Рыбный Мурман. 1987 г. Январь.
i9i7~1987: дорогой Октября ИЗ БИОГРАФИЧЕСКОЙ СПРАВКИ Родился Пеан Николаевич Деми дов в 1899 году в Сумском Посаде в поморской семье, где, кроме него, подрастали еще 14 детей. Работать начал в 1911 году зуйком в станови ще Гаврилово. С 1916 года —- матрос на парусных судах «Дмитрий Дон ской», «Вера». Зимой учиЛся. В 1918 году закончил мореходную школу, получив диплом штурмана малого плавания. С 1920 года — в Мурман ском тралфлоте, матрос на РТ-24 «Сайда». Вскоре назначается штур маном, с 1926 года — капитан РТ-42 «Пинагор > Севгосрыбтреста. Позднее возглавлял экипажи РТ «Микоян», «Двина», «Дельфин», «Палтус». В 1930 году в Архангельском морском техникуме сдал экзамен на штурма на дальнего плавания. В том же го ду стал капитаном поискового суд на «Уссуриец». В 1937 году, когда был создан отдел промысловой раз ведки треста «Мурманрыба», был на правлен туда. ток вахтенный штурман доложил ка питану о том, что температура при донного слоя воды, державшаяся по следние сутки почти без изменения, вдруг понизилась почти на целый гра дус. Иван Николаевич насторожился. — Ну вот теперь должны начать ся какие-то изменения. Трал пришел совсем пустой, значит, кончились все «отголоски» Мурманской банки. Или мы найдем рыбу, или будем твердо знать, что здесь ее быть не может. Упрямо бежит на север «Уссуриец». Три мили переход, остановка, измере ние температуры. Снова три мили пе реход, снова измерения... Но на отри цательные температуры он так и не вышел. Через 30 миль температура опять поднялась, а глубина резко увеличилась. Весь экипаж «Уссурийца» следил за этим настойчивым поиском, и ко гда траулер вышел на большую глу бину при высокой температуре, все ждали, что скажет Иван Николаевич. Демидов понимал, что нашел именно ^о, к чему так давно стремился. З а метно волнуясь, он приказал: — Спускайте трал. Здесь можно ожидать того, что мы ищем. да, нашлись скептики, которые уверя ли, что Демидов, конечно, ошибает ся, что в тех местах и на таких глу бинах, какие давал «Уссуриец», ры бы нет и быть не может. Но следую щий рейс, из которого «Уссуриец» вернулся с полным грузом, опроки нул недоверие и косность тех, кто не желал признавать нового открытия. Промысел на Демидовской банке показал, что треску можно ловить па глубине до 300 метров и больше и что мощные концентрации крупного окуня бывают как раз на этих срав нительно больших глубинах. Это бы ли открытия, в корне менявшие на ше представление о промысле. Обилие рыбы в этом районе было доказано уже в 1939 году, когда тра ловый флот выловил здесь 24 процен та от годовой своей добычи. С этого времени достоинства нового района стали неоспоримы. ВОЙНА ДЕМИДОВСКАЯ БАНКА хм к тер Из воспоминаний капитана дальнего плавания Г. С. Попова. Передо мной стоял человек сред него роста, широкий в плечах, с круглой, коротко подстриженной го ловой. Лицо его было по-северному смуглым, щеки овальные, с темным румянцем, всегда начисто, до сине вы, свойственной брюнетам, выбритые. Яркие, чуть припухлые губы придава ли выражению лица неуловимую мяг кость, Нос короткий, прямой. Под густыми, отчетливыми бровями тем но-карие, почти черные, очень живые глаза. По лицу Ивана Николаевича всег да и безошибочно можно было опре делить его настроение.. Если он был спокоен, то прикрытые'длинными рес ницами глаза поблескивали искрами смеха и чуть<приподнятая верхняя губа, казалось, удерживала готовую сорваться шутку или смех. Но стоцло ему рассердиться, как ничего шутливого и мягкого не оста валось во всем лице. Губы делались тонкими* глаза становились больше, и слегка приподнятые брови придавали всему лицу выражение удивленной гордости. Даже подбородок терял округлость очертаний и как-то заост рялся. Демидов никогда при этом не повышал голоса, но все слова и фра зы, произнесенные им, сразу стано вились внушительными. Его подчиненные, из тех, которым по каким-либо причинам приходилось выслушивать от Ивана Николаевича замечания, говорили обычно, что предпочли бы выслушать пару креп-, ких морских фраз, чем те спокойно произнесенные, строгие слова, в ко торые Демидов умел облечь свое мнение. зияния и опыт Из воспоминаний капитана-про- мысловнка А. Я. Маклакова. В пору нашей рыбацкой молодости рыбу ловили только летом. Зимой вязали сети. Нелегкая это была ра бота для промысловика, но Демидов никогда от нее не отказывался. Да так овладел этим ремеслом, что не угнаться было за ним даже тем, кто постоянно занимался сетевязанием. И на пользу делу — трал он знал, как капитанскую рубку. • Он мог заменить любого в экипаже. Не явился как-то к отходу судна ма стер лова, Демидов был в то время штурманом. Не будем ждать, — заявил он. Справлюсь и без него. И справился. Да еще как! ИЗ СПРАВКИ ОТДЕЛА КАДРОВ Потомственный моряк и рыбак, Иван Николаевич сохранил в своем характере те черты и качества, кото рые когда-то помогли его предкам выйти из Центральной России и обос новаться на берегах студеного мо ря ,— смелость, настойчивость, любо знательность. Именно эти качества и обеспечили ему успех в работе, когда после окончания Архангельской мореходной школы он пришел на траулеры. В то время ему был всего 21 год, а уже через четыре годи он стал капи таном и самостоятельно выходил на промысел в суровое и малознакомое Баренцево море. ОТКРЫТИЕ ИЗ ГАЗЕТНОГО ОЧЕРКА В конце лета 1937 г. «Уссуриец» работал на Мурманской банке, охра няя косяки, на которых промышляла Оольшая группа промысловых судов. Он уже давно оторвался от группы и вторые сутки продвигался на север. Короткая, 3— 5 миль перебежка, из мерение глубины и придонной темпе ратуры воды, 30— 40 минут траления и опять перебежка. Снова измерение температуры, снова траление и тан почти двое суток. Результаты траления были неуте шительными. Пока «Уссуриец» нахо дился в пределах Мурманской банки, трал приносил богатые уловы, но уже в 30 милях к северу уловов не ста ло. Только отдельные экземпляры крупной трески и морского окуня вместе с морскими звездами, ежа ми и другими донными животными оказывались в мешке трала. — Что будем делать дальше, Иван Николаевич? — спросил Демидова вахтенный штурман, подняв на борт очередной трал без рыбы. — Дальше? — переспросил Де мидов. — А дальше пойдем еще дальше. Не может быть, чтобы мы так-таки ничего и не нашли. Или мы упремся в холодную воду с от рицательными придонными темпера турами, или найдем рыбу на другой теплой струе. Не собралась же она вся на Мурманской банке! Что она там, прописана, что ли? Снова мягко звенел машинный те леграф, и стрелка указателя станови лась на «полный вперед». «Уссуриец» разворачивался и продолжал продви гаться к северу. К концу вторых су Трал был спущен на глубине 260 метров, и «Уссуриец» лег на обрат ный куре для того, чтобы во время траления снова уменьшить глубину. Траление продолжалось ровно час. Это был тревожный час. Свободные рт вахты матросы собрались на палу бе. На мостик под разными предло гами пришли штурманы, старший ме ханик и радист. Все нетерпеливо ждали подъема трала. — Иван Николаевич, уже 30 ми нут идем с тралом. Может, пора под нимать? — Идите, идите еще. Надо пере сечь все глубины от 260 до 200 мет ров. Покачиваясь на пологой волне, «Уссуриец» плавно натягивал подра гивающие ваера, буксируя трал по новым, еще не испытанным местам. Что принесет это траление? Будет улов или не будет? Оправдается ли настойчивость капитана? Подъем трала наблюдали все, кто был свободен от вахты. Прозвенел машинный телеграф, и «Уссуриец», продолжая выборку ва- еров, начал описывать плавную цир куляцию. Через некоторое время из воды показалась кормовая распорная доска, и почти одновременно с нею, метрах в тридцати от борта, бурля и разбрызгивая бело-зеленую пену, шумно всплыл мешок трала е обиль ным уловом. Заговорили и засуетились все сра зу. Прорвалось оцепенение, вызван ное томительным ожиданием. Свобод ные матросы бросились помогать в подъеме трала. Боцман готовил к постановке буй. Через каких-нибудь 15— 20 минут весь улов был на палу бе. Это были первые четыре тонны крупной трески и крупного окуня, выловленные в местах, до этого не потревоженных никаким промыслом. Это был новый успех советских про мысловиков, достигнутый исключи тельно благодаря настойчивости и ма стерству коллектива моряков, руко водимого капитаном, посвятившим се бя любимой работе, отлично знающим море, его жизнь и его «капризы». Подняв первые тонны рыбы и по ставив буй, «Уссуриец» успешно про- мышлял^всю ночь, а утром в радио сводке указал квадраты, в которых до этого флот никогда не работал. Так как уловы его были хорошими, то и с кораблей, и с берега Демидову шли запросы с просьбой уточнить свое место. «Уссуриец» повторил: квадраты 1389 и 1361, но... ему не поверили. Придя в порт, Демидов доложил о результатах своего похода и на этот раз получил официальное разрешение повторить рейс в новый район. Прав ИЗ БИОГРАФИЧЕСКОЙ СПРАВКИ 7 мая 1942 года Ивана Николаеви ча не стало. Он умер прямо на судне, в море, во время промысла. Из воспоминаний бывшего началь- ? ика Мурманского тралового флота . Г. Тнсленко. В конце 1941 года траулеры под готовились к промыслу. Баренцево море представляло собою арену мор ских боев, поэтому было принято ре шение проверить возможность лова рыбы в Белом море. Первыми вышли в рейс траулеры « Абрек» и «Ким». Экипажи их про вели ряд тралений, но подняли на борт лишь несколько десятков кило граммов трески и пинагора. Иначе не могло и быть — Белое море обилием тресковых рыб никогда не славилось. Что делать? Рыбу надо ловить во что бы то ни стало. Завоз продоволь ствия в Мурманск был трудным и в мирное время, а в войну еще больше усложнился — Мурманскую желез ную дорогу беспрерывно бомбардиро вали немцы. Ветераны тралового флота капита ны И. Н. Демидов. О. Е. Кононов, Г. С. Форощук и В. Н. Буряк пред ложили выходить на промысел в Ба ренцево море, на старые промысло вые банки. Что касается опасности, которой будут подвергаться суда Й личный состав, о ней думать нечего — на то и война. Стояла золотая осень, когда пер вый отряд промысловых кораблей под руководством капнтана-флагмана Демидова отправился в рейс. Суда благополучно прошли опасные воды, которые были заминированы и конт ролировались авиацией и подводным флотом немцев. Демидов сутками не сходил с мостика. Отряд из четырех траулеров подо шел к намеченному месту лова, на шел богатые рыбой квадраты. Моря ки работали быстро, ловко. Скоро трюмы кораблей заполнились рыбой. Однако на пути домой судам не удалось избежать встречи с врагом. Три корабля вернулись в порт бла гополучно, а траулер «Сельдь», ко торым командовал капитан Варзугин, .погиб под бомбами вражеских самоле тов вместе с экипажем. память Быстрое и прочное освоение Деми довской банки началось с первых дней после войны. Имя «Капитан Демидов» было присвоено одному из поисковых траулеров, РТ-19, и слу чилось так, что именно этот корабль в течение нескольких лет подряд по чти всегда направлялся для поисков и обследования в одноименный с ним район. И моряки траулера «Капитан Демидов» настойчиво продолжали претворять в жизнь то, что было за думано капитаном Демидовым. Была произведена подробная съемка всего района протяженностью около 125 миль по долготе и 60 миль по широ те. Эта карта и краткое описание ус ловий промысла на Демидовской банке стали надежным пособием для промысловиков и разведчиков. Когда РТ-19 отслужил свое, имя мурманского промысловика было при своено БМРТ-454 «Капитан «Деми дов». 23 января 1987 года 8 РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz