Рыбный Мурман. 1987 г. Сентябрь.
I Решения XXV II съезда КПСС-S жизнь! На пути к хозрасчету: продолжаем разговор Голосую «за» «Считаю, что мы можем работать безболезненно при намеченном сокращении ■ машинной команде», — такая цитата из моей докладной за писки руководству флота бы ла приведена в статье «Не выплеснуть бы ребенка...» 1«РМ» N f 35), посвященной ра боте судов с сокращенными экипажами. За рамками пу бликации остались мои аргу менты в пользу сокращения, и теперь при встречах мои кол леги недоумевают: на осно вании чего я сделал такой ка тегорический вывод. Хочу от ветить на этот вопрос со стра ниц «Рыбного Мурмана». Мы привыкли быть только эксплуатационниками, видеть «не дальше своего носа». Так и с сокращениями : сразу посы пались жалобы , что рабочих р у к и без того не хватает. А ведь резервы есть. Какие? От вечаю. Необходимо реорганизовать работу машинной команды, перераспределить обязанности ка к между службами, так и внутри них. Технологическую службу сле дует передать в подчинение помощника капитана по про изводству, а слесарей техноло гического оборудования, рас ширив их сферу обслужива ния, переквалифицировать в~ слесарей - сварщиков. Кадры для этого на судах имеются. Как правило, среди рыбооб работчиков всегда есть люди, окончившие ПТУ и работавшие раньше на берегу по этой спе циальности (на «Алексее Хло быстове» я насчитал в послед нем рейсе 7 таких ребят). По скольку рыбофабрика сможет сама выполнять нужные ей сварочные работы, предлагаю заменить одно го сварщика и одно го токаря в ремонтной бригаде на мотористов пер вого класса. В связи с реорганизацией рембригады мож но . сократить двух мотористов второго клас са. Н ужно перераспределить и обязанности механиков. В за ведовании четвертого механи ка оставить паровые котлы, ис правитель, осушительную си стему и систему минерализа ции питьевой воды. Все палуб ные механизмы и камбуз пе редать ремонтному механику. Чистку дизель-генератора, ра нее входившую в обязанности третьего механика, поручить ремонтной бригаде, так ка к в ее состав будут введены мото ристы первого класса. У си стемного механика предлагаю «забрать» прачечную и хай- прессы и передать их ремонт , ному механику. В этом случае при работе с советскими про мысловыми судами можно со кратить одного , а с иностран ными фирмами и двух дон кер - манов. Старшего дизельного меха ника м ож но сократить, рас пределив его обязанности между главным и вторым ме ханиками. Старшего электромеханика сокращать не следует, он дол жен нести вахту, должность четвертого электромеханика упраздняется. Но при этом необходимо опытного элек трика первого класса назначить старшим (повысив ему оклад) и поручить ему самостоятель но стоять вахту в порту. Таким образом , предлагае мая реорганизация позволит создать мобильную ремонт ную бригаду с высоким рабо чим потенциалом, справедли во перераспределить нагруз ки между судовыми службами и, кром е того, сократить чис ленность машинной команды на пять—шесть человек: стар шего дизельного механика, двух мотористов второго клас са, четвертого электромеха ника и одного или двух (в за висимости от варианта) дон- керманов. Вот почему я проголосовал за " сокращение численности экипажей. М. ЧУЙКОВ, главный механик плавбазы «Алексей Хлобыстов». И капитан на вахте Проблемные вопросы ста новления молодых специали стов, о которых писал . заме ститель начальника управления «Севрыбпромразведка» А. И. Колесов |«РМ» № 35), прису щи и нашему флоту. Хотя со кращения четвертых помощ ников капитана на крупнотон нажных судах — плавбазах и транспортных рефрижерато рах — у нас не предусматри вается, тем не менее в новых условиях работа судоводите лей не станет легче. Ведь груз их обязанностей не умень шится. (Замечу: на судах Мортрансфлота есть дополни тельная должность грузового помощника капитана.) И тем не менее отдел ор ганизации труда и заработной платы и служба эксплуатации флота предлагают сократить должность четвертого помощ ника капитана и одновремен но — береговые бригады. Такой подход к делу может ■привести к печальным послед ствиям. Вспомним трагедию на Дальнем Востоке, когда уста лость старшего помощника стала причиной кораблекруше ния танкера «Амбарчик». Ведь известно, что нелегкий гр у з обязанностей судоводите лей в рейсе становится еще т я желей на берегу. Для примера: подать за я в к у на укладну пло тов — это еще только начало, с ко л ь ко потом надо побегать, позвонить , чтобы добиться тре- буемого. А подмены для судо водителей во время с тоян ки — вообще редкость. Отчеты за рейс, оформление грузовы х , финансовых , валютны х д о ку ментов, подготовка и следую щему рейсу — к то из нас не знает, чего стоит все это! Поэтому мы предлагаем сле дующее : на танкерах и транс портных рефрижераторах ос тавить троих судоводителей, включая капитана. Конечно, не принято, чтобы капитан стоял на вахте, тем более что его прежние функции оста ются. Конечно, рабочий день судоводителей будет длить ся 12— 14 часов в сутки. Но! Если подобрать два та ких коллектива для одного судна, то пришедший из рейса состав, отчитавшись, получит возможность спокойно отды хать до возвращения своего судна с моря. Капитан по ра диограмме коллеги подберет недостающих в штате хоро ших моряков для предстоящей замены, не спеша проверит, как идет подготовка к будуще му рейсу, и т. д. Разумеется, такое возможно лишь в том случае, если и старпом, и второй помощник по компетентности не уступят капитану, то есть последний может доверить каждом у из них и швартовку, и другие не менее сложные дела. Иными словами, право работать та ким составом надо заслужить. А что касается большей на грузки , так ведь зато и от дых более длительный, и бо лее полноценный, в частности, всегда будет возможность «прихватить» для отпуска лет ние месяцы. Оплата же во время отдыха будет той, ка кая в рейсе (разумеется, день ги за обработку недостающих по штату судоводителей рас пределятся между оставшими ся). Я не ратую за сдвоенные экипажи, они не оправдали се бя. И 7даже при сдвоенном со ставе судоводителей утверж денным должен быть один хо зяин судна. При таком режиме легче бу дет решаться вопрос повыше ния уровня знаний, специали зации штурманов (факультет повышения квалификации, ра диолокационный тренажер, курсы английского языка и т. п.). Конечно, к каждом у экспе рименту надо подходить твор чески. Я готов выйти в рейс с пред ложенным штатом судоводите лей на любом типе судов с тем, чтобы обобщить ход эк сперимента. Ю. ВИДЕНЕЕВ, главный капитан управле ния «Севрыбхолодфлот». СПАТЬ НА СТЕНЕ тикали. Так сказать, прити раясь характерами. Пока об щий язык не найдут. А мы то видим развод. По-италь- яно-пизански. Не желает вто рая очередь находиться бок- о-бок с первой. Что на этот счет думают специалисты? — Думаю, что московский институт «ЦНИЭПжилища» сделал что-то не то, — де лится сомнениями замести тель начальника рыбного пор та по капитальному строи тельству Ю. А. Романов. — Первая очередь была спроектирована на свайном основании, вторая — на пли те. Я предупреждал проек тантов... У заказчика, заметим, го раздо больше прав, чем про сто «сигнализировать». — Но можно их теперь пригласить, пусть полюбуют ся? — Мы. передали здание на баланс тралового флота. Там есть такой же отдел. Кто эксплуатирует, тот пусть и вызывает. Гарантийные сроки, прошли. -г Насколько опасно от клонение? — Что я могу сказать? Нужно мнение института. «Аналогичный» замести тель начальника тралового флота А. И. Гуляев: ; — Сейчас никто не ска жет, насколько это опасно. Нужно вести наблюдения. Мы институт бомбардирова ли телеграммами. Там с на ми дела иметь не желают, поскольку в роли заказчика выступал* рыбный порт. Узнав мнение Ю. А. Ро манова, добавил: — Сроки сроками, но в отношениях между деловы ми людьми должны быть обя зательными честность, поря дочность, * добросовестность. Что значит, сроки прошли? Что же касается проектан тов, то они из своего столич ного далека провинциальных волнений не воспринимают. Раз — бумага, два — бу мага, три — бумага... Навер ное, около десятка докумен тов родилось ради оста новки . строптивого здания. А он о . клонится. «В противном случае вы нуждены будем обратиться в Стройбанк, арбитраж и другие охранноправовые ин станции». А оно клонится. «Принять к сведению за явление главного инженера СУ-5 В. В. Пулина. главного инженера СМУ-1 В . Н. Ка- лимова, что ими будет уста новлено геодезическое и ви зуальное наблюдение»... А оно и под наблюдением кособочится. Что документы? Бумажки. Галактики, вон, разлетаются, а тут «входящие» — «исхо дящие». В одну дверь вле тело, в другую вылетело. Главное, чтобы дырокол был исправным. Фу, и — нету. Разлетелись. Чтобы не шокировать вы соких гостей, некрасивые трещины драпируют декора тивным светлым деревом, на вешивают веселенькие зана весы. Но щели находят но вые места. Они атаковали кинозал, пищеблок, овощ ной цех... Они наступают. Снизу из помещения хоро шо видно небо. Вниз в по мещение хорошо просачива ется дождь. До первого эта жа. А с кровли хорошо вид но: одно здание от другого «сбежало» сантиметров, этак, на пятнадцать. В Византии, прочитал я как-то, существовал такой за кон. Если здание разруша лось. но жертв не было, то казнили только архитектора. Если с жертвами. — такая же. участь постигала и его семью... Византийские дома дожили до наших дней. Нынешние архитекторы в наши дни живут припеваючи. Потому как их не найти. У нас нет виноватых. У нас есть объективные причины. Как-то наши специалисты предложили изящную кон струкцию для поддержки Пи занской башни. Итальянцы от помощи отказались: «Чем больше падает, — сказали они, — тем больше к нам будут- ездить». Сдается, у нас аналогич ный случай, рассчитанный на ротозея-туриста. Правда, с небольшой разницей. Пизан ская башня необитаема, а в ДМО моряки живут. И ког да он совсем наклонится, ля жет на бок, жить в нем ста нет нёшривычно. Спать не удобно. Одеяло будет спол зать... В. МИЛЮТИН. Пришли ответы «Обязательства.. в ящике» — так называлась критическая йорреспонденция, опублико. ванная в «РМ» № 32 от 21.08.87 года, в которой гово рилось о том, что экипажем ПСТ «Калачинск» не приняты социалистические обязатель- ства на 1987 год, плохо офор- млены стенды наглядной аги- тации. «Корреспонденция обсужде - на в партийном комитете М у р - майского тралового флота, рассмотрена на заседании производственно-массовой к о - миссии профкома. В партийном и проф сою з ном комитетах проведены бе- седы с капитаном А. Г. Шра« мом, секретарем парторгани« зации Л. И. Красалко и заме* стителем предсудкома Ф . Рв Ш кляром . Они строго преду* преждены о персональной от* ветственности за организацию соцсоревнования в коллективе* Принято решение закрепите за промысловыми судами ти па ПСТ и СТМ (там, где нет первых помощников капита- нов) групповых помполитов. На производственно-массо вой комиссии профкома стар* шему инженеру ООТиЗ А. В, Андрееву,, ответственному за организацию социалистиче ско го соревнования, и члену профкома А. А. М орозову , курирующ ему суда типа ПСТ, указано на слабый контрола за подготовкой траулеров к рейсу. заместитель профкома В. КИРЕЕВ, председателя Мурманского рыбный мурман тралового флота». «Не тот СОУС...» На ваш запрос управление кадров и учебных заведений Минрыбхоза СССР сообщает, что в корреспонденции «Не тот СОУС...», опубликованной в газете «Рыбный Мурман») № 31, справедливо отмечают* ся серьезные трудности с ре* монтом учебных судов. Спра- ведливо говорится и о пло хой организации практики сту- дентов. М ореходным училищам от расли разрешено оформлять курсантов судоводительской специальности на выход в мо - ре для прохождения прак« тики по истечении шести ' ме - сяцев после поступления в училище. Размещение курсантов на практику в последнее время осложнилось по ряду причин и в том числе из-за недоста- точного возрастного ценза курсантов, которые к началу практики не достигают 18 лет и не могут быть зачислены на суда на штатные должное» ти. Для решения этого вопро са предусмотрено целена правленно использовать на судах места, высвобождающи еся в связи с переходом фло та на новые условия работы. По данным «Севрыбы», только на крупнотоннажных судах бассейна может быть исполь* зовано для практики более 3 тысяч высвобождающихся мест. Учебный флот отрасли по полнится из новостроя в 1988 году двумя учебными парус ными судами на 144 практи кантских места каждое и а 1990 году ' восемью учебно производственными судами на базе • супертраулера проекта 488. М , ВНУКОВ, зам. начальника управления кадров и учебных заведе ний Минрыбхоза СССР. 25 сентября1987 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz