Рыбный Мурман. 1987 г. Сентябрь.
п В гостях у муз « Литературное » без литературы? Точка зрения Мурманчане уже, конечно знают, что в городе летом открылся очередной коопе ратив — при комбинате обще ственного питания № 25 Ле нинского района. Работает он в помещении бывшего кафе «Театральное» в одном из са мых оживленных районов го рода. А еще раньше, почти год на зад, в том ж е «Театральном» при поддерж ке горисполкома начало действовать «Литера турное» кафе. Каждую суббо ту на встречу с литераторами- э^мляками и писателями-гостя- я К края приходили сюда го рожане . Приходили, зная, что здесь можно не только по слушать, но и высказаться са мому, поспорить, подумать. Идея создания «Литератур ного» кафе, этого своеобраз но го очага культуры в нашем городе , высказывалась давно. Вспоминается, в частности, вы ступление в «Полярной прав де» одно го из старейшин на шей журналистики Е. Б. Брой- до . А уж о необходимости та ких встреч, об их обоюдной пользе и для писателей, и для читателей — стоит ли го ворить? На литературные субботы в «Театральном» сходились раз ные люди: рабочие и ученые, студенты и продавцы, строи тели и нефтяники. И что, на мой взгляд, самое ценное, сю да запросто могли прийти — и приходили! — рыбаки и моряки , оказавшиеся в это время на берегу. Ведь за дли- Т££ьные рейсы они успевают почувствовать «культурный го лод»: книги из библиотеки все перечитаны, фильмы пе ресмотрены не по одному разу. А на этих встречах они не просто получали новую информацию . Они обогаща лись духовно, подчас находи ли ответы на волнующие воп росы. ...Все это было. Теперь ж е для «Театрального» кафе го товится новая вывеска. И хо тя кооператив называет свое заведение «Литературным», никакого отношения к литера туре он не имеет. Только эк сплуатирует — по праву ли? — завоевавшее авторитет имя. Никакая литература в сте нах «Литературного» звучать больше не будет. Потому что интересы кооператива реши тельно не совпадают с задача ми, которые ставила перед собой, затевая новое дело, областная ^писательская орга низация. С одной стороны — стремление к максимальному обороту, высоким ценам, наи большей прибыли, вполне ес тественное для предприятия, работающего на коммерче ских началах. С другой сторо ны — долгие беседы за чаш кой кофе с минимумом гаст рономической аранжировки. , Противоречие неразрешимое. Ведь, надеюсь, ясно, что нель зя читать стихи, когда «слу шатели» анализируют досто инства шашлыка или шницеля. Словом, писательская органи зация приняла решение отка заться от услуг заведения, ис поведующего один лишь рубль. Никто не спорит: городу очень нужны всевозможные предприятия общепита, где м ож но было бы вкусно, без опаски за здоровье поесть. Крайне их у нас мало. Но пра вильный ли это путь — орга низовывать кооперативы не в дополнение к тому, что есть, а — вместо? Кооперативные цены далеко не каждом у по карману. В чем же тут выгода для мурманчан? А пока очень жаль, что го рожане лишились одного из немногих у нас очагов культу ры. И обидно за город , кото рый так ле гко променял пищу высокой духовности на пищу по высоким ценам. Т. МЕДВЕДОВСКАЯ. II Всесоюзный фестиваль народного творчества Б ОЛЬШ ОЙ концерт, по священный Дню рыба ка, в одном из крупнейших залов Москвы открывал в этом году ансамбль танца «Морская душа». Единст венному самодеятельному участнику трехчасового кон церта мастеров искусств, ему был доверен и финал. Приветствовали зрителей артисты блестящей компози цией «Карпаты», прощались оригинальной, не менее яр кой рыбацкой пляской. И вряд ли кто-то в зале (кроме представителей Мур манска) знал, что коллек тиву менее двух лет, что большинство его участников не имели прежде никакой подготовки и танцевать на чали именно в нем, что, на конец, и имя-то свое он по лучил буквально перед этой Танцует «Морская душа» поездкой в Москву. А пре жде назывался просто без затей — ансамбль народно го танца Дома культуры мо ряков и Мурманского выс шего инженерного морского училища им. Ленинского ком сомола. И тем не менее уже второй раз выезжал коллек тив в Москву, причем впер вые выступал в дни работы XXV II съезда КПСС. А га строльная неделя летом это го года, проходившая в рам ках II Всесоюзного фестива ля народного творчества, была заполнена концертами на самых разных сценах — ВДНХ СССР , парка культу ры им. Дзержинского, акто вого зала Московского ' ры бокомбината, отмечавшего свое пятидесятилетие. Пре красно принимали молодых танцоров зрители, а корот кая родословная ансамбля пополнилась вторым Дипло мом ВДНХ СССР . Не надо спрашивать — как удалось столь быстро добиться успеха. Нужно по смотреть, как репетируют эти тридцать юношей, на вре мя танцев снимающих свою курсантскую форму, и трид цать девушек, работающих или учащихся в Мурманске. И тогда станет ясно, на сколько тяжело дается эта видимая на сцене легкость. Руководитель ансамбля Игорь Яковлевич Арончик требователен порой до бес пощадности — так кажется. Но ни один человек не услы шал от него: тебе лучше уй ти, у тебя не получится. Просто надо настроить себя на упорный труд — мини мум четыре раза в неделю. Конечно, после исполнения своих основных обязанно стей в учебной аудитории или на рабочем месте. И те, кто танцует в ан самбле со дня его основа ния, и те, кто пришел в про шлом учебном году, — они к такому труду готовы. Это курсанты Сергей Макаренко, Андрей Боронников, Олег Шевченко, Валерий Бециву, Инесса Пескова, врач Ирина Ельцова, работница судовер фи Надежда Чуракова, Сту дентка пединститута Галина Карачева. В эти дни в училище за канчивается оборудование помещений нового молодеж ного культурного центра. Уже почти готов принять ребят и танцевальный класс. Новое репетиционное поме щение — значит, больше воз можностей для работы, значит, новые планы. Ведь фестиваль продолжается, а ансамбль только еще полу чил свое имя... А чтобы убе диться в том, как подходит оно коллективу, надо однаж ды прийти на концерт, ког да танцует «Морская душа». Н. ЧЕСНОКОВА. НА СНИМКЕ: выступают артисты самодеятельного ан самбля «Морская душа». Полемические заметки I / А ЗАЛОСЬ БЫ , филь- ** му была уготована радужная прокатная судь ба. Помнится, в конце авгу ста, еще «Взломщик» не вышел в прокат, а кто-то из поклонников суперсовре менных ритмов уже поспе шил зафиксировать свои чувства и на рекламном щите рядом с кинотеатром «Мурманск» под портретом центрального персонажа выцарапал: «Кинчев». Знай, мол, наших. Не столько в смысле «вот вам!», сколько, пожалуй, с прямым просве тительским намерением рас толковать почтенной (по возрасту и вкусам) публике, что изображенный актер — не кто иной, как один из кумиров молодежной ауди тории, лидер ленинград ской рок-группы «Алиса» Константин Кинчев. И есте ственно было ожидать по вышенного внимания моло дых к этой ленге. Однако в разговоре с директором кинотеатра «Мурманск» Е. А. Седовой выяснилось, что фильм по сещается неважно. Особого ажиотажа не наблюдается. Почему бы? «Да говорят, — пояснила Елена Арту ровна, — все это мы виде ли и знаем... Мол, ничего нового!». То, что видели — в это БЕСПЛАТНО НЕ ПОЛУЧИТСЯ поверить нетрудно. Кстати, не только, что называется, «в жизни». «Взломщику» перебежал дорогу не один лишь документалист Ю. Подниекс, задавшийся вопросом «Легко ли быть молодым?» и впервые не «обнародовавший», а при стально, заинтересованно всмотревшийся в размале ванные лица «рокеров» и представителей прочих не формальных групп, которые «кое-где у нас порой», по слушав любимую музыку, ломают электрички... Пом ните? Примерно так же с остервенением будет колош матить по стеклам трамвая (догнивающего, правда, на свалке) Костя Лаушкин, герой «Взломщика», когда почувствует себя в запад не. Но что так-таки и ниче гошеньки (для нынешнего хотя бы поколения) нового — в этом позвольте усом ниться... Итак, «Взломщик». По- луразвалившаяся семья Ла- ушкиных. Отец — номи нально, для анкеты лишь «отец» — спившийся, дряб лый человек, существую щий нынешней минутой. И два брата, живущие^ от дельно от родителей в ка кой-то захламленной камор ке: Костя (тот самый Кин чев) да Семен, парнишка лет тринадцати. Отношения между ними достаточно доверительные. Но есть и черта, которую старший не в силах переступить. Большая часть экранно го времени, конечно, отда на «рокеру» Косте. Те, кто придут на фильм в надеж де увидеть своего кумира «за делом», с гитарой и микрофоном, обижены не будут. Музыки, главным образом, роковой, звучит из динамиков предостаточ но. Трудно сказать, играет ли музыкант Кинчев «сам себя» или собственное от ношение к тому «демони ческому» облику, который сложился в умах юных по читателей, — во всяком случае, экранный Костя далеко неоднозначен. Он видит в радужных снах умершую мать, он любит девушку, порой нежен с братишкой, но жизнь, в ко торую «рокер» оказался вытолкнут некогда, а те перь творит сам, эта жизнь заставляет его поглубже прятать все чувства, что так легко поранить об ост рые углы. Углов же этих обнаруживается кругом предостаточно. Да ведь для кого-то он, для девушки, например, и сам — сплош ной острый угол. Таковы отношения внутри этого громкого, беспокойного (особенно для соседей и милиции)/ непонятного ми ра: каждый сам за себя, каждый со своей правдой. Несмотря на то, что мир этот почти не оставляет человека наедине с собой, впечатление общности етд обитателей обманчиво. Лишь на концерте, «заве денные» пряными звуками и энергичным ритмом, мо^ гут они, повторяя за своим кумиром, честно прокричать: «Мы — вместе! Мы — вместе!». Только песня ведь кончится и из зала когда-нибудь да придется выйти. Не стоит подробно гово рить о сюжете, хотя бы потому, что фильм только начинает идти в других кинотеатрах. Да, Костя по падает в пренеприятнеишую ситуацию, достойного выхо да из которой для него, кажется, нет. «Но я же рокер а не вор!» — пробу ет он еще отпихиваться от предложения, однако пред чувствуя неизбежное. И оно бы, верно, случилось, если бы не младший браг, не Семен. Право, вот странный мальчишка! С первых же кадров, и особенно в сце нах с отцом и его сожи тельницей, поражает Семен житейской умудренностью и добротой. В этой семье, Где двое взрослых ведут столь разную, но равно безалаберную, бездумную жизнь, пожалуй, именно тринадцатилетний маль чишка оказывается стар шим. Во всяком случае — чувствующим кровную от ветственность за то, что происходит с близкими. К счастью, показано в фильме это неназойливо, как бы между делом. Пережми авторы или исполнитель роли Олег Елыкомов чут*>- чуть, тут же запахло бы святочной умильностью. Однако этого не случилось, и странноватый на первый взгляд (только уж давайте посчитаем, прикинем весь его недетский опыт, в та- ( Окончание на 12-й стр.) РЫБНЫЙМУРМАН 9 18 сентября1987 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz