Рыбный Мурман. 1988 г. Август.
i 1 0 Р УССКИЕ МОРЯКИ... Когда произносиш ь эти слова, не только вспоминаю тся славные имена мореплавателей , водителей эскадр , громивших врага на м о рях, полярных исследователей. В историю вписаны имена русских м оря ков , ко торые прославились далеко не м о р с ким и делами. С. О- Макаров , Н. А . Римский- Корсаков , А. Ф . М ож айс кий , В. И. Даль, Н. Н. Зубов — эти имена известны всем : каждый из них, будучи профессиональным воен ным м о р я ком , является выдаю щимся деятелем в судостроении , м узы ке , авиации, филологии и г . д. — т. е. тех видах человече с кой деятельности, ко торы е вряд ли м о ж н о отнести к мореплава нию . Во все времена русские м о р я ки были вы сокообразованными лю дьм и с самыми р а зно об ра зны ми интересами, отличались м н о го гранными знаниями в науке и Технике, слагали и писали пре красные стихи и романы , сочиня ли м узы ку ... М. А. Рыкачев Имя Михаила Александровича Рыкачева (1841— 1919), академика П е терб ур гс кой А кадем ии наук, известно ка к од но го из осново полож ни ко в р у с с кой м е те орол о гии и науки о воздухоплавании . С 1867 года ученый более 40 лет работал в Главной геоф изической обсерватории , занимаясь пробле мами метеороло гии , ф изической географии, зем н о го магнетизма , участвовал в составлении фунда ментального «Климатоло гическо го атласа Российской империи». По инициативе и при участии Рыка чева была создана служба погоды , расширена сеть м е теорол о гиче ских станций в России. С конца 60-х годов прош ло го века М . А. Рыкачева увлекли теоретические вопросы воздухоплавания , со п р о тивления воздуха . Он ставит опы ты и занимается научной работой по вопросу подъемной силы вин та, совершает полеты на во зд уш ных шарах, осуществляет подъ емы змеев с приборам и собст венной ко нс тр у кции . Ученый яв лялся одним из инициаторов еоз - духоплавательского отдела Рус с ко го техническо го общества, а в 1904 году был председателем перво го М еж д у н а р о д н о го возд у - хоплавательско го съезда. Но вме сте с тем М . А. Рыкачев был профессиональным м о р я ком , за кончил М о р с ко й кадетский к о р пус, а в 1865 год у — М о р с к ую академию . Ю. М. Шокальский Славные имена Руские Д о б ры м волш ебни ком в тех %глухих краях был и Николай Але ксандрович Бестужев * (1791 — 1855). Этот флотский оф ицер в чине капитана-лейтенанта был не толь ко пр е кра сным х уд ож н и ком - портретистом (он учился в А ка д е м ии художеств ), но и заправским ку знецом , сапож ни ком , ю вели ром , то кар ем — выполнял рабо ты так, что е го изделия не отли чались от изготовленных на казен- р иж ер , м узы кальны й обществен ный деятель». Действительно, б о лее чем за тридцать лет, музь^ф кальной деятельности Николай Андреевич Рим ский -Корсаков на писал не с кол ь ко десятков сим ф онических произведений , 15 опер , среди ко торы х «Псковитян ка», «Снегурочка» , «Садко», «Цар ская невеста», «Майская ночь» и; др- вошли в мировой классиче-! деятелинауки, техникии искуст Н.Н. Зубов А судьбы этих моряков удиви тельно похожи: оба учились в Морском корпусе и Морской ака демии, плавали на военных кораб лях на Балтике, но, называя име на Юлия Михайловича Шокаль ского (1856— 1940) и Николая Ни колаевича Зубова (1885— 1960), большинство людей связывают с ними океанографическую, гео графическую науки, которым уче ные отдели не один десяток лет. Большое место в научной дея тельности Шокальского и Зубова занимали вопросы практического освоения Северного морского пу ти; Многие фундаментальные тру ды ученых — «Исчисление по верхности азиатской России», «Океанография» и др., — принад лежащие перу академика Ю. М. Шокальского, «Льды Арктики», «Морские воды и льды»,- «Дина мическая океанология» профес сора Н. Н. Зубова, написанные ими много лет назад, имеют большую научную ценность и в наше время. Именами исследова телей названы многие географи ческие объекты, два научно-ис следовательских судна. Е. В. Путятин Необычна жизнь русского мо- . реплавателя, исследователя даль- ; невосточных морей, адмирала Ев- f 12августа 198 года фимия (Ефима) Васильевича Путя тина (1803— 1883). Участник к р у го светно го плавания под ком а н до ванием М . П. Лазарева, боевой м о р с ко й офицер , принимавший участие в Наваринском ср аж е нии, в десантных операциях на Ч е р н ом о р с ком побе реж ье Кав каза против горцев , Е. В. Путятин с 1842 года становится од но в р е менно дипломатом , возглавляя дипломатические миссии в Иран '1842 г.), Японию , Китай (1852— 1858 гг.), был в о е н но -м ор с ким атташе в Л ондоне . А в 1861 го ду становится членом Государст венно го Совета и... м инистром просвещения . Именем Путятина назван остров в заливе Петра Ве ли ко го . А. Ф. Можайским Во время выполнения диплома тической миссии в Японии в 1854 год у на судне «Диана» с контр - адмиралом Путятиным встретил ся тогда еще м олодой лейтенант флота А ле ксандр Ф едо р о в ич М о жайский (1825— 1890). Ф ло ту А %Ф . М ож ай с ки й отдал о ко л о тридцати лет, дослужился до чина капита на I ранга. Он плавал на Белом, Балтийском м орях , в 1853— 1856 гг. совершил кр у госве тное плавание. Но всему м ир у А . Ф . М ож айский известен пр еж де всего ка к и зо бретатель самолета. Н. М. Соковин Своими работами в области воздухоплавания в 50—60 гг. прош ло го столетия известен и др у гой м о р я к , капитан 1 ранга Николай Михайлович Соковин . Он один из первых в России с п р о е к тировал управляемый аэростат с реактивным двигателем . Однако оригинальный пр ое кт управляемо го аэростата, ка к и м но гие и зо бретения в царской России, не был реализован. П ЕРЕЧЕНЬ м ор я ко в , участво вавших в создании , более того , являвшихся строителями кораблей флота, ко рабельно го оборудования , довольно длинный. Хочу остановиться только на не скольких именах — А . А . Попова, С. О. М акарова , М. Н. Беклем и шева, Е. В. Колбасьева и М . А. Бестужева. А. А. Попов Андрей Александрович Попов (1821— 1898), питомец Морского корпуса, служил на Черномор ском, Балтийском морях, участво вал в Крымской войне, командо вал отрядом кораблей на Тихом океане, эскадрой во время визи та в США в 1862— 1864 гг., в 1891 году стел полным адмиралом. В !856 году А. А. Попов руководит строительством в Петербурге 14 винтовых корветов и 12 клипе ров.-После тщательного изучения передового зарубежного опыта кораблестроения, с 1870 года, строит по своим проектам первые русские броненосные корабли типв «Генерал-Адмирвл», «Петр Великий», явившиеся лучшими образцами броненосце того вре мени. С. 0. Макаров Степан Осипович Макаров (1849 — 1964), русский флотоводец, ви це-адмирал, руководитель двух кругосветных плаваний, известен и ка к о сн о во п ол ож ни к р у с с ко го м ин но -то р пе д н о го ор уж и я , и зо бретатель бронебойны х на конеч ников для артиллерийских снаря дов. С. О. М акаров является так ж е создателем перво го р у с с ко го линейно го ледокола «Ермак», ставшего об ра зцом ледо кольно го судостроения на м но гие годы . М. Н. Беклемишев В этом плане с именем д р у го го р у с с ко го м ор я ка — Михаила Ни колаевича Беклемишева (1858— 1936) — связано создание п е р вых русских подводных л о д о к ти па «Дельфин». Вы сокообразован ный м о р я к (он закончил М о р с к ую академию , М инные оф ицер ские классы, кур сы подводно го плава ния), имея большой опыт службы на флоте с 1876 года, М . Н. Бек лемишев совместно с и нж е н е р ом - кораблестроителем И. Г. Бубновым и и нж е н сром -м е ха н и ком И. С. Горю новым за четыре месяца спроектировали и в 1903 год у по строили пе рвую р у с с к ую подлод к у «Дельфин» водои зм ещ ением в 113/123 т. Ка к показал боевой опыт применения по д л о д о к в осажденном Владивостоке, лодки этого типа намно го превосходили подобны е подводные лодки , по строенные за р уб еж ом . Е. В. Колбасьев Капитан I ранга Колбасьев Ев гений Викторович (1862— 1918) служил на Балтийском флоте. Б 1891 год у перешел на препода вательскую работу в Кронш тадт с кую водола зную ш колу . Известен своими работами по совершенст вованию телефонной связи с во долазами, освещению места п о д водных работ. Е. В. Колбасьев является также автором проектов нескольких подводных кораблей и их вооруж ения , ори гинальной ко н с тр у кц ии плавучей мины . Братья Бестужевы Морские офицеры братья Ми хаил и Николай Бестужевы всем известны в основном как актив ные участники декабрьского вос стания 1825 года против царского самодержавия. Оба брата закон чили Морской кадетский корпус, Михаил Александрович после уче бы плавал на Балтике, Николай Александрович стал воспита телем в корпусе, где прививал кадетам любовь к морю, знаниям. М. А. Бестужев (1800— 1871), на ряду с разработкой проектов ре конструкции русского флота, за нимался изобретательской деятель ностью. Им был разреботан про ект оригинального водометного движителя, однако; находясь ив каторге после подавления восста ния, не смог осуществить свой проект. Но светлая голоаа и ру ки требовали дела. Уже находясь на поселении в Селеигинске, братья вместе с декабристом К. П. Торсоном, также * бывшим морским офицером, построили механические мастерские, где все делали сами — от лемехов до за тейливых перстней. Также вместе с Торсоном были спроектированы и построены так называемые «си- дейки» — легкие двухколесные повозки с оригинальным спосо бом амортизаций колес, поэво-- ляющих ездить даже на тяжелых горных дорогах. ных заеодах. Славились и часы, ко торы е Николай Александрович сумел сделать из «ничего» — ни материалов, ни точно го инстру мента не было, а получились чу до хроном е тры , шедшие минута в минуту . Незадол го до смерти о н изготовил р уж ейны й зам о к , ко торы й м о г качественно улуч шить р уж ья м ор я ко в — защ итни ков Севастополя, за об о р о но й к о т о р о го он следил с болью в душе. Н. А . Бестужев оставил и большое литературное наследие, в основ ном посвящ енное истории р у с с ко го флота. А. П. Боголюбов П ре красным х уд ож ни ком , но маринистом , был и д р у го й воен ный м о р я к — А ле ксей Петрович Бо голюбов (1824— 1896). Он так ж е окончил М о р с ко й корпус , слу ж ил на Балтийском флоте. В 1853 год у закончил П е те рб ур гс кую академ ию художеств и с этого времени стал х уд ож н и ком Главно го м о р с к о го штаба. Почти за три дцать лет творческой деятельно сти А . П. Боголюбов создал по - истине шедевры батальной и пей зажной м о р с ко й живописи , среди ко торы х «Бой бри га «М еркурия» с двумя тур ец ким и кораблями» , «Вид взморья в П етербур ге а летнюю ночь», виды Ревеля (Тал лина), Константинополя , Рима, «Синопское сражение 18 ноября 1853» и м но гие другие , вошли в м ир о в ую со кровищ ниц у м ор с кой живописи . За свои прекрасные картины Бо голюбов , ка к и дру гой худож ни к -м а ри ни с т — И. К. А й вазовский — получил звание ака деми ка . ский оперный репертуар . Но ред кий справочник сообщает читате лю о том, что Н. А. Рим с кий -Ко р саков был вы ходцем из семьи с богатыми м ор с ким и традициями , в ко тор ой его дядя, Николай Пет рович , был боевым м о р с ким офи цером , дослуживш им ся до адми рал ьс ко го звания, участвовал в кр у го све тном плавании. Старш*^? брат — Воин Андреевич , ко н тр - адмирал, в последние годы ж и з ни д и р е к т о р М о р с ко го каде тс ко го корпуса , также был незауряд ным м о р я ком . Более того , сам Н. А. Рим ский -Корса ков отдал 17 лет флоту, вклю чая учебу в М о р с ком корпусе , имел чин лейте нанта. В. И. Даль В.Н. Берх Больш ую известность как флот с ко го историка получил Василий Николаевич Берх (1781— 1834). Вы пускник М о р с ко го каде тско го корпуса , Василий Берх был уча стни ком пе рво го кр у го све тно го плавания, составил карту Русской А м е р и ки . С вы ходом в отставку начал заниматься историей р ус с ко го флота, географ ических от кры тий . Им был опубли кован ряд статей по этим вопросам . С 1828 года Берх назначается и с то ри ком р у с с ко го флота. Его пе ру п р и надлежат «Хронологическая исто рия всех путешествий в северные полярные страны», описание и сто рии 1-й Камчатской экспедиции В. Беринга, био графии мно гих русс ких адмиралов. Именем В. Н. Берха — м о р я ка и историка — назван остров в Баренцевом м о - Ре. Н.А.Римский-Корсаков Несколько особняком в списке имен русских моряков, поовятив- ших часть своей жизни далеко не морскому делу, стоят имена ве ликого русского композитора Ни колая Андреевича Римского-Кор- сакова и составителя первого «Толкового словаря живого вели корусского языка» Владимира Ивановиче Даля. Почти во всех энциклопедиях и справочниках после имени Рим- ского-Корсаковв (1844— 1908) стоит... «русский композитор, ди С о врем енни к адмирала Нахимо ва и декабриста Завалишина, с ко торым и учился, Владимир Ива нович Даль '1801— 1872) также известен м н о гим ка к писатель, лекси ко граф , составитель «Толко вого словаря», «Пословиц р у с с ко го народа», за ко торы е был уд о стоен поче тно го звания академи ка П е те рб ур гс кой академии на ук . М еж д у тем В. И. Даль по профессии м о р с ко й офицер, так ж е закончил М о р с ко й корпус , плавал на Черном и Балтийском морях , участвовал в р усс ко Ту рецкой войне 1853— 1856 гг. И хотя он ушел из флота, более ем ких объяснений слов, относя щихся к м о рю , флоту, во зм ож но , нет и д о сих пор, тем самым «словопроходец» Даль остался и здесь верен м о р с ко й стихии, хо тя тяжело ее переносил ... Э ТОТ СПИСОК м о р я ко в был бы неполным , если хотя бы вскользь не упомянуть о моряках , ставших замечательными писателя ми. Вероятно, этот перечень имен будет самым длинным . Это К. М . Станюкович , лейте нант флота, питомец М о р с ко го корпуса , И. П. Ануфриев , капи тан дальнего плавания, полярный исследователь, Д . А . Лухманов , капитан дальнего плавания, Герой Социалистическо го Труда К. С. Бадигин, капитан дальнего плава ния, Герой С ове тско го Союза , С. А . Колбасьев, военный м<афяк, питомец М о р с к о го корпуса , В. В. Конец кий , капитан дальнего пла вания и мно гие , м но гие другие , не расставшиеся в своих пр ои з ведениях с лю б имым м о р ем . Н ЕБОЛЬШОЙ исторический экс курс далеко не полностью исчерпывает имена моряков, кото рые нашли свое второе «Я» в дру гих сферах человеческой деятель ности, где они «сделали» как бы заново свое имя, получившее все общее признание и уважение со всем на другом поприще. В свое время Ю. М. Шокальский сказал: «Русские люди должны знать и помнить, что сделано_ славногр предшествующими поколениями, гордиться этим...» Да, мы должны знать и помнить о том вкладе, который сделали и русские моря ки, не только в историю морепла вания, полярных исследований или военно-морское искусство, но и в мировую сокровищницу науки и техники, искусстве музыки, жи вописи и литературы. А. ГАВРКЛКЕВ^Ч, инженер. г. Мурманск. рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz