Рыбный Мурман. 1987 г. Сентябрь.
• (Дневник начальника промрайона»: перестройка и управление • ВНОВЬ ШТИЛН и 30 июня. «Фасад» в «Мурманрыбпро- ме» выстроен хороший. Есть зарплата (но за 12-16-часовой рабочий день), есть производительность труда (но по приведенным- коэффициентам). А что за фасадом? Снижены добыча, выра ботка пищевой, утеряны день ги .' Как конкретный пример — работа сокращенным штатом «Павла. Панина» в цифрах. Экипаж — 72 человека, мат росов — 30. При наличии полного шта та -траулер мог дополнительно выло вить 1500—2000 тонн, выпустить спин ки 1,1— 1,3 тысячи тонн на сумму мил лион 375 тысяч — миллион 625 тысяч рублей, плюс подморозка корма пуш ному зверю .. Далее. Если бы в штате было 78 человек, то вылов на одного составил .102,5 тонны (сейчас — 85 тонн), каждый бы дал примерно 70,5 тысячи рублей (дали — 41,6 тысячи). Потерян также пай. Где ж е тут производительность? Не потому ли в целом ВРПО недотянуло всего 3— 4 тысячи тонн? Так вот, дан ными правами пользоваться надо уме ло,- исходя из конкретной ситуации. Вот новый прое кт В-6Н, экипаж. — 83 человека/, расчетный. . Так. вмешайтесь, руководители, сделайте сорок ! Ведь опыт-то имеется. К примеру, одно из иностранных судов. Производственный персонал на автоматизированной линии (Окончание. Нач. в №. 33—35.) обработки филе состоит из 30 чело век, управляют судном — 10 человек. «Дают» 50 тонн филе путассу в сутки. А посмотрите журнал «Рыбное хозяй ство» № 5 за 1987 год, и сразу станет ясно, насколько мы отстаем в этих воп росах. Но вместо того , чтобы поду мать, у нас применяется всемогущий лозунг «Давай!». Вот вам и пороги, ко торые строятся отдельными руководи телями на местах. Что делать? Необхо димо сокращать управленческий аппа рат на берегу. Создавать условия от дыха морякам и т. д. и т. п. Экономия от сокращения составит примерно (по судну) 16 тысяч рублей. А потери?! 2 июля. При переезде с ТР на БМРТ «Сияние» один из моряков ТР задал мне вопрос: «У нас, в «Севрыбхолод- флоте», есть приказ, который запре щает пересадку людей в период гр у зо вых работ. На ко го он распространя ется?»^ ответил: «На всех, кром е ин спектирующих». В свою очередь, я спро сил: «Если вы так беспокоитесь за по терю времени, то почему не работае те на уровне полутора норм?» Ответ: «Я в гробу видел ваши 180 процентов, Мне за них не платят». Грубо, но вер но. У моряков слаба материальная за интересованность в хорошей работе. • Получил РДО от В. Д . Демяненко (составлял Г. Р. Шаташвили). Вместо то го чтобы признать ошибку, срочно ис править да спросить мнение (пусть не мое) капитана, коллектива «Павла Па нина» — как лучше формировать эки паж? Так нет же , пытаются черное обе лить, Что это? Моряки «Павла Панина», командиры выдержали напряженность труда, не допустили аварии, хотя работали с на рушением всех норм и правил. Но это 5 июля. Утром по распоряжению старшего помощника Котловского вы брошена за борт сепарация — доски. Сделали ему замечание. Он «прореа гировал» и в обед... выбросил рваную картонную тару. Почему человек, ко торому указывается на его упущения, не реагирует ни на что? Чувствует без- ШТОРМЫ ПРОМЫСЛИ не их вина, а вина руководства «Мур манрыбпрома». Люди выдержали, но остались при своем, особо/л мнении. И кричать «ура» еще рано. Нельзя меха нически переносить на флот все то, что делается, например, в строитель стве. На море, где повышенная опас ность, нужен полноценный отдых. 4 июля. Многое надо менять в рыб ной отрасли, в том числе и систему управления, причем ее надо менять в первую очередь. Где все береговые предприятия имеют управления? Вблизи производственного процесса. А управ ления флотов? За сотни и тысячи миль от действующего флота. Вот и нужно перераспределить управление. Ведь в порту находятся только корабли от стоя и ремонта. На берегу должны быть службы ре ализации, техобслуживания и ремонта, агентирующая, снабжения (последнюю можно сократить при агентировании су дов). Тогда требования будут другого характера. И будут сбережены о гр ом ные миллионы. наказанность. Может ли подобный че ловек руководить? И. ДЕГТЯРЕВ, г * * ' * ОТ РЕДАКЦИИ. «Мы не должны , не вправе перено сить систему управления старого стиля в 12-ю пятилетку», — писал И. Е. Д е г тярев в прошлом году. Тем не менее, ка к видно из этих публикаций, отжив шее, негодное еще продолжает м% шать нам двигаться вперед, тормозит' ускорение . Но возврата к временам за стоя нет. И не будет. Переход с января будущего года на новую систему хо зяйствования — хозрасчет, самофинан сирование, самоокупаемость позволит решить многие проблемы. Однако сам по себе хозяйственный механизм не придет в действие. Главным действую щим лицом был и остается человек. Надо надеяться, что статьи И. Е. Де г тярева пробудят и у простых моряков , и у руководителей чувство совести, от ветственности за перестройку. Мнение В . СВОЕМ . ДНЕВНИКЕ И. Е. ДЕГТЯРЕВ ; ПИШЕТ О ПРОБЛЕМАХ УПРАВЛЕ НИЯ ФЛОТОМ. СВОЕ МНЕ НИЕ ПО ЭТОЙ ПРОБЛЕМЕ ВЫСКАЗЫВАЕТ НА ЧАЛ Ь НИК ОТДЕЛА ВРПО «СЕВРЫ БА » В. И. САМ СОНОВ . Г Е Р Ь Е З Н Ы Е ТРУДНО- ^ СТИ, которые в насто ящее время испытывает на ша экономика, / заставляют обратиться к вопросу изме нения организационной струк туры управления производ ством, о чем пишет И. Е. Дегтярев. . Несомненно, что «Севры- ба» временами попадает в трудное положение не только из-за командно-ад министративных форм уп равления, неверно принятых решений, но и вследствие не совершенства своей структу ры, структурных связей,-ко торых насчитывается в «Сев-., рыбе» больше тысячи. Стало вполне очевидным, что излишняя многоступенча тость — «лицо» малоподви жной, жесткой бюрократии.- Соответствующие ей уровни управления создают в основ ном работу для тех, кто тон нами переводит бумагу, но очень редко видит новую ры бопродукцию. Однако можно очень тща тельно и подробно разрабо тать структуру, составить точные должностные инст рукции, издать массу убеди тельных приказов и при этом не сдвинуться с места, ибо старый, устоявшийся поря док очень живуч. До сих пор управлен ческая деятельность ВРПО утопала в громоздких отче тах. которые и сейчас в больших количествах посы лаются различным подразде лениям министерства, объ единений, предприятий. Ос новная работа аппарата уп равления заполнялась мно жеством различных комис сий, бесчисленных проверок по каждому поводу предпри ятий, изданием массы при казов. спускаемых сверху, и стремлением все анализиро вать, не оставляя времени на действие, на человече скую связь между ВРПО и флотами, береговыми под разделениями. Ни в коем случае нельзя сказать о том, что в аппара те управления ВРПО рабо тают недобросовестные лю ди. Ежедневно большинство из них приходит на службу до начала рабочего дня и за держивается после работы без всякого принуждения. ботают сейчас в соседнем от деле? Никто из них не смо жет ответить на этот воп рос. Каждый отдел изолиро ван друг от друга не только стенами, но и взаимной, мо жно сказать, физической обособленностью своих це лей и задач, которые ставят ся и выполняются независи мо от общей цели. Каждый сам по себе. Координации Контора пишет • • • Причем без всяких сверх урочных. И если кто-нибудь и задавал себе вопрос: «З а чем все это надо?», то не отвечал на него конкретно, продолжал работать по-ста рому, потому, что так приня то, и потому, что просто не возможно «переварить» весь бумажный вал. Отделы «Севрыбы». пере рабатывают ежедневно мас су бумаг, но от этого их встречный поток не умень шается.- Входящая и исходя щая информация, запросы и ответы, распоряжения и при казы буквально ежедневно обрушиваются на каждого сотрудника. Так, в первую по ловину 1987 года в ВРПО «Севрыба» издано 253 при каза, в управлении Мурман ского тралового флота — 288, в «Мурманрыбпроме» — 506, «Севрыбхолодфлоте» — 628, «Севрыбпромразвед- ке» — 429, не говоря уж о других циркулярах. Разве мыслимо все это переварить простому смерт ному? Но именно это и счи тается «работой», потому что без таких действий само су ществование аппарата поте ряет смысл. Назначение каждого отде ла определено его названи ем. И каждый отдел работа ет, чтобы оправдать свою вы веску, подчеркнуть собствен ную индивидуальность и зна чимость в той мере, в какой оправдано его существова ние. Но зайдите в любой отдел «Севрыбы» или фло та и спросите его работни ков. над какой проблемой па- действий, которая произво дится сверху, на самом деле не существует. Работники отделов аппара та управления не чувствуют главной линии развития сво его предприятия. Они очень рациональны и аналитичны. умеют хорошо делать докла ды на заседаниях советов директоров, разрабатывать различные мероприятия и планы, но когда дело касает ся сложных производствен ных решений, обеспечения прибыльности и нормаль ной работы предприятия, оказываются неспособными выйти за пределы образован ного бумажного круговорота. Истоки наших недостат ков в управлении берут на чало еще в учебных заведе ниях, где нас шпигуют не нужными знаниями и совсеМ не обучают методам управ ления. Потом эти недостатки еще более обостряются. Управ ленцы не отождествляют се бя лично с теми, кто произ водит продукт, зачастую не думая о том, что их заработ ная плата является частью необходимого труда рабочих. Так мы работали до сих пор. И все может остаться по-прежнему, если при фор мировании организации мы создадим новую структуру ВРПО независимо от чело веческих качеств, если бу дем предполагать, что лю бой человек на данном мес те сможет работать так же, как его предшественник. Сейчас разрабатывается новая структура ВРПО •*- БУДНИ ПРОМЫСЛА. шшшш Ф ото В. СЕМАКОВА. «Севрыба» и ее подразделе ний в соответствии с Зако ном о государственном пред приятии (объединении). Но любая попытка в создании организации должна в пер вую очередь охватывать как взаимозависимые перемен ные: структуру, стратегию, состав работников, стиль уп равления, а также уже име ющиеся и развивающиеся стороны предприятия. Начать, по-видимому, нам следует с важного и опреде ляющего признания, что наи более важная роль в любой организации принадлежит людям, которые реально про изводят продукцию, а не тем. кто управляет этой дея тельностью. Это признание может вполне стать филосо фией основ нашей будущей организации — Объединения государственных предприя тий «Севрыба», ее мораль ным духом и энергией, кото рые играют гораздо большую роль в ее относительных до стижениях, чем технологиче ские или экономические ре сурсы, организационная структура. Если мы возьмем за ос нову эту философию, то сам собой сменится и стиль управления, который пре вратится из голого админи стрирования в демократиче ское, общенародное участие масс в управлении производ ством. И тогда не будем вызы вать людей к себе в кабине ты, не будем «гонять» капи танов из отдела в отдел для сбора подписей и резолюций на различных бумагах. Луч ше отправимся на их рабо чие места, объясним, что и как и для чего надо делать, побуждая людей действовать в желательных направлени ях. опираясь на потребности человека в смысле его су ществования, с которым он будет идентифицировать и развитие своего предприятия. Не надо становиться от шельниками, потерявшими контакт со своими подчинен ными. Новый стиль управления должен состоять во всеоб щем участии трудящихся в управлении, в упорной борь бе над упрощением дел. Здесь не место инструкциям, сковывающим действия, шта белям отчетов о проверках, которые блокируют каналы информации и пути общения. При обязательном наличии данных о деятельности пред приятия, личное общение с рядовыми тружениками •— основной фактор вовлечения людей в дела объединения, укрепления веры в него, раз вития энтузиазма и творче ства масс. 4 сентября1987 года 6 РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz