Рыбный Мурман. 1987 г. Январь.
• Курсом ускорения • ЭДУАРД КОНСТАНТИНОВИЧ, по- " ^ зади первый год двенадцатой пя тилетки, год XXVII съезда КПСС, год перестройки экономических, социаль ных процессов. Каковы итоги хозяйст венной деятельности рыбаков, работни ков береговых предприятий Северного бассейна! — Прежде всего я хотел бы поблаго дарить всех рыбаков, тружеников бере га за их самоотверженную работу. Лю ди проявили поистине высокую гражда нскую позицию, понимание новых тре бований, требований дня. Они глубоко и-правильно оценили смысл происходя щих в стране и в отрасли перемен. Вот где источник положительных результа тов. Еще в июле выполнены годовые задания по производству рыбы спец- разделки, в середине ноября — по вы пуску филе, консервам и пресервам — в середине декабря. Отмечу и такие отрадные факты. По сравнению с поза прошлым годом в два раза перевыпол нена программа по доставке живой рыбы, пресервам из сельди, в три — по Ьконсервам из трескозой печени. В це лом объединение произвело пищевой товарной продукции, получило прибы ли больше, нежели в 1985-м. Хоте лось бы назвать лучших из лучших. Это — экипажи БАТ «Маршал Еремен ко» (капитан-директор Н. И. Гуцкалов), БМРТ «Вышгород» (В. А. Крайнов), «Илья Катунин» (Б. М. Мисюра) Мурман ского тралового флота, траулеров «Дми трий Покрамович» (В. А. Лисовский, Ю. В. Чуваев), «Капитан Ардеев» (В. К. Баврин, В. Н. Крец), «Солигорск» (И. Г. Конюхов) объединения «Мурманрыб- лром», плавбазы «Севрыба» (В. К. Пет ровский, И. Е. Петров, А. П. Болычев), ТР «Тамбов» (А. П. Семененко, В. И. Постнов), «Иван Шишкин» (В. Н. Моро зов), бригады докеров-механизаторов В. Ч. Киута, В. Я. Разгонова рыбного порта, коллективы слесарей-судоремонт- ников Е. А. Петрова и Д. Д. Козия объ единения «Мурманская судоверфь», бригады рыбообработчиц Н. А. Богонос- цевой и М. Е. Попыриной рыбокомби ната и многие-многие другие, кто за служил самые добрые слова в этот новогодний день. — В прошлом году предприятия ^Севрыбы» работали в новых условиях. ка к они отразились на хозяйственной деятельности? — Новые условия, в которых мы ра ботали, заставили пересмотреть наши прежние позиции, задуматься над тем, как преодолеть пресловутый «валовый» подход к оценке деятельности коллек тивов. Они помогли, что называется, на строиться на волну качества, на повы шение эффективности производства. Стал доминирующим основной крите рий — прибыль. Отрадно отметить, что впервые за многие годы все добы вающие предприятия справились с пла ном по прибыли. Этому показателю уделялось основное внимание. Ставка делалась на выпуск рентабельной про дукции — качественной, с высокими по требительскими свойствами. — Можно ли уверенно сказать, что перестройка экономики стала ре альным фактом? — Это так. Изменилось мышление руководителей, усилилась борьба за ко нечный качественный результат. И (еще раз хочу особо подчеркнуть) с валом покончено раз и навсегда. Важный мо мент: на народный стол стала постав ляться не абы какая продукция, а та, которую ждет покупатель, — повышен ного потребительского спроса, расши рился и ассортиллент рыбных товаров. — Пожалуйста, конкретный при мер... — К дню открытия XXVII съезда партии была сдана в эксплуатацию вто рая очередь завода белковых концент ратов. Думаю, многим пришлись по вкусу выпускаемые на этом предприя тии крабовые палочки. Здесь надо от дать должное судоремонтникам. Это они оборудовали два БМРТ объедине ния «Мурманрыбпром», «Николай 3а- коркин» и «Иван Зимаков», линиями по выпуску фарша особых кондиций из путассу — полуфабриката для крабо вых палочек. В этом направлении нема ло потрудились и специалисты промыс ловых флотов, «Севтехрыбпрома». Как видим, резкий поворот к качеству — налицо. Это, пожалуй, главный итог го да. Главный потому, что он свидетель ствует о переломе в сознании людей, их отношении к делу. — Но не получится ли в дальнейшем так: каждое предприятие, стремясь к высокой рентабельности, будет пресле довать свои цели, не заботясь в целом об интересах всего Северного бассейна? Ведь тому есть примеры, скажем, в прошлом году были проблемы со сбы том некоторых видов продукции. От сюда и простои судов, и сбои в ры бацком конвейере... — Ситуации, подобные этой, еще слу чаются. Но в будущем их быть не дол жно. Однако в целом перестройка ска залась на отношениях смежников по Договору 14-ти. Значительно улучшились их взаимопомощь, сбалансированность планов. Но нет предела совершенству. — Значит, проблемы еще остаются? — Если говорить о перестройке как категории экономической, то мы еще только в начале пути. Еще плохо умеют считать экономисты предприятий, фло тов, они слабо, а лучше сказать, никак не влияют на процесс ускорения. На протяжении многих лет они были про сто фиксаторами выполнения или не выполнения планов. Сейчас жизнь за ставляет по-иному взглянуть на их дея тельность. Они должны давать четкий и недвусмысленный ответ на вопросы: почему предприятие, флот отстает, не работает с полной отдачей? Почему до пущен перерасход материальных ресур сов? Почему не выполняются обяза- * мы должны сохранить и даже повы сить производительность труда, не на ломать дров в вопросах безопасности мореплавания, эксплуатации судовых механизмов. Да, можно уменьшить чис ленность экипажей на промысле криля, мелких пород рыб. Но и знаем районы, где, наоборот, надо увеличивать штаты не менее чем процентов на тридцать. Нужен разумный подход, как, впрочем, и ко всему. — Может быть, прежде чем прини мать решение о сокращении, следова ло провести эксперимент? — А щекинский метод? Это разве не работа по-новому? А неукомплектован ность некоторых экипажей? Когда моря кам приходилось и приходится тру диться порой за двоих? И в то же вре мя ни копейки не получая за тех, кого они обрабатывают. Теперь значительно и зарплата повысится, и производитель ность, ощутимо уменьшатся затраты. — Все это, конечно, хорошо. Однако не сладко придется рыбакам, коли шкерочный нож пока остается основ ным орудием труда. — Конечно, успех дела будет зави сеть не от числа, а от умения. В пер вую очередь, от умения механизиро вать ручные операции по обработке рыбы. Эту проблему до сих пор ре- Н а в о л н е к а ч е с т в а Интервью с первым заместителем начальника 6РП0 «Севрыба» 3. К. Наумовым тельства по поставкам? Почему слабо используются производственные фон ды и их активная часть — флот? Вот неполный круг их вопросов. Я акценти ровал внимание на всем этом потому, что это — больные проблемы. Что еще тревожит? Неравномерность работы флотов, аварии, плохая комплектация кадров, недисциплинированность от дельных работников... Немало существует и других проб лем, которые нам предстоит решить. Я имею в виду дальнейшее расшире ние работ по внедрению математиче ских методов, вычислительной техники в прогнозировании промысла, разра ботку принципиально новых технологий производства продукции на основе пе реработки белка, выращивание лососе вых рыб в искусственной среде и мно гие другие. — Эдуард Константинович, я вер нулся из длительной морской команди ровки, побывал в промысловых райо нах Северо-Восточной и Центрально- Восточной Атлантики, встречался с экипажами судов. Моряки задавали не мало вопросов. Хотел бы адресовать их вам. Вот один из них: когда же в конце концов отходы судов не будут длиться сутками, а приходы растяги ваться на недели? — Я уже подчеркивал: требуется крепкая дисциплина и простому рыба ку, и начальнику флота, и руководите лям ВРПО. Так вот. Четкость, своевре менность отходов зависит прежде все го от самих моряков. Могу привести массу фактов, когда из-за одного раз гильдяя страдают сотни людей. По меньше либерализма, побольше требо вательности — вот что хочется посозе- товать администрации флотов, специа листам. Что же касается приходов, то тут задержки иной раз диктуются про мысловой обстановкой. И все-таки люди правильно выражают недовольство. Не организованность, неумение спланиро вать рейс без срывов, видеть перспек тиву — вот в чем вина руководителей флотов. — Много разговоров ведется о со кращении экипажей... — Этот вопрос еще окончательно не решен. Мы дали свои предложения в Министерство рыбного хозяйства, они там рассматриваются. Что можно ска зать предварительно? Главное — мы не рекомендуем огульно подходить к этому сверхважному делу. Сокраще ние ведется не ради сокращения. Ведь шали узко и примитивно. То станок но вый поставим, то какую-то машину. На судах же нужны высокомеханизирован ные линии по законченным видам, ра бот: спуску-подъему трала, выливке, об работке рыбы, ее упаковке и укладке в трюм. Полумерами тут не обойдешь ся. В этом направлении пока делаются первые шаги. Специалисты «Севтехрыб прома» в настоящее время создают универсальную линию по разделке всех видов пелагических рыб. В первом квар тале опытный образец такой линии бу дет испытан. — Но кто будет «тиражировать» тех нику? Не секрет, что изготовлением тех нологического оборудования занима ются все понемногу, а по-настоящему никто. — «Севрыбе» удалось добиться раз решения на строительство в этой пя тилетке машиностроительного завода. Пока же новую технику в основном со здают судоремонтники. Недавно здесь по собственной инициативе создали специализированное подразделение ма шиностроительной продукции. Это по зволит расширить масштабы производ ства, улучшить качество новой техники, которая сегодня еще во многих слу чаях оставляет желать лучшего. Если говорить о перспективе, то уже сейчас надо думать об оснащении ры бообрабатывающей техники электрони кой. А это значит, надо готовить соот ветствующих специалистов, интересо ваться опытом, существующим не толь ко в отечественном, но и в мировом машиностроении. Эта техника должна быть не ниже, а выше уровня мировых образцов. Именно так поставлена зада ча нашей партией. — «Больная» тема — судоремонт. Его обычно прерывают, а не заканчивают, вот мнение моряков. — Я считаю, плохо им занимаются не работники верфи, а судовые специ алисты — механики, электромеханики, а также технические службы флотов. Их право потребовать от ремонтников качества и еще раз качества работ. Но дело здесь порой упирается не только в их беспринципность, но и в текучесть кадров. Иной раз на судах во время ремонта меняется десять стармехов, пять-семь вторых механиков... О каком добротном ремонте может идти речь в данном случае? Уверен, надо шире рас пространять опыт «Мурманрыбпрома», где умно решается проблема стабиль ности экипажей. Моряки там теперь отдыхают два-три месяца в году. Их меньше или совсем перестали неоправ данно переводить с судна на судно. От сюда и успешная работа в море, на берегу. Кстати, вы знаете, почему такая большая текучесть на флоте? Социоло гические исследования среди молодых специалистов показали, что они в основ ном увольняются из-за неполноценного отдыха после рейса, когда он точно не знает: то ли его в море вновь пошлют, то ли оставят в резерве, то ли (что еще хуже) прервут отпуск и вызовут в Мурманск. — ...А в Мурманске ждет не дождет ся судна, живет в ДМО, потому что нет квартиры десять, пятнадцать лет... — Увеличения капитальных вложений в двенадцатой пятилетке на строитель ство жилья не будет. В этих условиях флотам, береговым предприятиям надо больше заниматься возведением жилья хозспособом, как это начали делать в ББГЛ, «Архангельскрыбпроме». И более энергично в этом направлении должны действовать траловый флот, «Мур манрыбпром». Откуда брать средства? Из фондов соцкультбыта, материально го поощрения. Да и прибыль, которая (надо надеяться) станет увеличиваться, следует использовать на возведение квартир. Другого пути у нас нет. — Почти на каждой встрече с экипа жами, а я посетил 13 судов, меня спра шивали: «Правда ли, что с нового года перестанут выплачивать боны!» И ре дакция получила письмо на эту же те му. — Скажу однозначно: эти слухи — сродни сплетням. Никаких изменений в выплате валюты морякам загранплава- ния не намечается. — На промысле недоумевают: зачем мы зачастую возим от Южного до Се верного полюса рыбу с хвостами! Не пора ли разделывать ее в море! — Да, сейчас на наших судах 560 ты сяч тонн рыбы замораживается в нераз деленном виде и поставляется в тор говлю с головами, плавниками, внутрен ностями. А вместе с тем расчеты по казывают, что примерно 300 тысяч тонн ежегодно целесообразно разделывать. При этом возрастет не только выпуск продукции высокого потребительского свойства, но и высвободится четыре транспортных рефрижератора, более трех тысяч рефрижераторных вагонов. За счет снижения числа перегрузок увеличится время нахождения трауле ров на лову, а значит, повысится эф фективность использования флота в це лом. В связи с этим «Севрыба» обра тилась в Минрыбхоз СССР с рядом предложений по изменению планирова ния производства, поставок и потреб ления пищевой продукции, чтобы заин тересовать трудовые коллективы в мак симальной разделке рыбы. Один из возможных путей реализации постав ленной цели — введение переводных коэффициентов для перерасчета всей разделанной рыбы в неразделанную. — И последний вопрос. Какие зада чи стоят перед тружениками бассейна в новом году! — Задания увеличены по всем пока зателям. Но они, считаю, вполне выпол нимы. Что нужно для этого? Обсудить их в трудовых коллективах, расшить узкие места, ужесточить контроль за каждым пунктом плана. Как известно, в прошлом году произошли значитель ные изменения в сырьевой базе (речь идет о районах промысла), что несколь ко осложнит работу. В этих услозиях добывающим флотам необходимы высо кая организация труда, своевременная обработка промысловой информации, оперативное, гибкое руководство. Осно ва успешного выполнения плана 1987 го да должна быть заложена в первом квартале. С первых дней надо работать без раскачки, каждые сутки анализиро вать сделанное. Потребуется созида тельная работа всех тружеников с пол ной отдачей по достойной встрече 70- летия Великого Октября. Мы — только в начале большой перестройки. Той пе рестройки, которая уже сегодня, сейчас требует от каждого конкретных дел, приложения всех сил для решения глав ной задачи — улучшения поставок на народный стол рыбных товаров. От имени совета директоров ВРПО «Севрыба», — сказал в заклю чение Э. К. Наумов, — позвольте че рез газету поздравить всех тружеников моря, их родных и близких с Новым годом. Пожелать всего самого доброго, новых творческих успехов в нелегком рыбацком труде. Интервью провел А. ВИЛОВ. з t января 1987 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz