Рыбный Мурман. 1988 г. Август.

s 4 Хозяйственный механизм перестройки: ПОЛУЧИТЕ ПРЕМИЮ Колле гией Министерства ры бно го хозяйства СССР и пр е зиди у ­ м о м ЦК проф сою за рассмотрена деятельность коллективов предприятий по эконом ии и рациональному использованию ма­ териальных и топливно -энергетических ресурсов в 1987 году. Значительные достижения в эконом ии материалов по С евер ­ ном у бассейну отмечены на М урм а н с кой судоверф и и фабрике орудий лова. Эти коллективы на граждены почетными грамотами Министерства ры бно го хозяйства СССР и ЦК отраслевого проф ­ союза . Коллективам начислены денеж ны е премии (по 2 тысячи рублей каж д ом у ) из фонда материального .поощ рения пр ед ­ приятий. □ ГТОРТОВЫII ФЛОТ и экспе- * Опционный отряд рыбно­ го порта с первого июля 1988 года перешли на новую систе­ му оплаты труда. Целиком флот рыбного порта наметил конкретные меры сокращения на судах, ознакомлен с новы­ ми окладами. Гласность и демократия, вы­ ходит , соблюдены. Сокращен в основном рядо­ вой состав: мотористы, матро­ с ыу б о рщи цы и т. д., а вот что делалось и делается в отом отношении в управлении, оста­ ется для нас глубокой тайной. Сокращать необходимо и раз­ бухший бюрократический уп- расленческий аппарат. Ранее всем флотом управлял заместитель начальника порта по флоту и начальник порто- флота с соответствующим шта­ том. Потом создали экспедици­ онный отряд аварийно-спаса­ тельных работ (ЭО АСР ). На­ значили начальника отряда с соответствующим штатом инс­ пекторов, наставников, инже­ неров , секретарш... □ Какое штатное расписание в ЭО АСР, нам не известно. Однако кое-что и мы знаем. В 1987 году в отряде появи­ лись две новые должности: заместитель начальника отря- * да — бывший начальник пор­ тофлота Г. К. Янчев. А быв­ ший заместитель начальника порта по флоту В. А. Масля­ ное стал работником плавсо­ става в должности капитана- паставника отряда по кадрам. В отряде — 70 судоводителей, из которых половина — опыт­ ные капитаны спасателей и старшие помощники капита­ нов, которым он выписывает направления (по указанию на­ чальника отряда) для отдела кадров рыбного порта. Это могла бы делать и секретарша с окладом в 70 рублей, а уж никак не Масляков с окладом 220 рублей. Трудовой совет и коллектив !флота должны обсудить вопрос сокращения управленческого аппарата портофлота и ЭО АСР и потребовать конкретных мер. Пар тийному комитету порта надо взять это дело на конт­ роль. С. БАЗАНОВ, третий помощник капитана БУТС «Хабаровск» Мурман- ского рыбного порта. П РОЧИТАЛ СТАТЬЮ «Все тот же диктат» («РМ » № 19, 3 нюня) и должен признать, что она не оставила меня равнодушным. Речь идет о регулярно про­ водимых на нашем бассейне совещаниях-семинарах по без­ опасности мореплавания. «Действенность подобных ме­ роприятий была и остается нулевой», — утверждает ав­ тор моряк А. Демиденко. С подобной категоричностью согласиться не могу. Для то­ го чтобы объяснить собст­ венную позицию, предлагаю вернуться к разговору о це­ левом назначении таких же совещаний. Все прекрасно знают, но почему-то предпочитают умалчивать о том, что ко­ мандирская-учеба на боль­ шинстве судов флота органи­ зована из рук вон плохо. Составляются планы, делают­ ся отметки о их выполнении для проверяющих, но факти­ чески она проводится от слу­ чая к случаю (если вообще ведется). А когда ее проводить? В горячую минуту промысла, когда вахта сменяется под- вахтой? В такие моменты учебой командного состава просто пренебрегают. Мо­ жет быть, кто-либо, покривив душой, попытается утверж­ дать, что командиры знако­ мятся и регулярно изучают поступающую на траулер предупреждающую информа­ цию об аварийности на фло­ те. Отнюдь. В большинстве случаев, как показала провер­ ка, па аналогичных докумен­ тах ставит свою подпись об ознакомлении только капитан. До младших командиров ин­ формация олять-таки по при­ чине дефицита времени не доходит. Вот в ВРПО «Сев- рыба» и нашли своеобразный способ восполнения знаний Резонанс О пользе совещаний командного состава с по­ мощью таких вот совещаний- семинаров. Другое дело. что прово­ дятся онц несколько заорга- низованно. Организация совещаний действительно ограничивает возможность высказать кому- либо собственное мнение. Ве­ роятно, иавтору статьи «Все тот же диктат» этого сделать как раз не удалось На мой взгляд, организа­ торам совещании следует не только собирать тексты вы­ ступлений, но и предвари­ тельно рассылать по службам для ознакомления хотя бы те­ зисы готовящихся докладов. Тогда уверен — будет нала­ жен полноценный обдюн .мне­ ниями. Пессимистический тон статьи «-Все тот же диктат» этим, вероятно и объясняет­ ся. В отдельных случаях пес­ симизм, надо признать, носит тенденциозный характер. «Ес­ ли из показателей аварийно­ сти прошлых лет вычесть аварийные случаи, происшед­ шие в период мойвенных пу­ тин, которых в 1987 году не было, то результат окажет­ ся в пользу истекшего года», — утверждает автор статьи. То есть снижение аварийно­ сти иаАфлоте он связывает с прекращением мойвенных пу­ тин. На первый взгляд, как будто возразить этому ут­ верждению нельзя. Интенсив­ ность мойвенного промысла создает значительно большее количество аварийных ситуа­ ций, чем донный промысел. Но вот парадокс: вероятность таких ситуаций у судоводите­ лей вырабатывает психологи­ ческий настрой на работу. Не верите? Тогда возьмем для сравнения статистику аварий­ ности за 1985-й (последний год мойвенной путины) и 1987 годы. Чтобы не быть тенден­ циозным, в качестве арбитра я предлагаю ЭВМ. На запрос по комплексу задач «Анализ и профилактика аварийной/ на флоте» беспристрастный судья показала: отмена мой­ венных путин на снижении аварийности не сказалась. В 1985 году в Баренцевом мо­ ре произошло 35,5 процен­ та всех аварийных случаев с судами нашего флота, а в 1987 году — 42,3. Но вот беспокойство авто­ ра по поводу текучести кад­ ров среди младшего команд­ ного состава полностью под­ держиваю. ЭВМ выдает: ве­ роятность аварии, к приме­ ру. У судоводителей старше 45 лет возрастает. А это зна­ чит, что необходим надежный резерв кадров. Поиском ре­ шений по закреплению людей на флоте следует заниматься на бассейновых совещаниях- семинарах по безопасности мореплавания. И конечно, с позиций социалистического плюрализма. В. миколюк, инженер отдела исследов^ ний безопасности морепла­ вания ЦПКТБ. ...и ответ Нет, не тайна! Кооперация Я ПОЗНАКОМИЛСЯ с пись ­ м ом С. А . Базанова в ад ­ рес «Рыбного М урмана». Счи ­ таю своим д ол гом сказать сле­ дующ ее . В целях повышения оп е ра ­ тивности и эффективности о ка ­ зания помощ и судам флота ры бной промышленности и р ы ­ боловецких колхо зов , тер пя ­ щим бедствие в районах п р о ­ мысла, на м ор с ки х судах и в портовых водах, в 1979 го д у в порту создано самостоятельное структурное подразделение — экспедиционный отряд аварий­ но-спасательных работ флота ры бной промышленности С е ­ верно го бассейна (ЭО АСР). О сновными предпосыл ками создания отряда явилось то, что на Северном бассейне не ­ бла гополучно складывалась о б ­ становка с аварийностью . 1979 год был особенно небла гопо ­ лучный. Так, 5 февраля погиб А Г-328 «Метрострой» , 1 января было ко рабле круш ение АБ-429 «С евероморский комсомолец» , 27 февраля — затопление у причалов порта МБ-0110 «А л ­ тай». С созданием отряда на С е ­ верном бассейне практически ликвидированы ко р а б л е кр уш е ­ ния. В ноябре 1979 года снята с мели МБ-8 и поднят затонув ­ ший на малых глубинах б уксир «Борей». В сентябре 1981 года снят с мели танкер «Кекур» . В о к тяб р е этого ж е года по дн я ­ та с грунта затонувшая баржа «Север-115». В ноябре 1982 го ­ да снят с мели ТБ-0024 и спа­ сен гр у з сем ги стоимостью 200 тысяч рублей . В мае 1983 года поднят танкер «Канин». До перехода на новые усло ­ вия хозяйствования штат отря - 12 августа 1888 года да состоял из 19 бере говы х р а ­ ботников (включая водолазных специалистов и закрепленны х групповы х механиков , капита- нов-наставников и м орин спе к - торов ) и 700 человек плавсоста­ ва. В новых условиях из 19 ч е ­ ловек бере говы х работников сокращается .6 человек, а так­ ж е групповые механики , ка пи ­ таны-наставники и м орин сп е ктор переходят в м ехани ко -судовую сл уж б у и м орин сп е кц ию . С л уж ­ бы эти объединяю тся и стано­ вятся едиными для всего фло­ та, находяще гося на балансе порта. Ф а ктичес ки в штате о т ­ ряда с 1 августа этого года о с ­ тается 7 бере говы х работников и 630 человек плавсостава. Что касается устройства на работу возвратившегося из трехлетней заграничной ком а н ­ д ир ов ки (из Республики М о ­ замби к) К. Г. Янчева, то он пр и ­ нят на вакантную должность заместителя начальника. В н о ­ вых условиях хозяйствования эта должность ликвидируется , а К. Г. Янчев остается работать в должности ведущ е го и нж е н е ­ ра отряда. В 1987 году по состоянию здоровья бывший заместитель начальника порта по флоту В. А. Масляков переведен в о т ­ ряд на должность капитана-на- ставника. За ним закреплены 114 судоводителей и судоводи ­ телей, совмещающих проф ес ­ сию с механиком . В новых у с ­ ловиях хозяйствования капитан- наставник В. А. М асляков пе ­ реходит в м о р с к ую инспекцию , ка к в единую сл уж б у для все­ го флота порта. Н. АЗАРЕНКО, начальник ЭО АСР. Т ребу ю т с я Известно, что Дальний Во­ сток относится к основным районам , перспективным для производства товаров м ари - культуры в Советском Сою зе . Районы п р и б р е ж н о го М урмана и акватория Белого м о р я м о ­ гут быть вполне за ко н ом е р но отнесены на второе место по их потенциальной значимости в марикультуре . Мы имеем достаточно м ощ ­ ные научные коллективы в ММБИ и ПИНРО, ко то ры е спо ­ собны осуществить квалифици­ рованный выбор объектов культивирования и дать б ио ­ техни ку их выращивания. В остальном ж е в области мари - культуры на М урм а не слож и ­ лась типичная ситуация во взаимоотношениях науки с производством . У прои зводст ­ венников есть практически все для материального обеспече ­ ния работ, но нет серьезной заинтересованности в развитии работ по м ари культуре . Это пр еж д е всего объясняется тем, что прибылей в желаемы х для себя объемах (особенно с уче­ том укоренивш ейся в М ин ры б - хозе СССР привычки к гиганто­ мании) кр упны е ры бохо зяйст ­ венные объединения не полу­ чат. У ученых же , наоборот, есть знания, частично умение, пони ­ мание складывающейся в ры б ­ ном хозяйстве перспективы и, наконец, личная заинтересован­ ность в пра ктиче с ком внедре ­ нии своих идей. Но научные учреж де ния не располагаю т не­ обходимыми материальными ресурсам и и во зм ож но с тям и для ор ганизации ка ких -либо производств . Именно этим объясняется су ­ щественное отставание ре гиона в развитии даж е таких уж е на­ учно обоснованных направле­ ний полярной м ари культуры , ка к выращивание ламинарии и мидий . Достаточно м ощ ным то рм о ­ зом при обосновании целесо ­ образности промыш ленно го развития м ари культуры на М урм а не является та кж е необ ­ ходимость существенных пе р ­ вичных капиталовложений и вполне естественный для зоны Заполярья замедленный п р о ­ цесс самоокупаемости . К р ом е того, на побе реж ье отсутствует разветвленная сеть поселков , небольших колхозов и просто поселений для промы словы х бригад , ко торы е были пол ­ ностью уничтожены ранее в связи с ош иб очной : политикой опять-таки М инрыбхоза СССР. Это диктуе т необходимость о р ­ ганизации работ на плантаци­ ях мари культуры вахтенным методом . Столь привычный для условий промысла и вообще м ор с ки х работ, этот метод, по представлению не которы х спе­ циалистов, является соверш ен ­ но не приемлемым для м ари ­ культуры . К том у ж е для М урмана во зни каю т принципиально но ­ вые, чисто технические аспек­ ты проблемы , связанные с особенностями и надежностью эксплуатации различных ко н ­ струкций в хозяйствах м ари ­ культуры в условиях А —5 -мет­ ровы х перепадов уровня воды. Все еще не реш ены и такие старые проблемы , ка к борьба с обледенением надводных ко н с тр у кц ий , отсутствие надеж ­ ных условий техники безопас ­ ности и средств ж и зн е об е сп е ­ чения персонала, работающ е го на акватории в переходящ ие периоды года и особенно в зим них условиях. Все это при ­ водит к тому, что работа на плантациях м ари куль туры в з о ­ не М урмана практически в л е ­ чение всего года п р о х о д и т -'н а пределе риска . П одобное поло ­ жение , естественно, не очень привлекает и совсем не спо ­ собствует принятию реш ений об ор ганизации таких хозяйств или пр о д о лж е нию работ на уж е существующих . Печаль­ ный прим ер та ко го отношения являет опытная мидиевая план­ тация ПИНРО в губе Зеленец - кая Западная (Восточный М у р ­ ман, Баренцево м оре ). Возникаю т та кж е принципи ­ ально новые проблемы , теоре ­ тически соверш енно не свой ­ ственные ар ктичес кой зоне , ка к, например , м о р с ко е обра ­ стание подводной части ко н ­ стру кций в хозяйствах мари ­ культуры , меш ающ ее нормаль ­ ном у развитию ор ганизм ов в садках плантации. Действитель ­ но, подводная часть сетей на вольерах плантаций очень бы­ стро покрывается плотным сло­ ем растительного обрастания, состоящ е го из ламинарии . О б ­ разуется настолько мощ ный оброет, ко торы й почти п о А л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz