Рыбный Мурман. 1987 г. Апрель.
Собранне партийно-хозяйственного актива Минрыбхоза СССР Выступление главного инженера ВРПО «Дальрыба» А. Л. ВЕТРОВА Рыбная отрасль Дальнего Востока в 1986 году, работая первый год в новых условиях хозяйствования, обеспечила досрочное выполнение годо вого плана с темпами роста, значительно превысившими темпы, заложенные в пятилет ием плане. Производительность труда возросла на 6,4 процента, что обеспечило рост объема про изводства на 5 процентов^ За 1986 год предприятия ми «Дзльрыбы» внедрено бо лее 1600 мероприятий по но вой технике и прогрессивной технологии. В результате этого получен экономический эф фект более 30 млн. рублей. При всех этих, на первый взгляд высоких показателях уровень механизации и авто матизации производственных процессов на рыбообработке возрос в среднем только на 3 процента и в целом состэз- ляет всего лишь 37 процентов по берегу и 46 процентов по флоту. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что по бассейну на рыбообработке более 24 тыс. человек заняты ручным трудом. На сегодняш ний день на бассейне не ре шен вопрос комплексной ме ханизированной обработки основного добываемого про мыслового объекта — минтая и традиционного для дальне восточников — лосося. Поэто му мы из возможных 30 тыс. тонн икры минтая выпускаем только половину, теряя около 60 млн. рублей товарной про дукции; только около 10 про центов составляет использова ние печени минтая, направлен ной на выпуск деликатесных консервов, а уровень механи зации на разделке лосося со ставляет только 8 процентов. Таким образом, ежегодное внедрение большого числа ме роприятий не дает ощутимых сдвигов в механизации труда и повышении его производи тельности. Не позволяет ком плексно использовать сырье. Это обусловлено тем, что не была выбрана основная цель, не были сконцентрирова ны решения конструкторов на основных направлениях. Планы работы проектно конструкторских организаций на бассейне в нынешнем году и в перспективе на пятилетку скоординированы и претерпе ли значительные изменения. Нами поставлена задача в те чение 1,5—2 лет создать ме ханизированные линии по ком плексной разделке минтая и лососевых. Одним из сдерживающих факторов в проблеме механи зации труда является и отсут ствие на Дальнем Востоке соб ственной машиностроительной базы. Еще в 1972 году Мин. легпищемашу поручалось по строить такой завод в При морье. К сожалению, реше ние не выполнено. К этому вопросу надо вернуться. Дефицит в судоремонте, ко торый на сегодня составляет порядка 110 млн. рублей, сни жает наши производственные возможности почти на 10 про центов. Поэтому увеличение объемов производства на соб ственных судоремонтных пред приятиях, повышение их тех- нико - экономического уров ня решается как одна из важ нейших задач на бассейне за счет их перевода на двухсмен ный режим работы. Опреде лено приоритетное выделение средств на строительство жилья для трудящихся судоре монтных и машиностроитель ных заводов, привлечение для вторых смен специалистов плавсостава судовладельцев. Однако реконструкция и техническое перевооружение береговых предприятий, в том числе судоремонтных и ма шиностроительных, требуют вы деления станочного оборудо вания, ■ чем нам до сих пор отказано даже для двух ма шиностроительных предприя тий. Выступление первого помощника капитана ТР «Рижский залив» О. Д. УВАРЧЕВА Вместе со всем коллективом объединения «Югрыбхолод- флот» мы поставили перед собой важную задачу — вы полнить план XII пятилетки меньшей численностью экипа жа. Для чего совершенствует ся организация работ во всех судовых службах, моряки ак тивно включились в освоение смежных специальностей, по вышение своего профессио нального мастерства. На судне проводятся атте стация и рационализация ра бочих мест. Моряки вносят конкретные предложения по увеличению объемов перево зок рыбопродукции, • сокраще нию времени рейсооборотоз, улучшению эксплуатации ма шин и механизмов, судового оборудования. Последний успешно выпол ненный рейс экипажем, сокра щенным на 10 человек, под тверждает, что мы находимся на правильном пути в поисках резервов повышения эффек тивности производства. Более остро партийная ор ганизация стала решать воп росы повышения требователь ности к коммунистам, руково дителям производства, всем членам экипажа за выполне ние рейсового задания, со блюдение трудовой, производ ственной дисциплины, общест венного порядка, улучшения условий труда и отдыха моря- коз. Наш рейс был с сокращен ной на 10 человек числен ностью экипажа, а погрузчики старые, часто ломаются, не работают. Много лет не реша ется ни «Азчеррыбой», ни ми нистерством вопрос их заме ны. Также мы считаем необходи мым вернуться к прежней практике продления сроков хранения иностранной валюты, остающейся на руках у моря ков после рейса, через мест ные таможенные органы. А сейчас по этому поводу через 4 месяца после рейса самому моряку необходимо обращать ся в Министерство финансоз СССР, чтобы оно разрешило ему вывоз этой валюты в оче редной рейс. На судовых ремонтных ра ботах нам необходимы совре менный инструмент, малая ме ханизация. А пока на судне преобладает малопроизводи тельный, также ручной труд. Очень важное значение в проведении среди членов эки пажа политико-воспитательной работы имеет своевременное решение поднимаемых моря ками вопросов, своевременное получение информации с бе рега о событиях в нашей стра не и за рубежом. Для этого необходимы мощные берего вые радиостанции, а суда нуж но обеспечить современной радиоаппаратурой, способной устойчиво в любое время го да и суток, в любом промыс ловом районе принимать ра диопередачи и факсимильные газеты из Советского Союза. За рубежом мы стремимся достойно представлять совет ский народ, нашу страну, про водим интернациональную ра боту среди иностранных граж дан. Однако моряки испыты вают трудности в снабжении хорошей спортивной формой для проведения интернацио нальных спортивных встреч. Много замечаний по качеству нашей спецодежды. Моряки ставят вопрос об улучшении обеспечения спорт инвентарем, который можно использовать в условиях моря на судне, а также современной , бытовой радиоаппаратурой, видеотехникой, музыкальными инструментами, кинофильмами. Выступление начальника ВРПО «Севрыба» М . И. КАРГИНА Вместе со всей отраслью предприятия «Севрыбы» вто рой год работают в новых ус ловиях хозяйствования. И ес ли прошлый год мы закончили с удовлетворительными резуль татами, то этот преподнес нам тяжелый урок. Произошло резкое изменение сырьевой базы. Мы потеряли мойву и сельдь. А меры, которые при нимаем для компенсации этих потерь, оказались недостаточ ными. В результате в первом квартале «Севрыба» не смо жет выйти на плановые рубе жи, за исключением производ ства кормовой муки и товар ной продукции с учетом обя зательств по постазкам. Правда, по нашему мнению, плановые задания на первый квартал были установлены без учета реальной ситуации на бассейне. К примеру, удель ный вес квартала к плану го да по прибыли составил свы ше 34 процентов, по товарной продукции — почти 30 про центов, по вылову, валовой и пищевой — порядка 28 про- центоз. Но так или иначе создавше еся положение надо ислэаз- лять. И на бассейне к э.эму прилагаются все усилия. Реализация принимаемых мер позволит нам выйти на плановые показатели з крат чайшие сроки. Есть основания считать, что установленные плановые задания года «Сев- рыба» выполнит. Положение, сложившееся во Всесоюзном объединении в текущем году, позволило выя вить узкие места, контрастно обозначить недостатки, недо работки, а также проблемы, связанные с крайней неустой чивостью сырьевой базы бас сейна. Несмотря на сложность се годняшнего положения, нужно, однако, заявить, что есть путь коренного улучшения работы на бассейне. Наши поисковые усилия не пропали даром, и мы сейчас располагаем раз веданными запасами сырья, которые позволяют резко на растить объем производства. Для решения задач, постав ленных XXVII съездом партии и январским Пленумом ЦК КПСС, мы не можем топтать ся на месте. Принципиально важное зна чение для ускоренного разви тия бассейна имеет вопрос, о котором говорил в своем вы ступлении первый секретарь Мурманского обкома партии Владимир Николаевич Птицын. Я имею в виду развитие в объ единении жиромучного произ- водстза. Мы действительно готозы к тому, чтобы самым серьезным образом взяться за дело, ко торое сулит немалые выгоды. Ведь телерзшнее состояние сырьезой базы на бассейне та ково, что любая, даже малей шая ошибка выбивает из ко леи, ведет к потерям, воспол нить которые потом крайне трудно, что имеет место и сейчас. В то же время создание специализированного жиромуч ного флота, для чего, по на шим расчетам, необходимо по строить 50—60 крупнотоннаж ных траулеров, позволит сде лать существенный скачок в увеличении добычи, улучше нии использования сырья. При . этом важно отметить, что наряду с мукой и жиром на судах предполагается вы рабатывать рыбный фарш — полуфабрикат белковых про дуктов. Как показывают экономиче ские расчеты, развитие этого направления обеспечит сущест венное увеличение темпов ро ста производства во Всесоюз ном объединении, по сравне нию с теми, которые заложе ны в варианте развития бас сейна до 2000 года, базирую щемся на промысле тради ционных объектов. Выпуск кормовой муки воз растет на 200 тысяч тонн, жира — на 76 тысяч, пищевой ры бы — на 300 тысяч тонн. Д о полнительная выработка фар ша составит примерно 40 ты сяч тонн в год. В 1,5 раза возрастет произ водительность труда. Прибыль, достигнув 460 млн. рублей, увеличится в 2,5 раза. По предварительным расче там, затраты на создание спе циализированного флота оку пятся в течение 6—7 лет, что почти а 2 раза ниже норма тивного срока (12,5 лет) для районов Крайнего Севера. С учетом того, что основные биоресурсы планеты сосредо точены в океане, предложению этому альтернативы нет. Сле дует учитывать также, что про- • цесс раздела Мирового оке ана, начавшийся с введения прибрежными капиталистиче скими государствами 200- мильных экономических зон, будет продолжаться. В этих условиях уже сейчас необходи. мо принимать все меры для максимального использования биологического сырья в от крытых водах. Однако решать эту пробле му без развитого машино строения не представится возможным. Обращаемся с просьбой помочь приравнять нашу отрасль по снабжению металлообрабатывающим обо рудованием и материалами к уровню машиностроительных министерств. Касаясь вопросов развития на бассейне марикультуры, хо телось бы сказать о том, что интенсивное развитие на Се вере лососеводства возможно при организации товарного выращивания семги на берего вых базах и мэрских аквато риях. Для этого необходимо по мочь со строительством смол- тового завода на норвежском оборудовании. Без помощи Минрыбхоза СССР нам никак не обойтись. А тут дело прин ципиальное. Хотелось бы остановиться на одном частном вопросе. Известно, что «Севрыба» по ставляет в Москву значитель ную часть своей продукции. Однако мы не упразляем этим процессом. Есть предло жение организовать наш фир менный магазин, назвать его «Сезрыбовским». Давайте по соревнуемся с «Мосрыбой». И в заключение — о про блемах социального развития бассейна, в частности самой острой из них — жилищной. Для выполнения поставлен ной партией и правительством задачи по обеспечению каж дой семьи отдельной кварти рой к 2000 году бассейну не обходимо построить около полутора млн. квадратных метров общей площади. На это потребуется 570 млн. руб лей. В настоящее время взят курс на строительство жилья за счет собственных средств. Однако возможности наших предприятий позволяют пост роить за счет фондов соц- культмероприятий, 10-процент ных отчислений из фонда раз вития производства, а также средств ЖСК жилые дома об щей площадью всего лишь 600—650 тыс. квадратных мет ров. В этой связи мы обращаем ся с просьбой к министерст ву — выделить Всесоюзному объединению «Севрыба» до полнительные средства на строительство в объеме 220— 250 млн. рублей. 3 апреля 1987 года ш. рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz