Рыбный Мурман. 1987 г. Январь.

• Курсом ускорения • ЭДУАРД КОНСТАНТИНОВИЧ, по- " ^ зади первый год двенадцатой пя­ тилетки, год XXVII съезда КПСС, год перестройки экономических, социаль­ ных процессов. Каковы итоги хозяйст­ венной деятельности рыбаков, работни­ ков береговых предприятий Северного бассейна! — Прежде всего я хотел бы поблаго­ дарить всех рыбаков, тружеников бере­ га за их самоотверженную работу. Лю­ ди проявили поистине высокую гражда­ нскую позицию, понимание новых тре­ бований, требований дня. Они глубоко и-правильно оценили смысл происходя­ щих в стране и в отрасли перемен. Вот где источник положительных результа­ тов. Еще в июле выполнены годовые задания по производству рыбы спец- разделки, в середине ноября — по вы­ пуску филе, консервам и пресервам — в середине декабря. Отмечу и такие отрадные факты. По сравнению с поза­ прошлым годом в два раза перевыпол­ нена программа по доставке живой рыбы, пресервам из сельди, в три — по Ьконсервам из трескозой печени. В це­ лом объединение произвело пищевой товарной продукции, получило прибы­ ли больше, нежели в 1985-м. Хоте­ лось бы назвать лучших из лучших. Это — экипажи БАТ «Маршал Еремен­ ко» (капитан-директор Н. И. Гуцкалов), БМРТ «Вышгород» (В. А. Крайнов), «Илья Катунин» (Б. М. Мисюра) Мурман­ ского тралового флота, траулеров «Дми­ трий Покрамович» (В. А. Лисовский, Ю. В. Чуваев), «Капитан Ардеев» (В. К. Баврин, В. Н. Крец), «Солигорск» (И. Г. Конюхов) объединения «Мурманрыб- лром», плавбазы «Севрыба» (В. К. Пет­ ровский, И. Е. Петров, А. П. Болычев), ТР «Тамбов» (А. П. Семененко, В. И. Постнов), «Иван Шишкин» (В. Н. Моро­ зов), бригады докеров-механизаторов В. Ч. Киута, В. Я. Разгонова рыбного порта, коллективы слесарей-судоремонт- ников Е. А. Петрова и Д. Д. Козия объ­ единения «Мурманская судоверфь», бригады рыбообработчиц Н. А. Богонос- цевой и М. Е. Попыриной рыбокомби­ ната и многие-многие другие, кто за­ служил самые добрые слова в этот новогодний день. — В прошлом году предприятия ^Севрыбы» работали в новых условиях. ка к они отразились на хозяйственной деятельности? — Новые условия, в которых мы ра­ ботали, заставили пересмотреть наши прежние позиции, задуматься над тем, как преодолеть пресловутый «валовый» подход к оценке деятельности коллек­ тивов. Они помогли, что называется, на­ строиться на волну качества, на повы­ шение эффективности производства. Стал доминирующим основной крите­ рий — прибыль. Отрадно отметить, что впервые за многие годы все добы­ вающие предприятия справились с пла­ ном по прибыли. Этому показателю уделялось основное внимание. Ставка делалась на выпуск рентабельной про­ дукции — качественной, с высокими по­ требительскими свойствами. — Можно ли уверенно сказать, что перестройка экономики стала ре­ альным фактом? — Это так. Изменилось мышление руководителей, усилилась борьба за ко­ нечный качественный результат. И (еще раз хочу особо подчеркнуть) с валом покончено раз и навсегда. Важный мо­ мент: на народный стол стала постав­ ляться не абы какая продукция, а та, которую ждет покупатель, — повышен­ ного потребительского спроса, расши­ рился и ассортиллент рыбных товаров. — Пожалуйста, конкретный при­ мер... — К дню открытия XXVII съезда партии была сдана в эксплуатацию вто­ рая очередь завода белковых концент­ ратов. Думаю, многим пришлись по вкусу выпускаемые на этом предприя­ тии крабовые палочки. Здесь надо от­ дать должное судоремонтникам. Это они оборудовали два БМРТ объедине­ ния «Мурманрыбпром», «Николай 3а- коркин» и «Иван Зимаков», линиями по выпуску фарша особых кондиций из путассу — полуфабриката для крабо­ вых палочек. В этом направлении нема­ ло потрудились и специалисты промыс­ ловых флотов, «Севтехрыбпрома». Как видим, резкий поворот к качеству — налицо. Это, пожалуй, главный итог го­ да. Главный потому, что он свидетель­ ствует о переломе в сознании людей, их отношении к делу. — Но не получится ли в дальнейшем так: каждое предприятие, стремясь к высокой рентабельности, будет пресле­ довать свои цели, не заботясь в целом об интересах всего Северного бассейна? Ведь тому есть примеры, скажем, в прошлом году были проблемы со сбы­ том некоторых видов продукции. От­ сюда и простои судов, и сбои в ры­ бацком конвейере... — Ситуации, подобные этой, еще слу­ чаются. Но в будущем их быть не дол­ жно. Однако в целом перестройка ска­ залась на отношениях смежников по Договору 14-ти. Значительно улучшились их взаимопомощь, сбалансированность планов. Но нет предела совершенству. — Значит, проблемы еще остаются? — Если говорить о перестройке как категории экономической, то мы еще только в начале пути. Еще плохо умеют считать экономисты предприятий, фло­ тов, они слабо, а лучше сказать, никак не влияют на процесс ускорения. На протяжении многих лет они были про­ сто фиксаторами выполнения или не­ выполнения планов. Сейчас жизнь за­ ставляет по-иному взглянуть на их дея­ тельность. Они должны давать четкий и недвусмысленный ответ на вопросы: почему предприятие, флот отстает, не работает с полной отдачей? Почему до­ пущен перерасход материальных ресур­ сов? Почему не выполняются обяза- * мы должны сохранить и даже повы­ сить производительность труда, не на­ ломать дров в вопросах безопасности мореплавания, эксплуатации судовых механизмов. Да, можно уменьшить чис­ ленность экипажей на промысле криля, мелких пород рыб. Но и знаем районы, где, наоборот, надо увеличивать штаты не менее чем процентов на тридцать. Нужен разумный подход, как, впрочем, и ко всему. — Может быть, прежде чем прини­ мать решение о сокращении, следова­ ло провести эксперимент? — А щекинский метод? Это разве не работа по-новому? А неукомплектован­ ность некоторых экипажей? Когда моря­ кам приходилось и приходится тру­ диться порой за двоих? И в то же вре­ мя ни копейки не получая за тех, кого они обрабатывают. Теперь значительно и зарплата повысится, и производитель­ ность, ощутимо уменьшатся затраты. — Все это, конечно, хорошо. Однако не сладко придется рыбакам, коли шкерочный нож пока остается основ­ ным орудием труда. — Конечно, успех дела будет зави­ сеть не от числа, а от умения. В пер­ вую очередь, от умения механизиро­ вать ручные операции по обработке рыбы. Эту проблему до сих пор ре- Н а в о л н е к а ч е с т в а Интервью с первым заместителем начальника 6РП0 «Севрыба» 3. К. Наумовым тельства по поставкам? Почему слабо используются производственные фон­ ды и их активная часть — флот? Вот неполный круг их вопросов. Я акценти­ ровал внимание на всем этом потому, что это — больные проблемы. Что еще тревожит? Неравномерность работы флотов, аварии, плохая комплектация кадров, недисциплинированность от­ дельных работников... Немало существует и других проб­ лем, которые нам предстоит решить. Я имею в виду дальнейшее расшире­ ние работ по внедрению математиче­ ских методов, вычислительной техники в прогнозировании промысла, разра­ ботку принципиально новых технологий производства продукции на основе пе­ реработки белка, выращивание лососе­ вых рыб в искусственной среде и мно­ гие другие. — Эдуард Константинович, я вер­ нулся из длительной морской команди­ ровки, побывал в промысловых райо­ нах Северо-Восточной и Центрально- Восточной Атлантики, встречался с экипажами судов. Моряки задавали не­ мало вопросов. Хотел бы адресовать их вам. Вот один из них: когда же в конце концов отходы судов не будут длиться сутками, а приходы растяги­ ваться на недели? — Я уже подчеркивал: требуется крепкая дисциплина и простому рыба­ ку, и начальнику флота, и руководите­ лям ВРПО. Так вот. Четкость, своевре­ менность отходов зависит прежде все­ го от самих моряков. Могу привести массу фактов, когда из-за одного раз­ гильдяя страдают сотни людей. По­ меньше либерализма, побольше требо­ вательности — вот что хочется посозе- товать администрации флотов, специа­ листам. Что же касается приходов, то тут задержки иной раз диктуются про­ мысловой обстановкой. И все-таки люди правильно выражают недовольство. Не­ организованность, неумение спланиро­ вать рейс без срывов, видеть перспек­ тиву — вот в чем вина руководителей флотов. — Много разговоров ведется о со­ кращении экипажей... — Этот вопрос еще окончательно не решен. Мы дали свои предложения в Министерство рыбного хозяйства, они там рассматриваются. Что можно ска­ зать предварительно? Главное — мы не рекомендуем огульно подходить к этому сверхважному делу. Сокраще­ ние ведется не ради сокращения. Ведь шали узко и примитивно. То станок но­ вый поставим, то какую-то машину. На судах же нужны высокомеханизирован­ ные линии по законченным видам, ра­ бот: спуску-подъему трала, выливке, об­ работке рыбы, ее упаковке и укладке в трюм. Полумерами тут не обойдешь­ ся. В этом направлении пока делаются первые шаги. Специалисты «Севтехрыб­ прома» в настоящее время создают универсальную линию по разделке всех видов пелагических рыб. В первом квар­ тале опытный образец такой линии бу­ дет испытан. — Но кто будет «тиражировать» тех­ нику? Не секрет, что изготовлением тех­ нологического оборудования занима­ ются все понемногу, а по-настоящему никто. — «Севрыбе» удалось добиться раз­ решения на строительство в этой пя­ тилетке машиностроительного завода. Пока же новую технику в основном со­ здают судоремонтники. Недавно здесь по собственной инициативе создали специализированное подразделение ма­ шиностроительной продукции. Это по­ зволит расширить масштабы производ­ ства, улучшить качество новой техники, которая сегодня еще во многих слу­ чаях оставляет желать лучшего. Если говорить о перспективе, то уже сейчас надо думать об оснащении ры­ бообрабатывающей техники электрони­ кой. А это значит, надо готовить соот­ ветствующих специалистов, интересо­ ваться опытом, существующим не толь­ ко в отечественном, но и в мировом машиностроении. Эта техника должна быть не ниже, а выше уровня мировых образцов. Именно так поставлена зада­ ча нашей партией. — «Больная» тема — судоремонт. Его обычно прерывают, а не заканчивают, вот мнение моряков. — Я считаю, плохо им занимаются не работники верфи, а судовые специ­ алисты — механики, электромеханики, а также технические службы флотов. Их право потребовать от ремонтников качества и еще раз качества работ. Но дело здесь порой упирается не только в их беспринципность, но и в текучесть кадров. Иной раз на судах во время ремонта меняется десять стармехов, пять-семь вторых механиков... О каком добротном ремонте может идти речь в данном случае? Уверен, надо шире рас­ пространять опыт «Мурманрыбпрома», где умно решается проблема стабиль­ ности экипажей. Моряки там теперь отдыхают два-три месяца в году. Их меньше или совсем перестали неоправ­ данно переводить с судна на судно. От­ сюда и успешная работа в море, на берегу. Кстати, вы знаете, почему такая большая текучесть на флоте? Социоло­ гические исследования среди молодых специалистов показали, что они в основ­ ном увольняются из-за неполноценного отдыха после рейса, когда он точно не знает: то ли его в море вновь пошлют, то ли оставят в резерве, то ли (что еще хуже) прервут отпуск и вызовут в Мурманск. — ...А в Мурманске ждет не дождет­ ся судна, живет в ДМО, потому что нет квартиры десять, пятнадцать лет... — Увеличения капитальных вложений в двенадцатой пятилетке на строитель­ ство жилья не будет. В этих условиях флотам, береговым предприятиям надо больше заниматься возведением жилья хозспособом, как это начали делать в ББГЛ, «Архангельскрыбпроме». И более энергично в этом направлении должны действовать траловый флот, «Мур­ манрыбпром». Откуда брать средства? Из фондов соцкультбыта, материально­ го поощрения. Да и прибыль, которая (надо надеяться) станет увеличиваться, следует использовать на возведение квартир. Другого пути у нас нет. — Почти на каждой встрече с экипа­ жами, а я посетил 13 судов, меня спра­ шивали: «Правда ли, что с нового года перестанут выплачивать боны!» И ре­ дакция получила письмо на эту же те­ му. — Скажу однозначно: эти слухи — сродни сплетням. Никаких изменений в выплате валюты морякам загранплава- ния не намечается. — На промысле недоумевают: зачем мы зачастую возим от Южного до Се­ верного полюса рыбу с хвостами! Не пора ли разделывать ее в море! — Да, сейчас на наших судах 560 ты­ сяч тонн рыбы замораживается в нераз­ деленном виде и поставляется в тор­ говлю с головами, плавниками, внутрен­ ностями. А вместе с тем расчеты по­ казывают, что примерно 300 тысяч тонн ежегодно целесообразно разделывать. При этом возрастет не только выпуск продукции высокого потребительского свойства, но и высвободится четыре транспортных рефрижератора, более трех тысяч рефрижераторных вагонов. За счет снижения числа перегрузок увеличится время нахождения трауле­ ров на лову, а значит, повысится эф­ фективность использования флота в це­ лом. В связи с этим «Севрыба» обра­ тилась в Минрыбхоз СССР с рядом предложений по изменению планирова­ ния производства, поставок и потреб­ ления пищевой продукции, чтобы заин­ тересовать трудовые коллективы в мак­ симальной разделке рыбы. Один из возможных путей реализации постав­ ленной цели — введение переводных коэффициентов для перерасчета всей разделанной рыбы в неразделанную. — И последний вопрос. Какие зада­ чи стоят перед тружениками бассейна в новом году! — Задания увеличены по всем пока­ зателям. Но они, считаю, вполне выпол­ нимы. Что нужно для этого? Обсудить их в трудовых коллективах, расшить узкие места, ужесточить контроль за каждым пунктом плана. Как известно, в прошлом году произошли значитель­ ные изменения в сырьевой базе (речь идет о районах промысла), что несколь­ ко осложнит работу. В этих услозиях добывающим флотам необходимы высо­ кая организация труда, своевременная обработка промысловой информации, оперативное, гибкое руководство. Осно­ ва успешного выполнения плана 1987 го­ да должна быть заложена в первом квартале. С первых дней надо работать без раскачки, каждые сутки анализиро­ вать сделанное. Потребуется созида­ тельная работа всех тружеников с пол­ ной отдачей по достойной встрече 70- летия Великого Октября. Мы — только в начале большой перестройки. Той пе­ рестройки, которая уже сегодня, сейчас требует от каждого конкретных дел, приложения всех сил для решения глав­ ной задачи — улучшения поставок на народный стол рыбных товаров. От имени совета директоров ВРПО «Севрыба», — сказал в заклю­ чение Э. К. Наумов, — позвольте че­ рез газету поздравить всех тружеников моря, их родных и близких с Новым годом. Пожелать всего самого доброго, новых творческих успехов в нелегком рыбацком труде. Интервью провел А. ВИЛОВ. з t января 1987 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz