Рыбный Мурман. 1987 г. Сентябрь.
• Решения XXVII съезда КПСС-S жизнь! • Гласность для всех Только правду «Почему в Баренцевом мо ре плохо обеспечивают суда овощами, особенно луком , чесноком?» «Плохо поставлена служба информации на берегу. Зачем убрала телефоны с проход ных?» «В салоне моряка магазина «Волна» невозможно ничего купить. Когда там будет на веден порядок?» «В магазин «Альбатрос» при ходят все, кому там быть не положено . Товары расходятся по знакомству, а моряку ни чего не достается». «Когда же , наконец, созда дут стабильные экипажи. Что делается в связи с этим или намечается?» Если бы потребовалось за полнить подобными вопросами- просьбами моряков всю газе ту, то это не составило бы большого труда. Их количест во с годами не уменьшается, а, ка к снежный ком ( нараста ет. В чем ж е дело? Да, в рыбной отрасли Се верного бассейна накопилось немало проблем , застойных явлений. Это — факт. Но как они преодолеваются, какими путями и вообще — преодо леваются ли? О том рыбаки мало знают. Вот почему и пи шут, и звонят, и спрашивают (беспрестанно!) об одном и том же . Годами. И на этой почве возникают слухи, до мыслы, мнения, мол, «в М ур манске правды не добьешься, надо обращаться в Москву». Что и делают. А ведь порой тот или иной вопрос и вые денного яйца не стоит и все можно решить даже не на уровне ВРПО или флота, а не посредственно на судне, в экипаже. ...17 ию ля состоялось собра- н к з э н и п аж а СТР «Верхневи - лю й с к» А р х а н ге л ь с к о го ры б а к - нол хо зсою за . На нем шла речь о н и з к и х за р а б о т ка х м оря ков , о р а сц е н ка х на вы ловленн ую ры б у , о необходимости га р а н ти р о ва ть опла ту труда в сл у чае пролова . Ответами р у к о водства базы ры б а ки о стались недовольны , вы ра зи в недове рие, й ча с тно с ти , н а ч а л ь н и к у планово - э ко н о м и ч е с ко го от дела Л . В. К уш н ы р ь . А через месяц , 19 а в гу с та , после рей са состоялось очередное со брание , и вновь подним али сь все те ж е вопро сы . Мне довелось пр и с у т с тв о в а ть на нем. Три часа ш ли дебаты . Р е зко , даже зло вы с т у п а л и и к а п и та н В. А . К р а п и в и н , и рядо вые ры б а к и пр о ти в (на и х Взгляд) несправедливостей , ко - торы е т в о р и т р у ко в о д с тв о ба зы . Единогласно м о р я к и р еш и ли обра ти ться за р а зъ я с н е ни я ми в ВЦСПС. М но гое и х волновало . Но я хо тел бы о с тано ви ть ся на од ном вопросе , ко т о ры й о т р а ж а е т неумение и неж елание о т д ел ьны х управленцев бы ть по с то я н но в гущ е масс, нести с н им и р а зъ я с н и те л ь н ую рабо т у . Т а к вот, м оряи спросил : «Неужели наш флот на стольно беден, что не м ож е т за п л а ти ть за п р ож и ва н и е м ор я ка в ДМО?» В зале пронесся гу л одобрения . Но о казалось , что проф ком ба зы давно прин ял реш ение об оплате м оря кам за ДМО. «А че го ж е они к нам не п р и х о д я т и не у з н а ю т об этом?» — уд и вился председатель проф ком а базы флота В. М. Нечаев. По • его м нению , гора д олж на ид ти к М а гоме ту . Нет, времена набине тно го стиля управления прош ли безвозвратно . Удивляет в ней (как, впро чем, и в других подобных ис ториях) пассивная роль адми нистрации судов, обществен ных организаций, которые ска тываются на демагогические позиции . Зачастую моряк от лично осведомлен о том, что творится в стране и за рубе ж ом , ну а что делается в род ном флоте — не имеет ника кого представления. «Бумаги продолжают пло диться...», — сообщают с БМРТ «Лесков» М урманского трало вого флота. Как же так? Неу жели и на флоте, и на судне не знают о приказе ВРПО «Севрыба», изданном в пер вые дни (!) текущего года, со гласно которому должна быть значительно сокращена судо вая документация? Шаг (и действенный) по борьбе с рас цветшим в последнее время бумаготворчеством сделан. Так неужели о том (через пол года) не знают на «Лескове»? Если, допускаем невероятное, нет, то тогда справедливо по ставить вопрос о компетент ности и капитана, и помполи- та, и секретаря парторганиза ции, и председателя проф ко ма судна. Честность, открытость, став шие нормой нашей сегодняш ней жизни , не приемлют за малчивание трудностей, оши бо к . Только правда, как бы горька она ни была, должна иметь место в беседах, на со браниях, при встречах с ры баками. Иначе появляется раз очарование, а то и неверие в перестройку. Вот что пишет в редакцию матрос объединения «Мурман- рыбпром» Р. А. Салимов: «Во время службы в армии прочи тал объявление в газете, что среднемесячный заработок бу дет 500 рублей, после ста су ток промысла — один заход, после 150 — два. Но всего этого у нас в объединении нет. Я вот сделал два рейса, пришли с перевыполнением плана, но больше 300 рублей не вышло...» Чего здесь больше — обма на или чего-то недосказанно го со стороны отдела кадров «Мурманрыбпрома»? Был мо ряк не раз у руководства объ единения, но, видимо, никто не пояснил ему толком , поче му такое произошло, никто не признал своей ошибки. Пото му-то, разочаровавшись, Р. А. • Салимов просит редакцию : «Помогите уволиться с фло та!». Наймом и увольнением моряков еженедельник не за нимается. А вот отделу кад ров «Мурманрыбпрома» есть смысл задуматься: верно ли он строит свою работу. Кое-кто считает, что текучесть среди плавсостава — мол, явление закономерное, тем самым оп равдываются собственные ошибки в подборе, расстанов ке и воспитании кадров. Хороший пример подал О к тябрьский РК КПСС. На вид ном месте на проспекте Ле нина здесь имеется стенд, из которого можно узнать о пе редовиках и отстающих, уви деть портреты передовиков. И самое главное — озна ко миться с решениями райкома, райисполкома. Но придите на любое судно. Знают ли бес партийные, чем занимается парторганизация? Ну а где морякам можно узнать о работе созданного год назад обкома профсоюза работников рыбного хозяйст ва? Оправдал ли он их надеж ды, как, в частности, способ ствует решению жилищной проблемы? Ведь в очереди на получение квартиры стоят 17 тысяч семей рыбаков! Пол ную, исчерпывающую инфор мацию трудно найти на судах. Люди не хотят быть слепы ми исполнителями чьей-то во ли. «Скажу откровенно : мы не справимся с задачами пере стройки, если не будем твер до и последовательно вести линию на демократизацию»,— сказал на июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС М. С. Гор бачев. А. ВИЛОВ. Г | ОД МОРОСЯЩИМ ДОЖ ДИКОМ солнечно звенела медь * * оркестра — вернулся с промысла БМРТ «Домодедово» объединения «Мурманрыбпром». Производственные показатели выглядят оптимистично: плановое задание по мороженой пи щевой рыбопродукции выполнено на 115 процентов, по разде ланной, улучшенного ассортимента — на 134, рыбной муке — 116, рыбному жиру — 110, по реализации пищевой продукции— на 118 процентов. Эти цифры впечатляют. А вот ка к оценивает итоги рейса капитан-директор Павел Николаевич МОХОВ. Слово — капитану лось, что ни ВРПО, ни мы не достигли намеченной цели. А в конце рейса пошла крупная рыба — в подъеме до 70 процентов больше 27 сантиметров. Вот и выходит, что, если бы нас не «погоня ли», мы и экспортное задание могли выполнить, и намного Под звон оркестра — Результаты неплохие, но лично я не совсем доволен, можно было и лучше срабо тать, тонн 250— 300 мы, я счи таю, недоловили. Что поме шало? Причин несколько. Промысловая обстановка бы ла намного сложнее, чем в прошлом году, почти отсутст вовали массовые скопления рыбы, «вспышки» короткие , от трех до пяти суток, да и бы- ло-то их всего четыре. Немало сил и времени рас ходовали впустую. Начало рейса: постоянно скручивают ся крылья трала, кабели. Пос ле подъема трал распутываем полтора часа, потом готовим к постановке, дубля (запасно го трала) нет, результат — в среднем всего четыре трале ния в сутки. Так и мучились, пока на промысле не появил ся флагманский тралмейстер А. М. Дударев, разобрался, что к чему. Оказывается, причина — чрезмерно поднятый рол слиповой канавки, до этого рейса работали на донных по родах, и когда-то старший ма стер лова поднял рол, а мы об этом забыли. Могли, конечно, и сами до гадаться об истоках непола док , да только на судне все мастера лова — новички, стар ший мастер сменил прежнего , ушедшего в отпуск, в день от хода. Что касается двух дру гих... Судите сами: одного на правили, так он раньше рабо тал на СТР типа «Союз» — нет опыта на таких судах, ка к наше, а второй— молодой спе- . циалист, у него с опытом... Пришлось перевести его в ма тросы первого класса, а мас тером лова назначить опытно го старшего матроса. Сколько мы из-за этого потеряли вре мени и рыбы...- А виноват от дел кадров. Не раз говори лось, что капитан должен сам подбирать команду, а не по лучать из отдела кадров в по следний день неизвестно кого. 22 мая отходим, а я из вновь направленных никого не знаю. О какой сработанности экипа жа можно говорить в таких условиях? Мы неплохо поработали на выпуске разделанной п р од у к ции улучшенного ассортимен та — спинке путассу, могли сделать еще больше, но по приказу руководства пришлось готовить экспортную партию обезглавленной путассу, всего — 100 тонн. И это в то время, когда был большой прилов маломерной рыбы, стандарт ной в подъеме трала было всего процентов 20— 30. И, ко нечно, много времени уходило на сортировку улова, выдава ли обезглавленной всего 5—7 тонн в сутки, мелочь приходи лось перерабатывать на муку . Мы неоднократно говорили на промсоветах о нецелесооб разности этого приказа, но нас никто не слушал — установка ВРПО. В итоге, когда ТР при вез в порт полторы тысячи тонн экспортной обезглавлен ной путассу, заказчик забра ковал всю партию, оказалась нестандартной. Так и получи- больше спинки выпустили, я думаю , тонн сто, не меньше. А ведь обезглавленная дешев ле спинки, так что, кроме все го прочего, команда еще и в пае потеряла не меньше 50 рублей. В этот рейс ходили с сокр«л щенным экипажем . Труднова то, конечно, но работать мож но. Приходилось, правда, еже дневно вызывать на подвахту специалистов из машинной команды, а без этого можно было обойтись, будь у нас до статочно средств малой меха низации, а так — нужно две разделочные машины, а есть всего одна. Да что говорить: шкерочных ножей (образцы аж 1949 года!) и тех дали только 80 штук. Приходилось выдумывать самим: смонтиро вали центрифугу для отделе ния кишок и печени — дело пошло быстрее, на наш взгляд, трал 2492 не очень совершен ный, есть у нас ряд предло жений по е го • модернизации. Вообще слишком много чьей-то некомпетентности, ошибок, больших и мелких, мешают нам работать еще луч ше. * * * Да, немало проблем оказа лось у экипажа БМРТ «Домо дедово». А ведь так празд нично и оптимистично гремела медь оркестра... Записал П. БОЛЫЧЕВ. В ОЗМОШНОСТЬ про мышленного исполь зования марикультуры ми дий привлекает пристальное внимание во всем мире в связи с необходимостью ре шения одной из глобальных проблем человечества — продовольственной. В Советском Союзе оазра- ботка марикультуры не име ет еще тех традиций и то го опыта, которые присущи странам с многовековой ис торией добычи морепродук тов. Что касается морей рос сийского Севера, то до по следнего времени вопрос о мидиях вообще не возникал. Тем не менее многолетние исследования морских био логов Зоологического инсти тута АН СССР (г. Ленин град) показали возможность и перспективность культиви рования промыслового мол люска в Белом море. Сейчас научные работы переданы для проектно-конструктор ских разработок с целью претворения их в практику.- Что собой представляет мясо мидий? Это — делика тесный продукт. Пищевая ценность заключается как в питательности, так и в боль шом содержании разнооб разных витаминов, минераль ных веществ. Много среди них таких биологически цен ных соединений, как йод. же лезо, цинк, кальций, сера, фосфор и т. д. Проектирование и конст рукторские разработки по со зданию плантаций для иску- Продовольственная программа — Muduu сственного выращивания ми дий в 1983 году были пору чены ЦПКТВ ВРПО «Сев- рыба». Для конструкторов это было новым и не совсем обычным заданием. Сначала необходимо было создать по плавки для подвешивания трехметросых веревок суб стратов), на которых и дол жен проходить рост мидий до товарных размеров в течение четырех лет. Основной заказчик (ПО «Карелрыбпром») практиче ски ничего подходящего для изготовления поплавков пред ложить не мог. Заказывать обычным путем — пройдет много времени. Будет поте рян, как минимум, год. а к началу июня (время оседа ния личинок мидий на суб страты) поплавки должны стоять в бухте. Энтузиасты, конструкторы и инженеры И. М. Кошер, А. А. Геско, В. А. Несветов и Б. Г. Шитний для подве шивания мидийных субстра тов предложили деревянные ящики, заполненные отхода ми пенопласта. Такого «сы рья» на СРЗ-2 Мурманской судоверфи предостаточно. Конечно, были некоторые сомнения в том, смогут ли поплавки выдержать суровые зимние условия и простоять в воде 4 года. Предваритель ные эксперименты дали по ложительные результаты. И вот тогда, в 1983 году, из деревянных ящиков в Чу- пинской губе Белого моря у мыса Картеш была создана первая на Севере опытно промышленная мндиевая плантация площадью в 1 гектар. Сейчас уже можна сказать, что надежды и ин женерный риск оправдались: поплавки выдержали суро вые испытания. В хозяйстве выращено более 150 тонй мидий. Для их переработки по проекту конструкторов ЦПКТБ в настоящее время дооборудовано СРТм «Бело- горье» экспериментальной линией, разработанной в «Севтехрыбпроме». Надо на деяться, что в недалеком будущем в наших магазинах появится деликатесный про дукт. Работа на первой планта ции не была приостановлена. Она постоянно совершенство валась в соответствии с пос тавленными задачами и тем объемом плантаций, которые должны быть освоены в бух тах Белого моря. Так, в X I I пятилетке будет создано 50 гектаров с последующим рас ширением до 150 га. В на стоящее время уже сущест вует 15 га. 4 сентября1987 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz