Рыбный Мурман. 1987 г. Сентябрь.

п В гостях у муз « Литературное » без литературы? Точка зрения Мурманчане уже, конечно знают, что в городе летом открылся очередной коопе ­ ратив — при комбинате обще­ ственного питания № 25 Ле­ нинского района. Работает он в помещении бывшего кафе «Театральное» в одном из са­ мых оживленных районов го­ рода. А еще раньше, почти год на­ зад, в том ж е «Театральном» при поддерж ке горисполкома начало действовать «Литера­ турное» кафе. Каждую суббо ­ ту на встречу с литераторами- э^мляками и писателями-гостя- я К края приходили сюда го ­ рожане . Приходили, зная, что здесь можно не только по­ слушать, но и высказаться са­ мому, поспорить, подумать. Идея создания «Литератур­ ного» кафе, этого своеобраз­ но го очага культуры в нашем городе , высказывалась давно. Вспоминается, в частности, вы­ ступление в «Полярной прав­ де» одно го из старейшин на­ шей журналистики Е. Б. Брой- до . А уж о необходимости та­ ких встреч, об их обоюдной пользе и для писателей, и для читателей — стоит ли го ­ ворить? На литературные субботы в «Театральном» сходились раз­ ные люди: рабочие и ученые, студенты и продавцы, строи­ тели и нефтяники. И что, на мой взгляд, самое ценное, сю ­ да запросто могли прийти — и приходили! — рыбаки и моряки , оказавшиеся в это время на берегу. Ведь за дли- Т££ьные рейсы они успевают почувствовать «культурный го ­ лод»: книги из библиотеки все перечитаны, фильмы пе­ ресмотрены не по одному разу. А на этих встречах они не просто получали новую информацию . Они обогаща­ лись духовно, подчас находи­ ли ответы на волнующие воп­ росы. ...Все это было. Теперь ж е для «Театрального» кафе го ­ товится новая вывеска. И хо­ тя кооператив называет свое заведение «Литературным», никакого отношения к литера­ туре он не имеет. Только эк­ сплуатирует — по праву ли? — завоевавшее авторитет имя. Никакая литература в сте­ нах «Литературного» звучать больше не будет. Потому что интересы кооператива реши­ тельно не совпадают с задача­ ми, которые ставила перед собой, затевая новое дело, областная ^писательская орга­ низация. С одной стороны — стремление к максимальному обороту, высоким ценам, наи­ большей прибыли, вполне ес­ тественное для предприятия, работающего на коммерче ­ ских началах. С другой сторо­ ны — долгие беседы за чаш­ кой кофе с минимумом гаст­ рономической аранжировки. , Противоречие неразрешимое. Ведь, надеюсь, ясно, что нель­ зя читать стихи, когда «слу­ шатели» анализируют досто­ инства шашлыка или шницеля. Словом, писательская органи­ зация приняла решение отка­ заться от услуг заведения, ис­ поведующего один лишь рубль. Никто не спорит: городу очень нужны всевозможные предприятия общепита, где м ож но было бы вкусно, без опаски за здоровье поесть. Крайне их у нас мало. Но пра­ вильный ли это путь — орга­ низовывать кооперативы не в дополнение к тому, что есть, а — вместо? Кооперативные цены далеко не каждом у по карману. В чем же тут выгода для мурманчан? А пока очень жаль, что го ­ рожане лишились одного из немногих у нас очагов культу­ ры. И обидно за город , кото ­ рый так ле гко променял пищу высокой духовности на пищу по высоким ценам. Т. МЕДВЕДОВСКАЯ. II Всесоюзный фестиваль народного творчества Б ОЛЬШ ОЙ концерт, по­ священный Дню рыба­ ка, в одном из крупнейших залов Москвы открывал в этом году ансамбль танца «Морская душа». Единст­ венному самодеятельному участнику трехчасового кон­ церта мастеров искусств, ему был доверен и финал. Приветствовали зрителей артисты блестящей компози­ цией «Карпаты», прощались оригинальной, не менее яр­ кой рыбацкой пляской. И вряд ли кто-то в зале (кроме представителей Мур­ манска) знал, что коллек­ тиву менее двух лет, что большинство его участников не имели прежде никакой подготовки и танцевать на­ чали именно в нем, что, на­ конец, и имя-то свое он по­ лучил буквально перед этой Танцует «Морская душа» поездкой в Москву. А пре­ жде назывался просто без затей — ансамбль народно­ го танца Дома культуры мо­ ряков и Мурманского выс­ шего инженерного морского училища им. Ленинского ком­ сомола. И тем не менее уже второй раз выезжал коллек­ тив в Москву, причем впер­ вые выступал в дни работы XXV II съезда КПСС. А га­ строльная неделя летом это­ го года, проходившая в рам­ ках II Всесоюзного фестива­ ля народного творчества, была заполнена концертами на самых разных сценах — ВДНХ СССР , парка культу­ ры им. Дзержинского, акто­ вого зала Московского ' ры­ бокомбината, отмечавшего свое пятидесятилетие. Пре­ красно принимали молодых танцоров зрители, а корот­ кая родословная ансамбля пополнилась вторым Дипло­ мом ВДНХ СССР . Не надо спрашивать — как удалось столь быстро добиться успеха. Нужно по­ смотреть, как репетируют эти тридцать юношей, на вре­ мя танцев снимающих свою курсантскую форму, и трид­ цать девушек, работающих или учащихся в Мурманске. И тогда станет ясно, на­ сколько тяжело дается эта видимая на сцене легкость. Руководитель ансамбля Игорь Яковлевич Арончик требователен порой до бес­ пощадности — так кажется. Но ни один человек не услы­ шал от него: тебе лучше уй­ ти, у тебя не получится. Просто надо настроить себя на упорный труд — мини­ мум четыре раза в неделю. Конечно, после исполнения своих основных обязанно­ стей в учебной аудитории или на рабочем месте. И те, кто танцует в ан­ самбле со дня его основа­ ния, и те, кто пришел в про­ шлом учебном году, — они к такому труду готовы. Это курсанты Сергей Макаренко, Андрей Боронников, Олег Шевченко, Валерий Бециву, Инесса Пескова, врач Ирина Ельцова, работница судовер­ фи Надежда Чуракова, Сту­ дентка пединститута Галина Карачева. В эти дни в училище за­ канчивается оборудование помещений нового молодеж­ ного культурного центра. Уже почти готов принять ребят и танцевальный класс. Новое репетиционное поме­ щение — значит, больше воз­ можностей для работы, значит, новые планы. Ведь фестиваль продолжается, а ансамбль только еще полу­ чил свое имя... А чтобы убе­ диться в том, как подходит оно коллективу, надо однаж­ ды прийти на концерт, ког­ да танцует «Морская душа». Н. ЧЕСНОКОВА. НА СНИМКЕ: выступают артисты самодеятельного ан­ самбля «Морская душа». Полемические заметки I / А ЗАЛОСЬ БЫ , филь- ** му была уготована радужная прокатная судь­ ба. Помнится, в конце авгу­ ста, еще «Взломщик» не вышел в прокат, а кто-то из поклонников суперсовре­ менных ритмов уже поспе­ шил зафиксировать свои чувства и на рекламном щите рядом с кинотеатром «Мурманск» под портретом центрального персонажа выцарапал: «Кинчев». Знай, мол, наших. Не столько в смысле «вот вам!», сколько, пожалуй, с прямым просве­ тительским намерением рас­ толковать почтенной (по возрасту и вкусам) публике, что изображенный актер — не кто иной, как один из кумиров молодежной ауди­ тории, лидер ленинград­ ской рок-группы «Алиса» Константин Кинчев. И есте­ ственно было ожидать по­ вышенного внимания моло­ дых к этой ленге. Однако в разговоре с директором кинотеатра «Мурманск» Е. А. Седовой выяснилось, что фильм по­ сещается неважно. Особого ажиотажа не наблюдается. Почему бы? «Да говорят, — пояснила Елена Арту­ ровна, — все это мы виде­ ли и знаем... Мол, ничего нового!». То, что видели — в это БЕСПЛАТНО НЕ ПОЛУЧИТСЯ поверить нетрудно. Кстати, не только, что называется, «в жизни». «Взломщику» перебежал дорогу не один лишь документалист Ю. Подниекс, задавшийся вопросом «Легко ли быть молодым?» и впервые не «обнародовавший», а при­ стально, заинтересованно всмотревшийся в размале­ ванные лица «рокеров» и представителей прочих не­ формальных групп, которые «кое-где у нас порой», по­ слушав любимую музыку, ломают электрички... Пом­ ните? Примерно так же с остервенением будет колош­ матить по стеклам трамвая (догнивающего, правда, на свалке) Костя Лаушкин, герой «Взломщика», когда почувствует себя в запад­ не. Но что так-таки и ниче­ гошеньки (для нынешнего хотя бы поколения) нового — в этом позвольте усом­ ниться... Итак, «Взломщик». По- луразвалившаяся семья Ла- ушкиных. Отец — номи­ нально, для анкеты лишь «отец» — спившийся, дряб­ лый человек, существую­ щий нынешней минутой. И два брата, живущие^ от­ дельно от родителей в ка­ кой-то захламленной камор­ ке: Костя (тот самый Кин­ чев) да Семен, парнишка лет тринадцати. Отношения между ними достаточно доверительные. Но есть и черта, которую старший не в силах переступить. Большая часть экранно­ го времени, конечно, отда­ на «рокеру» Косте. Те, кто придут на фильм в надеж­ де увидеть своего кумира «за делом», с гитарой и микрофоном, обижены не будут. Музыки, главным образом, роковой, звучит из динамиков предостаточ­ но. Трудно сказать, играет ли музыкант Кинчев «сам себя» или собственное от­ ношение к тому «демони­ ческому» облику, который сложился в умах юных по­ читателей, — во всяком случае, экранный Костя далеко неоднозначен. Он видит в радужных снах умершую мать, он любит девушку, порой нежен с братишкой, но жизнь, в ко­ торую «рокер» оказался вытолкнут некогда, а те­ перь творит сам, эта жизнь заставляет его поглубже прятать все чувства, что так легко поранить об ост­ рые углы. Углов же этих обнаруживается кругом предостаточно. Да ведь для кого-то он, для девушки, например, и сам — сплош­ ной острый угол. Таковы отношения внутри этого громкого, беспокойного (особенно для соседей и милиции)/ непонятного ми­ ра: каждый сам за себя, каждый со своей правдой. Несмотря на то, что мир этот почти не оставляет человека наедине с собой, впечатление общности етд обитателей обманчиво. Лишь на концерте, «заве­ денные» пряными звуками и энергичным ритмом, мо^ гут они, повторяя за своим кумиром, честно прокричать: «Мы — вместе! Мы — вместе!». Только песня ведь кончится и из зала когда-нибудь да придется выйти. Не стоит подробно гово­ рить о сюжете, хотя бы потому, что фильм только начинает идти в других кинотеатрах. Да, Костя по­ падает в пренеприятнеишую ситуацию, достойного выхо­ да из которой для него, кажется, нет. «Но я же рокер а не вор!» — пробу­ ет он еще отпихиваться от предложения, однако пред­ чувствуя неизбежное. И оно бы, верно, случилось, если бы не младший браг, не Семен. Право, вот странный мальчишка! С первых же кадров, и особенно в сце­ нах с отцом и его сожи­ тельницей, поражает Семен житейской умудренностью и добротой. В этой семье, Где двое взрослых ведут столь разную, но равно безалаберную, бездумную жизнь, пожалуй, именно тринадцатилетний маль­ чишка оказывается стар­ шим. Во всяком случае — чувствующим кровную от­ ветственность за то, что происходит с близкими. К счастью, показано в фильме это неназойливо, как бы между делом. Пережми авторы или исполнитель роли Олег Елыкомов чут*>- чуть, тут же запахло бы святочной умильностью. Однако этого не случилось, и странноватый на первый взгляд (только уж давайте посчитаем, прикинем весь его недетский опыт, в та- ( Окончание на 12-й стр.) РЫБНЫЙМУРМАН 9 18 сентября1987 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz