работы В. И. Ленина дол жен иметь возможность «про честь* его труды и в кн иж ке , и с пленни, и с пластинки , и с магнитофона, и с экрана теле визора, и с видеомагнитофона. Где найти время для само стоятельных занятий людям такого ранга, как начальник флота, секретарь парткома? Только за счет сокращения заседаний, совещаний в вы шестоящих инстанциях и у себя на производстве, выде ления определенного дня. когда не проводится ни одно го мероприятия, за счет .лич ной дисциплинированности и новых технических средств пропаганды. Известно, что результатом проверки усвоения ленинских произведений служит их п р а к тическое применение. Но необ ходим ка кой -то контроль и са моконтроль по усвоению теоре тическо го материала в течение года. Наверное, это должно быть та к : раза четыре в году тем, кто занимается индивиду ально, надо встречаться и вы ступать перед коллегами. Мож но это сочетать с лекциями и консультациями . Д ИАЛЕКТИЧЕ С К О Е П РИМ ЕНЕНИЕ рабо ты В. И. Ленина «Очередные задачи Советской власти» в наших рыбацких условиях, мне кажется, может помочь разобраться, почему продол жают идти дебаты по поводу структурной перестройки у рыбаков. Конечно, сегодня не тот рабочий, не тот крестьянин, не то международное поло жение страны, но и с учетом нашей ситуации подход дол жен быть только ленинский. Возьмем пример постановки задач, умение выделять глав ное звено в событиях, когда требуется решить какие-то конкретные задачи. Влади мир Ильич считал, что пер вой всегда стоит задача убеж дения большинства народа в правильности своей програм мы и тактики. Необходимость перестрой ки структуры бассейна — за дача, которую решать надо. Но как? В. И. Ленин в своей работе напоминает, что, кро ме убеждения, существует задача управления и еще са мая трудная, но и она же са мая благородная — умение практически организовать де ло. Мы же не смогли пока выполнить ни одну из этих задач. С самого начала дискуссии по структуре бассейна выяви лись два противоположных мнения. Одна сторона пыта ется убедить другую, что объединение флотов — наилучший вариант. Но убеж- дать-то надо цифрами, факта ми, сравнениями, а не упре ками. Следует идти в коллек тивы и доказывать, обосновы вать, убеждать в своей пра воте. Может, действительно этот цдриант самый лучший. Хотя сравиить-то его пока не с чем. 12 сентября 1986 года «Рыбный Мурман» напеча тал заметку "«Единый флот бассейна» А. Васильева, за ведующего сектором отдела экономических исследований ПИНРО , кандидата экономи ческих наук. Пожалуй, с это го момента и начался разго вор о структуре управления рыбной промышленности об ласти. Разговор заинтересо ванный, страстный, часто не убедительный и необоснован ный, но нужный. Судя по прессе, предложе ние Васильева — создать единый флот бассейна абсо лютной поддержки не полу чило. Об этом писали С. Бе лецкий — зам. начальника тралового флота, В. Демяиен-. ко — генеральный директор объединения «Мурмаирыб- пром», Г. Бородулин — ве теран рыбной промышленно сти и другие. Во время деловых игр было рассмотрено восемь вариантов с тр у к т ур , более двадцати к р и териев, но задачу свою «игро ки» , на мой взгляд, не выполни ли. Группе было дано задание (по крайней мере, такое задание давалось специалистам трал- флота) конечным результатом учебы считать выработну к а к можно большего числа вариан тов, экономически обоснован ных , а ка кой вариант п р и емлем — должен решать кол лектив флота. Но за основу был взят только одни вариант струк туры. Этот вариант более полугода ходил в верхах: чи тался, согласовывался, уточ нялся, предлагался в Мин- рыбхозе. Думаю, надо дать несколь ко вариантов, в том числе и предлагаемые рыбаками. В. И. Ленин не стеснялся и не боялся учиться у масс," прислушиваться к их мне нию. Ход. подсказанный логикой гласности, демократизации, перестройки, должен быть, на мой взгляд, таким: — провести конструирова ние структур, экономически их обосновать; —■снова обсудить уже го товые варианты и выбрать из них наиболее выгодный; — с одобренным вариан том выйти на актив области, в министерство, Госплан. Тогда все видели бы и свое участие в выработке бу дущего лица рыбной отрасли. Н. СТРАТУНОВ, ветеран тралового флоте, зав. кабинетом морской подготовки. Пришел ответ «В ответ—молчание» D ПИСЬМЕ м ор я ка М. Бочарова, опубли кованном в «РМ>» № 20 за 10 июня этого года, ставится вопрос о гласности при выборах проф сою зны х лидеров . В частности, он пишет, что уж е не с коль ко месяцев остается вакантной должность председа теля об ком а проф сою за работников ры бн о го хозяйства и спра шивает, кто и ко гда займет это место. Отвечает секретарь облсовпрофа И. К. ЧЕРНЫШЕНКО. «Еще в 1987 году в пр оф со ю зных ор ганизациях области впервые были использованы предусм отренны е Уставом проф сою зов СССР новые ф о р мы выборов проф ком ов , це х комов , их председателей . В большинстве проф сою зны х о р ганизаций, численностью до 150 человек, проведены п р я мые выборы председателей проф ком ов на собраниях. Путем прямы х выборов из не с ко л ь ки х кандидатур тайным голосованием избраны предсе датели профкома производст венного объединения «Апатит», Кольского райкома профсоюза работников госучреждений , об кома профсоюза рабочих авто транспорта и шоссейных дорог и ряд дру гих . В прошлом году секретариат облсовпрофа утвердил програм му работы с профсоюзными надрами и резервом на выдви жение. Все областные, город ские и районные комитеты профсоюзов на своих пленумах по рекомендациям профсоюз ны х организаций рассмотрели из нескольних кандидатур ре зерв на выдвижение на долж ности секретарей и председате лей. В связи с предпола гаемым изменением стр у ктуры проф сою зны х ор ганов , в том числе отраслевых, выборы председа теля о б ком а проф сою за р а ботников ры бно го хозяйства реш ено провести после завер шения ф ормирования хо зяй ственной структуры Северного бассейна. К сведению читателей сооб щаем, что прием трудящихся по личным вопросам в облсов- профе регулярно ведут предсе датели и сенретари, ежедневно — юридическая консультация и приемная облсовпрофа. Для профсоюзного актива области работает общественная прием ная облсовпрофа». l i n n МУРМАН 5 августа 198 года *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz