Рыбный Мурман. 1988 г. Август.

6 Комсомольско-молодежный выпуск <Пеленг» К 70-летию ВЛКСМ Молодцы, ребята! Успешно начали прохождение плавпра-ктики на У ПС «Ко­ миссар Полухин» курсанты М В И М У им. Ленинского комсо­ мола и Архангельского мореходного училища. Ребята — мо­ лодцы, быстро освоились на судне, хорошо работают, пости­ гают азы морского дела. При подходе к тропикам в честь Дня Военно-Морского Флота был дан концерт, проведен турнир по теннису. Особен, но всем понравились песий Евгения Антонова и сценка «Ак­ робаты* в исполнении курсантов Вершинина. Силакова, Кра­ сильникова. ОСТРОУМОВ, руководитель практики. □ □ Армейская закалка Саша Савинков пришел на Мурманскую судоверфь после школы. Работал учеником электромонтажника, сдал па раз­ ряд и ушел служить в армию. Демобилизовавшись, вновь вернулся в родной 7-й цех. Сегодня Александр вместе с дру­ гими комсомольцами стремятся встретить 70-летие ВЛКСМ новыми трудовыми достижениями, стараются сделать все, чтобы суда не простаивали н ремонте. mmж i f ® На снимке: А. САВИНКОВ. Фото В. КОРЕЦКОГО. □ □ Школьное поле Свой лагерь труда и отдыха создали этим летом ребята и учителя умбской школы № 2. Они посадили картофель, ка­ пусту и турнепс, дружно боролись с сорняками и сейчас ждут хорошего урожая. После работы у ребят — экскурсии, со­ ревнования, отдых на речке. Свои* первые заработанные день­ ги .мальчишки и девчонки принесли домой. И невелика беда, что суммы эти не такие уж большие, зато сколько радости у ребят, сколько гордости у родителей! Пришли ответы «В подвал на... дельтаплане» 3 прош лом выпуске «Пелен ­ га» («РМ» № 21 от 24 июня 1988 года) в материале с таким названием, наряду с д ру гим и , ставился вопрос об отсутствии помещений для новых клубов м олод еж и авиамодели- роаания и дельтапланеристов. 8 своем ответе на публи ка ­ цию газеты зам. председателя М урм а н с ко го гориспол ком а Г. С. Подобедова сообщила, что испол ком го р о д с ко го С о ­ вета народных депутатов м о ­ жет передать дельтапланерно- м у кл уб у помещ ение ко тель ­ ной в доме 11-а по улице Ту­ ристов — после д ем он тирова ­ ния там оборудования . «Чужого грл не бывает» Так назывался материал, опубли кованный в «РМ» (№ 22 от 1 июня 1988 г.). В нем га­ зета поднимала вопрос о не ­ обходимости срочной помощ и М урм а н с ком у специализирован ­ ном у Д о м у ребенка . И вот ответ из М урм а н с ко го гор ком а ВЛКСМ : «Три линей ­ ных студенческих строительных отряда Л енин град с ко го к о р а ­ блестроительного института, 12августа 198 года дислоцирующ иеся сейчас в М урманске , в^зяли шефство над специализированным 'Д о м о м ребен ка : Ком иссар отряда «Ко ­ рабел» Виктор Матяшов о б г о ­ ворил с администрацией объем работ. Студенты приступили к делу. Будущие корабелы решили перечислить заработанные средства в День ударно го т р у ­ да на счет Д ом а ребенка» . В Ы МЕЧТАЛИ ходить в море? — Нет, — девушки дружно замотали головами, — море — это для мужчин. Правда, нас все время пугают, что придется работать в море. То практикой морской гро­ зили, теперь — распределением на флоты. Но мы надеемся, что дальше угроз дело не двинется. Мы ж поступали сюда совсем не для того, чтоб ходить в море... Странно... А зачем еще можно поступать в морское учебное заведение? В данном слу­ чае — Мурманское высшее инженерное морское училище имени Ленинского комсо­ мола. От самого названия — веет морем. Из окон училища, как на ладони, Кольский залив. И корабли, корабли... Странно. Хотя... Что тут странного? Те- перь-то, когда первый девичий набор море­ ходки готовится к выпуску. Удивляться раньше надо было, четыре года назад, ког­ да эти вот девчонки, только что выпорхнув­ шие из выпускного вальса, уверенно потя­ нули на себя дверь дотоле сугубо мужского учебного заведения. М о р е это для мужчин Поначалу за этой дверью встретили их не очень при­ ветливо. Хозяева училища — курсанты, будущие морские волки, будущие герои промы­ сла и победители стихий едко шуршали вслед первокурсни­ цам всякие обидные вещи на­ счет «ловли женихов»... Да что там курсанты! Преподава­ тели, и те косились подозри­ тельно... Как девчонкам удалось все это переломить? Переломили же! Уже к концу первого кур­ са почувствовали они, первые тридцать студенток мореход­ ки, что вполне равноправны с заносчивыми курсантами. Более того, именно они, де­ вушки. стали задавать тон в Общественной жизни море­ ходки. А теперь без этих эле­ гантных, в темно-синей, как у стюардесс, форме, высшую Мореходку и не представить. И вот сейчас — последняя практика перед последним выпускным курсом. Оля Ла­ рина и Лена Лукина зашли к Нам перед началом смены. Оля проходила практику на Мурманском рыбокомбинате, 6 должности контролера го­ товой продукции, а Лена ра­ ботала в лаборатории произ­ водственного объединения «Севтехрыбпром». Для Оли рыбокомбинат — место будущей работы. Лена же распределена в управле­ ние транспортного флота «Севрыбхолодфлот». — Лена, раз флот, значит, все-таки море? — Надеюсь, нет. На флот меня распределили, потому что больше нигде нет ^ мест. После четырех лет учебы вы­ яснилось, что мы никому не нужны... Вот те на... Помню, с ка­ кой рекламой четыре года назад зазывали девочек' на технологический факультет мореходки. — Да уж, — вспоминает Оля, — разговор шел очень красивый, нам такие перспек­ тивы рисовали! Говорили: каждый из вас будет инжене­ ром - техиологом-химиком- бактериологом. Говорили, что после окончания факультета мы сможем работать где угод- • но. В Мурманске — па рыбо­ комбинате. на белковом заво­ де. в • любых лабораториях. Сможем даже микробиологи­ ей заниматься. Обещали, что с нашей специальностью воз­ можна переквалификация па любую отрасль пищевой «про­ мышленности, в общем, сули­ ли золотые горы, а на деле вой как вышло. Что вышло на деле. •лиге уже известно. За год до выпу­ ска оказалось, что дипломи­ рованным технологам место •найти на берегу крайне слож­ но. По условиям обучения по­ следняя их практика должна проходить на месте будущей работы, а где оно. это место? - На обещанном гигантском ры- «Лишние» специалисты? + Начинать придется с нуля + Прием девушек прекращен бокомбинате мест нет и до 1990 года не предвидится. И девчонок, даже тех, кто по­ ступал в М В И М У по направ­ лению этого предприятия, взяли на практику... рыбооб- работчицами. — Ну чему они там на­ учатся? _ негодует Оля. — конечно, мы должны изучать производство с самых низов, но не третью же практику подряд! Когда-то надо и учиться специальности. Мне. можно считать, больше всех повезло. Как контролер я осваиваю сейчас весь процесс работы, изучаю ГОСТы, про­ веряю рыбу на соль, влагу, то есть определяю ее готов­ ность к следующей операции. Но главное в другом. В том, что я вижу, как живут масте­ ра и технологи, о чем спорят, какие вопросы решают. Что в их власти, а что нет. А за других наших девчонок мне просто обидно... Ну почему нам так не доверяют? Учили­ ще вроде как сбросило нас с плеч долой — на рыбокомби­ нат, и все. А там мы — лиш­ ние. — А если бы нам на прак­ тике дали возможность пора­ ботать помощником техноло­ га или бактериолога, или ма­ стера. — поддерживает под­ ругу Лена. — насколько это было бы лучше и для нас. и того производства, куда мы придем. Ведь полными неуме­ хами будем. придется на­ чать все с нуля. Я ведь тоже должна была стоять у * кон­ вейера... А поначалу-обещали даже научную работу: Надея­ лась. что займусь изучением одной интересной темы, а ме­ ня — на конвейер. Сама по­ шла в «Севтехрыбпром». по­ просилась в лабораторию. Там так интересно! -Перед глазами — все будущее рыб­ ной промышленности, я- уже сегодня вижу то; .что» *будут выпускать из-рыбы*.-году в 95-м. Вот сейчас. «Сеатехрыб- пром» никак не может нала­ дить линию но. производству имитированной красной икры. Там как раз проблемы мик­ робиологического харакгерад Если С) пас, студентов, тоже привлекали к решению этих * проблем!:. • И вообще/ чуть что'— Начинают нам * гро- 'Эить морем. Но мы-то посту­ пали, чтоб работать на бере­ гу... Все эти девичьи вопросы можно было бы, наверное, по­ считать несущественными: на­ шли же в конце концов им места, без работы не останут­ ся! Но вслед за ними, первы­ ми, будут выпускаться еще четыре курса девушек-техио- логов. Их — куда? Не н мо­ ре же, в самом деле... Проблема женского трудо­ устройства в Мурманске вооб­ ще стоит остро, но ведь есть другие «рыбные» города, где не готовят девушек-техноЛо- гов, а нужда в них есть. Да и в самом Мурманске, па том же рыбокомбинате, во флот­ ских лабораториях... Сколько людей, пригревшихся там, не имеют высшего образования? Когда-то устроились, с долж­ ностью освоились, но ни ини­ циативы. ни творчества, ни интересных современны^ предложений от них и треб(Р вать нельзя... Не потому ли десятилетиями штампует ры­ боперерабатывающий гигант одну и ту же, не пользующую­ ся спросом продукцию? Прак­ тики — это, конечно, хоро­ шо. но для нашего ли стреми­ тельного времени самоучки? И не слишком ли накладны для государства дипломиро­ ванные рыбообработчицы? Настроение у будущих вы­ пускниц неважное. Да и мо­ жет ли оно быть хорошим, если в самом начале профес­ сионального своего пути они уже почувствовали себя лиш­ ними? А ведь специалисты такого профиля стране нужны, и очень! — Я все годы учебы ходи­ ла в свою школу, занималась профориентацией. — расска­ зывает Лена. Очень многие девочки хотели бы к нам по­ ступить, ведь учиться у н^& интересно. Одна микробиолог гия чего стоит! Но в этом го­ ду приема не будет. мини­ стерство запретило, жаль... -Да. объявление о том. что прием девушек' прекращен, уже красуется на стене. И это только потому. ЧТО IIIIKTO не хочет искать им работу. Ни училище, ни город, ни ми­ нистерство. Год назад по той же при­ чине прекратили набор деву­ шек в среднее мореходное училище, где из них готови­ ли радиооператоров. И в том. и в другом случае ссылаются на одно: они.-де­ скать. не хотят идти в море. Не хотят...» Но неужели ра­ ботать в полугодовых рейсах, в сугубо мужских коллекти­ вах - дело для девушек#; А замужество, а Дети? . Нет. , в.се -.такн ...девуmica должна работать на берегу. Хоть технологом, хоть радио­ оператором.. А. море — п.узрть оно остается для мужчин..'; Н. НЕЧАЕВА. -^ - |Наш корр.) РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz