Рыбный Мурман. 1987 г. Январь.
• Реформа школы: взгляд в завтра » f н 1 IА КАКОМ БЫ УРОВ- НЕ ни зачинался раз говор о судьбах и путях пе рестройки специальной шко лы, я каждый раз использо вал в качестве точки отсчета тезис о том, что подготовка кадров для производства объективно является нача лом самого ’производства и его будущим. Это аксиома, оспаривать которую никто ни разу не пытался. Имен но в специальной школе, будь то высшей или сред ней, решается вопрос вопро сов- современной экономики — кадровый. А правильно выбранные- пути решения кадровых вопросов предопре деляют, наряду с другими, весь ход социально-экономи ческого развития нашей стра ны. Кадровый вопрос это не только подготовка, но и пе реподготовка кадров, повы шение их квалификации, а при необходимости и пере квалификация. Если подойти к этой проблеме масштабно, то следует вести разговор не только о квалификации и профессионализме кадров, но и об их морально-психо логических устоях, их наце ленности на поиск, быть мо жет, единственного правиль ного решения в той или иной производственной обстанов ке. О путях перестройки спе циальной школы уже нема ло сказано и будет сказано еще. Эту проблему не обхо дят вниманием печать и дру гие средства массовой ин формации. Много еще здесь нерешенного, спорного, но поиск оптимальных вариан тов продолжается. Есть в этой большой проблеме од на немаловажная сторона, которой пока серьезно не ка сались, а чаще — деликатно обходили. Это — перестрой ка подходов к созданию и развитию современной мате риальной и технической ба зы учебных заведений. Дума ется, обходили не случайно. • Ведь за словом должно сле довать дело. А дела с мате риальной базой учебных за ведений оставляют сегодня желать лучшего. Главная кузница кадров рыбной промышленности Се верного бассейна, как неред ко называют Мурманское ор дена «Знак Почета» море ходное училище им. И. И. Месяцева, вступила в 55-й год своего существования и все эти годы ютится в зда нии, не знавшем капитально го ремонта. Не в лучшем состоянии находится и другое здание, отданное училищу, помеще ние бывшей школы № 13. Оно лишь на три года моло же первого. Капитальный ремонт этих зданий вряд ли возможен сегодня по ряду причин, главная из которых состоит в невозможности проведения капитального ре монта без остановки учебно го процесса. Ведь пересе лить кабинеты и лаборато рии со сложным оборудова нием и приборами просто не куда. В училище нет других учебных помещений, вот и образовался заколдованный круг. Потребность в кадрах для бассейна велика, контингент училища ежегодно увеличи вается и приближается сей час к отметке 2000 человек. В результате — невероят ная скученность в жилых и учебных помещениях, не хватает мест в столовой, от сутствуют спортивная и культурно - просветительная -база. А что значит собрать под одной крышей для обу чения и воспитания 2000 подростков и юношей, не обеспечив необходимых ус ловий их обитания?! Действительность убедила нас в том, что состояние и перспективы развития мате риальной базы училища дол гие годы заботили только тех, кто работал в самом училище, и совершенно вы пали из поля зрения ряда высоких инстанций, особенно городских. Как реалисты, мы понима ем, что обнажить проблему, как говорят, «заострить воп-. рос» , вовсе не значит сию минутно все решить. Мы, естественно, не надеемся, что вслед за нашими обра щениями с просьбами о по мощи в партийные, советские и хозяйственные органы в училище появятся хрусталь ные замки и к нам потекут молочные реки. управления хлебопродуктов и еще какой-то организации, а затем вырос комплекс жи лых девятиэтажек. Так по степенно училище зажали в тиски, и пути его комплекс ного развития были отреза ны начисто. В конечном счете ММУ оказалось полностью лишен ным своего будущего, в пря мом и переносном смысле слова, дряхлея год за годом в самом центре города. Странную позицию зани мает все эти годы Мурман ский горисполком, будто судьба и будущее мореход ного училища его не каса ются, будто это забота лишь рыбной отрасли в лице ВРПО «Севрыба». Но разве не решает училище одну из острейших социальных про блем города — обучение и Не пытаясь оспаривать важность для государства учреждений статистики, по зволю себе все же утверж- дахь, что примерно за те же деньги и с теми же трудо выми затратами можно было бы построить статуправление в любом новом районе горо да. Уверен, что совсем не обязательно было как рань ше, так и сейчас громоз диться этому уважаемому учреждению буквально на плечи мореходного училища. Убежден также, что . не ме сто личным гаражам, уютно разместившимся там, где по здравому^ смыслу . должны располагаться училищные постройки. 1 Дайтенам вдохнуть полной грудью Тем не менее мы пони маем, что мириться с создав шимся положением больше нельзя. Мы встретили понимание и участие в обкоме КПСС, в Октябрьском РК КПСС и, в первую очередь, у первого секретаря райкома В. Ф. Никитина. Проявляют ныне озабочен ность состоянием нашей ма териальной базы ВРПО «Севрыба» и начальник объ единения М. И. Каргин. Но понимание, участие и оза боченность каждый раз на талкиваются на то, что в на р од е называется «поезд ушел». Практически во всех делах получается: мы опоз дали. Что я имею в виду? Проектирование и строитель ство учебно-лабораторного корпуса, столовой и другого необходимого, например, не вошли в план 12-й пятилет ки. Как оказалось, долгие го ды училище не имело и ге нерального плана развития, утвержденного горисполко мом, и вообще не учитыва лось в генплане развития го рода. Позволительно спросить у горисполкома и архитектур ного управления: «Почему?» А тем временем прилегаю щие к основному зданию училища площади с легкой руки городских властей по следовательно занимались. Сначала по переулку Ру санова было воздвигнуто зда ние областного статистиче ского управления. Затем по явился длинный ряд личных гаражей, образовавший вме сте со статуправлением во сточный рубеж территории училища. Вдоль учебных ма стерских осталась дорожка метров в пять шириной. С юга впритык к основному зданию появились гаражи воспитание подрастающего поколения? Ведь примерно семьдесят процентов ребят, набираемых в училище, со ставляют мурманские маль чишки. Мы добиваемся разреше ния довести набор мурман чан до ста процентов. Им учиться, жить и работать в нашем городе. Они — буду щее города-героя. Одновременно, заметьте, решается и другая острей шая проблема — жилищная. Да что там говорить, море ходное- училище в г. Мур манске — весьма заметное учебное заведение. К тому же старое здание училища по ул. Шмидта представляет собой памятник архитектуры 30-х годов, являясь типич ным и, наверное, единствен ным в городе представите лем стиля конструктивизма. Это история, это лицо горо да тех лет. Более того, для большой части горожан оно — символ Мурманска. По всему видно, учили ще заслуживает большего внимания и делового подхо да к своей судьбе. Видно и то, что одному ВРПО «Сев- рыба» с развитием мореход ного училища без участия и помощи города сегодня уже не справиться. . Посмотрите на маленький переулок Русанова. Кругом краны, леса, котлованы. Ре конструируется Дом радио, строится новое здание ста тистического управления. А мореходное училище ютится все в тех же разбросанных и разобщенных друг от дру га зданиях. В .мороз, дождь, снег курсанты и преподава тели вынуждены бегать из одного здания в другое, из общежития в столовую или учебный корпус. Это настоя щие кроссы между улицами Капитана Егорова и Киипо- вича. Урчат личные автомаши ны, а мы пока не можем най ти места для установки мо дуля ангарного типа, кото рый с огромным трудом за валюту приобрела «Севры ба», чтоб хоть частично вос полнить училищу дефицит спортивных и клубных поме щений. Нет этому модулю места ни на территории учи лища, ни вблизи, нигде, раз ве что по ту сторону Ленин градского шоссе... Нетрудно представить, как необходим мореходке в не посредственной близости от жилых и учебных помеще ний спортивно-культмассо вый (назовем его так) зал! Ведь при развитии такого учебного заведения, как на ше, нельзя забывать, что мы живем за Полярным кругом и чаще всего нас погода не балует. Вот уже год, как генераль ный план развития училища создан и утвержден город скими властями. Мы рады и этому, а если посмотреть спокойно, без эмоций, то создавался он совсем не так, как велит здравый смысл, а так, как позволяет • уже сло жившаяся застройка цент ральной части города и при легающих к училищу пло щадей. О рациональности размещения основных строе ний, учитывающей возмож ность их соединения и иск лючающей длинные перехо ды по училищу, пока не мо жет быть и речи. Так и бу дут еще не окрепшие физи чески юнцы бегать раздеты ми по улицам города от Книповича до Егорова в 30- градусный мороз, несмотря на все наши запреты и кор доны воспитателей. Бегать и болеть. Если исходить из реаль ностей сегодняшнего дня и взглянуть на поднятую про блему с тон мерой серьез ности, какой она заслулсива- ет, спокойно, без амбиций, то еще можно исправить по ложение дел. Это не просто, разумеется, не бесконфликт но, но возможно. Например, по улице Шмид та, рядом с основным здани ем училища стоит дом № 17, часть помещений занимают учрел{дения (телеателье или его склады, управление хле бопродуктов и др.), а боль шая часть — жилая. По пла ну в 1987 г. этот дом дол жен быть поставлен на ка питальный ремонт. Мы пред лагаем переместить все уч реждения из этого дома " в одно из наших зданий, что по ул. Егорова. Туда же может быть перемещено уп равление оперативной груп пы Беломорской» базы госло- ва, занимающее ныне не большое здание на террито рии училища. Места хватит всем. Горисполкому и BPJIO «Севрыба» останется общи ми усилиями расселить жиль цов дома Хо 17, а освободив шееся здание отдать ММУ. Тогда можно будет перепла нировать его внутри и раз местить там жилые помеще ния для курсантов, столо вую, многое другое. Это зда ние можно связать перехо дом с основным учебным корпусом и таким образом хотя бы частично замкнуть большую часть помещений училища. Думается, что это единст венная оставшаяся еще воз можность избежать участи замурованного со всех сто рон учебного заведения, ес ли не посягать на здание статуправления. На пути реализации этого варианта немало трудностей, но глав ная, думается, в том, как выкроить 60 квартир для расселения жильцов дома № 17. Убежден, что у «Севры- бы» нет возможности ре шить этот вопрос в одиноч ку. Да и неверно было бы решать его именно так. Не обходима заинтересованная помощь города. Мы просим, очень просим у городских властей участия и помощи. Мы рассчитываем на эту по мощь и участие потому, что не без оснований считаем Мурманское ордена «Знак Почета» мореходное учили ще им. И. И. Месяцева важ ным для города учебным за ведением, имеющим значе ние для решения многих го родских проблем, в том чис ле острых социальных. А разве не так? Мы также надеемся па серьезное деловое участие в судьбе мореходного учили ща тех служб ВРПО «Сев- рыба», которым вменено в обязанности учитывать пер спективно, смотреть в завт рашний день бассейна. От желания и умения этих служб хоть чуть-чуть под няться над текучкой сего дняшнего дня, от их умения пос.мотреть туда, где сего дня кажется все вполне до пустимо, зависит самое глав ное — взаимопонимание с городскими властями и на этой основе будущее ста рейшего в отрасли учебного заведения. Только в таком тандеме реально помочь училищу. Хочется верить, что город и ВРПО не будут ду.мать над тем, как отмести наши «при тязания», доказать несостоя тельность выдвигаемых пред ложений, а попытаются нам помочь. По-деловому, безот лагательно. А. ШУСТЕР, секретарь партбюро ММУ им. И. И. Месяцева. 9 16 января 1987 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz