Рыбный Мурман. 1987 г. Сентябрь.

I Решения XXV II съезда КПСС-S жизнь! На пути к хозрасчету: продолжаем разговор Голосую «за» «Считаю, что мы можем работать безболезненно при намеченном сокращении ■ машинной команде», — такая цитата из моей докладной за­ писки руководству флота бы­ ла приведена в статье «Не выплеснуть бы ребенка...» 1«РМ» N f 35), посвященной ра­ боте судов с сокращенными экипажами. За рамками пу­ бликации остались мои аргу­ менты в пользу сокращения, и теперь при встречах мои кол ­ леги недоумевают: на осно ­ вании чего я сделал такой ка­ тегорический вывод. Хочу от­ ветить на этот вопрос со стра­ ниц «Рыбного Мурмана». Мы привыкли быть только эксплуатационниками, видеть «не дальше своего носа». Так и с сокращениями : сразу посы­ пались жалобы , что рабочих р у к и без того не хватает. А ведь резервы есть. Какие? От­ вечаю. Необходимо реорганизовать работу машинной команды, перераспределить обязанности ка к между службами, так и внутри них. Технологическую службу сле­ дует передать в подчинение помощника капитана по про ­ изводству, а слесарей техноло­ гического оборудования, рас­ ширив их сферу обслужива­ ния, переквалифицировать в~ слесарей - сварщиков. Кадры для этого на судах имеются. Как правило, среди рыбооб ­ работчиков всегда есть люди, окончившие ПТУ и работавшие раньше на берегу по этой спе­ циальности (на «Алексее Хло­ быстове» я насчитал в послед­ нем рейсе 7 таких ребят). По­ скольку рыбофабрика сможет сама выполнять нужные ей сварочные работы, предлагаю заменить одно го сварщика и одно го токаря в ремонтной бригаде на мотористов пер ­ вого класса. В связи с реорганизацией рембригады мож но . сократить двух мотористов второго клас­ са. Н ужно перераспределить и обязанности механиков. В за­ ведовании четвертого механи­ ка оставить паровые котлы, ис­ правитель, осушительную си­ стему и систему минерализа­ ции питьевой воды. Все палуб­ ные механизмы и камбуз пе­ редать ремонтному механику. Чистку дизель-генератора, ра­ нее входившую в обязанности третьего механика, поручить ремонтной бригаде, так ка к в ее состав будут введены мото­ ристы первого класса. У си­ стемного механика предлагаю «забрать» прачечную и хай- прессы и передать их ремонт , ному механику. В этом случае при работе с советскими про ­ мысловыми судами можно со­ кратить одного , а с иностран­ ными фирмами и двух дон кер - манов. Старшего дизельного меха­ ника м ож но сократить, рас­ пределив его обязанности между главным и вторым ме­ ханиками. Старшего электромеханика сокращать не следует, он дол ­ жен нести вахту, должность четвертого электромеханика упраздняется. Но при этом необходимо опытного элек­ трика первого класса назначить старшим (повысив ему оклад) и поручить ему самостоятель­ но стоять вахту в порту. Таким образом , предлагае­ мая реорганизация позволит создать мобильную ремонт­ ную бригаду с высоким рабо­ чим потенциалом, справедли­ во перераспределить нагруз­ ки между судовыми службами и, кром е того, сократить чис­ ленность машинной команды на пять—шесть человек: стар­ шего дизельного механика, двух мотористов второго клас­ са, четвертого электромеха­ ника и одного или двух (в за­ висимости от варианта) дон- керманов. Вот почему я проголосовал за " сокращение численности экипажей. М. ЧУЙКОВ, главный механик плавбазы «Алексей Хлобыстов». И капитан на вахте Проблемные вопросы ста­ новления молодых специали­ стов, о которых писал . заме­ ститель начальника управления «Севрыбпромразведка» А. И. Колесов |«РМ» № 35), прису­ щи и нашему флоту. Хотя со ­ кращения четвертых помощ ­ ников капитана на крупнотон ­ нажных судах — плавбазах и транспортных рефрижерато­ рах — у нас не предусматри­ вается, тем не менее в новых условиях работа судоводите­ лей не станет легче. Ведь груз их обязанностей не умень­ шится. (Замечу: на судах Мортрансфлота есть дополни­ тельная должность грузового помощника капитана.) И тем не менее отдел ор ­ ганизации труда и заработной платы и служба эксплуатации флота предлагают сократить должность четвертого помощ ­ ника капитана и одновремен­ но — береговые бригады. Такой подход к делу может ■привести к печальным послед­ ствиям. Вспомним трагедию на Дальнем Востоке, когда уста­ лость старшего помощника стала причиной кораблекруше ­ ния танкера «Амбарчик». Ведь известно, что нелегкий гр у з обязанностей судоводите­ лей в рейсе становится еще т я ­ желей на берегу. Для примера: подать за я в к у на укладну пло­ тов — это еще только начало, с ко л ь ко потом надо побегать, позвонить , чтобы добиться тре- буемого. А подмены для судо­ водителей во время с тоян ки — вообще редкость. Отчеты за рейс, оформление грузовы х , финансовых , валютны х д о ку ­ ментов, подготовка и следую ­ щему рейсу — к то из нас не знает, чего стоит все это! Поэтому мы предлагаем сле­ дующее : на танкерах и транс­ портных рефрижераторах ос­ тавить троих судоводителей, включая капитана. Конечно, не принято, чтобы капитан стоял на вахте, тем более что его прежние функции оста­ ются. Конечно, рабочий день судоводителей будет длить­ ся 12— 14 часов в сутки. Но! Если подобрать два та­ ких коллектива для одного судна, то пришедший из рейса состав, отчитавшись, получит возможность спокойно отды­ хать до возвращения своего судна с моря. Капитан по ра­ диограмме коллеги подберет недостающих в штате хоро ­ ших моряков для предстоящей замены, не спеша проверит, как идет подготовка к будуще ­ му рейсу, и т. д. Разумеется, такое возможно лишь в том случае, если и старпом, и второй помощник по компетентности не уступят капитану, то есть последний может доверить каждом у из них и швартовку, и другие не менее сложные дела. Иными словами, право работать та­ ким составом надо заслужить. А что касается большей на­ грузки , так ведь зато и от­ дых более длительный, и бо ­ лее полноценный, в частности, всегда будет возможность «прихватить» для отпуска лет­ ние месяцы. Оплата же во время отдыха будет той, ка­ кая в рейсе (разумеется, день­ ги за обработку недостающих по штату судоводителей рас­ пределятся между оставшими­ ся). Я не ратую за сдвоенные экипажи, они не оправдали се­ бя. И 7даже при сдвоенном со ­ ставе судоводителей утверж ­ денным должен быть один хо­ зяин судна. При таком режиме легче бу­ дет решаться вопрос повыше­ ния уровня знаний, специали­ зации штурманов (факультет повышения квалификации, ра­ диолокационный тренажер, курсы английского языка и т. п.). Конечно, к каждом у экспе­ рименту надо подходить твор ­ чески. Я готов выйти в рейс с пред ­ ложенным штатом судоводите­ лей на любом типе судов с тем, чтобы обобщить ход эк­ сперимента. Ю. ВИДЕНЕЕВ, главный капитан управле­ ния «Севрыбхолодфлот». СПАТЬ НА СТЕНЕ тикали. Так сказать, прити­ раясь характерами. Пока об­ щий язык не найдут. А мы­ то видим развод. По-италь- яно-пизански. Не желает вто­ рая очередь находиться бок- о-бок с первой. Что на этот счет думают специалисты? — Думаю, что московский институт «ЦНИЭПжилища» сделал что-то не то, — де­ лится сомнениями замести­ тель начальника рыбного пор­ та по капитальному строи­ тельству Ю. А. Романов. — Первая очередь была спроектирована на свайном основании, вторая — на пли­ те. Я предупреждал проек­ тантов... У заказчика, заметим, го­ раздо больше прав, чем про­ сто «сигнализировать». — Но можно их теперь пригласить, пусть полюбуют­ ся? — Мы. передали здание на баланс тралового флота. Там есть такой же отдел. Кто эксплуатирует, тот пусть и вызывает. Гарантийные сроки, прошли. -г Насколько опасно от­ клонение? — Что я могу сказать? Нужно мнение института. «Аналогичный» замести­ тель начальника тралового флота А. И. Гуляев: ; — Сейчас никто не ска­ жет, насколько это опасно. Нужно вести наблюдения. Мы институт бомбардирова­ ли телеграммами. Там с на­ ми дела иметь не желают, поскольку в роли заказчика выступал* рыбный порт. Узнав мнение Ю. А. Ро­ манова, добавил: — Сроки сроками, но в отношениях между деловы­ ми людьми должны быть обя­ зательными честность, поря­ дочность, * добросовестность. Что значит, сроки прошли? Что же касается проектан­ тов, то они из своего столич­ ного далека провинциальных волнений не воспринимают. Раз — бумага, два — бу­ мага, три — бумага... Навер­ ное, около десятка докумен­ тов родилось ради оста­ новки . строптивого здания. А он о . клонится. «В противном случае вы­ нуждены будем обратиться в Стройбанк, арбитраж и другие охранноправовые ин­ станции». А оно клонится. «Принять к сведению за­ явление главного инженера СУ-5 В. В. Пулина. главного инженера СМУ-1 В . Н. Ка- лимова, что ими будет уста­ новлено геодезическое и ви­ зуальное наблюдение»... А оно и под наблюдением кособочится. Что документы? Бумажки. Галактики, вон, разлетаются, а тут «входящие» — «исхо­ дящие». В одну дверь вле­ тело, в другую вылетело. Главное, чтобы дырокол был исправным. Фу, и — нету. Разлетелись. Чтобы не шокировать вы­ соких гостей, некрасивые трещины драпируют декора­ тивным светлым деревом, на­ вешивают веселенькие зана­ весы. Но щели находят но­ вые места. Они атаковали кинозал, пищеблок, овощ­ ной цех... Они наступают. Снизу из помещения хоро­ шо видно небо. Вниз в по­ мещение хорошо просачива­ ется дождь. До первого эта­ жа. А с кровли хорошо вид­ но: одно здание от другого «сбежало» сантиметров, этак, на пятнадцать. В Византии, прочитал я как-то, существовал такой за­ кон. Если здание разруша­ лось. но жертв не было, то казнили только архитектора. Если с жертвами. — такая же. участь постигала и его семью... Византийские дома дожили до наших дней. Нынешние архитекторы в наши дни живут припеваючи. Потому как их не найти. У нас нет виноватых. У нас есть объективные причины. Как-то наши специалисты предложили изящную кон­ струкцию для поддержки Пи­ занской башни. Итальянцы от помощи отказались: «Чем больше падает, — сказали они, — тем больше к нам будут- ездить». Сдается, у нас аналогич­ ный случай, рассчитанный на ротозея-туриста. Правда, с небольшой разницей. Пизан­ ская башня необитаема, а в ДМО моряки живут. И ког­ да он совсем наклонится, ля­ жет на бок, жить в нем ста­ нет нёшривычно. Спать не­ удобно. Одеяло будет спол­ зать... В. МИЛЮТИН. Пришли ответы «Обязательства.. в ящике» — так называлась критическая йорреспонденция, опублико. ванная в «РМ» № 32 от 21.08.87 года, в которой гово­ рилось о том, что экипажем ПСТ «Калачинск» не приняты социалистические обязатель- ства на 1987 год, плохо офор- млены стенды наглядной аги- тации. «Корреспонденция обсужде - на в партийном комитете М у р - майского тралового флота, рассмотрена на заседании производственно-массовой к о - миссии профкома. В партийном и проф сою з­ ном комитетах проведены бе- седы с капитаном А. Г. Шра« мом, секретарем парторгани« зации Л. И. Красалко и заме* стителем предсудкома Ф . Рв Ш кляром . Они строго преду* преждены о персональной от* ветственности за организацию соцсоревнования в коллективе* Принято решение закрепите за промысловыми судами ти­ па ПСТ и СТМ (там, где нет первых помощников капита- нов) групповых помполитов. На производственно-массо­ вой комиссии профкома стар* шему инженеру ООТиЗ А. В, Андрееву,, ответственному за организацию социалистиче­ ско го соревнования, и члену профкома А. А. М орозову , курирующ ему суда типа ПСТ, указано на слабый контрола за подготовкой траулеров к рейсу. заместитель профкома В. КИРЕЕВ, председателя Мурманского рыбный мурман тралового флота». «Не тот СОУС...» На ваш запрос управление кадров и учебных заведений Минрыбхоза СССР сообщает, что в корреспонденции «Не тот СОУС...», опубликованной в газете «Рыбный Мурман») № 31, справедливо отмечают* ся серьезные трудности с ре* монтом учебных судов. Спра- ведливо говорится и о пло ­ хой организации практики сту- дентов. М ореходным училищам от­ расли разрешено оформлять курсантов судоводительской специальности на выход в мо - ре для прохождения прак« тики по истечении шести ' ме - сяцев после поступления в училище. Размещение курсантов на практику в последнее время осложнилось по ряду причин и в том числе из-за недоста- точного возрастного ценза курсантов, которые к началу практики не достигают 18 лет и не могут быть зачислены на суда на штатные должное» ти. Для решения этого вопро ­ са предусмотрено целена­ правленно использовать на судах места, высвобождающи­ еся в связи с переходом фло­ та на новые условия работы. По данным «Севрыбы», только на крупнотоннажных судах бассейна может быть исполь* зовано для практики более 3 тысяч высвобождающихся мест. Учебный флот отрасли по­ полнится из новостроя в 1988 году двумя учебными парус­ ными судами на 144 практи­ кантских места каждое и а 1990 году ' восемью учебно­ производственными судами на базе • супертраулера проекта 488. М , ВНУКОВ, зам. начальника управления кадров и учебных заведе­ ний Минрыбхоза СССР. 25 сентября1987 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz