Рыбный Мурман. 1987 г. Апрель.

Обзор журнала «Рыбное хозяйство» наш еженедель­ ник дает регулярно. II мо­ сквичи часто публикуют ин­ формацию о жизни рыбаков Северного бассейна под руб­ рикой «По страницам рыбац­ ких газет». Традиционное сотрудни­ чество обретает новые фор­ мы. В минувший понедель­ ник в гостях у журналистов «Рыбного Мурмана» побы­ вал главный редактор «Рыб­ ного хозяйства» Александр Петрович Ушаков. В интересном, принципи­ альном разговоре были за­ тронуты вопросы содержания журнала, планирования, ра- В оронин , С о ро кин , Мелехов, Н иколаев , Х ром цо з ... Имена э т и х ледовы х к а п и т а н о в были ле генд арны еще п р и и х ж и з ­ н и , и с тория освоения Северно­ го м о р с ко го п у т и нера зры вно свя за на с ним и . Недавно и с п о л н и л и с ь две зн а ­ мена тельны е даты — 90-летие и 85-летие со дня рож д е ния Н. М. Николаева и Н. И. Хром - цова . Оба п р о ж и л и доволь ­ но к о р о т к и е по с р о к у ж и з н и , но они в клю ч и л и в себя с то л ь ­ к о дел, к о т о р ы х хва ти л о бы на н е с ко л ь ко ж и з н е й . Несмотря на р а зны е х а р а к т е ры , п у т и , к о ­ торы м и н а пи та ны п р иш л и на ном а нд ны й м о с т и к судов , у обо­ и х было одно главное с в о й с т ­ во, ко тор ое объединяло и х , — н е удерж им ая лю бовь к морю , с ур о в о й А р к т и к е . Им была о т ­ дана вся ж и з н ь без о с та т ка . Нинолай М и хайл о ви ч родил ­ ся в п е т е р б у р гс ко й семье с д авним и м о р с ким и тр ад и ц и ям и : е го о тец М ихаил Васильевич был м ор с ким оф ицером , пла ­ вал ш турм а н ом на ма каров - с ком «Ермаке» , был сдаточным н а пи та н ом на суд о с тр о и те л ь ­ н ы х заводах . В 1920—25 г г . возглавлял К а р с к и е э к с п е д и ­ ц ии . Поэтому для Н и колая не стоял вопрос, кем ста ть . Толь ­ к о м ор я ком , к а к о тец . Он на «отлично» за к а н ч и в а е т М ор ской к о р п у с и на чинае т с л у ж и т ь во ф ло тилии Северно го Ледовито ­ го океана . После револю ци и , с 1920 го ­ да, Н и колаев -м ладш ий н а ч и н а ­ ет свою с л у ж б у в тор говом флоте. Б уд учи вы с о ко э р у д и ­ р о в а н ны м м ор я ком , и н телл и ­ ген том в д уш е , с вы сш им мор ­ с к и м обра зованием , что в то время было больш ой р ед ко ­ с т ью в тор гф ло те , Ни колай М и хайл о ви ч м о г сделать не ­ п л о х ую ка р ь е р у , но не с тр е ­ мился рабо та ть на б ере гу , где ем у предла гали вы со ки е по ­ с ты , и в с я к и й раз, к а к то л ь ко выдавалась во зм ож н о с ть , у х о ­ дил в море. Он хо д и т ш т у рм а ­ ном на ледорезе «Ф . Литке» , ф л а гм а н с ком судне «Снег» в э к с п е д и ц и и по п е р е го н у с у ­ дов и— А р х а н ге л ь с к а на Чер ­ ное море, подменял к а п и та н а на «Литке» ; А в 1931 год у он о п я т ь на ­ зн а чае тся уж е к а п и та н ом на «ф ам ильны й» ледорез (ранее «Л и тке» номандовал Нинолаев- с та рш и й ), на ко тор ом в 1934 го д у соверш ае тся и с то р и че ­ с к и й п ервы й с к в о з н о й рейс по С еверном у м о р с ко м у п у т и из В лад ивос то ка в М у рм а н с к . В 1935 год у Н и колаев во з главл я ­ ет «Садко» — судно первой в ы с о к ош и р о т н о й э к с п е д и ц и и , н а ч а л ь н и ком ко то р о й был за ­ м еча тел ьны й п о л я р н и к Г. Л. У ш а к о в . У спеш ное вы полнение задач э к с п е д и ц и и по исследо ­ в а нию Вели кой Северной по ­ лы н ь и — в больш ой с те пени за с л у га ледово го ка п и т а н а . В это ж е время Н. М. Н и ко ­ лаева, н а к им еющ е го большой о п ы т пла вани я в А р к т и к е , на ­ з н а ч аю т в к о м и с с ию по наблю ­ д ен ию за п о с тр о й ко й п е р вы х с о в е т с ки х ледоколов , в дея­ тел ь но с ти к о то р о й он у ч а с т в у ­ ет впло ть до В ели кой Отечест­ венной войны . Но разве м ож ­ но было е го у д е р ж а т ь на бере­ г у — п о ч ти к а ж д у ю н а в и га ­ ц и ю ледовый н а пи та н выходил на тр а с с у Северно го м ор с ко го п у т и , о с ущ е с твл я я пр о в о д ку с удов в А р к т и к е . Н е ко торое время он ком а нд о ­ вал ледоколом «Ленин» . В г о ­ ды В ели кой О течественной войны Н. М. Николаев на Бал­ т и к е : под его началом ледокол «С. М а каров» с пор том п р и п и ­ с к и — о саж д е н ны й Л енин град . После о ко н ч а н и я войны к а п и ­ тан Николаев н а к о н е ц пе ре хо ­ д и т на б ере гов ую рабо ту , о т ­ дав че твер ть века м ор с ко й сл уж бе : он на значае тся н а чал ь ­ н и ком с уд овод и тел ьс ко го фа­ к у л ь т е т а ЛВИМУ , п о зж е заве ­ д уе т кафедрой суд овож д ени я й м о р с ко го дела. В стенах у ч и л и ­ щ а Н и кол ай М ихайлович пло ­ д о твор но сочетал пе д а го ги ч е ­ с к у ю дея тельность с на учной и общ ественной работой , вы ­ р астил м но го и з в е с тны х ледо­ вы х ка п и та н о в ... К о р о т ка я , но я р к а я ж и з н ь Н и кол ая И вановича Хромцова в своем начале н и к а к не на по ­ м и на е т «стар товы е» годы ж и з ­ ни Н. М. Николаева . К а к мно ­ гие сы но в ья поморов (его отец , Иван В асильевич , был с л у ж и ­ телем белом ор с ко го м а я ка Ин- цы ), Н и кол ай прош ел гор н ил о т я ж е л о го м о р я ц ко го тр уд а . Ра­ но по теряв о тца , о д и н на д ц а ти ­ л е тн и й м а л ь ч иш ка , чтобы к а к - то м а териально поддержать м н о го д е тн ую семью , к о т о р ую подним ала одна мать , зам е н и в ­ ш ая м у ж а на м аяке , плавает « з уй ком » на п а р у с н и к а х . За это время ю нош а по ка зал се­ бя смелым и м уж е с тве н ны м м о р я ко м , х о р ош о освоивш им ф л о тс кие « у н и в ер си те ты » . Но Хромцова не уд е рж им о т я н у л о к зн а ни ям , и он у ч и т с я . Снача ­ ла в П а тра кеевсной мореход ­ ной ш ко л е , затем е о время сл уж бы на Балтфлоте в 1924— 29 г г . нл к у р с а х подплава и, н а ко н е ц , за к а н ч и в а е т в это ж е время Л е н и н гр а д с ки й м ор с кой т е х н и к у м . Д иплом ш турм ана д ал ьне го плавания о т кры в а е т в о зм ож н о с ть м о р я к у с та ть к а ­ п и та н ом . С 1929 по 1932 год Х ром цов плавает в торым ш т у р ­ маном парохода «Псша» , т р е т ь ­ им ш т урм а н ом , с та рш им по ­ м ощ н и ком к а п и т а н а на л е ге н ­ дарном в буд ущ ем «А. Сибиря- нове». Летом 1932 года , т а к ­ ж е с тарпом ом , Н и кол ай Ива­ н о ви ч на значае тся на лед о кол ь ­ ны й паро ход «В. Р усанов» , к о ­ т о ры й идет в тр у д н е йш и й э к с ­ п е д и ц и о н ны й рейс в К а р с ко е море . Н а ча л ь н и ком э кс п е д и ц и и был з н а м е н и ты й «ди ре ктор А р к т и к и » Р. Л . Самойлович . В следующ ем год у «Русанов» о п я т ь идет к м. Ч е лю с ки н и в б у х т у П рончищ евой для вы сад ­ к и п р ом ы сл о в и ко в С. П. Ж у ­ равлева и п о с т р о й к и полярной с та н ц и и . В этом рейсе Х ром ­ цов по зн а ком и л с я с б уд ущ им метеорологом Марией Сергеев­ ной А с тро во й , с т у д е н т ко й Ле­ н и н гр а д с к о го у н и в е р си те та , к о ­ торая вс коре с та не т д р у гом и ж е н о й м ор я ка . Т а к во т м ходил в А р к т и н у рабо тя га «Русанов» , доставляя зи м о вщ и ко в во вновь обра зуе ­ мые поляр ны е с т а н ц и и , помо ­ гая и з у ч а т ь и по но р я ть Север. В январе 1934 года , после см ер ти к а п и т а н а Б. И. Е ро хи ­ на о т парали ча сердца , ко м а н ­ дование «В. Р у са ко вы м » п р и ­ нял Н. И, Хромцов . В 1936 год у Х ром цов н а зна ­ чается ка п и та н ом на «Садко», на ко тор ом в том ж е год у и следующ ем , 1937-м, соверш ает в то р ую и т р е т ью вы с о к ош и ­ р о тны е э к с п е д и ц и и . Тяжелая ледовая об станов ка заставила «Садко» о ка зы в а т ь зн а ч и те л ь ­ ное время помощ ь «Г. Седову» и «М а лы ги н у» в провод ке т р а н ­ с п о р тны х судов , в результате эта гр у п п а л е д о кол ьны х судов вы н уж д е н а с та ть на зим о в ку , ко тор а я за ко н ч и л а с ь то л ь ко летом 1939 года. З им о в ка была очень тяж е л о й , сесной б уд ущ е ­ го год?, самолеты полярной а ви ац и и б о л ьш ую часть э к и п а ­ ж е й Е ы в е з л и на м а те р и к , а старш им на зим о в ке среди о с та вш и х с я м оря ков был на ­ значен Н. И. Хромцов , с н и с к а в ­ ш и й большое у в аж е н и е э к и п а ­ ж е й судов бла годаря своей смелости , м уж е с т в у и ум е н ию п р и н им а т ь единственно п р а ­ вильное реш ение . В н а в и га ц и я х 1939 и 1940 годов Н. И. Хромцов ком а нд уе т первым о течественным ледо­ ко л ь ны м ' судном «Дежнев» . И о п я т ь тяж е лы е рей сы в К а р ­ ское море, на Ш пицб ер ген ... Начало В ели кой О течествен ­ ной войны совпадало с н а зна че ­ нием Хромцова к а п и та н о м л и ­ ней н о го ледокола «Ленин» , но- то ры м совсем недавно ком а нд о ­ вал Н. М. Николаев . Начались н е ле гки е , в боевой обстанов ке , пр о в о д ки судов на тр а с са х А р к т и к и , а с о ко н ч а н и ем н а ви ­ га ц и и на ней — обеспечение ледовой пр о в о д ки кон вое в че ­ рез зим н и е льды Белого моря, з а ч а с т ую под бомбами ф аш и с т ­ с к о й а в и а ц и и . Т о л ь ко за две зим н и е военны е н а в и га ц и и 1941—42 и 1942—43 г г . в Белом море ледокол «Ленин» провел 267 судов ! В спом иная об э т и х года х , И. Д . П апании , бы вш и й в то время у п о л н ом о ­ ч е н ны м ГКО СССР по пе ре во з ­ к а м на Севере, писал : «По не ­ с к о л ь к у с у т о к не сходил с м о с ти ка к а п и т а н Хромцов , Пона не за ка н ч и в а л п о с т а н о в к у тр а н с п о р то в к причалам или не сдавал выведенные п а р о хо ­ ды ко н в ою в Белом море... Мы все гор д ил и сь тем , что ледо­ ко л , ко то ры м командовал Н и ­ колай И ванович , был н а гр а ж - Й ен во время войны орденом енина , а е го э к и п а ж тр и ж д ы на гр аж д а л ся орденами и меда­ лями» . Но не вы держ ало сердце ле­ дово го к а п и т а н а нечеловече ­ с к о го н а п р яж е н и я — 23 сен ­ тяб р я 1943 года Н и кол ай Ива­ нович с ко н ча л с я на бор ту ле ­ докола . Ж ена к а п и т а н а Мария Сергеевна в своей к н и г е , н а п и ­ санной совм е с тно с вдовой к а ­ п и та н а Николаева — А н но й Г ри гор ье вной , вспоминала : «Н и колай И ванович был дей ­ с тв и те л ь но «м ор я ком о т п р и ­ роды» . ...Ходят по морям балкер « К а п и та н Хромцов» , проводит ка ра в а ны судов в А р к т и к е ле ­ докол « К апи тан Николаев» — и о п я ть в с трою , к а к и п р е ж ­ де, ле гендарны е мореходы . С частливо го пла ва ни я вам , ле ­ довые к а п и т а н ы ! А. ГАВРИЛОВИЧ, действительный член Гео­ графического общества СССР. боты с .внештатными автора­ ми и т. д. «Как дела, коллеги?» — такая рубрика периодически появляется па страницах еженедельника «Рыбный Мурман». Это, так сказать, заочное представление на­ шим читателям собеседни­ ков из других бассейнов ры­ бацкой отрасли. На этот раз журналисты «Рыбного Мурмана» имели возможность для очного раз­ говора: в гостях у работни­ ков еженедельника побывал редактор газеты «Рыбак Приморья» Георгий Георгие­ вич Климов, участник собра­ ния партийно-хозяйственного актива Минрыбхоза. О том, что еженедельник пользуется несомненной по­ пулярностью дальневосточни­ ков, говорит его тираж — 150 тысяч экземпляров. У газеты высокий уровень рен­ табельности: в прошлом году прибыль составила 170 ты­ сяч рублей. В живой, увлекательной беседе журналисты обменя­ лись мнениями по широкому кругу вопросов. ОБЪЯВЛЕНИЯ РЕКЛАМА № 2347 (20 человек), морской подменный экипаж № 7 «Мур- манрыбпррма» самолетом из Москвы рейс № 2339 (20 чело­ век), морской подменный эки­ паж № 14 «Мурмаирыбпрома» самолетом из Москвы рейс N° 2339; 6 апреля : ПСТ-1317 «Красно- перекопск» («по зеленой»), CPT- м-к-1545 «Калмыкове», ТР «По­ лярные зори»: 7 апреля.- ТР «Валентин Се­ ров»; 8 апреля: экипаж ВАТ-0060 <Капитан Телов» самолетом из Москвы рейс № 2341 (105 че­ ловек), БМРТ-451 «Лазурный»; 9 апреля : ПСТ-1332 «Зем- лянск» («по зеленой»), ТР «Вильгельм Пик», БМРТ-359 «Внуково», БМРТ-450 «.Больше­ вик», СТМ-642 «Ольховка». По пред вари тел ьным дан ­ ным д и с п е т ч е р с к и х с л уж б фло­ тов , се годня о ж и д аю т с я : БМРТ- 0004 «Павел Кайков», СТМ-771 «Профессор Марти»; зав тра : экипаж БМРТ-413 сПолярный» самолетом из Мо­ сквы рейс № 2347 (20 чело­ век), морской подменный эки­ паж № 14 «Мурмаирыбпрома» приезжает из Москвы поездом № 16 (50 человек): 5 апреля : ПСТ-1364 «Витебск», экипаж БМРТ-140 «Ржев» са­ молетом из Москвы рейс № 2339 (46 человек) и рейс КИНОТЕАТРЫ «МУРМАНСК» 3 — 4 апреля — «Покаяние» (2 серии). 5 апреля — «Покаяние» (2 се рии), для детей — мультсбор- ник «Девочка и зайцы»: 10. 6 — 9 апреля — «Покаяние» (2 серии). «АТЛАНТИ КА» 3 — 5 апреля — «Человек со звезды», «Кукла», для детей — «На златом крыльце сидели». 6 апреля — «Крик дельфи­ на»,. «Потерпевшие претензий не имеют», «Скорбное бесчув­ ствие», «Раба любви», для де­ тей — «Капитан «Пилигрима». 7 — 9 апреля — «Крик дель­ фина», «Потерпевшие претен­ зий не имеют», «Раба любви», для детей — «Капитан «Пили­ грима». «РОДИНА» 3 — 5 апреля — «Джентльме­ ны удачи», «Ва-банк» (в двух фильмах). 6 —9 апреля — «Папаши», «Бегущий смельчак». «МИР» 3 — 4 апреля — «Выкуп».. 5 апреля — «Выкуп», «Ико — отважный жеребёнок», для де­ тей — «Маленькая волшебни­ ца». 6 апреля — «Ва-банк» (в двух фильмах), для детей — «Маленькая волшебница». 7 — 9 апреля — «Ва-банк» (в двух фильмах). «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ» 3 —5 апреля — «Очная став­ ка», «Красная графиня», «Ней­ тральные воды», для детей — «Полет в страну чудовищ». 6 —9 апреля — «Неукроти­ мая маркиза», «Все или ниче­ го», «Хон Аспарух», «Рикша», для детей — «На златом крыль­ це сидели». «АВРОРА» 3 апреля — «Кто войдет в последний вагон», «Самая обая­ тельная и привлекательная», «Храни меня, мой талисман». 4 апреля — «Кто войдет в последний вагон», «Самая обая­ тельная и привлекательная». 5 апреля — «Кто войдет в последний вагон», «Самая обая­ тельная и привлекательная», «Король Дроздовик». 6 апреля — «Джинн в мик­ рорайоне», для детей — «Ко­ роль манежа». 7 апреля — «Джинн в мик­ рорайоне». 8 апреля — «Карусель на ба­ зарной площади», «Где ваш сын?», для детей — «Малень­ кая волшебница». 9 апреля — «Карусель на базарной площади». «УТЕС» 3 апреля — «Неукротимая маркиза». 4 —5 апреля — «Неукротимая маркиза», для детей — ^Коро­ на Российской империи, или Снова неуловимые». 6 — 7 апреля — «Мой люби­ мый клоун». 8 апреля — «Мой любимый клоун», для детей — «Бабуш­ кин1пирог». 9 апреля — «Выкуп». Кладовая здоровья • Обширно зеленое «царство Посейдона». И совершенно особое место среди разнооб­ разных даров моря занимает морская капуста. Ее с полным основанием можно наззать кладовой здоровья. Судите са­ ми... Витамина В в морской ка­ пусте в 20 раз больше, чем в картофеле, и в 40 раз больше, чем в моркови, зитамина С больше, чем в яблоках, арбу­ зах и огурцах. В состав этого морепродукта входят также рубидий, никель, титан и дру­ гие микроэлементы. Причем по их содержанию морская капуста значительно превосхо­ дит все наземные растения — именно поэтому ее назызают морским женьшенем. Благода­ ря наличию йода она издавна считается прекрасным профи­ лактическим средством протиа атеросклероза и базедовой бо­ лезни. ной морской водоросли сохра­ няются в консервах. Наша про­ мышленность выпускает не­ сколько видов консервов из морской капусты: «Морская капуста в томатном соусе», «Морская капуста в томатном соусе с овощами», «Икра из морской капусты». Их можно употреблять и как гарнир к мясным и рыбным блюдам, и как составную часть питатель­ ных и полезных закусок. ИКРА ИЗ МОРСКОЙ КАПУСТЫ С ГРИБАМИ Сушеные грибы замочить в теплой воде, отварить, охла­ дить, порубить вместе с огур­ цами, соединить с икрой из морской капусты, обжарить в растительном масле репчатый лук, заправить солью и пер­ цем. Готовую икру посыпать репчатым и украсить зеленым луком. 1 б а н ка кон сервов «И кра и з м ор с ко й к а п у с ты » , 20 г с уш е н ы х грибов , 100 г со­ ле ны х о гу р ц о в , 80 г репча ­ то го л у к а , 20 г зелено го л у к а , 25 г р а с ти тел ьн о го масла, специи по в к у с у . АССОРТИ «ДАРЫ МОРЯ» На мелкое блюдо положить листики зеленого салата. Гор­ ками разместить на них салат из морской капусты, креветки под майонезом, нарезанные соломкой консервированные кальмары, положить несколько ломтиков отварной рыбы. Украсить вареной морковью и зеленым горошком. «Салат из м ор с ко й к а п у с ты с том а тны м соусом» , 50 г к р е в е т о к под майонезом , 50 г кальм аров , 2— 3 лом ти ­ к а о твар ной ры бы . УВАЖАЕМЫЕ МУРМАНЧАНЕ И ГОСТИ НАШЕГО ГОРОДА! КОНСЕРВЫ ИЗ МОРСКОЙ КА- ПУСТЫ ПРОДАЮТСЯ В ФИР­ МЕННЫХ РЫБНЫХ И ПРОДО­ ВОЛЬСТВЕННЫХ МАГАЗИНАХ! КОМБИ НА Т ТОРГОВОЙ РЕКЛАМЫ. УПРАВЛЕНИЕ «СЕВРЫБ- СБЫТ». У нас на Дальнем Востоке еще до революции готозили из морской капусты марме­ ладную массу и с успехом продавали в лучших магазинах Москвы и Петербурга. В Япо­ нии, Китае, Корее этот море­ продукт ежедневно использу­ ют в пищу в самом разнооб­ разном виде: едят с рисом, рыбой, соей, готовят из нее супы, подобные нашим щам, начинки, соусы и даже пасти­ лу, конфеты, пирожные. Все лучшие качества этой необыч- Редакции еженедельника «Рыбный Мурман» требуется шофер на легковую автомаши­ ну. Редактор С. Н. ДАЩИНСКИЙ Типография издательства обкома КПСС, г."Мурманск, ул. К. Маркса, 18. 183038, Мурманск, ул. Шмидта, 43 (1-й этаж, правое крыло) Телефон для справок — 7-47-08. Редактор — 7-47-19 (АТС рыбного порта — 40-90), замести* тель редактора — 7-73-45, ответственный секретарь — 7-74-75 ОТДЕЛЫ: партийной жизни и пропаганды — 7-73-45, прсмы* шлейного рыболовства — 7-74-91, береговыа предприятий — 7-63-66, культуры и быта, информации и спорта — 7-62-64, писем — 7-47-08. щщщюаввщщвщ динядадса ж дя—иивддкдцддгдк-двтаудвяааиизаяииивам «Рыбный Мурман». Индекс 52832, Тираж 19035. Зак. 2102. ПН-00128,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz