Рыбный Мурман. 1988 г. Август.

i 1 0 Р УССКИЕ МОРЯКИ... Когда произносиш ь эти слова, не только вспоминаю тся славные имена мореплавателей , водителей эскадр , громивших врага на м о ­ рях, полярных исследователей. В историю вписаны имена русских м оря ков , ко торые прославились далеко не м о р с ким и делами. С. О- Макаров , Н. А . Римский- Корсаков , А. Ф . М ож айс кий , В. И. Даль, Н. Н. Зубов — эти имена известны всем : каждый из них, будучи профессиональным воен­ ным м о р я ком , является выдаю ­ щимся деятелем в судостроении , м узы ке , авиации, филологии и г . д. — т. е. тех видах человече­ с кой деятельности, ко торы е вряд ли м о ж н о отнести к мореплава­ нию . Во все времена русские м о ­ р я ки были вы сокообразованными лю дьм и с самыми р а зно об ра зны ­ ми интересами, отличались м н о го ­ гранными знаниями в науке и Технике, слагали и писали пре ­ красные стихи и романы , сочиня ­ ли м узы ку ... М. А. Рыкачев Имя Михаила Александровича Рыкачева (1841— 1919), академика П е терб ур гс кой А кадем ии наук, известно ка к од но го из осново ­ полож ни ко в р у с с кой м е те орол о ­ гии и науки о воздухоплавании . С 1867 года ученый более 40 лет работал в Главной геоф изической обсерватории , занимаясь пробле ­ мами метеороло гии , ф изической географии, зем н о го магнетизма , участвовал в составлении фунда­ ментального «Климатоло гическо ­ го атласа Российской империи». По инициативе и при участии Рыка­ чева была создана служба погоды , расширена сеть м е теорол о гиче ­ ских станций в России. С конца 60-х годов прош ло го века М . А. Рыкачева увлекли теоретические вопросы воздухоплавания , со п р о ­ тивления воздуха . Он ставит опы ­ ты и занимается научной работой по вопросу подъемной силы вин­ та, совершает полеты на во зд уш ­ ных шарах, осуществляет подъ ­ емы змеев с приборам и собст­ венной ко нс тр у кции . Ученый яв­ лялся одним из инициаторов еоз - духоплавательского отдела Рус­ с ко го техническо го общества, а в 1904 году был председателем перво го М еж д у н а р о д н о го возд у - хоплавательско го съезда. Но вме­ сте с тем М . А. Рыкачев был профессиональным м о р я ком , за­ кончил М о р с ко й кадетский к о р ­ пус, а в 1865 год у — М о р с к ую академию . Ю. М. Шокальский Славные имена Руские Д о б ры м волш ебни ком в тех %глухих краях был и Николай Але ксандрович Бестужев * (1791 — 1855). Этот флотский оф ицер в чине капитана-лейтенанта был не толь ко пр е кра сным х уд ож н и ком - портретистом (он учился в А ка д е ­ м ии художеств ), но и заправским ку знецом , сапож ни ком , ю вели ­ ром , то кар ем — выполнял рабо ­ ты так, что е го изделия не отли­ чались от изготовленных на казен- р иж ер , м узы кальны й обществен­ ный деятель». Действительно, б о ­ лее чем за тридцать лет, музь^ф кальной деятельности Николай Андреевич Рим ский -Корсаков на­ писал не с кол ь ко десятков сим ­ ф онических произведений , 15 опер , среди ко торы х «Псковитян­ ка», «Снегурочка» , «Садко», «Цар­ ская невеста», «Майская ночь» и; др- вошли в мировой классиче-! деятелинауки, техникии искуст Н.Н. Зубов А судьбы этих моряков удиви­ тельно похожи: оба учились в Морском корпусе и Морской ака­ демии, плавали на военных кораб­ лях на Балтике, но, называя име­ на Юлия Михайловича Шокаль­ ского (1856— 1940) и Николая Ни­ колаевича Зубова (1885— 1960), большинство людей связывают с ними океанографическую, гео­ графическую науки, которым уче­ ные отдели не один десяток лет. Большое место в научной дея­ тельности Шокальского и Зубова занимали вопросы практического освоения Северного морского пу­ ти; Многие фундаментальные тру­ ды ученых — «Исчисление по­ верхности азиатской России», «Океанография» и др., — принад­ лежащие перу академика Ю. М. Шокальского, «Льды Арктики», «Морские воды и льды»,- «Дина­ мическая океанология» профес­ сора Н. Н. Зубова, написанные ими много лет назад, имеют большую научную ценность и в наше время. Именами исследова­ телей названы многие географи­ ческие объекты, два научно-ис­ следовательских судна. Е. В. Путятин Необычна жизнь русского мо- . реплавателя, исследователя даль- ; невосточных морей, адмирала Ев- f 12августа 198 года фимия (Ефима) Васильевича Путя­ тина (1803— 1883). Участник к р у го ­ светно го плавания под ком а н до ­ ванием М . П. Лазарева, боевой м о р с ко й офицер , принимавший участие в Наваринском ср аж е ­ нии, в десантных операциях на Ч е р н ом о р с ком побе реж ье Кав­ каза против горцев , Е. В. Путятин с 1842 года становится од но в р е ­ менно дипломатом , возглавляя дипломатические миссии в Иран '1842 г.), Японию , Китай (1852— 1858 гг.), был в о е н но -м ор с ким атташе в Л ондоне . А в 1861 го ­ ду становится членом Государст­ венно го Совета и... м инистром просвещения . Именем Путятина назван остров в заливе Петра Ве­ ли ко го . А. Ф. Можайским Во время выполнения диплома ­ тической миссии в Японии в 1854 год у на судне «Диана» с контр - адмиралом Путятиным встретил­ ся тогда еще м олодой лейтенант флота А ле ксандр Ф едо р о в ич М о ­ жайский (1825— 1890). Ф ло ту А %Ф . М ож ай с ки й отдал о ко л о тридцати лет, дослужился до чина капита­ на I ранга. Он плавал на Белом, Балтийском м орях , в 1853— 1856 гг. совершил кр у госве тное плавание. Но всему м ир у А . Ф . М ож айский известен пр еж де всего ка к и зо ­ бретатель самолета. Н. М. Соковин Своими работами в области воздухоплавания в 50—60 гг. прош ло го столетия известен и др у гой м о р я к , капитан 1 ранга Николай Михайлович Соковин . Он один из первых в России с п р о е к ­ тировал управляемый аэростат с реактивным двигателем . Однако оригинальный пр ое кт управляемо ­ го аэростата, ка к и м но гие и зо ­ бретения в царской России, не был реализован. П ЕРЕЧЕНЬ м ор я ко в , участво­ вавших в создании , более того , являвшихся строителями кораблей флота, ко рабельно го оборудования , довольно длинный. Хочу остановиться только на не ­ скольких именах — А . А . Попова, С. О. М акарова , М. Н. Беклем и ­ шева, Е. В. Колбасьева и М . А. Бестужева. А. А. Попов Андрей Александрович Попов (1821— 1898), питомец Морского корпуса, служил на Черномор­ ском, Балтийском морях, участво­ вал в Крымской войне, командо­ вал отрядом кораблей на Тихом океане, эскадрой во время визи­ та в США в 1862— 1864 гг., в 1891 году стел полным адмиралом. В !856 году А. А. Попов руководит строительством в Петербурге 14 винтовых корветов и 12 клипе­ ров.-После тщательного изучения передового зарубежного опыта кораблестроения, с 1870 года, строит по своим проектам первые русские броненосные корабли типв «Генерал-Адмирвл», «Петр Великий», явившиеся лучшими образцами броненосце того вре­ мени. С. 0. Макаров Степан Осипович Макаров (1849 — 1964), русский флотоводец, ви­ це-адмирал, руководитель двух кругосветных плаваний, известен и ка к о сн о во п ол ож ни к р у с с ко го м ин но -то р пе д н о го ор уж и я , и зо ­ бретатель бронебойны х на конеч ­ ников для артиллерийских снаря­ дов. С. О. М акаров является так­ ж е создателем перво го р у с с ко го линейно го ледокола «Ермак», ставшего об ра зцом ледо кольно го судостроения на м но гие годы . М. Н. Беклемишев В этом плане с именем д р у го го р у с с ко го м ор я ка — Михаила Ни­ колаевича Беклемишева (1858— 1936) — связано создание п е р ­ вых русских подводных л о д о к ти­ па «Дельфин». Вы сокообразован ­ ный м о р я к (он закончил М о р с к ую академию , М инные оф ицер ские классы, кур сы подводно го плава­ ния), имея большой опыт службы на флоте с 1876 года, М . Н. Бек­ лемишев совместно с и нж е н е р ом - кораблестроителем И. Г. Бубновым и и нж е н сром -м е ха н и ком И. С. Горю новым за четыре месяца спроектировали и в 1903 год у по ­ строили пе рвую р у с с к ую подлод ­ к у «Дельфин» водои зм ещ ением в 113/123 т. Ка к показал боевой опыт применения по д л о д о к в осажденном Владивостоке, лодки этого типа намно го превосходили подобны е подводные лодки , по ­ строенные за р уб еж ом . Е. В. Колбасьев Капитан I ранга Колбасьев Ев­ гений Викторович (1862— 1918) служил на Балтийском флоте. Б 1891 год у перешел на препода ­ вательскую работу в Кронш тадт ­ с кую водола зную ш колу . Известен своими работами по совершенст­ вованию телефонной связи с во­ долазами, освещению места п о д ­ водных работ. Е. В. Колбасьев является также автором проектов нескольких подводных кораблей и их вооруж ения , ори гинальной ко н с тр у кц ии плавучей мины . Братья Бестужевы Морские офицеры братья Ми­ хаил и Николай Бестужевы всем известны в основном как актив­ ные участники декабрьского вос­ стания 1825 года против царского самодержавия. Оба брата закон­ чили Морской кадетский корпус, Михаил Александрович после уче­ бы плавал на Балтике, Николай Александрович стал воспита­ телем в корпусе, где прививал кадетам любовь к морю, знаниям. М. А. Бестужев (1800— 1871), на­ ряду с разработкой проектов ре­ конструкции русского флота, за­ нимался изобретательской деятель­ ностью. Им был разреботан про­ ект оригинального водометного движителя, однако; находясь ив каторге после подавления восста­ ния, не смог осуществить свой проект. Но светлая голоаа и ру­ ки требовали дела. Уже находясь на поселении в Селеигинске, братья вместе с декабристом К. П. Торсоном, также * бывшим морским офицером, построили механические мастерские, где все делали сами — от лемехов до за­ тейливых перстней. Также вместе с Торсоном были спроектированы и построены так называемые «си- дейки» — легкие двухколесные повозки с оригинальным спосо­ бом амортизаций колес, поэво-- ляющих ездить даже на тяжелых горных дорогах. ных заеодах. Славились и часы, ко торы е Николай Александрович сумел сделать из «ничего» — ни материалов, ни точно го инстру ­ мента не было, а получились чу­ до хроном е тры , шедшие минута в минуту . Незадол го до смерти о н изготовил р уж ейны й зам о к , ко торы й м о г качественно улуч ­ шить р уж ья м ор я ко в — защ итни ­ ков Севастополя, за об о р о но й к о ­ т о р о го он следил с болью в душе. Н. А . Бестужев оставил и большое литературное наследие, в основ ­ ном посвящ енное истории р у с с ко ­ го флота. А. П. Боголюбов П ре красным х уд ож ни ком , но маринистом , был и д р у го й воен ­ ный м о р я к — А ле ксей Петрович Бо голюбов (1824— 1896). Он так­ ж е окончил М о р с ко й корпус , слу­ ж ил на Балтийском флоте. В 1853 год у закончил П е те рб ур гс кую академ ию художеств и с этого времени стал х уд ож н и ком Главно­ го м о р с к о го штаба. Почти за три ­ дцать лет творческой деятельно­ сти А . П. Боголюбов создал по - истине шедевры батальной и пей­ зажной м о р с ко й живописи , среди ко торы х «Бой бри га «М еркурия» с двумя тур ец ким и кораблями» , «Вид взморья в П етербур ге а летнюю ночь», виды Ревеля (Тал­ лина), Константинополя , Рима, «Синопское сражение 18 ноября 1853» и м но гие другие , вошли в м ир о в ую со кровищ ниц у м ор с кой живописи . За свои прекрасные картины Бо голюбов , ка к и дру гой худож ни к -м а ри ни с т — И. К. А й ­ вазовский — получил звание ака ­ деми ка . ский оперный репертуар . Но ред ­ кий справочник сообщает читате­ лю о том, что Н. А. Рим с кий -Ко р ­ саков был вы ходцем из семьи с богатыми м ор с ким и традициями , в ко тор ой его дядя, Николай Пет­ рович , был боевым м о р с ким офи­ цером , дослуживш им ся до адми­ рал ьс ко го звания, участвовал в кр у го све тном плавании. Старш*^? брат — Воин Андреевич , ко н тр - адмирал, в последние годы ж и з ­ ни д и р е к т о р М о р с ко го каде тс ко ­ го корпуса , также был незауряд ­ ным м о р я ком . Более того , сам Н. А. Рим ский -Корса ков отдал 17 лет флоту, вклю чая учебу в М о р ­ с ком корпусе , имел чин лейте­ нанта. В. И. Даль В.Н. Берх Больш ую известность как флот­ с ко го историка получил Василий Николаевич Берх (1781— 1834). Вы пускник М о р с ко го каде тско го корпуса , Василий Берх был уча­ стни ком пе рво го кр у го све тно го плавания, составил карту Русской А м е р и ки . С вы ходом в отставку начал заниматься историей р ус ­ с ко го флота, географ ических от­ кры тий . Им был опубли кован ряд статей по этим вопросам . С 1828 года Берх назначается и с то ри ком р у с с ко го флота. Его пе ру п р и ­ надлежат «Хронологическая исто­ рия всех путешествий в северные полярные страны», описание и сто ­ рии 1-й Камчатской экспедиции В. Беринга, био графии мно гих русс ких адмиралов. Именем В. Н. Берха — м о р я ка и историка — назван остров в Баренцевом м о - Ре. Н.А.Римский-Корсаков Несколько особняком в списке имен русских моряков, поовятив- ших часть своей жизни далеко не морскому делу, стоят имена ве­ ликого русского композитора Ни­ колая Андреевича Римского-Кор- сакова и составителя первого «Толкового словаря живого вели­ корусского языка» Владимира Ивановиче Даля. Почти во всех энциклопедиях и справочниках после имени Рим- ского-Корсаковв (1844— 1908) стоит... «русский композитор, ди­ С о врем енни к адмирала Нахимо­ ва и декабриста Завалишина, с ко торым и учился, Владимир Ива­ нович Даль '1801— 1872) также известен м н о гим ка к писатель, лекси ко граф , составитель «Толко­ вого словаря», «Пословиц р у с с ко ­ го народа», за ко торы е был уд о ­ стоен поче тно го звания академи ­ ка П е те рб ур гс кой академии на­ ук . М еж д у тем В. И. Даль по профессии м о р с ко й офицер, так­ ж е закончил М о р с ко й корпус , плавал на Черном и Балтийском морях , участвовал в р усс ко Ту­ рецкой войне 1853— 1856 гг. И хотя он ушел из флота, более ем ких объяснений слов, относя ­ щихся к м о рю , флоту, во зм ож но , нет и д о сих пор, тем самым «словопроходец» Даль остался и здесь верен м о р с ко й стихии, хо­ тя тяжело ее переносил ... Э ТОТ СПИСОК м о р я ко в был бы неполным , если хотя бы вскользь не упомянуть о моряках , ставших замечательными писателя­ ми. Вероятно, этот перечень имен будет самым длинным . Это К. М . Станюкович , лейте­ нант флота, питомец М о р с ко го корпуса , И. П. Ануфриев , капи ­ тан дальнего плавания, полярный исследователь, Д . А . Лухманов , капитан дальнего плавания, Герой Социалистическо го Труда К. С. Бадигин, капитан дальнего плава­ ния, Герой С ове тско го Союза , С. А . Колбасьев, военный м<афяк, питомец М о р с к о го корпуса , В. В. Конец кий , капитан дальнего пла­ вания и мно гие , м но гие другие , не расставшиеся в своих пр ои з ­ ведениях с лю б имым м о р ем . Н ЕБОЛЬШОЙ исторический экс­ курс далеко не полностью исчерпывает имена моряков, кото­ рые нашли свое второе «Я» в дру­ гих сферах человеческой деятель­ ности, где они «сделали» как бы заново свое имя, получившее все­ общее признание и уважение со­ всем на другом поприще. В свое время Ю. М. Шокальский сказал: «Русские люди должны знать и помнить, что сделано_ славногр предшествующими поколениями, гордиться этим...» Да, мы должны знать и помнить о том вкладе, который сделали и русские моря­ ки, не только в историю морепла­ вания, полярных исследований или военно-морское искусство, но и в мировую сокровищницу науки и техники, искусстве музыки, жи­ вописи и литературы. А. ГАВРКЛКЕВ^Ч, инженер. г. Мурманск. рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz