Рыбный Мурман. 1988 г. Август.

8 Люди рыбацкою Севера Н А БОРТУ рыболовного траулера «Рось* слово «помор* __ самая высшая похвала. Оно и награда j>a отлично выполненную раоо- ту. п признание равным в дружном мужском коллекти­ веГ Не раз случалось видеть, как от одного-едииственного слова, сказанного негромко, и у зеленого новичка, и у мо­ ряка, отдавшего судну не один год, * загорались ра­ достью глаза, ладилась рабо­ та: помор не может быть плохим моряком, плохим то­ варищем. Среднему рыболовному мо­ розильному траулеру «Рось» ‘повезло: его никогда не ка­ салась равнодушная рука се­ зонника. Четыре года назад судно было принято в состав флота Архангельского ры- бакколхозсоюза. Владельцем «Роси» стал приморский кол­ хоз «Заря», первым капита­ ном — С. М. Брянский. Ста­ нислав Михаилович начал формировать экипаж из числа моряков траулера «Инта». Потому что, во-первых, «Ин- те» •предстояло связанное с ремонтом сокращение экипа­ жа: во-вторых, команда,- ра­ ботавшая с ним долгое вре­ мя, возражала против ухода своего капитана; и в-третьих, оба траулера принадлежали одному колхозу. «Заря» от такой перекомплектации толь­ ко выигрывала, а рыбаки-кол­ хозники снова вышли в море своим экипажем. Не в один день и не слу­ чайно собрались они, урожен­ цы Беломорского побережья, на одном судне. На «Ингу» мог попасть далеко не каж­ дый желающий. В штат по­ стоянных принимали либо по знакомству (за месяц преды­ дущей работы в море узнава­ ли и хорошие и плохие сто­ роны человека), либо по ука­ занию сверху, когда правле­ ние колхоза присылало па­ ренька на судно, чтобы при­ общить к рыбацкому ремес­ лу. И даже направление ка­ питана на «Инту» было ре­ зультатом решения рыбаков- колхозннков. Совсем немного работавший на траулере С. М. Брянский сразу понра­ вился морякам рыбацкой хваткой, деловитой расчет­ ливостью и спокойным харак­ тером. С радостью капитан принял предложение о за­ креплении его в штате СРТМ «Инта». Давно заметил Ста­ нислав -Михайлович;.как . бе­ режно поморы относятся к судну, как трудолюбивы и аккуратны, внимательны друг к другу. С тех пор они вместе — капитан и экипаж. п о В том же составе принимали СРТМ «Рось» от черномор­ ского объединения «Антарк­ тика». Прошло время. Прямая связь-;между колхозом и кол­ хозным судном была наруше­ на. Остались запись в судо­ вых документах о принадлеж­ ности колхозу «Заря» да па­ мять о когда-то живом обще­ нии с жителями Лопшеньги. Сначала на подмену, а вско­ ре и в штат судна стали на­ правляться люди для колхо­ за чужие. Поморы-колхозни­ ки постепенно стали покидать траулер, некоторые, к сожа­ лению, навсегда. И большого труда стоило капитану, активуvостановить текучесть экипажа, вернуть на «Рось» большинство из работающих раньше. И сей­ час онц трудятся среди зем­ ляков. Средний возраст команды — тридцать три го­ да. Это уже не зеленые юн­ цы, но и не старики, живу­ щие прошлым. Люди серьез­ ные, рассудительные, в ос­ новном — семейные. И рас­ положились не на месяц, не на рейс — основательно, по- хозяйски. Крепкой мужской дружбе помогает привязан­ ность к Северу. Здесь их дом, здесь их родина, здесь они насовсем. В короткие перерывы меж­ ду. обработкой улова и подъ­ емом очередного трала соби­ раются моряки на «пяти уг­ лах», там, где коридор глав­ ной палубы пересекается с ., проходами к трапу на мостик и к выходу возле морозиль­ ного отделения. Чинно рас­ севшись вдоль переборки, ве­ дут земляки начатый еще в порту разговор: о стареющих настию, пришел на колхоз­ ный флот Сергей Закиров. Многие благодарности свиде­ тельствуют об отличной ра­ боте матросом. Не за гора­ ми день, когда по окончании учебы в мореходном учили­ ще на ходовой мостик тра­ улера поднимется перспектив­ ный и грамотный штурман. Остается надеяться, что этим траулером станет СРТМ «Рось». Учеба в училище, защита диплома штурмана для Нико­ лая Степановича Вешнякова, старшего помощника капита­ на — история двадцатилет­ ней давности. Теоретические знания подкреплены немалым опытом судовождения, житей­ ской мудростью. Старпом по- О Р ы родителях и подрастающих детях, о пролетевшем отпу­ ске, о семге-рыбе и морошке- ягоде — обо всем, что уме­ щается в емком понятии «бе­ рег». Краше всякой музыки радуют слух близкие каждо­ му названию — Лопшеньга, Яреньга, Золотпца, Перто- минск, Архангельск. Разные пути привели по­ моров на «пять углов». Но, пожалуй, самый прямой был у помощника тралмейстера Э. Гуляева из Яреньги. Пос­ ле службы в армии получил он направление на судно род­ ного колхоза. С тех пор Эн­ гельс Борисович уже чет­ верть века ходит в море. При­ родная доброта, общительный характер и редкое имя сдела­ ли его широко известным. Геннадий Майзеров и Олег Петров — всегда вместе. Они и земляки, и родственники, и друзья. Их каюты напротив, дверь в дверь, как и дома в Лоишеньге. Утверждают, что окна квартир тоже смотрят друг на друга, одна в Мур­ манске, другая в Архангель­ ске. Продолжая отцовскую ди­ северному немногословен, но благодаря его заботам под­ держивается флотский поря­ док. Голос Сергея Дунаева, на­ оборот, чаще других звучит на «пяти углах». Именно ему доверяется выражение общественного мнения. Сер­ гей — тоже выпускник Ар­ хангельского мореходного училища, отделения «Про­ мышленное рыболовство». В его лице и должность, и зва­ ние мастера по добыче ры­ бы сливаются в одно целое. Следующий выпускник Ар­ хангельской мореходки — В. В. Воронин. Владимир Ва­ сильевич, старший механик «Роси» — непререкаемый авторитет. Все знают, какой болью отзывается в душе стармеха каждое нарушение правил технической эксплуа­ тации механизмов, и старают­ ся избавить «деда» от допол­ нительных стрессов н хлопот. Заповедь повара Владими­ ра Самодова: море любит сильных, сильные любят хо­ рошо поесть. Выполняет ее Владимир свято, может быть, поэтому он на «пяти углах» редкий гость, по почетный. Не только ради праздных разговоров собираются моря­ ки. Узкая скамеечка в кори­ доре в зависимости от об­ стоятельств может стать или парламентом, или судебной палатой. К примеру, обсуж­ дали, казалось, дела прош­ лые, подводили итоги года. А на судовом собрании выдви­ нули идею — взять повышен­ ные обязательства: перевы­ полнить план по вылову на сто двадцать тонн. На такое не решились рыбаки даже с самых новых траулеров ры- бакколхозсоюза. Предложение об экономии топлива, промыс­ лового вооружения тоже ис­ ходит от «пяти углов». Кста­ ти, этот пункт обязательств уже выполнен. Экипаж доро- жит честыо судна, его добрым именем. И отношение к на­ рушителям дисциплины са­ мое суровое. Никакой вызов на «ковер» не сравнится с нелицеприятной беседой в своем кругу и не принесет столько пользы. Виновные зарекаются от пьянства, от необдуманных поступков, а, проходя мимо, еще долго ко­ сятся на памятную скамейку. Больше всего любят на «пяти углах» мечтать вслух. Мечты — самые земные. Мечтают моряки, что с при­ ходом в порт на судно при­ будут проверяющие не с целью найти нарушение и примерно наказать, а чтобы помочь, подсказать и пока­ зать. Мечтают, что вернутся традиции колхозного флота и на судно с направлением колхоза приедут подросшие земляки, сильные и умелые. Тогда не придется брать в экипаж тех, кто другим не­ гож. Мечтают прийти на сво­ ем судне в Архангельск, привезти рыбу, добытую соб­ ственными руками, чтобы с гордостью показывать знако­ мым и друзьям маленький траулер, ставший для них вторым домом. В. СОКОЛОВ, штурман дальнего плава­ ния. - г Г ИПОТЕЗА о причастности инфразвука к таинственным ис­ чезновениям кораблей и самолетов в «Бермудском тре­ угольнике» уже обсуждалась на страницах печати. Причиной разрушительных инфразвуковых колебаний тогда назывались штормовые волны определенной амплитуды. Однако подобная точка зрения плохо согласуется с тем фактом, что многие про­ исшествия случились в ясную, безветренную погоду, при спо­ койном море. Ленинградец В. Кондратьев предлагает новую версию — при­ чиной загадочных катастроф может быть инфразвук, родивший­ ся в морских глубинах... скать ш лю п ку , но в том и д р у ­ гом случае — это шаг навстре- . чу смерти . В воде, где интен­ сивность инф развуковых ко л е ­ баний еще выше, люди неиз ­ б еж но по гибнут. Такая ж е участь постигнет и шлюп ку . Только сам корабль, повторяя судьбу «Летучего голландца», будет следовать «без руля и без ветрил» по океанской гла­ ди . На кам б узе остынет обед , постепенно рассеется табач- Человек и стихия энергия будет выделяться и в воздуш ное пространство над поверхностью океана , посте­ пенно рассеиваясь с высотой. Вспомним загадочное исчез­ новение над о кеаном пяти амери канских патрульных ca­ l l РИ АНАЛИЗЕ трагических * * происшествий в «Бер­ м уд с ком треугольни ке» и дру гих районах М ир о во го о кеа ­ на, заслуживших та кую ж е м рачную славу «кладбища к о ­ раблей», нельзя не обратить внимания на то, что их аква­ тории совпадают с участками позышенной сейсмической а к ­ тивности м о р с ко го дна. А не становится ли подним ающ ий ­ ся из океанских глубин ин­ ф развук — естественный спут­ ни к подземных толчков — п р и ­ чиной гибели м эр с ки х судов? М ож н о возразить , что сила сейсмических инфразвуковых колебаний, к тому ж е ослаб ­ ляемая сопротивлением вод ­ ной толщи, недостаточно ве ­ лика для этого, однако почему бы не предположить , что в районах сейсмической актив­ ности на дне океана м о гу т встречаться концентрические впадины рельефа, играющие по отнош ению к инф развуку роль собирающей линзы? 3 этом случае на поверхности океана, в границах достаточно большой локальной зоны , б у ­ дут сф окусиро заны инфразву- коаые колебания о гром ной мощности . Расчеты показыва ­ ют, что при километровом Н БЕРМУДСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК'1: радиусе донной «линзы», на­ ходящейся на глубине 4 тыс. метров, при условии, что с каж д о го квадратного метра м о р с ко го дна будет излучать­ ся инф развук силой все го лишь 0,1 ватта, над м ор с кой поверхностью в зоне пло ­ щадью о кол о 0,8 км - обра зу ­ ется инф развуко зой фон мощ - ч ностью 4 ,5X10 " мегаватт! Что ж е прои зойде т с к о ­ раблем , ко торый будет пе ре ­ секать р о к о з ую зону именно в тот момент, ко гда м ор с ко е дно под ним начнут сотрясать под зем ны е толчки? Если корабль пересекает з о ­ ну по ее хорде , то увеличе­ ние интенсивности колебаний будет происходить медленно и м ож е т не достичь максим а ­ льно го значения. Члены ком ан ­ ды и пассажиры корабля ис­ пытают нарастающее чувство необъясним о го страха, потом ужаса и, наконец , нестерпи ­ м ую боль. Возникает всеоб ­ щая паника, и люди пытаются по кинуть судно . Одни пры гнут за борт, д р у ги е начнут спу- ЕЩЕ ОДНА ВЕРСИЯ ный дым в каютах, и только сломанные реи, попазшие в резонанс с грозным и колеба ­ ниями, будут напоминать о трагедии . Если ж е корабль пересекает зону по диаме тру о кр уж но с ти , то нарастание интенсивности колебаний прои зойде т очень быстро. Команда попросту не успеет покинуть борт корабля , и смерть застигнет людей там, где они находились. Только гримаса невыносимой боли и ужаса маской застынет на их лицах. Если в эпицентре зоны м ощ ­ ность инфраз-зукозых колеба ­ ний очень высока, а размеры ж и зненно важны х элементов корабля сои змеримы с чет­ вертью длины инф развуко зой волны, корабль начнет р а зр у ­ шаться и затонет вместе с по ­ гибшей командой . Вероятно, инф развуксвэя молетсз «Грумман авенджер» 5 де кабря 1945 года. В этот день в 15 часов 15 минут с борта од но го из них пришла такая радио грамма : «С нами несчастье! Мы сбились с к у р ­ са, земли нигде не видно ! П о ­ вторяю ... мы не видим зем ­ лю !» Необходимо учесть, что во­ енные патрульные самолеты в отличие от гражданских лета­ ют на относительно малой зы - соте. Вполне во зм ож но , что при попадании в зону интен- сизных инфразвуковых ко л е ­ баний летчики потеряли о ри ­ ентировку , по с кол ь ку у них нарушились зрение и слух, что является типичным прояв ­ лением воздействия инфра­ звука на человека. В этих ус­ ловиях они, в о зм ож н о , попы ­ тались вернуться на базу по обра тном у кур су , ко торы й вто­ рично вывел самолеты в зону м ощ но го инф развуково го из­ лучения, Резонансные колеба ­ ния разруш или самолеты, они упали в океан, где инфразвук довершил свою унич тожающ ую работу. Необ ходим о подчеркнуть , что диаме тр инф развуко зой зоны на поверхности океана м ож е т быть различным , по ­ с ко л ь к у зависит от силы под ­ земны х толчков , а частота ин- ф р а ззу ко зы х колебаний и их гармония та кж е м о гут изме ­ няться s ш и р о ком диапазоне . При этом эквипотенциальные и равночастотные участки на поверхности океана будут иметь ф орм у колец. Зполне в о зм ож н о , что это создает ус­ ловия для во зб уж д е н ия све­ чения м ор с ки х м и к р о о р га н и з ­ мов — планктона. Не этим ли объясняется природа «колес м о р с ко го дьязола», которые часто видят моряки? Кстати, известный западно- германский о кеаноло г К. Кале, исследовавший более 2 тыс. таинственных «колес», также сзязы зает их появление с под ­ земным и толчками . Он счита­ ет, что в м о р с ко й воде начи­ нают светиться растревож ен ­ ные м и кр о о р га н и зм ы . Катастрофы, вызванные во з ­ действием на судно или само ­ лет гл убинно го инфразвука, действительно, должны казать­ ся загадочными , ведь инфра­ зв у к не оставляет после себя ни каких следэз. «Бермудский треугольник» и д р у ги е так называемые «моря ада» все еще хранят тайны. 12 августа 1988 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz