Рыбный Мурман. 1987 г. Январь.

• Реформа школы: взгляд в завтра » f н 1 IА КАКОМ БЫ УРОВ- НЕ ни зачинался раз­ говор о судьбах и путях пе­ рестройки специальной шко­ лы, я каждый раз использо­ вал в качестве точки отсчета тезис о том, что подготовка кадров для производства объективно является нача­ лом самого ’производства и его будущим. Это аксиома, оспаривать которую никто ни разу не пытался. Имен­ но в специальной школе, будь то высшей или сред­ ней, решается вопрос вопро­ сов- современной экономики — кадровый. А правильно выбранные- пути решения кадровых вопросов предопре­ деляют, наряду с другими, весь ход социально-экономи­ ческого развития нашей стра­ ны. Кадровый вопрос это не только подготовка, но и пе­ реподготовка кадров, повы­ шение их квалификации, а при необходимости и пере­ квалификация. Если подойти к этой проблеме масштабно, то следует вести разговор не только о квалификации и профессионализме кадров, но и об их морально-психо­ логических устоях, их наце­ ленности на поиск, быть мо­ жет, единственного правиль­ ного решения в той или иной производственной обстанов­ ке. О путях перестройки спе­ циальной школы уже нема­ ло сказано и будет сказано еще. Эту проблему не обхо­ дят вниманием печать и дру­ гие средства массовой ин­ формации. Много еще здесь нерешенного, спорного, но поиск оптимальных вариан­ тов продолжается. Есть в этой большой проблеме од­ на немаловажная сторона, которой пока серьезно не ка­ сались, а чаще — деликатно обходили. Это — перестрой­ ка подходов к созданию и развитию современной мате­ риальной и технической ба­ зы учебных заведений. Дума­ ется, обходили не случайно. • Ведь за словом должно сле­ довать дело. А дела с мате­ риальной базой учебных за­ ведений оставляют сегодня желать лучшего. Главная кузница кадров рыбной промышленности Се­ верного бассейна, как неред­ ко называют Мурманское ор­ дена «Знак Почета» море­ ходное училище им. И. И. Месяцева, вступила в 55-й год своего существования и все эти годы ютится в зда­ нии, не знавшем капитально­ го ремонта. Не в лучшем состоянии находится и другое здание, отданное училищу, помеще­ ние бывшей школы № 13. Оно лишь на три года моло­ же первого. Капитальный ремонт этих зданий вряд ли возможен сегодня по ряду причин, главная из которых состоит в невозможности проведения капитального ре­ монта без остановки учебно­ го процесса. Ведь пересе­ лить кабинеты и лаборато­ рии со сложным оборудова­ нием и приборами просто не­ куда. В училище нет других учебных помещений, вот и образовался заколдованный круг. Потребность в кадрах для бассейна велика, контингент училища ежегодно увеличи­ вается и приближается сей­ час к отметке 2000 человек. В результате — невероят­ ная скученность в жилых и учебных помещениях, не хватает мест в столовой, от­ сутствуют спортивная и культурно - просветительная -база. А что значит собрать под одной крышей для обу­ чения и воспитания 2000 подростков и юношей, не обеспечив необходимых ус­ ловий их обитания?! Действительность убедила нас в том, что состояние и перспективы развития мате­ риальной базы училища дол­ гие годы заботили только тех, кто работал в самом училище, и совершенно вы­ пали из поля зрения ряда высоких инстанций, особенно городских. Как реалисты, мы понима­ ем, что обнажить проблему, как говорят, «заострить воп-. рос» , вовсе не значит сию­ минутно все решить. Мы, естественно, не надеемся, что вслед за нашими обра­ щениями с просьбами о по­ мощи в партийные, советские и хозяйственные органы в училище появятся хрусталь­ ные замки и к нам потекут молочные реки. управления хлебопродуктов и еще какой-то организации, а затем вырос комплекс жи­ лых девятиэтажек. Так по­ степенно училище зажали в тиски, и пути его комплекс­ ного развития были отреза­ ны начисто. В конечном счете ММУ оказалось полностью лишен­ ным своего будущего, в пря­ мом и переносном смысле слова, дряхлея год за годом в самом центре города. Странную позицию зани­ мает все эти годы Мурман­ ский горисполком, будто судьба и будущее мореход­ ного училища его не каса­ ются, будто это забота лишь рыбной отрасли в лице ВРПО «Севрыба». Но разве не решает училище одну из острейших социальных про­ блем города — обучение и Не пытаясь оспаривать важность для государства учреждений статистики, по­ зволю себе все же утверж- дахь, что примерно за те же деньги и с теми же трудо­ выми затратами можно было бы построить статуправление в любом новом районе горо­ да. Уверен, что совсем не обязательно было как рань­ ше, так и сейчас громоз­ диться этому уважаемому учреждению буквально на плечи мореходного училища. Убежден также, что . не ме­ сто личным гаражам, уютно разместившимся там, где по здравому^ смыслу . должны располагаться училищные постройки. 1 Дайтенам вдохнуть полной грудью Тем не менее мы пони­ маем, что мириться с создав­ шимся положением больше нельзя. Мы встретили понимание и участие в обкоме КПСС, в Октябрьском РК КПСС и, в первую очередь, у первого секретаря райкома В. Ф. Никитина. Проявляют ныне озабочен­ ность состоянием нашей ма­ териальной базы ВРПО «Севрыба» и начальник объ­ единения М. И. Каргин. Но понимание, участие и оза­ боченность каждый раз на­ талкиваются на то, что в на­ р од е называется «поезд ушел». Практически во всех делах получается: мы опоз­ дали. Что я имею в виду? Проектирование и строитель­ ство учебно-лабораторного корпуса, столовой и другого необходимого, например, не вошли в план 12-й пятилет­ ки. Как оказалось, долгие го­ ды училище не имело и ге­ нерального плана развития, утвержденного горисполко­ мом, и вообще не учитыва­ лось в генплане развития го­ рода. Позволительно спросить у горисполкома и архитектур­ ного управления: «Почему?» А тем временем прилегаю­ щие к основному зданию училища площади с легкой руки городских властей по­ следовательно занимались. Сначала по переулку Ру­ санова было воздвигнуто зда­ ние областного статистиче­ ского управления. Затем по­ явился длинный ряд личных гаражей, образовавший вме­ сте со статуправлением во­ сточный рубеж территории училища. Вдоль учебных ма­ стерских осталась дорожка метров в пять шириной. С юга впритык к основному зданию появились гаражи воспитание подрастающего поколения? Ведь примерно семьдесят процентов ребят, набираемых в училище, со ставляют мурманские маль­ чишки. Мы добиваемся разреше­ ния довести набор мурман­ чан до ста процентов. Им учиться, жить и работать в нашем городе. Они — буду­ щее города-героя. Одновременно, заметьте, решается и другая острей­ шая проблема — жилищная. Да что там говорить, море­ ходное- училище в г. Мур­ манске — весьма заметное учебное заведение. К тому же старое здание училища по ул. Шмидта представляет собой памятник архитектуры 30-х годов, являясь типич­ ным и, наверное, единствен­ ным в городе представите­ лем стиля конструктивизма. Это история, это лицо горо­ да тех лет. Более того, для большой части горожан оно — символ Мурманска. По всему видно, учили­ ще заслуживает большего внимания и делового подхо­ да к своей судьбе. Видно и то, что одному ВРПО «Сев- рыба» с развитием мореход­ ного училища без участия и помощи города сегодня уже не справиться. . Посмотрите на маленький переулок Русанова. Кругом краны, леса, котлованы. Ре­ конструируется Дом радио, строится новое здание ста­ тистического управления. А мореходное училище ютится все в тех же разбросанных и разобщенных друг от дру­ га зданиях. В .мороз, дождь, снег курсанты и преподава­ тели вынуждены бегать из одного здания в другое, из общежития в столовую или учебный корпус. Это настоя­ щие кроссы между улицами Капитана Егорова и Киипо- вича. Урчат личные автомаши­ ны, а мы пока не можем най­ ти места для установки мо­ дуля ангарного типа, кото­ рый с огромным трудом за валюту приобрела «Севры­ ба», чтоб хоть частично вос­ полнить училищу дефицит спортивных и клубных поме­ щений. Нет этому модулю места ни на территории учи­ лища, ни вблизи, нигде, раз­ ве что по ту сторону Ленин­ градского шоссе... Нетрудно представить, как необходим мореходке в не­ посредственной близости от жилых и учебных помеще­ ний спортивно-культмассо­ вый (назовем его так) зал! Ведь при развитии такого учебного заведения, как на­ ше, нельзя забывать, что мы живем за Полярным кругом и чаще всего нас погода не балует. Вот уже год, как генераль­ ный план развития училища создан и утвержден город­ скими властями. Мы рады и этому, а если посмотреть спокойно, без эмоций, то создавался он совсем не так, как велит здравый смысл, а так, как позволяет • уже сло­ жившаяся застройка цент­ ральной части города и при­ легающих к училищу пло­ щадей. О рациональности размещения основных строе­ ний, учитывающей возмож­ ность их соединения и иск­ лючающей длинные перехо­ ды по училищу, пока не мо­ жет быть и речи. Так и бу­ дут еще не окрепшие физи­ чески юнцы бегать раздеты­ ми по улицам города от Книповича до Егорова в 30- градусный мороз, несмотря на все наши запреты и кор­ доны воспитателей. Бегать и болеть. Если исходить из реаль­ ностей сегодняшнего дня и взглянуть на поднятую про­ блему с тон мерой серьез­ ности, какой она заслулсива- ет, спокойно, без амбиций, то еще можно исправить по­ ложение дел. Это не просто, разумеется, не бесконфликт­ но, но возможно. Например, по улице Шмид­ та, рядом с основным здани­ ем училища стоит дом № 17, часть помещений занимают учрел{дения (телеателье или его склады, управление хле­ бопродуктов и др.), а боль­ шая часть — жилая. По пла­ ну в 1987 г. этот дом дол­ жен быть поставлен на ка­ питальный ремонт. Мы пред­ лагаем переместить все уч­ реждения из этого дома " в одно из наших зданий, что по ул. Егорова. Туда же может быть перемещено уп­ равление оперативной груп­ пы Беломорской» базы госло- ва, занимающее ныне не­ большое здание на террито­ рии училища. Места хватит всем. Горисполкому и BPJIO «Севрыба» останется общи­ ми усилиями расселить жиль­ цов дома Хо 17, а освободив­ шееся здание отдать ММУ. Тогда можно будет перепла­ нировать его внутри и раз­ местить там жилые помеще­ ния для курсантов, столо­ вую, многое другое. Это зда­ ние можно связать перехо­ дом с основным учебным корпусом и таким образом хотя бы частично замкнуть большую часть помещений училища. Думается, что это единст­ венная оставшаяся еще воз­ можность избежать участи замурованного со всех сто­ рон учебного заведения, ес­ ли не посягать на здание статуправления. На пути реализации этого варианта немало трудностей, но глав­ ная, думается, в том, как выкроить 60 квартир для расселения жильцов дома № 17. Убежден, что у «Севры- бы» нет возможности ре­ шить этот вопрос в одиноч­ ку. Да и неверно было бы решать его именно так. Не­ обходима заинтересованная помощь города. Мы просим, очень просим у городских властей участия и помощи. Мы рассчитываем на эту по­ мощь и участие потому, что не без оснований считаем Мурманское ордена «Знак Почета» мореходное учили­ ще им. И. И. Месяцева важ­ ным для города учебным за­ ведением, имеющим значе­ ние для решения многих го­ родских проблем, в том чис­ ле острых социальных. А разве не так? Мы также надеемся па серьезное деловое участие в судьбе мореходного учили­ ща тех служб ВРПО «Сев- рыба», которым вменено в обязанности учитывать пер­ спективно, смотреть в завт­ рашний день бассейна. От желания и умения этих служб хоть чуть-чуть под­ няться над текучкой сего­ дняшнего дня, от их умения пос.мотреть туда, где сего­ дня кажется все вполне до­ пустимо, зависит самое глав­ ное — взаимопонимание с городскими властями и на этой основе будущее ста­ рейшего в отрасли учебного заведения. Только в таком тандеме реально помочь училищу. Хочется верить, что город и ВРПО не будут ду.мать над тем, как отмести наши «при­ тязания», доказать несостоя­ тельность выдвигаемых пред­ ложений, а попытаются нам помочь. По-деловому, безот­ лагательно. А. ШУСТЕР, секретарь партбюро ММУ им. И. И. Месяцева. 9 16 января 1987 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz