Рыбный Мурман. 1987 г. Сентябрь.
Как провожают пароходы... _ М АТРОСУ Храмцову заступить на руль.- Отшвартовываются: корма — матросы палубной коман ды, бак — матросы рыбо- фабрики. Механику подать питание на шпили и бра шпиль. — Убрать парадный трап. Подать буксирные концы на буксир. — Отдать все швартовные концы... Начать движение. Четко и быстро БАТ ото шел от причала, но этому предшествовал долгий и из матывающий «бег с преодо лением бумажных барьеров». Отход БАТ «Капитан Мак лаков» был назначен на 20 часов 24 августа. На борт я пришел пораньше, к восьми утра — поднятию флага. Х о тел задать заранее приготов ленные вопросы капитану-ди- ректору, но не удалось — Юрий Михайлович Цуркан спешил на график в управле ние тралфлота. Старший по мощник капитана Владимир Владимирович Шкурин тоже- был занят — готовился к приемке судна пожарной ин спекцией. Каюта старпома. Бумаги, бумаги... Ими в первую оче редь занялся пришедший в половине десятого С. С. Лу- кичев, морской инспектор Северной бассейновой по жарной инспекции. В 10.45 Сергей Степанович начал ос мотр судна, его сопровожда ли: старший помощник капи тана, старший и второй ме ханики, боцман, вахтенный и старший электромеханики — всего шесть человек. Всего? Нет! Целых шесть человек, и весьма загруженных разны ми предотходными делами, больше трех часов сновали вверх-вниз вслед за морским инспектором, проверяя со стояние пожарной безопаснос ти судна. Побывали па мос тике и в румпельном, на ба ке и на корме, в машинном отделении и на рыбофабри- ке. заглянули во все закоул ки. Проверяли пожарные гидранты, дистанционное уп равление клинкетными две рями и закрытие противопо жарных дверей, осматривали каюты. Сергей Степанович честно и дотошно выполнял свою работу. Но ведь всего за три дня до этого судно принимали сотрудники Реги стра СССР и тоже уделили немало времени и внимания противопожарной безопаснос ти. Зачем же такое дублиро вание? В салоне команды была устроена проверка КИПов (кислородных изолирующих приборов) и «кипистов». Ко мне .подошел Виктор Нико лаевич Бассамыгин, механик- наставник тралфлота. — Обратите внимание: у «киписта» дрожат руки, суе тится и явно делает что-то не то. Не подумайте плохо го, немолодой уже человек, он так нашпигован страхом перед проверяющим, что пу тается, как мальчишка. Зна ете, я в тралфлоте с 1955 года, многое изменилось, а система предъявления судна осталась той же, что и трид цать лет назад: последние сутки перед отходом комис сии и инспекции просто тер- гюризируют моряков, прак тически неделю ведущие спе циалисты траулера находят ся на пароходе, как в за ключении. ОТСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЕ Странные вещи случаются в последнее время. Приходит на судно молодой специа лист, и выясняется, что он вовсе не собирается посвя щать морю жизнь. «Отхожу три года, ну, максимум, пять лет, и уйду на берег». — та кое м;ожно услышать все ча НЕЛЕГКО 0 W H ШИПОВЫ ще. Уходят с флотов и опыт ные, много -поработавшие и многого добившиеся специа листы. Видел и такое: капи тан предлагает третьему штурману пройти аттестацию на второго, а в ответ: «Нет. Спасибо, меня моя долж ность устраивает». Парень не хочет «расти», подниматься по служебной лестнице. В чем же причина? Как мне ка жется, ответ на этот вопрос пришел в разговоре с моря ками. В. Н. Бассамыгин: — Уже сейчас я вижу беду, которую не остановить. В прошлом году на БАТы тралфлота пришли восемь механиков— выпускников мореходных училищ. Я уверен: через рейс-два половина из них ра ботать не будет. Хороший специалист даже во время стоянки днюет и ночует на судне, а уж в рейсе и речи быть не может о каком-то отдыхе, молодые не все мо гут и хотят работать с таким напряжением. Н. В. Чудов, старший ме ханик: — Падает авторитет командира. Новые моторис ты, которые меня не знают, увидев, как я стремглав бро сался выполнять любое ука зание пожарника, не будут меня уважать и слушаться. У молодых, как известно, большая потребность в само уважении, захочет ли ны нешний четвертый механик стать старшим, зная, на ка кие унижения приходится мне идти только для того, чтобы выбить какой-то под шипник? Ю . М. Цуркан: — Свар щику с завода нужно прива рить какую-нибудь ерунду, он меньше чем с капитаном судна и разговаривать об этом не желает. Если чуть огрызнулся на инспектора, он тебе отход не подпишет, хоть на него министр давить будет. Пошел старпом в уп равление, а ему: «Чего при шел? Давай капитана». При хожу и перестаю ощущать себя личностью, меня там хлещут, как мальчишку, уз нают об этом в экипаже, и авторитет — тю-тю... «Рыб ный Мурман» поднимал воп рос о престиже капитана, а что изменилось? * * * Шел третий час пополуд ни, когда морской инспектор Лукичев закончил осмотр судна. В каюте старпома со стоялся такой диалог: — Ну как, подпишете от ход? — Нет. У вас в третьем трюме вместе лежат джуто вые мешки и гофротара. Это запрещено правилами, может случиться самовозгорание. — Да у нас в трюме тем пература — *минус 30. Ка кое самовозгорание? — Не положено. Не под пишу. Перегружайте. — Но ведь там 40 тысяч этих мешков: Это часов пять работы. . — Перегружайте. Я при ду еще раз в семнадцать ноль:ноль, — отрезал Луки чев. закрывая за собой двёрь. — Тяжело наш пароход уходит, тяжело... — вздох нул старпом. — Мокрый, как мочалка, руки трясутся..-. Так. расслабились, успокои лись. Добро. Перегружать так перегружать. Объявление по судну. . и свободные от вахт пошли на работу в трюм. А в соседней каюте капи Хроника отхода с отступлениями и рассуждениями шш тан и первый помощник ло мали головы, отгадывая за гадку, подаренную отделом кадров: сколько человек пой дет в рейс, если и в шест надцать, и в семнадцать ча сов приходят на борт вновь направленные моряки? И как заказывать портовскую комиссию, если надо будет играть «тревогу». , а на суд не — нехватка экипажа? — Ладно, тянуть больше нельзя. — решил капитан. — Вызывайте портовскую. Валентин Степанович Ус тинов, капитан портнадзора, прибыл на БАТ «Капитан Маклаков» в четверть седь мого, а в 18.27 пришел по следний из вновь направлен ных отделом кадров член экипажа. — Наконец-то, я просто счастлив. — успокоился Юрий Михайлович Цуркан. — Ну что же, документа ция в порядке. — сказал че рез некоторое время В. С. Устинов. — Будем играть «тревогу». «Общесудовая учебная тревога, — разнеслось по трансляции. — Пожар на рыбофабрике, помещение за дымлено и затемнено, «кн- пистам» приступить к раз ведке очага пожара и его тушению. Пробоина по пра вому борту. 35-й шпангоут, завести пластырь. В машин но-котельном отделении про боина в районе 95-го шпан гоута. один метр ниже ва терлинии, размер — двад цать на тридцать». И хотя аварийные партии действовали быстро и сла женно. через 15 минут по следовало новое объявление: «Устранить аварию не уда лось, всему экипажу поки нуть борт судна на спаса тельных катеоах». Со . спокойной совестью подписывал разрешение на отход В. С. Устинов: «Счи таю, что и экипаж, и судно вполне подготовлены к рей су». - . Лоцмана ждали к двадца ти двум часам, у старпома выдалась первая передышка за день. «Давай поговорим». — предложил он. ОТСТУПЛЕНИЕ ВТОРОЕ — Не повезло тебе, — размышляет В. В. Шкурин, — в неудачный день при шел. Как узнать, кто есть кто. если все или бегают как угорелые, или в бумаги за рылись по макушку, а у нас ведь на пароходе очень ин тересные люди есть, о таких- только писать .и писать. Боц ман Анатолий Тимофеевич Боярский — орденоносец, золотой человек. А если хо роший боцман, то у старпо ма работы наполовину мень ше. Старший механик у нас — хоть сейчас назначай его главным инженером флота, справится. Как на нашем БАТе экономят ГСМ: стар- мёх из микрокалькулятора сделал счетчик, установил на мостике, теперь штурман ви дит, сколько он за вахту топ лива сжег, сколько вылови ли рыбы на тонну израсхо дованного горючего, .все на глядно, штурман теперь с умом на кнопки жмет.- В про шлом рейсе проводили ан кетирование — гласность так гласность. Каждому предложили написать его мнение, кому благодарность объявить, кого на Доску по чета. кто самый авторитет ный, кто достоин правитель ственной награды. Так вот. только в одном случае ре зультаты анкетирования не совпали со списками, пред ставленными начальниками служб. Сделали выборку из анкет и вывесили в салоне команды, пусть все знают мнение экипажа о себе. — А кто на судне ока зался самым авторитетным? — Хм, стармех, технолог и я, но мы со стармехом от дали свои места морякам — нескромно как-то... Тем временем прибыл лоц ман. подошли буксиры «Ру с лан» и «Быстрый». В 23.00 «Капитан Маклаков» начал движение на Северный рейд. Постепенно стемнело, в руб ке светились экраны и лам почки многочисленной аппа ратуры. Капитан устроил не большой экзамен третьему помощнику, задавал вопро сы исключительно вежливо, обращался на «вы». «Игорь Александрович», но я бы не хотел оказаться на месте эк заменуемого. В рубке идет «космиче ский» отсчет: «Капитан Ма клаков», до места отдачи якоря осталось 3..-. 2... 1 ка бельтов... Отдать якорь!» Вот и все. На чашку ко фе в каюте капитана собра лись помполит и старший ме ханик, старпома нет — он сдает судно врачу-эпидемио- логу из санитарно - каран тинного отдела. Но вот и Владимир Владимирович: — Сам не верю — я уже все подписал! Просто «рай ский» отход. Курорт.- — А мне ваша работа ку рортом не показалась. Сколь ко комиссий побывало на судне? __ регистр, санитарная ин спекция: промышленный, су довой,- дезактнвационный, санитарно - карантинный от делы; пожарники: из управ ления, бассейновые, портов- ская. М-да, немало.- » И тут сидящих в каюте «прорвало»: — После ремонта в инпор- ту оформление отхода зани мает от силы час. Но наш «берег» уже и туда послал своих представителей... — А подбор экипажа? После последнего рейса на судовом партийном собрании вынесли решение: в следую щий идти тем же экипажем. Сейчас у нас только 20 мо ряков «стареньких», каждо го в отделе кадров букваль но выцарапывали, нам их не хотели давать. Кругом гово рят: «Боритесь с текучестью кадров... вы имеете право...» Да право имеем, а права на его осуществление — нет. — Где комплексное обслу живание? Ремонтные пред приятия делают то, что им выгодно, а оставшуюся «гряз ную» работу перекладывают на экипаж. - — На какие только ухищ рения не идем, чтобы вы бить снабжение. Доходит до абсурда: было нужно уста новить на судне 4 унитаза, вопрос решался начальником флота! — Сократили экипаж на 15 человек. А какие карди нальные изменения в техни ке? — Заявки на снабжение по службам выполнены на 15— 40 процентов, а проси ли только самое необходимое. — Не дали сколько тре бовалось . свежей капусты и лука, выходит, весь рейс бу дем есть макароны. , — Береговые службы должны повернуться лицом к производственникам, чтобы мы перестали быть у них «вечными попрошайками». * * ★ Катер резво бежал к да лекому причалу, огни стоя щего на якоре «Капитана Маклакова» уже слились с рейдовым созвездием других судов, а мне все вспомина лись эпизоды суматошного предотходного дня. И вдруг всплыло в памяти услышан ное когда-то от одного мо ряка: «Мы уже не просим у берега помощи, пусть они -хотя бы не мешают нам». П. БОЛЫЧЕВ, наш корр. И сентября1987 годэ 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz