Рыбный Мурман. 1987 г. Январь.

• Интервью с Владимиром Муляёиным • 1 /О Г Д А Владим ир М улявин брал м и кр оф он и и з ди - * Ц ам и ко в рвался е го вы с о к и й , но п о -м у ж с к и к р е п ­ ки м , вы р а зи те л ь ны й голос, к а к -т о не верилось , что до д в а д ц а ти ш е с ти ле т , о чем а р т и с т с ка зал в одном и н ­ т е р в ью , он д аж е не знал , что ум ее т пе ть . Однако — у з н а л . И он , и вся с трана , но гда в семидесятом год у на в с е с ою зн о й эстраде в о з н и к б е л о р у с с ки й вокально-иНЪт- р ум е н т а л ьм ы й ан сам бль «П есняры » . С ка за ть , что он мо- м ен та л ь й о , после п е р вы х вы с т у п л е н и й , первой п л а с ти н ­ к у стал п о п у л я р н ы м , — мало. П о п у л я р н ы х и с по л н и те ­ лей хв а тае т , а во т те х , к т о о ставляе т се р ь е зны й след, м о ж н о п е р е с ч и та ть по пальцам . П р и н е ся на эс трад у б е л о р у с с н ую н а р о д н ую м у з ы к у , «П есняры » прои звел и н а с т о ящ и й пере воро т в п р и с т р а с т и я х сл уш а телей . И дело , р а зум е е т ся , не в м е ха н и че с ком см еш ени и ф о л ь к ­ лора с со врем енны м и р и тм ам и . По следам «Песняров» э то пробовали делать м но гие . Но что и з э т и х п о пы ­ т о к о с талось в пам я ти т а к ж е пр о ч но , к а к , с к а ж ем , «Ой, р а н о на Ивана» , «Косил Ясь к о н ю ш и н у » или « Р уш н и ­ к и » , ко т о ры е б е л о р у с с ки й ансамбль п р и н е с на э с тр ад у сем н а д ц а ть ле т — целый ве к для п о п у л я р н о й м у зы к и — назад? Дело в гл у б о ком п о н и м а н и и народной мело­ д и к и , береж ном к ней о тн ош е н и и , талан те , на ко н е ц . Вряд ли н у ж н о го в о р и т ь о т в о р ч е с ком п у т и , пр ой * д енном ансамблем . Об этом м но го п иш е т с я , т а к ч то во ­ лей -неволей о сновны е вехи био граф и и ко л л е к т и в а о т ­ кл а д ы в аю т с я в со зн а н и и . Победы на э с т р а д ны х к о н к у р ­ с а х , у с п еш н ы е га с тр о л и в р а з н ы х с тр а н а х , в том ч и с ­ ле и в СШ А , «золотой д и с к» , в р у ч е н ны й ф ирм ой «Мело­ д и я» т р и года назад , — и м н о го чи сл е н ны е прои зведе ­ н и я ( у к а ж д о го и з нас свой с п и с о к лю б им ы х ), со здан ­ н ы е за э ти годы . Но и совсем и зб еж а ть б и о гр аф и ч е с ки х в о пр о со в нельзя . С н и х и началась наш а беседа с р у к о ­ водителем ансамбля «П есняры » народным ар ти с том БССР, членом Союза ком п о зи то р о в В. Г. М ул я в и ны м , Д о с то я вш а я с я в дни недавне го ф естиваля и с к у с с т в Бе­ л о р у с си и . — Владимир Георгиевич, фольклор зарождался в самой гуще народной жизни. И его хорошо знают обыч­ но те, кто сам родился в деревне. Откуда же у вас пристрастие к нему? — Да, и артисты ансамбля, и я сам — люди город­ ские. Но все же свое направление мы выбрали не слу* чайно. Это было не просто желание выделиться, во что бы то ни стало быть оригинальными. Я сам, напри­ мер, народную музыку изучаю с детства, с девяти лет. Сначала учился играть на балалайке, баяне, цимбалах, многих духовых неродных инструментах. Только потом уже взялся за гитару. Вот оттуда, из детства, и тянется любовь к фольклору, к тому, что пели наши предки... Народная музыка всегда будет существовать • твор­ честве ансамбля «Песняры». — Вокалистом вы стали уже, когда подобрался ос• новной костяк ансамбля. А как вы обнаружили в себе композитора? Ваши ранние песни — «Александрина*, «Сережки» до сих пор нет-нет да исполняются по ра- дио... — Трудно об этом сказать что-то определенное. В те годы я даже не считал себя автором. Была в ансамб­ ле напряженная атмосфера поиска, творчества... Бра­ лись стихи — и откуда-то приходила к ним мелодия. — Почти все музыканты, которые когда-то собрались после армейской службы и дали начало «Песнярам», до сих пор играют вместе. Н о есть и заметные переме­ ры. Долгое время в ансамбле выступал солист Леонид ъорткевич. Пожалуй, его оригинальный голос был даже «фирменным знаком» «Песняров». И вдруг артист уже в одиночестве мелькнул пару раз на телеэкранах, по­ том и вовсе исчез. Что случилось? — Борткевич пришел к нам после первого успеха на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. До этого мы были просто аккомпанирующей группой, и, чтобы стать полностью самостоятельными, нужны были хоро. шие вокалисты, которые могли бы петь в нашей мане­ ре... Я бы сказал, голос Борткевича вообще принес но­ вую краску на эстраду. И первые репетиции с ним нам очень многое дали. Леонид долго выступал с кол. лективом, был очень популярен. Но мало-помалу остановился в своем развитии. Скажем, мог испол­ нять только лирические произведения, к тому же в ансамбле все ребята играют на музыкальных инстру­ ментах, а он так и не освоил ни одного. Появилось не­ нужное манерничанье... Да и голос свой Борткевич по­ степенно растерял. Как раньше — он уже сейчас так не поет. Если бы мог, это было бы интереснее и нам, и вам. Но, самое главное, требовательность слушателей и самих «Песняров» к себе значительно выросла, а он отстал от коллектива, который искал новые темы, но­ вые краски. Поэтому пришлось расстаться. Вместо него поет Игорь Пеня, очень интересный солист, которому доступны и лирика, и сатира, и ритмичные мелодии, и гражданская тема. — Эта тема всегда звучала в творчестве «Песняров». -Можно вспомнить песни «Хатынь», «Памяти Виктора Хара» или «Каждый четвертый» — о погибших на вой­ не белорусах. Но особенно заметной она стала в пос­ ледние годы. На память сразу приходит большая про­ грамма «Через всю войну», показанная телевидением. — Мы научились петь. Теперь для нас важнее — о чем петь. Мы отошли от простой, элементарной лири­ ки, которой заполнены эстрада и телевидение, вырос­ ли из этих штанишек. Проще было бы взять, конечно, полтора десятка песен, таких, какие мы исполняли раньше, и сделать новую программу.' Но она и была бы новой только внешне, а не по сути. Молодым ар­ тистам такое можно простить. Нам этого простить уже нельзя. Творчество — это спор. С тем, что делают дру­ гие, с тем, что ты сам делал раньше... Мы уже в таком зрелом возрасте, который обязы­ вает думать о серьезных вещах. Ансамбль, меня, как руководителя, интересуют больше целевые программы, в которых можно многое сказать. — Но ведь у вас и раньше, уже в середине семиде­ сятых, появились программы, которые трудно назвать чисто развлекательными. Взять хотя бы «Ваньку-встань­ ку» на стихи Евтушенко или рок-оперы «Курган» и «Песня о доле»... — Конечно, это давняя наша линия, это вехи наше­ го развития. Были еще цикл обрядовых белорусских песен и программа на стихи Янки Купалы. Целый час — творчество Купалы и наша музыка. Думаю, для мно­ гих в России белорусский поэт стал настоящим откры- Твор­ чест­ во это спор тием, для этого мы многие произведения на гастролях исполняли в переводах... Или взять программу «Через всю войну». Она написана мною на стихи фронтовых поэтов, и это принципиально для нас важно. Их строки оплачены кровью — мы хотели, чтобы слушатели это почувствовали. — В Мурманске вы показали фрагменты готовящейся программы «Во весь голос!» на стихи Маяковского. По­ чему именно Маяковский? — Потому что это самый современный поэт. Года два назад я сделал композицию на его стихи.. Сделал и понял, что на этом останавливаться нельзя. Со­ гласитесь, большинство из нас плохо знает его твор­ чество. Школьная программа, хрестоматия — и все. А оно очень подходит к нашим непростым дням. Правду говоря, после Маяковского я почти никого не могу читать, просто начинаю придираться, потому что знаю: он об этом уже написал — написал острее, че- стнее. Даже если брать лирику, поэму «Про это», то о любви, наверное, сейчас ни один поэт так не напи­ шет — откровенно и по-мужски, без всяких там оду­ ванчиков, лютиков-цветочков... За два года, что гото­ вится программа, я прочитал очень многое о Мая­ ковском, не говоря уже о его собственном творчест­ ве... Сейчас написано уже двадцать семь компози­ ций, и работа продолжается. А я знаю, что в програм. му войдет двенадцать, не больше, песен. Отбирать очень трудно, но нуж«о. Хочется сделать программу как можно более доходчивой. Мне иногда говорят, что наши наиболее сложные работы воспринимаются по- настоящему только на третий-четвертый раз. Постара­ емся избежать этого, строя программу, как строил свои эстрадные выступления сам поэт: от простых стихов — к более сложным. Мы начнем с его ранних футуристи­ ческих работ, а закончим фрагментом из неоконченной поэмы «Во весь голос!», его поэтического и гражданско­ го завещания. Стихи Маяковского очень сильны зритель­ но, поэтому мы впервые пригласим режиссера и худо­ жников, чтобы не только музыка, но и все оформление соответствовало им. Показать программу предполага­ ем впервые в марте в Москве. Не знаю, как ее при­ мут слушатели, но, надеюсь, она станет очень важной ступенью в нашем развитии. — Владимир Георгиевич, года полтора-два назад вы говорили в интервью о намерении создать при «Песня- рах» молодежную студию. — Что ж, она уже существует. Более того, ребята приехали вместе с нами в Мурманск. — А что подтолкнуло вас на такой шаг? — Сначала нужно сказать вот что... Я очень недово­ лен состоянием сегодняшней эстрады. На мой взгляд, она заходит в тупик. Самые популярные коллективы занимаются сейчас «снятием», то есть копированием западных групп, только что слова поют по-русски... — Вы не преувеличиваете? — К сожалению, нет. Возьмите популярный среди молодежи ансамбль «Форум». Он же постоянно в аранжировках цитирует западные группы. Лишь в мелодиях Морозова чувствуются славянские интона­ ции. И многие другие коллективы в основном занима­ ются тем же самым. В творческом отношении это са­ мый настоящий тупик... Еще тревожит меня то, что у ш ш ш ш т м т нас в республике очень много талантливой молодежи, которую совсем не волнуют народные традиции, му­ зыка, даже белорусский язык. Способные музыканты — но а'бсолютно без почвы. Они хотят петь популяр­ ные песни, быстро получить признание, стать звезда­ ми — и ничего больше. Вот из этих тревог и зароди­ лась мысль создать при «Песнярах» студию, где мо­ лодые ребята могли бы пройти нашу школу. Был объ­ явлен республиканский конкурс, потом пришли еще некоторые музыканты, и собралась группа из семи че­ ловек. Они с нами уже год. Все это ребята чуть стар­ ше двадцати, каждый учится, каждый пишет свою му­ зыку. Несколько раз группа выступала, ее неплохо при. нимали, но всерьез говорить о ней пока рано. — Вы не боитесь, что получится второе издание «Пес­ няров»? Дубликат, как известно, всегда хуже ориги­ нала. — Ни в коем случае не хочу, чтобы они дублироза- ли нас или кого-либо другого. Мы можем передать им свой музыкальный опыт, повлиять на их отношение к народной музыке, к гражданской теме на эстреде. Но очень многое зависит от них самих. Не знаю, смо­ гут ли они подняться, как когда-то смогли мы, но хо­ чется надеяться на настоящий взлет. Впрочем, пока группа только начала по-настоящему работать... — А название у нее есть? — Нет. Название ребята получат, только когда ста­ нут оригинальным коллективом. Когда их музыка станет удовлетворять меня как художника. — Как вы относитесь к современной молодежной му­ зыке? Например, к «хэви-металлу», ставшему притчей во языцех? — Это обычная мода, которая пришла и в свой час уйдет, как практически ушел стиль «диско». Сам я люблю всякую хорошую музыку. Элементы «металла» могут быть и у нас, почему же нет? Но запирать себя в каком-то одном увлечении — только «металл» и ни­ чего больше! — не видеть огромного мира музыки, в котором есть и симфоническая, и джазовая, и народ­ ная,— это просто бедность... С другой стороны, и де­ лать вид, что этого увлечения молодежи не существу­ ет, тоже не годится. Запретный плод сладок, давно сказано! Все равно ведь слушаются записи, смотрят­ ся видеокассеты. У нас в Минске уже года четыре — повальное увлечение видео. Ребятам, на мой взгляд, нравится главным образом форма: * полуголый чело­ век рвет струны, патлы развеваются, кругом дым... Видимость полной свободы. Вот и надо объяснить, что в этом «металле» хорошо, а что плохо. Другого пути нет. — Владимир Георгиевич, традиционный вопрос го­ стю города: как вам показался Мурманск? — Вот на него-то я ответить не могу. Мурманска по­ ка просто не видел. Только из окна гостиницы. Наши музыканты во многих местах побывали, а меня удер­ живает работа над программой по Маяковскому. Каж­ дый день до концертов сижу в гостинице над нотными листами, ведь в январе все должно быть закончено. Время расписано буквально по часам. Могу лишь ска­ зать, что публика у вас, безусловно, интересная. Чув­ ствуется высокий уровень культуры и какая-то особая жадность к музыке. — По чему вы судите об уровне слушателей? — Не по аплодисментам, разумеется. По глазам, по тому, как воспринимают, как реагируют на ту или иную вещь. Я доволен контактом, который устанавливается с сидящими в зале мурманчанами... Вообще-то хоте­ лось бы, конечно, посмотреть ваш край. Сейчас как-то странно ощущаешь себя: все ночь и ночь кругом. Надо бы приехать летом через гсд-два, познакомиться всерь. ез... — Это звучит почти как обещание! — Почему бы и нет? Все от людей зависит. Тем бо­ лее, нам говорили, у вас будет строиться большой концертный зал. — Владимир Георгиевич, наша газета издается для людей, которые в силу своей профессии испытыва­ ют наибольшую, как вы сказали, жадность к музыке и вообще к культуре, — для рыбаков. Прошу вас по­ дарить нашим читателям свой автограф. — Что ж, с удовольствием! » Взял интервью В. БЕЛЯЕВ. э 1 января 1987 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz