Рыбный Мурман. 1987 г. Апрель.
Из Терского дневника (2) -п УСК! — скомандовал Двинский. Раздался залп из ракетниц, и темное небо над Терским бере гом раскололось тысячами брызг разноцветного огня. Высветились дома Чапомы. Мы — у цели. Позади две сти пятьдесят километров пути от Умбы. Колонна трак торов с тяжело нагруженными металлическими при цепами-волокушами замерла на снегу, покрывающем песчаную прибрежную полосу. Я смотрел на осунувшиеся от усталости и недосы пания, почерневшие от стужи и ветра, возбужденные и радостные лица товарищей и думал о том, что эти парни и не подозревают, какую победу они одержа ли и над природой, и над собой, проведя санно-трак торный поезд. Они еще в Мурманске были подготов лены к тому, что путь будет очень тяжелый, что нам придется пробиваться через толщу снега, возможно, идти по льду и торосам Белого моря, там, где еще никто не проходил, преодолевать покэытые льдом ре ки и крутые подъемы. Они психологически были го товы к такому переходу и понимали, почему провод ка .^первого в истории Терского берега санно-трактор ного поезда была объявлена особо важным заданием. Но сейчас, радуясь завершению похода, они, по-мое- му, так и не осознали до конца, что прошли эти две сти пятьдесят километров в условиях высшей катего- ^ р и и сложности даже для Крайнего Севера. Ракеты, догорев, погасли. Взревели двигатели, и ко лонна тракторов двинулась к улицам разбуженной де ревни. В ту зиму весь декабрь и январь шел снег. Южный и юго-западный ветры обрушивали на Терский берег снежные вихри! Волны снега катились по льду Бело го моря, у берега наталкивались на торосы, и часть снега оставалась лежать там пологими застругами, а основная масса двигалась дальше за прибойную поло су, воздвигая на своем пути высокие белые барханы, и затем с шумом врывалась в лес, который темной гря дой тянулся вдоль берега. В лесной чащобе сила ветра ослабевала, снег ло жился сугробами вокруг стволов деревьев, оседал тя желыми пластами на ветках елей и сосен. Снега было так много, что верхушки многих молодых деревьев едва виднелись из-под его толстого слоя. Гусеничный транспортер остановился среди облепленных снегом елей. На дороге, просекой уходящей в темноту леса, . шум метели был приглушен, ветер проносился где-то поверху, осыпая нас густой снежной пылью. — Что будем делать? — спросил меня Николай Берд ник, водитель-механик из колхоза «Волна». Он заглу шил двигатель машины, мы вылезли из кабины и сра зу провалились по пояс в снежный сугроб. — Это вам не Чукотка, — проворчал он, вытряхивая из унтов при горшни снега. Действительно, здесь не Чукотка, где спрессованный постоянными ветрами снег рубят топором и пилят пи а л о й и где его верхний слой выдерживает тяжесть трактора. Здесь Терский берег Белого моря, и на лес ных дорогах, «зимниках», как их называют поморы, снег не спрессовывается, он ложится мягким слоем. А если, как в эту зиму, снег валит беспрестанно день за днем, месяц за месяцем, никаких дорог нет и в помине. Сейчас на зимниках утонет в снегу даже лег кий «Буран». Мы не рассчитывали на легкий Ьуть, но такого глубочайшего снега не ожидали. Даже трак тор с уширенными гусеницами и облегченной волоку шей, идущий первым в колонне следом за транспор тером, через каждые полчаса начинал пробуксовы вать, зарываться в снег и погружаться по кабину. Пло скодонные волокуши с тяжелым грузом шли поверху, а тракторы зарывались в снег, как кроты. Ребятам при ходилось то и дело залезать по пояс в снег, отцеп лять тяжелые буксирные тяги волокуш и вытаскивать тракторы поодиночке из снежной толщи. Потом пов торялось все снова. Так тащились мы по зимнику, про ходя за день не более пяти километров. С такой че репашьей скоростью двигаться дальше было нельзя. Нужно было пробиваться к берегу и идти дальше по прибойной полосе. Там, по крайней мере, под гусе ницами будет твердо. Мы знали, что по лесным дорогам тракторы с гру зом могут ходить нормально начиная с конца марта, начала апреля, когда снег от дневного тепла сыреет и уплотняется, а ночью покрывается коркой. Тогда, ^ двигаясь с раннего утра, можно идти по подмерзшему слою снега даже на самой высокой передаче. Мы же вынуждены были выйти в этот путь в начале февраля, в период снежных бурь и заносов. Еще в Мурманске на неоднократных совещаниях пришли к выводу, что, несмотря на неблагоприятные для перехода условия, санно-тракторный поезд должен выйти из Умбы не позднее первых дней февраля. А сообщения из Умбы, из колхозов не радовали. Сплошные метели, снего пад, заносы. Но мы все же приняли решение о выхо де санно-тракторного поезда. Оно было продиктовано серьезными обстоятельствами. Первого марта в Чапо- ме должны приземлиться первые вертолеты морской зверобойной экспедиции, и к этому времени нужно было установить недостающее оборудование для по дачи топлива от береговой базы ГСМ на плоско горье к площадкам вертодрома. В первой декаде марта в механизированный цех обработки начнут по ступать тысячи ш курок белька и хохлуши. Значит, не обходимо увеличить поступление горячей воды, смон тировать дополнительные электробойлеры, повысив общую мощность электростанции. Поэтому на послед ней волокуше возвышалась восьмитонная дизель-элек тростанция. Мы везли запасные части и металл, механизмы и оборудование, строительные материалы. Много тонн груза, для перевозки которого самолетами АН-2 по требовались бы десятки рейсов. Кроме того, среди груза были предметы, которые вообще не влезли бы в самолет или в вертолет, а по весу их не поднял бы и мощный МИ-6. Все это мы везли для колхоза «Вол на», который становился центром морского зверобой ного промысла на Терском берегу Белого моря, его головным хозяйством. От морзверобойного промысла три терских колхоза получат не менее полутора мил лионов рублей денежного дохода, и эти поступления будут ежегодно увеличиваться. А это означало, в пер вую очередь, улучшение социально-культурных усло вий жизни населения колхозных .сел; строительство жилья, детских садов и яслей, телевизионных прием ных станций космической связи и многое другое. Проход первого санно-тракторного поезда по Тер скому берегу был важен и для геологов, которые с санными балками и тяжелой техникой пока, еще стоя ли в нерешительности у Куз-реки, недалёко от Умбы. Кроме того, успешное завершение экспедиции должно было доказать скептикам, что передвижение таких поездов возможно даже в неблагоприятных для это го условиях. В Умбе нам была оказана необходимая помощь. И вот, спустя трое суток пути, санно-трактор ный поезд был вынужден остановиться посреди леса в глубоком снегу. — Нужно сворачивать к морскому берегу и даль ше двигаться по приливной полосе, лесом тракторам не пройти, ищем проход к морю, — предложил я. Бердник бросил в снег окурок и молча залез в ка бину. Я сел на свое место справа от него, и мы мед ленно двинулись вперед. Бердник вел транспортер на второй усиленной передаче. Машина ползла по снеж ной толще, оседая и заваливаясь то на один, то на другой борт. Перед нами возниками выхваченные из темноты светом фар белые гребни сугробов. Мягкие и податливые, они рассыпались под нажимом гусениц, вздымая-густую снежную пелену. Возникло ощущение Юрий Егоров" Во второй части своих публицистических заметок ав тор рассказывает о том, как впервые в истории Тер ского берега от Умбы до Чапомы был проведен сан- но-тракторный поезд. нереальности, на мгновение мне показалось, что мы плывем по волнам сказочной лесной реки, по бере гам которой стоят причудливые белые фигуры уснув ших деревьев. Снег шел не переставая. Вскоре повернули вправо, в чуть видимый просвет между деревьями. Теперь мы двигались по направле нию к берегу моря. Здесь порывы ветра ощущались сильнее, было видно, как, перекатываясь через снеж ные заструги, навстречу транспортеру змеились поло сы снега. Внезапно перед нами вырос крутой, не ме нее трех метров высоты снежный перенос, загнувший ся нам навстречу острым гребнем. Транспортер с хо ду вонзился в него, проломил белую стену, осел на днище и, задрожав всем своим стальным телом, оста новился, пробуксовывая гусеницами. Белый тяжелый гребень обрушился на машину, и мы оказались в тем ноте под снегом. Лишь мягко светились приборы на панели управления. Бердник мгновенно включил зад ний ход и на самом малом газу осторожными корот кими рывками стал продвигаться назад, пытаясь ос вободить транспортер из снежного плена, Я мыслен но похвалил его, зная, что в таких случаях нужна осо бая осторожность и нельзя допускать резкой перега зовки. Представил себе, что сейчас придется выле зать из кабины в метель и, проваливаясь в снег, при креплять бревно к гусеницам. Но этого не потребо валось. Транспортер медленно вылез из сугроба и ос тановился. Я поднялся на нос машины и освободил стекла кабины и фары от кучи снега. Впереди в све те фар курился снежной пылью широкий пролом в белой стене, оставленный нами. — Все равно тракторам этот проход не миновать, за ним выход к берегу. Я думаю, нужно промять этот перенос, — рассуждал Бердник. Иного выхода у нас не было. Сдав еще назад, он с разгона вогнал маши ну в пролом, и она, пробуксовывая, миновала его. Проутюжив это место несколько раз, мы разверну лись и пошли за тракторами. Только к утру колонна смогла пробиться к берегу моря, оставив позади себя траншею, похожую на про тивотанковый ров. Тракторы выстроились на узкой при ливной полосе, отделенной от моря нагромождением торосов. Посовещавшись, решили идти по морскому льду возле берега. Береговая полоса была загромож дена вмерзшими в лед бревнами и кусками льдин. За транспортером тракторы осторожно прошли между торосами и двинулись по льду вдоль берега. Над мо рем возник ровный и мощный гул двигателей. Рассве ло. Пелена снега, непрерывно шедшего всю ночь, по редела. Где-то далеко, у горизонта, за низко назисшими грязно-белыми облаками угадывалось оживающее от зимнего сна солнце. Оно еще не поднималось над землей, но уже пыталось протянуть нам свои руки-лу чи. Отчетливее стали видны у берега груды серого льда. Казалось, что море в своем последнем порыве бросилось на берег да так и застыло, оскалившись зу_ бами торосов. Из всей нашей группы только я и Бердник ходили тракторами по льду моря. Хотя и приятно было со знавать, что ребята верили нашему опыту, все же в глубине души жило чувство тревоги. Мы с Двин ским, мои ал заместителем по экспедиции и глазным механиком рыбакколхозсоюза, проверили толщину льда, сейчас был отлив, и прибрежный припай опустил ся на ровное и пологое дно, здесь было неглубоко. Но на нашем пути могли встретиться ямы-выбоины от подвижки льдин и истонченный лед в устьях ручьев и рек. Нужно все время быть начеку. Время перевалило за полдень, скоро должен был начаться прилив, и мы шли метров в пятидесяти от гряды торосов. Быстро стемнело. Убедизшись, что ко лонна движется нормально, прибавили ходу и ушли вперед с тем, чтобы заблаговременно прибыть в из бушку рыбаков, растопить печь, принести и согреть воды, в общем приготовить все необходимое для от дыха и ужина. Уже разгорелась и весело потрескива ла дровами печь, закипала вода в чайниках и боль шой кастрюле, когда дверь избушки распахнулась и на пороге появился запорошенный снегом Двинский. — Скорей! — хрипло прокричал он, — тракторы тонут! Через минуту мы были на транспортере, и машина рванулась в сторону тракторов. Где они? Вытирая с лица растаявший снег и пот, Двинский махнул в сто рону торосов — вон, возле ручья, свет виден. Дей ствительно, сквозь снежную порошу можно было раз личить свет тракторных фар. Когда мы на полном хо ду подъехали к тракторам, у меня похолодело в гру ди. Три трактора, задние в колонне, стояли с прице пами-волокушами метрах в тридцати от берега. Про ломив лед припая, они по самые кабины были погру жены в воду. На фоне белеющего ледяного припая вода вокруг тракторов казалась черной. Хлопья снега метались в свете фар испуганной мошкарой. На берег, к нашим ногам, беззвучно и потому особенно зловеще подступало моро, заливая приливную поло су. Шел прилив. В свете луча прожектора транспорте ра было видно, что тракторы стояли в стороне от ос новной колеи. Она проходила мористее. «Свернули с нашего следа к берегу и попали в устье ручья! Если сейчас вода зальет волокуши, то их вес увеличится на шесть—семь тонн, нам их не вытащить. А если вода зальет и заглушит двигатели тракторов?» — замелька ли мысли. Но об этом не хотелось и думать. Оставалось надеяться, что прилив не успеет затопить тракторы, а цельносварные корпуса волокуш не пропустят воду. — Всем отцепить волокуши и соединиться буксир ными концами! — скомандовал Двинский. — А мы по тянем длинный трос к тракторам. Если не сможем вытащить сразу три, будем вытаскивать поодиночке, тракторы еще на ходу, будут подрабатывать. Давай те быстро! — Ребята бросились к тракторам, а мы под цепили конец длинного стального троса на задний крю к транспортера, и машина вошла в темную во ду, уже залившую большую часть припая. Продвига лись по льду, не всплывая, толщина воды была не более метра. Подошли к первому трактору и увиде ли, что море уже затопило его ходозую часть, а низ двигателя с буксирным крю ком находился в воде. Нам нужно было завести и нацепить петлю троса на крю к трактора. Не раздумывая, тракторист из колхоза «Ударник» Иван Трифонов схватил конец троса и спрыгнул в воду, погрузизшись в нее по пояс. Не смотря на все его усилия, петля или соскальзывала, или не попадала на невидимый в воде крю к. Трос не зацеплялся. Эти мгновения показались мне вечностью. Я помогал Трифонову, поддерживая трос багром. В это время Двинский с трактористами соединяли тракторы буксирными концами. Двигатели тракторов работали, они жили, и это вселяло надежду на успех. — Подождите, уберите багор! — закричал Трифо нов и, погрузившись по плечи в воду, нацепил трос на крю к трактора. — Держи трос в натяжку, чтобы не соскочил! — он передал трос Берднику и отплевы ваясь полез на транспортер. Вода ручьями стекала с него. Я помог ему подняться и, откинув чехол с ре шетки двигателя, усадил на моторной площадке, ку да поступало тепло от машины. Бердник вскочил в кабину, и транспортер пошел к берегу. Мы с Двлнским поддерживали тяжелый трос. Через минуту все тракторы колонны были в одном сцепе, впереди стал транспортер. Двинский махнул рукой, тракторы, стоящие на берегу, мигнули фарами, и мощный рев двигателей разорвал ночную тишину берега. Я смотрел на туго натянутый стальной канат и думал, что вот сейчас решается судьба экспеди ции. Дрожащий, как струна, трос еще несколько секунд не двигался, потом медленно пошел на берег. «По шел! — закричал я. — Давайте, ребята, пошел!» За грохотом тракторов меня, конечно, никто не слышал, но я кричал и бежал рядом с тракторами, не глядя под ноги и спотыкаясь о бревна и куски льда. Через несколько минут все тракторы были на берегу. Никто из ребят не заболел, не простудился. Так сплошь и рядом было на фронте, когда в определен ные моменты критической ситуации организм челове ка мобилизовывал все скрытые в нем защитные ре зервы. Утром следующего дня мы двинулись дальше. Впереди нас ожидали гора Крутая и впадина реки Ти товка с забойным снегом... И, наконец, Чапома. Мы пришли вовремя. Оборудование было установлено. Первая морская зверобойная экспедиция на Терском берегу прошла нормально. (Окончание следует). птЯИИШ! 1 XI апреля Ш1 года Ф
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz