Рыбный Мурман. 1987 г. Апрель.

Из Терского дневника (2) -п УСК! — скомандовал Двинский. Раздался залп из ракетниц, и темное небо над Терским бере­ гом раскололось тысячами брызг разноцветного огня. Высветились дома Чапомы. Мы — у цели. Позади две­ сти пятьдесят километров пути от Умбы. Колонна трак­ торов с тяжело нагруженными металлическими при­ цепами-волокушами замерла на снегу, покрывающем песчаную прибрежную полосу. Я смотрел на осунувшиеся от усталости и недосы­ пания, почерневшие от стужи и ветра, возбужденные и радостные лица товарищей и думал о том, что эти парни и не подозревают, какую победу они одержа­ ли и над природой, и над собой, проведя санно-трак­ торный поезд. Они еще в Мурманске были подготов­ лены к тому, что путь будет очень тяжелый, что нам придется пробиваться через толщу снега, возможно, идти по льду и торосам Белого моря, там, где еще никто не проходил, преодолевать покэытые льдом ре­ ки и крутые подъемы. Они психологически были го­ товы к такому переходу и понимали, почему провод­ ка .^первого в истории Терского берега санно-трактор­ ного поезда была объявлена особо важным заданием. Но сейчас, радуясь завершению похода, они, по-мое- му, так и не осознали до конца, что прошли эти две­ сти пятьдесят километров в условиях высшей катего- ^ р и и сложности даже для Крайнего Севера. Ракеты, догорев, погасли. Взревели двигатели, и ко ­ лонна тракторов двинулась к улицам разбуженной де­ ревни. В ту зиму весь декабрь и январь шел снег. Южный и юго-западный ветры обрушивали на Терский берег снежные вихри! Волны снега катились по льду Бело­ го моря, у берега наталкивались на торосы, и часть снега оставалась лежать там пологими застругами, а основная масса двигалась дальше за прибойную поло­ су, воздвигая на своем пути высокие белые барханы, и затем с шумом врывалась в лес, который темной гря­ дой тянулся вдоль берега. В лесной чащобе сила ветра ослабевала, снег ло­ жился сугробами вокруг стволов деревьев, оседал тя­ желыми пластами на ветках елей и сосен. Снега было так много, что верхушки многих молодых деревьев едва виднелись из-под его толстого слоя. Гусеничный транспортер остановился среди облепленных снегом елей. На дороге, просекой уходящей в темноту леса, . шум метели был приглушен, ветер проносился где-то поверху, осыпая нас густой снежной пылью. — Что будем делать? — спросил меня Николай Берд­ ник, водитель-механик из колхоза «Волна». Он заглу­ шил двигатель машины, мы вылезли из кабины и сра­ зу провалились по пояс в снежный сугроб. — Это вам не Чукотка, — проворчал он, вытряхивая из унтов при­ горшни снега. Действительно, здесь не Чукотка, где спрессованный постоянными ветрами снег рубят топором и пилят пи­ а л о й и где его верхний слой выдерживает тяжесть трактора. Здесь Терский берег Белого моря, и на лес­ ных дорогах, «зимниках», как их называют поморы, снег не спрессовывается, он ложится мягким слоем. А если, как в эту зиму, снег валит беспрестанно день за днем, месяц за месяцем, никаких дорог нет и в помине. Сейчас на зимниках утонет в снегу даже лег­ кий «Буран». Мы не рассчитывали на легкий Ьуть, но такого глубочайшего снега не ожидали. Даже трак­ тор с уширенными гусеницами и облегченной волоку­ шей, идущий первым в колонне следом за транспор­ тером, через каждые полчаса начинал пробуксовы­ вать, зарываться в снег и погружаться по кабину. Пло­ скодонные волокуши с тяжелым грузом шли поверху, а тракторы зарывались в снег, как кроты. Ребятам при­ ходилось то и дело залезать по пояс в снег, отцеп­ лять тяжелые буксирные тяги волокуш и вытаскивать тракторы поодиночке из снежной толщи. Потом пов­ торялось все снова. Так тащились мы по зимнику, про­ ходя за день не более пяти километров. С такой че­ репашьей скоростью двигаться дальше было нельзя. Нужно было пробиваться к берегу и идти дальше по прибойной полосе. Там, по крайней мере, под гусе­ ницами будет твердо. Мы знали, что по лесным дорогам тракторы с гру­ зом могут ходить нормально начиная с конца марта, начала апреля, когда снег от дневного тепла сыреет и уплотняется, а ночью покрывается коркой. Тогда, ^ двигаясь с раннего утра, можно идти по подмерзшему слою снега даже на самой высокой передаче. Мы же вынуждены были выйти в этот путь в начале февраля, в период снежных бурь и заносов. Еще в Мурманске на неоднократных совещаниях пришли к выводу, что, несмотря на неблагоприятные для перехода условия, санно-тракторный поезд должен выйти из Умбы не позднее первых дней февраля. А сообщения из Умбы, из колхозов не радовали. Сплошные метели, снего­ пад, заносы. Но мы все же приняли решение о выхо­ де санно-тракторного поезда. Оно было продиктовано серьезными обстоятельствами. Первого марта в Чапо- ме должны приземлиться первые вертолеты морской зверобойной экспедиции, и к этому времени нужно было установить недостающее оборудование для по­ дачи топлива от береговой базы ГСМ на плоско­ горье к площадкам вертодрома. В первой декаде марта в механизированный цех обработки начнут по­ ступать тысячи ш курок белька и хохлуши. Значит, не­ обходимо увеличить поступление горячей воды, смон­ тировать дополнительные электробойлеры, повысив общую мощность электростанции. Поэтому на послед­ ней волокуше возвышалась восьмитонная дизель-элек­ тростанция. Мы везли запасные части и металл, механизмы и оборудование, строительные материалы. Много тонн груза, для перевозки которого самолетами АН-2 по­ требовались бы десятки рейсов. Кроме того, среди груза были предметы, которые вообще не влезли бы в самолет или в вертолет, а по весу их не поднял бы и мощный МИ-6. Все это мы везли для колхоза «Вол­ на», который становился центром морского зверобой­ ного промысла на Терском берегу Белого моря, его головным хозяйством. От морзверобойного промысла три терских колхоза получат не менее полутора мил­ лионов рублей денежного дохода, и эти поступления будут ежегодно увеличиваться. А это означало, в пер­ вую очередь, улучшение социально-культурных усло­ вий жизни населения колхозных .сел; строительство жилья, детских садов и яслей, телевизионных прием­ ных станций космической связи и многое другое. Проход первого санно-тракторного поезда по Тер­ скому берегу был важен и для геологов, которые с санными балками и тяжелой техникой пока, еще стоя­ ли в нерешительности у Куз-реки, недалёко от Умбы. Кроме того, успешное завершение экспедиции должно было доказать скептикам, что передвижение таких поездов возможно даже в неблагоприятных для это­ го условиях. В Умбе нам была оказана необходимая помощь. И вот, спустя трое суток пути, санно-трактор­ ный поезд был вынужден остановиться посреди леса в глубоком снегу. — Нужно сворачивать к морскому берегу и даль­ ше двигаться по приливной полосе, лесом тракторам не пройти, ищем проход к морю, — предложил я. Бердник бросил в снег окурок и молча залез в ка­ бину. Я сел на свое место справа от него, и мы мед­ ленно двинулись вперед. Бердник вел транспортер на второй усиленной передаче. Машина ползла по снеж­ ной толще, оседая и заваливаясь то на один, то на другой борт. Перед нами возниками выхваченные из темноты светом фар белые гребни сугробов. Мягкие и податливые, они рассыпались под нажимом гусениц, вздымая-густую снежную пелену. Возникло ощущение Юрий Егоров" Во второй части своих публицистических заметок ав­ тор рассказывает о том, как впервые в истории Тер­ ского берега от Умбы до Чапомы был проведен сан- но-тракторный поезд. нереальности, на мгновение мне показалось, что мы плывем по волнам сказочной лесной реки, по бере­ гам которой стоят причудливые белые фигуры уснув­ ших деревьев. Снег шел не переставая. Вскоре повернули вправо, в чуть видимый просвет между деревьями. Теперь мы двигались по направле­ нию к берегу моря. Здесь порывы ветра ощущались сильнее, было видно, как, перекатываясь через снеж­ ные заструги, навстречу транспортеру змеились поло­ сы снега. Внезапно перед нами вырос крутой, не ме­ нее трех метров высоты снежный перенос, загнувший­ ся нам навстречу острым гребнем. Транспортер с хо­ ду вонзился в него, проломил белую стену, осел на днище и, задрожав всем своим стальным телом, оста­ новился, пробуксовывая гусеницами. Белый тяжелый гребень обрушился на машину, и мы оказались в тем­ ноте под снегом. Лишь мягко светились приборы на панели управления. Бердник мгновенно включил зад­ ний ход и на самом малом газу осторожными корот­ кими рывками стал продвигаться назад, пытаясь ос­ вободить транспортер из снежного плена, Я мыслен­ но похвалил его, зная, что в таких случаях нужна осо­ бая осторожность и нельзя допускать резкой перега­ зовки. Представил себе, что сейчас придется выле­ зать из кабины в метель и, проваливаясь в снег, при­ креплять бревно к гусеницам. Но этого не потребо­ валось. Транспортер медленно вылез из сугроба и ос­ тановился. Я поднялся на нос машины и освободил стекла кабины и фары от кучи снега. Впереди в све­ те фар курился снежной пылью широкий пролом в белой стене, оставленный нами. — Все равно тракторам этот проход не миновать, за ним выход к берегу. Я думаю, нужно промять этот перенос, — рассуждал Бердник. Иного выхода у нас не было. Сдав еще назад, он с разгона вогнал маши­ ну в пролом, и она, пробуксовывая, миновала его. Проутюжив это место несколько раз, мы разверну­ лись и пошли за тракторами. Только к утру колонна смогла пробиться к берегу моря, оставив позади себя траншею, похожую на про­ тивотанковый ров. Тракторы выстроились на узкой при­ ливной полосе, отделенной от моря нагромождением торосов. Посовещавшись, решили идти по морскому льду возле берега. Береговая полоса была загромож­ дена вмерзшими в лед бревнами и кусками льдин. За транспортером тракторы осторожно прошли между торосами и двинулись по льду вдоль берега. Над мо­ рем возник ровный и мощный гул двигателей. Рассве­ ло. Пелена снега, непрерывно шедшего всю ночь, по­ редела. Где-то далеко, у горизонта, за низко назисшими грязно-белыми облаками угадывалось оживающее от зимнего сна солнце. Оно еще не поднималось над землей, но уже пыталось протянуть нам свои руки-лу­ чи. Отчетливее стали видны у берега груды серого льда. Казалось, что море в своем последнем порыве бросилось на берег да так и застыло, оскалившись зу_ бами торосов. Из всей нашей группы только я и Бердник ходили тракторами по льду моря. Хотя и приятно было со­ знавать, что ребята верили нашему опыту, все же в глубине души жило чувство тревоги. Мы с Двин­ ским, мои ал заместителем по экспедиции и глазным механиком рыбакколхозсоюза, проверили толщину льда, сейчас был отлив, и прибрежный припай опустил­ ся на ровное и пологое дно, здесь было неглубоко. Но на нашем пути могли встретиться ямы-выбоины от подвижки льдин и истонченный лед в устьях ручьев и рек. Нужно все время быть начеку. Время перевалило за полдень, скоро должен был начаться прилив, и мы шли метров в пятидесяти от гряды торосов. Быстро стемнело. Убедизшись, что ко ­ лонна движется нормально, прибавили ходу и ушли вперед с тем, чтобы заблаговременно прибыть в из­ бушку рыбаков, растопить печь, принести и согреть воды, в общем приготовить все необходимое для от­ дыха и ужина. Уже разгорелась и весело потрескива­ ла дровами печь, закипала вода в чайниках и боль­ шой кастрюле, когда дверь избушки распахнулась и на пороге появился запорошенный снегом Двинский. — Скорей! — хрипло прокричал он, — тракторы тонут! Через минуту мы были на транспортере, и машина рванулась в сторону тракторов. Где они? Вытирая с лица растаявший снег и пот, Двинский махнул в сто­ рону торосов — вон, возле ручья, свет виден. Дей­ ствительно, сквозь снежную порошу можно было раз­ личить свет тракторных фар. Когда мы на полном хо­ ду подъехали к тракторам, у меня похолодело в гру­ ди. Три трактора, задние в колонне, стояли с прице­ пами-волокушами метрах в тридцати от берега. Про­ ломив лед припая, они по самые кабины были погру­ жены в воду. На фоне белеющего ледяного припая вода вокруг тракторов казалась черной. Хлопья снега метались в свете фар испуганной мошкарой. На берег, к нашим ногам, беззвучно и потому особенно зловеще подступало моро, заливая приливную поло­ су. Шел прилив. В свете луча прожектора транспорте­ ра было видно, что тракторы стояли в стороне от ос­ новной колеи. Она проходила мористее. «Свернули с нашего следа к берегу и попали в устье ручья! Если сейчас вода зальет волокуши, то их вес увеличится на шесть—семь тонн, нам их не вытащить. А если вода зальет и заглушит двигатели тракторов?» — замелька­ ли мысли. Но об этом не хотелось и думать. Оставалось надеяться, что прилив не успеет затопить тракторы, а цельносварные корпуса волокуш не пропустят воду. — Всем отцепить волокуши и соединиться буксир­ ными концами! — скомандовал Двинский. — А мы по­ тянем длинный трос к тракторам. Если не сможем вытащить сразу три, будем вытаскивать поодиночке, тракторы еще на ходу, будут подрабатывать. Давай­ те быстро! — Ребята бросились к тракторам, а мы под­ цепили конец длинного стального троса на задний крю к транспортера, и машина вошла в темную во­ ду, уже залившую большую часть припая. Продвига­ лись по льду, не всплывая, толщина воды была не более метра. Подошли к первому трактору и увиде­ ли, что море уже затопило его ходозую часть, а низ двигателя с буксирным крю ком находился в воде. Нам нужно было завести и нацепить петлю троса на крю к трактора. Не раздумывая, тракторист из колхоза «Ударник» Иван Трифонов схватил конец троса и спрыгнул в воду, погрузизшись в нее по пояс. Не­ смотря на все его усилия, петля или соскальзывала, или не попадала на невидимый в воде крю к. Трос не зацеплялся. Эти мгновения показались мне вечностью. Я помогал Трифонову, поддерживая трос багром. В это время Двинский с трактористами соединяли тракторы буксирными концами. Двигатели тракторов работали, они жили, и это вселяло надежду на успех. — Подождите, уберите багор! — закричал Трифо­ нов и, погрузившись по плечи в воду, нацепил трос на крю к трактора. — Держи трос в натяжку, чтобы не соскочил! — он передал трос Берднику и отплевы­ ваясь полез на транспортер. Вода ручьями стекала с него. Я помог ему подняться и, откинув чехол с ре­ шетки двигателя, усадил на моторной площадке, ку­ да поступало тепло от машины. Бердник вскочил в кабину, и транспортер пошел к берегу. Мы с Двлнским поддерживали тяжелый трос. Через минуту все тракторы колонны были в одном сцепе, впереди стал транспортер. Двинский махнул рукой, тракторы, стоящие на берегу, мигнули фарами, и мощный рев двигателей разорвал ночную тишину берега. Я смотрел на туго натянутый стальной канат и думал, что вот сейчас решается судьба экспеди­ ции. Дрожащий, как струна, трос еще несколько секунд не двигался, потом медленно пошел на берег. «По­ шел! — закричал я. — Давайте, ребята, пошел!» За грохотом тракторов меня, конечно, никто не слышал, но я кричал и бежал рядом с тракторами, не глядя под ноги и спотыкаясь о бревна и куски льда. Через несколько минут все тракторы были на берегу. Никто из ребят не заболел, не простудился. Так сплошь и рядом было на фронте, когда в определен­ ные моменты критической ситуации организм челове­ ка мобилизовывал все скрытые в нем защитные ре­ зервы. Утром следующего дня мы двинулись дальше. Впереди нас ожидали гора Крутая и впадина реки Ти­ товка с забойным снегом... И, наконец, Чапома. Мы пришли вовремя. Оборудование было установлено. Первая морская зверобойная экспедиция на Терском берегу прошла нормально. (Окончание следует). птЯИИШ! 1 XI апреля Ш1 года Ф

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz