Рыбный Мурман. 1987 г. Октябрь.

• Имя на борту • В ОБЪЕДИНЕНИИ «Мур. манрыбпром» есть тра­ улер, который носит имя лет- чика-североморца Героя Со­ ветского Союза Г С. М. ЛАП- ШЕНКОВА. Семен Васильевич ■ грозные годы Великой Оте­ чественной войны защищал Мурманск от немецко-фаши­ стских захватчиков, выполнив свой воинский долг перед Родиной до конца. Сегодня мы рассказываем о боевом пути героя-северо- морца. ВРЕМЯ, ВПЕРЕД! Родился он в 1913 году. Детство, юность — как сжа­ тая пружина. Рано потеряв отца, Семен пошел в пасту­ хи, чтобы помочь матери, Марфе Петровне, прокормить семью. В 15 лет он — ученик слесаря на Подольском ме­ ханическом заводе имени М. И. Калинина. Комсомолец, комсорг цеха, слушатель школы комсомольских пропа­ гандистов, учащийся технику­ ма в Москве. С 1932 года — член партии. В 1934 году -т- призыв в Красную Армию, Ейское училище морских летчиков: пружина того стре­ мительного и прекрасного времени вынесла пастушонка в небо! После окончания училища Семен Лапшенков начал сл уж ­ бу на Балтике, в 47-й эскад­ рилье скорос тны х бомбарди­ ровщиков . Через год — ко ­ мандир звена, в 1938 году — номиссар эскадрильи 57-го полка 10-й авиабригады, к о ­ торой командовал Н. Т. Пет- р ухи н . В этой должности Се­ мен Васильевич и участвовал в войне с Финляндией . ПЕРВЫЙ БОЕВОЙ ОПЫТ Уже на рассвете 30 ноября 1939 года он подняла воздух свой скоростной бомбарди­ ровщик «СБ-2» и в составе звена подавил береговую ба­ тарею финнов. В декабре в составе эскадрильи он летал через Финский залив нано­ сить бомбовые удары по вра­ гу в районе Котки, Хельсин­ ки, Ханко и Утти. За успеш­ ное выполнение боевых зада­ ний командующий Балтий­ ским флотом наградил Семе­ на Васильевича орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». В марте 1940 года военные действия прекратились . Но Лапш енков на заня тиях с лет­ чи кам и эскадрильи всегда на ­ поминал о бдительности. Тогда наша Родина находилась в полном о кр уж е ни и капи тали ­ с тиче с ки х стран, и мировой империализм стремился у н и ч ­ тож и ть первое социалистиче­ ское государство. БОЙ В РАЙОНЕ ЛЕНИНГРАДА Когда началась Великая Отечественная война, старший лейтенант Семен Лапшенков учился на Высших курсах усовершенствования началь­ ствующего состава ВВС ВМФ. В июле 1941 года командо­ вание направило его коман­ диром эскадрильи в свой полк. Он летал на старом пикирующем бомбардиров, щике «АР-2» бомбить колон­ ны немецких танков и мото­ пехоты в районе Лужского оборонительного рубежа. Ф аш исты вплотную подошли к Ленинграду и блок *ровали его. В сентябре 1941 года старший лейтенант Лапшенков летал подавлять вражесние батареи в районе Тосно. Саб- лино и Пушнина В ноябре бомбил фашистские корабли в Нарвском заливе К новому, 1942 году в эскад ­ рильях бомбардировочных полков осталось совсем мало самолетов устаревшей ко н с т ­ р у кци и , а новые еще не по ­ ступали . Остался без самолета и старший лейтенант Лапшен. ков . Командование направило его в город, где формировал­ ся 29-й авиаполк пи кир уюш и х бомбардировщиков. Семен Ва­ сильевич был назначен ком ан ­ диром первой эскадрильи . В марте 1942 года ему присвоили звание капитана. Летчики первой эскадрильи принимали новейшие пики­ рующие бомбардировщики «ПЕ-2» конструкции В. М. Петлякова. Командир полка майор Борис Павлович Сыро­ мятников приказал капитану Лапшёнкову провести учеб­ ные полеты. Два месяца лет­ чики 29-го авиаполка учи­ лись летать на новых самоле­ тах. Семен Васильевич в со­ вершенстве изучил «ПЕ-2» и был готов вступить на нем в бой с ненавистным врагом. В мае 1942 года 29-й авиа­ пол к пинир ующ и х бомбарди­ ровщ иков прибыл на Волхов­ с кий фронт и вошел в состав первой ударной гр уп пы Став­ ки Верховного Главнокоман­ дующего . Аэродром полна рас­ полагался у деревуш ки Саро- жа под Тихвином . Отсюда пи ­ кир о вщ и ки поддерживали на ­ земные войска, пытавшиеся прорвать блокаду Ленинграда. Сильный бомбовый удар на­ несла эскадрилья капитана Лапшенкова по станции Кири- ш и г на которой скопилось много немецких эшелонов с боевой техни кой . В июне капитан Лапшенков нанес несколько бомбовых ударов по сторожевым кораб ­ лям врага в Ф инском заливе. На Волховском и Ленинград­ ском фронтах его эскадрилья совершила 64 боевых вылета. перевел свой самолет в гори ­ зонтальный полет. На норме транспорта вырос черный столб дыма. Он накренился , а потом повалился на борт. 4 ноября 1942 года на аэ­ родром прибыл команду­ ющий Северным фло­ том вице-адмирал А. Г. Го­ ловко. Он вручил боевые на­ грады пикировщикам. Капи­ тан Лапшенков получил ор­ ден Красного Знамени. В последний день 1942 го ­ да он повел свою эскад ­ рилью на порт Линахамари . Сильный огонь береговых зе­ ни тны х батарей и корабель­ ной артиллерии преградил путь нашим самолетам. Но ком эс к передал по радио: — Атака ! Всем выдерживать боевой кур с ! Бомбы пи ки р ующ и х бомбар­ дировщиков попали в топлив ­ ный склад и в транспорт во­ доизмещением шесть тысяч тонн . Черный дым закры л Ли­ нахамари. МАСТЕРСТВО И ОТВАГА Боевое мастерство Семена Васильевича Лапшенкова рос­ ло от боя к бою. После Но­ вого года в первую эскад­ рилью прибыло молодое по­ полнение. Много времени комэск уделял учебе моло- фы Петровны с сыном было очень тяжелым . Она видела его в последний раз. В апреле Семен Васильевич вернулся в свой полк. 10 мая 1943 года группа пикировщиков совместно с торпедоносцами нанесла удар по вражескому конвою в районе Перс-фиорда. Летчи­ ков встретил плотный огонь корабельной артиллерии. Но североморцы не свернули с боевого курса. Они потопили один транспорт врага, а вто­ рой повредили. Из этого боя КОМАНДИР ПИКИРОВЩИКОВ В СОСТАВЕ СЕВЕРНОГО ФЛРТА В конце июля 1942 года 29-й авиаполк пикирующих бомбардировщиков прибыл на Северный флот и вошел в состав Особой морской авиа­ группы. Приятная встреча — группой командовал генерал- майор Николай Трофимо­ вич Петрухин. Летчики пол­ ка получили приказ то­ пить фашистские транспор­ ты, снабжавшие 19-й горно­ стрелковый корпус, который пытался наступать на Мур­ манск. Кроме того, немцы вывозили из Заполярья нике­ левую руду через порты Ли­ нахамари и Киркенес. Этого допускать было нельзя. Капитан Лапшенков изучил сложный район боевых дейст­ вий и начал летать на боевые задания ведущим гр у п пы . В его группе были молодые лет­ чи ки Николай Ш илин , Нино- лай Лебедев, Юрий Лабутин и комиссар эснадрильи Андрей Туганов . Летчики полка тщ а ­ тельно вели разведку возмож ­ ны х путей движения немецких конвоев. Уже в августе к а п и ­ тан Лапшенков нанес бомбо­ вый удар по кораблям врага в порту Киркенес . У причала был поврежден большой тр а н ­ спорт. Потом пи кир овщ и ки бомбили укрепления немцев на хребте Муста-Тунтури . 30 сентября 1942 года мор­ ские разведчики обнаружили немецкий транспорт, прижи­ мавшийся к обрывистому бе­ регу мыса Маккаур. Группа капитана Лапшенкова была поднята по тревоге. Семен Васильевич передал по радио ведомым: — Высота две тысячи мет­ ров! Заходим на цель со сто­ роны берега! Удар по транспорту был точным. Бомбы попали в носо­ вую надстройку, и транспорт начал тонуть. 5 октября 1942 года в райо­ не острова Варде разведчики обнаружили большой враже- с кий нонвой. Капитан Лапшен­ ков насти г корабли. Ш турма ­ ну Петру Коломийцу он при- назал наводить самолет на транспорт водоизмещением восемь тысяч тонн . С высоты три ты сячи метров Семен Ва­ сильевич ввел самолет в нру- тое пикирование . Перегрузка нарастала! На высоте 400 мет­ ров ком э с к сбросил бомбы и дых летчиков. Успех боя за­ висел не от мастерства оди­ ночек, а от выучки и спло­ ченности всей эскадрильи. Вот хроника ее боевых дел в 1943 году. 8 января капитан Лапшен­ ков атаковал в порту - Кирке­ нес транспорты. Зенитный огонь врага был сильным. Комэск пикировал с высоты две тысячи метров на боль­ шой транспорт. Бомбы попали в машинное отделение. Транс­ порт затонул. 24 января эскадрилья капи­ тана Лапшенкова снова — над Киркенесом. От мощных бомбовых ударов наших пи­ кировщиков • затонул транс­ порт водоизмещением во­ семь тысяч тонн. Когда эки­ пажи самолетов вернулись на свой аэродром, новый ко­ мандир полка майор Зилов передал капитану Лапшенко- ву телеграмму командующего ВВС Северного Флота гене- рал-майора А. X. Андреева. Семен Васильевич прочи­ тал ее: «Экипажу, потопив­ шему вражеский транспорт, — Лапшенкову, Шорохову, Откидачу — и всем экипажам подразделения, участвовав­ шим в нанесении бомбового удара по транспорту против­ ника, объявляю благодар­ ность. Андреев». В этот период 29-й авиа­ полк пикирующих бомбарди­ ровщиков вошел в состав 5-й минно-торпедной авиацион­ ной дивизии, которой коман­ довал полковник Н. М. Кида- линский. 4 февраля 1943 года на аэ­ родром снова прибыл коман­ дующий Северным фло­ том, чтобы вручить бое­ вые награды отличившимся летчикам. Капитан Лапшенков получил второй орден Крас­ ного Знамени. О боевых делах эскадрильи Семена Васильевича Лапшен­ кова узнал весь флот. О нем писала «Правда», к а к о л у ч ­ шем пи кировщ и ке Красной Армии . Весной 1943 года Семен Ва­ сильевич получил о т п у с к и приехал в Подольск. Его мать. Марфа Петровна, при встрече расплакалась . Быстро прошли дни о тпус ка . Расставание Мар­ на аэродром не вернулись отважные североморцы Иван Кобзарь, Николай Шилин и Николай Лебедев. 17 июля разведчики обна­ ружили вражеский конвой на переходе мыс Маккаур — остров Варде. Капитан Лап­ шенков поднял в воздух свою эскадрилью и настиг фашистские корабли. Удар был стремительным. На дно Баренцева моря ушел танкер с топливом для горно-стрел- кового корпуса. Так морские летчики оказывали помощь войскам нашей 14-й армии, закрепившейся на рубеже ре­ ки Большая Западная Лица. ПРИМЕР УЧИТЕЛЯ В полк продолжали прибы­ вать молодые летчики. Ко­ мандир полка направлял большинство из них в первую эскадрилью. Комэск часто ле­ тал с неопытными летчиками на учебных самолетах. Семен Васильевич учил их искусст­ ву пикирования на цель и по­ ражения ее. 21 июля 1943 года капитан Лапшенков атаковал враже­ ский конвой на переходе мыс Берлевог — остров Варде. Несмотря на сильный огонь корабельной артиллерии, комэск приказал штурману Александру Скнареву наво­ дить самолет на крупный транспорт. Ведомым он при­ казал по радио: — Атакуйте корабли охра­ нения! Транспорт беру на се­ бя! Бомбы поразили цель. Окутанный дымом и паром, транспорт врага исчез в мор­ ской пучине. Командир пятой минно­ торпедной авиадивизии пол­ ковник Н. М. Кидалинский поздравил капитана Лапшен­ кова с новой победой. Ком­ позитор Евгений Жарковский и поэт Григорий Трапин напи­ сали для летчиков 29-го авиаполка «Марш пикиров­ щиков»: «Взвейся, линировщик, друг ты наш крылатый. Соколом промчись ты в сумрачную даль; За твоим штурвалом смелые ребята, Точные в расчете, кр еп кие , к а к сталь. Веди, пилот, по ку р с у боевому. И ты , стрелок, фашистов не щади. Отважный ш турман , хватною знакомой Все бомбы точно в цель клади! Мы бомбить умеем, знаем, что недаром Нас ведет в а та ку смелый Лапшенков . И с пи ке нруто го яростным ударом Топим и взрываем транспорты врагов...». В начале сентября Семен Васильевич получил звание майора. Полковник Н. М. Кидалинский разрешил ему ночные полеты. Это было признание боевого мастерст­ ва отважного североморца. 14 и 16 сентября майор Лапшенков совершил ночные налеты на порт Киркенес. Бомбы пи кир овщ и ков унич то ­ ж или береговые сооружения . О ночном налете на Киркенес сообщило Советское Информ­ бюро. 18 сентября 1943 года майор Лапш енков был назначен к о ­ мандиром 29-го авиаполка пи ­ ки р ую щ и х бомбардировщи­ ков . Новый командир полка обратил особое внимание на подготовну к боям молодого пополнения. ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ 21 сентября 1943 года майор Лапшенков сел в учеб­ ный самолет с молодым лет­ чиком, которого готовил к боевому вылету. Летчик уве­ ренно поднял машину в воз­ дух и начал набирать высо­ ту. Вдруг из-за облаков вы­ валились два «мессершмитта». Фашистские летчики ударили из пушек и пулеметов по учебному самолету. Семен Васильевич взял управление на себя и повел горящую машину на посадку. Удар о землю был сильным. Подъ­ ехавшие на машине санита­ ры успели вытащить из каби­ ны самолета командира полка и молодого летчика до взры­ ва топливных баков. Командир полка пикирую­ щих бомбардировщиков май­ ор Семен Васильевич Лапшен­ ков прожил еще шесть часов и умер. Хоронили его на аэ­ родромном кладбище. Про­ щаться с бесстрашным коман­ диром пикировщиков пришли все летчики полка. Штурман первой эскадрильи Александр Скнарев сказал: — Я провожаю тебя в по­ следний путь, мой дорогой друг! Многим мы тебе * обя­ заны. Ты воспитывал в нас ненависть к врагу, презрение к смерти, умение бить врага без промаха, наверняка. Я клянусь до последнего дыха­ ния мстить за тебя, мой лю­ бимый друг! БЕССМЕРТИЕ 31 мая 1944 года мать севе­ роморца прочитала Указ Президиума Верховного Со­ вета СССР о присвоении ее сыну звания Героя Советско­ го Союза. Грамота Героя Со­ ветского Союза Семена Ва­ сильевича Лапшенкова экспо­ нируется в одном из залов музея Краснознаменного . Се­ верного флота. В Ейском авиационном у ч и ­ лище есть мемориальная дос­ ка , на которой высечены, име­ на вы пускников -героев , по гиб ­ ш и х за свободу нашей Родины в грозные годы Великой Оте­ чественной войны. Молодые иурсанты останавливаются около этой доски и с боль­ шим волнением читаю т имена героев, среди ко торы х и имя Семена Лапшенкова . Просторы Мирового океана бороздит большой морозиль­ ный траулер «Семен Лапшен­ ков». Бесстрашный пи кир о в ­ щ и к словно находится среди молодых рыбаков, напоминает им о подвиге североморцев. А. КРИВЕНКО, старший научный сотрудник музея Краснознаменного Северного флота. НА СНИМКЕ: Герой Совет­ ского Союза С. В. Лапшенков. Ф ото из фондов музея КСФ. * 2 октября 1987 года 8 РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz