Рыбный Мурман. 1987 г. Январь.
Решения XXV II съезда КПСС-в жизнь! Иск бесхозяйственности Пришел ответ из МРХ СССР I I I ЕСТЬ СУТОК в порту ждала погрузку рефрижераторная Ш секция 5—276. За это время десятки других секций были загружены рыбой и отправлены по назначению. Почему не по везло двести семьдесят шестой! Ы АЧАЛАСЬ эта командиров- * " ка, к радости обслужива ющей бригады, на редкость удачно. Почти три тысячи ки лометров от южного городка до северного Архангельска секция с консервами преодо лела за четверо суток. Чтобы избежать порожнего пробега до Мурманска — порта массо вой погрузки рефрижератор ного подвижного состава, — все пять вагонов секции за грузили на Архангельском целлюлозно - бумажном ком бинате гофроящиками. Все складывалось как нельзя луч ше: быстрое продвижение, оперативная обработка на гру зовых операциях, минималь ный порожний пробег давали бригаде возможность выпол нить все планы. Но работни ки порта поставили н* этих планах крест. За несколько лет работы на железной дороге началь ник секции и механик побыва ли почти во всех крупных пор тах страны и привыкли к то му, что на выгрузку секции или ее погрузку уходит, как правило, 3—4 часа. Разве мог ли они предположить, что сек ция простоит в Мурманском порту несколько суток? Как казалось, происходила обычная маневровая работа. Секцию переставляли с одно го пути на другой, пока, на конец, не оставили в покое. Затем появились подозре ния. Почему стоим? Оказыва ется, нет рыбы: одно судно выгрузилось, а следующее еще не подошло. Остается ждать. Утром 4 декабря швар туется «Заполярный» с моро женой путассу. Несколько ча сов подготовительных работ — и трюм открыт. Закипела ра- А «горбатая» постоит?.. бота на секции... 4—488. Опять недоумение. И опять утешает «Севрыбсбыт»: «Нет рыбы». Как же так? Для одних есть рыба, а для других — нет? Отвечают, что заявка была на три вагона, а у нас их — пять. Начальник секции и ме ханик, не искушенные в пор товой экономике, согласились, что ответ логичен. Но ни ночная смена, ни пришедшая затем 5 декабря дневная смена заявку на пять вагонов не дали, зато секции с четырьмя вагонами грузи ли исправно как с корабля, так и из холодильника. Сек цию же 5—276 снова долго толкали, прицепляли к ваго нам, отцепляли от них, и в итоге утянули еще дальше от места погрузки. А по скольку обслуживающую бригаду такие приключения не устраивали, началось оче редное выяснение причин простоя. На этот раз — по совету «Севрыбсбыта» — у диспетчера по железнодорож. ным операциям (привожу ди алог почти дословно): — Почему не грузят? — Нет рыбы. — Но за это время уже около десяти секций загрузи ли, для них рыба была? — Вас не берут под по грузку. __ ?? — У вас «горбатая» секция, поэтому ее не хотят грузить. Стоп! Вот где собака зары та. С этого, наверное, и надо было начинать, а не выдумы вать липовые оправдания, в то время как другие секции отправлялись с грузом одна за другой. Интересную информацию получили начальник с механи ком. «Горбатыми» в порту называют секции старого ти па, особенность которых — узкие двери в грузовых ваго нах. Конечно, при этом труд но, хотя и не невозможно, механизировать погрузку, и грузчики с большим удоволь ствием работают на новых секциях. Это намного легче — выбирать себе более удобную работу. Но кто же в таком случае будет выполнять рабо ту неудобную? ...Наконец-то диспетчер по обещал поставить секцию под погрузку к полуночи. Сво его обещания не выполнил, как не выполнил такого же обещания и его сменщик. 6, 7 и 8 декабря ничего не изменилось. Продолжались бесполезные хождения и рас спросы. Поочередно сменяю щие друг друга диспетчеры действовали не совсем согла сованно. Один обещал «по смотреть», второй — «поста вить в первую очередь». Но все пытались доказать недо казуемое: нет рыбы. Дело сдвинулось только тогда, когда бригада секции обратилась к заместителю на чальника второго грузового района. Сразу же были даны необходимые распоряжения. Во второй половине дня 9 де кабря началась долгожданная погрузка, которой не смогли помешать ни «отсутствие ры бы», ни узкие двери, ни дру гие надуманные причины. Воп рос был решен очень просто. Одно остается неясным: кто оплатит простой? С. ЛУНИН. «Процесс о двух миллионах» D СТАТЬЕ, опубликованной под этим названием в N2 35, говорилось о том, что фонд социально - культурных мероприятий и жилищного строительства тралового фло та понес потери из-за приме нения к нормативу его обра зования понижающей шкалы. Из Министерства рыбного хозяйства СССР получен от вет за подписью первого за местителя министра Н. П. Кудрявцева, в котором, в ча стности, говорится: «Необходимость применения шкалы вызвана „тем, что, по мимо норматива, по министер ству утверждена в финансо вом плане абсолютная сумма фонда материального поощре ния и социально - культурных мероприятий и жилищного строительства. В связи с раз личным удельным весом фон дов в прибыли по различным всесоюзным промышленным объединениям, предприятиям и организациям, их сумма зна чительно отличается от ут вержденной суммы министер ству. В аналогичном положении находятся всесоюзные про мышленные объединения, ми нистерства и другие органы управления рыбным хозяйст вом союзных республик... Министерство рыбного хо зяйства СССР обратилось в Госплан СССР с предложени ем о планировании фондов экономического стимулирова ния в целом по министерству по сумме фондов предприя тий. При положительном ре шении этого вопроса отпада ет необходимость в примене нии шкалы». Редакция попросила началь ника планово - экономическо го отдела ВРПО «Севрыба» В. А. Молчанова изложить точку зрения объединения на эту проблему. — Мы понимаем, почему министерство применило по нижающую шкалу к нормати ву образования фонда соц культбыта. Без нее невозмож но было распределить утвер жденную министерству сумму. Но должна ли эта шкала быть единой! Это справедливо толь ко на первый взгляд. Дело в том, что чем выше темпы ро ста прибыли предприятия или объединения, тем большая часть прироста фонда соц культбыта, попросту говоря, срезается. В результате в не выгодном положении оказы ваются именно те предприя тия и объединения, которые имеют наиболее высокую при быль. По отрасли предприя тия ВРПО «Севрыба» имеют наиболее высокие темпы ро ста прибыли. Они и оказались в худшей ситуации. По сути дела, часть планового разме ра фонда экономического сти мулирования (в него входит и фонд соцкультбыта) «Севры- бы» министерство передало в распоряжение других всесо юзных объединений. Поэтому мы считаем, что планирование фонда экономического стиму лирования на всех уровнях должно осуществляться по сумме фондов предприятий. По ходатайству ВРПО «Севры ба» обком профсоюза работ ников рыбного хозяйства об ратился в ЦК профсоюза с просьбой об отмене шкалы при формировании фонда со циально - культурных меро приятий н жилищного строи тельства. затишья Клайпеды — Да, — соглашается со мной собеседник, — я бы мог поставить на завод «Рыбный Мурман», но... не хочу. Не доверяю им. Они же будут переманивать вы годными работами бригады с плановых сдаточных су дов. — А если не будут? — Да бросьте, примеров хоть на той же «Даурии> сколько угодно... * В ЧЕМ КОРЕНЬ ЗЛА В предыдущих главках мы специально дали крупным планом историю «Даурин» и «Рыбного Мурмана», а также разговор с Б. М. Трофимовым. Разумеется, всех перипетий сложного судоремонтного дела невоз можно описать, даже если запять все 12 полос газеты. Остановимся на двух воп росах. Почему завод не страдает оттого, что стра дает флот? Почему на за воде годами стоят суда, а план при этом выполняют? И попытаемся на них от ветить. И примерами нам будут опять «Даурия» и «Рыбный Мурман». А для начала представьте себе, что таких судов, как наши две плавбазы, у завода — штук пятнадцать. Мощно стей предприятию хватит, чтоб обработать девять су дов. Остальные — на от петое. Ждут своей очереди. Зто называется дефицитом судоремонта. Этим и поль зуются сами судоремонтни ки. У завода е с ть важ ны е по ка за тел и . План по до говорам с у ч е том п о с та в о к и по выш е ни я п р ои зво д и те л ь но с ти тр уда , а т а к ж е по в ы п у с к у валовой п р о д у к ц и и и по то вар ной . Возьмем самы й гл а в ны й , к а к у т в е рж д аю т с уд о р ем о н т н и ки : план по д о говорам . Это . зн а ч и т в ы п у с к у ж е го тово го судна . За не го и за пр ои зво д и те л ь но с ть тр уд а заводу на ч и с л яю т прем ии . Посмотрим, как выполня ется план по договорам на той же самой «Да-урин». Каждый раз, когда срок «Даурии» переносили даль ше, его и считали плано вым, а не тот, что был з а планирован ранее. Теперь может получиться так, что нсвое «допсоглашение», предположим, еще раз —■ «последний» — перенесет срок выхода плавбазы на 20 января. Практически. к тому времени работы на плавбазе будут завершены, и вполне возможно, что 18— 19 янва ря судоремонтники покинут судно. Получится, что, не смотря на дополнительные лишние три года, они сдали его... досрочно. Досрочно на два дня. Это приводит к тому, что к окончанию договора судо ремонтники всеми правдами и неправдами пытаются продлить хотя бы на три, на два дня, потом эти же два дня выгадывают и в итоге становятся... ударни ками. План по договорам выпол няется в основном за счет сдаточных судов, которые до этого несколько лет жда ли своей очереди, чтобы ощутить на себе «ураган» натиска рабочей силы заво да. По сути дела, новый показатель не устранил тра диционного затишья в на чале ремонта и не менее традиционного «шквала» работ в конце, а следова тельно, не влияет на ритмич ность ремонта и не гаранти рует ему те сроки, которые указаны первоначально. ... Идем дальш е . Рост п р о и з -' води тельности тр уда . За это с у д о р ем о н тн и ки т о ж е по л уча ю т прем ию . Позволим себе зам е ти ть , что и д ан ны й п о к а за тел ь тож е не о траж а е т и н т е н си в н о с ть работ.' Ибо рас четная п р ои зво д и те л ь но с ть тр у д а — не что иное , к а к объем валовой п р о д у к ц и и в р у б л я х , поделенны й на ч и с л е н н о с ть рабочих . Итак, мы вплотную подо шли к валу. Правда, теперь Завуалированному, но все же... Если отбросить покров и учесть, что вал не только влияет на рост производи тельности труда, но и явля ется фондообразующим по казателем, то становится ясно, что он по-прежнему — движущая сила судоре монта. Что е с ть вал? Зто с тоим о с ть р ем о н тны х работ, гр уб о гово р я . В нее в ходи т и цена за п частей . Н априм ер , на плавбазе «Даурия» н у ж н о бы ло заме н и т ь гла вны й дви га тель . По с т а вщ и к за пча с тей «Севрыб- холодфлот» продает гла вны й дви га тел ь Западном у заводу , и т о т в клю ча е т е го с тоим ос ть (плю с 15 п р оц е н то в т р а н с п о р т н ы х расходов ) в смету ремонта . П р а к т и ч е с к и рабо чие завода палец о палец не с т у к н у л и , а валовые п о ка за те ли вы росли . Понятно, почему судоре монтники не только не стра дают от роста дополнитель ных ведомостей на ремонт, а, наоборот, даже сами по ощряют их образование. Теперь н е с к о л ь к о слов о то варной п р о д у к ц и и . Тоже не м ал о важ ны й для завода п у н к т . Он. несмо тря на то , что суда с тоя т, вы полняе тся просто : на всех пом а л е н ь ку делаю тся наиболее вы годны е рабо ты . Т а к с ка за ть , с л и в ки п о сн и м а ю т — и дальше . Таким образом, видим, что система показателей судоремонтного предприя тия не ориентирует его на скорейший выпуск судов, не «зовет» к этому и такая мощная и практически ни от чего не зависящая орга низация, как объединение «Ремрыбфлот». Оправдано ли это? Дума ется, что нет. Ни с мораль ной, ни с экономической точки зрения. Последнее, кстати, доказывает тот факт, что все судоремонт ные предприятия Министер ства морского и речного флота находятся в непосред ственном подчинении паро- ходств. Денежные дотации идут от прибыли пароходст ва, следовательно, там судо ремонтники смотрят с экс- плуатационника?ли в одном направлении. Что мешает Министерст ву рыбного хозяйства СССР подчинить весь судоремонт если не флотам, то. хотя бы Всесоюзным рыбопромыш ленным объединениям? В противном случае эта от расль рыбного хозяйства образует «государство в го сударстве» со своими целя ми и выгодами, далекими ог рыбацких. Это очень четко прояви лось как на ремонте плав базы «Даурия», так и на реставрации судов других бассейнов. И пока ремонт не увяжется с флотами ис тинно экономическими пока зателями, до тех пор управ ленцы флотов будут проси телями у могущественных судоремонтников, а те — ис кать новые и новые «крюч ки», и будут, будут повто ряться истории, подобные той, о которой мы рассказа ли. Недавно в редакцию на шего еженедельника при шла телеграмма, где сказа но, что «Рыбный М у р м а н » уже стоит у причалов заво да. Весть, конечно, радост ная, но где гарантия, что это судно не повторит огРУ‘ стную судьбу « Д а у р и и » : С. САВИНА, спец. корр. «Рыбного Мур* мана». Клайпеда — Мурманск. п ш I I I I I I I рыбныймурман 5 января 1987 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz