Рыбный Мурман. 1988 г. Август.
6 Комсомольско-молодежный выпуск <Пеленг» К 70-летию ВЛКСМ Молодцы, ребята! Успешно начали прохождение плавпра-ктики на У ПС «Ко миссар Полухин» курсанты М В И М У им. Ленинского комсо мола и Архангельского мореходного училища. Ребята — мо лодцы, быстро освоились на судне, хорошо работают, пости гают азы морского дела. При подходе к тропикам в честь Дня Военно-Морского Флота был дан концерт, проведен турнир по теннису. Особен, но всем понравились песий Евгения Антонова и сценка «Ак робаты* в исполнении курсантов Вершинина. Силакова, Кра сильникова. ОСТРОУМОВ, руководитель практики. □ □ Армейская закалка Саша Савинков пришел на Мурманскую судоверфь после школы. Работал учеником электромонтажника, сдал па раз ряд и ушел служить в армию. Демобилизовавшись, вновь вернулся в родной 7-й цех. Сегодня Александр вместе с дру гими комсомольцами стремятся встретить 70-летие ВЛКСМ новыми трудовыми достижениями, стараются сделать все, чтобы суда не простаивали н ремонте. mmж i f ® На снимке: А. САВИНКОВ. Фото В. КОРЕЦКОГО. □ □ Школьное поле Свой лагерь труда и отдыха создали этим летом ребята и учителя умбской школы № 2. Они посадили картофель, ка пусту и турнепс, дружно боролись с сорняками и сейчас ждут хорошего урожая. После работы у ребят — экскурсии, со ревнования, отдых на речке. Свои* первые заработанные день ги .мальчишки и девчонки принесли домой. И невелика беда, что суммы эти не такие уж большие, зато сколько радости у ребят, сколько гордости у родителей! Пришли ответы «В подвал на... дельтаплане» 3 прош лом выпуске «Пелен га» («РМ» № 21 от 24 июня 1988 года) в материале с таким названием, наряду с д ру гим и , ставился вопрос об отсутствии помещений для новых клубов м олод еж и авиамодели- роаания и дельтапланеристов. 8 своем ответе на публи ка цию газеты зам. председателя М урм а н с ко го гориспол ком а Г. С. Подобедова сообщила, что испол ком го р о д с ко го С о вета народных депутатов м о жет передать дельтапланерно- м у кл уб у помещ ение ко тель ной в доме 11-а по улице Ту ристов — после д ем он тирова ния там оборудования . «Чужого грл не бывает» Так назывался материал, опубли кованный в «РМ» (№ 22 от 1 июня 1988 г.). В нем га зета поднимала вопрос о не обходимости срочной помощ и М урм а н с ком у специализирован ном у Д о м у ребенка . И вот ответ из М урм а н с ко го гор ком а ВЛКСМ : «Три линей ных студенческих строительных отряда Л енин град с ко го к о р а блестроительного института, 12августа 198 года дислоцирующ иеся сейчас в М урманске , в^зяли шефство над специализированным 'Д о м о м ребен ка : Ком иссар отряда «Ко рабел» Виктор Матяшов о б г о ворил с администрацией объем работ. Студенты приступили к делу. Будущие корабелы решили перечислить заработанные средства в День ударно го т р у да на счет Д ом а ребенка» . В Ы МЕЧТАЛИ ходить в море? — Нет, — девушки дружно замотали головами, — море — это для мужчин. Правда, нас все время пугают, что придется работать в море. То практикой морской гро зили, теперь — распределением на флоты. Но мы надеемся, что дальше угроз дело не двинется. Мы ж поступали сюда совсем не для того, чтоб ходить в море... Странно... А зачем еще можно поступать в морское учебное заведение? В данном слу чае — Мурманское высшее инженерное морское училище имени Ленинского комсо мола. От самого названия — веет морем. Из окон училища, как на ладони, Кольский залив. И корабли, корабли... Странно. Хотя... Что тут странного? Те- перь-то, когда первый девичий набор море ходки готовится к выпуску. Удивляться раньше надо было, четыре года назад, ког да эти вот девчонки, только что выпорхнув шие из выпускного вальса, уверенно потя нули на себя дверь дотоле сугубо мужского учебного заведения. М о р е это для мужчин Поначалу за этой дверью встретили их не очень при ветливо. Хозяева училища — курсанты, будущие морские волки, будущие герои промы сла и победители стихий едко шуршали вслед первокурсни цам всякие обидные вещи на счет «ловли женихов»... Да что там курсанты! Преподава тели, и те косились подозри тельно... Как девчонкам удалось все это переломить? Переломили же! Уже к концу первого кур са почувствовали они, первые тридцать студенток мореход ки, что вполне равноправны с заносчивыми курсантами. Более того, именно они, де вушки. стали задавать тон в Общественной жизни море ходки. А теперь без этих эле гантных, в темно-синей, как у стюардесс, форме, высшую Мореходку и не представить. И вот сейчас — последняя практика перед последним выпускным курсом. Оля Ла рина и Лена Лукина зашли к Нам перед началом смены. Оля проходила практику на Мурманском рыбокомбинате, 6 должности контролера го товой продукции, а Лена ра ботала в лаборатории произ водственного объединения «Севтехрыбпром». Для Оли рыбокомбинат — место будущей работы. Лена же распределена в управле ние транспортного флота «Севрыбхолодфлот». — Лена, раз флот, значит, все-таки море? — Надеюсь, нет. На флот меня распределили, потому что больше нигде нет ^ мест. После четырех лет учебы вы яснилось, что мы никому не нужны... Вот те на... Помню, с ка кой рекламой четыре года назад зазывали девочек' на технологический факультет мореходки. — Да уж, — вспоминает Оля, — разговор шел очень красивый, нам такие перспек тивы рисовали! Говорили: каждый из вас будет инжене ром - техиологом-химиком- бактериологом. Говорили, что после окончания факультета мы сможем работать где угод- • но. В Мурманске — па рыбо комбинате. на белковом заво де. в • любых лабораториях. Сможем даже микробиологи ей заниматься. Обещали, что с нашей специальностью воз можна переквалификация па любую отрасль пищевой «про мышленности, в общем, сули ли золотые горы, а на деле вой как вышло. Что вышло на деле. •лиге уже известно. За год до выпу ска оказалось, что дипломи рованным технологам место •найти на берегу крайне слож но. По условиям обучения по следняя их практика должна проходить на месте будущей работы, а где оно. это место? - На обещанном гигантском ры- «Лишние» специалисты? + Начинать придется с нуля + Прием девушек прекращен бокомбинате мест нет и до 1990 года не предвидится. И девчонок, даже тех, кто по ступал в М В И М У по направ лению этого предприятия, взяли на практику... рыбооб- работчицами. — Ну чему они там на учатся? _ негодует Оля. — конечно, мы должны изучать производство с самых низов, но не третью же практику подряд! Когда-то надо и учиться специальности. Мне. можно считать, больше всех повезло. Как контролер я осваиваю сейчас весь процесс работы, изучаю ГОСТы, про веряю рыбу на соль, влагу, то есть определяю ее готов ность к следующей операции. Но главное в другом. В том, что я вижу, как живут масте ра и технологи, о чем спорят, какие вопросы решают. Что в их власти, а что нет. А за других наших девчонок мне просто обидно... Ну почему нам так не доверяют? Учили ще вроде как сбросило нас с плеч долой — на рыбокомби нат, и все. А там мы — лиш ние. — А если бы нам на прак тике дали возможность пора ботать помощником техноло га или бактериолога, или ма стера. — поддерживает под ругу Лена. — насколько это было бы лучше и для нас. и того производства, куда мы придем. Ведь полными неуме хами будем. придется на чать все с нуля. Я ведь тоже должна была стоять у * кон вейера... А поначалу-обещали даже научную работу: Надея лась. что займусь изучением одной интересной темы, а ме ня — на конвейер. Сама по шла в «Севтехрыбпром». по просилась в лабораторию. Там так интересно! -Перед глазами — все будущее рыб ной промышленности, я- уже сегодня вижу то; .что» *будут выпускать из-рыбы*.-году в 95-м. Вот сейчас. «Сеатехрыб- пром» никак не может нала дить линию но. производству имитированной красной икры. Там как раз проблемы мик робиологического харакгерад Если С) пас, студентов, тоже привлекали к решению этих * проблем!:. • И вообще/ чуть что'— Начинают нам * гро- 'Эить морем. Но мы-то посту пали, чтоб работать на бере гу... Все эти девичьи вопросы можно было бы, наверное, по считать несущественными: на шли же в конце концов им места, без работы не останут ся! Но вслед за ними, первы ми, будут выпускаться еще четыре курса девушек-техио- логов. Их — куда? Не н мо ре же, в самом деле... Проблема женского трудо устройства в Мурманске вооб ще стоит остро, но ведь есть другие «рыбные» города, где не готовят девушек-техноЛо- гов, а нужда в них есть. Да и в самом Мурманске, па том же рыбокомбинате, во флот ских лабораториях... Сколько людей, пригревшихся там, не имеют высшего образования? Когда-то устроились, с долж ностью освоились, но ни ини циативы. ни творчества, ни интересных современны^ предложений от них и треб(Р вать нельзя... Не потому ли десятилетиями штампует ры боперерабатывающий гигант одну и ту же, не пользующую ся спросом продукцию? Прак тики — это, конечно, хоро шо. но для нашего ли стреми тельного времени самоучки? И не слишком ли накладны для государства дипломиро ванные рыбообработчицы? Настроение у будущих вы пускниц неважное. Да и мо жет ли оно быть хорошим, если в самом начале профес сионального своего пути они уже почувствовали себя лиш ними? А ведь специалисты такого профиля стране нужны, и очень! — Я все годы учебы ходи ла в свою школу, занималась профориентацией. — расска зывает Лена. Очень многие девочки хотели бы к нам по ступить, ведь учиться у н^& интересно. Одна микробиолог гия чего стоит! Но в этом го ду приема не будет. мини стерство запретило, жаль... -Да. объявление о том. что прием девушек' прекращен, уже красуется на стене. И это только потому. ЧТО IIIIKTO не хочет искать им работу. Ни училище, ни город, ни ми нистерство. Год назад по той же при чине прекратили набор деву шек в среднее мореходное училище, где из них готови ли радиооператоров. И в том. и в другом случае ссылаются на одно: они.-де скать. не хотят идти в море. Не хотят...» Но неужели ра ботать в полугодовых рейсах, в сугубо мужских коллекти вах - дело для девушек#; А замужество, а Дети? . Нет. , в.се -.такн ...девуmica должна работать на берегу. Хоть технологом, хоть радио оператором.. А. море — п.узрть оно остается для мужчин..'; Н. НЕЧАЕВА. -^ - |Наш корр.) РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz