Рыбный Мурман. 1987 г. Октябрь.
• 7 октября-День Конституции СССР • Д ЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО всестороннего разви тия нашей страны чрезвы чайно важно ясное понима ние всеми советскими людь ми существа государственно го и общественного порядка, хорошего знания самой Кон ституции, гражданских прав и обязанностей. Обратимся к статье 59 Конституции СССР. В ней говорится: «Осуще ствление прав н свобод не отделимо от исполнения гра жданином своих обязаннос тей. Гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию СССР и советские законы, уважать правила социалисти ческого общежития, с до стоинством нести высокое звание гражданина СССР». Наш корреспондент Л. Тартаковская попросила прокомментировать положе ние этой статьи заместителя начальника ВРПО «Севры- ба» Тимура Николаевича ЩЕРБАЕВА. По праву и по обязанности — В Конституции СССР 1977 года перечень основ ных обязанностей граждан существенно расширен. Оп ределенным правам и свобо дам граждан в ней соответ ствуют обязанности. К сожалению, среди нас есть такие граисдане, кото рые свое место в обществе определяют лишь с точки зрения прав, а не обязанно стей. Подобная дисгармония приводит к множеству нега тивных явлений, тех самых, о которых мы сейчас гово рим смело, открыто, честно. И не только говорим, но и боремся с ними, — об этом свидетельствует провозгла шенная перестройка во всех сферах жизни н_ашей страны. Еще раз хотелось бы пов торить ставшую крылатой фразу: начинать надо с се бя, ибо, спрашивая с других, надо пересмотреть собствен ное жизненное кредо. Человек силен, но он ведь еще не лишен и слабостей. Не давать себе поблажек — удел сильной личности. Умеем ли мы контролиро вать сами себя — вот, по- моему, главное во взаимоот ношениях людей и их по ступках. Поступок определя ет характер, а характер, в свою очередь, накладывает отпечаток на деятельность человека, независимо от его должности и места работы, будь он руководитель высо кого ранга или рабочий. Особо скажу о советских гражданах, работающих за рубежом. Около двухсот специалис тов ВРПО «Севрыба» пред ставляют наше объединение в различных странах социа листического содружества и капиталистических государ ствах. Плоды их деятельнос ти — не только расширение контактов, тесное сотрудни чество и взаимопомощь. Это еще и пропаганда нашей со ветской идеологии, высоких ленинских идей, советской культуры. На Советский Союз смотрит весь мир. И у нас есть не только доброжелатели, но и враги, которые не упускают даже малейшей возможнос ти позлорадствовать по по воду тех или иных отрица тельных явлений в совет ском обществе. А общество состоит из людей. Каковы они, таково и общество. Вот почему каждый совет ский гражданин должен быть достоин звания — советский. Вдумайтесь в это слово. Оно чрезвычайно весомо. Две статьи Основного Закона страны С ТАТЬЯ ВТОРАЯ Конституции СССР гласит, что все государственные органы подконтрольны Советам. Как действует эта статья нашего Основного Закона в жизни? Об этом в канун Дня Конституции СССР наш корреспондент Н. Нечаева попросила рассказать председателя Мурманского горисполкома Владимира Ильича ГОРЯЧКИНА. ный план по производству товаров народного потребле ния. В этом плане вплоть до 2 0 0 0 года расписано, кому что делать. И вот на заседа нии исполкома недавно мы и правительства «О мерах по дальнейшему повышению ро ли и усилению ответственно сти Советов народных депу татов за ускорение социаль но-экономического развития хозрасчета. Посудите, город дает предприятию рабочие руки, землю, энергию, так- почему бы не установить за это плату в городской бюд жет? И пусть тогда все ма- — Владимир Ильич, все ли государственные органы у нас в Мурманске действи тельно подконтрольны город скому Совету? Нет ли таких, кто уклоняется от этого кон троля? — Если говорить о госу дарственных органах, то все они подконтрольны только Верховному Совету СССР. * На местах же, скажем, Мур манский городской Совет, руководит государственным, хозяйственным и культурным строительством. Планирует и утверждает бюджет города. Что же касается контроля 'за деятельностью госорга- нов, то здесь дело обстоит так. Подчиненными нам ор- ' ганизациями мы руководим полностью. Есть учреждения, вмешиваться в деятельность которых мы не имеем пра ва. Но! .По некоторым основ ным моментам городской жи зни мы можем «предъявить счет» любой организации, расположенной на террито рии Мурманска. Это касает ся комплексного социально- экономического развития города, землепользования, ох раны природы, строительст ва, использования трудовых ресурсов, производства това ров народного потребления, социального, культурного и бытового обслуживания насе ления. Возьмем, например, охра ну природы. Да, здесь у нас . не все еще ладно. Основные претензии вот уже многие годы — к комбинату строй- конструкций, что дымит и пылит в самом центре. Не могли мы с ним совладать, да если честно, то и настой чивости должной не прояв ляли, а строители нашей ло яльностью пользовались и все отодвигали сроки пере носа КСК. Теперь же вопрос поставлен категорично. Есть совершенно однозначное ре шение исполкома, которое предписывает в 1989— 1990 годах убрать комбинат из центра города. Или другой больной воп рос — использование тру довых ресурсов. Недавно принятым решением горис полкома мы обязали пред приятия резко сократить при ток приезжих, а ориентиро ваться на укрепление мест ных кадров. Думаю, что это, давно вызревавшее решение, позволит нам уменьшить те 2 октября 1987 года Для народа, от его имени кучесть кадров и плодотвор нее решать комплексную жи лищную программу, соглас но которой к 2 0 0 0 году от дельная квартира должна быть у каждой мурманской семьи. Однако, как вы пони маете, принять решение —• мало. Надо убедить людей в необходимости его выполне ния, а потом строго спро сить,, если оно все же не вы полняется. Этого-то нам час то не хватает. Решение об ограничении приема на работу иногород них есть, и тем не менее за полгода, их прибыло не сколько тысяч. Придется спрашивать с виновных. Теперь об уклонении от контроля. Я думаю, всем яс-' но, что откровенно уклонить ся сейчас невозможно. Вре мя не то. И нйкто из руко водителей, конечно же, явно не воспротивится депутатам. Другое дело, что есть укло нение завуалированное, ну, скажем, в форме невыполне ния решений исполкома. И если подобное повторяется не раз и не два, мы, город ской Совет народных депута тов, можем ставить вопрос о недоверии данному товарищу. Здесь даже маленькая хитрость. Снять-то руководи теля мы права не имеем! Ну, напишем в министерство на него жалобу. А там могут отреагировать — пожурить, а могут и внимания на нас не обратить. Хороший, мол, работник, и все тут. Но на то у нас и народная власть! Ставим вопрос о данном товарище либо на заседании исполкома, либо на сессии. И всем Советом выражаем ему недоверие. Тут уж и ми нистерство никуда не денет ся. Кто оставит человека у руля руководства, если Со ветская власть, то есть на род, оказали ему недоверие? Недавно пришлось нам при бегнуть к такой крайней ме ре по отношению к начальни ку СУ треста «Северлифтре- монт» тов. Авапу. — А как на деле осуще ствляется депутатский конт роль? —Допустим, 1-я сессия 19- го созыва приняла комплекс- посмотрели, как же этот план выполняется? Оказалось, что большинством предприя тий старт взят успешно. Су доверфью, например, «Коль ским сувениром», СРЗ ММФ. Но десять предприятий всё же не выполнили задания, Мы заслушали их руководи телей на заседании исполко ма. Широко используется та кой вид контроля, как депу татский запрос. Это очень удобная форма. Напрямую, минуя инстанции, выйти на руководителя, который не выполняет решения народной власти. Вызываем его на сессию, и там» он дер жит ответ перед все ми депутатами города. Видели б вы, как бледнеют .и краснеют недоступные и чванливые в своих кабине тах чинуши! Довелось постоять на этом «лобном» месте В. В. Кли- менкову, начальнику РСУ № 3 облремстройтреста. И поделом. Ведь там непозво лительно затянули в свое время плановый ремонт до ма Хя 2 по ул. Фролова. После сессии дом наконец отремонтировали. — Многие годы экономи ческим и социальным разви тием нашей страны непосред ственно руководили партий ные органы, зачастую подме няя собой Советы. В послед нее время взят курс на ак тивизацию Советов в этом деле. Как бы вы оценили де ятельность горсовета в но вых условиях? — Постановление партии в свете решений XXV II съезда КПСС» дает нам принципиально новые возмо жности. Это, например, от числения части прибыли предприятий в местный бюд жет; право использовать са ми эти предприятия для ме стных нужд; возможность строительства предприятий местной промышленности, всей продукцией которых распоряжаются Советы. Но главное наше право — 9 ТО организовать и возгла вить территориально-хозяй ственный комплекс. Это зна чит, твердо встать на путь йнтенсификации труда, орга низовать долевое участие ве домств в решении социаль ных проблем. Приходится признать, чт<? К такому резкому качествен ному рывку вперед мы ока зались не готовы. <И пока, по-старинке, нам легче объ яснить невыполнение плана капремонта жилья отсутствц- ём материалов, чем добиться выполнения задания по изго товлению нестандартизиро- ванного оборудования пред приятием союзного подчине ния. В чем дело? Во многом в том, что мы привыкли нести за все коллективную ответ ственность. Вот капстрои- тельством у нас занимают ся все — председатель, пер вый его заместитель, управ ления капстроительства и главного архитектора, райис полкомы, райкомы, горком, наконец, а комплексной за стройки как не было, так и нет.; А благоустройство? ПЖУ# горкомхоз, «Спецдорстрой», райкомхозы, а спросить, по чему вчера заасфальтирова ли улицу, а сегодня снова разрыли,ч— не с кого. Сис тема коллективной ответст венности порочна — вот что. Сейчас подходим к тому, чтоб говорить об ответствен ности персональной. Мыслей и планов у нас много. Сейчас, когда в стра не целые отрасли перево дятся на самоокупаемость и самофинансирование, сама жизнь ставит на повестку дня идею территориального териальные блага, получае мые городом от страны, бу дут поставлены в прямую за висимость от эффективности работы города в целом. От Советов сейчас требу ется активная и грамотная работа. И особенно важна она в решении таких проб лем, как продовольственная и жилищная. А также удов летворение спроса на товары и услуги. ' Возьмем продовольствие. 13 подсобных хозяйств дают городу 750 тонн мяса. Стро ительные тресты своих хо зяйств не имеют. Но именно по их милости на грани за крытия совхоз «Заполяр ный», так как снова встал вопрос о строительстве очи стных сооружений. Если сов хоз, закроют, город потеряет 700 тонн мяса из 1024 пла нируемых на 1990 год. А наше управление капстрои тельства все тянуло и тянуло утверждением проекта, вы* йскивая в нем новые недос татки. Пришлось обязать их решением исполкома высту пить заказчиком строитель ства очистных. Наиболее больным вопро сом для города остается жи лищный. Чтобы решить его, нам уже сейчас необходимо по опыту Ульяновска изме нить форму планирования жилья.- Вместо обезличенно го квадратного метра общей площади будем переходить к планированию по формуле: семья — квартира. «Вне закона» у нас пока и жилищно-коммунальное хо зяйство. На бумаге строим новые микрорайоны с доро гами, всевозможной канали зацией, а на деле к новым домам и подъехать нельзя. Перестраиваться нам, Со ветам, надо решительно. Ко нечно, сложно от бумажного стиля работы переходить к деловому, перенимать опыт лучших, внедрять его у се бя. Сложно, но иного пути у нас нет. Все мы должны постоянно помнить, что в городе есть один хозяин — городской Совет. И утверждать его вы сокий авторитет время обязы вает нас делами. в РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz