Рыбный Мурман. 1987 г. Январь.
J Подвиг * В ЧИСЛЕ ПЕРЕДАННЫХ Северному ф лоту в дни войны р ы б оло вны х траулеров был и РТ «Пеликан»». Небольшая с п р а в ка об этом судне . В 1931 год у в Италии были залож е ны по з а к а з у и чер теж ам Н ар ком а та ры бной пр ом ыш ле н но с ти СССР че ты ре о д н о т и п ны х ры б ол о вны х траулера — «П ели кан» , «Ара» , «Тага» и «Ны рок» . С пустя год «П ели кан» сошел со стапелей и на нем был под н я т Госуд арс тве нны й фла г С оветско го Союза . Э к и п а ж привел н о вы й тра ул ер в п о р т п р и п и с к и — А р х а н ге л ь с к . «Пеликан» имел водоизмещение 1416 то н н , д л и н у 54,6 метра и ш и р и н у 9 метров . Он вошел в си с тем у С ев госрыбтреста . Команда его у с п еш н о ловила ры б у , перевы полняя задания . С НАЧАЛОМ Великой Отечественной войны рыболовный траулер «Пели кан» встал к стенке Архан гельского судоремонтного завода «Красная кузница». На нем установили два 45- мм орудия и столько же пу леметов типа «М-1», тралы Шульца и змейковый. «Пе ликан» стал кораблем Север ного флота — тральщиком № 60. На борт корабля прибыли первые военные моряки. Сре ди них — младший лейте нант Н. Панченко, техник- лейтенант И. Чекалев, воен ком политрук Д. Зелянин, командир тральщика № 60 лейтенант С. Ф. Копытов, специалисты различных ко манд. Вскоре была создана йпартийная организация, се кретарем которой избрали машиниста краснофлотца Ёльцова. Утром 17 сентября 1941 года над кораблем торжест венно взвился военно-мор ской флаг. ТЩ-60 . вошел в состав 3-го дивизиона траль щиков бригады траления Бе ломорской военной флотилии СФ . Экипаж начал усиленно готовиться к предстоящим боям с противником. 21 сен тября ТЩ -60 вышел в море для о тр а б о т ки задач. От ли чн о действовали расчет к о мендоров с та рш и ны 1-й ста* т ь и К у знец о ва , м и н е ры К ур о п - тев , Кобелев, Вальков и боц ман М ош ко в . Они по ставили зм е й ко вы й трал за че тыре ми н у ты . Командир диви зио на к а пи та н - ле й те на н т Г р и цю к вы с о к о оценил действия ли чно го состава во время учений . Накануне 24-й годовщины Великого Октября ТЩ-60 вышёл на выполнение . пер вого боевого задания. Пред стояло отконвоировать из Архангельска в Нарьян-Мар транспорты «Ямал», «М. Гро мов», «Вытегра». Баренцево море встретило североморцев сурово . Ш торм , сил ьная к а ч к а , длительная тем нота у с л о ж н я л и поход . Но, не см отря ни на что , задание к о мандования м о р я ки ТЩ -60 вы полнили . у с п еш н о , своевремен но и б ла гопо л учно довели с у да е п о р т на значения . С пустя не которое время ра д и с т Баличев пр и н ял ср о ч н ую р ад ио грамм у , о ко тор о й т у т ж е доложил ком а н д и р у С. Ф . Ко- пы то в у . В радио грамме с та в и ла сь новая задача : ТЩ -60 вме сте с д р у гим кораблем дол ж е н был ко н в о и р о в а ть т р а н спор ты «Сакко» и «Правда», а т а к ж е два мотобота . Этот по ход тож е не о тличал ся л е г к о стью . Ш то рм в море доходил до де ся ти баллов, ко н ча ла сь пре с ная вода для п и та н и я ко тло в . М отоботы из-за сил ьн о го вет ра взывали о помощ и . И все ж е к 20 ноября поход за вер ш ился . После то го н о яб р ь с ко го по хода корабл ь п я ть с у т о к на хо дился в базе, где на е го борту по с тавили новы й а к у с т и ч е с к и й трал ти па «К о н го » . М оря ки бы стро освоили е го . Предстояло вы п о л н и т ь новое задание : т р а ление м инно го за гр аж д е н и я в Белом море. До не го было не б л и з ко . С еверную Д в и н у с к о вал лед. К р у глы е с у т к и рабо тал э к и п а ж ТЩ -60 , освобождая ко ра б л ь из ледового плена . С больш им трудом пробивался он вслед за ледоколом н ч и стой воде и в районе мыса Сосновец т р а л ьщ и к вышел на нее. За военную навигацию со рок первого года ТЩ-60 про шел 2096 миль и отконвои ровал пять транспортов. 1ЦА СТУПИВШИЙ сорок * * второй год личный со став тральщика встретил' в Иоканьге. А 10 января на чал проводку транспорта «Кама» и буксира «Шквал» в Мурманск. Через трое су ток караван прибыл в пункт назначения. В ко н ц е я н вар я со р о к второ го года на флоте стало и зве с т но от бере гово го наблюдатель но го поста , что в районе мыса Острые Л уд ки ф аш и с тс ки е эс м инцы вы ставили м инны е за граж д е ни я . Командование Бе лом орс кой ф ло тилии 12 февра ля на правило на траление р а й она у э то го мыса т р а л ьщ и к и ТЩ -60 , ТЩ-61 и ТЩ-41 во гла ве с ком андиром диви зио на на- пи тан -лей тенан том Леонидом Ильичем К у ко р о м (ны не п р о ж и в а е т в Ленин граде ). Боевые мили «П е л и ка н а » ЭТОТ СНИМОК СДЕЛАН 18 августа 1942 года — после награждения моряков ТЩ-60. Слева направо: И. В органов, А. Кобелев, А. Кузнецов. Мо - ругов. Из фондов музея КСФ. фоторепродукция А. РАУБЕ. С 12 по 23 февраля корабли про тралил и о п а с ны й для пла вания район и у н и ч т о ж и л и тр и нем ец кие я ко р ны е м ины .. Ме те ор о ло ги че с кая о б с тано в ка была сл ож н о й . Н и з ка я тем пе р а тур а , плавающ ий лед — все это о слож няло п о с та н о в к у тралов и траление . В этом по ходе особенно слаж е нно и чет к о действовало отделение м и неров ТЩ -60 . В счи та н ны е ми н у ты они ставили а к у с т и ч е с к и й трал , правы й и левый зм е й ко вы й тралы . Траление двумя змейко выми тралами впервые бы ло проведено на СФ , и од ним из первых его применил ТЩ-60. Им было затра- лено и подорвано две вра жеские мины, от взрывов ко торых тралы повредились. Выбрав их из воды, траль ный расчет исправил повреж дения. 15 марта тральщик № 60 вновь находился в море. Один из немецких самолетов пытался пикировать на ко рабль, но натолкнулся на за градительный огонь кормо вого орудия старшего крас нофлотца Гончарова. Враже ская машина отвалила в сто рону, сбросив бомбовый груз не по цели. А вот что произошло с ТЩ-60 4 апреля 1942 года. «При налете самолетов п р о т и в н и к а на базу, — говори тся в и с то р и и корабля , — тр а л ь щ и к был а та ко ва н «ю н кер сом - 88», ко т о ры й соверш ил два ш т у р м о вы х захода на высоте 8 0— 100 метров , и сбросил три бомбы . Одна из н и х взорвалась под ко р п у с ом , а вторая упала на п а л уб у сто явш е го рядом ТЩ -41 , р и кош е том пробила ф альш борты обоих кораблей и, снользя по льду , уш ла к бе р е гу . Л и ч ны й состав у о р у дий и пулеметов самоо твер ж е н н о отра зил а т а к у ф аш и с т с к о го с те р в я т н и ка , ко т о р ы й по л учил прямое попадание сна рядов, задымил и с больш им с н иж е н и ем с кр ы л с я в море. В о тр аж е н и и налета особен но о тл и ч ил и с ь п ул ем е тч и к Ко про в , ком а н д и ры орудий с та рш и ны 1-й ста тьи К у знец о в и Гончаров. От бомбы , разорвавш ейся под ко р п у с о м , ко ра б л ь по л у чил сильное повреж дение . Во да стала п о с т у п а т ь в м аш и н ное отделение и в гла вны й трю м , в ко р п у с е появилась течь , выш ибло к и н г с т о н . Т р а л ьщ и к у у гр о ж а л а о па с но с ть . Он м о г за то н у т ь . К о мандир эл е к тр ом е ха н и че с кой части т е х н и к - ле й те на н т Че- налев, б р о си вш и сь в ледян ую воду, стал заделы вать проб ои ну , и через н е с ко л ь ко м и н у т те чь пр е кр а ти л а с ь . Заработа ли водоотливные средства . К ТЩ -60 подошел б у к с и р , к о т о ры й стал о т к а ч и в а т ь воду. Дол го длилась борьба за ж и з н ь т р а л ьщ и ка , в ко тор о й уча с тв о вали боцман М ош ков , ко м а н диры отделений Кайль , к р а с нофлотцы С ем уш ин , Чабаев- с к и й и К ур о п те в . Началось восстановление ме ха н и зм о в . А в это время а та к и самолетов п р о т и в н и к а не т о л ь к о не ум ен ьш а л и сь , а у в е ли чивали сь . Но больше п о в р е ж дений ко р а б л ь не получил» . Так отстояли моряки свой тральщик № 60. 8 апреля на ТЩ-60 при был новый командир лейте нант Антон Михайлович Ку харкин. Он сразу же провел собрание с личным соста вом и поставил задачу: ско рее ввести корабль в строй. Через два месяца тральщик вышел из Иоканьги в Ар хангельск, где через двое суток стал в ремонт. Моря ки энергично принялись за ликвидацию повреждений. 16 июля сорок второго го да на корабле был праздник. Командование Беломорской флотилии наградило пять че ловек. Орден Красной Звез ды был вручен командиру электроме ханичес кой части Чекалеву, медали «За бое вые заслуги» боцману стар шине 2-й статьи Мошкову, командиру отделения сиг нальщиков старшине 1-й статьи Ворганову, до войны награжденному орденом «Знак Почета», командиру отделения минеров старшине 2-й статьи Кобелеву, коман диру отделения комендоров старшине 1-й статьи Кузне цову. /Э к и п а ж ТЩ -60 внимательно следил за собы тиям и на совет с ко -ге рм а н с ком ф ронте . Когда ф аш и с ты п р ор вал и сь к С талин град у , добровольцами уш л и на с у х о п у т н ы й ф рон т м о р я ки Гон чаров , Больш евитцев , Л одочни ко в , Захаров , Л е сни ко в , Боров ков , Данилов . Они ср аж а л и сь с ги тлеровцам и на б ере гу Вол ги до последне го ды ха ни я . В сентябре 1942 года в од ном и з номеров газе ты Бело м ор с ко й военной ф ло тилии «Северная вахта» был о п уб л и ко в а н пор тре т з ащ и т н и к а Ста лин града М ихаила Гончарова , бы вш е го ком анд ира орудия ТЩ -60 , м уж е с тве н н о ср аж а вш е гося на о гн е вы х р уб еж а х в о лж с ко й тверды ни . Ремонт тральщика завер шился. и 18 ноября он ушел на спасение транспорта, сев шего на мель. За 1942 год тральщик № 60 прошел 3065 миль, от конвоировав 5 транспортов, затралил и уничтожил три мины противника. О с о б е н н о напряженным был для экипажа фев раль сорок третьего года. Он находился в море 25 су ток, пройдя в условиях штор ма и обледенения 3285 миль. Приведу еще н е с ко л ь ко бое в ы х . эпизодов из био граф ии ТЩ -60 . 20 августа ТЩ-60, ТЩ-55 и СКР-75 конвоировали тран спорты «Диксон», «Свияга» и «Иртыш» из Хабарова к острову Диксон. По маршру ту судов действовали фа шистские подводные лодки. Т а к , на прим ер , 28 а в гу с т а после смены ва хты в 12 часов 16 м и н у т в а х те н ны й ком а н д и р и с и г н а л ьщ и к зам е тили след торпеды , вы п ущ е н н о й нем ец ко й подводной ло д ко й . Через м и н у т у увидели след второй торпеды . ТЩ -60 выш ел в а та к у на подводного п и р а та . Т р а н с п о р т «Д и ксон» , зам е ти в с и г налы с т р а л ьщ и к а N? 60, на чал по воро т влево, но н а хо д и в ш аяся на б у к с и р е б а рж а № 18 сковала е го маневр . И то р педа пора зила «Д и ксон» в р а й оне 75 град усов 40 м и н у т се верной ш и ро ты и 89 град усов 35 м и н у т во сточной д ол го ты . Э к и п а ж ТЩ -60 прод олж ал за б р а сы ва ть подвод н ую л о д к у гл у б и н ны м и бомбами . Больше она о себе не заявляла . Т р а л ьщ и к у № 60 п р и х о д и лось не то л ь ко т р а л и т ь фарва теры , со про в ож д а ть т р а н с п о р ты , но и о х р а н я т ь с торож е вы е ко ра б ли , д ос та влявш ие боевую т е х н и к у . В октябре тральщик до ставил продукты питания зи мовщикам двух полярных станций на острове Белый и мысе Марре-Сале. Вернув шись из этого похода, ко рабль стал в ремонт, так как материальная часть из носилась. 1943 год для ТЩ-60 ока зался самым результатив ным: он прошел 18 977 миль, из них с тралом 2688, нахо дился в море 203 суток, от конвоировал 83 транспорта и уничтожил две мины. До самой весны сорок чет вертого года тральщик № 6 0 находился в ремонте. Наибо лее памятным и ярким со бытием в боевой жизни его экипажа явился поход в ав густе сорок четвертого года по спасению моряков с ТЩ- 114, ТЩ-118 и транспорта «Марина Раскова», торпеди рованных немецкой подвод ной лодкой. В условиях не погоды. на большой аквато рии к западу от полуостро ва Ямал и острова Белый поиски длились около двух недель. 23 августа в районе северо-западнее острова Бе- лый на помощь потерпевшим бедствие морякам пришел тральщик № 60. Д О КОНЦА ВОИНЫ ко рабль выполнил десят ки заданий командования. В каждом походе, каксШ бы он ни был по времени и по сложности, экипаж ТЩ-60 всегда демонстрировал об разцы мужества, отваги, стойкости, решительности, сметливости и выносливости. За многие годы поиска мне удалось найти тех вете ранов, которые служили на этом корабле в дни войны. Из деревни Цигломень Иса- когорского района Архангель ской области отозвался быв ший старший минер Петр Федорович Куроптев. Павел Семенович Фомин, проживающий ныне в Киши неве, вот что написал в сво их воспоминаниях в музей СФ : «Начало В ели кой О течествен ной войны за стало меня в Ле н и н гра д е , где я у ч и л с я в с тр о и тельном т е х н и к у м е . С 10 и ю ля я стал к у р с а н т о м у ч и л ищ а ПВО ВМФ , а через че ты ре ме сяца меня за чи сл и л и в 80-ю о тд е л ь н ую м о р с к ую с т р е л к о в ую б р и га д у К а р е л ь с к о го ф рон та . В боях с п р о т и в н и к о м я был д важ ды ранен — 17 я н варя и 3 мая с о р о к второ го года . При втором р а н е н и и ос к о л о к пробил мой ком сом о л ь с к и й билет, вы д а н ны й О к тя б р ь с к и м р а й ком ом ком сом ола Ле н и н гр а д а . На ТЩ -60 я пр ибы л после лечения в го спи тал е , в июле 1943 года , и п р о с л уж и л на нем до ко н ц а в о й ны . Наш корабль был рядовым т р у ж е н и к о м т я ж е л о й войны . Я ча сто в с п ом и наю свои х т о варищ ей . И преж де все го в с п о м и н аю п р е к р а с н о го с п е ц и а л и ста с т а р ш и н у с и г н а л ьщ и к о в В ор гано ва , еще до войны на гр а ж д е н н о го орденом «З н а к По чета» . Наш ко р а б л ь уча с тво вал в к о н в о я х , нес д о з о р н ую с л у ж б у в горле Белого м оря , к о н в о и р о вал суда о т А р х а н ге л ь с к а до о строва Д и к с о н , обеспечивал р яд п о л я р н ы х с т а н ц и й по Се верн ом у Л едо ви том у о ке а н у , проводил трал ени е на п у т и п р о хода с о ю з н ы х ко н во е в , вел бои с а в и а ц и е й , о тр аж а л на ле т в р а ж е с к и х самолетов на И о к а н ь г у . После о к о н ч а н и я войны наш ТЩ -60 был передан тр ал овом у ф ло ту . В се н тябре с о р о к седь м о го года я уво лил ся в за па с . Но в 1951 год у меня вновь п р и звали на с л у ж б у . Ей я отдал д в ад ц а ть че ты ре года . Родина на гр а д и л а меня орденом Оте че с тв е нн о й войны 2-й степени и о д и н н а д ц а т ью медалями» . Интересные фотоснимки военных лет прислал быв ший старшина первой статьи, командир отделения сигналь щиков Иван Федорович Вор- ганов из поселка Согра Ар хангельской области. И он написал о том, что сохрани ла его память о далеких днях службы на ТЩ-60. А. КРИВЕНКО, старший научный сотруд ник музея Краснознамен ного Северного флота. ОТ РЕДАКЦИИ. Еженедель ник «Рыбный Мурман» про должает публиковать материа. лы о боевой работе в годы Великой Отечественной войны моряков траулеров Мурман ского тралового флота, встав ших тогда в строй Северного флота. Еще раз обращаемся к ветеранам: пишите нам о том, что видели и пережили на своих боевых постах, о своих друзьях - товарищах огненных лет. Новые поколения моря ков должны знать об этом, равняться на подвиг участни ков войны!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz