Рыбный Мурман. 1987 г. Сентябрь.

Решения XXV II съезда КПСС-в жизнь! Правофланговые 1Возвращаясь к напечатанному Этот снимок фотокорреспондент В. Корецкий сделал несколь­ ко месяцев назад в море на борту траулера <с Орь» Беломорской базы гослова. На вахте — старший механик Валерий Федотович БОЖКОВ. Сейчас он вновь на промысле в Центрально-Восточной Атлан­ тике на ТСМ «Марта Арендзее» в той же должности. Как утверждают его товарищи по труду, В. Ф. Божков — специалист высокого класса. Недаром он награжден медалью «За трудовое отличие», Почетной грамотой ЦК BJ1KCM. Хорошо забытое старое В порядке обсуждения статьи «Детали из... ларь­ ка», опубликованной в «Рыбном Мурмане» 24 ию­ ля, хочу вернуться к про­ шлому. Сама идея создания от­ крытого склада по снабже­ нию рыбопромысловых судов не нова. Примерно в середи­ не тридцатых годов по ини­ циативе бывшего тогда на­ чальником отдела снабжения тралфлота Н. И. Еремичева был создан, как он тогда на­ зывался, магазин техническо­ го снабжения судов флота. Для его размещения целиком отвели пристройку левого крыла Дома междурейсового отдыха моряков. В те далекие времена тралфлот в основном, состо­ ял из паровых бортовых тра­ улеров, механизмы которых не особенно нуждались в по­ стоянном снабжении запас­ ными частями (за исключе­ нием обязательного наличия на борту аварийного запаса, предусмотренного Правила­ ми Регистра СССР). Работо­ способность их, как правило, восстанавливалась в плано­ вых заводских ремонтах. Механизмы дизельных тра­ улеров (к тому времени их на флоте оставалось всего восемь) в период между за­ водскими плановыми ремон­ тами перебирались судовыми машинными командами. При этом, как правило, замены деталей не требовалось. Зап­ части топливной аппарату­ ры двигателей распределя­ лись и выдавались на суда непосредственно инженером группы дизельных судов ме- ханнко-судовой службы фло­ та. Поскольку они были очень дефицитны — а о г них зависело очень многое для обеспечения бесперебой­ ной, надежной работы двига­ телей, — то механики дета­ ли очень берегли, сами ре­ монтировали и хранили, об­ разно говоря, у себя под подушкой. Поэтому магазин в основ­ ном «торговал» инструмен тбм и различными материа­ лами группы машинного сна­ бжения. В тот период суда рабо­ тали на хозяйственном рас­ чете. И отпуск товаров из магазина производился че­ рез чековую книжку за счет начисленных на " текущий счет судна денег за сданную рыбопродукцию. Для желаю­ щих захватить побольше (и такие тогда тоже встреча­ лись) были установлены пре­ дельные нормы отпуска. К сожалению, эта прогрес­ сивная форма снабжения не получила дальнейшего со­ вершенствования. Идея создания открытого склада неснижаемого запаса запасных частей (только в этом году бз'дет разрабо­ тано положение о нем) очень заманчива и сулит большие выгоды. Но... для того, что­ бы была отдача, необходимо наконец-то решить навязшухО у всех на зубах проблему организации массового изго­ товления запасных частей А ведь в реализации ком­ плексно-целевой программы «Ремонт» самым главным является обеспеченность зап­ частями в достаточных коли­ чествах. Г. БОРОДУЛИН, ветеран рыбной промыш ­ ленности. К НАЧАЛУ 1987 года в стране имелось более 47 тысяч садоводческих това­ риществ, в которых объеди­ нено 6,9 миллиона городских семей рабочих, служащих и других граждан. Около 24 миллионов человек получили возможность приобщиться к -работе на земле, рационально использовать свое свободное время. Есть садоводческое то ­ варищество и в Мурманской области — на Кандалакшском опытно - механическом заво­ де. Организуются объедине­ ния садоводов - любителей ц в М урманске — в рыбном пор ­ ту, на судоверфи, в управле­ нии «Севрыбпромразведка». Наш корреспондент встретил­ ся с организатором садоводче­ -- Продовольственная программа — забота общая Доценты на огородах ско го товарищества MBИМ У Валентином Васильевичем Ш У ­ ТОВЫМ, заведующим лабора­ торией кафедры судовожде ­ ния. — Создание товарищества мы планировали еще в прош ­ лом году, но только сейчас бег по инстанциям начал при­ носить результаты. Нам, на­ конец, выделили участок пло­ щадью в три гектара^. Место очень живописное и удачное: у слияния рек Кола и Кица, недалеко от ж еле знодорож ­ ной станции Лопарская и Ле­ нинградской дороги — доби­ раться будет нетрудно. Прав­ да, участки будут маленькими — по 400 квадратных метров, хотя сначала обещали по 800. Так вот, место нам выделили, но теперь приходится согласо­ вывать его с многочисленны­ ми должностными лицами: главным лесничим Полярного лесхоза, начальником Госпож- надзора Кольского района, начальником «Мурманрыбво- да», главным врачом Кольской СЭС, начальником партии Мурманской изыскательской экспедиции объединения «Рос- земпроект», старшим инжене­ ром - землеустроителем Коль­ ско го райисполкома и еще, и еще... Ну да ладно. Когда-нибудь мы все-таки соберем эти подписи и приступим к строи­ тельству. С этим проблем у нас не будет, кто-то собира­ ется покупать типовые сбор ­ ные домики, другие решили строиться сами. Надо протя­ нуть к поселку электричество, водопровод, сделать подъезд­ ную дорогу , деньги на это вы­ деляет профсоюз. \ На полное обустройство уча­ стка уйдет, я думаю, лет пять, но первый урожай планиру­ ем собрать уже следующей осенью. Что будем выращи­ вать? Практически все: крас­ ную и черную смородину, ре­ пу, редьку, редиску, картош ­ ку, зеленый лук, в теплицах можно заняться огурцами , по­ мидорами, клубникой. Не ве­ рите? Я сам местный, жили с отцом в Полярном, и росли у нас и клубника, и малина, и яблоки. Даже цветы были, названий не помню, но очень красивые. Конечно, чтобы вы­ растить все это, нужно прило­ жить немало сил, но такой труд не в тягость. ПРАВИЛ Она — революционная, и надо, не ожидая приказа сверху, проявлять гибкость и решительность, ломая все старое. Ведь до перехода на хозрас­ чет осталось совсем немного. Но кат: ся;/)жет тот же моряк стать по-насто­ ящему хозяином производства (читай: судна), если он не знает, почему ему платят за нетто, а не за брутто? (Та­ кой вопрос задавали на собрании.) — Я им объяснял почему, — ска­ зал мне на другой день старпом А. С. Усков .— Но есть вопросы, на кото­ рые я не могу ответить, и нам не пытаются их объяснить. Вот норму обработки повысили на 15 процентов. Думаю, для того, чтобы управлению накопить денег на 88-й год, дабы не прогореть. «Вы это утверждаете или предполагаете?» СтарпохМ замял­ ся... А ведь эти слова командира дохо­ дят и до матросов. И создается мне­ ние: «Нас управление зажимает». Но так ли это? Думается, что образова­ тельный ценз Александра Сергееви­ ча позволяет ответить на этот вопрос. Ну, а если нет, никто перед ним не захлопывает двери отделов уп­ равления. Конечно, непосредствен­ ных хлопот у него по судну хватает; Н о кто сказал, что старпом не отве­ чает за моральный климат в коллек-- гг:\ве, за воспитание сознательного отношения к труду? рыбный мурман Правда, на судне проводилась тех­ ническая учеба — по Уставу, без­ опасности мореплавания. Все это хо­ рошо, и морякам надо знать, как ве­ сти себя в бушующем океане. Но и помогать им спастись в лавине новой экономической информации — тоже работа старпома. Да и всех судовых специалистов.- А их на ТР ни много ни мало — порядка 19 человек. На трех-четырех подчиненных один ру­ ководитель. Со средним или техниче­ ским образованием. Знанием элемен­ тов оплаты труда, хозрасчета. Но за­ частую свои ошибш!, свою слабую профподготовку они объясняют про­ махами управления (хотя, ради спра­ ведливости, надо сказать и о недоче­ тах служб флота). Так проще: валить с больной головы на здоровую, а по­ том прикрываться «мнением экипа­ жа». В этой связи не могу не вспом­ нить информацию на собрании А. И. Шведкова о том, что выдаются боль­ шие инвалютные средства на закуп­ ку моющих средств. Удивительная была реакция старшего электромеха­ ника ТР В. М. Лабуза (далеко не но­ вичка на флоте): «Я этого не знал». Хорошо, если бы эту фразу принци­ пиально, по-партийному прокоммен­ тировал на очередном партийном со­ брании первый помощник капитана. «Буза возникла потому, что в = Проблемы управления рейс пошли новички, вот они-то мно­ гое и не понимают, — считает стар­ пом. — Если этим же экипажем сходим еще раз в рейс, вопросы не возникнут». — Да-да, — подхватил мысль пом- полит, — вы, наверное, заметили, что на собрании выступали одни и те же — три-четыре человека. Ви­ димо, чем-то обиженные, впрочем, од­ ному не дали перевод в другую ор ­ ганизацию, вот он и нагнетал обста­ новку. Не так-то все просто... Вспомним предостережения В. И. Ленина по поводу перевода государст­ венных предприятий на хозрасчет: «Это обстоятельство, в связи с на­ стоятельнейшею необходимостью по­ высить производительность труда, до­ биться безубыточности и прибыльно­ сти каждого госпредприятия, в связи с неизбежным ведомственным инте­ ресом и преувеличением ведомствен­ ного усердия, неминуемо порождает известную противоположность инте­ ресов между рабочей массой и ди­ ректорами, управляющими госпред­ приятий или ведомствами, коим они принадлежат». (ПСС, т. 44, с. 343). Преодолеть эти противоречия, а значит, и возможные негативные по-, следствия возможно и необходимо как можно быстрее. Такой инстру­ мент есть. Это развитие демократии, изменение стиля и методов партий­ ной, профсоюзной работы. ...На этот ра з С. И. Коныпнна не пришла. Нелегко переливать из пус­ того в порожнее... А. ВИЛОВ. Радиограммы в номер Сверхплановая продукция Экипаж ППР «Гейзер» высокими тру­ довыми успехами встречает 70-летие Великого Октября. За 44 суток до о кон ­ чания рейса выполнено рейсовое за ­ дание по стоимости товарной прод ук ­ ции. Перекрыт годовой план по выпу­ ску пищевой, стоимости товарной. Трудовая вахта продолжается. В кол ­ лективе сложился отличный психоло­ гический климат. Невзирая на сложную промысловую обстановку, экипаж про ­ должает работать слаженно. А. СУДАРИКОВ, капитан-директор ЛПР «Гей­ зер» тралового флота. * •• * * Рыбаки траулера «Валдай» досрочно выполнили рейсовое задание по выло­ ву, выпуску пищевой продукции, ра з ­ деланной. Обязуемся до конца рейса вырабо­ тать не меньше тысячи центнеров ры ­ бопродукции . Коллектив завершил план трех квар­ талов по вылову и выпуску рыбопро ­ дукции. Отлично работают рыбофабри- ка, возглавляемая технологом В. П. М е - дяником , палубная команда под р у ко ­ водством И. Ф . Яценко, машинная команда, возглавляемая А. В. Павлико­ вым. Н. ЧЕРКАШИН, первый помощ ник капитана БМРТ «Валдай» тралового фло­ та. II сентября1987 года *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz