Рыбный Мурман. 1987 г. Январь.

V ийг ишылташл Решения XXV II съезда КПСС-ё жизнь! Наука и производство Новости Малоподвижная цель КАК ОЦЕНИВАТЬ ТРУД ПОИСКОВИКА? Н у ж е н л и п л д н по­ исковому судну? Без­ условно, -нужен. Но какой? Непростой вопрос. Давайге разберемся. Поведем речь о судах оперативной и перспективной разведки, которые обеспечи­ вают сырьевой базой про­ мысловый флот в северных морях. Смысл и содержание их работы таковы: ’ . найти скопления рыбы и провести весь комплекс научных ра ­ бот согласно методикам, раз­ работанным и утвержденным ВНИРО , ПИНРО , «Севрыб- промразведкой». Другими словами, «оконтурить» про­ мысловый участок, опреде­ лить его биомассу, биологи­ ческое состояние объекта ло­ ва и дать гидрологическое обоснование условий форми­ рования данной концентра­ ции. Затем, обобщив резуль­ таты проделанной работы, передать участок рыбакам, рекомендуя им промысловые усилия. Далее рыбаков учить не надо. При наличии досто­ верной информации и благо­ приятных погодных условий они эту рыбу возьмут и да­ дут устойчивые плановые показатели, а нам скажут спасибо. Потом наше суд­ но идёт в перспективный рай­ он и подготавливает резерв­ ный участок. Казалось бы, все должно быть так. а не иначе. Но не будем торопиться с аплодис­ ментами. Это — всего лишь идея или декларация поиско­ вого судна. На деле же мы не идем сразу искать резервный уча­ сток, а продолжаем ловить найденную рыбу. Точнее, воровать ее у рыбаков, кото­ рые финансируют нас, дабы мы искали таковую «про за­ пас». Частенько продолжаем находиться вблизи промысло­ вой группы. Нет-нет да и заскочим урвать немного рыбки для выполнения соб­ ственного плана. Капитан- поисковик продолжает лов до тех пор, пока начальник промрайона недвусмысленно предложит выполнять свои основные функции, то бишь поиск. Возникает резонный воп­ рос: или мы не хотим как надо работать, или просто некомпетентны как профес­ сионалы? Ни то, нн другое. Подавляющее большинство специалистов могут, хотят и трудятся с полной отдачей. Так* что же нам мешает? Конкретная и объективная причина — заранее утверж­ денный план вылова в рей­ совом задании. Не очень давно сложилась порочная традиция: работа поисковых судов оценивается по коли­ честву выловленной рыбы, а уж потом по количеству об­ наруженных промскоплений, объему и качеству научных работ. За невыполнение пер­ вого показателя с капитана и помощника по науке взы­ щется довольно строго. Если же производственная про­ грамма успешно завершена, то за невыполнение второго показателя вообще не спро­ сят. Следовательно, капитан (не без оснований) считает главным план экономиче­ ский. И он не хочет даже слышать о том, что научная программа — не самоцель, а дополнительное вооруже­ ние судна для поиска рыбы. Здесь руководитель по-свое­ му прав по причинам выше­ изложенным. Но ведь для успешного и эффективного поиска необ­ ходим хотя бы краткосроч­ ный прогноз, который можно сделать лишь при наличии минимума необходимых ис­ следований. Именно здесь, в море, в данное время и в данной точке предполагаемо­ го района. Следовательно, налицо прямо пропорцио­ нальная зависимость: чем больше и целесообразней станет перемещаться поис­ ковик, тем меньше непроиз­ водительных пробежек будет у добывающего флота. Сей­ час нее мы связаны планом по рукам и ногам, образно говоря, являе.мся «малопод­ вижной целью» часто спра­ ведливой критики добываю­ щего флота. Кое-кто может сказать: «Критиковать умеют все, а предложить что-либо дель­ ное...» И это верно. Любая критика должна быть конст­ руктивной. Во всяком случае, это желательно. В своих раз­ мышлениях я старался по возможности изложить при­ чинные связи и следствия Данного вопроса. Не надо быть плановиком и экономи­ стом, чтобы видеть те не­ оправданные издержки, тот ущерб, который несут рыба­ ки. Вероятно, •следует да­ вать какой-то скользящий план, который можно откор­ ректировать по количеству фактически отработанного времени, при настройке ору­ дий лова, определении- био­ массы контрольными трале­ ниями на данной концентра­ ции, по нормам и расцен­ кам промысловых судов аналогичного класса, согла­ сованным с начальником и экономистами промрайоиа. А как же все-таки оцени­ вать труд поисковиков? Ду­ маю, по количеству рыбы, которую мог бы выловить промысловик, или, возмож­ но, по показателям всего ВРПО. Вот тогда каждый будет заниматься своим де­ лом надежно и качественно. Надо преодолеть инертность устаревшего мышления. Именно это в современных условиях видится главным рычагом в решении многих застаревших проблем. Р. БУДАРНЫИ, инженер плавсостава уп­ равления «Севрыбпромраз- ведка». ОТ РЕДАКЦИИ . Газета неод­ н о кр а т н о писала о проблемах п р о гн о зи р о в а ни я промы сла , ро- ли ПИНРО и промразведни в деле обеспечения ры ба ков сырьевой базой . В ы с ка зы в а ­ ли сь по этом у поводу р а зл и ч ­ ные т о ч к и зрения , но с у ть сводилась к одному : необходи ­ мы новый подход , новые ме­ тоды упр а вл е н и я и о ц е н ки дея­ тельно с ти пои сновы х судов, да ­ бы не превращ а ть и х в прид а ­ т о к промы словом у флоту. Пуб- л и н у я эту ста тью , реда кция надеется по л у чи ть от М и н и ­ стерства ры б но го хо зяй с тва , ВРПО «Севрыба», р у ковод с тва «С еврыбпромразведки» к о н к р е т ­ ные , деловые ответы на по с та в ­ ленные Р. Б ударным вопросы . холода ОБЫЧНАЯ РАБОТА Смеются. Действительно, ва­ гончик доживает последнюю зиму. Рядом выросла кирпич­ ная коробка двухэтажного здания бытового корпуса. Там рабочие будут переодеваться, мыться, отдыхать. Строят бы­ товку портовики сами, хоз­ способом. Впрочем, мы отвлеклись. — Пора на эстакаду, — го­ ворит Вячеслав уже в дверях. — Сейчас к «темной» подго­ нят несколько цистерн для пропарки... — и исчез в бе­ лом тумане мороза. «ДЕРЗАЙТЕ!.,» Вообще, несмотря на тяже­ лые погодные условия, у лю­ дей приподнятое настроение. То ли необычная ситуация сби­ вает с нормальных эмоцио­ нальных тонов, то ли ничего уже делать не остается — только подшучивать над собой и другими... Так легче. Сегодня утро у старшего инженера Петра Петровича Карелина началось с того, что портовые рабочие потребова­ ли у него мазь от обмороже­ ния. На что Карелин не ме­ нее серьезно ответил: «Дер­ зайте. Уши у шапок к щекам — и вперед». Так и сделали. Лопаты в ру­ ки — и пошли чистить пути, трапы, ведущие на верх эста­ кады. (Для справки: мазь — это просто повод для шутки. Любой желающий может взять у диспетчера). Было еще одно дело у них — починить трубу. Лопнула, проклятая. Место очистили, все подготовили, стали кран вызы­ вать, да забыли, что техника при эдакой температуре не работает. РАЙОННЫЕ ЮВЕЛИРЫ Но есть два крана в порту, не замерзающих при таком морозе. Можно себе предста­ вить, какая к ним очередь. Но для нефтебазы один из них всегда готов. Ибо снабжение судов топливом и маслами — едва ли не самое важное во всем этапе подготовки судна к рейсу. Бригада Анатолия Михайло­ вича Чугунова с утра разби­ лась на несколько человек. Двое уехали загружать БМРТ «Александр Гмырев» «Мур- манрыбпрома». Другие в это врелля заполняли цистерну машины маслом, которое предназначалось другому ко­ раблю. Рабочие грузового склада по снабжению маслом считают, что их работа по сравнению с коллегами по району «ювелирная». Тем-то легче, подсоединил прибор — и стой, смот­ ри. А вот бочки обрабатыва­ ются иначе — мелкая тара. Каждую надо взять, подкатить к емкости, открыть вентиль, налить, потом закрыть... Вроде обычно. Но не забы­ вайте, что все эти манипуля­ ции — на свежем воздухе. Температура которого минус 34 градуса. С начальником склада Ана­ толием Ивановичем Беляевым мы столкнулись в кабинете заместителя начальника райо­ на Ю. А. Копытова. Они обго­ варивали получение для рабо­ чих дополнительной спецодеж­ ды; нужны валенки, полу­ шубок и меховые рукавицы. — Знаете, почему наш уча­ сток работы — самый слож­ ный? — спросил он меня. И ответил: — У нас ведь 60 ма­ рок масла. А на\ судно, да хоть на тот же «Гмырев», тре­ буется марок 15—20. Это зна­ чит, надо «собирать» машину бочками от разных резервуа­ ров. Промаркировать надо, и не перепутать... Несколько дней назад на складе грузили калининград­ ский транспорт «Кольский бе­ рег». Масло отправляли на­ шим морякам в море. За сутки нагрузили сто бочек, несмотря на морозы. НЕСМОТРЯ НА МОРОЗЫ . Эту фразу, пожалуй, можно повторить и рассказывая о бригаде слесарей, работав­ ших в то утро. Тогда у одно­ го из сливных аппара­ тов «полетела» задвижка. Хорошо, что цистерн у этой стороны эстакады не было. Долго возились ремонтники прямо на морозе, но делать нечего, пришлось снять и при­ нести «больную» в мастер­ скую, где и застали мы брига­ дира слесарей Георгия Ва­ сильевича Афанасьева и сле­ саря по ремонту технологиче­ ского оборудования Алексан­ дра Ивановича Журавкова. — Смотрите, — говорит Ге­ оргий Васильевич, — беда с этой запорной арматурой. Ста­ рая она, изношенная. А заяв­ ки выполняются наполовину. Причем присылают не сталь­ ные, а вот эти (он показал на ту, что была разобрана на сто­ ле), чугунные. Они же в мо­ роз — как стекло. Но и этих нет! Вот, сломалась. А чем заменять — не знаем. Дошли до ручки: ни одной резерв­ ной задвижки. Ну а если ЧП? ...Недавно в третьем грузо­ вом районе организовали спе­ циальную мастерскую по ре­ монту запорной арматуры, вы­ шедшей из строя. Там подла­ тают, здесь подделают — и снова ставят. Правда, у отре­ монтированной не тот срок работы, да и не та надеж­ ность. Но что делать? Порто­ вики выкручиваются как мо­ гут. ВДНХ Для океанских траулеров... Впервые в нашей стране освоен выпуск мощных судо­ вых' дизель-редукторных аг­ регатов со среднеоборотными дизелями 64Н 40/46 мощно­ стью 6000 л. с. для океанских рыболовных траулеров-реф- рижераторов. Они обеспечи­ вают потребность судна в энергии для движения, лова рыбы, ее переработки и хранения. Годовой экономи­ ческий эффект — 300 тысяч рублей на один агрегат. Макет дизель-редукторно- го агрегата демонстрируется в павильоне «Судостроение». ...и рыболовов- любителей Более 20 миллионов чело­ век занимаются в нашей стра­ не любительским рыболовст­ вом. Диапазон объектов люби­ тельского лова рыбы велик и разнообразен. В последние годы в ряде бассейнов, в том числе на Европейском Севере, получил развитие проводимый по рекомендациям научных организаций под контролем органов рыбоохраны лоз цен­ ных видов рыб по лицензиям. Для всех бассейнов страны в последнее время разработа­ ны специальные Правила лю­ бительского рыболовства, на научной основе регламентиру­ ющие сроки, места, способы и объемы любительского ло­ ва. Подробно с любительским и спортивным рыболовством знакомит экспозиция павиль­ она «Прудовое хозяйство». С. МИРОНОВ, внешт. корр. еженедель­ ника «Рыбный. Мурман». Но пока третий район бу­ дет испытывать «арматурный голод», предпосылки для чрез­ вычайных происшествий оста­ нутся. В последнее время пресса очень много внимания уделя­ ет организации доставки топ­ лива до потребителя. То там, то здесь промелькнет сооб­ щение о заторе цистерн по причине плохих погодных ус­ ловий. В этом отношении наш порт на высоте. Вторая вспышка холодов не повлияла на ритмичность ра­ боты третьего грузового рай­ она рыбного порта. Гррод и суда своевременно снабжают­ ся топливом, другими горюче­ смазочными материалами. Спа­ сибо людям. Это они, не жа­ лея себя, в суровые дни тру­ дились на эстакадах, насосных станциях, это они ремонтиро­ вали технику, подчас более хрупкую, чем человек. Старший инженер третьего района Петр Петрович Каре­ лин сказал: — Если б было можно, я бы перечислил все фамилии наших работников. Нельзя? Ну тогда — сколько можно, но повторяю: отличился весь коллектив. Среди них слив­ щики В. Ш. Фаттахов, А. Ф. Хоршун, Н. И. Крючков, Н. Е. Иванов, М. А. Бондаренко, операторы П. Н. Березюк, В. И. Захаров, В. В. Святская, Т. Н. Соболева, Э. Ш. Шевалдина... С. СВЕТЛОВА. fSBES^'Jb^ РЫБНЫЙМУРМАН 16 января 1987 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz