Рыбный Мурман. 1988 г. Август.

} 1 С ЛОЖ Н О М ПОЛОЖЕНИИ находит­ ся сейчас ры бная отрасли Север- ° го «&ассейна. Ка к известно, в прош лом о д у ^Л н а л с я оч ере д н ой спад промысла. )н саязан с утратой массово го ло*а аойвы и сельди в Баренцевом м оре , райне неустойчивой сырьевой базой в других районах, где работаю т наши ры - >аки. К пр им е р у , мойва и сельди состав- 1 ял и п р им е р н о 40 процентов от всей до* 5ычи ры бы в Северной Атлантике . То эсть мы потеряли чуть ли не половину добы ваем о го в этом районе сырья. К сожалению , по ка не удается пе рело ­ мить ход небла гоприятны х событий и с ко л ь -ниб уд ь существенно улучшить р е ­ зультаты работы . Не выполняется большинство позиций госза каза и оценочны х показателей. Сни­ ж ены объемы производства по сравне­ нию с соответствующим периодом про. шлого года. Недолов составляет 62 ты ся ­ чи тонн . Задолженность пищевых рыб­ ны х товаров по отношению к госза казу увеличилась до 41 тысячи тонн . 12 мил­ лионов рублей — таково отставание от плана по прибыли за полугодие. О собенно плачевное состояние по пр и ­ были у добы вающ их предприятий . В це ­ лом флоты недополучили ее до плана 37 миллионов . Именно поэтом у они не сделали отчисления в фонды э ко н ом и ­ ч е с ко го стимулирования . У них нет c p e ^ j B не тол ь ко для поощ рения , но и для ф инансирования социальной сферы, в частности, на строительство жилья . Сырьевой кр и зи с продолжает п р о гр е с ­ сировать . И, судя по всему, он будет за­ тяж ны м и изматывающим . Вот тому п о д ­ тверж дение . Ухудшается промобстанов - ка в ряде основных промы словы х райо - ноз, пр еж де всего в б аренцевом орских . За шесть месяцев здесь было выловле ­ но трески на 42 тысячи тонн меньше, чем за соответствующий период п р о ­ ш ло го года. Вдвое ниже п р о гн о зи р у е ­ м ой оказалась июньская обстановка а Ю ВА . В начале апреля был наложен за п ­ ре т на промы сел ледяной в АЧА . Д л я выполнения госзаказа года по ры б о п р о д у кц и и в целом нам недостает 56 тысяч тонн ресурсов сырья . По р е ­ зультатам перво го полугодия сырьевой дисбаланс составил о кол о 30 тысяч тонн. «Севрыбой» были приняты м еры по к о м ­ пенсации этого дефицита за счет о б ­ м енны х операций , одна ко этого о ка за ­ лось недостаточно. И в ко н е ч н ом итоге именно недолов обусловил неудовлетворительное поло ­ ж е ни е с вы пус ком пищевых рыбных то ­ варов. Т ^ о в а реальная и, с каж ем прямо , крад&е напряженная ситуация. I f ТО СДЕЛАНО для повышения эф- * фективности работы? Удалось сни­ зить сумм ар ны е внеэксплуатационные затраты, а та кж е затраты на м еж рей со - вое техническое обслуживание . Во вто ­ р ом квартале перевели часть судов с трески на лоб креве т ки . Это, хотя и в ущ ерб производительности , позволило флотам улучшить э ко ном и че с ки е по каза ­ тели. Чтобы вовлечь м аксимальное ко л и ­ чество сырья в пищевой баланс, пере- об орудова на под фаршевое пр ои зво д ­ ство группа судов. Дополни тел ьно это по зволило в клю ­ чить в пищевой баланс о ко л о 6,5 тысячи тонн м е л ко р а зм е р н о го сырья . А в ц е ­ лом по итогам года эта цифра должна увеличиться в два раза. Принято реш ение по максимальной з а гр у з к е бере говы х ры бообраба ты ваю ­ щих мощ ностей , это позволит значитель ­ но увеличить вы пуск прод у кци и , поль ­ зующ ей ся спро сом у населения. Однако это го для прибыльной работы оказалось недостаточно . Да , немало сделано по стабилизации п о ^ ж е н и я . И, что очевидно , это дало определенны е результаты . Но сделано дале ко не все во зм ож ное . В УСЛОВИЯХ сырьево го кризиса эф ­ фективность работы могла быть выше, если бы не просчеты , а порой и халатность, безынициативность . Возьмем промысловую работу. В ряде районов э ки п аж и трудились все ж е ни ­ же своих возможностей . Упрен этот от­ носится прежде всего к судам М урман­ ско го тралового флота, «Мурманрыбпро- ма» и частично ББГЛ, ко торые вели про ­ мысел кальмара в ЮЗА. Из р у к вок пло­ хо здесь было налажено снабжение: не­ доставало орудий лова, набеля ИГЭН, ва- ерного троса. В одном из районов СВА отрицательно М. И. КАРГИН, начальник ВРПО «Севрыба» Преодолеть отставание! 3 готавливать и направляли в общ ем -то хорош ую ры б у на м у ку . Принципиально важное значение для нас имеет пересм о тр цен на целый ряд видов нашей пр од у кц и и . В этой связи хотел бы обратить внимание на такой факт. Оказывается , что и при том вылове и составе сырья, ко торы е мы сегодня им е ­ ем, «Севрыба» могла бы выполнять план по прои зводству пищевой пр од у кци и . Для этого требовалось вместо ко рм о вой м уки , план по ко то р о й значительно пе ­ ревыполнен , вырабатывать пищ евую м е ­ лочь третьей группы . Тем более что на ярм ар ке в Ульяновске «Севрыбой» с о ­ гласована поставка в те кущ ем год у та­ кой м о р ож е н о й мелочи в объеме 83,5 тысячи тонн . Ф а ктиче с ки ж е за первое полугодие ее отправлено всего 8 тысяч (9,5 процента). Так случилось потому , что наши ры б а ­ ки предпочитали направлять м е л кую ставриду, с кум б р ию , сардину на п р о и з ­ водство ко рм о в о й п р о д у кц и и , п о с ко л ь ­ ку цена на нее более высокая . То ж е са­ мое и при работе на не которы х видах Трудные дни Северного бассейна Северном бассейне, получила вы со кую о ц е н к у министерства , но в настоящее время мы не с кол ь ко сдали свои по зи ­ ции. И в то ж е время по нашим замы с ­ лам очень активно трудятся суда «Даль- рыбы» и «А зчеррыбы» . И вот на чем хотелось бы остановить­ ся особ о . Решение тех проблем , ко то ­ рые стоят на нашем пути и о ко торы х речь шла выше, лишь в определенной степени облегчит полож ение на ка кой -то сро к , позволит его стабилизировать . И не более . Но нам этого мало. Мы не м ож ем и не долж ны столь сильно зависеть от та­ ко го ненадежно го , ка п р и зно го постав, щика сырья, ка ковым является природа . И нам нуж но думать о том , чтобы в сущ ествующ их условиях обеспечить устойчивое э ко ном и че с ко е и социальное развития ры бной отрасли Севера. А для этого н уж но применить крупномасш таб* ные радикальные меры , реализация к о ­ торых позволит работать нам с вы сокой эффективностью , независимо от состоя ­ ния сырьевой базы, изменения видового состава сырья. Иными словами, речь идет об альтер ­ нативном варианте развития бассейна. И этот вариант существует. М НЕ УЖЕ НЕОДНОКРАТНО п р и хо ди ­ лось на всех уровнях говорить о том , что сырье есть! Имею тся а виду значительные запасы рыбы и м о р е п р о ­ дуктов в юж ны х широтах. огда к а к в группе судов ТЬ, М н о го предстой? Сделать по улучшб- сказалась слабая подготовка рыбаков и в целом организационная работа. Ф ла г­ манские специалисты , ноторые могли бы повлиять на ход событий, в этом районе отсутствовали . Т< «Запрыбы» их было трое. Д нию ор ганизации труда и планирования на заводах-филиалах М урм а н с ко й с у д о ­ верфи, где еще задерживаю тся суда в ремонте . Все недоработки стали предм етом серье зно го анализа на советах д и р е к т о ­ ров ВРПО «Севрыба», по исправлению недочетов принять! соответствующие р е ­ шения. Что ж е предстоит сделать для стаби­ лизации обстановки? П реж де всего надо сделать все для увеличения выпуска, улучшения качества пищевых ры бо това ­ ров. Как одна из действенных мер — передислокация флота с орие н тир ом на пищевые объекты . Будем наращивать промы словые усилия в антарктической части Атлантики , Центрально-Восточной Атлантике , ю го -во сточной части Тихого океана . Резко поправят полож ение п р и ­ нимаемые м еры по активизации обм ен - * ных операций . Самое серьезное внимание сейчас нуж но уделить оснащ ению судов ры б о ­ разделочной техникой . Но так, чтобы она работала, а не стояла, ка к это час­ то у нас бывает. Д о конца года необходим о устано­ вить, ка к м иним ум , на 12 судах типа СТМ филетировочное оборудова ние ф ир ­ мы «Баадер» и приступить к выпуску разделанной сардины . В Н о р веж с ком м о р е на р а зд ел ку сейчас направляется 85— 87 процентов путассу. Поставлена задача: оснастить в этом районе каж д ое судно не менее чем тремя ры б о р а зд е ­ лочными машинами , довести вы пуск спин ки путассу на од но судно д о 24— 25 тонн. И т о гд а ' процен т направления на р а зд ел ку составит уж е 95# Д о бы вающ им флотам сейчас р а зр еш е ­ но выпускать п р о д у к ц ию в то р о го сорта. Речь идет об о куне , хеке и ставриде в . ЮВТО. Ранее м о р я ки опасались ее и з ­ м орепрод уктов . О дним словом , при сохранении д ей ­ ствующ е го уровня цен на мелочь треть ­ ей группы , ко рм о в ую и на некоторые виды др у гой пр од у кци и , Проблему пи ­ щевых рыботоваров на бассейне не р е ­ шить. Материалы по изменению цен на м е ­ лочь третьей группы нами направлены в М инры б хо з СССР. Будем добиваться их решения ! В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ предприятий отрасли по полном у хозяйственно , м у расчету очень остро встала п р об л е ­ ма оперативного управления прибылью при максимально во зм ож ной сам остоя ­ тельности структурны х подразделений . А прибыль ф ормируется или, ка к го ­ ворим , «делается», непосредственно на судах, в м оре . С этой целью специалистами управле­ ний флотов, напитанами судов и аппара ­ том ВРПО «Севрыба» разработан меха­ низм судового хозрасчета, ко торый пре­ дусматривает существенное сокращение показателей рейсового задания (до 3—5 позиций), э ки п а ж у предоставлены права перемещения в пределах заданного рай ­ она промысла, захода в советский порт для отдыха и т. д. Этой же схемой судо­ вого хозрасчета предусмотрена принци ­ пиально новая система формирования фонда оплаты э кип аж а , которая образу­ ется от прибыли судна. При этом прибыль определяется как разность м е ж д у стоимостью товарной п р о д у кци и за м ин усом прямых м атери ­ альных затрат, зависящих от деятельно , сти экипажа . По данной схеме в настоящее время работает э кипаж ПСТ «Горек» объеди ­ нения «А рхан гельскры бпром » , ко торый возглавляет капитан Владимир Петрович Лупачев. В последнем рейсе э кипаж пе ­ ревыполнил установленные задания, по ­ лучил сверхплановую прибыль (227 ты ­ сяч рублей ), сэ коном ил материальные р есур сы на 15,5 тысячи рублей . С целью о трабо т ки механизма хо з ­ расчета в настоящее время проводится 12 опытных рейсов. ^Следует отметить, что данная ра зра ­ ботка впервые в отрасли проведена на Снаряженны е нами экспедиции под . тверждаю т перспективность освоения этих объектов . Первоначально мы п р е д ­ полагали для освоения этих ресурсов создать флотилию из 50— 60 вновь п о ­ строенных кр упно тоннаж ны х траулеров . Вынужденные , однако, считаться с тем, что это потребует больших капи тальны х вложений, на которые располагать сразу не можем, мы рассчитали другой вари­ ант. Он предполагает переоборудование 15 судов типа «Алтай». Предусматривает­ ся оснастить эти траулеры современным жиром учным оборудованием шведской фирмы «Альфа-Лаваль», дооборудовать рыбофабрини и организовать консервной производство. Это позволит вырабатывать на судах м у ку , притом самых вы со ки х кондиций , продукт для кормления п уш ­ ного зверя, новую пищевую проду кцию из криля , пищевой и ветеринарный ры ­ бий ж ир , наконец консервы . В целом реализация пр о гр ам мы п о ­ зволит дополнительно получить в год 30 тысяч тонн м у ки , поряд ка 20 тысяч тонн новых пищевых товаров, 7,2 тысячи тонн жира , из них 2,4 тысячи тонн — пищ е ­ вого. При затратах на пе реоборудова ние каж д о го судна н уж но поряд ка 4 м иллио ­ нов рублей (в т. ч. 2,7 миллиона в инва­ люте, в основном на приобре тение о б о ­ рудования), прибыль составит 2,6 милли ­ она рублей . Замечу, что се годня каж ды й «Алтай» в среднем дает 400 тысяч рублей убы т ­ ка. Расходы на переоборудова ние всей группы судов должны окупиться , таким образом , за 3,7 года. Но возникает вопрос : где взять валю ­ ту на приобретение оборудования , а та кж е средства на пе реоборудование судов. Вот здесь мы и должны думать вм ес ­ те с тр уж ени кам и Северно го бассейна, ка к лучше распределить средства, чтобы осуществить, в данном случае, эту п р о ­ грамму . И, наконец, нуждается в соверш енство ­ вании существующая система управле­ ния э ко ном и ко й бассейна. Пожалуй , эта проблема волнует се годня трудовые коллективы более всего. Словом , есть над чем подумать , над чем поработать в трудовы х коллективах. Безвыходное положение? Нет, временная неудача Ю. А. ЗИНЬКОВ, заместитель на­ чальника М урманско го тралового флота по экономике : . — Наш долг с начала года по пищевой — 34 тысячи тонн . В то же время большой плюс по вы пус ­ к у продукции улучшенного ассор­ тимента , консервам . Что нас особенно беспокоит? План по добыче перекрываем , од­ на ко с пищевой минусуем . Отрица­ тельную роль здесь и граю т два об­ стоятельства.. Первое из р у к вон ■ллохая промысловая обстановка. -Второе, вы текающее из первого, — часть судов приходится держать на добыче морепродукта , из ко то ­ рого , к а к известно, пищ евую не вы­ работаешь. Отсюда и- двойствен­ ность нашего положения , ноторая : усугубляется еще и -тем , что о п т о - • цена тонны мелочи тр е тьей , гр у п пы — 200 рублей, a KQJ (корм пуш ном у зверю) — 450. Нетрудно догадаться,, что э кипаж у - выгоднее производить. Поэтому считаю в ус ­ ловиях хозрасчета пересмотр оп то ­ вых цен наиважнейшей проблемой, ко торую , в конце концов , обязано решить министерство . Вот, к п р и ­ меру, сейчас в ЮВТО идет немало мелочи'. И в общем-то за счет это ­ го района можно было бы частич ­ но поправить ^дело, но цены , це- ньк*‘ •/-гv Однако нельзя представлять си ­ туацию т а к , г будто мы уповаем только на : их повышение. Флот кр е п ко ^взялся- за - модернизацию судов. Вся -заработанная валюта" идет на ре ко н с тр у кцию траулеров. Что это даст? Продунция будет вы­ пускаться улучш енно го ассорти ­ мента, ко торую , в свою очередь, мы уж е можем- поставлять на внеш ­ ний ры но к . Таним образом, повы ­ сятся прибыль, уровень -м ехани за ­ ции , сократится численность. Йста- ти, сейчас мы уменьшили числен­ ность промперсонала на "230 человек, и этот процесс будет про ­ должаться . Часть судов в сипу их слабых техничес ких возможностей пере­ вели на производственный вари ­ ант. Они вы п ус каю т или п р о д у к ­ цию улучш енно го ассортимента, или, к а к ППР «Навигатор», работа­ ю т .н« приемне сырья от ПСТ. Здесь тоже выгода, и немалая, По- сольно-свежьевым траулерам те ­ перь нет необходимости бежать в по.рт сдавать прод у кцию . Есте­ ственно, и меньше потерь. Та к что р у к и не опускаем . Наде­ емся не только -на объективные факторы , но и прежде всего на се­ бя. * # • Л. А. ИВАНОВ, заместитель гене­ рального директора объединения «Мурманрыбпром» по экономике : — По сравнению с прошлым го ­ дом коллектив , благодаря немалым усилиям , сумел увеличить прибыль .в 3,5 раза. Есть ли резервы? Без­ условно. Увеличиваем вы п ус к про ­ д у кци и улучшенно го ассортимента, сокращаем численность э кипаж ей . Известно, что на треске , допустим , вылов сегодня уменьшился до 10— 12 тонн в с у т ки . Зачем ж е тогда держать та кой штат, к а к и 10 лет назад? Увы , не все э ки п аж и это поддерживают. Мы наталкиваемся порой на упорное их непонимание. Но вот обо всех т а к нельзя с ка ­ зать. Хозрасчет а ктивно пробивает дорогу. Более того , моряки БМРТ «Туман-2» и PC «Доломит» сами вызвались взять судно на колле к ­ тивный подряд. Для них сейчас го ­ товятся документация , нормативы . Сильно тормозят вы п у с к пищ е ­ вой ГОСТы. Согласно им, нельзя вы пус ка ть пищевую рыбу с мех- повреждениями . а почему, спраш и ­ вается? Разве нельзя ее везти на рыбокомбинат и изготавливать , скажем , консервы? •ч РЫБНЫЙМУРМАН Н. И. СЕРГЕЕВ, заместитель на­ чальника управления «Севрыбхо­ лодфлот» по экономике : — 4,7 ты сячи тонн — таково сей­ час наше отставание по пищевой с начала года. Причины известные, на них не буду останавливаться , с ка ж у только , что до конца сен­ тября мы выйдем на установлен­ ные планы по производству пище­ вой, включая пресервы. За счет чего? По-моему, очень грамотно и эффективно сейчас рас ­ ставлены плавбазы, которые рабо­ таю т с инофирмами. Здесь, особо подчеркну , большую помощь о ка ­ зало ВРПО «Севрыба». А ктивно внедряется хозрасчет, тем самым снижаем убы т ки , не­ производительные затраты . По кол ­ лективном у подряду собираются идти в рейсы ТР «Кольский залив» и «Память Кирова». 12августа 198 года *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz