Рыбный Мурман. 1987 г. Октябрь.

& Беседа с увлеченным человеком ПИТАТЕЛИ «Рыбного Мурмана» знают, что в Мурманске будет ■ воздвигнут своеобразный памятник первопроходцам советской науки, изучавшим северные моря страны. На одной из улиц горо­ да встанет небольшое по нынешним меркам экспедиционное судно, верно служившее ученым в течение трех десятилетий с конца два­ дцатых годов. Этот парусно-моторный бот носит славное имя, ко­ торое знает у нас каждый мальчишка, — «Николай Книпович». В поворотный момент жизни страны зоолог и гидролог с миро­ вой известностью Николай Михайлович Книпович (в нынешнем го­ ду мы отметили 125-ю годовщину со дня его рождения) безогово­ рочно стал на сторону революции. Основоположник научно-про- мысловых исследований северных .морей, он очень много сделал для развития нашего края. Благодаря усилиям почетного академика и его соратников впервые в мире здесь рыбный промысел был по­ ставлен на научную основу. В свой последний рейс как исследова­ тель Николай Михайлович вышел на борту судна, носящего его имя. Но биография этого судна интересна и сама по себе, оно стало частицей истории Заполярья. Именно поэтому горисполком принял решение реконструировать старое судно и установить в Мурманске. Для проведения работы организован специальный ко­ митет. Сегодня в гостях у «Рыбного Мурмана» — ответственный секретарь этого комитета, старший научный сотрудник Мурманско­ го филиала института Арктики и Антарктики кандидат географиче­ ских* наук Вячеслав Трофимович Жевноватый. делал это своим корпусом — сво- бывшего второго штурмана «Кни- гать ее, чтобы не оказаться в им телом... Ведь приходилось повича» Александра Лебедева, один печальный момент духовно лезть в самые опасные и неразве- Провожая меня, он вышел на бе- нищими. Знаете, как отреагиро- данные места! Если посмотреть per, и тут в глаза бросился ле- вал ректор МВИМУ Анатолий морскую карту, то, например, на жавший на отмели корпус. «Вро- Афанасьевич Панченко на предло- северо-западе Баренцева моря, и де на корпус «Книповича» по- жение о сотрудничестве? Воскли- сейчас наименее изученном райо- хож?» — говорю ему. «А это он кнул: «Так это то, что нам нуж- не, большинство измерений вы- и есть, — отвечает. — Вот дожива- но! Чтобы курсанты почувствова- полнены на «Книповиче». А это не ем тут вдвоем». Честно говоря, ли традицию, прошлое флота!» А то что теперь, эхолотов тогда не заскребли на душе кошки, когда генеральный директор Мурман- было. Был ручной лот Томсона — я увидел славное судно в таком ской судоверфи Борис Дмитрие- кто его крутил, тот знает, что это жалком положении. Потом в «По- вич Иванов, только зашла речь о за ’ работенка. лярной правде» появилась статья помощи, предложил на полном 7 с рассказом о его истории и пре- серьезе сделать «Николая Книпо- — А вы сами крутили. дложением восстановить судно, вича» так, чтобы с верфи он сно- — Доводилось — и не раз. Так сделать мемориал. Только тогда ва в море пошел. А Иванов зна- вот, будничная исследовательская от этого отмахнулись: мол, все ет, что говорит, — знаток дере­ работа судна — наверное, и есть дерево уже древоточец съел, да вянного судостроения! Полную Вячеслав Жевноватый: главная его заслуга. Знаниями, которые добыли на нем ученые в те годы, до сих пор пользуются мореходы. Но были в биографии «Николая Книповича» и выдающие еся события. Наиболее ярким из них, думаю, для любого моряка останется поход вокруг Земли Франца-Иосифа в тридцать вто­ ром году. Он был совершен впервые в истории мореплава­ ния. Деревянное суденышко сде­ лало то, на что не покушались тогда и ледоколы. Предприятие было настолько дерзким, что, от­ правляясь в рейс, участники экс­ педиции даже не делали публич­ ных заявлений о своем намере­ нии. Но проницательный научный расчет начальника экспедиции, известного океанолога инженера контр-адмирала Николая Никола­ евича Зубова и мастерство судо­ водителей позволили успешно за­ вершить рейс в короткие сроки. Впрочем, делалось это отнюдь не из спортивного, а из научного ин­ тереса. На всем пути велись под­ робные исследования, так /назы­ ваемые полные гидрологические станции. Интересная деталь: во время рейса было уточнено от­ крытие великого полярника Нан­ сена. Он в свое время открыл два острова .которые назвал име­ нами жены и дочери — Ева и Лив. А экспедиция обнаружила, что на самом деле это был один остров, только перекрытый лед- т Экспедиционное судно «Ни­ колай Книпович» в Чешской губе во льдах (фото 30-х го­ дов). _— Вячеслав Трофимович, в сво­ ей молодости, наснольно мне изве­ стно, вы плавали на «Николае Книповиче»? — Было дело... Проработав не­ сколько лет на судах Мурманско­ го пароходства, я в пятьдесят седьмом перешел в гидромет- службу и попал старпомом как раз на «Книповича». Тогда уже он занимался не самыми впечатляю­ щими делами: мы возили снабже­ ние для зимовщиков, проводили некоторые прибрежные измере­ ния — словом, прозаическая по­ вседневная работа. *Да и выгляде­ ло судно в то время уже весьма потрепанным. Но, несмотря на это, я его быстро полюбил. Чувство­ валась, знаете, в «Книповиче» по­ рода- он обладал замечательными мореходными качествами. , Прек­ расно шел лагом большой волне... Когда она бьет в борт — это са­ мое опасное положение для ко- ^рабля. А тому — хоть бы что! Очень хорошо вел себя во льду. Помню, мы стояли в Дроздовке, и ночью от берегового припая оторвалась и пошла на нас боль­ шая льдина. Я тогда подменял ка­ питана. Вспомнил: старики гово­ рили, что «Книпович» крошит лед кормой, она у него покатая, с глубокой осадкой. Завели паяль­ ной лампой старый двухтактный двигатель «Болиндер» и несколько часов крутились, ломая лед, пока опасность не ушла... Словом, «Книпович» напоминал призовую лошадь, которую под старость превратили в водовоза. Пропла­ вал я на нем год, а еще через год на судне спустили флаг и ос­ тавили на отмели у поселка Минькино. — Вы тогда знали что-нибудь об истории «Николая Книповича»? — Сам, поверьте, удивляюсь, но — абсолютно ничего. Ни от более опытных моряков не слы­ хал, ни в печати не встречал. Уже потом, когда заинтересовал­ ся историей исследования Аркти­ ки, стал почитывать литературу, начал то тут, то там натыкаться РЫБНЫЙМУРМАН на название «Николай Книпович». Заинтересовался: не мое ли суд­ но? Да, оказалось оно! — Какие страницы в биографии судна вы считаете самыми значи ­ тельными? — Сначала я хотел бы напом­ нить о первенце советского науч­ ного флота. В 1921 году по ле­ нинскому декрету был организо­ ван Плавучий морской научный институт, предшественник нашего нынешнего ПИНРО. Первым его судном стал построенный в два­ дцать третьем в Архангельске «Персей». Между прочим, это бы­ ло вообще первое судно, постро­ енное при Советской власти, и символично, что оно предназна­ чалось для научных целей. Судь­ ба у него была славная, а конец драматичный. В годы войны «Пер­ сей» затопили фашистские бомбы в Эйна-Губе на Рыбачьем. — Кстати , вы помните: но- гда «Николая Книповича» вы ­ груж али на причал судоверфи, ря ­ дом стоял принадлежащий ПИНРО БМРТ «Персей-111»... — Да-да, внук того самого! Ко­ нечно, как забудешь! Примеча­ тельная была сцена. Так вот, за­ купленный в двадцать восьмом в Норвегии парусно-моторный бот «Книпович» стал вторым на Се­ вере научным судном, и прослу­ жил он ученым тридцать с хво­ стиком лет. Срок для деревянно­ го судна водоизмещением каких- то сто тонн просто огромный. Что сказать о его заслугах? Знаете, носовая часть киля «Книповича» была вся повреждена. Точнее, по­ ранена. Оттого, что у него была такая работа — измерять глуби­ ны. И «Николай Книпович» иногда поддержку оказал делу и горис­ полком, кторый принял прошлым летом специальное постановле­ ние. Вообще неожиданно вокруг обнаружилось много искренне заинтересованных энтузиастов. Видно, доброе .дело, сплачиваю­ щее людей, проявляет в них луч­ шие черты. Невозможно даже пе­ речислить всех, кто в той или иной мере помог будущему воз­ рождению «Книповича». А ведь работа была большей частью гряз­ ная, тяжелая физически. Перед подъемом судна нужно было освободить его от всех тяжелых предметов — одного балласта на руках перетаскано пятнадцать тонн! Очень здесь помогли кур­ санты судоводительского отделе­ ния. И больше всего мен» радо­ вало, что глаза у них были — глаза людей, занимающихся ос­ мысленным, кровно важным де­ лом. Потом на плавкран, шедший поднимать «Книповича», ребята как один явились в парадной форме! — В какой стадии сейчас рабо­ ты по восстановлению судна? — Группа курсантов МВИМУ заканчивает разборку корпуса, чтобы до зимы убрать детали под крышу. Подчеркну: все ребя­ та — добровольцы. И ничакой награды за труд им не будет. Кроме права сказать потом: «Я тоже участвовал в этом деле!» На днях сотрудники нашего ин­ ститута и гидрометцентра вновь вышли на субботник, чтобы пере­ везти с побережья последние ме­ таллические детали. Затем работ­ ники «Гипрорыбфлота» подгото­ вят строительный чертеж. Ну а потом в дело вступят профессио­ налы из деревоцеха судоверфи: они соберут корпус, восполнят недостающие части, сделают за­ ново надстройку. Только нужно сказать вот что: на нынешнем эта­ пе одним энтузиазмом уже не обойдешься. На восстановление «Николая Книповича» нужны день- ником. И с той поры на картах и не до того... А через несколько значится остров Ева-Лив. Б том лет помогла ваша газета, же рейсе участники экспедиции __ к аким образом? уточнили расположение и разме- — Попалось в «Рыбном Мурма- ги. Для сбора необходимой ры острова Виктория. Высадив- не>) интервью со старшим по- суммы в городском отде- шись, они установили на нем со- МОщНИКОМ транспортного проку- лении Госбанка открыт счет ветский флаг. Теперь остров о о- р0ра Сергеем Георгиевичем Ми- № 700611 «Николай Книпович». значает западную границу сове.- щенк0> д понял, что это человек, Обком комсомола уже перевел ского ^сектора Арктики. это КОТОрЬ,д давно уже занимается на него 50 тысяч рублей, но по- беглый рассказ только оо одном восстановлением реликвий исто- требуется, конечно, значительно плавании. А ведь за год до того области и имеет большой больше. И я хочу обратиться ко «Николай Книпович» поднялся вы- опь|т Позвонил ему, поделился всем жителям нашего рыбацкого ше восемьдесят второго градуса своими МЬ!СЛЯми, трудностями. А города, кому дорога история северной широты и побил рекорд через несколько дней — звонок края: вы тоже можете помочь мощнейшего ледокола того вре- от / ^ Ищенко. «Собирайся, завтра старому морскому бродяге вер- мени знаменитого «Красина». выезжаем на залив с водолаза- нуться к жизни! Любая посильная Вот вам и деревянное суденыш- уогда как раз был период сумма денег будет впрок. Каж- ко- наибольших приливов, и корпус дый перечисленный рубль — это — Думаю, дело не только в суд- Практическн целиком был под во- ведь на воспитание наших детей! не, но и в людях.. дой. Вот тут все и закрутилось... Записали? Счет № 700611 «Нико- - Безусловно. Было в истории древоточцем? лай Книпович»! нашего народа много тяжелого, — А как же с древоточцем. драматического, о чем всего два- - Да его и впомине не было! _ ~ три года назад мы если и вспо- Просто отговорка — что оы не не увидят суДНо-памятник? минали, то вскользь. Но не вы-заниматься. Конечно: то тепло, то • а, Няирнный черкнуть и революционного энту-мороз, то корпус на суше, то в — Надеюсь, в назначен зиазма, веры людей в могущест- воде — все это на пользу дере- срок, через два года . Представь- во нашего строя, которые застав- ву не пошло. Но мы специально те безветренный день. Вы выхо­ лили людей творить буквально чу- взяли на берег кусок обшивки. Дите на одну из улиц Мурманск деса_ Когда высушили да очистили с ” видите белые паруса на фоне - Как сложилась военная судь- поверхности черноту — оказа- голубого неба. На палубе разда- ба «Николая Книповича»? лось, соверш енно здор о вое д ере - ются КОМанды — курсанты отра- - Судя по тому, что он уце- во белого цвета. И тот кусок ока- батыва|Ьт приемЬ1 работь1 с Па- лел — удачно. Но о военном пе- зался очень весомым аргументом: риоде известно пока очень мало, кто его посмотрит, пощупает — русным вооружением. Вы подни- Как и многие другие гражданские сразу все ясно, восстановление маетесь по трапу, заходите суда, «Книпович» стал стороже- вполне возможно. Но, главное, Внутрь: в помещении — экспонаты вым кораблем. А подробностидумаю, изменилось время, обще- ея рассказь,вающие о раэви- обещали разведать сотрудникиственная ситуация. Мы подошли к ; музея Краснознаменного Север- осознанию того, что без связи с ™и научно-промыслового дела на ного Флота. прошлым, без корней человек Мурмане... А через сто лет все — Когда вознинла идея восста- превращается в перекати-поле, это увидят внуки ваших внуков, новнть судно? как бы он ни клялся в своем пат- разве не енрасн0? — Лет восемь тому назад я на- риотизме. Эта связь — очень вестил в Минькино товарища,хрупка, и нужно ревниво обере- Вея беседу В. Б-ЛЯЕВ. 30 октября 1987 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz