Рыбный Мурман. 1987 г. Апрель.
ПЯРПЛЛЕЛИ Фотоинформация Десять лет назад в пятнадцати километрах от финского города Ловиса был введен в эксплуатацию первый блок атомной электро станции, построенной при содействии Советского Союза. Сегодня здесь работают уже два блока, и производят они 13—И процентов всей вырабатываемой в Финляндии электроэнергии. НА СНИМКЕ : общий вид АЭС. Недавно группа журналистов, представляющих буржуазные средства массовой информации Италии, Канады, США, Франции, ФРГ , Швеции и Японии, посетила Магаданскую область. Коррес понденты, аккредитованные в Москве, стали гостями портовиков, ученых, оленеводов, авиаторов, энергетиков, строителей... НА СНИМКЕ : иностранные журналисты осматривают новый мик рорайон «Арктика» в поселке Билибино. Фотохроника ТАСС. Моряк за рубежом ДВЕРИ ДЛЯ ДРУЗЕЙ открыты Рейс этот надолго останется в памяти моряков. И причин тому — несколько. Во-пер вых, у нас было много захо дов в порты Канады и Фран ции. И, следовательно, каждый из нас получил немало впечат лений от встреч, личных на блюдений за жизнью людей, живущих в совершенно иных измерениях. Во-вторых, рейс был удачным, обогатил доста точным опытом нашу идеоло гическую группу. Конечно, накануне в экипа же была проведена большая работа. В кают-компзнии оформили уголок «СССР — сегодня», г,де разместили ли тературу на английском язы ке, в основном познаватель ного характера, а также вы ступления наших партийных и государственных деятелей. За паслись мы и документальны ми фильмами о жизни страны. Для занятий с членами идео логической группы нам очень пригодились материалы «Аргу ментов и фактов», «Глобуса», некоторые мои личные разра ботки на темы контрпропаган- ды. За время рейса на судне побывало более пятидесяти канадских наблюдателей. Мы постарались познакомить их с жизнью своей страны, ее проблемами, в частности, борьбы за мир. Проводили ве чера отдыха, вместе смотре ли фильмы. Языкового барье ра удалось избежать благода ря свободному владению анг лийским языком капитаном В. И. Алехиным. Особенно большие впечатления остались у канадцев после просмотра фильма «Неизвестная война» («Освобождение»), Оказалось, что многие из них плохо зна ют историю Великой Отечест венной войны. Довольно часто проводились у нас шахматные турниры. Хо рошо запомнились концерт, организованный на судне, по- эт-песенник из Сент-Джонса, записавший в прошлом пять своих пластинок. Тематика его песен в основном антивоен ная. По его рассказам, он был знаком с Дином Ридом. После концерта моряки вручили ему сувенир и диплом «Лучшему поэту-песеннику Атлантики». Во время стоянки в канад ских портах, Галифаксе и Сент-Джонсе, на судне прохо дили «Дни открытых дверей», поэтому гостей было немало. Запомнилось посещение сту дентов из Торонто, их искрен ний интерес к русским людям. После экскурсии по судну мо ряки напоили их чаем с бли нами. Но были встречи и другого толка. Во французском пор ту Сен-Пьер нас пригласили в местный интерклуб. Там бро силась в глаза большая под борка антисоветской литера туры на русском языке изда тельства «Посев». Здесь было все, начиная с белогвардей ских мемуаров и кончая стряп ней диссидентов. В подборе книг явно чувствовалась чья-то опытная рука. Хозяйка клуба Тереза Ар тур на мой вопрос, почему так много здесь антисоветской литературы, попыталась объяснить, что ничего друго го на русском языке у них нет. Тереза рассказала, что в Сен-Пьере большая проблема с работой, особенно для тех, у кого высшее или специаль ное образование. Когда мы поинтересовались, кого из классиков нашей отечествен ной литературы французы знают, наступило молчание. Лишь один назвал Достоев ского. Но еще больше мы по разились, когда в ответ на вопрос, что они читали из произведений А. Дюма, услы шали: «А кто он, тоже рус ский классик?» Позже мы узнали, что этот интерклуб со держит епископ и он сам оп ределяет, какую литературу читать морякам. А на следующий день мы принимали французов у себя на судне. Прощаясь, они по просили какую-нибудь литера туру о СССР. Мы, конечно, им не отказали, кроме этого, по дарили пластинки с записями песен советских композиторов. Во время последнего захо да в Сент-Джонс наши моряки приняли участие в вечере борьбы за мир, который про вела местная антивоенная ор ганизация. Он проходил в рамках Всемирной недели ми ра, провозглашенной ООН. На вечере присутствовали мэр города, руководитель объеди ненного профсоюза осгроза Ньюфаундленда, консул Шве ции и другие лица. С яркой, впечатляющей речью выступи ла депутат муниципалитета Шеал Финл, в которой она призвала всех людей планеты к борьбе за мир, сохранение цивилизации, за дружбу меж ду народами, дружбу с СССР. В зале слышались овации, возгласы: «Да здравствует мир и дружба между народами! Да здравствует дружба меж ду СССР и Канадой!» В ответной речи мы побла годарили за радушный прием, подчеркнули, что советский на род всегда был и будет в пер вых рядах борцов за мир и приложит все силы, чтобы предотвратить ядерную угро зу. После торжественной части состоялся концерт, в котором выступили канадские школьни ки. Мы обменялись с ними су венирами, значками. Ребята вручили нам свои рисунки и попросили передать их мур манским детям в знак соли дарности в борьбе за мир. На прощание мэр города сказала, что об этой встрече она завтра же расскажет жи телям Ньюфаундленда, и заве рила, что двери домов этого гостеприимного острова всег да открыты для советских дру зей. : ■ • ^ Расставаясь, мы, моряки, уносили в душе теплые впе чатления. Мы воочию убеди лись, что в Канаде — стране, £ которая является членом НАТО, есть силы, активно бо рющиеся за мир и дэужбу. В. СЙИГУ первый помощник . капита- . на СМБ «Капитан Нохрин» Мурманского морского рыбного порта. Из дальних странствий возвратясь. Q T H СЛОВА Владимира Маяков- ^ ского все больше находят от клик в сердцах иностранцев. Почти в любом уголке нашей планеты можно услышать русскую речь. Многие ино странцы самостоятельно или> через всевозможные клубы, кружки изуча ют основной язык Страны Советов. Однажды в разговоре один из со беседников сказал, что в Перу есть школа, где изучают русский язык. Но подробностей не знал. Это заинтере совало меня. Находясь по производ ственным делам в Перу, •решил ра зузнать о школе. И сразу удача. За меститель представителя М Р Х СССР в Перу Геннадий Федорович Головин оказался именно тем человеком, ко торый мог осветить этот вопрос. Он помог, наладить контакты экипа жей промысловых судов со школой имени Максима Горького." И вот 10 марта более 10 учеников во главе-с директором Майей Влади мировной Романец посетили ВАТ «Ге нерал Радзиевский». Ребятам расска зали историю судна, показали судо вой музей, ученики сфотографирова лись на память с членами экипажа. Впечатления у гостей были самые лучшие. Многие экипажи судов, ремонти рующихся в порту Кальяо, побывали в школе «Максим Горький», встре тились с преподавателями и учащими ся. Такая возможность была предо ставлена и нам. Моряки С. Н. Дыш- «Я руский бы выучил только за то, люк, В. А . Имаев, В. И. Козаченко, А . В. Куклин, В. В. Пархоменко, П. В. Ракусевич и автор этих строк тоже побывали в этой школе, встре тились с учителями, ребятами. И даже оказали практическую помощь администрации в подготовке помеще ний к учебному году :(а он в Перу начинается с 1 апреля): покрасили фасад здания, коридор и т. д. Дирек тор школы, преподаватели и ученики помогали нам. Надо было видеть, с какой заботой, любовью они относи лись к советским морякам. Мы были первыми советскими людьми, кто не только побывал в гостях, но и оказал практическую помощь. Через неделю мне выпала возможность еще раз по сетить школу, и там я увидел плакат «Добро пожаловать, дорогие советские друзья!», оформленный учениками. * Идея создания школы с преподава нием русского языка давно волновала выпускников советских вузов, вернув шихся в Перу. Но не все четко пред ставляли себе задачи, которые стояли перед организаторами. Ведь кроме введения русского языка, надо было обновить весь учебный процесс так, чтобы каждая дисциплина прозвучала по-новому. Поэтому, создавая школу имени Максима Горького, преподава тели решили работать по советским программам и учебникам. Благодаря упорному труду выпускников наших вузов, некоторые программы были переведены на испанский язык. Кро ме русского языка, задумали препо давать «Страноведение». Принимая такое решение, администрация шко лы исходила из того, что учащиеся должны больше знать о жизни совет ских людей, о достижениях Страны Советов, о культуре и традициях на шего народа. Майя Владимировна на писала программу по «Страноведе нию», а затем и учебное пособие. О директоре — организаторе шко лы «Максим Горький» Майе Влади мировне Романец надо сказать особо. Она выпускница Киевского универси тета. Коммунист. В школе преподает русский язык. Это большой энтузиаст своего дела. Желание иметь в Перу хоть маленькое подобие советской школы у нее огромное. Поэтому все время она проводит в школе. Даже во время каникул Майя Владимиров на с утра и до вечера занималась подготовкой здания к учебному году. Она директор и завхоз, преподава тель и «добывала». Достать краски, материалы, организовать ремонт и подготовку классов к учебному году — все это лежит на плечах директо ра школы. Замечу, что заработок ее и сторожа почти одинаковы. Бывает, что директор иногда отказывается от зарплаты, так как денег на оплату работы преподавателям порой не хва тает. Но на свою судьбу она не жа луется. В беседе со мной Майя Вла димировна сказала: «Если бы не было этой маленькой школы, жизнь моя была бы пустой, несмотря на то, что у меня здесь семья, муж и дочь». Коммунист Романец не только учит преподавать, обучает русскому языку, но и стремится привить каж дому маленькому перуанцу чувство коллективизма и взаимопомощи, ко торое свойственно нашему народу, социалистическому образу жизни. А это в такой стране, как Перу, нелег ко! . , Во-первых, там иные мышление и представление о возможности личнЗС сти, ее значимости, об особенностях развития детского сознания. Во-вто рых, а это главное, капиталистиче ская система не заинтересована дать глубокие знания и высокое образова ние простому народу. : В-третьих, сказывается отсутствие экономической помощи школе со сто роны правительства. . Оно контроли рует школу в идеологическом на правлений. Школу имени .Максима Горького' правительство считает «ча стной» школой. Но это большое за блуждение. Хотя за обучение взима ется плата, она идет на оплату тру да преподавателей и за помещение. В настоящее время здесь 200 учеников (от подготовительной группы до 11-го класса). Знания у них здесь значи тельно глубже, чем у их сверстни ков из других школ. Слава школы имени Максима Горь кого растет. Русские танцы, постав ленные ученицей Сильвией Риос, фольклорные номера известны во многих районах Лимы, столицы Пе- РУ. 24 апреля 1987 года 6 РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz