Рыбный Мурман. 1987 г. Апрель.

Собранне партийно-хозяйственного актива Минрыбхоза СССР Выступление главного инженера ВРПО «Дальрыба» А. Л. ВЕТРОВА Рыбная отрасль Дальнего Востока в 1986 году, работая первый год в новых условиях хозяйствования, обеспечила досрочное выполнение годо­ вого плана с темпами роста, значительно превысившими темпы, заложенные в пятилет­ ием плане. Производительность труда возросла на 6,4 процента, что обеспечило рост объема про­ изводства на 5 процентов^ За 1986 год предприятия­ ми «Дзльрыбы» внедрено бо­ лее 1600 мероприятий по но­ вой технике и прогрессивной технологии. В результате этого получен экономический эф­ фект более 30 млн. рублей. При всех этих, на первый взгляд высоких показателях уровень механизации и авто­ матизации производственных процессов на рыбообработке возрос в среднем только на 3 процента и в целом состэз- ляет всего лишь 37 процентов по берегу и 46 процентов по флоту. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что по бассейну на рыбообработке более 24 тыс. человек заняты ручным трудом. На сегодняш­ ний день на бассейне не ре­ шен вопрос комплексной ме­ ханизированной обработки основного добываемого про­ мыслового объекта — минтая и традиционного для дальне­ восточников — лосося. Поэто­ му мы из возможных 30 тыс. тонн икры минтая выпускаем только половину, теряя около 60 млн. рублей товарной про­ дукции; только около 10 про­ центов составляет использова­ ние печени минтая, направлен­ ной на выпуск деликатесных консервов, а уровень механи­ зации на разделке лосося со­ ставляет только 8 процентов. Таким образом, ежегодное внедрение большого числа ме­ роприятий не дает ощутимых сдвигов в механизации труда и повышении его производи­ тельности. Не позволяет ком ­ плексно использовать сырье. Это обусловлено тем, что не была выбрана основная цель, не были сконцентрирова­ ны решения конструкторов на основных направлениях. Планы работы проектно­ конструкторских организаций на бассейне в нынешнем году и в перспективе на пятилетку скоординированы и претерпе­ ли значительные изменения. Нами поставлена задача в те­ чение 1,5—2 лет создать ме­ ханизированные линии по ком ­ плексной разделке минтая и лососевых. Одним из сдерживающих факторов в проблеме механи­ зации труда является и отсут­ ствие на Дальнем Востоке соб­ ственной машиностроительной базы. Еще в 1972 году Мин. легпищемашу поручалось по­ строить такой завод в При­ морье. К сожалению, реше­ ние не выполнено. К этому вопросу надо вернуться. Дефицит в судоремонте, ко­ торый на сегодня составляет порядка 110 млн. рублей, сни­ жает наши производственные возможности почти на 10 про­ центов. Поэтому увеличение объемов производства на соб­ ственных судоремонтных пред­ приятиях, повышение их тех- нико - экономического уров­ ня решается как одна из важ­ нейших задач на бассейне за счет их перевода на двухсмен­ ный режим работы. Опреде­ лено приоритетное выделение средств на строительство жилья для трудящихся судоре­ монтных и машиностроитель­ ных заводов, привлечение для вторых смен специалистов плавсостава судовладельцев. Однако реконструкция и техническое перевооружение береговых предприятий, в том числе судоремонтных и ма­ шиностроительных, требуют вы­ деления станочного оборудо­ вания, ■ чем нам до сих пор отказано даже для двух ма­ шиностроительных предприя­ тий. Выступление первого помощника капитана ТР «Рижский залив» О. Д. УВАРЧЕВА Вместе со всем коллективом объединения «Югрыбхолод- флот» мы поставили перед собой важную задачу — вы­ полнить план XII пятилетки меньшей численностью экипа­ жа. Для чего совершенствует­ ся организация работ во всех судовых службах, моряки ак­ тивно включились в освоение смежных специальностей, по­ вышение своего профессио­ нального мастерства. На судне проводятся атте­ стация и рационализация ра­ бочих мест. Моряки вносят конкретные предложения по увеличению объемов перево­ зок рыбопродукции, • сокраще­ нию времени рейсооборотоз, улучшению эксплуатации ма­ шин и механизмов, судового оборудования. Последний успешно выпол­ ненный рейс экипажем, сокра­ щенным на 10 человек, под­ тверждает, что мы находимся на правильном пути в поисках резервов повышения эффек­ тивности производства. Более остро партийная ор­ ганизация стала решать воп­ росы повышения требователь­ ности к коммунистам, руково­ дителям производства, всем членам экипажа за выполне­ ние рейсового задания, со­ блюдение трудовой, производ­ ственной дисциплины, общест­ венного порядка, улучшения условий труда и отдыха моря- коз. Наш рейс был с сокращен­ ной на 10 человек числен­ ностью экипажа, а погрузчики старые, часто ломаются, не работают. Много лет не реша­ ется ни «Азчеррыбой», ни ми­ нистерством вопрос их заме­ ны. Также мы считаем необходи­ мым вернуться к прежней практике продления сроков хранения иностранной валюты, остающейся на руках у моря­ ков после рейса, через мест­ ные таможенные органы. А сейчас по этому поводу через 4 месяца после рейса самому моряку необходимо обращать­ ся в Министерство финансоз СССР, чтобы оно разрешило ему вывоз этой валюты в оче­ редной рейс. На судовых ремонтных ра­ ботах нам необходимы совре­ менный инструмент, малая ме­ ханизация. А пока на судне преобладает малопроизводи­ тельный, также ручной труд. Очень важное значение в проведении среди членов эки­ пажа политико-воспитательной работы имеет своевременное решение поднимаемых моря­ ками вопросов, своевременное получение информации с бе­ рега о событиях в нашей стра­ не и за рубежом. Для этого необходимы мощные берего­ вые радиостанции, а суда нуж­ но обеспечить современной радиоаппаратурой, способной устойчиво в любое время го­ да и суток, в любом промыс­ ловом районе принимать ра­ диопередачи и факсимильные газеты из Советского Союза. За рубежом мы стремимся достойно представлять совет­ ский народ, нашу страну, про­ водим интернациональную ра­ боту среди иностранных граж­ дан. Однако моряки испыты­ вают трудности в снабжении хорошей спортивной формой для проведения интернацио­ нальных спортивных встреч. Много замечаний по качеству нашей спецодежды. Моряки ставят вопрос об улучшении обеспечения спорт­ инвентарем, который можно использовать в условиях моря на судне, а также современной , бытовой радиоаппаратурой, видеотехникой, музыкальными инструментами, кинофильмами. Выступление начальника ВРПО «Севрыба» М . И. КАРГИНА Вместе со всей отраслью предприятия «Севрыбы» вто­ рой год работают в новых ус­ ловиях хозяйствования. И ес­ ли прошлый год мы закончили с удовлетворительными резуль­ татами, то этот преподнес нам тяжелый урок. Произошло резкое изменение сырьевой базы. Мы потеряли мойву и сельдь. А меры, которые при­ нимаем для компенсации этих потерь, оказались недостаточ­ ными. В результате в первом квартале «Севрыба» не смо­ жет выйти на плановые рубе­ жи, за исключением производ­ ства кормовой муки и товар­ ной продукции с учетом обя­ зательств по постазкам. Правда, по нашему мнению, плановые задания на первый квартал были установлены без учета реальной ситуации на бассейне. К примеру, удель­ ный вес квартала к плану го­ да по прибыли составил свы­ ше 34 процентов, по товарной продукции — почти 30 про­ центов, по вылову, валовой и пищевой — порядка 28 про- центоз. Но так или иначе создавше­ еся положение надо ислэаз- лять. И на бассейне к э.эму прилагаются все усилия. Реализация принимаемых мер позволит нам выйти на плановые показатели з крат­ чайшие сроки. Есть основания считать, что установленные плановые задания года «Сев- рыба» выполнит. Положение, сложившееся во Всесоюзном объединении в текущем году, позволило выя­ вить узкие места, контрастно обозначить недостатки, недо­ работки, а также проблемы, связанные с крайней неустой­ чивостью сырьевой базы бас­ сейна. Несмотря на сложность се­ годняшнего положения, нужно, однако, заявить, что есть путь коренного улучшения работы на бассейне. Наши поисковые усилия не пропали даром, и мы сейчас располагаем раз­ веданными запасами сырья, которые позволяют резко на­ растить объем производства. Для решения задач, постав­ ленных XXVII съездом партии и январским Пленумом ЦК КПСС, мы не можем топтать­ ся на месте. Принципиально важное зна­ чение для ускоренного разви­ тия бассейна имеет вопрос, о котором говорил в своем вы­ ступлении первый секретарь Мурманского обкома партии Владимир Николаевич Птицын. Я имею в виду развитие в объ­ единении жиромучного произ- водстза. Мы действительно готозы к тому, чтобы самым серьезным образом взяться за дело, ко ­ торое сулит немалые выгоды. Ведь телерзшнее состояние сырьезой базы на бассейне та­ ково, что любая, даже малей­ шая ошибка выбивает из ко ­ леи, ведет к потерям, воспол­ нить которые потом крайне трудно, что имеет место и сейчас. В то же время создание специализированного жиромуч­ ного флота, для чего, по на­ шим расчетам, необходимо по­ строить 50—60 крупнотоннаж­ ных траулеров, позволит сде­ лать существенный скачок в увеличении добычи, улучше­ нии использования сырья. При . этом важно отметить, что наряду с мукой и жиром на судах предполагается вы­ рабатывать рыбный фарш — полуфабрикат белковых про­ дуктов. Как показывают экономиче­ ские расчеты, развитие этого направления обеспечит сущест­ венное увеличение темпов ро ­ ста производства во Всесоюз­ ном объединении, по сравне­ нию с теми, которые заложе­ ны в варианте развития бас­ сейна до 2000 года, базирую­ щемся на промысле тради­ ционных объектов. Выпуск кормовой муки воз­ растет на 200 тысяч тонн, жира — на 76 тысяч, пищевой ры­ бы — на 300 тысяч тонн. Д о ­ полнительная выработка фар­ ша составит примерно 40 ты­ сяч тонн в год. В 1,5 раза возрастет произ­ водительность труда. Прибыль, достигнув 460 млн. рублей, увеличится в 2,5 раза. По предварительным расче­ там, затраты на создание спе­ циализированного флота оку ­ пятся в течение 6—7 лет, что почти а 2 раза ниже норма­ тивного срока (12,5 лет) для районов Крайнего Севера. С учетом того, что основные биоресурсы планеты сосредо­ точены в океане, предложению этому альтернативы нет. Сле­ дует учитывать также, что про- • цесс раздела Мирового оке­ ана, начавшийся с введения прибрежными капиталистиче­ скими государствами 200- мильных экономических зон, будет продолжаться. В этих условиях уже сейчас необходи. мо принимать все меры для максимального использования биологического сырья в от­ крытых водах. Однако решать эту пробле­ му без развитого машино­ строения не представится возможным. Обращаемся с просьбой помочь приравнять нашу отрасль по снабжению металлообрабатывающим обо­ рудованием и материалами к уровню машиностроительных министерств. Касаясь вопросов развития на бассейне марикультуры, хо­ телось бы сказать о том, что интенсивное развитие на Се­ вере лососеводства возможно при организации товарного выращивания семги на берего­ вых базах и мэрских аквато­ риях. Для этого необходимо по­ мочь со строительством смол- тового завода на норвежском оборудовании. Без помощи Минрыбхоза СССР нам никак не обойтись. А тут дело прин­ ципиальное. Хотелось бы остановиться на одном частном вопросе. Известно, что «Севрыба» по­ ставляет в Москву значитель­ ную часть своей продукции. Однако мы не упразляем этим процессом. Есть предло­ жение организовать наш фир­ менный магазин, назвать его «Сезрыбовским». Давайте по­ соревнуемся с «Мосрыбой». И в заключение — о про­ блемах социального развития бассейна, в частности самой острой из них — жилищной. Для выполнения поставлен­ ной партией и правительством задачи по обеспечению каж­ дой семьи отдельной кварти­ рой к 2000 году бассейну не­ обходимо построить около полутора млн. квадратных метров общей площади. На это потребуется 570 млн. руб­ лей. В настоящее время взят курс на строительство жилья за счет собственных средств. Однако возможности наших предприятий позволяют пост­ роить за счет фондов соц- культмероприятий, 10-процент­ ных отчислений из фонда раз­ вития производства, а также средств ЖСК жилые дома об­ щей площадью всего лишь 600—650 тыс. квадратных мет­ ров. В этой связи мы обращаем­ ся с просьбой к министерст­ ву — выделить Всесоюзному объединению «Севрыба» до ­ полнительные средства на строительство в объеме 220— 250 млн. рублей. 3 апреля 1987 года ш. рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz