Рыбный Мурман. 1987 г. Январь.

•Решения XXVII съезда КПСС-в жизнь!» Анкета «Рыбного Мурмана» ПЕРЕСТРОЙКА: Спроси с себя! ...И ПРОЕКТНАЯ ЛИХОРАДКА 1. Какие перемены произо­ шли в вашем коллективе после XXV II съезда КПСС? 2. Что, на ваш взгляд, ме­ шает ускорению? 3. Что зависит лично от вас? 4. Ваши предложения-по со­ вершенствованию хозяйственно­ го механизма. Сегодня об ускорении в объединении «Мурманская судо­ верфь» и о своем личном вкладе в дело перестройки размы- шляет главный инженер объединения Е. А. КОРЕНСКИЙ. 1. У нас в объединении изменения начали происхо­ дить до съезда. Ничего уди­ вительного тут нет — мате­ риалы пленумов дали тол­ чок. Во-первых, техническое перевооружение.' Конечно, и раньше мы составляли пла­ ны, выполняли их. Но это было все не то. Получилось так, что мы латали дыры, что-то механизировали, вво­ дили новую технику. И все это было похоже на механи­ зацию... ради механизации. Сейчас четко стоит цель: на основе ускорения НТП до­ биться наивысших показате­ лей. Еще в 1985 год у составили подробнейш ий план те хн и ч е - сио го п е ре в оо р уж е ни я на п я ­ т и л е т к у . Р аньш е не было та - но го к о м п л е к с н о го подхода , все ра с те кало сь по м н о го ч и с ­ л е нны м д о кум е н там , было р а з ­ розненно . В о -вторы х , с пр ош л о го года мы в н о вы х у с л о в и я х х о ­ зя й с тв о в ан и я , и и зм енения вследствие э то го по ч ти что к о ­ ренны е . П еречислю не ко то ры е : нам дали б о л ьш ую самостоя ­ те л ь но с ть (сами на капливаем фонды и сами реш аем , на что и х т р а ти т ь ; имеем право са­ ми , без м ин и с те р с тв а , п л а н и ­ рова ть те х пер е в оо р уж е н и е пр ед п р и я ти й до д в у х с поло ви ­ ной миллионов рублей ); можем бра ть (и даж е брали ) в кр е д и т в б а н ке ; у в е л и ч ил и с ь п р оц е н т ­ ны е о тчисления в ф онды ; ина ­ че ф орм ируе тся фонд зараб о т ­ ной пла ты ; и зм е н ил и сь к р и т е ­ р и и о ц е н ки хо зя й с тв е н н о й деятельности . Думаю, что больше никого не надо убеждать в том, что изменения эти — налицо. 2. Что еще мешает уско­ рению? Твердо устоявшееся мнение, что ускоряться дол­ жен кто-то другой, на каком- то другом предприятии, на худой конец -— в соседнем отделе или цехе. Это наша беда. Вот не так давно мы ор ­ ганизовали отдел научно-тех­ нического прогресса. Выде­ лили несколько ведущих кон­ структоров по основным на­ правлениям, на наш взгляд, требующим коренных изме­ нений. Е стественно , э то т новы й о т ­ дел создавали на базе у ж е име ­ ю щ и х с я . К о го -то см естили с д олж н о с ти , к о го -т о вы д в и н ули , ко м у -то п о ни зи л и за р п л а т у — и наоборот. Т а к ведь с к о л ь к о обид было , н е по н им а н и я . «Я двадцать лет рабо таю , ч то — все э ти годы плохо?» Н а чина ­ еш ь го в о р и ть с лю дьм и о том , ч то сейчас надо д р у ги е м е р ки к себе п р им е н я т ь , и ча сто на ­ та л ки в а еш ь ся на гл у хо е непо ­ нимание . М но гие , с л иш ком м но гие , собой довольны . Я бы назвал это синдромом « ч уж о й о тве тс твенно с ти» . Наши задачи — воспиты­ вать кадры. Делать ставку на молодежь. У нас в объ­ единении работает координа­ ционный совет по активиза­ ции человеческого фактора. По этому поводу мы заклю­ чили договор с кафедрой права и психологии Акаде­ мии народного хозяйства при Совете Министров СССР на научное сотрудничество. Еже­ месячно проводим командир­ скую учебу. Работаем е ре­ зервом на выдвижение. Есть у нас такой резерв, и в этом, кстати, нам хорошо помогает группа психологов, действу­ ющая на верфи. Короче, делаем все, что в наших силах, для того, что­ бы преодолеть массовую инертность. Но кое-какие палки в ко­ лесах ускорения нам не по зубам... Я у ж е говорил , ч то д ен ь ги те пер ь у п р е д п р и я ти я есть . За­ то о т с у т с т в у е т реальная воз­ м о ж н о с т ь под эти д е н ь ги п р и ­ обрести оборудование : нет фондов... И пол учае тся , что план т е х ­ н и ч е с к о го в о ор уж е ни я , особен ­ но е го раздел «Замена у с т а ­ ревш е го оборудования» , т а к и остае тся все го -навсе го бум а ­ гой . К р а си во й , правда , завле ­ ка тел ьн о й , к о т о р ую м ож но по ­ к а зы в а т ь гостям . А что я по­ к а ж у рабочим? За всю п р ош л ую п я т и л е т к у объединение пол учило ш е с т ­ надца ть м е та л л о реж ущ и х с та н ­ ко в . А нам и х треб уе тся — со тн и . Нельзя двигать прогресс без перевооружения. Понят­ но, что станкостроение у нас отстало, что надо подождать годика три— четыре. Но ведь за эти годы кончится пяти­ летка, и мы не достигнем намеченного. Мно го вопросов во зни кае т при строи тельстве ж и л ь я х о з ­ способом и по р е к о н с т р у к ц и и и р а сш и р е н ию верфи своими силам и . Силы и д ен ь ги , к а к я у ж е говорил , мы имеем. Но вот беда: н е ком у п р о е к ­ т и р о в а т ь р е к о н с т р у к ц и ю и ра сш ирение верфи. Этим д олж на за н им а ть с я с пе ци ал и ­ зи р о ва нная о р га н и за ц и я — и н ­ с т и т у т « Ги проры б пром » . Но у и н с т и т у т а на п я ть и больше ле т вперед понабрано за ка зо в , он о т нас о т ка зы ва е тся . Сами проектировать что-то мы имеем право лишь до определенной стоимости ра­ бот — до 200 тысяч рублей. (Это, к примеру, бытовой корпус). А цех, с его слож­ нейшими вентиляционными системами, электрооборудо­ ванием и так далее, нашим КБ просто не «потянуть». Да и не положено. Жилье нам взялся проек­ тировать «Мурманскграждан- проект». Мы задумали по­ строить четыре дома — два на Абрам-мысе, два-на ули­ це Зеленой. Проект первых будет готов лишь к концу года. Проект остальных — в 1988 году. j Хотя для нас сроки дол­ гие, мы согласились. И еше спасибо говорим за то, что взяли. К с та ти , о ж и л ь е . Все подра ­ з ум еваю т , что мы будем с тр о ­ и ть , а выделение п р е д п р и я тию с тр ои тел ьн о й т е х н и к и (хо тя бы самое необходимое ) н и к а к и м и фондами не подра зум евается . К а к ж е та к? И еще. В стадии проекта мы заказываем стройматери­ алы. Нас прикрепляют к со­ ответствующим заводам. А вот к предприятиям, выпу­ скающим бетон, не прикре­ пляют. Проблема не так мел­ ка, как кажется. Любой спе­ циалист подтвердит, что про­ сто так «пробиться» в оче­ редь к этим заводам невоз­ можно. 3. От меня зависит очень многое. Как главный инже­ нер,, я лично отвечаю за тех­ ническую политику в объ­ единении. Будут ли в пла­ нах просчеты, не сможем мы «выбить» лимиты на проектирование, не внедрим газоплазменное напыление — вина в первую очередь на мне. Моя задача — органи­ зовать у себя на верфи де­ ло так, чтобы технический прогресс стал для рабочих не чем-то эфемерным, а кон­ кретными новыми станками, технологиями. Т а нж е я о твечаю за р е с ур ­ сосбережение . Тож е не слад­ к и й п и р о г. Т о л ь ко один п р и ­ мер то го , ч то з а в и с и т в этом деле л и чн о о т м еня . Рабочие за э ко н о м ию у нас не п о л уча ­ ли .п р е м и и . Была масса • и н ­ с т р у к ц и й , да и н е по н им а н и я тож е . С кольно п р иш л о с ь спо ­ р и т ь , д о ка зы в а ть и наш им ра­ б о тн и кам б у х га л те р и и , и в и н ­ с та н ц и я х повыш е . Помо гал я го то в и ть материал в «Рыбном М урмане» на л т у тем у , к о т о ­ ры й потом отослали в м и н и ­ стерство ... Короче, много сил и энер­ гии ушло. В итоге — по ли­ цевым счетам экономии те­ перь выплачивают премию. Это только один малю­ сенький аспект одного из многих направлений, за ко­ торые я в ответе. А сколько их еще таких. И сколько — нерешенных... Я бы не сказал, что дово­ лен собой. Порой мне не хватает жесткости и непри­ миримости в тех случаях, когда встречаюсь с синдро­ мом «чужой ответственно­ сти». А это ведь как раз тот недостаток организационно­ го характера, который ме­ шает мне в работе. 4. Вернусь к тем пробле­ мам, о которых упоминал. Мне кажется, надо создать при ВРПО «Севрыба» про­ ектную группу или институт для разработок по всем на­ шим реконструкциям и хоз- способским начинаниям. Что­ бы проектанты работали на предприятия ВРПО, чтобы мы не искали шабашников на стороне, не ждали, ког­ да предоставит-'свои услуги «Гипрорыбпром». Конструк­ торские силы в отрасли есть, из них и создать эту группу. Думаю, что «проектная лихорадка» трясет не только одних нас. О строительной технике. Если уж нас всех обязыва­ ют строить жилье самим, то надо выделять и соответст­ вующие машины. Это пред­ ложение отделам министер­ ства. И еще одно. В обязатель­ ном порядке прикреплять нас к предприятиям, выпу­ скающим железобетонные изделия. К оне чно , всего наболевше го не ум е с тиш ь в к о л о н к а х га зе ­ т ы . Х очется с к а з а т ь о мно гом . Главное , что э ко н ом и ч е с ка я п е ре с тр ой ка за с тавл яе т пере ­ с тр аи ва ть ся нас сам и х . По наш ем у х о т е н ию мы не станем л у чш е . Надо , заново со­ здава ть себя. Иначе к а ж д ы й из нас б уде т п о т и х о н ь к у т я н у т ь общее дело назад. Вопрос — ответ В ПРОШЛОМ ГОДУ на экономическом развороте (4— 5 страницы) шел разговор о многих проблемах эконо­ мики Северного бассейна. Мы взяли наиболее наболевшие, чаще всего встречающиеся в письмах вопросы и попросили начальника планово-экономического отдела ВРПО «Севры­ ба» В. А. Молчанова проследить, как они решались или не решаются. { Промысел, поиск, обслуживание Корр.: — Главная задача управления «Севрыбпромраз- ведка» — вести поиск рыбы. Тем не меиее флоту дана производственная программа, как остальным флотам. Не кажется ли вам, что такое наложение функций мешает управлению заниматься сво­ им основным делом? В. А. Молчанов: — Поло­ жение, конечно, не нормаль­ ное, что и говорить. К со­ жалению, чтобы управление «Севрыбпромразведка» мог­ ло существовать, оно долж­ но себя кормить. Отсюда план по вылову, по пищевой, по товарной продукции. Са­ мое грустное не сам факт планов, а то, что по резуль­ татам его выполнения оцени­ вается производственная дея­ тельность «Севрыбпромраз- ведки». В конце 1986 года Мини­ стерство рыбного хозяйства издало специальный приказ, где есть пункт 4.2. «Объеди­ нениям представить в мини­ стерство до 2 февраля 1987 года предложения по упо­ рядочению отношений между управлением промысловой разведки и бассейновыми ин­ ститутами в вопросах пога­ шения затрат...» Мы уже начали работать над этими предложениями. Корр.: — Управление «Севрыбхолодфлот» в тече­ ние последних лет не обес­ печивается сырьем на запла­ нированный выпуск продук­ ции. Что делается в ВРПО по сбалансированности пла­ нов? . . В. А. Молчанов: — Уточ­ ню: не обеспечивается «Сев­ рыбхолодфлот» техническим сырьем. Дело в том, что ВРПО «Севрыба» не имеет права утверждать план пе­ редачи полуфабриката на промпереработку. *Этот план оформляется на основе до­ говорных отношений. Поэто­ му нам можно только влиять на сознательность рыбодо­ бывающих флотов. Колхозники снабжают «Севрыбхолодфлот» неплохо. На новый год Всесоюзное объединение рыболовецких колхозов предусмотрело в плане передачу полуфабри­ ката флоту. Единственное, что в на­ ших силах сделать для «Сев­ рыбхолодфлота» в этой си­ туации, — это уменьшить план по производству рыб- муки и жира. Что мы и сде­ лали. Корр.: — Когда плавбазы и транспортные рефрижера­ торы будут обрабатывать су­ да на промысле комплекс­ но? В. А. Молчанов: — Ду­ маю, что варианты некомп­ лексной обработки судов бу­ дут всегда иметь место. Это происходит не потому, что кто-то не хочет так рабо­ тать. Во-первых, нет того материально - технического снабжения, которое необхо­ димо флотам, во-вторых, не хватает емкостей. Реконструкция — I 0 КОМПЛЕКСНОЙ «Уважаемоя редакция! Прочитали у вас в газете о создании коптильного производства. Реорганизация структуры управле­ ния коптильных заводов ясна. Но убудет ли экономический эф - фект от нее, если в техническом отношении все останется на своих местах? Расскажите, пожалуйста, на страницах газеты, когда и как планируется реконструкция нашего завода. Работники коптильного завода № 2 Мурманского рыбокомбината». Мы показали письмо главному инженеру рыбокомбината Н. И. Лукьянову и попросили его подготовить материал на ин­ тересующую читателей тему. Сегодня мы предлагаем читателям его ответ рабочим. ^ I Д ЛЯ БОЛЬШИНСТВА из нас рыба горячего и холодного копчения явля­ ется традиционным и желае­ мым блюдом в рационе. Учитывая мнение потре­ бителя, мы сконцентрирова­ ли на рыбокомбинате огром­ ное коптильное производство. В год выпускаем до 30 ты­ сяч тонн' копчено-вяленой продукции. Такого на одном предприятии нет не только у нас в стране, но и за ру­ бежом. Мы пошли по пу­ ти создания крупных заво­ дов мощностью 35 тонн го­ товой продукции в сутки — это тоже правильно с точки зрения экономии вспомога­ тельных ресурсов. Мы сори­ ентировали наши заводы на работу с мороженым полу­ фабрикатом, что соответству­ ет оснащению и возможно­ стям рыбопромысловых су­ дов. Можно назвать еще ряд положительных моментов, в частности создание цехов искусственной вялки рыбы, применение кондициониро­ вания воздуха, заморажива­ ния рыбы после копчения, все более возрастающий объ­ ем выпуска копченой продук­ ции в мелкой расфасовке и т. д. В то же время выяви­ лись и негативные стороны. Первое — это узкая спе­ циализация наших заводов. Заводы горячего копчения, холодного копчения, цеха вяления, каждому заводу и цеху свой тепловой режим обработки, свой размер­ ный ряд и породный состав полуфабриката. Разнообразие узкоспециа­ лизированных линий (вернее, не линий, а отдельного обо­ рудования) периодически со­ здает ситуации, когда из-за неравномерного поступления сырья при перегруженности * 23 января 1987 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz