Рыбный Мурман. 1987 г. Сентябрь.

- ........... ........ ^ ^ мш • Интервью с писателем Андреем Никитиным • | Ш О М | „ П Р О Б Л Е М А сохранения * * памятников культуры, памятников истории и природ ­ ных комплексов многогранна. То, е каком состоянии они на­ ходятся, является показате­ лем нашей культуры. А по большей части — абсолютно­ го бескультурья. Это можно видеть на целом ряде приме­ ров. Я понимаю, что очень труд ­ но говорить о сохранении, ска­ жем , археологических памят­ ников, когда о них, кроме спе­ циалистов, никто не знает. И я всегда обвиняю в этом в первую очередь тех же самых археологов, которые делают слишком мало для популяри­ зации своих работ, для поста­ новки вопросов охраны памят­ ников истории перед местны­ ми органами власти... — Во всяком случае, о вас, Андрей Леонидович, этого не скажешь. Взять хотя бы очер­ ки в журнале «Вокруг света»*, книги «Над квадратом раско­ па», «Цветок папоротника»,* «Костры на берегах»... — В «Рыбном Мурмане» уже рассказывалось об уни­ кальном каменном лабиринте, который находится неподале­ ку от Умбы. Это чудо, что он сохранился. Ведь лабиринт расположен на скале, камни почти не заросли мхом и пло­ хо скреплены — разрушить е го ничего не стоит. Это очень беспокоит. Тем более что на Кольском полуострове не так уж много памятников культу­ ры, поэтому каждый из них драгоценен вдвойне. Второй памятник мирового значения, которым обладает Терский берег, — церковь Ус­ пения в Варзуге. И вот с ним мне представляется проблема особенно сложной и особен­ но остростоящей. Если лаби­ ринт может быть разрушен, то варзугская церковь уже разрушается научно и плано­ мерно . Как? Когда обратили внимание на древнерусское зодчество, в частности на деревянное се­ верное зодчество, и церкви пе­ рестали считать очагами куль­ та и опиума народа — не для, а именно опиума народа, будем точны, говоря по- ленински, — то поняли, что это наше народное достояние, наше драгоценное наследие. Но когда взялись за их рестав­ рацию, то гораздо больше ду ­ мали об эстетической стороне открываемого памятника, чем о том, как лучше его сохра­ нить. Это объяснимо. Ведь для того , чтобы подчеркнуть цен­ ность отдельного памятника духовной культуры народа, на­ до апеллировать именно к его эстетической стороне. Сруб, обычный сруб очень красив. Волокна древесины, патина времени, игра светоте­ ни от округлых бревен и их поперечных срезов создают совершенно исключительный по красоте восприятия эффект. В трех последних номерах «Рыбного Мурмана» под руб­ рикой «Командировка в ка­ менный век» были опублико­ ваны путевые заметки о древ­ нейших памятниках материаль­ ной культуры Терского бере­ га, об одной из загадок Бело- морья, связанной со строите­ лями каменных лабиринтов. Путешествия в прошлое увле­ кательны, однако крайне ак­ туальны задачи сохранения культурного наследия, кото­ рым мы обладаем. А они, эти задачи, неотделимы от боль­ шой и планомерной воспита­ тельной работы, в процессе которой мы прежде всего обо­ гащаемся духовно, учимся лю­ бить и ценить край, в котором живем. Этой теме и посвящено интервью с московским писа­ телем и археологом А. Л. НИ­ КИТИНЫМ. Варзугская церковь, карьер Корабль, или Уроки экологии И вот поэтому создалось впе­ чатление, что древнерусские храмы всегда были необшиты- ми. А досками их обшивали в утилитарных целях, больше то­ го, из подражания каменному зодчеству только в XIX веке. И красили стены. Поэтому, когда создавались проекты ре­ ставрации памятников дере- зянно го зодчества, а создава­ лись они в 50-х и 60-х годах нашего века, то эти проекты предполагали в первую оче­ редь уничтожение обшивки. К сожалению, реставраторы, которые разрабатывали про ­ екты, жили в современных городах — Ленинграде, М о с к ­ ве, а то и в более южных, на­ пример , в Киеве, — и совер­ шенно не учитывали природ ­ ных условий, в которых стро­ ились северные церкви и в которых они существовали. Восхищаясь долговечностью этих построек, проектировщи­ ки не задумывались над тем, чему обязана подобная дол­ говечность в тяжелых климати­ ческих условиях. Теперь, когда исследователи и архитекторы занялись вплот­ ную обстоятельствами жизни дерева в постройках и взаи­ модействием различных мате­ риалов, когда обратились к ар­ хивным источникам, к изобра­ зительным материалам про ­ шлого, выяснилось, что все се­ верные храмы обшивались до ­ сками с самого начала по­ стройки. Это необходимо для предохранения их от сырости и температурных колебаний. Об­ шивка деревянных церквей — первоочередное условие их консервации. А все «расши­ тые» церкви, простояв века, начинают разрушаться через 10— 15 лет. — Варзугскую церковь пол­ ностью расшили в прошлом году, значит, лет через пят­ надцать ее не станет! Отсчет времени пошел? — К сожалению, это так. Бревна основного сруба уже начали гнить и разваливаться. Церковь Варзуги полностью лишена своей обшивки, и вен­ цы сруба воспринимают весь дождь, весь снег, весь лед — и начинают разрушаться. То есть от этой красавицы, гор ­ дости не только варзужан, не только области, но # от па­ мятника мирового зодчества, внесенного во все каталоги, че­ рез 10— 15 лет не останется ничего... — Что же делать! Может, еще не все потеряно? — Сейчас нужно думать, ка к пропитать бревна сруба противогнилостным составом, и немедленно восстановить об­ шивку храма, которая была не такой примитивной, как мо­ жет показаться на первый взгляд. Плюс к тому, меня очень и очень огорчило качество ра­ бот после прошлогодней «ре­ ставрации». Вокруг церкви сделано гульбище, то есть па­ перть. Сырые доски уже «се­ ли», открылись огромные ще­ ли. Кронштейны, на которых держится эта паперть, про - * гнулись под тяжестью даже такой легковесной постройки. И, конечно, ужасающий вид являет собой внутреннее уб ­ ранство церкви, которая еще двадцать лет назад была чуть ли не образцом сохранности, в которой находились все ико­ ны, не был разрушен иконо­ стас, присутствовала даже цер­ ковная библиотека... Все, что мы видим сегодня, — вопию ­ щее безобразие. — Среди сокровищ Коль­ ского полуострова нужно на­ звать его природные богатст­ ва — минералы. Терский берег удивительно богат самыми раз­ нообразными минералами... — Однако, добавлю, если они используются, то хищни­ чески, как месторождение аме­ тистов на мысе Корабль. Я был на нем впервые в 1966 году, тогда еще только начи­ нались исследовательские ра- ЩШШШ ш Ш ш м боты. Сейчас от уникального месторождения, от скалы, ко ­ торая поднималась над бере­ гом , ничего не осталось... — Больше того, Андрей Ле­ онидович, вместо скалы мы видим глубокий карьер, лежа­ щий уже ниже уровня моря. Посмотрите на снимок. Все выработано, причем выработа­ но варварски, взрывами, когда на долю добытчиков остается 5—10 процентов уникальных минералов... — К тому ж е эти замеча­ тельные щетки, ка к говорили мне геологи, не имеют рав­ ных себе в мире. По своим компонентам, по своему виду. Специалисты насчитали там 96 разновидностей аметистов по цвету. Это не просто лиловые аметисты, а различные виды кварца (аметист ведь тоже относится к кварцу по своему химическому составу), от со­ вершенно прозрачно го горно ­ го хрусталя через аметист до густо-черного мориона — так называемого дымчатого топа­ за. 96 оттенков, 96 разновиднос­ тей — это не включая сюда великолепные по своей кра ­ соте кристаллы борита, свое­ образные боритовые розы, кальциты, железистые пленки, идущие псевдоморфозами по бориту, по аметистам. М но го ­ цветные, зеленые, фиолетовые, белые, желтые люориты, ко ­ торые здесь встречаются, тон­ кие прожилки медистых руд и мно го -много всего др у го ­ го... А ведь еще в самом начале исследований специалисты предупреждали , что разработ­ ку этого месторождения надо вести осторожно , выпиливая алмазными пилами каждый ку ­ сок, чтобы не повредить ка­ мень. Мы потеряли сейчас очень многое. И потери эти невосполнимы, хотя месторож ­ дения аметистов есть и в дру ­ гих точках Терского берега, • но столь уникального уже нет. Да, остались еще сульфид­ ные руды, очень красивые, но они не имеют промышленно­ го значения. Точно так же , как большие месторождения заита — светло-зеленого поделочно­ го камня. Есть богатые грана­ тами гранить», гнейсы. О гром ­ ная, разнообразная по своему цветовому спектру гамма кам­ ней, на которых можно было бы поставить в Терском рай­ оне камнерезное дело. Дело, которое было бы не только подсобным промыслом для колхозов или для райкомхо - за, но и имело бы о громное воспитательное значение. — А ка к вы себе представ­ ляете эту работу! — Считаю, начинать надо в школах. Прививать любовь к природе, к камню , к родному краю просто призывами бес­ полезно. А вот если ввести в школах уроки обработки кам­ ня, показать ребятам скрытую б нем красоту, то, уверен, это вызовет неподдельный инте­ рес. Это даст основу не толь­ ко трудового, но и эстетиче­ ско го воспитания. Это научит бережному отношению к о к ­ ружающей природе и духовно обогатит человека. Вот мы сейчас много гово­ рим и пишем об изменениях в системе образования, а ведь путь исследования природы — через кр уж ки юных натура­ листов, любителей камня, юных геологов и минералогов — это и есть практический путь воспитания человека. Пока же в этом отношении мало дела­ ется. — Мне кажется, Андрей Леонидович, вы здесь не сов­ сем правы... — Согласен, кое-какие сдви­ ги есть. Например, года три назад в М урманском издатель­ стве вышла очень полезная и достаточно хорошо оформлен­ ная книга-альбом «Минералы Кольского полуострова». Но таких изданий явно мало. И надо еще думать, чтобы они не просто появлялись на при­ лавках книжных магазинов, но чтобы с ними работали в ш ко ­ лах. Начинать надо с детства. Чтобы подрастающий человек получал навыки, которые он в дальнейшем при желании мог бы применить в серьезном деле. Главное ж е — это будет человек, не просто владею­ щий определенной суммой знаний, а чувствующий и по ­ нимающий свои истоки, умею ­ щий протянуть нить от памят­ ников культуры прошлого к сегодняшнему дню Интервью взял В. ГЕОРГИ. рыбный мурман 4 сентября1987 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz