Рыбный Мурман. 1987 г. Январь.

Решения XXVII съезда КПСС-S жизнь! I Анкета «Рыбного Мурмана» ПЕРЕСТРОЙКА: Спроси с себя! 1. Какие перемены произо­ шли в вашем коллективе пос­ ле XXVII съезда КПСС! 2. Что, на ваш взгляд, ме­ шает ускорению! 3. Что зависит лично от вас! 4. Ваши предложения по со­ вершенствованию хозяйствен, ного механизма. 1 Если сравнить ушедший * • и 1985 годы, то в трал- флоте сделан определенный шаг по улучшению качества продукции. Этому способство­ вали модернизация ряда су­ дов, систем предварительного охлаждения, установка разде­ лочных машин, жировых ли­ ний. Рыбаки произвели нема­ ло разделанной продукции, консервов, пресервов. Но, от­ кровенно говоря, это — лишь первые шаги. 2 Л Мешает всем нам — 9 рядовым и руково­ дителям — нынешнее состоя­ ние нормативно-технической документации, в частности, ГОСТов. Вот возьмем один из стандартов, именуемый «Кон­ сервы-пресервы рыбные. Упа­ ковка и маркировка». В нем сказано: «Допускаются * сле­ дующие дефекты для метал­ лических банок: незначитель­ ная помятость корпуса банок без острых граней, а также незначительный продольный перегиб». Что означает слово «незначительный»? Каковы должны быть его размеры? Непонятно. Немного отвлекусь. Недав­ но в беседе с зарубежными специалистами мы попытались доказать им, что одна из ба­ нок — нестандартная. А они спросили: «Как вы это опре­ делили?» Потом они три дня искали соответствующее сло­ во в словаре и честно заяви­ ли: «Мы так и не поняли, что такое «нестандартная банка». Им нужна четкость и конкрет­ ность: какова должна быть глубина, длина, скажем, вмя­ тины. Общих, неконкретных фраз в определении годности продукции у них нет. И у нас не должно быть. Надо, чтобы в ГОСТах были четкие и однозначно понимае­ мые формулировки. Допустим, если на рыбе имеются меха­ нические повреждения или срывы, то это должно выра­ жаться в сантиметрах, мили- метрах, в количестве. срывов. Вот тогда можно однозначно говорить «да», «нет», годен этот товар для пищевых целей или у него другое предназна­ чение. Сегодняшние критерии оценки качества рыбной про­ дукции — прадедовские. Про­ верка идет на вкус, запах, цвет, т. е. органолептическим методом, основанным на субъ­ ективизме, потому как истин­ ных дегустаторов в отрасли не было и нет. И не потому, чтб таких специалистов нигде не готовят. Это же в определен­ ной степени и дар: иметь не­ обыкновенную остроту, допу­ стим, обоняния, других ощу­ щений. А что же мы имеем? Техно- логов-приемщиков, которые зачастую принимают от изго­ товителя (промыслового суд­ ДИАЛОГ ГЛУХИХ на) продукцию, заведомо сни­ жая ее сортность. И попро­ буй им докажи свою правоту — бесполезно. Тупик? Отнюдь. На между­ народной выставке «Инрыб- пром-85» демонстрировался прибор оценки свежести ры­ бы. Такой, точнее такие нам очень нужны. Тогда бы любой мало-мальски подготовленный человек с помощью прибора в считанные минуты сказал бы, хорошая рыба или пло­ хая. Будет торжествовать Исти­ на. Сейчас же идет разговор на пальцах. Диалог глухих. Теперь о другом важном ас­ пекте, о производственной це­ почке: изготовитель •— тран­ спорт — потребитель. На суд­ не есть кому отвечать за ка­ чество: помощнику капитана по производству, мастерам об­ работки. Они несут за рыбу ответственность. Хорошо или плохо — это другой вопрос, по крайней мере, существую­ щие материальные рычаги не позволяют им халтурить. Но вовсе отсутствует контроль за качеством на транспортных рефрижераторах и железной дороге. И получается, что привозят потребителю мороженую про­ дукцию такую, что покупа­ тель справедливо предъявля­ ет претензии, но не к пере­ возчикам, а почему-то к из­ готовителям, к рыбакам. Вот поэтому, учитывая первые уро­ ки госприемки, следует осу­ ществлять контроль на всех этапах рыбного конвейера, включая в первую очередь транспорт. Именно здесь сла­ бое звено качества. Бывают и другие ситуации, не зависящие от приемщиков, но отрицательно влияющие на качество. Это — нарушение сроков хранения и реализации продукции, которую вывозят из дальних районов. По этой причине тралфлоту предъяви­ ли штрафные санкции, значи­ тельно большие, чем в 1985 году. Есть ли тут выход? Да, надо выпускать только разде­ ланную рыбу, но парадокс состоит в том, что изготавли­ вать сверхплановую разделан­ ную рыбу флоту... невыгодно. Поясню. При новой системе оплаты труда министерство заплани­ ровало перевод судов на ра­ боту по пересчитанной про­ дукции (то есть разделанная рыба при помощи коэффици­ ентов переводится в неразде- ланную). Естественно, заинте­ ресованность экипажей нали­ цо. Но может получиться так, что все суда станут выполнять свои задания, а в целом флот не будет справляться ни с пла­ ном поставок, ни с планом производства. Не станет и при­ были. Судам-то идет план в Пересчитанной продукции, а управлению — в натуральных показателях! Другими слова­ ми, конкретный продукт будет, но программа по пресловуто­ му валу окажется невыполнен­ ной, и заранее флот оказыва­ ется... в отстающих. Планиро­ вать следовало бы и судам, и флоту в целом только в на­ туре, используя переводные коэффициенты, которые ус­ пешно применяются в «Зап- рыбе». В этом случае флот смог бы без дополнительных затрат довести выпуск разде­ ланной рыбы до 35—40 про­ центов, в настоящее время мы имеем около 20. И сбытовики, и работники торговли — все поддержива­ ют нас. Ведь в конце-то кон­ цов количество белка на на­ родный стол не уменьшится, а даже увеличится. Однако (непонятно почему) Минрыб- хоз вот уже несколько лет не решается переводить трал- флот на работу по этому экс­ перименту. Решать же эту про­ блему надо как можно быст­ рее. И последнее. Министерство издало приказ о работе со­ кращенными штатами на су­ дах. Невольно задаешься воп­ росом: за счет чего же эки­ пажи будут выпускать качест­ венную продукцию, к тому же большего количества, чем прежде? За счет каких резер­ вов? Видимо, если раньше мо­ ряк работал 12, теперь ему придется трудиться по 16 ча­ сов? На мой взгляд, Минрыбхоз принял волевое, волюнтарист­ ское решение, ибо оно не обеспечено на сегодняшний день техникой, механизмами, автоматизированными линия­ ми. Да, сокращать надо. Но это должны решать сами члены экипажей. Должны оценивать свои возможности рыбаки, а не чиновники из центра. Слов о перестройке много, но из них не изготовишь обо­ рудование для разделки ры­ бы. Сейчас на промысле вот уже месяЦ работает сокра­ щенным штатом БАТ «Маршал Якубовский». Анализ показы­ вает, что он трудится процен­ тов на 20 лучше, чем однотип­ ные суда. Правда, перед отхо­ дом в море на траулере мо­ дернизировали систему пред­ варительного охлаждения сырья, установили рыборазде­ лочную технику. Но дело-то в том, что остальные суда мы обеспечить высокопроизводи­ тельным оборудованием не можем. Создали условия для одного, но как другие будут работать? Я не пророк, но уверен, что если на всех су­ дах сократят штаты, то каче­ ство продукции ухудшится, и значительно, возможно, сни­ зится и количество. О В свете отмеченных про- ^■блем я, как главный тех­ нолог, вместе со своей служ­ бой буду стремиться разру­ бить те узлы проблем, о ко­ торых сказал выше. А это оз­ начает, что следует и дальше совершенствовать технологию, модернизировать суда, настой­ чиво готовить специалистов, повышать их квалификацию и, конечно, заниматься улучше­ нием потребительских свойств рыбных товаров. Е. КОЛПАКОВ, главный технолог управле­ ния Мурманского тралово­ го флота. Передает наш спецкор Пусть пироги печет пирожник Все ближе район промыс­ ла. И все чаще в разгово­ рах моряков слышатся сло­ ва «интенсивная загрузка», «экономия времени», «тон­ ны», «качество продукции». На борту транспорта три технолога, цель их — вы­ явить брак при приемке ры­ бопродукции с промысловых судов. Все трое — специа­ листы «Севрыбхолодфлота», но работают на ТР по дове­ ренности от «Севрыбсбыта». А это означает, что, в отли­ чие от экипажа, они не по­ лучают премий по судну, не зависит их заработок и от пая. Разумеется, при такой оплате и заинтересованность в результатах труда соответ­ ствующая. До августа 1986 года все было иначе, но в ВРПО по­ считали, что в погоне за вы­ соким паем технологи вместе с экипажем стремятся уско­ рить погрузку и качеству рыбы не уделяют должного внимания. А потому была издана инструкция, согласно которой мастер по приемке рыбопродукции получает го­ лый оклад плюс 20 процен­ тов премии от него, если ка­ чество доставленных в порт тонн высокое. Несуразица с материальной точки зрения, а с моральной — тем более. Ведь (как это ни абсурдно) и раньше, и теперь весь до­ ставленный груз проверяет­ ся «Севрыбинспекцией». Обо всем этом с горечью поведали .лиге старший ма­ стер по приемке рыбопродук­ ции Владимир Сергеевич Распутин и мастера Петр Павлович Вирко и Игорь Ва­ сильевич Храпов. Они зави­ довали коллегам из «Севрыб- инспекции», которые ходят в море с экипажем, хотя и не в штате судна, а в команди­ ровку. У них широкие пол­ номочия, их работу не про­ веряет «Севрыбинспекция», да и оплата труда иная. А как относится к «пасса­ жирам» администрация суд­ на? В общем-то без восторга. И дело не в том даже, что, на ее взгляд, технологи не работают на переходах. А в том, что на промысле их обязанности сводятся лишь к проверке качества продук­ ции, а за учет количества, размещение груза и прочее отвечает второй пом ощ и^ , капитана. Казалось бы, если на борту представитель «Сев­ рыбсбыта», то есть получа­ тели груза, зачем же штур­ ману заниматься кучей бу­ маг, связанных с оформле­ нием получения и транспор­ тировки рыбы, всеми этими ассортиментами, сепарирова­ нием и так далее? Ведь по логике его функции — раз­ мещение груза с учетом остойчивости судна, обеспече­ ние безопасности мореплава­ ния. Ан нет. С высоты не­ которых руководителей ВРПО видней, как оно луч­ ше и логичней. А жаль. Куда разумней было бы технологам, пред­ ставителям «Севрыбсбыта»* принимать продукцию с су­ дов и по качеству, и по ко­ личеству (с соответствующей оплатой их ответственности и труда). «Севрыбсбыту» в порту оставалось бы только отправить груз потребите­ лям. Куда разумней было бы оставить «Севрыбхолс?^ флоту» функции «перевоз­ чика» с оплатой, согласно коносаменту за принятый и доставленный груз. И. БЕРЕЗЮК. Атлантический океан. Социальная сфера: Позаросла С 1 апреля 1985 года закры­ та столовая № 1 при ДМО тралового флота. Кто-то взял на себя смелость и начертал на оконном стекле лаконичное слово «ремонт». Чуть ли не два года минуло с той поры, а надпись все еще держигся. Видно, хорошего качества бы­ ла краска. Но информация не соответствует действительно­ сти: стойкие сугробы у входа в здание не тревожила нога строителей. История многострадальной столовой была кратко изло­ жена на страницах еженедель­ ника («Рыбный Мурман» № 39, 27 сентября 1985 годл). В ней говорилось о том, что здание было построено еще в дово­ енное время, а арендуется конторой общественного пи­ тания с 1947 года. Приводи­ лись документы, свидетельст­ вующие о многочисленных и бесплодных попытках работни­ ков общепита обратить внима­ ние ремонтников на прогнив­ шие балки и прочие разруше­ ния. Через восемь лет услы­ шан был, наконец, грохот осы­ пающейся штукатурки. Столовую закрыли. И насту­ пила для ответственных лиц благодатная пора тишины и спокойствия. Люди дисципли­ нированно верили начертанно­ му слову и шли себе мимо. Моряки вынужденно пользо- 30 января 1987 года вались скудными услугами бу- фетика, наживали гастриты и стойкое отвращение к пожи­ лым цыплятам-табака и сколь­ зким шницелям. И это, повторяем, длится чуть ли не два года. Добавим, что буфет открывается лишь в десять утра, практически сра­ зу же закрывается на прием­ ку товара, и многочисленные жалобы моряков не могут пробить брешь в такой систе-2 ме обслуживания. Защита не- пробиваема. А столовая, между тем, не ремонтируется. На критиче­ скую статью в свое время был получен ответ за подписью зам. начальника тра­ лового флота П. В. Шумелян- ко: «...Критика в связи с затя­ нувшимся решением вопросов по организации ремонта сто­ ловой № 1 в здании ДМО признана справедливой. В настоящее время разра­ батывается проектно-сметная документация на реконструк­ цию столовой. Капитальный ремонт планируется произве­ сти в 1986 году. Траловый флот после получения проек­ тно-сметной документации в четвертом квартале 1985 года дополнительно проинформи­ рует читателей газеты «Рыб­ ный Мурман» о начале ре­ монтных работ». рыбныймурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz