Рыбный Мурман. 1987 г. Апрель.
Прием ведет руководитель Письмо с промысла Н А ЭТОТ РАЗ прием был не совсем традиционным. Рыбаки не заходили по одному, чтобы выяснить тот или иной вопрос. Они собрались в кинозале Дома междурейсового отдыха рыба ков, потому что вопросы, на которые отвечал начальник флота, интересуют каждого человека, работающего на флоте. — Почему бы не создать го- мы будем продолжать. Задер- стиницу на плаву! Я имею в виду жанный на проходной с продук- списанные суда. цией лишается на полгода всех — Конечно, переоборудование видов премий. Так записано и в списанных судов под гостиницы трудовом договоре. — Как в дальнейшем будет ре шаться жилищный вопрос на флоте, ведь пока что положе ние здесь очень трудное! — Четыре-пять лет тому на зад траловый флот получал око ло 300 квартир в год. У нас нет кадровых проблем — лежат 12 тысяч визированных заявлений от желающих работать. Кроме то го, планируется сокращение шта тов почти на полторы тысячи че- лозек. Горсоветом принято постановле ние о том, чтобы организации и предприятия не принимали на работу людей без местной пропи ски. Лимиты даны только фло там. Поэтому при оформлении на работу мы отдаем предпочтение мурманчанам. Это же правило ка сается и выдачи направлений на учебу в наши мореходные учи лища. Сейчас в очереди без малого пять тысяч нуждающихся, при чем половина из них жилья не имеет вообще. Начинаем обеспе чивать тех, кто вставал на оче редь в 1967 году. А поскольку по новому жилищному законодатель ству освободившиеся в комму нальных квартирах комнаты при соединяются остающимся^ в них семьям, дать остронуждающимся хотя бы комнату мы не можем. — Каков же выход! — Мы увеличиваем выделение кооперативного жилья. Молодым семьям предоставляем в помощь ссуду в 1,5 тысячи рублей с дли тельным сроком погашения. При мут участие наши комсомольцы И в строительстве МЖК. Это даст дополнительно 14 квартир в год. Будем развивать, конечно же, и строительство хозспособом. Но все зависит от того, как мы бу дем дальше работать, сколько ••^П олучим п р и бы л и . Нас 15 тысяч: дадим дополнительно по одной ЗАВИСИТ ОТ ТРУДА КАЖДОГО (на вопросы рыбаков отвечает начальник Мурманского тралового флота Л. В. Евграфов) тонне рыбопродукции — приба. вим 7 миллионов рублей, сэконо мим всего лишь по паре рука виц —- еще 15 тысяч... Надо учиться считать и экономить. Есть готовый проект стоквартир ного дома. Начать его строитель ство планируем в следующем году. В дальнейшем, думаю, вы тянем и по два таких дома в год. Строить будут тоже рыбаки, те, кто останется на флоте пос ле сокращения штатов. Трудно стей немало, и преодолевать их надо сообща, стараясь что-то сделать для решения проблемы, а не просто требовать — дай те то и дайте это. Вот возьмите двор нашего ДМО — почему бы не построить здесь элемента о- ную спортивную площадку для себя и своими силами? Нужно заработать средства и построить также спортивный ком плекс. — Мест в ДМО постоянно не хватает, значит, не надо селить туда людей из других флотов. — Это будет несправедливо. Нет у тралфлота своего Дома отдыха, но путевки, пусть и очень немного, мы все же полу чаем в «Рыбак Заполярья», на ходящийся на балансе «Мурман- рыбпрсма», и в санаторий-про- филакторий в Мурмашах, при надлежащий объединению «Мур. манская судоверфь». не составило бы большого тру да. Но, увы, не всегда наши ж е лания совпадают с возможно стями. Не позволят нам этого ни санитарный, ни паспортный над зор. Да и сами вы прекрасно знаете, какая напряженка у нас с причалалли, по нескольку раз за стоянку с места на место пере таскиваем суда. — Будет ли повышаться зара ботная плата плавсостава! — Будет, и значительно, но только в том случае, если со кратятся экипажи. Но для этого нужна автоматизация в машин ном отделении и на рыбофабри- ке. — А кто будет заботиться о механизмах! — Мы с вами. Невелика заслуга сегодняшнего матроса в умении владеть шкерочным ножом. Нуж. но владеть минимум двумя-тре- мя специальностями. Матрос-элек- трик-моторист-электросварщик — вот идеальный вариант. — Как будет вестись у нас борьба с несунами! Может, про ще давать возможность каждому по приходе купить 2—3 кило грамма дефицитной рыбы! — Ряды бы, да где взять та кую возможность? За прошлый год палтуса, например, вылови ли в три раза меньше намечен ного. Да к тому же мы рыбой не торгуем, передаем всю про дукцию «Севрыбсбыту». А что касается борьбы с несунами, ее — Перейдем ли мы на пяти дневку! — Еще в 1974 году я стазил вопросы и о пятидневке, и о пен сии с 50 лет. Но, думаю, этого пока не будет. Могу сказать, что аппарат уп равления тоже не имеет двух вы ходных — не хватает времени на все дела. Вы же прекрасно зна ете, что теперь речь идет о пе реводе предприятий на трех сменный график работы. А про изводительность труда на флоте и качество выполняемых работ пока, увы, невысоки. — Расскажите, пожалуйста, о перспективах флота. — Флот пополнился высокоме ханизированными СТМ постройки ГДР, но у них малая емкость трюмов; получили мы большие автономные траулеры, БМРТ ти па «Алтай», посольно-свежьезые траулеры, которые, увы, не приспособлены для работы в тропиках, потому что не оснаще ны кондиционерами. Постоянно растут требования к общеобразовательному и про фессиональному уровню рыба ков. Если раньше по 20 и более человек из экипажа были учащи мися заочной школы моряков, то сегодня практически каждый при ходит на флот со средним обра зованием. Готовят кадры для флотов два ГПТУ. Например, среди абитуриентов ГПТУ № 6 конкурс бывает до семи челозек на место. — Идет сокращение экипажей, значит, снова вся тяжесть ляжет на плечи подвахт. Ведь механиза ции, как я понял, не предвидится. — Это не совсем так. Механи зацию постепенно будем внед рять, но пока ее, безусловно, не. достаточно. И что греха таить, даже к имеющейся отношение нередко бесхозяйственное. А что касается сокращения, то многие экипажи сами принимают подоб ное решение. В любом случае этот вопрос должен решаться с учетом мнения всего коллекти ва. — На январском Пленуме ЦК КПСС много говорилось о выбор ности руководителей. Значит, мы сами будем выбирать капитана? — А как вы сами это пред ставляете? — Не представляю. Откуда я знаю человека, пришедшего на судно, если раньше я с ним не ходил! Как я могу его выбирать или не выбирать! — Верно. Никто и не обязызз- ет выбирать всех руководителей* К такому праву тоже надо отно* ситься разумно и выбирать ру- ководство там, где это возмож но. Почему бы, например, брига* де не выбрать бригадира, ког да каждый в ней отлично знает друг друга. Что же касается вы борности капитана, не думаю, что это возможно. Но это не значит, что мнение экипажа по этому по- воду никого не интересует. Мо гу сказать, что на флоте уже три капитана освобождены от зани маемой должности по требова нию экипажей. Словом, права у коллектива се годня очень большие. И надо их использовать с максимальной от дачей, но не только в решении вопроса быть или не быть кому- то капитаном. Надо быть энер гичнее и предприимчивее везде и во всем, иначе будет очень трудно решать задачи нынешнего дня. У ТРО для экипажа ПСТ «Ци- вильск» началось обыденно. Погода на Копытовской банке для этого времени года была обыч ной, благоприятной. Баренцево море, казалось, ус;тав от затяж ного шторма, решило рассла биться: небольшие отлогие вол ны лениво перекатывались, чуть заметно покачивая поисковый по- сольно - свежьевой траулер. Подняв трал на борт, капитан В. Н. Молвичев решил восполь зоваться 'благоприятной обста новкой — получить дополнитель ное снабжение с ПСТ «Ленек». Поэтому в 8 часов 33 минуты «Цивильск», увеличив ход, напра вился в группу добывающих су- Цена забытого шплинта, или Хроника одного ЧП *дов . В 9 часов 10 минут неожидан но раздался тяжелый стук в не драх центральной части судна. Главный двигатель стал быстро терять обороты. Этот перебой ощутили сразу все. Когда раздал ся тревожный звонок в каюте старшего механика, Б. Г. Нови ков уже распахивал тяжелую стальную дверь в машинное от деление. И вот наступила полная тиши на. Еще не зная причины оста новки двигателя, Молвичев слу шал на совете капитанов сооб щение синоптика. А оно было неутешительным: с северо-восто- ка шел тяжелый шторм, предпо лагалось резкое понижение тем пературы воздуха. Руководитель промысла потребовал от всех не медленно провести подготовку к плаванию в сложных условиях не погоды и возможного обледене ния. Провести подготовку — легко сказать! Да о какой подготовке может идти речь, если останови рыбный мурман лось сердце корабля? Кто из моряков не знает, что значит не иметь хода в условиях тяжелого шторма. А тут еще и мороз ожи дается. Следовательно, судно, люди могут стать игрушкой, все цело зависящей от милости сти хии. А милостивой она, как из вестно, бывает крайне редко, ча ще другим экипажам приходится с риском для жизни принимать меры к спасению терпящих бед ствие. Но это хоть и крайний, но лишь один из возможных исхо дов, ждать которого на флоте не привыкли. Когда в машинном отделении собралась вся служба, стармех распорядился: «Толкаться всем здесь незачем. Механику и мо тористу ночной вахты спать». Проработав на судах рыбной про мышленности более двадцати лет, Борис Герасимович знал: ну жен резерв свежих сил, ведь не известно, насколько затянется ре монт. А до непосредственного ремонта было еще далеко, так как причина остановки двигателя была не ясна. Попытка запуска оказалась безуспешной. Тогда по общепринятой схеме проверили, как срабатывает регулятор числа оборотов, слили масло, промыли механизм, залили новое масло. Пуск. Несколько неровных тактов, тяжелая вибрация корпуса, и... опять тишина. Взялись за приво ды топливных насосов, разобра ли, внимательно осмотрели, сде лали профилактику. И опять пуск. Нет, не получается! А вре мя бежит, минуты тороплизо спрессовываются в часы, которых остается меньше и меньше до встречи со штормом. Взялись за систему управления воздуха, цикличной подачи топ лива, проверили клапаны на плот ность, легкость хода реек топлив ных насосов, отдали топливные трубки, присоединили. Нет, не здесь причина. Еще один цикл диагностических и профилактиче ских работ. Пуск. И опять неуда- ча. 22 часа 37 минут. Погода нача ла меняться. Постепенно даже в машине, хоть и размещена она в подводной части корпуса, наи менее подверженной качке, уве личивающаяся зыбь стала ощу щаться. На берег уходит радио грамма о сложившейся ситуации. Начальник радиостанции С. В. Паньков с раннего утра не поки дал радиорубку: молодой спе циалист со всей ответственностью понимал, насколько важна посто янная, надежная связь с флагма ном, с берегом. К механикам все чаще спускается с мостика капи тан: «Просить ли помощи со сто роны?» Проверено, казалось бы, все, что возможно в судовых усло виях одиночного плавания. Оста ется только необследованным ме- ханическо-гидравлический регу лятор подачи топлива. Но разби рать его по инструкции рекомен дуется в заводских условиях, к тому же он прошел заводскую проверку и предъявлен Регистру СССР менее трех месяцев назад, ему работать и работать. И лю ди с ног валятся от усталости. Как быть? Конечно, проще не брать на себя ответственность, не рисковать, а запросить помощь: «Спасатель» отбуксирует в порт и пусть- там заводские специалисты разбираются согласно инструк ции. Но ведь это срыв рейсово го задания. Нет, такое допустить нельзя. Надо снимать и разби рать сложный механизм самим. И снова оуки «колдуют», ищут в лабиринте множества металли ческих деталей ключ к беспере бойной работе главного двигате ля. Наконец, ' выясняется, , что нижняя гайка крепления штока — измерителя скорости — не была зашплинтована и в процес се работы отдалась. Вот так про сто. Но и на этом поиски не за кончились, надо было найти тот злополучный шлинт, чтобы впо следствии он не привел к но вой аварии. Так пришлось раз бирать весь регулятор чуть ли не до последнего винтика. И без результатно. Этой детальки не было. А шторм усиливался. К сборке механизма уже подклю чился капитан, вместе с механи ками ловко орудовал инструмен том. 27 марта. 10 часов 45 минут. Еще один пуск. И двигатель зара ботал ритмично, надежно. Вот и все. Можно мыться и спокой но идти отдыхать. А ведь стар ший механик Б. Г. Новиков, вто рой механик Н. Д. Зыков, мото рист С. Е. Черданцев вообще не спали, работали больше суток. И, конечно, командир. Такая у не го должность — спать меньше всех. Вот такая история приключи лась совсем недавно в море. Можно радоваться: все обошлось благополучно. Да, люди работа ли на износ, но ведь они — мо ряки, представители непростой, суровой мужской профессии. На верное, в их послужных карточ ках появятся новые поощрения. А давайте подумаем, нужны ли такие поощрения, точнее не они сами по себе, а заработанные такой ценой? Этот злополучный регулятор совсем недавно раз бирали береговые специалисты. И какой-то пустяк недоглядели, забыли поставить на место шплинт. Такова цена маленькой, совсем маленькой оплошности, которая могла привести к боль шой беде. То есть налицо вновь элемен тарная халатность, неисполнитель ность, от которой страдает дело, страдают люди. И у подобной халатности должен быть конкрет ный, точный обратный адрес. Поэтому по просьбе нашего экипажа предлагаю ввести в га зете новую рубрику: «Внимание — бракоделы», и пусть ее «ге роями» будут не только берего вые горе-мастера, но и сами мо ряки, ведь проблема качества — забота общая. Вот и первые кан дидаты для новой рубрики: бригада слесарей Мурманского филиала Калининградского опыт но-механического завода объеди нения «Севремавтоматика». По именно? Надеемся, выяснить это на берегу не так уж и сложно. Вместе с фамилией контролера ОТК. В. ЗИНИН, инженер ПСТ «Цивильск». Баренцево море. 24 апреля 1987 года л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz