Рыбный Мурман. 1987 г. Сентябрь.
- ........... ........ ^ ^ мш • Интервью с писателем Андреем Никитиным • | Ш О М | „ П Р О Б Л Е М А сохранения * * памятников культуры, памятников истории и природ ных комплексов многогранна. То, е каком состоянии они на ходятся, является показате лем нашей культуры. А по большей части — абсолютно го бескультурья. Это можно видеть на целом ряде приме ров. Я понимаю, что очень труд но говорить о сохранении, ска жем , археологических памят ников, когда о них, кроме спе циалистов, никто не знает. И я всегда обвиняю в этом в первую очередь тех же самых археологов, которые делают слишком мало для популяри зации своих работ, для поста новки вопросов охраны памят ников истории перед местны ми органами власти... — Во всяком случае, о вас, Андрей Леонидович, этого не скажешь. Взять хотя бы очер ки в журнале «Вокруг света»*, книги «Над квадратом раско па», «Цветок папоротника»,* «Костры на берегах»... — В «Рыбном Мурмане» уже рассказывалось об уни кальном каменном лабиринте, который находится неподале ку от Умбы. Это чудо, что он сохранился. Ведь лабиринт расположен на скале, камни почти не заросли мхом и пло хо скреплены — разрушить е го ничего не стоит. Это очень беспокоит. Тем более что на Кольском полуострове не так уж много памятников культу ры, поэтому каждый из них драгоценен вдвойне. Второй памятник мирового значения, которым обладает Терский берег, — церковь Ус пения в Варзуге. И вот с ним мне представляется проблема особенно сложной и особен но остростоящей. Если лаби ринт может быть разрушен, то варзугская церковь уже разрушается научно и плано мерно . Как? Когда обратили внимание на древнерусское зодчество, в частности на деревянное се верное зодчество, и церкви пе рестали считать очагами куль та и опиума народа — не для, а именно опиума народа, будем точны, говоря по- ленински, — то поняли, что это наше народное достояние, наше драгоценное наследие. Но когда взялись за их рестав рацию, то гораздо больше ду мали об эстетической стороне открываемого памятника, чем о том, как лучше его сохра нить. Это объяснимо. Ведь для того , чтобы подчеркнуть цен ность отдельного памятника духовной культуры народа, на до апеллировать именно к его эстетической стороне. Сруб, обычный сруб очень красив. Волокна древесины, патина времени, игра светоте ни от округлых бревен и их поперечных срезов создают совершенно исключительный по красоте восприятия эффект. В трех последних номерах «Рыбного Мурмана» под руб рикой «Командировка в ка менный век» были опублико ваны путевые заметки о древ нейших памятниках материаль ной культуры Терского бере га, об одной из загадок Бело- морья, связанной со строите лями каменных лабиринтов. Путешествия в прошлое увле кательны, однако крайне ак туальны задачи сохранения культурного наследия, кото рым мы обладаем. А они, эти задачи, неотделимы от боль шой и планомерной воспита тельной работы, в процессе которой мы прежде всего обо гащаемся духовно, учимся лю бить и ценить край, в котором живем. Этой теме и посвящено интервью с московским писа телем и археологом А. Л. НИ КИТИНЫМ. Варзугская церковь, карьер Корабль, или Уроки экологии И вот поэтому создалось впе чатление, что древнерусские храмы всегда были необшиты- ми. А досками их обшивали в утилитарных целях, больше то го, из подражания каменному зодчеству только в XIX веке. И красили стены. Поэтому, когда создавались проекты ре ставрации памятников дере- зянно го зодчества, а создава лись они в 50-х и 60-х годах нашего века, то эти проекты предполагали в первую оче редь уничтожение обшивки. К сожалению, реставраторы, которые разрабатывали про екты, жили в современных городах — Ленинграде, М о с к ве, а то и в более южных, на пример , в Киеве, — и совер шенно не учитывали природ ных условий, в которых стро ились северные церкви и в которых они существовали. Восхищаясь долговечностью этих построек, проектировщи ки не задумывались над тем, чему обязана подобная дол говечность в тяжелых климати ческих условиях. Теперь, когда исследователи и архитекторы занялись вплот ную обстоятельствами жизни дерева в постройках и взаи модействием различных мате риалов, когда обратились к ар хивным источникам, к изобра зительным материалам про шлого, выяснилось, что все се верные храмы обшивались до сками с самого начала по стройки. Это необходимо для предохранения их от сырости и температурных колебаний. Об шивка деревянных церквей — первоочередное условие их консервации. А все «расши тые» церкви, простояв века, начинают разрушаться через 10— 15 лет. — Варзугскую церковь пол ностью расшили в прошлом году, значит, лет через пят надцать ее не станет! Отсчет времени пошел? — К сожалению, это так. Бревна основного сруба уже начали гнить и разваливаться. Церковь Варзуги полностью лишена своей обшивки, и вен цы сруба воспринимают весь дождь, весь снег, весь лед — и начинают разрушаться. То есть от этой красавицы, гор дости не только варзужан, не только области, но # от па мятника мирового зодчества, внесенного во все каталоги, че рез 10— 15 лет не останется ничего... — Что же делать! Может, еще не все потеряно? — Сейчас нужно думать, ка к пропитать бревна сруба противогнилостным составом, и немедленно восстановить об шивку храма, которая была не такой примитивной, как мо жет показаться на первый взгляд. Плюс к тому, меня очень и очень огорчило качество ра бот после прошлогодней «ре ставрации». Вокруг церкви сделано гульбище, то есть па перть. Сырые доски уже «се ли», открылись огромные ще ли. Кронштейны, на которых держится эта паперть, про - * гнулись под тяжестью даже такой легковесной постройки. И, конечно, ужасающий вид являет собой внутреннее уб ранство церкви, которая еще двадцать лет назад была чуть ли не образцом сохранности, в которой находились все ико ны, не был разрушен иконо стас, присутствовала даже цер ковная библиотека... Все, что мы видим сегодня, — вопию щее безобразие. — Среди сокровищ Коль ского полуострова нужно на звать его природные богатст ва — минералы. Терский берег удивительно богат самыми раз нообразными минералами... — Однако, добавлю, если они используются, то хищни чески, как месторождение аме тистов на мысе Корабль. Я был на нем впервые в 1966 году, тогда еще только начи нались исследовательские ра- ЩШШШ ш Ш ш м боты. Сейчас от уникального месторождения, от скалы, ко торая поднималась над бере гом , ничего не осталось... — Больше того, Андрей Ле онидович, вместо скалы мы видим глубокий карьер, лежа щий уже ниже уровня моря. Посмотрите на снимок. Все выработано, причем выработа но варварски, взрывами, когда на долю добытчиков остается 5—10 процентов уникальных минералов... — К тому ж е эти замеча тельные щетки, ка к говорили мне геологи, не имеют рав ных себе в мире. По своим компонентам, по своему виду. Специалисты насчитали там 96 разновидностей аметистов по цвету. Это не просто лиловые аметисты, а различные виды кварца (аметист ведь тоже относится к кварцу по своему химическому составу), от со вершенно прозрачно го горно го хрусталя через аметист до густо-черного мориона — так называемого дымчатого топа за. 96 оттенков, 96 разновиднос тей — это не включая сюда великолепные по своей кра соте кристаллы борита, свое образные боритовые розы, кальциты, железистые пленки, идущие псевдоморфозами по бориту, по аметистам. М но го цветные, зеленые, фиолетовые, белые, желтые люориты, ко торые здесь встречаются, тон кие прожилки медистых руд и мно го -много всего др у го го... А ведь еще в самом начале исследований специалисты предупреждали , что разработ ку этого месторождения надо вести осторожно , выпиливая алмазными пилами каждый ку сок, чтобы не повредить ка мень. Мы потеряли сейчас очень многое. И потери эти невосполнимы, хотя месторож дения аметистов есть и в дру гих точках Терского берега, • но столь уникального уже нет. Да, остались еще сульфид ные руды, очень красивые, но они не имеют промышленно го значения. Точно так же , как большие месторождения заита — светло-зеленого поделочно го камня. Есть богатые грана тами гранить», гнейсы. О гром ная, разнообразная по своему цветовому спектру гамма кам ней, на которых можно было бы поставить в Терском рай оне камнерезное дело. Дело, которое было бы не только подсобным промыслом для колхозов или для райкомхо - за, но и имело бы о громное воспитательное значение. — А ка к вы себе представ ляете эту работу! — Считаю, начинать надо в школах. Прививать любовь к природе, к камню , к родному краю просто призывами бес полезно. А вот если ввести в школах уроки обработки кам ня, показать ребятам скрытую б нем красоту, то, уверен, это вызовет неподдельный инте рес. Это даст основу не толь ко трудового, но и эстетиче ско го воспитания. Это научит бережному отношению к о к ружающей природе и духовно обогатит человека. Вот мы сейчас много гово рим и пишем об изменениях в системе образования, а ведь путь исследования природы — через кр уж ки юных натура листов, любителей камня, юных геологов и минералогов — это и есть практический путь воспитания человека. Пока же в этом отношении мало дела ется. — Мне кажется, Андрей Леонидович, вы здесь не сов сем правы... — Согласен, кое-какие сдви ги есть. Например, года три назад в М урманском издатель стве вышла очень полезная и достаточно хорошо оформлен ная книга-альбом «Минералы Кольского полуострова». Но таких изданий явно мало. И надо еще думать, чтобы они не просто появлялись на при лавках книжных магазинов, но чтобы с ними работали в ш ко лах. Начинать надо с детства. Чтобы подрастающий человек получал навыки, которые он в дальнейшем при желании мог бы применить в серьезном деле. Главное ж е — это будет человек, не просто владею щий определенной суммой знаний, а чувствующий и по нимающий свои истоки, умею щий протянуть нить от памят ников культуры прошлого к сегодняшнему дню Интервью взял В. ГЕОРГИ. рыбный мурман 4 сентября1987 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz