Рыбный Мурман. 1988 г. Август.
s 4 Хозяйственный механизм перестройки: ПОЛУЧИТЕ ПРЕМИЮ Колле гией Министерства ры бно го хозяйства СССР и пр е зиди у м о м ЦК проф сою за рассмотрена деятельность коллективов предприятий по эконом ии и рациональному использованию ма териальных и топливно -энергетических ресурсов в 1987 году. Значительные достижения в эконом ии материалов по С евер ном у бассейну отмечены на М урм а н с кой судоверф и и фабрике орудий лова. Эти коллективы на граждены почетными грамотами Министерства ры бно го хозяйства СССР и ЦК отраслевого проф союза . Коллективам начислены денеж ны е премии (по 2 тысячи рублей каж д ом у ) из фонда материального .поощ рения пр ед приятий. □ ГТОРТОВЫII ФЛОТ и экспе- * Опционный отряд рыбно го порта с первого июля 1988 года перешли на новую систе му оплаты труда. Целиком флот рыбного порта наметил конкретные меры сокращения на судах, ознакомлен с новы ми окладами. Гласность и демократия, вы ходит , соблюдены. Сокращен в основном рядо вой состав: мотористы, матро с ыу б о рщи цы и т. д., а вот что делалось и делается в отом отношении в управлении, оста ется для нас глубокой тайной. Сокращать необходимо и раз бухший бюрократический уп- расленческий аппарат. Ранее всем флотом управлял заместитель начальника порта по флоту и начальник порто- флота с соответствующим шта том. Потом создали экспедици онный отряд аварийно-спаса тельных работ (ЭО АСР ). На значили начальника отряда с соответствующим штатом инс пекторов, наставников, инже неров , секретарш... □ Какое штатное расписание в ЭО АСР, нам не известно. Однако кое-что и мы знаем. В 1987 году в отряде появи лись две новые должности: заместитель начальника отря- * да — бывший начальник пор тофлота Г. К. Янчев. А быв ший заместитель начальника порта по флоту В. А. Масля ное стал работником плавсо става в должности капитана- паставника отряда по кадрам. В отряде — 70 судоводителей, из которых половина — опыт ные капитаны спасателей и старшие помощники капита нов, которым он выписывает направления (по указанию на чальника отряда) для отдела кадров рыбного порта. Это могла бы делать и секретарша с окладом в 70 рублей, а уж никак не Масляков с окладом 220 рублей. Трудовой совет и коллектив !флота должны обсудить вопрос сокращения управленческого аппарата портофлота и ЭО АСР и потребовать конкретных мер. Пар тийному комитету порта надо взять это дело на конт роль. С. БАЗАНОВ, третий помощник капитана БУТС «Хабаровск» Мурман- ского рыбного порта. П РОЧИТАЛ СТАТЬЮ «Все тот же диктат» («РМ » № 19, 3 нюня) и должен признать, что она не оставила меня равнодушным. Речь идет о регулярно про водимых на нашем бассейне совещаниях-семинарах по без опасности мореплавания. «Действенность подобных ме роприятий была и остается нулевой», — утверждает ав тор моряк А. Демиденко. С подобной категоричностью согласиться не могу. Для то го чтобы объяснить собст венную позицию, предлагаю вернуться к разговору о це левом назначении таких же совещаний. Все прекрасно знают, но почему-то предпочитают умалчивать о том, что ко мандирская-учеба на боль шинстве судов флота органи зована из рук вон плохо. Составляются планы, делают ся отметки о их выполнении для проверяющих, но факти чески она проводится от слу чая к случаю (если вообще ведется). А когда ее проводить? В горячую минуту промысла, когда вахта сменяется под- вахтой? В такие моменты учебой командного состава просто пренебрегают. Мо жет быть, кто-либо, покривив душой, попытается утверж дать, что командиры знако мятся и регулярно изучают поступающую на траулер предупреждающую информа цию об аварийности на фло те. Отнюдь. В большинстве случаев, как показала провер ка, па аналогичных докумен тах ставит свою подпись об ознакомлении только капитан. До младших командиров ин формация олять-таки по при чине дефицита времени не доходит. Вот в ВРПО «Сев- рыба» и нашли своеобразный способ восполнения знаний Резонанс О пользе совещаний командного состава с по мощью таких вот совещаний- семинаров. Другое дело. что прово дятся онц несколько заорга- низованно. Организация совещаний действительно ограничивает возможность высказать кому- либо собственное мнение. Ве роятно, иавтору статьи «Все тот же диктат» этого сделать как раз не удалось На мой взгляд, организа торам совещании следует не только собирать тексты вы ступлений, но и предвари тельно рассылать по службам для ознакомления хотя бы те зисы готовящихся докладов. Тогда уверен — будет нала жен полноценный обдюн .мне ниями. Пессимистический тон статьи «-Все тот же диктат» этим, вероятно и объясняет ся. В отдельных случаях пес симизм, надо признать, носит тенденциозный характер. «Ес ли из показателей аварийно сти прошлых лет вычесть аварийные случаи, происшед шие в период мойвенных пу тин, которых в 1987 году не было, то результат окажет ся в пользу истекшего года», — утверждает автор статьи. То есть снижение аварийно сти иаАфлоте он связывает с прекращением мойвенных пу тин. На первый взгляд, как будто возразить этому ут верждению нельзя. Интенсив ность мойвенного промысла создает значительно большее количество аварийных ситуа ций, чем донный промысел. Но вот парадокс: вероятность таких ситуаций у судоводите лей вырабатывает психологи ческий настрой на работу. Не верите? Тогда возьмем для сравнения статистику аварий ности за 1985-й (последний год мойвенной путины) и 1987 годы. Чтобы не быть тенден циозным, в качестве арбитра я предлагаю ЭВМ. На запрос по комплексу задач «Анализ и профилактика аварийной/ на флоте» беспристрастный судья показала: отмена мой венных путин на снижении аварийности не сказалась. В 1985 году в Баренцевом мо ре произошло 35,5 процен та всех аварийных случаев с судами нашего флота, а в 1987 году — 42,3. Но вот беспокойство авто ра по поводу текучести кад ров среди младшего команд ного состава полностью под держиваю. ЭВМ выдает: ве роятность аварии, к приме ру. У судоводителей старше 45 лет возрастает. А это зна чит, что необходим надежный резерв кадров. Поиском ре шений по закреплению людей на флоте следует заниматься на бассейновых совещаниях- семинарах по безопасности мореплавания. И конечно, с позиций социалистического плюрализма. В. миколюк, инженер отдела исследов^ ний безопасности морепла вания ЦПКТБ. ...и ответ Нет, не тайна! Кооперация Я ПОЗНАКОМИЛСЯ с пись м ом С. А . Базанова в ад рес «Рыбного М урмана». Счи таю своим д ол гом сказать сле дующ ее . В целях повышения оп е ра тивности и эффективности о ка зания помощ и судам флота ры бной промышленности и р ы боловецких колхо зов , тер пя щим бедствие в районах п р о мысла, на м ор с ки х судах и в портовых водах, в 1979 го д у в порту создано самостоятельное структурное подразделение — экспедиционный отряд аварий но-спасательных работ флота ры бной промышленности С е верно го бассейна (ЭО АСР). О сновными предпосыл ками создания отряда явилось то, что на Северном бассейне не бла гополучно складывалась о б становка с аварийностью . 1979 год был особенно небла гопо лучный. Так, 5 февраля погиб А Г-328 «Метрострой» , 1 января было ко рабле круш ение АБ-429 «С евероморский комсомолец» , 27 февраля — затопление у причалов порта МБ-0110 «А л тай». С созданием отряда на С е верном бассейне практически ликвидированы ко р а б л е кр уш е ния. В ноябре 1979 года снята с мели МБ-8 и поднят затонув ший на малых глубинах б уксир «Борей». В сентябре 1981 года снят с мели танкер «Кекур» . В о к тяб р е этого ж е года по дн я та с грунта затонувшая баржа «Север-115». В ноябре 1982 го да снят с мели ТБ-0024 и спа сен гр у з сем ги стоимостью 200 тысяч рублей . В мае 1983 года поднят танкер «Канин». До перехода на новые усло вия хозяйствования штат отря - 12 августа 1888 года да состоял из 19 бере говы х р а ботников (включая водолазных специалистов и закрепленны х групповы х механиков , капита- нов-наставников и м орин спе к - торов ) и 700 человек плавсоста ва. В новых условиях из 19 ч е ловек бере говы х работников сокращается .6 человек, а так ж е групповые механики , ка пи таны-наставники и м орин сп е ктор переходят в м ехани ко -судовую сл уж б у и м орин сп е кц ию . С л уж бы эти объединяю тся и стано вятся едиными для всего фло та, находяще гося на балансе порта. Ф а ктичес ки в штате о т ряда с 1 августа этого года о с тается 7 бере говы х работников и 630 человек плавсостава. Что касается устройства на работу возвратившегося из трехлетней заграничной ком а н д ир ов ки (из Республики М о замби к) К. Г. Янчева, то он пр и нят на вакантную должность заместителя начальника. В н о вых условиях хозяйствования эта должность ликвидируется , а К. Г. Янчев остается работать в должности ведущ е го и нж е н е ра отряда. В 1987 году по состоянию здоровья бывший заместитель начальника порта по флоту В. А. Масляков переведен в о т ряд на должность капитана-на- ставника. За ним закреплены 114 судоводителей и судоводи телей, совмещающих проф ес сию с механиком . В новых у с ловиях хозяйствования капитан- наставник В. А. М асляков пе реходит в м о р с к ую инспекцию , ка к в единую сл уж б у для все го флота порта. Н. АЗАРЕНКО, начальник ЭО АСР. Т ребу ю т с я Известно, что Дальний Во сток относится к основным районам , перспективным для производства товаров м ари - культуры в Советском Сою зе . Районы п р и б р е ж н о го М урмана и акватория Белого м о р я м о гут быть вполне за ко н ом е р но отнесены на второе место по их потенциальной значимости в марикультуре . Мы имеем достаточно м ощ ные научные коллективы в ММБИ и ПИНРО, ко то ры е спо собны осуществить квалифици рованный выбор объектов культивирования и дать б ио техни ку их выращивания. В остальном ж е в области мари - культуры на М урм а не слож и лась типичная ситуация во взаимоотношениях науки с производством . У прои зводст венников есть практически все для материального обеспече ния работ, но нет серьезной заинтересованности в развитии работ по м ари культуре . Это пр еж д е всего объясняется тем, что прибылей в желаемы х для себя объемах (особенно с уче том укоренивш ейся в М ин ры б - хозе СССР привычки к гиганто мании) кр упны е ры бохо зяйст венные объединения не полу чат. У ученых же , наоборот, есть знания, частично умение, пони мание складывающейся в ры б ном хозяйстве перспективы и, наконец, личная заинтересован ность в пра ктиче с ком внедре нии своих идей. Но научные учреж де ния не располагаю т не обходимыми материальными ресурсам и и во зм ож но с тям и для ор ганизации ка ких -либо производств . Именно этим объясняется су щественное отставание ре гиона в развитии даж е таких уж е на учно обоснованных направле ний полярной м ари культуры , ка к выращивание ламинарии и мидий . Достаточно м ощ ным то рм о зом при обосновании целесо образности промыш ленно го развития м ари культуры на М урм а не является та кж е необ ходимость существенных пе р вичных капиталовложений и вполне естественный для зоны Заполярья замедленный п р о цесс самоокупаемости . К р ом е того, на побе реж ье отсутствует разветвленная сеть поселков , небольших колхозов и просто поселений для промы словы х бригад , ко торы е были пол ностью уничтожены ранее в связи с ош иб очной : политикой опять-таки М инрыбхоза СССР. Это диктуе т необходимость о р ганизации работ на плантаци ях мари культуры вахтенным методом . Столь привычный для условий промысла и вообще м ор с ки х работ, этот метод, по представлению не которы х спе циалистов, является соверш ен но не приемлемым для м ари культуры . К том у ж е для М урмана во зни каю т принципиально но вые, чисто технические аспек ты проблемы , связанные с особенностями и надежностью эксплуатации различных ко н струкций в хозяйствах м ари культуры в условиях А —5 -мет ровы х перепадов уровня воды. Все еще не реш ены и такие старые проблемы , ка к борьба с обледенением надводных ко н с тр у кц ий , отсутствие надеж ных условий техники безопас ности и средств ж и зн е об е сп е чения персонала, работающ е го на акватории в переходящ ие периоды года и особенно в зим них условиях. Все это при водит к тому, что работа на плантациях м ари куль туры в з о не М урмана практически в л е чение всего года п р о х о д и т -'н а пределе риска . П одобное поло жение , естественно, не очень привлекает и совсем не спо собствует принятию реш ений об ор ганизации таких хозяйств или пр о д о лж е нию работ на уж е существующих . Печаль ный прим ер та ко го отношения являет опытная мидиевая план тация ПИНРО в губе Зеленец - кая Западная (Восточный М у р ман, Баренцево м оре ). Возникаю т та кж е принципи ально новые проблемы , теоре тически соверш енно не свой ственные ар ктичес кой зоне , ка к, например , м о р с ко е обра стание подводной части ко н стру кций в хозяйствах мари культуры , меш ающ ее нормаль ном у развитию ор ганизм ов в садках плантации. Действитель но, подводная часть сетей на вольерах плантаций очень бы стро покрывается плотным сло ем растительного обрастания, состоящ е го из ламинарии . О б разуется настолько мощ ный оброет, ко торы й почти п о А л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz