Рыбный Мурман. 1987 г. Январь.

J Подвиг * В ЧИСЛЕ ПЕРЕДАННЫХ Северному ф лоту в дни войны р ы ­ б оло вны х траулеров был и РТ «Пеликан»». Небольшая с п р а в ка об этом судне . В 1931 год у в Италии были залож е ны по з а к а з у и чер теж ам Н ар ком а та ры бной пр ом ыш ле н но с ти СССР че ты ре о д н о т и п ны х ры б ол о вны х траулера — «П ели кан» , «Ара» , «Тага» и «Ны рок» . С пустя год «П ели кан» сошел со стапелей и на нем был под ­ н я т Госуд арс тве нны й фла г С оветско го Союза . Э к и п а ж привел н о вы й тра ул ер в п о р т п р и п и с к и — А р х а н ге л ь с к . «Пеликан» имел водоизмещение 1416 то н н , д л и н у 54,6 метра и ш и р и н у 9 метров . Он вошел в си с тем у С ев госрыбтреста . Команда его у с п еш н о ловила ры б у , перевы полняя задания . С НАЧАЛОМ Великой Отечественной войны рыболовный траулер «Пели­ кан» встал к стенке Архан­ гельского судоремонтного завода «Красная кузница». На нем установили два 45- мм орудия и столько же пу­ леметов типа «М-1», тралы Шульца и змейковый. «Пе­ ликан» стал кораблем Север­ ного флота — тральщиком № 60. На борт корабля прибыли первые военные моряки. Сре­ ди них — младший лейте­ нант Н. Панченко, техник- лейтенант И. Чекалев, воен­ ком политрук Д. Зелянин, командир тральщика № 60 лейтенант С. Ф. Копытов, специалисты различных ко­ манд. Вскоре была создана йпартийная организация, се­ кретарем которой избрали машиниста краснофлотца Ёльцова. Утром 17 сентября 1941 года над кораблем торжест­ венно взвился военно-мор­ ской флаг. ТЩ-60 . вошел в состав 3-го дивизиона траль­ щиков бригады траления Бе­ ломорской военной флотилии СФ . Экипаж начал усиленно готовиться к предстоящим боям с противником. 21 сен тября ТЩ -60 вышел в море для о тр а б о т ки задач. От­ ли чн о действовали расчет к о ­ мендоров с та рш и ны 1-й ста* т ь и К у знец о ва , м и н е ры К ур о п - тев , Кобелев, Вальков и боц ­ ман М ош ко в . Они по ставили зм е й ко вы й трал за че тыре ми ­ н у ты . Командир диви зио на к а ­ пи та н - ле й те на н т Г р и цю к вы ­ с о к о оценил действия ли чно го состава во время учений . Накануне 24-й годовщины Великого Октября ТЩ-60 вышёл на выполнение . пер­ вого боевого задания. Пред­ стояло отконвоировать из Архангельска в Нарьян-Мар транспорты «Ямал», «М. Гро­ мов», «Вытегра». Баренцево море встретило североморцев сурово . Ш торм , сил ьная к а ч к а , длительная тем ­ нота у с л о ж н я л и поход . Но, не ­ см отря ни на что , задание к о ­ мандования м о р я ки ТЩ -60 вы ­ полнили . у с п еш н о , своевремен ­ но и б ла гопо л учно довели с у ­ да е п о р т на значения . С пустя не которое время ра ­ д и с т Баличев пр и н ял ср о ч н ую р ад ио грамм у , о ко тор о й т у т ж е доложил ком а н д и р у С. Ф . Ко- пы то в у . В радио грамме с та в и ­ ла сь новая задача : ТЩ -60 вме ­ сте с д р у гим кораблем дол­ ж е н был ко н в о и р о в а ть т р а н ­ спор ты «Сакко» и «Правда», а т а к ж е два мотобота . Этот по ­ ход тож е не о тличал ся л е г к о ­ стью . Ш то рм в море доходил до де­ ся ти баллов, ко н ча ла сь пре с ­ ная вода для п и та н и я ко тло в . М отоботы из-за сил ьн о го вет­ ра взывали о помощ и . И все ж е к 20 ноября поход за вер ­ ш ился . После то го н о яб р ь с ко го по ­ хода корабл ь п я ть с у т о к на хо ­ дился в базе, где на е го борту по с тавили новы й а к у с т и ч е с к и й трал ти па «К о н го » . М оря ки бы ­ стро освоили е го . Предстояло вы п о л н и т ь новое задание : т р а ­ ление м инно го за гр аж д е н и я в Белом море. До не го было не ­ б л и з ко . С еверную Д в и н у с к о ­ вал лед. К р у глы е с у т к и рабо­ тал э к и п а ж ТЩ -60 , освобождая ко ра б л ь из ледового плена . С больш им трудом пробивался он вслед за ледоколом н ч и ­ стой воде и в районе мыса Сосновец т р а л ьщ и к вышел на нее. За военную навигацию со­ рок первого года ТЩ-60 про­ шел 2096 миль и отконвои­ ровал пять транспортов. 1ЦА СТУПИВШИЙ сорок * * второй год личный со­ став тральщика встретил' в Иоканьге. А 10 января на­ чал проводку транспорта «Кама» и буксира «Шквал» в Мурманск. Через трое су­ ток караван прибыл в пункт назначения. В ко н ц е я н вар я со р о к второ ­ го года на флоте стало и зве с т ­ но от бере гово го наблюдатель ­ но го поста , что в районе мыса Острые Л уд ки ф аш и с тс ки е эс ­ м инцы вы ставили м инны е за ­ граж д е ни я . Командование Бе­ лом орс кой ф ло тилии 12 февра ­ ля на правило на траление р а й ­ она у э то го мыса т р а л ьщ и к и ТЩ -60 , ТЩ-61 и ТЩ-41 во гла ­ ве с ком андиром диви зио на на- пи тан -лей тенан том Леонидом Ильичем К у ко р о м (ны не п р о ­ ж и в а е т в Ленин граде ). Боевые мили «П е л и ка н а » ЭТОТ СНИМОК СДЕЛАН 18 августа 1942 года — после награждения моряков ТЩ-60. Слева направо: И. В органов, А. Кобелев, А. Кузнецов. Мо - ругов. Из фондов музея КСФ. фоторепродукция А. РАУБЕ. С 12 по 23 февраля корабли про тралил и о п а с ны й для пла ­ вания район и у н и ч т о ж и л и тр и нем ец кие я ко р ны е м ины .. Ме­ те ор о ло ги че с кая о б с тано в ка была сл ож н о й . Н и з ка я тем пе ­ р а тур а , плавающ ий лед — все это о слож няло п о с та н о в к у тралов и траление . В этом по ­ ходе особенно слаж е нно и чет­ к о действовало отделение м и ­ неров ТЩ -60 . В счи та н ны е ми ­ н у ты они ставили а к у с т и ч е ­ с к и й трал , правы й и левый зм е й ко вы й тралы . Траление двумя змейко­ выми тралами впервые бы­ ло проведено на СФ , и од­ ним из первых его применил ТЩ-60. Им было затра- лено и подорвано две вра­ жеские мины, от взрывов ко­ торых тралы повредились. Выбрав их из воды, траль­ ный расчет исправил повреж­ дения. 15 марта тральщик № 60 вновь находился в море. Один из немецких самолетов пытался пикировать на ко­ рабль, но натолкнулся на за­ градительный огонь кормо­ вого орудия старшего крас­ нофлотца Гончарова. Враже­ ская машина отвалила в сто­ рону, сбросив бомбовый груз не по цели. А вот что произошло с ТЩ-60 4 апреля 1942 года. «При налете самолетов п р о ­ т и в н и к а на базу, — говори тся в и с то р и и корабля , — тр а л ь ­ щ и к был а та ко ва н «ю н кер сом - 88», ко т о ры й соверш ил два ш т у р м о вы х захода на высоте 8 0— 100 метров , и сбросил три бомбы . Одна из н и х взорвалась под ко р п у с ом , а вторая упала на п а л уб у сто явш е го рядом ТЩ -41 , р и кош е том пробила ф альш борты обоих кораблей и, снользя по льду , уш ла к бе ­ р е гу . Л и ч ны й состав у о р у ­ дий и пулеметов самоо твер ­ ж е н н о отра зил а т а к у ф аш и с т ­ с к о го с те р в я т н и ка , ко т о р ы й по ­ л учил прямое попадание сна ­ рядов, задымил и с больш им с н иж е н и ем с кр ы л с я в море. В о тр аж е н и и налета особен ­ но о тл и ч ил и с ь п ул ем е тч и к Ко про в , ком а н д и ры орудий с та рш и ны 1-й ста тьи К у знец о в и Гончаров. От бомбы , разорвавш ейся под ко р п у с о м , ко ра б л ь по л у ­ чил сильное повреж дение . Во­ да стала п о с т у п а т ь в м аш и н ­ ное отделение и в гла вны й трю м , в ко р п у с е появилась течь , выш ибло к и н г с т о н . Т р а л ьщ и к у у гр о ж а л а о па с ­ но с ть . Он м о г за то н у т ь . К о ­ мандир эл е к тр ом е ха н и че с кой части т е х н и к - ле й те на н т Че- налев, б р о си вш и сь в ледян ую воду, стал заделы вать проб ои ­ ну , и через н е с ко л ь ко м и н у т те чь пр е кр а ти л а с ь . Заработа ­ ли водоотливные средства . К ТЩ -60 подошел б у к с и р , к о т о ­ ры й стал о т к а ч и в а т ь воду. Дол­ го длилась борьба за ж и з н ь т р а л ьщ и ка , в ко тор о й уча с тв о ­ вали боцман М ош ков , ко м а н ­ диры отделений Кайль , к р а с ­ нофлотцы С ем уш ин , Чабаев- с к и й и К ур о п те в . Началось восстановление ме­ ха н и зм о в . А в это время а та ­ к и самолетов п р о т и в н и к а не т о л ь к о не ум ен ьш а л и сь , а у в е ­ ли чивали сь . Но больше п о в р е ж ­ дений ко р а б л ь не получил» . Так отстояли моряки свой тральщик № 60. 8 апреля на ТЩ-60 при­ был новый командир лейте­ нант Антон Михайлович Ку­ харкин. Он сразу же провел собрание с личным соста­ вом и поставил задачу: ско­ рее ввести корабль в строй. Через два месяца тральщик вышел из Иоканьги в Ар­ хангельск, где через двое суток стал в ремонт. Моря­ ки энергично принялись за ликвидацию повреждений. 16 июля сорок второго го­ да на корабле был праздник. Командование Беломорской флотилии наградило пять че­ ловек. Орден Красной Звез­ ды был вручен командиру электроме ханичес кой части Чекалеву, медали «За бое­ вые заслуги» боцману стар­ шине 2-й статьи Мошкову, командиру отделения сиг­ нальщиков старшине 1-й статьи Ворганову, до войны награжденному орденом «Знак Почета», командиру отделения минеров старшине 2-й статьи Кобелеву, коман­ диру отделения комендоров старшине 1-й статьи Кузне­ цову. /Э к и п а ж ТЩ -60 внимательно следил за собы тиям и на совет­ с ко -ге рм а н с ком ф ронте . Когда ф аш и с ты п р ор вал и сь к С талин ­ град у , добровольцами уш л и на с у х о п у т н ы й ф рон т м о р я ки Гон ­ чаров , Больш евитцев , Л одочни ­ ко в , Захаров , Л е сни ко в , Боров ­ ков , Данилов . Они ср аж а л и сь с ги тлеровцам и на б ере гу Вол­ ги до последне го ды ха ни я . В сентябре 1942 года в од­ ном и з номеров газе ты Бело­ м ор с ко й военной ф ло тилии «Северная вахта» был о п уб л и ­ ко в а н пор тре т з ащ и т н и к а Ста­ лин града М ихаила Гончарова , бы вш е го ком анд ира орудия ТЩ -60 , м уж е с тве н н о ср аж а вш е ­ гося на о гн е вы х р уб еж а х в о лж с ко й тверды ни . Ремонт тральщика завер­ шился. и 18 ноября он ушел на спасение транспорта, сев­ шего на мель. За 1942 год тральщик № 60 прошел 3065 миль, от­ конвоировав 5 транспортов, затралил и уничтожил три мины противника. О с о б е н н о напряженным был для экипажа фев­ раль сорок третьего года. Он находился в море 25 су­ ток, пройдя в условиях штор­ ма и обледенения 3285 миль. Приведу еще н е с ко л ь ко бое­ в ы х . эпизодов из био граф ии ТЩ -60 . 20 августа ТЩ-60, ТЩ-55 и СКР-75 конвоировали тран­ спорты «Диксон», «Свияга» и «Иртыш» из Хабарова к острову Диксон. По маршру­ ту судов действовали фа­ шистские подводные лодки. Т а к , на прим ер , 28 а в гу с т а после смены ва хты в 12 часов 16 м и н у т в а х те н ны й ком а н д и р и с и г н а л ьщ и к зам е тили след торпеды , вы п ущ е н н о й нем ец ­ ко й подводной ло д ко й . Через м и н у т у увидели след второй торпеды . ТЩ -60 выш ел в а та ­ к у на подводного п и р а та . Т р а н ­ с п о р т «Д и ксон» , зам е ти в с и г ­ налы с т р а л ьщ и к а N? 60, на ­ чал по воро т влево, но н а хо д и в ­ ш аяся на б у к с и р е б а рж а № 18 сковала е го маневр . И то р ­ педа пора зила «Д и ксон» в р а й ­ оне 75 град усов 40 м и н у т се­ верной ш и ро ты и 89 град усов 35 м и н у т во сточной д ол го ты . Э к и п а ж ТЩ -60 прод олж ал за ­ б р а сы ва ть подвод н ую л о д к у гл у б и н ны м и бомбами . Больше она о себе не заявляла . Т р а л ьщ и к у № 60 п р и х о д и ­ лось не то л ь ко т р а л и т ь фарва ­ теры , со про в ож д а ть т р а н с п о р ­ ты , но и о х р а н я т ь с торож е вы е ко ра б ли , д ос та влявш ие боевую т е х н и к у . В октябре тральщик до­ ставил продукты питания зи­ мовщикам двух полярных станций на острове Белый и мысе Марре-Сале. Вернув­ шись из этого похода, ко­ рабль стал в ремонт, так как материальная часть из­ носилась. 1943 год для ТЩ-60 ока­ зался самым результатив­ ным: он прошел 18 977 миль, из них с тралом 2688, нахо­ дился в море 203 суток, от­ конвоировал 83 транспорта и уничтожил две мины. До самой весны сорок чет­ вертого года тральщик № 6 0 находился в ремонте. Наибо­ лее памятным и ярким со­ бытием в боевой жизни его экипажа явился поход в ав­ густе сорок четвертого года по спасению моряков с ТЩ- 114, ТЩ-118 и транспорта «Марина Раскова», торпеди­ рованных немецкой подвод­ ной лодкой. В условиях не­ погоды. на большой аквато­ рии к западу от полуостро­ ва Ямал и острова Белый поиски длились около двух недель. 23 августа в районе северо-западнее острова Бе- лый на помощь потерпевшим бедствие морякам пришел тральщик № 60. Д О КОНЦА ВОИНЫ ко­ рабль выполнил десят­ ки заданий командования. В каждом походе, каксШ бы он ни был по времени и по сложности, экипаж ТЩ-60 всегда демонстрировал об­ разцы мужества, отваги, стойкости, решительности, сметливости и выносливости. За многие годы поиска мне удалось найти тех вете­ ранов, которые служили на этом корабле в дни войны. Из деревни Цигломень Иса- когорского района Архангель­ ской области отозвался быв­ ший старший минер Петр Федорович Куроптев. Павел Семенович Фомин, проживающий ныне в Киши­ неве, вот что написал в сво­ их воспоминаниях в музей СФ : «Начало В ели кой О течествен ­ ной войны за стало меня в Ле­ н и н гра д е , где я у ч и л с я в с тр о ­ и тельном т е х н и к у м е . С 10 и ю ­ ля я стал к у р с а н т о м у ч и л ищ а ПВО ВМФ , а через че ты ре ме­ сяца меня за чи сл и л и в 80-ю о тд е л ь н ую м о р с к ую с т р е л к о ­ в ую б р и га д у К а р е л ь с к о го ф рон ­ та . В боях с п р о т и в н и к о м я был д важ ды ранен — 17 я н ­ варя и 3 мая с о р о к второ го года . При втором р а н е н и и ос ­ к о л о к пробил мой ком сом о л ь ­ с к и й билет, вы д а н ны й О к тя б р ь ­ с к и м р а й ком ом ком сом ола Ле­ н и н гр а д а . На ТЩ -60 я пр ибы л после лечения в го спи тал е , в июле 1943 года , и п р о с л уж и л на нем до ко н ц а в о й ны . Наш корабль был рядовым т р у ж е н и к о м т я ­ ж е л о й войны . Я ча сто в с п ом и наю свои х т о ­ варищ ей . И преж де все го в с п о ­ м и н аю п р е к р а с н о го с п е ц и а л и ­ ста с т а р ш и н у с и г н а л ьщ и к о в В ор гано ва , еще до войны на ­ гр а ж д е н н о го орденом «З н а к По­ чета» . Наш ко р а б л ь уча с тво вал в к о н в о я х , нес д о з о р н ую с л у ж б у в горле Белого м оря , к о н в о и р о ­ вал суда о т А р х а н ге л ь с к а до о строва Д и к с о н , обеспечивал р яд п о л я р н ы х с т а н ц и й по Се­ верн ом у Л едо ви том у о ке а н у , проводил трал ени е на п у т и п р о ­ хода с о ю з н ы х ко н во е в , вел бои с а в и а ц и е й , о тр аж а л на ­ ле т в р а ж е с к и х самолетов на И о к а н ь г у . После о к о н ч а н и я войны наш ТЩ -60 был передан тр ал овом у ф ло ту . В се н тябре с о р о к седь ­ м о го года я уво лил ся в за па с . Но в 1951 год у меня вновь п р и ­ звали на с л у ж б у . Ей я отдал д в ад ц а ть че ты ре года . Родина на гр а д и л а меня орденом Оте­ че с тв е нн о й войны 2-й степени и о д и н н а д ц а т ью медалями» . Интересные фотоснимки военных лет прислал быв­ ший старшина первой статьи, командир отделения сигналь­ щиков Иван Федорович Вор- ганов из поселка Согра Ар­ хангельской области. И он написал о том, что сохрани­ ла его память о далеких днях службы на ТЩ-60. А. КРИВЕНКО, старший научный сотруд­ ник музея Краснознамен­ ного Северного флота. ОТ РЕДАКЦИИ. Еженедель­ ник «Рыбный Мурман» про­ должает публиковать материа. лы о боевой работе в годы Великой Отечественной войны моряков траулеров Мурман­ ского тралового флота, встав­ ших тогда в строй Северного флота. Еще раз обращаемся к ветеранам: пишите нам о том, что видели и пережили на своих боевых постах, о своих друзьях - товарищах огненных лет. Новые поколения моря­ ков должны знать об этом, равняться на подвиг участни­ ков войны!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz