Рыбный Мурман. 1987 г. Январь.

Они уходили из Кольского залива Д АЛЕКАЯ, теряющаяся в мор­ ских туманах окраина матери­ ка. Угловатые линии скалистого бе­ рега, безлесная тундра. Дальше на север — бесконечные ряды пенных волн, бегущих, кажется, от самого полюса. Уже в X I I I столетии сюда, на Мурманский берег, вышли пер­ вые ватаги новгородской вольницы. Затем, от берегов Белого моря, ста­ ли являться артели • промышленни­ ков. В вершине Кольского залива поднялись деревянные башни остро­ га, а на отмелом берегу рассыпались рядами домов посады городка. Ко гда в 1556 год у а н гл и й с к и й к о ­ рабль , н о си вш и й кра сно р еч и вое на зва ­ ние «Ищ у н а ж и вы » , бросил я к о р ь на рейде Колы , на ход и вш и й ся на б ор ту Стивен ' Барроу увидел здесь не менее тр и д ц а ти р у с с к и х п а р у с ны х судов . По свид е тел ьс тв у п у теш е с т в е н н и ка , все они были «намерены п лы ть на север для боя м оржей и ловли ло со севы х рыб» . В середине того же XV I столе­ тия на западе Кольского полуострова, на р. Печенге, основан монастырь. Там началось строительство судов, использовавшихся для промысла и торговли. Уже в 1562, 1563 и 1564 годах печенгские монахи совершали плавания в Вардё и продавали там продукты своих промыслов — «ры­ бу, ворвань и прочее, добытое ими за зиму и лето». С развитием море­ ходства и сам монастырь пришлось перенести ближе к гавани — в вер­ шину Печенгской губы. Скоро, на­ ряду с Кемью и Пустозерском, а за­ тем и Архангельском, Кола стала одним из центров в освоении обшир­ ных пространств Северного Ледови­ того океана. Кольские мореходы не ограничи­ вались Прибрежными плаваниями, а стремились Проникнуть в высокие ширрты Арктики. По-видимому, еще $ XV столетии им стали известны ар ­ хипелаги островов, находящиеся да­ леко в океане:* Новая Земля и Гру- мант (Шпицберген). Западноевропей­ ский письменный источник конца XV века сообщает, что людьми москов­ ских князей «под суровой звездой арктического полюса был открыт большой острбв». Г1о-видимому, это был именно Шпицберген, и его пер­ вооткрывателями оказались жители Колы, ибо другой документ свиде­ тельствует, Что «...в лето 7113 (1605) года во граде Самаре был человек поморенин, именем Афанасий, рож ­ дение его за Соловками на Усть-Ко- лы. И он сказал про многие дивные чудеса, а про иные слыхал. И ездил он по морю на морских судах 17 лет, и ходил в темную землю, и тамо тьма стоит, что гора темная, издали поверх тьмы тоя видать горы снеж­ ные в красный день». Более определенные д о кум е н тал ьны е сведения о том , что Ш п и ц б е р ге н был и з ­ вестен к о л ь с к и м п р ом ы ш л е н н и кам , о т ­ но ся т ся к 1596 году , ко гд а , заин тере со ­ ва нны й сл ухам и о бо гатом зверобой ­ ном и п уш н ом промы сле на а р к т и ч е ­ с к и х о с трова х , д а т с ки й ко р о л ь Ф р и д ­ р и х II писал своему д оверенном у в Вар­ дё М у н к у , ре ком енд уя ем у о ты с к а т ь ж и в ущ е го в Коле к о р м щ и к а Павла Йи- ш и ца (очевидно , Н и ки ти ч а ), н е од н о кр а т ­ но побы вавш е го до э то го на Ш п и ц б е р ­ гене . По мысли Ф р и д р и ха II, к о л ь с к и й мореход м о г у к а з а т ь датчанам п у ти в воды бо га то го м ор с ким зверем за поляр ­ но го ар хи пел а га . Ко времени обоснования на Шпиц­ бергене голландских промышленни­ ков (их колония Смеренбург — «Ворванный городок» возникла там в XV II столетии) поморы широко осво­ или острова архипелага, особенно его западную часть. Наряду с вре­ менными постройками, «станками», здесь возникали целые хозяйствен, ные комплексы, позволявшие про­ мышленникам не ограничивать свое пребывание здесь сезоном летнего промысла, а оставаться на островах в течение нескольких лет. Если для голландцев и англичан ос­ нову промысла в водах архипелага составляли киты, наших промышлен­ ников в основном привлекал про­ мысел моржей. «Справедливость повелевает признательно сказать, что российские наши промышленники проворностию и смелостию не токмо не уступают всем народам прочих европейских наций, но и преимущест­ вуют перед ними в сих способностях. Валовые их поколки моржов на льдах и на лудах, а особливо сражения с оными на воде, при видении иност­ ранцев близ Шпицбергена бываемое, приводит сих в содрогательное удив­ ление», — писал архангельский ис­ торик А. И. Фомин. Немало д о к ум е н то в , р а с с к а зы в а ю щ и х об у ч а с ти и ж и те л е й Колы в п р ом ы с ­ ла х на Новой Земле и Ш п и ц б е р ге н е , об­ н а р у ж и л в а р х и в а х м у р м а н с ки й исто ­ р и к И. Ф. Уш а но в . В и х числе — со­ ставленное в 1786 год у «Описание ры б ­ н ы х и з в е р и н ы х м о р с к и х промы слов А р х а н ге л ь с к о й гу б е р н и и » . У ж е в н а ча ­ ле этой р у к о п и с и , по свящ енном общей х а р а к т е р и с т и к е г у б е р н и и , п р и у п о м и ­ н а н и и города Колы о тмечае тся , что «ж и те л и оно го п р ои зво д я т м ор с ки е промы слы при свои х бере гах , а н е ко ­ торы е из н и х и у Ш пи ц б ер гена » . Далее го в о р и тся , что « ...ко л ь с ки е ж и т е л и х о ­ дя т и п р о м ы ш л яю т на Новой Земле, но более х о д я т на острова Ш п и ц б е р ге н и Гренланд , ко то ры е у простова народа изве с тны вообще под именем Больш о го и Малого Груманта» . Другой документ, датированный 1887 годом, «рапорт» коменданта Колы полковника Б. И. Ернера, сви­ детельствует о том, что коляне не ограничивались пребыванием на да­ леком полярном архипелаге промыс­ ловым сезоном, а оставались там на зимовку. «Из здешнего города, — писал Ернер, — отправляются ласто­ вые суда для звериных, рыбных и Первопроходцы северных морей сальных промыслов на Грумаит, а другие в з и м о в ь е » (разрядка моя. — Б. К.). Вместе с местными жителями в числе артельщиков отправлялись и находившиеся в Коле ссыльные. Ибо промышленники «желают брать за добровольную плату из числа нахо­ дящихся здесь присланных на посе­ ление». Плавания жителей Мурмана на Но­ вую Землю совершались вплоть до первой четверти нашего столетия. Знаменитый полярный исследователь В. А. Русанов, возглавивший в 1911 году плавание на яхте «Полярная» вокруг южного острова Новой Земли, писал, что во время пребывания в гу­ бе Черной, приютом его экспедиции служила изба, построенная зимовав­ шим здесь годом раньше мурманским промышленником Олонкиным. Любо­ пытно, что зимовье было построено не из плавника, а из завезенного им сюда строевого леса. А в 1927 году участники исследовательского рейса на знаменитом «Персее» обнаружили на южном острове останки погибше­ го здесь после четырех месяцев про­ мысла зверобоя. Дневник донес по­ следние мысли помора: «Лежу бес­ помощный. ожидая конца жизни. По­ следнее мое желание: если бы кто нашел меня и положил в камни этот добрый-человек. Кабы лежать на су ­ хом берегу. Афанасий Росляков из Териберки». Помимо походов к арктическим островам, кольские поморы соверша­ ли плавания далеко на запад, к Л о ­ фотенским островам, и на восток, к устью Оби. А в начале XV II века они обогнули северную оконечность Азии — мыс Челюскин. В 1940 год у у побереж ья Таймы ра , на о. Фаддея и в заливе Симса были н ай ­ дены о с та т ки зим овавш ей здесь не позднее первой четверти X V II века р у с ­ с ко й тор го во -промы сло вой э кс п е д и ц и и . В числе н а ход о к были монеты (более 3 ты ся ч ш т у к ) , б у сы , п е р с тн и , солнеч ­ ные часы , о гн и в о с кр ем нем , медные ко т лы , ко с ти людей и ж и в о т н ы х . Осо­ бенно заин тересовали археоло гов н о ж и . На р у к о я т к е одно го из н и х была над­ п и с ь владельца: « А к а к и й М урманец» . Имя хо зя и н а д р у го го нож а разобрать не удалось, но слово «М урманец» ч и ­ тало сь и на нем. Поэтому , за клю ч и л один из исследователей э ти х н а ход о к В. В» Гейман, «мы осмеливаемся на з­ вать ... б е зы м я н н ую э к с п е д и ц ию р у с с к и х людей начала X V II в. э кс п е д и ц и ей А на - к и я М урм анца» . Т а ким образом , в те Далекие времена вы ходцы с М урмана х о р ош о знали не то л ь ко зн ам е н и ты й «М а н га зе й с ки й ход» , но о гибали м ор ­ с к и м п у тем север А з и а т с к о го м а те р и ка . Опыт КОЛЬСКИХ кормщиков широко использовался русскими исследова­ телями, осуществлявшими съемку по­ бережий европейского Севера, — Ф. П. Литке и М. Ф. Рейнеке. Неко­ торые из жителей Колы служили М. Ф. Рейнеке надежными проводни­ ками и верными помощниками. В их числе был Иван Епанчин, кормщик на одной из шняк, на которых в 1843 году Рейнеке осуществлял съемку Мотовского залива. По его свидетель­ ству, кормщики «не знали грамоты, но безошибочно могли показать на карте каждый мысок по всему Лап­ ландскому берегу». Среди грамотной части населения русского Севера вековой опыт плава­ ний нашел отражение в своеобразных народных наставлениях по морепла­ ванию — «мореходных книгах», про­ образах современных лоций, время составления которых восходит к XV III столетию. Они включали опи­ сания «ходов» — наиболее исполь­ зовавшихся маршрутов плаваний, в том числе ходы по Мурманскому бе­ регу, а также в «Норвегу», т. е. в Норвегию и обратно. Помимо румбов и р а с с то я н и й в вер­ с та х м еж д у промы сл овы м и у ч а с т кам и бере гов и с та новищ ам и , в н и х содержа ­ ли сь р а зл и ч н о го рода п р им е ты , помо ­ гавш ие мореплавателям о ри ен ти р о ва ть ­ ся вблизи бере гов ; о тм е чали сь с кры ты е водой нам ни , « п о та й н и ки » , о пи сы вали сь места я к о р н ы х с то я н о к , у ка зы в а л и с ь на пра вле ния , х а р а к т е р и с ко р о с т ь мор ­ с к и х течений — все то , что и сегодня составляет содерж ание полноце нно го л о цм а н с ко го о пи са ни я . Из года в год, и з п о кол ени я в по кол ени е те тради ло­ ций обновлялись новыми сведениями , п ред с та вляющ им и гр ом а д н ую ценность для мореплавателей . Родившись в Прибеломорье, спис­ ки лоций быстро стали достоянием кольских шкиперов. Один из наибо­ лее древних таких списков был обна­ ружен в 1915 году К. П. Темп на Терском берегу, в Кузомени, в по­ морской семье Двининых. В 1939 год у в одном из н о р в е ж с к и х ге о гр аф и ч е с ки х ж у р н а л о в появилась п у б л и к а ц и я части т е к с т а д р у го го спи с ка л о ц и и , п о л у ч е н н о го н о р в е ж с ким профес­ сором У . Бро ком о т одно го из ж и телей М у р м а н с ко го побереж ья , бы вш е го я то время в Н орве гии . По словам владель­ ца , он в 1904 год у со б с тве ннор учно пе ­ реписал т е к с т э то го с п и с к а со старосла ­ в я н с к о го на соврем енны й р у с с к и й я з ы к — еще одно свиде тельство то го , что «мо­ реходны е к н и г и » на ход или сь в обиходе ж и те л е й К о л ь с ко го пол уо с трова вплоть до н аш е го столе тия . Своеобразным памятником истории мореплавания в водах Мурмана явля­ ется островок Аникиев, что в не­ скольких часах плавания к западу от устья Кольского залива. На гладкой поверхности скалы, рядом с именами мореплавателей разных стран, оста­ вили свои «автографы» и шкиперы из Колы. Б. КОШЕЧКИН, кандидат географических наук. На снимках: «Поморское становище на побережье Мурмана» — гравюра Н. М. Каразина; плита на о. Аникиев — «каменная летопись Мурмана». В числе других мореплавателей здесь оставили свои «автографы» и кольские морехо­ ды. 30 января 1987 года 8 РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz