Рыбный Мурман. 1987 г. Сентябрь.

• Решения XXVII съезда КПСС-S жизнь! • Гласность для всех Только правду «Почему в Баренцевом мо ­ ре плохо обеспечивают суда овощами, особенно луком , чесноком?» «Плохо поставлена служба информации на берегу. Зачем убрала телефоны с проход­ ных?» «В салоне моряка магазина «Волна» невозможно ничего купить. Когда там будет на­ веден порядок?» «В магазин «Альбатрос» при­ ходят все, кому там быть не положено . Товары расходятся по знакомству, а моряку ни­ чего не достается». «Когда же , наконец, созда­ дут стабильные экипажи. Что делается в связи с этим или намечается?» Если бы потребовалось за­ полнить подобными вопросами- просьбами моряков всю газе­ ту, то это не составило бы большого труда. Их количест­ во с годами не уменьшается, а, ка к снежный ком ( нараста­ ет. В чем ж е дело? Да, в рыбной отрасли Се­ верного бассейна накопилось немало проблем , застойных явлений. Это — факт. Но как они преодолеваются, какими путями и вообще — преодо­ леваются ли? О том рыбаки мало знают. Вот почему и пи­ шут, и звонят, и спрашивают (беспрестанно!) об одном и том же . Годами. И на этой почве возникают слухи, до­ мыслы, мнения, мол, «в М ур ­ манске правды не добьешься, надо обращаться в Москву». Что и делают. А ведь порой тот или иной вопрос и вые­ денного яйца не стоит и все можно решить даже не на уровне ВРПО или флота, а не­ посредственно на судне, в экипаже. ...17 ию ля состоялось собра- н к з э н и п аж а СТР «Верхневи - лю й с к» А р х а н ге л ь с к о го ры б а к - нол хо зсою за . На нем шла речь о н и з к и х за р а б о т ка х м оря ков , о р а сц е н ка х на вы ловленн ую ры б у , о необходимости га р а н ­ ти р о ва ть опла ту труда в сл у ­ чае пролова . Ответами р у к о ­ водства базы ры б а ки о стались недовольны , вы ра зи в недове­ рие, й ча с тно с ти , н а ч а л ь н и к у планово - э ко н о м и ч е с ко го от­ дела Л . В. К уш н ы р ь . А через месяц , 19 а в гу с та , после рей ­ са состоялось очередное со ­ брание , и вновь подним али сь все те ж е вопро сы . Мне довелось пр и с у т с тв о в а ть на нем. Три часа ш ли дебаты . Р е зко , даже зло вы с т у п а л и и к а ­ п и та н В. А . К р а п и в и н , и рядо ­ вые ры б а к и пр о ти в (на и х Взгляд) несправедливостей , ко - торы е т в о р и т р у ко в о д с тв о ба­ зы . Единогласно м о р я к и р еш и ­ ли обра ти ться за р а зъ я с н е ни я ­ ми в ВЦСПС. М но гое и х волновало . Но я хо тел бы о с тано ви ть ся на од­ ном вопросе , ко т о ры й о т р а ж а ­ е т неумение и неж елание о т­ д ел ьны х управленцев бы ть по ­ с то я н но в гущ е масс, нести с н им и р а зъ я с н и те л ь н ую рабо ­ т у . Т а к вот, м оряи спросил : «Неужели наш флот на стольно беден, что не м ож е т за п л а ти ть за п р ож и ва н и е м ор я ка в ДМО?» В зале пронесся гу л одобрения . Но о казалось , что проф ком ба­ зы давно прин ял реш ение об оплате м оря кам за ДМО. «А че ­ го ж е они к нам не п р и х о д я т и не у з н а ю т об этом?» — уд и ­ вился председатель проф ком а базы флота В. М. Нечаев. По • его м нению , гора д олж на ид­ ти к М а гоме ту . Нет, времена набине тно го стиля управления прош ли безвозвратно . Удивляет в ней (как, впро ­ чем, и в других подобных ис­ ториях) пассивная роль адми­ нистрации судов, обществен­ ных организаций, которые ска­ тываются на демагогические позиции . Зачастую моряк от­ лично осведомлен о том, что творится в стране и за рубе­ ж ом , ну а что делается в род­ ном флоте — не имеет ника­ кого представления. «Бумаги продолжают пло­ диться...», — сообщают с БМРТ «Лесков» М урманского трало­ вого флота. Как же так? Неу­ жели и на флоте, и на судне не знают о приказе ВРПО «Севрыба», изданном в пер ­ вые дни (!) текущего года, со­ гласно которому должна быть значительно сокращена судо­ вая документация? Шаг (и действенный) по борьбе с рас­ цветшим в последнее время бумаготворчеством сделан. Так неужели о том (через пол­ года) не знают на «Лескове»? Если, допускаем невероятное, нет, то тогда справедливо по­ ставить вопрос о компетент­ ности и капитана, и помполи- та, и секретаря парторганиза­ ции, и председателя проф ко ­ ма судна. Честность, открытость, став­ шие нормой нашей сегодняш­ ней жизни , не приемлют за­ малчивание трудностей, оши­ бо к . Только правда, как бы горька она ни была, должна иметь место в беседах, на со­ браниях, при встречах с ры ­ баками. Иначе появляется раз­ очарование, а то и неверие в перестройку. Вот что пишет в редакцию матрос объединения «Мурман- рыбпром» Р. А. Салимов: «Во время службы в армии прочи ­ тал объявление в газете, что среднемесячный заработок бу­ дет 500 рублей, после ста су­ ток промысла — один заход, после 150 — два. Но всего этого у нас в объединении нет. Я вот сделал два рейса, пришли с перевыполнением плана, но больше 300 рублей не вышло...» Чего здесь больше — обма­ на или чего-то недосказанно­ го со стороны отдела кадров «Мурманрыбпрома»? Был мо­ ряк не раз у руководства объ­ единения, но, видимо, никто не пояснил ему толком , поче­ му такое произошло, никто не признал своей ошибки. Пото­ му-то, разочаровавшись, Р. А. • Салимов просит редакцию : «Помогите уволиться с фло­ та!». Наймом и увольнением моряков еженедельник не за­ нимается. А вот отделу кад­ ров «Мурманрыбпрома» есть смысл задуматься: верно ли он строит свою работу. Кое-кто считает, что текучесть среди плавсостава — мол, явление закономерное, тем самым оп ­ равдываются собственные ошибки в подборе, расстанов­ ке и воспитании кадров. Хороший пример подал О к ­ тябрьский РК КПСС. На вид­ ном месте на проспекте Ле­ нина здесь имеется стенд, из которого можно узнать о пе­ редовиках и отстающих, уви­ деть портреты передовиков. И самое главное — озна ко ­ миться с решениями райкома, райисполкома. Но придите на любое судно. Знают ли бес­ партийные, чем занимается парторганизация? Ну а где морякам можно узнать о работе созданного год назад обкома профсоюза работников рыбного хозяйст­ ва? Оправдал ли он их надеж­ ды, как, в частности, способ­ ствует решению жилищной проблемы? Ведь в очереди на получение квартиры стоят 17 тысяч семей рыбаков! Пол­ ную, исчерпывающую инфор­ мацию трудно найти на судах. Люди не хотят быть слепы­ ми исполнителями чьей-то во­ ли. «Скажу откровенно : мы не справимся с задачами пере­ стройки, если не будем твер­ до и последовательно вести линию на демократизацию»,— сказал на июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС М. С. Гор­ бачев. А. ВИЛОВ. Г | ОД МОРОСЯЩИМ ДОЖ ДИКОМ солнечно звенела медь * * оркестра — вернулся с промысла БМРТ «Домодедово» объединения «Мурманрыбпром». Производственные показатели выглядят оптимистично: плановое задание по мороженой пи­ щевой рыбопродукции выполнено на 115 процентов, по разде­ ланной, улучшенного ассортимента — на 134, рыбной муке — 116, рыбному жиру — 110, по реализации пищевой продукции— на 118 процентов. Эти цифры впечатляют. А вот ка к оценивает итоги рейса капитан-директор Павел Николаевич МОХОВ. Слово — капитану лось, что ни ВРПО, ни мы не достигли намеченной цели. А в конце рейса пошла крупная рыба — в подъеме до 70 процентов больше 27 сантиметров. Вот и выходит, что, если бы нас не «погоня­ ли», мы и экспортное задание могли выполнить, и намного Под звон оркестра — Результаты неплохие, но лично я не совсем доволен, можно было и лучше срабо­ тать, тонн 250— 300 мы, я счи­ таю, недоловили. Что поме­ шало? Причин несколько. Промысловая обстановка бы­ ла намного сложнее, чем в прошлом году, почти отсутст­ вовали массовые скопления рыбы, «вспышки» короткие , от трех до пяти суток, да и бы- ло-то их всего четыре. Немало сил и времени рас­ ходовали впустую. Начало рейса: постоянно скручивают­ ся крылья трала, кабели. Пос­ ле подъема трал распутываем полтора часа, потом готовим к постановке, дубля (запасно­ го трала) нет, результат — в среднем всего четыре трале­ ния в сутки. Так и мучились, пока на промысле не появил­ ся флагманский тралмейстер А. М. Дударев, разобрался, что к чему. Оказывается, причина — чрезмерно поднятый рол слиповой канавки, до этого рейса работали на донных по ­ родах, и когда-то старший ма­ стер лова поднял рол, а мы об этом забыли. Могли, конечно, и сами до ­ гадаться об истоках непола­ док , да только на судне все мастера лова — новички, стар­ ший мастер сменил прежнего , ушедшего в отпуск, в день от­ хода. Что касается двух дру ­ гих... Судите сами: одного на­ правили, так он раньше рабо­ тал на СТР типа «Союз» — нет опыта на таких судах, ка к наше, а второй— молодой спе- . циалист, у него с опытом... Пришлось перевести его в ма­ тросы первого класса, а мас­ тером лова назначить опытно­ го старшего матроса. Сколько мы из-за этого потеряли вре­ мени и рыбы...- А виноват от­ дел кадров. Не раз говори­ лось, что капитан должен сам подбирать команду, а не по­ лучать из отдела кадров в по­ следний день неизвестно кого. 22 мая отходим, а я из вновь направленных никого не знаю. О какой сработанности экипа­ жа можно говорить в таких условиях? Мы неплохо поработали на выпуске разделанной п р од у к ­ ции улучшенного ассортимен­ та — спинке путассу, могли сделать еще больше, но по приказу руководства пришлось готовить экспортную партию обезглавленной путассу, всего — 100 тонн. И это в то время, когда был большой прилов маломерной рыбы, стандарт­ ной в подъеме трала было всего процентов 20— 30. И, ко ­ нечно, много времени уходило на сортировку улова, выдава­ ли обезглавленной всего 5—7 тонн в сутки, мелочь приходи­ лось перерабатывать на муку . Мы неоднократно говорили на промсоветах о нецелесооб­ разности этого приказа, но нас никто не слушал — установка ВРПО. В итоге, когда ТР при ­ вез в порт полторы тысячи тонн экспортной обезглавлен­ ной путассу, заказчик забра­ ковал всю партию, оказалась нестандартной. Так и получи- больше спинки выпустили, я думаю , тонн сто, не меньше. А ведь обезглавленная дешев­ ле спинки, так что, кроме все­ го прочего, команда еще и в пае потеряла не меньше 50 рублей. В этот рейс ходили с сокр«л щенным экипажем . Труднова­ то, конечно, но работать мож ­ но. Приходилось, правда, еже ­ дневно вызывать на подвахту специалистов из машинной команды, а без этого можно было обойтись, будь у нас до ­ статочно средств малой меха­ низации, а так — нужно две разделочные машины, а есть всего одна. Да что говорить: шкерочных ножей (образцы аж 1949 года!) и тех дали только 80 штук. Приходилось выдумывать самим: смонтиро­ вали центрифугу для отделе­ ния кишок и печени — дело пошло быстрее, на наш взгляд, трал 2492 не очень совершен­ ный, есть у нас ряд предло­ жений по е го • модернизации. Вообще слишком много чьей-то некомпетентности, ошибок, больших и мелких, мешают нам работать еще луч­ ше. * * * Да, немало проблем оказа­ лось у экипажа БМРТ «Домо­ дедово». А ведь так празд­ нично и оптимистично гремела медь оркестра... Записал П. БОЛЫЧЕВ. В ОЗМОШНОСТЬ про­ мышленного исполь­ зования марикультуры ми­ дий привлекает пристальное внимание во всем мире в связи с необходимостью ре­ шения одной из глобальных проблем человечества — продовольственной. В Советском Союзе оазра- ботка марикультуры не име­ ет еще тех традиций и то­ го опыта, которые присущи странам с многовековой ис­ торией добычи морепродук­ тов. Что касается морей рос­ сийского Севера, то до по­ следнего времени вопрос о мидиях вообще не возникал. Тем не менее многолетние исследования морских био­ логов Зоологического инсти­ тута АН СССР (г. Ленин­ град) показали возможность и перспективность культиви­ рования промыслового мол­ люска в Белом море. Сейчас научные работы переданы для проектно-конструктор­ ских разработок с целью претворения их в практику.- Что собой представляет мясо мидий? Это — делика­ тесный продукт. Пищевая ценность заключается как в питательности, так и в боль­ шом содержании разнооб­ разных витаминов, минераль­ ных веществ. Много среди них таких биологически цен­ ных соединений, как йод. же­ лезо, цинк, кальций, сера, фосфор и т. д. Проектирование и конст­ рукторские разработки по со­ зданию плантаций для иску- Продовольственная программа — Muduu сственного выращивания ми­ дий в 1983 году были пору­ чены ЦПКТВ ВРПО «Сев- рыба». Для конструкторов это было новым и не совсем обычным заданием. Сначала необходимо было создать по­ плавки для подвешивания трехметросых веревок суб­ стратов), на которых и дол­ жен проходить рост мидий до товарных размеров в течение четырех лет. Основной заказчик (ПО «Карелрыбпром») практиче­ ски ничего подходящего для изготовления поплавков пред­ ложить не мог. Заказывать обычным путем — пройдет много времени. Будет поте­ рян, как минимум, год. а к началу июня (время оседа­ ния личинок мидий на суб­ страты) поплавки должны стоять в бухте. Энтузиасты, конструкторы и инженеры И. М. Кошер, А. А. Геско, В. А. Несветов и Б. Г. Шитний для подве­ шивания мидийных субстра­ тов предложили деревянные ящики, заполненные отхода­ ми пенопласта. Такого «сы­ рья» на СРЗ-2 Мурманской судоверфи предостаточно. Конечно, были некоторые сомнения в том, смогут ли поплавки выдержать суровые зимние условия и простоять в воде 4 года. Предваритель­ ные эксперименты дали по­ ложительные результаты. И вот тогда, в 1983 году, из деревянных ящиков в Чу- пинской губе Белого моря у мыса Картеш была создана первая на Севере опытно­ промышленная мндиевая плантация площадью в 1 гектар. Сейчас уже можна сказать, что надежды и ин­ женерный риск оправдались: поплавки выдержали суро­ вые испытания. В хозяйстве выращено более 150 тонй мидий. Для их переработки по проекту конструкторов ЦПКТБ в настоящее время дооборудовано СРТм «Бело- горье» экспериментальной линией, разработанной в «Севтехрыбпроме». Надо на­ деяться, что в недалеком будущем в наших магазинах появится деликатесный про­ дукт. Работа на первой планта­ ции не была приостановлена. Она постоянно совершенство­ валась в соответствии с пос­ тавленными задачами и тем объемом плантаций, которые должны быть освоены в бух­ тах Белого моря. Так, в X I I пятилетке будет создано 50 гектаров с последующим рас­ ширением до 150 га. В на­ стоящее время уже сущест­ вует 15 га. 4 сентября1987 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz