Рыбный Мурман. 1988 г. Август.
8 Люди рыбацкою Севера Н А БОРТУ рыболовного траулера «Рось* слово «помор* __ самая высшая похвала. Оно и награда j>a отлично выполненную раоо- ту. п признание равным в дружном мужском коллекти веГ Не раз случалось видеть, как от одного-едииственного слова, сказанного негромко, и у зеленого новичка, и у мо ряка, отдавшего судну не один год, * загорались ра достью глаза, ладилась рабо та: помор не может быть плохим моряком, плохим то варищем. Среднему рыболовному мо розильному траулеру «Рось» ‘повезло: его никогда не ка салась равнодушная рука се зонника. Четыре года назад судно было принято в состав флота Архангельского ры- бакколхозсоюза. Владельцем «Роси» стал приморский кол хоз «Заря», первым капита ном — С. М. Брянский. Ста нислав Михаилович начал формировать экипаж из числа моряков траулера «Инта». Потому что, во-первых, «Ин- те» •предстояло связанное с ремонтом сокращение экипа жа: во-вторых, команда,- ра ботавшая с ним долгое вре мя, возражала против ухода своего капитана; и в-третьих, оба траулера принадлежали одному колхозу. «Заря» от такой перекомплектации толь ко выигрывала, а рыбаки-кол хозники снова вышли в море своим экипажем. Не в один день и не слу чайно собрались они, урожен цы Беломорского побережья, на одном судне. На «Ингу» мог попасть далеко не каж дый желающий. В штат по стоянных принимали либо по знакомству (за месяц преды дущей работы в море узнава ли и хорошие и плохие сто роны человека), либо по ука занию сверху, когда правле ние колхоза присылало па ренька на судно, чтобы при общить к рыбацкому ремес лу. И даже направление ка питана на «Инту» было ре зультатом решения рыбаков- колхозннков. Совсем немного работавший на траулере С. М. Брянский сразу понра вился морякам рыбацкой хваткой, деловитой расчет ливостью и спокойным харак тером. С радостью капитан принял предложение о за креплении его в штате СРТМ «Инта». Давно заметил Ста нислав -Михайлович;.как . бе режно поморы относятся к судну, как трудолюбивы и аккуратны, внимательны друг к другу. С тех пор они вместе — капитан и экипаж. п о В том же составе принимали СРТМ «Рось» от черномор ского объединения «Антарк тика». Прошло время. Прямая связь-;между колхозом и кол хозным судном была наруше на. Остались запись в судо вых документах о принадлеж ности колхозу «Заря» да па мять о когда-то живом обще нии с жителями Лопшеньги. Сначала на подмену, а вско ре и в штат судна стали на правляться люди для колхо за чужие. Поморы-колхозни ки постепенно стали покидать траулер, некоторые, к сожа лению, навсегда. И большого труда стоило капитану, активуvостановить текучесть экипажа, вернуть на «Рось» большинство из работающих раньше. И сей час онц трудятся среди зем ляков. Средний возраст команды — тридцать три го да. Это уже не зеленые юн цы, но и не старики, живу щие прошлым. Люди серьез ные, рассудительные, в ос новном — семейные. И рас положились не на месяц, не на рейс — основательно, по- хозяйски. Крепкой мужской дружбе помогает привязан ность к Северу. Здесь их дом, здесь их родина, здесь они насовсем. В короткие перерывы меж ду. обработкой улова и подъ емом очередного трала соби раются моряки на «пяти уг лах», там, где коридор глав ной палубы пересекается с ., проходами к трапу на мостик и к выходу возле морозиль ного отделения. Чинно рас севшись вдоль переборки, ве дут земляки начатый еще в порту разговор: о стареющих настию, пришел на колхоз ный флот Сергей Закиров. Многие благодарности свиде тельствуют об отличной ра боте матросом. Не за гора ми день, когда по окончании учебы в мореходном учили ще на ходовой мостик тра улера поднимется перспектив ный и грамотный штурман. Остается надеяться, что этим траулером станет СРТМ «Рось». Учеба в училище, защита диплома штурмана для Нико лая Степановича Вешнякова, старшего помощника капита на — история двадцатилет ней давности. Теоретические знания подкреплены немалым опытом судовождения, житей ской мудростью. Старпом по- О Р ы родителях и подрастающих детях, о пролетевшем отпу ске, о семге-рыбе и морошке- ягоде — обо всем, что уме щается в емком понятии «бе рег». Краше всякой музыки радуют слух близкие каждо му названию — Лопшеньга, Яреньга, Золотпца, Перто- минск, Архангельск. Разные пути привели по моров на «пять углов». Но, пожалуй, самый прямой был у помощника тралмейстера Э. Гуляева из Яреньги. Пос ле службы в армии получил он направление на судно род ного колхоза. С тех пор Эн гельс Борисович уже чет верть века ходит в море. При родная доброта, общительный характер и редкое имя сдела ли его широко известным. Геннадий Майзеров и Олег Петров — всегда вместе. Они и земляки, и родственники, и друзья. Их каюты напротив, дверь в дверь, как и дома в Лоишеньге. Утверждают, что окна квартир тоже смотрят друг на друга, одна в Мур манске, другая в Архангель ске. Продолжая отцовскую ди северному немногословен, но благодаря его заботам под держивается флотский поря док. Голос Сергея Дунаева, на оборот, чаще других звучит на «пяти углах». Именно ему доверяется выражение общественного мнения. Сер гей — тоже выпускник Ар хангельского мореходного училища, отделения «Про мышленное рыболовство». В его лице и должность, и зва ние мастера по добыче ры бы сливаются в одно целое. Следующий выпускник Ар хангельской мореходки — В. В. Воронин. Владимир Ва сильевич, старший механик «Роси» — непререкаемый авторитет. Все знают, какой болью отзывается в душе стармеха каждое нарушение правил технической эксплуа тации механизмов, и старают ся избавить «деда» от допол нительных стрессов н хлопот. Заповедь повара Владими ра Самодова: море любит сильных, сильные любят хо рошо поесть. Выполняет ее Владимир свято, может быть, поэтому он на «пяти углах» редкий гость, по почетный. Не только ради праздных разговоров собираются моря ки. Узкая скамеечка в кори доре в зависимости от об стоятельств может стать или парламентом, или судебной палатой. К примеру, обсуж дали, казалось, дела прош лые, подводили итоги года. А на судовом собрании выдви нули идею — взять повышен ные обязательства: перевы полнить план по вылову на сто двадцать тонн. На такое не решились рыбаки даже с самых новых траулеров ры- бакколхозсоюза. Предложение об экономии топлива, промыс лового вооружения тоже ис ходит от «пяти углов». Кста ти, этот пункт обязательств уже выполнен. Экипаж доро- жит честыо судна, его добрым именем. И отношение к на рушителям дисциплины са мое суровое. Никакой вызов на «ковер» не сравнится с нелицеприятной беседой в своем кругу и не принесет столько пользы. Виновные зарекаются от пьянства, от необдуманных поступков, а, проходя мимо, еще долго ко сятся на памятную скамейку. Больше всего любят на «пяти углах» мечтать вслух. Мечты — самые земные. Мечтают моряки, что с при ходом в порт на судно при будут проверяющие не с целью найти нарушение и примерно наказать, а чтобы помочь, подсказать и пока зать. Мечтают, что вернутся традиции колхозного флота и на судно с направлением колхоза приедут подросшие земляки, сильные и умелые. Тогда не придется брать в экипаж тех, кто другим не гож. Мечтают прийти на сво ем судне в Архангельск, привезти рыбу, добытую соб ственными руками, чтобы с гордостью показывать знако мым и друзьям маленький траулер, ставший для них вторым домом. В. СОКОЛОВ, штурман дальнего плава ния. - г Г ИПОТЕЗА о причастности инфразвука к таинственным ис чезновениям кораблей и самолетов в «Бермудском тре угольнике» уже обсуждалась на страницах печати. Причиной разрушительных инфразвуковых колебаний тогда назывались штормовые волны определенной амплитуды. Однако подобная точка зрения плохо согласуется с тем фактом, что многие про исшествия случились в ясную, безветренную погоду, при спо койном море. Ленинградец В. Кондратьев предлагает новую версию — при чиной загадочных катастроф может быть инфразвук, родивший ся в морских глубинах... скать ш лю п ку , но в том и д р у гом случае — это шаг навстре- . чу смерти . В воде, где интен сивность инф развуковых ко л е баний еще выше, люди неиз б еж но по гибнут. Такая ж е участь постигнет и шлюп ку . Только сам корабль, повторяя судьбу «Летучего голландца», будет следовать «без руля и без ветрил» по океанской гла ди . На кам б узе остынет обед , постепенно рассеется табач- Человек и стихия энергия будет выделяться и в воздуш ное пространство над поверхностью океана , посте пенно рассеиваясь с высотой. Вспомним загадочное исчез новение над о кеаном пяти амери канских патрульных ca l l РИ АНАЛИЗЕ трагических * * происшествий в «Бер м уд с ком треугольни ке» и дру гих районах М ир о во го о кеа на, заслуживших та кую ж е м рачную славу «кладбища к о раблей», нельзя не обратить внимания на то, что их аква тории совпадают с участками позышенной сейсмической а к тивности м о р с ко го дна. А не становится ли подним ающ ий ся из океанских глубин ин ф развук — естественный спут ни к подземных толчков — п р и чиной гибели м эр с ки х судов? М ож н о возразить , что сила сейсмических инфразвуковых колебаний, к тому ж е ослаб ляемая сопротивлением вод ной толщи, недостаточно ве лика для этого, однако почему бы не предположить , что в районах сейсмической актив ности на дне океана м о гу т встречаться концентрические впадины рельефа, играющие по отнош ению к инф развуку роль собирающей линзы? 3 этом случае на поверхности океана, в границах достаточно большой локальной зоны , б у дут сф окусиро заны инфразву- коаые колебания о гром ной мощности . Расчеты показыва ют, что при километровом Н БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК'1: радиусе донной «линзы», на ходящейся на глубине 4 тыс. метров, при условии, что с каж д о го квадратного метра м о р с ко го дна будет излучать ся инф развук силой все го лишь 0,1 ватта, над м ор с кой поверхностью в зоне пло щадью о кол о 0,8 км - обра зу ется инф развуко зой фон мощ - ч ностью 4 ,5X10 " мегаватт! Что ж е прои зойде т с к о раблем , ко торый будет пе ре секать р о к о з ую зону именно в тот момент, ко гда м ор с ко е дно под ним начнут сотрясать под зем ны е толчки? Если корабль пересекает з о ну по ее хорде , то увеличе ние интенсивности колебаний будет происходить медленно и м ож е т не достичь максим а льно го значения. Члены ком ан ды и пассажиры корабля ис пытают нарастающее чувство необъясним о го страха, потом ужаса и, наконец , нестерпи м ую боль. Возникает всеоб щая паника, и люди пытаются по кинуть судно . Одни пры гнут за борт, д р у ги е начнут спу- ЕЩЕ ОДНА ВЕРСИЯ ный дым в каютах, и только сломанные реи, попазшие в резонанс с грозным и колеба ниями, будут напоминать о трагедии . Если ж е корабль пересекает зону по диаме тру о кр уж но с ти , то нарастание интенсивности колебаний прои зойде т очень быстро. Команда попросту не успеет покинуть борт корабля , и смерть застигнет людей там, где они находились. Только гримаса невыносимой боли и ужаса маской застынет на их лицах. Если в эпицентре зоны м ощ ность инфраз-зукозых колеба ний очень высока, а размеры ж и зненно важны х элементов корабля сои змеримы с чет вертью длины инф развуко зой волны, корабль начнет р а зр у шаться и затонет вместе с по гибшей командой . Вероятно, инф развуксвэя молетсз «Грумман авенджер» 5 де кабря 1945 года. В этот день в 15 часов 15 минут с борта од но го из них пришла такая радио грамма : «С нами несчастье! Мы сбились с к у р са, земли нигде не видно ! П о вторяю ... мы не видим зем лю !» Необходимо учесть, что во енные патрульные самолеты в отличие от гражданских лета ют на относительно малой зы - соте. Вполне во зм ож но , что при попадании в зону интен- сизных инфразвуковых ко л е баний летчики потеряли о ри ентировку , по с кол ь ку у них нарушились зрение и слух, что является типичным прояв лением воздействия инфра звука на человека. В этих ус ловиях они, в о зм ож н о , попы тались вернуться на базу по обра тном у кур су , ко торы й вто рично вывел самолеты в зону м ощ но го инф развуково го из лучения, Резонансные колеба ния разруш или самолеты, они упали в океан, где инфразвук довершил свою унич тожающ ую работу. Необ ходим о подчеркнуть , что диаме тр инф развуко зой зоны на поверхности океана м ож е т быть различным , по с ко л ь к у зависит от силы под земны х толчков , а частота ин- ф р а ззу ко зы х колебаний и их гармония та кж е м о гут изме няться s ш и р о ком диапазоне . При этом эквипотенциальные и равночастотные участки на поверхности океана будут иметь ф орм у колец. Зполне в о зм ож н о , что это создает ус ловия для во зб уж д е н ия све чения м ор с ки х м и к р о о р га н и з мов — планктона. Не этим ли объясняется природа «колес м о р с ко го дьязола», которые часто видят моряки? Кстати, известный западно- германский о кеаноло г К. Кале, исследовавший более 2 тыс. таинственных «колес», также сзязы зает их появление с под земным и толчками . Он счита ет, что в м о р с ко й воде начи нают светиться растревож ен ные м и кр о о р га н и зм ы . Катастрофы, вызванные во з действием на судно или само лет гл убинно го инфразвука, действительно, должны казать ся загадочными , ведь инфра зв у к не оставляет после себя ни каких следэз. «Бермудский треугольник» и д р у ги е так называемые «моря ада» все еще хранят тайны. 12 августа 1988 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz