Рыбный Мурман. 1987 г. Сентябрь.
Они уходили из Кольского залива Ш, щ т ж ■r'V:'.■' Русское судно в заливе Бельсунн (Шпицберген). 77 т о д COIEFIATI ТАЕЮ а Колумбы Росские, презрев угрюмый рок, Меж льдами новый путь отворят на восток... М. Ломоносов. К О РАБЛИ покидали рейд Колы скрытно, как и появились здесь. Лишь не многие из кольских жите лей, переправлявшихся на своих карбасах с противопо ложной стороны залива, мог ли прочесть на их бортах не привычные названия: «Чи чагов», «Панов», «Бабаев». Полянам было невдомек, что стоявшие на капитанских мо стиках, кутавшиеся на све жем ветру в плащи офицеры, были Василий Чичагов, Ни колай Панов, Василий Ба баев. Выйдя из устья зали ва. корабли тотчас взяли курс на север... ПО ЗАМЫ СЛУ ЛОМОНОСОВА Замысел этого необычно го арктического плавания принадлежал Ломоносову. Уже будучи крупным уче ным и видным деятелем Санкт-Петербургской акаде мии, он изучил возможности плавания северо - восточ ным проходом (так называли тогда Северный морской путь). Освоив результаты плаваний гидрографов Вели кой Северной экспедиции и опыт ледовых походов сво их земляков - поморов, уче ный пришел к выводу, что из Архангельска можно пройти морем вдоль всего берега Сибири, до самой Камчатки. Этому пути он отдал пред почтение перед северо - за падным проходом через про ливы Канадского архипелага, к которому стремились в то время англичане и датчане. Ломоносов осветил эту проблему в фундаментальной работе «Краткое описание разных путешествий по се- вепным морям и показание возможного проходу Сибир ским океаном в Восточную Индию, историческим лейт мотивом которой было ут верждение того, что «Россий ское могущество понрастать будет Сибирью и Северным океаном». Вопреки представлениям многих европейских геогра фов того времени, полагав ших, что в центральной ча сти арктического бассейна должна находиться суша, Ломоносов был уверен, что Северная полярная область занята водами океана. Труд Ломоносова через президента Академии был передан в Адмиралтейств- коллегию, а затем представ лен ко двору. После его рас смотрения, в 1764 г., после довал указ: «для пользы мо реплавания и купечества на восток за благо избрали мы учинить поиск морского про ходу Северным океаном в Камчатку...» «Не упуская времени положить сему пред приятию начало нынешним летом... под именем возоб новления китовых и других, звериных и рыбных промыс лов на Шпицбергене». До начала плавания в Петербург, в «морскую Рос сийских флотов комиссию» была вызвана группа слу живших на Балтике моряков, бывавших ранее на Шпиц бергене и Новой Земле, а также поморские шкиперы Амос Корнилов. Федор Р о гачев, Павел^Мясников и Василий Серков. Они были опрошены в присутствии Ло моносова и рассказали об опыте плаваний в северных водах. Однако предложенный Ло моносовым маршрут плава ния будущей экспедиции Ад- миралтейств-коллегией был изменен. Вместо следования к Новой Земле и далее, вдоль берегов Сибири на во сток, как планировалось вна чале. возглавившему экспе дицию капитану «бригадного ранга» В. Я. Чичагову было приказано двигаться между Шпицбергеном и Гренланди ей, а оттуда — через цент ральную часть Арктическо го бассейна к Берингову проливу. По чредписанию Екатерины II предлагалось «все сие предприятие содер жать тайно». Подготовка к экспедиции была проведена с большой тщательностью. На ее осуще ствление было выделено 20 тысяч рублей. Корабли для высокоширотного плавания на верфях Северной Двины строились специально. Они имели особые крепления и ледовую обшивку. Много численным по тем временам был и личный состав — сто семьдесят восемь человек. 6 их числе, по личному «реэст- ру> Ломоносова в нее было включено около тридцати архангельских поморов, имев ших опыт плаваний и про мысла в арктических водах. Владимир Яковлевич Чичагов (1726 — 1809 гг.). Помимо обычного прови анта, «сверх регламентарной дачи», на суда были достав лены водка, мед, хрен, гор чица, лук, чеснок, морошка, уксус, теплая одежда. Экипажи были снабжены самыми совершенными по тому времени навигацион ными и астрономическими приборами. Один из них, октант, предназначенный для определения высоты светил, Ломоносов лично изготовил в своей домашней мастер ской. Для руководителей эк спедиции ученым была со ставлена «Примерная ин струкция морским командую щим офицерам, отправляю щимся к поисканию пути на восток Северным Сибирским океаном». Эта инструкция предписывала «Везде при мечать разных промыслов рыбных и звериных и мест, где б ставить можно магази ны и зимовья для пользы будущего мореплавания... Чинить физические опыты.., которые не токмо для истол кования натуры ученому све ту надобны, и нам через ис кание их славны будут; но и в са.мом сем мореплавании служить впредь могут...» Л о моносов советовал наблюдать в пути «состояние воздуха по метеорологическим инст рументам, время помрачения луны и солнца, глубину и течение моря, склонение и наклонение компаса, вид бе регов и островов», «с знат ных мест брать морскую во ду в бутылки и оную сохра нять до Санкт-Петербурга с надписью, где взята...» З а писывать. какие где приме чены будут птицы, звери, рыбы, раковины и что мож но собрать, то увезти с со бой...», паче же всего опи сывать. где найдутся, жите лей вид, нравы, поступки, платья, жилище и пищу». ДВЕ ОТЧАЯННЫЕ ПОПЫТКИ На Шпицбергене, в заливе Бельсунн, предстояло орга низовать промежуточную ба зу экспедиции. Для ее уст ройства летом 1764 года ту да направились шесть су дов под командой лейтенан та М. Немтинова. В бухте Ресерж было собрано пять изб, амбар, баня. В этом по селке 16 участников разве дочного похода во главе с сублейтенантом М. Рынди- ным остались на зимовку. ...Спустя несколько дней после выхода из Колы ко рабли Чичагова достигли ост рова Медвежьего, более из вестного у поморских шки перов под именем Медведь и, после короткой стоянки, двинулись дальше. 27 июля флотилия подошла к Шпиц бергену, к вспомогательной базе в Бельсунне, где взяла дополнительные запасы про довольствия. Сделанные 3 августа астрономические оп ределения показали положе ние судов на широте 80 гра дусов 26 минут. Далее на се вер, сколько хватал глаз, ле жали непроходимые льды. Догадка о незамерзающем море не находила подтверж дения. «З а неизмеримым ко личеством льда. во все вре мя ‘ нашего плавания как гренландского берега, так и сквозь льды проходу не ус мотрено», — записывал Чи чагов. Повернув назад, корабли уже не заходили на Шпицбер ген, двинулись прямо к Гор лу Белого моря. Не смогло пробиться в Бельсунн и суд но «Лапоминка», направляв шееся из Архангельска. Та ким образом, отряд Рындина остался на вынужденную зи мовку. Неудача экспедиции и ее возвращение в Архангельск вызвали глубокое неудоволь ствие в Адмиралтейств-кол- л£гии, обвинившей руководи телей в том, что «морепла ватели ране вздумали о воз вратном пути и что чрезмер ный страх понудил их возвратиться». Решение в отношении Чичагова было категоричным: «покушение повторить». При этом снова была подтверждена строгая тайна предприятия и сдела но специальное распоряже ние, «чтоб до сен экспеди ции принадлежащие письма хранеиы были в крайнем се крете», ибо плавание, кроме исследовательских целей, преследовало цели экономи ческие и политические. В конце ноября 1765 го да суда Чичагова прибыли в Колу на зимовку, а 30 мая 1766 года снова вышли в океан. Однако новое плава ние оказалось не многим ус пешнее предыдущего. Ледо вые условия были неимовер но тяжелыми. 29 июля 1766 года корабли достигли 80 градусов 30 минут северной широты и, «за непреодоле- нием к намеренному пути отходов препятствием», по вернули на юг — к Шпиц бергену. чтобы взять на борт вспомогательную группу. Оставленные здесь зимовщи ки «притерпевали во обуви, и в платье, и в съестных припасах великую нужду». Восемь из них умерло. Дру гие остались в живых лишь потому, что жившие в трид цати километрах от лагеря Рындина поморские промыш ленники во главе с повенец- ким кормщиком Василием Бурковым оказали им серь езную помощь. ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩИХ ПОКОЛЕНИИ... Когда, уже в семидесятых годах нашего столетия. ■ со ветский гляциолог Л. В. Троицкий обнаружил остат ки лагеря Рындина. при рас копках удалось найти остат ки многих жилых и хозяйст венных построек. Заключение В. Я. Чичаго ва о возможности плавания северо-восточным проходом было пессимистическим. «На последок, — писал он, — хотя за непреодолимыми препятствиями не могли до стигнуть до желаемого по намерению места, однако по довольному осмотру, кажет ся, открылась невозможность, в чем не остается сумнения». И все же, несмотря на ви димую неудачу экспедиции, ее значение для познания Северного Ледовитого океа на было огромно. Во время своих плаваний русские мо ряки на практике подтверди ли открытый Ломоносовым закон «большого дрейфа» — движение льдов Северного Ледовитого океана с восто ка на запад. Были проведе ны метеорологические наблю дения, позволившие опреде лить закономерности измене ния погоды в северных ши ротах. Спутники Чичагова измеряли глубину, изучали морские грунты. Был соб ран материал об особенно стях хозяйства и быта корен ных обитателей наших се верных побережий. Моряки осуществили первую в исто рии отечественного морепла вания, основанную на науч ном предвидении М. В. Л о моносова, попытку проник нуть в центральную область Ледовитого океана. По оценке, данной извест ным советским океанологом профессором Н. Н. Зубовым, «С морской точки зрения обе экспедиции Чичагова бы ли проведены безукоризнен но. Три парусных корабля среди льдов, в штормах и ту манах все время держались вместе, не теряя один друго го из виду.» Крупнейший историк освоения Арктики профессор М. И. Белов под черкивал также, что «Заслу ги участников первой русской высокоширотной экспедиции тем более значительны, что они способствовали проник новению человека в высокие широты Арктики и облегчи ли изучение этих районов для последующих поколений исследователей». Б. КОШЕЧКИН, кандидат географических наук. % 4 18сентября1987 года 8 рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz