Рыбный Мурман. 1987 г. Сентябрь.

Как провожают пароходы... _ М АТРОСУ Храмцову заступить на руль.- Отшвартовываются: корма — матросы палубной коман­ ды, бак — матросы рыбо- фабрики. Механику подать питание на шпили и бра­ шпиль. — Убрать парадный трап. Подать буксирные концы на буксир. — Отдать все швартовные концы... Начать движение. Четко и быстро БАТ ото­ шел от причала, но этому предшествовал долгий и из­ матывающий «бег с преодо­ лением бумажных барьеров». Отход БАТ «Капитан Мак­ лаков» был назначен на 20 часов 24 августа. На борт я пришел пораньше, к восьми утра — поднятию флага. Х о ­ тел задать заранее приготов­ ленные вопросы капитану-ди- ректору, но не удалось — Юрий Михайлович Цуркан спешил на график в управле­ ние тралфлота. Старший по­ мощник капитана Владимир Владимирович Шкурин тоже- был занят — готовился к приемке судна пожарной ин­ спекцией. Каюта старпома. Бумаги, бумаги... Ими в первую оче­ редь занялся пришедший в половине десятого С. С. Лу- кичев, морской инспектор Северной бассейновой по­ жарной инспекции. В 10.45 Сергей Степанович начал ос­ мотр судна, его сопровожда­ ли: старший помощник капи­ тана, старший и второй ме­ ханики, боцман, вахтенный и старший электромеханики — всего шесть человек. Всего? Нет! Целых шесть человек, и весьма загруженных разны­ ми предотходными делами, больше трех часов сновали вверх-вниз вслед за морским инспектором, проверяя со­ стояние пожарной безопаснос­ ти судна. Побывали па мос­ тике и в румпельном, на ба­ ке и на корме, в машинном отделении и на рыбофабри- ке. заглянули во все закоул­ ки. Проверяли пожарные гидранты, дистанционное уп­ равление клинкетными две­ рями и закрытие противопо­ жарных дверей, осматривали каюты. Сергей Степанович честно и дотошно выполнял свою работу. Но ведь всего за три дня до этого судно принимали сотрудники Реги­ стра СССР и тоже уделили немало времени и внимания противопожарной безопаснос­ ти. Зачем же такое дублиро­ вание? В салоне команды была устроена проверка КИПов (кислородных изолирующих приборов) и «кипистов». Ко мне .подошел Виктор Нико­ лаевич Бассамыгин, механик- наставник тралфлота. — Обратите внимание: у «киписта» дрожат руки, суе­ тится и явно делает что-то не то. Не подумайте плохо­ го, немолодой уже человек, он так нашпигован страхом перед проверяющим, что пу­ тается, как мальчишка. Зна­ ете, я в тралфлоте с 1955 года, многое изменилось, а система предъявления судна осталась той же, что и трид­ цать лет назад: последние сутки перед отходом комис­ сии и инспекции просто тер- гюризируют моряков, прак­ тически неделю ведущие спе­ циалисты траулера находят­ ся на пароходе, как в за ­ ключении. ОТСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЕ Странные вещи случаются в последнее время. Приходит на судно молодой специа­ лист, и выясняется, что он вовсе не собирается посвя­ щать морю жизнь. «Отхожу три года, ну, максимум, пять лет, и уйду на берег». — та­ кое м;ожно услышать все ча­ НЕЛЕГКО 0 W H ШИПОВЫ ще. Уходят с флотов и опыт­ ные, много -поработавшие и многого добившиеся специа­ листы. Видел и такое: капи­ тан предлагает третьему штурману пройти аттестацию на второго, а в ответ: «Нет. Спасибо, меня моя долж­ ность устраивает». Парень не хочет «расти», подниматься по служебной лестнице. В чем же причина? Как мне ка­ жется, ответ на этот вопрос пришел в разговоре с моря­ ками. В. Н. Бассамыгин: — Уже сейчас я вижу беду, которую не остановить. В прошлом году на БАТы тралфлота пришли восемь механиков— выпускников мореходных училищ. Я уверен: через рейс-два половина из них ра ­ ботать не будет. Хороший специалист даже во время стоянки днюет и ночует на судне, а уж в рейсе и речи быть не может о каком-то отдыхе, молодые не все мо­ гут и хотят работать с таким напряжением. Н. В. Чудов, старший ме­ ханик: — Падает авторитет командира. Новые моторис­ ты, которые меня не знают, увидев, как я стремглав бро­ сался выполнять любое ука­ зание пожарника, не будут меня уважать и слушаться. У молодых, как известно, большая потребность в само­ уважении, захочет ли ны­ нешний четвертый механик стать старшим, зная, на ка­ кие унижения приходится мне идти только для того, чтобы выбить какой-то под­ шипник? Ю . М. Цуркан: — Свар­ щику с завода нужно прива­ рить какую-нибудь ерунду, он меньше чем с капитаном судна и разговаривать об этом не желает. Если чуть огрызнулся на инспектора, он тебе отход не подпишет, хоть на него министр давить будет. Пошел старпом в уп­ равление, а ему: «Чего при­ шел? Давай капитана». При­ хожу и перестаю ощущать себя личностью, меня там хлещут, как мальчишку, уз­ нают об этом в экипаже, и авторитет — тю-тю... «Рыб­ ный Мурман» поднимал воп­ рос о престиже капитана, а что изменилось? * * * Шел третий час пополуд­ ни, когда морской инспектор Лукичев закончил осмотр судна. В каюте старпома со­ стоялся такой диалог: — Ну как, подпишете от­ ход? — Нет. У вас в третьем трюме вместе лежат джуто­ вые мешки и гофротара. Это запрещено правилами, может случиться самовозгорание. — Да у нас в трюме тем­ пература — *минус 30. Ка­ кое самовозгорание? — Не положено. Не под­ пишу. Перегружайте. — Но ведь там 40 тысяч этих мешков: Это часов пять работы. . — Перегружайте. Я при­ ду еще раз в семнадцать ноль:ноль, — отрезал Луки­ чев. закрывая за собой двёрь. — Тяжело наш пароход уходит, тяжело... — вздох­ нул старпом. — Мокрый, как мочалка, руки трясутся..-. Так. расслабились, успокои­ лись. Добро. Перегружать так перегружать. Объявление по судну. . и свободные от вахт пошли на работу в трюм. А в соседней каюте капи­ Хроника отхода с отступлениями и рассуждениями шш тан и первый помощник ло­ мали головы, отгадывая за­ гадку, подаренную отделом кадров: сколько человек пой­ дет в рейс, если и в шест­ надцать, и в семнадцать ча­ сов приходят на борт вновь направленные моряки? И как заказывать портовскую комиссию, если надо будет играть «тревогу». , а на суд­ не — нехватка экипажа? — Ладно, тянуть больше нельзя. — решил капитан. — Вызывайте портовскую. Валентин Степанович Ус­ тинов, капитан портнадзора, прибыл на БАТ «Капитан Маклаков» в четверть седь­ мого, а в 18.27 пришел по­ следний из вновь направлен­ ных отделом кадров член экипажа. — Наконец-то, я просто счастлив. — успокоился Юрий Михайлович Цуркан. — Ну что же, документа­ ция в порядке. — сказал че­ рез некоторое время В. С. Устинов. — Будем играть «тревогу». «Общесудовая учебная тревога, — разнеслось по трансляции. — Пожар на рыбофабрике, помещение за­ дымлено и затемнено, «кн- пистам» приступить к раз­ ведке очага пожара и его тушению. Пробоина по пра­ вому борту. 35-й шпангоут, завести пластырь. В машин­ но-котельном отделении про­ боина в районе 95-го шпан­ гоута. один метр ниже ва­ терлинии, размер — двад­ цать на тридцать». И хотя аварийные партии действовали быстро и сла­ женно. через 15 минут по­ следовало новое объявление: «Устранить аварию не уда­ лось, всему экипажу поки­ нуть борт судна на спаса­ тельных катеоах». Со . спокойной совестью подписывал разрешение на отход В. С. Устинов: «Счи­ таю, что и экипаж, и судно вполне подготовлены к рей­ су». - . Лоцмана ждали к двадца­ ти двум часам, у старпома выдалась первая передышка за день. «Давай поговорим». — предложил он. ОТСТУПЛЕНИЕ ВТОРОЕ — Не повезло тебе, — размышляет В. В. Шкурин, — в неудачный день при­ шел. Как узнать, кто есть кто. если все или бегают как угорелые, или в бумаги за­ рылись по макушку, а у нас ведь на пароходе очень ин­ тересные люди есть, о таких- только писать .и писать. Боц­ ман Анатолий Тимофеевич Боярский — орденоносец, золотой человек. А если хо­ роший боцман, то у старпо­ ма работы наполовину мень­ ше. Старший механик у нас — хоть сейчас назначай его главным инженером флота, справится. Как на нашем БАТе экономят ГСМ: стар- мёх из микрокалькулятора сделал счетчик, установил на мостике, теперь штурман ви­ дит, сколько он за вахту топ­ лива сжег, сколько вылови­ ли рыбы на тонну израсхо­ дованного горючего, .все на­ глядно, штурман теперь с умом на кнопки жмет.- В про­ шлом рейсе проводили ан­ кетирование — гласность так гласность. Каждому предложили написать его мнение, кому благодарность объявить, кого на Доску по­ чета. кто самый авторитет­ ный, кто достоин правитель­ ственной награды. Так вот. только в одном случае ре­ зультаты анкетирования не совпали со списками, пред­ ставленными начальниками служб. Сделали выборку из анкет и вывесили в салоне команды, пусть все знают мнение экипажа о себе. — А кто на судне ока­ зался самым авторитетным? — Хм, стармех, технолог и я, но мы со стармехом от­ дали свои места морякам — нескромно как-то... Тем временем прибыл лоц­ ман. подошли буксиры «Ру с­ лан» и «Быстрый». В 23.00 «Капитан Маклаков» начал движение на Северный рейд. Постепенно стемнело, в руб­ ке светились экраны и лам­ почки многочисленной аппа­ ратуры. Капитан устроил не­ большой экзамен третьему помощнику, задавал вопро­ сы исключительно вежливо, обращался на «вы». «Игорь Александрович», но я бы не хотел оказаться на месте эк­ заменуемого. В рубке идет «космиче­ ский» отсчет: «Капитан Ма­ клаков», до места отдачи якоря осталось 3..-. 2... 1 ка­ бельтов... Отдать якорь!» Вот и все. На чашку ко­ фе в каюте капитана собра­ лись помполит и старший ме­ ханик, старпома нет — он сдает судно врачу-эпидемио- логу из санитарно - каран­ тинного отдела. Но вот и Владимир Владимирович: — Сам не верю — я уже все подписал! Просто «рай­ ский» отход. Курорт.- — А мне ваша работа ку­ рортом не показалась. Сколь­ ко комиссий побывало на судне? __ регистр, санитарная ин­ спекция: промышленный, су­ довой,- дезактнвационный, санитарно - карантинный от­ делы; пожарники: из управ­ ления, бассейновые, портов- ская. М-да, немало.- » И тут сидящих в каюте «прорвало»: — После ремонта в инпор- ту оформление отхода зани­ мает от силы час. Но наш «берег» уже и туда послал своих представителей... — А подбор экипажа? После последнего рейса на судовом партийном собрании вынесли решение: в следую­ щий идти тем же экипажем. Сейчас у нас только 20 мо­ ряков «стареньких», каждо­ го в отделе кадров букваль­ но выцарапывали, нам их не хотели давать. Кругом гово­ рят: «Боритесь с текучестью кадров... вы имеете право...» Да право имеем, а права на его осуществление — нет. — Где комплексное обслу­ живание? Ремонтные пред­ приятия делают то, что им выгодно, а оставшуюся «гряз­ ную» работу перекладывают на экипаж. - — На какие только ухищ­ рения не идем, чтобы вы­ бить снабжение. Доходит до абсурда: было нужно уста­ новить на судне 4 унитаза, вопрос решался начальником флота! — Сократили экипаж на 15 человек. А какие карди­ нальные изменения в техни­ ке? — Заявки на снабжение по службам выполнены на 15— 40 процентов, а проси­ ли только самое необходимое. — Не дали сколько тре­ бовалось . свежей капусты и лука, выходит, весь рейс бу­ дем есть макароны. , — Береговые службы должны повернуться лицом к производственникам, чтобы мы перестали быть у них «вечными попрошайками». * * ★ Катер резво бежал к да­ лекому причалу, огни стоя­ щего на якоре «Капитана Маклакова» уже слились с рейдовым созвездием других судов, а мне все вспомина­ лись эпизоды суматошного предотходного дня. И вдруг всплыло в памяти услышан­ ное когда-то от одного мо­ ряка: «Мы уже не просим у берега помощи, пусть они -хотя бы не мешают нам». П. БОЛЫЧЕВ, наш корр. И сентября1987 годэ 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz