Рыбный Мурман. 1987 г. Октябрь.
• Имя на борту • В ОБЪЕДИНЕНИИ «Мур. манрыбпром» есть тра улер, который носит имя лет- чика-североморца Героя Со ветского Союза Г С. М. ЛАП- ШЕНКОВА. Семен Васильевич ■ грозные годы Великой Оте чественной войны защищал Мурманск от немецко-фаши стских захватчиков, выполнив свой воинский долг перед Родиной до конца. Сегодня мы рассказываем о боевом пути героя-северо- морца. ВРЕМЯ, ВПЕРЕД! Родился он в 1913 году. Детство, юность — как сжа тая пружина. Рано потеряв отца, Семен пошел в пасту хи, чтобы помочь матери, Марфе Петровне, прокормить семью. В 15 лет он — ученик слесаря на Подольском ме ханическом заводе имени М. И. Калинина. Комсомолец, комсорг цеха, слушатель школы комсомольских пропа гандистов, учащийся технику ма в Москве. С 1932 года — член партии. В 1934 году -т- призыв в Красную Армию, Ейское училище морских летчиков: пружина того стре мительного и прекрасного времени вынесла пастушонка в небо! После окончания училища Семен Лапшенков начал сл уж бу на Балтике, в 47-й эскад рилье скорос тны х бомбарди ровщиков . Через год — ко мандир звена, в 1938 году — номиссар эскадрильи 57-го полка 10-й авиабригады, к о торой командовал Н. Т. Пет- р ухи н . В этой должности Се мен Васильевич и участвовал в войне с Финляндией . ПЕРВЫЙ БОЕВОЙ ОПЫТ Уже на рассвете 30 ноября 1939 года он подняла воздух свой скоростной бомбарди ровщик «СБ-2» и в составе звена подавил береговую ба тарею финнов. В декабре в составе эскадрильи он летал через Финский залив нано сить бомбовые удары по вра гу в районе Котки, Хельсин ки, Ханко и Утти. За успеш ное выполнение боевых зада ний командующий Балтий ским флотом наградил Семе на Васильевича орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». В марте 1940 года военные действия прекратились . Но Лапш енков на заня тиях с лет чи кам и эскадрильи всегда на поминал о бдительности. Тогда наша Родина находилась в полном о кр уж е ни и капи тали с тиче с ки х стран, и мировой империализм стремился у н и ч тож и ть первое социалистиче ское государство. БОЙ В РАЙОНЕ ЛЕНИНГРАДА Когда началась Великая Отечественная война, старший лейтенант Семен Лапшенков учился на Высших курсах усовершенствования началь ствующего состава ВВС ВМФ. В июле 1941 года командо вание направило его коман диром эскадрильи в свой полк. Он летал на старом пикирующем бомбардиров, щике «АР-2» бомбить колон ны немецких танков и мото пехоты в районе Лужского оборонительного рубежа. Ф аш исты вплотную подошли к Ленинграду и блок *ровали его. В сентябре 1941 года старший лейтенант Лапшенков летал подавлять вражесние батареи в районе Тосно. Саб- лино и Пушнина В ноябре бомбил фашистские корабли в Нарвском заливе К новому, 1942 году в эскад рильях бомбардировочных полков осталось совсем мало самолетов устаревшей ко н с т р у кци и , а новые еще не по ступали . Остался без самолета и старший лейтенант Лапшен. ков . Командование направило его в город, где формировал ся 29-й авиаполк пи кир уюш и х бомбардировщиков. Семен Ва сильевич был назначен ком ан диром первой эскадрильи . В марте 1942 года ему присвоили звание капитана. Летчики первой эскадрильи принимали новейшие пики рующие бомбардировщики «ПЕ-2» конструкции В. М. Петлякова. Командир полка майор Борис Павлович Сыро мятников приказал капитану Лапшёнкову провести учеб ные полеты. Два месяца лет чики 29-го авиаполка учи лись летать на новых самоле тах. Семен Васильевич в со вершенстве изучил «ПЕ-2» и был готов вступить на нем в бой с ненавистным врагом. В мае 1942 года 29-й авиа пол к пинир ующ и х бомбарди ровщ иков прибыл на Волхов с кий фронт и вошел в состав первой ударной гр уп пы Став ки Верховного Главнокоман дующего . Аэродром полна рас полагался у деревуш ки Саро- жа под Тихвином . Отсюда пи кир о вщ и ки поддерживали на земные войска, пытавшиеся прорвать блокаду Ленинграда. Сильный бомбовый удар на несла эскадрилья капитана Лапшенкова по станции Кири- ш и г на которой скопилось много немецких эшелонов с боевой техни кой . В июне капитан Лапшенков нанес несколько бомбовых ударов по сторожевым кораб лям врага в Ф инском заливе. На Волховском и Ленинград ском фронтах его эскадрилья совершила 64 боевых вылета. перевел свой самолет в гори зонтальный полет. На норме транспорта вырос черный столб дыма. Он накренился , а потом повалился на борт. 4 ноября 1942 года на аэ родром прибыл команду ющий Северным фло том вице-адмирал А. Г. Го ловко. Он вручил боевые на грады пикировщикам. Капи тан Лапшенков получил ор ден Красного Знамени. В последний день 1942 го да он повел свою эскад рилью на порт Линахамари . Сильный огонь береговых зе ни тны х батарей и корабель ной артиллерии преградил путь нашим самолетам. Но ком эс к передал по радио: — Атака ! Всем выдерживать боевой кур с ! Бомбы пи ки р ующ и х бомбар дировщиков попали в топлив ный склад и в транспорт во доизмещением шесть тысяч тонн . Черный дым закры л Ли нахамари. МАСТЕРСТВО И ОТВАГА Боевое мастерство Семена Васильевича Лапшенкова рос ло от боя к бою. После Но вого года в первую эскад рилью прибыло молодое по полнение. Много времени комэск уделял учебе моло- фы Петровны с сыном было очень тяжелым . Она видела его в последний раз. В апреле Семен Васильевич вернулся в свой полк. 10 мая 1943 года группа пикировщиков совместно с торпедоносцами нанесла удар по вражескому конвою в районе Перс-фиорда. Летчи ков встретил плотный огонь корабельной артиллерии. Но североморцы не свернули с боевого курса. Они потопили один транспорт врага, а вто рой повредили. Из этого боя КОМАНДИР ПИКИРОВЩИКОВ В СОСТАВЕ СЕВЕРНОГО ФЛРТА В конце июля 1942 года 29-й авиаполк пикирующих бомбардировщиков прибыл на Северный флот и вошел в состав Особой морской авиа группы. Приятная встреча — группой командовал генерал- майор Николай Трофимо вич Петрухин. Летчики пол ка получили приказ то пить фашистские транспор ты, снабжавшие 19-й горно стрелковый корпус, который пытался наступать на Мур манск. Кроме того, немцы вывозили из Заполярья нике левую руду через порты Ли нахамари и Киркенес. Этого допускать было нельзя. Капитан Лапшенков изучил сложный район боевых дейст вий и начал летать на боевые задания ведущим гр у п пы . В его группе были молодые лет чи ки Николай Ш илин , Нино- лай Лебедев, Юрий Лабутин и комиссар эснадрильи Андрей Туганов . Летчики полка тщ а тельно вели разведку возмож ны х путей движения немецких конвоев. Уже в августе к а п и тан Лапшенков нанес бомбо вый удар по кораблям врага в порту Киркенес . У причала был поврежден большой тр а н спорт. Потом пи кир овщ и ки бомбили укрепления немцев на хребте Муста-Тунтури . 30 сентября 1942 года мор ские разведчики обнаружили немецкий транспорт, прижи мавшийся к обрывистому бе регу мыса Маккаур. Группа капитана Лапшенкова была поднята по тревоге. Семен Васильевич передал по радио ведомым: — Высота две тысячи мет ров! Заходим на цель со сто роны берега! Удар по транспорту был точным. Бомбы попали в носо вую надстройку, и транспорт начал тонуть. 5 октября 1942 года в райо не острова Варде разведчики обнаружили большой враже- с кий нонвой. Капитан Лапшен ков насти г корабли. Ш турма ну Петру Коломийцу он при- назал наводить самолет на транспорт водоизмещением восемь тысяч тонн . С высоты три ты сячи метров Семен Ва сильевич ввел самолет в нру- тое пикирование . Перегрузка нарастала! На высоте 400 мет ров ком э с к сбросил бомбы и дых летчиков. Успех боя за висел не от мастерства оди ночек, а от выучки и спло ченности всей эскадрильи. Вот хроника ее боевых дел в 1943 году. 8 января капитан Лапшен ков атаковал в порту - Кирке нес транспорты. Зенитный огонь врага был сильным. Комэск пикировал с высоты две тысячи метров на боль шой транспорт. Бомбы попали в машинное отделение. Транс порт затонул. 24 января эскадрилья капи тана Лапшенкова снова — над Киркенесом. От мощных бомбовых ударов наших пи кировщиков • затонул транс порт водоизмещением во семь тысяч тонн. Когда эки пажи самолетов вернулись на свой аэродром, новый ко мандир полка майор Зилов передал капитану Лапшенко- ву телеграмму командующего ВВС Северного Флота гене- рал-майора А. X. Андреева. Семен Васильевич прочи тал ее: «Экипажу, потопив шему вражеский транспорт, — Лапшенкову, Шорохову, Откидачу — и всем экипажам подразделения, участвовав шим в нанесении бомбового удара по транспорту против ника, объявляю благодар ность. Андреев». В этот период 29-й авиа полк пикирующих бомбарди ровщиков вошел в состав 5-й минно-торпедной авиацион ной дивизии, которой коман довал полковник Н. М. Кида- линский. 4 февраля 1943 года на аэ родром снова прибыл коман дующий Северным фло том, чтобы вручить бое вые награды отличившимся летчикам. Капитан Лапшенков получил второй орден Крас ного Знамени. О боевых делах эскадрильи Семена Васильевича Лапшен кова узнал весь флот. О нем писала «Правда», к а к о л у ч шем пи кировщ и ке Красной Армии . Весной 1943 года Семен Ва сильевич получил о т п у с к и приехал в Подольск. Его мать. Марфа Петровна, при встрече расплакалась . Быстро прошли дни о тпус ка . Расставание Мар на аэродром не вернулись отважные североморцы Иван Кобзарь, Николай Шилин и Николай Лебедев. 17 июля разведчики обна ружили вражеский конвой на переходе мыс Маккаур — остров Варде. Капитан Лап шенков поднял в воздух свою эскадрилью и настиг фашистские корабли. Удар был стремительным. На дно Баренцева моря ушел танкер с топливом для горно-стрел- кового корпуса. Так морские летчики оказывали помощь войскам нашей 14-й армии, закрепившейся на рубеже ре ки Большая Западная Лица. ПРИМЕР УЧИТЕЛЯ В полк продолжали прибы вать молодые летчики. Ко мандир полка направлял большинство из них в первую эскадрилью. Комэск часто ле тал с неопытными летчиками на учебных самолетах. Семен Васильевич учил их искусст ву пикирования на цель и по ражения ее. 21 июля 1943 года капитан Лапшенков атаковал враже ский конвой на переходе мыс Берлевог — остров Варде. Несмотря на сильный огонь корабельной артиллерии, комэск приказал штурману Александру Скнареву наво дить самолет на крупный транспорт. Ведомым он при казал по радио: — Атакуйте корабли охра нения! Транспорт беру на се бя! Бомбы поразили цель. Окутанный дымом и паром, транспорт врага исчез в мор ской пучине. Командир пятой минно торпедной авиадивизии пол ковник Н. М. Кидалинский поздравил капитана Лапшен кова с новой победой. Ком позитор Евгений Жарковский и поэт Григорий Трапин напи сали для летчиков 29-го авиаполка «Марш пикиров щиков»: «Взвейся, линировщик, друг ты наш крылатый. Соколом промчись ты в сумрачную даль; За твоим штурвалом смелые ребята, Точные в расчете, кр еп кие , к а к сталь. Веди, пилот, по ку р с у боевому. И ты , стрелок, фашистов не щади. Отважный ш турман , хватною знакомой Все бомбы точно в цель клади! Мы бомбить умеем, знаем, что недаром Нас ведет в а та ку смелый Лапшенков . И с пи ке нруто го яростным ударом Топим и взрываем транспорты врагов...». В начале сентября Семен Васильевич получил звание майора. Полковник Н. М. Кидалинский разрешил ему ночные полеты. Это было признание боевого мастерст ва отважного североморца. 14 и 16 сентября майор Лапшенков совершил ночные налеты на порт Киркенес. Бомбы пи кир овщ и ков унич то ж или береговые сооружения . О ночном налете на Киркенес сообщило Советское Информ бюро. 18 сентября 1943 года майор Лапш енков был назначен к о мандиром 29-го авиаполка пи ки р ую щ и х бомбардировщи ков . Новый командир полка обратил особое внимание на подготовну к боям молодого пополнения. ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ 21 сентября 1943 года майор Лапшенков сел в учеб ный самолет с молодым лет чиком, которого готовил к боевому вылету. Летчик уве ренно поднял машину в воз дух и начал набирать высо ту. Вдруг из-за облаков вы валились два «мессершмитта». Фашистские летчики ударили из пушек и пулеметов по учебному самолету. Семен Васильевич взял управление на себя и повел горящую машину на посадку. Удар о землю был сильным. Подъ ехавшие на машине санита ры успели вытащить из каби ны самолета командира полка и молодого летчика до взры ва топливных баков. Командир полка пикирую щих бомбардировщиков май ор Семен Васильевич Лапшен ков прожил еще шесть часов и умер. Хоронили его на аэ родромном кладбище. Про щаться с бесстрашным коман диром пикировщиков пришли все летчики полка. Штурман первой эскадрильи Александр Скнарев сказал: — Я провожаю тебя в по следний путь, мой дорогой друг! Многим мы тебе * обя заны. Ты воспитывал в нас ненависть к врагу, презрение к смерти, умение бить врага без промаха, наверняка. Я клянусь до последнего дыха ния мстить за тебя, мой лю бимый друг! БЕССМЕРТИЕ 31 мая 1944 года мать севе роморца прочитала Указ Президиума Верховного Со вета СССР о присвоении ее сыну звания Героя Советско го Союза. Грамота Героя Со ветского Союза Семена Ва сильевича Лапшенкова экспо нируется в одном из залов музея Краснознаменного . Се верного флота. В Ейском авиационном у ч и лище есть мемориальная дос ка , на которой высечены, име на вы пускников -героев , по гиб ш и х за свободу нашей Родины в грозные годы Великой Оте чественной войны. Молодые иурсанты останавливаются около этой доски и с боль шим волнением читаю т имена героев, среди ко торы х и имя Семена Лапшенкова . Просторы Мирового океана бороздит большой морозиль ный траулер «Семен Лапшен ков». Бесстрашный пи кир о в щ и к словно находится среди молодых рыбаков, напоминает им о подвиге североморцев. А. КРИВЕНКО, старший научный сотрудник музея Краснознаменного Северного флота. НА СНИМКЕ: Герой Совет ского Союза С. В. Лапшенков. Ф ото из фондов музея КСФ. * 2 октября 1987 года 8 РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz