Рыбный Мурман. 1987 г. Январь.
Решения XXVII съезда КПСС-S жизнь! I Анкета «Рыбного Мурмана» ПЕРЕСТРОЙКА: Спроси с себя! 1. Какие перемены произо шли в вашем коллективе пос ле XXVII съезда КПСС! 2. Что, на ваш взгляд, ме шает ускорению! 3. Что зависит лично от вас! 4. Ваши предложения по со вершенствованию хозяйствен, ного механизма. 1 Если сравнить ушедший * • и 1985 годы, то в трал- флоте сделан определенный шаг по улучшению качества продукции. Этому способство вали модернизация ряда су дов, систем предварительного охлаждения, установка разде лочных машин, жировых ли ний. Рыбаки произвели нема ло разделанной продукции, консервов, пресервов. Но, от кровенно говоря, это — лишь первые шаги. 2 Л Мешает всем нам — 9 рядовым и руково дителям — нынешнее состоя ние нормативно-технической документации, в частности, ГОСТов. Вот возьмем один из стандартов, именуемый «Кон сервы-пресервы рыбные. Упа ковка и маркировка». В нем сказано: «Допускаются * сле дующие дефекты для метал лических банок: незначитель ная помятость корпуса банок без острых граней, а также незначительный продольный перегиб». Что означает слово «незначительный»? Каковы должны быть его размеры? Непонятно. Немного отвлекусь. Недав но в беседе с зарубежными специалистами мы попытались доказать им, что одна из ба нок — нестандартная. А они спросили: «Как вы это опре делили?» Потом они три дня искали соответствующее сло во в словаре и честно заяви ли: «Мы так и не поняли, что такое «нестандартная банка». Им нужна четкость и конкрет ность: какова должна быть глубина, длина, скажем, вмя тины. Общих, неконкретных фраз в определении годности продукции у них нет. И у нас не должно быть. Надо, чтобы в ГОСТах были четкие и однозначно понимае мые формулировки. Допустим, если на рыбе имеются меха нические повреждения или срывы, то это должно выра жаться в сантиметрах, мили- метрах, в количестве. срывов. Вот тогда можно однозначно говорить «да», «нет», годен этот товар для пищевых целей или у него другое предназна чение. Сегодняшние критерии оценки качества рыбной про дукции — прадедовские. Про верка идет на вкус, запах, цвет, т. е. органолептическим методом, основанным на субъ ективизме, потому как истин ных дегустаторов в отрасли не было и нет. И не потому, чтб таких специалистов нигде не готовят. Это же в определен ной степени и дар: иметь не обыкновенную остроту, допу стим, обоняния, других ощу щений. А что же мы имеем? Техно- логов-приемщиков, которые зачастую принимают от изго товителя (промыслового суд ДИАЛОГ ГЛУХИХ на) продукцию, заведомо сни жая ее сортность. И попро буй им докажи свою правоту — бесполезно. Тупик? Отнюдь. На между народной выставке «Инрыб- пром-85» демонстрировался прибор оценки свежести ры бы. Такой, точнее такие нам очень нужны. Тогда бы любой мало-мальски подготовленный человек с помощью прибора в считанные минуты сказал бы, хорошая рыба или пло хая. Будет торжествовать Исти на. Сейчас же идет разговор на пальцах. Диалог глухих. Теперь о другом важном ас пекте, о производственной це почке: изготовитель •— тран спорт — потребитель. На суд не есть кому отвечать за ка чество: помощнику капитана по производству, мастерам об работки. Они несут за рыбу ответственность. Хорошо или плохо — это другой вопрос, по крайней мере, существую щие материальные рычаги не позволяют им халтурить. Но вовсе отсутствует контроль за качеством на транспортных рефрижераторах и железной дороге. И получается, что привозят потребителю мороженую про дукцию такую, что покупа тель справедливо предъявля ет претензии, но не к пере возчикам, а почему-то к из готовителям, к рыбакам. Вот поэтому, учитывая первые уро ки госприемки, следует осу ществлять контроль на всех этапах рыбного конвейера, включая в первую очередь транспорт. Именно здесь сла бое звено качества. Бывают и другие ситуации, не зависящие от приемщиков, но отрицательно влияющие на качество. Это — нарушение сроков хранения и реализации продукции, которую вывозят из дальних районов. По этой причине тралфлоту предъяви ли штрафные санкции, значи тельно большие, чем в 1985 году. Есть ли тут выход? Да, надо выпускать только разде ланную рыбу, но парадокс состоит в том, что изготавли вать сверхплановую разделан ную рыбу флоту... невыгодно. Поясню. При новой системе оплаты труда министерство заплани ровало перевод судов на ра боту по пересчитанной про дукции (то есть разделанная рыба при помощи коэффици ентов переводится в неразде- ланную). Естественно, заинте ресованность экипажей нали цо. Но может получиться так, что все суда станут выполнять свои задания, а в целом флот не будет справляться ни с пла ном поставок, ни с планом производства. Не станет и при были. Судам-то идет план в Пересчитанной продукции, а управлению — в натуральных показателях! Другими слова ми, конкретный продукт будет, но программа по пресловуто му валу окажется невыполнен ной, и заранее флот оказыва ется... в отстающих. Планиро вать следовало бы и судам, и флоту в целом только в на туре, используя переводные коэффициенты, которые ус пешно применяются в «Зап- рыбе». В этом случае флот смог бы без дополнительных затрат довести выпуск разде ланной рыбы до 35—40 про центов, в настоящее время мы имеем около 20. И сбытовики, и работники торговли — все поддержива ют нас. Ведь в конце-то кон цов количество белка на на родный стол не уменьшится, а даже увеличится. Однако (непонятно почему) Минрыб- хоз вот уже несколько лет не решается переводить трал- флот на работу по этому экс перименту. Решать же эту про блему надо как можно быст рее. И последнее. Министерство издало приказ о работе со кращенными штатами на су дах. Невольно задаешься воп росом: за счет чего же эки пажи будут выпускать качест венную продукцию, к тому же большего количества, чем прежде? За счет каких резер вов? Видимо, если раньше мо ряк работал 12, теперь ему придется трудиться по 16 ча сов? На мой взгляд, Минрыбхоз принял волевое, волюнтарист ское решение, ибо оно не обеспечено на сегодняшний день техникой, механизмами, автоматизированными линия ми. Да, сокращать надо. Но это должны решать сами члены экипажей. Должны оценивать свои возможности рыбаки, а не чиновники из центра. Слов о перестройке много, но из них не изготовишь обо рудование для разделки ры бы. Сейчас на промысле вот уже месяЦ работает сокра щенным штатом БАТ «Маршал Якубовский». Анализ показы вает, что он трудится процен тов на 20 лучше, чем однотип ные суда. Правда, перед отхо дом в море на траулере мо дернизировали систему пред варительного охлаждения сырья, установили рыборазде лочную технику. Но дело-то в том, что остальные суда мы обеспечить высокопроизводи тельным оборудованием не можем. Создали условия для одного, но как другие будут работать? Я не пророк, но уверен, что если на всех су дах сократят штаты, то каче ство продукции ухудшится, и значительно, возможно, сни зится и количество. О В свете отмеченных про- ^■блем я, как главный тех нолог, вместе со своей служ бой буду стремиться разру бить те узлы проблем, о ко торых сказал выше. А это оз начает, что следует и дальше совершенствовать технологию, модернизировать суда, настой чиво готовить специалистов, повышать их квалификацию и, конечно, заниматься улучше нием потребительских свойств рыбных товаров. Е. КОЛПАКОВ, главный технолог управле ния Мурманского тралово го флота. Передает наш спецкор Пусть пироги печет пирожник Все ближе район промыс ла. И все чаще в разгово рах моряков слышатся сло ва «интенсивная загрузка», «экономия времени», «тон ны», «качество продукции». На борту транспорта три технолога, цель их — вы явить брак при приемке ры бопродукции с промысловых судов. Все трое — специа листы «Севрыбхолодфлота», но работают на ТР по дове ренности от «Севрыбсбыта». А это означает, что, в отли чие от экипажа, они не по лучают премий по судну, не зависит их заработок и от пая. Разумеется, при такой оплате и заинтересованность в результатах труда соответ ствующая. До августа 1986 года все было иначе, но в ВРПО по считали, что в погоне за вы соким паем технологи вместе с экипажем стремятся уско рить погрузку и качеству рыбы не уделяют должного внимания. А потому была издана инструкция, согласно которой мастер по приемке рыбопродукции получает го лый оклад плюс 20 процен тов премии от него, если ка чество доставленных в порт тонн высокое. Несуразица с материальной точки зрения, а с моральной — тем более. Ведь (как это ни абсурдно) и раньше, и теперь весь до ставленный груз проверяет ся «Севрыбинспекцией». Обо всем этом с горечью поведали .лиге старший ма стер по приемке рыбопродук ции Владимир Сергеевич Распутин и мастера Петр Павлович Вирко и Игорь Ва сильевич Храпов. Они зави довали коллегам из «Севрыб- инспекции», которые ходят в море с экипажем, хотя и не в штате судна, а в команди ровку. У них широкие пол номочия, их работу не про веряет «Севрыбинспекция», да и оплата труда иная. А как относится к «пасса жирам» администрация суд на? В общем-то без восторга. И дело не в том даже, что, на ее взгляд, технологи не работают на переходах. А в том, что на промысле их обязанности сводятся лишь к проверке качества продук ции, а за учет количества, размещение груза и прочее отвечает второй пом ощ и^ , капитана. Казалось бы, если на борту представитель «Сев рыбсбыта», то есть получа тели груза, зачем же штур ману заниматься кучей бу маг, связанных с оформле нием получения и транспор тировки рыбы, всеми этими ассортиментами, сепарирова нием и так далее? Ведь по логике его функции — раз мещение груза с учетом остойчивости судна, обеспече ние безопасности мореплава ния. Ан нет. С высоты не которых руководителей ВРПО видней, как оно луч ше и логичней. А жаль. Куда разумней было бы технологам, пред ставителям «Севрыбсбыта»* принимать продукцию с су дов и по качеству, и по ко личеству (с соответствующей оплатой их ответственности и труда). «Севрыбсбыту» в порту оставалось бы только отправить груз потребите лям. Куда разумней было бы оставить «Севрыбхолс?^ флоту» функции «перевоз чика» с оплатой, согласно коносаменту за принятый и доставленный груз. И. БЕРЕЗЮК. Атлантический океан. Социальная сфера: Позаросла С 1 апреля 1985 года закры та столовая № 1 при ДМО тралового флота. Кто-то взял на себя смелость и начертал на оконном стекле лаконичное слово «ремонт». Чуть ли не два года минуло с той поры, а надпись все еще держигся. Видно, хорошего качества бы ла краска. Но информация не соответствует действительно сти: стойкие сугробы у входа в здание не тревожила нога строителей. История многострадальной столовой была кратко изло жена на страницах еженедель ника («Рыбный Мурман» № 39, 27 сентября 1985 годл). В ней говорилось о том, что здание было построено еще в дово енное время, а арендуется конторой общественного пи тания с 1947 года. Приводи лись документы, свидетельст вующие о многочисленных и бесплодных попытках работни ков общепита обратить внима ние ремонтников на прогнив шие балки и прочие разруше ния. Через восемь лет услы шан был, наконец, грохот осы пающейся штукатурки. Столовую закрыли. И насту пила для ответственных лиц благодатная пора тишины и спокойствия. Люди дисципли нированно верили начертанно му слову и шли себе мимо. Моряки вынужденно пользо- 30 января 1987 года вались скудными услугами бу- фетика, наживали гастриты и стойкое отвращение к пожи лым цыплятам-табака и сколь зким шницелям. И это, повторяем, длится чуть ли не два года. Добавим, что буфет открывается лишь в десять утра, практически сра зу же закрывается на прием ку товара, и многочисленные жалобы моряков не могут пробить брешь в такой систе-2 ме обслуживания. Защита не- пробиваема. А столовая, между тем, не ремонтируется. На критиче скую статью в свое время был получен ответ за подписью зам. начальника тра лового флота П. В. Шумелян- ко: «...Критика в связи с затя нувшимся решением вопросов по организации ремонта сто ловой № 1 в здании ДМО признана справедливой. В настоящее время разра батывается проектно-сметная документация на реконструк цию столовой. Капитальный ремонт планируется произве сти в 1986 году. Траловый флот после получения проек тно-сметной документации в четвертом квартале 1985 года дополнительно проинформи рует читателей газеты «Рыб ный Мурман» о начале ре монтных работ». рыбныймурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz