Рыбный Мурман. 1987 г. Январь.

Решения XXV II съезда КПСС-в жизнь! Иск бесхозяйственности Пришел ответ из МРХ СССР I I I ЕСТЬ СУТОК в порту ждала погрузку рефрижераторная Ш секция 5—276. За это время десятки других секций были загружены рыбой и отправлены по назначению. Почему не по­ везло двести семьдесят шестой! Ы АЧАЛАСЬ эта командиров- * " ка, к радости обслужива­ ющей бригады, на редкость удачно. Почти три тысячи ки­ лометров от южного городка до северного Архангельска секция с консервами преодо­ лела за четверо суток. Чтобы избежать порожнего пробега до Мурманска — порта массо­ вой погрузки рефрижератор­ ного подвижного состава, — все пять вагонов секции за­ грузили на Архангельском целлюлозно - бумажном ком­ бинате гофроящиками. Все складывалось как нельзя луч­ ше: быстрое продвижение, оперативная обработка на гру­ зовых операциях, минималь­ ный порожний пробег давали бригаде возможность выпол­ нить все планы. Но работни­ ки порта поставили н* этих планах крест. За несколько лет работы на железной дороге началь­ ник секции и механик побыва­ ли почти во всех крупных пор­ тах страны и привыкли к то­ му, что на выгрузку секции или ее погрузку уходит, как правило, 3—4 часа. Разве мог­ ли они предположить, что сек­ ция простоит в Мурманском порту несколько суток? Как казалось, происходила обычная маневровая работа. Секцию переставляли с одно­ го пути на другой, пока, на­ конец, не оставили в покое. Затем появились подозре­ ния. Почему стоим? Оказыва­ ется, нет рыбы: одно судно выгрузилось, а следующее еще не подошло. Остается ждать. Утром 4 декабря швар­ туется «Заполярный» с моро­ женой путассу. Несколько ча­ сов подготовительных работ — и трюм открыт. Закипела ра- А «горбатая» постоит?.. бота на секции... 4—488. Опять недоумение. И опять утешает «Севрыбсбыт»: «Нет рыбы». Как же так? Для одних есть рыба, а для других — нет? Отвечают, что заявка была на три вагона, а у нас их — пять. Начальник секции и ме­ ханик, не искушенные в пор­ товой экономике, согласились, что ответ логичен. Но ни ночная смена, ни пришедшая затем 5 декабря дневная смена заявку на пять вагонов не дали, зато секции с четырьмя вагонами грузи­ ли исправно как с корабля, так и из холодильника. Сек­ цию же 5—276 снова долго толкали, прицепляли к ваго­ нам, отцепляли от них, и в итоге утянули еще дальше от места погрузки. А по­ скольку обслуживающую бригаду такие приключения не устраивали, началось оче­ редное выяснение причин простоя. На этот раз — по совету «Севрыбсбыта» — у диспетчера по железнодорож. ным операциям (привожу ди­ алог почти дословно): — Почему не грузят? — Нет рыбы. — Но за это время уже около десяти секций загрузи­ ли, для них рыба была? — Вас не берут под по­ грузку. __ ?? — У вас «горбатая» секция, поэтому ее не хотят грузить. Стоп! Вот где собака зары­ та. С этого, наверное, и надо было начинать, а не выдумы­ вать липовые оправдания, в то время как другие секции отправлялись с грузом одна за другой. Интересную информацию получили начальник с механи­ ком. «Горбатыми» в порту называют секции старого ти­ па, особенность которых — узкие двери в грузовых ваго­ нах. Конечно, при этом труд­ но, хотя и не невозможно, механизировать погрузку, и грузчики с большим удоволь­ ствием работают на новых секциях. Это намного легче — выбирать себе более удобную работу. Но кто же в таком случае будет выполнять рабо­ ту неудобную? ...Наконец-то диспетчер по­ обещал поставить секцию под погрузку к полуночи. Сво­ его обещания не выполнил, как не выполнил такого же обещания и его сменщик. 6, 7 и 8 декабря ничего не изменилось. Продолжались бесполезные хождения и рас­ спросы. Поочередно сменяю­ щие друг друга диспетчеры действовали не совсем согла­ сованно. Один обещал «по­ смотреть», второй — «поста­ вить в первую очередь». Но все пытались доказать недо­ казуемое: нет рыбы. Дело сдвинулось только тогда, когда бригада секции обратилась к заместителю на­ чальника второго грузового района. Сразу же были даны необходимые распоряжения. Во второй половине дня 9 де­ кабря началась долгожданная погрузка, которой не смогли помешать ни «отсутствие ры­ бы», ни узкие двери, ни дру­ гие надуманные причины. Воп­ рос был решен очень просто. Одно остается неясным: кто оплатит простой? С. ЛУНИН. «Процесс о двух миллионах» D СТАТЬЕ, опубликованной под этим названием в N2 35, говорилось о том, что фонд социально - культурных мероприятий и жилищного строительства тралового фло­ та понес потери из-за приме­ нения к нормативу его обра­ зования понижающей шкалы. Из Министерства рыбного хозяйства СССР получен от­ вет за подписью первого за­ местителя министра Н. П. Кудрявцева, в котором, в ча­ стности, говорится: «Необходимость применения шкалы вызвана „тем, что, по­ мимо норматива, по министер­ ству утверждена в финансо­ вом плане абсолютная сумма фонда материального поощре­ ния и социально - культурных мероприятий и жилищного строительства. В связи с раз­ личным удельным весом фон­ дов в прибыли по различным всесоюзным промышленным объединениям, предприятиям и организациям, их сумма зна­ чительно отличается от ут­ вержденной суммы министер­ ству. В аналогичном положении находятся всесоюзные про­ мышленные объединения, ми­ нистерства и другие органы управления рыбным хозяйст­ вом союзных республик... Министерство рыбного хо­ зяйства СССР обратилось в Госплан СССР с предложени­ ем о планировании фондов экономического стимулирова­ ния в целом по министерству по сумме фондов предприя­ тий. При положительном ре­ шении этого вопроса отпада­ ет необходимость в примене­ нии шкалы». Редакция попросила началь­ ника планово - экономическо­ го отдела ВРПО «Севрыба» В. А. Молчанова изложить точку зрения объединения на эту проблему. — Мы понимаем, почему министерство применило по­ нижающую шкалу к нормати­ ву образования фонда соц­ культбыта. Без нее невозмож­ но было распределить утвер­ жденную министерству сумму. Но должна ли эта шкала быть единой! Это справедливо толь­ ко на первый взгляд. Дело в том, что чем выше темпы ро­ ста прибыли предприятия или объединения, тем большая часть прироста фонда соц­ культбыта, попросту говоря, срезается. В результате в не­ выгодном положении оказы­ ваются именно те предприя­ тия и объединения, которые имеют наиболее высокую при­ быль. По отрасли предприя­ тия ВРПО «Севрыба» имеют наиболее высокие темпы ро­ ста прибыли. Они и оказались в худшей ситуации. По сути дела, часть планового разме­ ра фонда экономического сти­ мулирования (в него входит и фонд соцкультбыта) «Севры- бы» министерство передало в распоряжение других всесо­ юзных объединений. Поэтому мы считаем, что планирование фонда экономического стиму­ лирования на всех уровнях должно осуществляться по сумме фондов предприятий. По ходатайству ВРПО «Севры­ ба» обком профсоюза работ­ ников рыбного хозяйства об­ ратился в ЦК профсоюза с просьбой об отмене шкалы при формировании фонда со­ циально - культурных меро­ приятий н жилищного строи­ тельства. затишья Клайпеды — Да, — соглашается со мной собеседник, — я бы мог поставить на завод «Рыбный Мурман», но... не хочу. Не доверяю им. Они же будут переманивать вы­ годными работами бригады с плановых сдаточных су­ дов. — А если не будут? — Да бросьте, примеров хоть на той же «Даурии> сколько угодно... * В ЧЕМ КОРЕНЬ ЗЛА В предыдущих главках мы специально дали крупным планом историю «Даурин» и «Рыбного Мурмана», а также разговор с Б. М. Трофимовым. Разумеется, всех перипетий сложного судоремонтного дела невоз­ можно описать, даже если запять все 12 полос газеты. Остановимся на двух воп­ росах. Почему завод не страдает оттого, что стра­ дает флот? Почему на за­ воде годами стоят суда, а план при этом выполняют? И попытаемся на них от­ ветить. И примерами нам будут опять «Даурия» и «Рыбный Мурман». А для начала представьте себе, что таких судов, как наши две плавбазы, у завода — штук пятнадцать. Мощно­ стей предприятию хватит, чтоб обработать девять су­ дов. Остальные — на от­ петое. Ждут своей очереди. Зто называется дефицитом судоремонта. Этим и поль­ зуются сами судоремонтни­ ки. У завода е с ть важ ны е по ­ ка за тел и . План по до говорам с у ч е ­ том п о с та в о к и по выш е ни я п р ои зво д и те л ь но с ти тр уда , а т а к ж е по в ы п у с к у валовой п р о д у к ц и и и по то вар ной . Возьмем самы й гл а в ны й , к а к у т в е рж д аю т с уд о р ем о н т н и ки : план по д о говорам . Это . зн а ­ ч и т в ы п у с к у ж е го тово го судна . За не го и за пр ои зво ­ д и те л ь но с ть тр уд а заводу на ­ ч и с л яю т прем ии . Посмотрим, как выполня­ ется план по договорам на той же самой «Да-урин». Каждый раз, когда срок «Даурии» переносили даль­ ше, его и считали плано­ вым, а не тот, что был з а ­ планирован ранее. Теперь может получиться так, что нсвое «допсоглашение», предположим, еще раз —■ «последний» — перенесет срок выхода плавбазы на 20 января. Практически. к тому времени работы на плавбазе будут завершены, и вполне возможно, что 18— 19 янва­ ря судоремонтники покинут судно. Получится, что, не­ смотря на дополнительные лишние три года, они сдали его... досрочно. Досрочно на два дня. Это приводит к тому, что к окончанию договора судо­ ремонтники всеми правдами и неправдами пытаются продлить хотя бы на три, на два дня, потом эти же два дня выгадывают и в итоге становятся... ударни­ ками. План по договорам выпол­ няется в основном за счет сдаточных судов, которые до этого несколько лет жда­ ли своей очереди, чтобы ощутить на себе «ураган» натиска рабочей силы заво­ да. По сути дела, новый показатель не устранил тра­ диционного затишья в на­ чале ремонта и не менее традиционного «шквала» работ в конце, а следова­ тельно, не влияет на ритмич­ ность ремонта и не гаранти­ рует ему те сроки, которые указаны первоначально. ... Идем дальш е . Рост п р о и з -' води тельности тр уда . За это с у д о р ем о н тн и ки т о ж е по л уча ­ ю т прем ию . Позволим себе зам е ти ть , что и д ан ны й п о к а ­ за тел ь тож е не о траж а е т и н ­ т е н си в н о с ть работ.' Ибо рас ­ четная п р ои зво д и те л ь но с ть тр у д а — не что иное , к а к объем валовой п р о д у к ц и и в р у б л я х , поделенны й на ч и с ­ л е н н о с ть рабочих . Итак, мы вплотную подо­ шли к валу. Правда, теперь Завуалированному, но все же... Если отбросить покров и учесть, что вал не только влияет на рост производи­ тельности труда, но и явля­ ется фондообразующим по­ казателем, то становится ясно, что он по-прежнему — движущая сила судоре­ монта. Что е с ть вал? Зто с тоим о с ть р ем о н тны х работ, гр уб о гово ­ р я . В нее в ходи т и цена за п ­ частей . Н априм ер , на плавбазе «Даурия» н у ж н о бы ло заме ­ н и т ь гла вны й дви га тель . По­ с т а вщ и к за пча с тей «Севрыб- холодфлот» продает гла вны й дви га тел ь Западном у заводу , и т о т в клю ча е т е го с тоим ос ть (плю с 15 п р оц е н то в т р а н с ­ п о р т н ы х расходов ) в смету ремонта . П р а к т и ч е с к и рабо ­ чие завода палец о палец не с т у к н у л и , а валовые п о ка за те ­ ли вы росли . Понятно, почему судоре­ монтники не только не стра­ дают от роста дополнитель­ ных ведомостей на ремонт, а, наоборот, даже сами по­ ощряют их образование. Теперь н е с к о л ь к о слов о то ­ варной п р о д у к ц и и . Тоже не ­ м ал о важ ны й для завода п у н к т . Он. несмо тря на то , что суда с тоя т, вы полняе тся просто : на всех пом а л е н ь ку делаю тся наиболее вы годны е рабо ты . Т а к с ка за ть , с л и в ки п о сн и м а ­ ю т — и дальше . Таким образом, видим, что система показателей судоремонтного предприя­ тия не ориентирует его на скорейший выпуск судов, не «зовет» к этому и такая мощная и практически ни от чего не зависящая орга­ низация, как объединение «Ремрыбфлот». Оправдано ли это? Дума­ ется, что нет. Ни с мораль­ ной, ни с экономической точки зрения. Последнее, кстати, доказывает тот факт, что все судоремонт­ ные предприятия Министер­ ства морского и речного флота находятся в непосред­ ственном подчинении паро- ходств. Денежные дотации идут от прибыли пароходст­ ва, следовательно, там судо­ ремонтники смотрят с экс- плуатационника?ли в одном направлении. Что мешает Министерст­ ву рыбного хозяйства СССР подчинить весь судоремонт если не флотам, то. хотя бы Всесоюзным рыбопромыш­ ленным объединениям? В противном случае эта от­ расль рыбного хозяйства образует «государство в го­ сударстве» со своими целя­ ми и выгодами, далекими ог рыбацких. Это очень четко прояви­ лось как на ремонте плав­ базы «Даурия», так и на реставрации судов других бассейнов. И пока ремонт не увяжется с флотами ис­ тинно экономическими пока­ зателями, до тех пор управ­ ленцы флотов будут проси­ телями у могущественных судоремонтников, а те — ис­ кать новые и новые «крюч­ ки», и будут, будут повто­ ряться истории, подобные той, о которой мы рассказа­ ли. Недавно в редакцию на­ шего еженедельника при­ шла телеграмма, где сказа­ но, что «Рыбный М у р м а н » уже стоит у причалов заво­ да. Весть, конечно, радост­ ная, но где гарантия, что это судно не повторит огРУ‘ стную судьбу « Д а у р и и » : С. САВИНА, спец. корр. «Рыбного Мур* мана». Клайпеда — Мурманск. п ш I I I I I I I рыбныймурман 5 января 1987 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz