Рыбный Мурман. 1988 г. Август.

Семья и школа АДЕТИ СМОТРЯТ НА НАС... М Ы УДИВЛЯЕМСЯ , ко­ гда читаем, слышим о равнодушии, черствости, гру­ бости. бестактности. Посмот­ рим на нашу жизнь внима­ тельнее. Кто-то оскорбил ко­ го-то. но не меня; кто-то уни­ зил кого-то, но не меня; о том плохо говорят, а мне ка­ кое дело! Как страшно, что позиция многих такая: лучше отсидеться, лучше промол­ чать. Пусть другие говорят, разбираются. Не удивитель­ но. что в последние годы участились случаи хамства, бездушия, хулиганства. А ведь самое страшное в чело­ веке — это равнодушие. Мне кажется, что недостаточно внимания воспитанию челове­ ческого в человеке уделяется- в детских садах, школах. Я работаю во вспомога-. тельной школе. Нашим учи­ телям приходится работать над коррекцией речи, пись­ ма. и, самое главное, над упорядочением поведения на­ ших учеников. Трудно нам, потому что дети наши прихо­ дят из семей педагогически запущенные и с. определен­ ным диагнозом., И во всех ситуациях стараемся не нару­ шать мостик, возведенный между школой и родителями. Ведь порой он бывает таким хрупким! Мы сейчас много говорим о педагогике сотруд­ ничества, о союзе родителей и школы. Всем известно, нет этого союза — нет и резуль­ тата. А что на деле видим? Авторитарный учитель и в большинстве своем пассив­ ные родители. Да и в основ­ ном на собраниях присутст­ вуют папы и мамы так назы­ ваемых положительных де- ЗЬй. Когда какая-нибудь мама выскажет замечание, клас­ сный руководитель обижает­ ся. старается се «посадить на место». И очень грустно, ко­ гда это потом отражается на ребенке. Порой среди родителей нет взаимопонимания, дружбы только потому, что среди них есть такие, кто всячески за­ искивает перед учителями, угодничает... Время требует от каждого из нас вдумчиво­ го, серьезного отношения к себе. Рядом с нами дети, они смотрят на нас. Приведу лишь один пример. Хорошая девочка несколь­ ко раз уличалась в мелком воровстве. Дети сами погово­ рили с ней. Выяснили, взве­ сили все «за» и «против». Были слезы, обиды, но в кон­ це концов все стало на свои места. Но вмешивается клас­ сный руководитель, обвиняет •фвочек в отсутствии доброты по отношению к обвиняемой. Ту девочку, которая ворует, отпускают домой, а осталь­ ных «воспитывают». Самой активной поборнице правды выставляют поведение «удов­ летворительное». А виновни­ ца всего получает хорошее поведение и массу слов со­ чувствия. Именно отсюда начинается разочарование в правде, не­ верие в справедливость. Учить добру, несомненно, на­ до. но не так. Чаще, надо задавать- себе вопрос: что нужно исправить во мне самом, чтобы быть на уровне современной жизни? Как сделать, чтобы наши де­ ти были добрее, умнеее и воспитаннее нас? Когда-то Аристотель сказал: «Если мы . идем вперед в области зна­ ний. а не нравственности, то мы идем не вперед, а на­ зад». А на.м необходимо идти вперед и только вперед! t Л. КРЫНИНА, педагог. Идеологическая работа 3 А ктивисты экипажа /»’ сожалению, не так ухе чисто встретишь на флотах рыбаков, не расстающихся с родным экипажем пять и бо­ лее лет. Николай Григорьевич Попов — моторист 1 класса, работает на ПСТ «Цивильск» г/же шесть лет. Срок немалый . достаточный, чтобы показать себя. Моряки оказали своему товарищу большое доверие , из­ брав его в {совет трудового коллектива. Стармех Николай Давыдович Зыков — ветеран флота, ходит в море более тридцати лет , на­ гражден орденом <iЗнак Поче­ та». Коммунисты не раз изби­ рали его секретарем партий­ ной организации судна. Фото В. КОРЕЦКОГО. В П РОШ ЛОМ ГОДУ в системе партийного просвещения самостоятельно занимался я изучением рабо­ ты В. И. Ленина «Очередные задачи Советской власти» и пришел к мнению, что инди­ видуальное образование — это важное, трудное, но на­ дежное дело. Именно эта форма учебы должна стать основной. «Очередные задачи...» — работа, которая, мне кажет­ ся, как воздух, нужна нашим руководителям. Недавно «Полярная прав­ да» провела заседание за «круглым столом» по первым итогам работы новой системы учебы. Там, правда, не затра­ гивались самообразование и техническая сторона учебы. Но мне показались спорными рекомендации — изучить 2— 3 работы В. И. Ленина дополнительно. Разве возмож­ но это сделать качественно? И потом, как известно, эко­ номические и политические темы лучше изучать по до­ кументам и первоисточникам с применением местного ма­ териала. Думается, объем изучаемого материала должен определяться индивидуально для каждого, в зависимости от занятости, потребности, подготовки... Задают вопрос: какими сред­ ствами и способами изучать работы В. И. Ленина? Способ остался старым — взял книгу и читай. Мне не известно, чтобы технический прогресс коснулся вопроса преподнесения материа­ ла, а работы в этом деле непо­ чатый край. Вот, например, ви­ деосалон Мурманска уже два года показывает художествен­ ные фильмы. А сможет ли Дом политпросвещения к началу но­ вого учебного года для изучаю­ щих ленинские работы показать видеофильм, к примеру, на те­ му: «Заключительное слово Ле­ нина по докладу об очередных задачах Советской власти»? А ведь это было бы здорово. Мог бы получиться документальный фильм на 20—30 минут. Для ар­ тистов это была бы очень интересная работа, а техниче­ скую сторону можно решить за счет правильного распределе­ ния средств. Находит же Цент­ ральное телевидение пленку и Политучеба и реальность Почему идут дебаты другой материал для третьей экранизации (на этот раз в 10-ти сериях) кн и ги В. Кавери­ на «Открытая кни га» . Изучаю ­ щий работы В. И. Ленина дол­ жен иметь возможность «про­ честь* его труды и в кн иж ке , и с пленни, и с пластинки , и с магнитофона, и с экрана теле­ визора, и с видеомагнитофона. Где найти время для само­ стоятельных занятий людям такого ранга, как начальник флота, секретарь парткома? Только за счет сокращения заседаний, совещаний в вы­ шестоящих инстанциях и у себя на производстве, выде­ ления определенного дня. когда не проводится ни одно­ го мероприятия, за счет .лич­ ной дисциплинированности и новых технических средств пропаганды. Известно, что результатом проверки усвоения ленинских произведений служит их п р а к ­ тическое применение. Но необ­ ходим ка кой -то контроль и са­ моконтроль по усвоению теоре­ тическо го материала в течение года. Наверное, это должно быть та к : раза четыре в году тем, кто занимается индивиду­ ально, надо встречаться и вы­ ступать перед коллегами. Мож ­ но это сочетать с лекциями и консультациями . Д ИАЛЕКТИЧЕ С К О Е П РИМ ЕНЕНИЕ рабо­ ты В. И. Ленина «Очередные задачи Советской власти» в наших рыбацких условиях, мне кажется, может помочь разобраться, почему продол­ жают идти дебаты по поводу структурной перестройки у рыбаков. Конечно, сегодня не тот рабочий, не тот крестьянин, не то международное поло­ жение страны, но и с учетом нашей ситуации подход дол­ жен быть только ленинский. Возьмем пример постановки задач, умение выделять глав­ ное звено в событиях, когда требуется решить какие-то конкретные задачи. Влади­ мир Ильич считал, что пер­ вой всегда стоит задача убеж­ дения большинства народа в правильности своей програм­ мы и тактики. Необходимость перестрой­ ки структуры бассейна — за­ дача, которую решать надо. Но как? В. И. Ленин в своей работе напоминает, что, кро­ ме убеждения, существует задача управления и еще са­ мая трудная, но и она же са­ мая благородная — умение практически организовать де­ ло. Мы же не смогли пока выполнить ни одну из этих задач. С самого начала дискуссии по структуре бассейна выяви­ лись два противоположных мнения. Одна сторона пыта­ ется убедить другую, что объединение флотов — наилучший вариант. Но убеж- дать-то надо цифрами, факта­ ми, сравнениями, а не упре­ ками. Следует идти в коллек­ тивы и доказывать, обосновы­ вать, убеждать в своей пра­ воте. Может, действительно этот цдриант самый лучший. Хотя сравиить-то его пока не с чем. 12 сентября 1986 года «Рыбный Мурман» напеча­ тал заметку "«Единый флот бассейна» А. Васильева, за­ ведующего сектором отдела экономических исследований ПИНРО , кандидата экономи­ ческих наук. Пожалуй, с это­ го момента и начался разго­ вор о структуре управления рыбной промышленности об­ ласти. Разговор заинтересо­ ванный, страстный, часто не­ убедительный и необоснован­ ный, но нужный. Судя по прессе, предложе­ ние Васильева — создать единый флот бассейна абсо­ лютной поддержки не полу­ чило. Об этом писали С. Бе­ лецкий — зам. начальника тралового флота, В. Демяиен-. ко — генеральный директор объединения «Мурмаирыб- пром», Г. Бородулин — ве­ теран рыбной промышленно­ сти и другие. Во время деловых игр было рассмотрено восемь вариантов с тр у к т ур , более двадцати к р и ­ териев, но задачу свою «игро­ ки» , на мой взгляд, не выполни­ ли. Группе было дано задание (по крайней мере, такое задание давалось специалистам трал- флота) конечным результатом учебы считать выработну к а к можно большего числа вариан­ тов, экономически обоснован­ ных , а ка кой вариант п р и ­ емлем — должен решать кол ­ лектив флота. Но за основу был взят только одни вариант струк­ туры. Этот вариант более полугода ходил в верхах: чи­ тался, согласовывался, уточ­ нялся, предлагался в Мин- рыбхозе. Думаю, надо дать несколь­ ко вариантов, в том числе и предлагаемые рыбаками. В. И. Ленин не стеснялся и не боялся учиться у масс," прислушиваться к их мне­ нию. Ход. подсказанный логикой гласности, демократизации, перестройки, должен быть, на мой взгляд, таким: — провести конструирова­ ние структур, экономически их обосновать; —■снова обсудить уже го­ товые варианты и выбрать из них наиболее выгодный; — с одобренным вариан­ том выйти на актив области, в министерство, Госплан. Тогда все видели бы и свое участие в выработке бу­ дущего лица рыбной отрасли. Н. СТРАТУНОВ, ветеран тралового флоте, зав. кабинетом морской подготовки. Пришел ответ «В ответ—молчание» D ПИСЬМЕ м ор я ка М. Бочарова, опубли кованном в «РМ>» № 20 за 10 июня этого года, ставится вопрос о гласности при выборах проф сою зны х лидеров . В частности, он пишет, что уж е не с коль ко месяцев остается вакантной должность председа ­ теля об ком а проф сою за работников ры бн о го хозяйства и спра ­ шивает, кто и ко гда займет это место. Отвечает секретарь облсовпрофа И. К. ЧЕРНЫШЕНКО. «Еще в 1987 году в пр оф со ­ ю зных ор ганизациях области впервые были использованы предусм отренны е Уставом проф сою зов СССР новые ф о р ­ мы выборов проф ком ов , це х ­ комов , их председателей . В большинстве проф сою зны х о р ­ ганизаций, численностью до 150 человек, проведены п р я ­ мые выборы председателей проф ком ов на собраниях. Путем прямы х выборов из не­ с ко л ь ки х кандидатур тайным голосованием избраны предсе­ датели профкома производст­ венного объединения «Апатит», Кольского райкома профсоюза работников госучреждений , об­ кома профсоюза рабочих авто­ транспорта и шоссейных дорог и ряд дру гих . В прошлом году секретариат облсовпрофа утвердил програм ­ му работы с профсоюзными надрами и резервом на выдви­ жение. Все областные, город­ ские и районные комитеты профсоюзов на своих пленумах по рекомендациям профсоюз­ ны х организаций рассмотрели из нескольних кандидатур ре ­ зерв на выдвижение на долж ­ ности секретарей и председате­ лей. В связи с предпола гаемым изменением стр у ктуры проф ­ сою зны х ор ганов , в том числе отраслевых, выборы председа ­ теля о б ком а проф сою за р а ­ ботников ры бно го хозяйства реш ено провести после завер ­ шения ф ормирования хо зяй ­ ственной структуры Северного бассейна. К сведению читателей сооб­ щаем, что прием трудящихся по личным вопросам в облсов- профе регулярно ведут предсе­ датели и сенретари, ежедневно — юридическая консультация и приемная облсовпрофа. Для профсоюзного актива области работает общественная прием ­ ная облсовпрофа». l i n n МУРМАН 5 августа 198 года *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz