Рыбный Мурман. 1987 г. Октябрь.

• Читатель-газета - читатель • Делимся радостью. Будет хорошее настроение Сначала ловили окуня в гор­ дом одиночестве. Удача нале­ тела неожиданно на первом подъеме трала и первые два дня не покидала нас. В рыб- цехе постоянно работали под- вахты. Но одиночный промысел, а следовательно, и поиск скоп­ лений рыбы зависит лишь от судоводителей. Научного обе­ спечения и рекомендаций, кро­ ме «■ общих чертах», экипаж не имел. И, возможно, именно поэтому на третий день про­ мысла удача, как муза у В. Высоцкого, анемножко посиде­ ла... и ушла». Вскоре появилась надежда: рядом с нами стал работать траулер Западного бассейна. Но нет, и к нему на борт уда­ ча не поднялась. После трех дней пролова и постоянного поиска «клюнуло». — Рыба должна быть здесь, — убежденно повторял капи- Внимание: волокита тан - директор Виктор Алексе­ евич Гурьев и перечитывал толстые книги о рыбных скоп­ лениях в этом районе, прини­ мал карту гидрологического состояния моря, искал под­ держки у флагмана Александ­ ра Федоровича Постникова. И он помог. Предложил из­ менить вооружение трала: к донному тралу пришить мешок от пелагического, укоротив его по длине. Подъемы сразу увеличились. Но мы уже успели отстать на 90 тонн. И вот уже с каж­ дым днем отставание стало уменьшаться. Количество мо­ роженой продукции достигало 38 тонн ■ сутки. Особенно вы­ соких результатов добилась подвахта старшего механика В. Куропаткина, когда за сме­ ну выпустила тринадцать «те­ лег» по 400 килограммов каж­ дая. Так что наверстали упу­ щенное и сделали запас проч­ ности. Значит, встретим юби­ лей Великого Октября с хоро­ шим настроением- есть трудо­ вой подарок празднику! Э. КИРИЛКИН, первый помощник капита­ на БМРТ «Вайгач» «Архан- гельскрыбпрома». ...и высказываем обиду Как нас «перестроили» До июля этого года работни­ к и электрорадиоучастна базы техническо го обслуживания (БТО) тралового флота могли оперативно выполнять ремонт­ ные работы на судах. Этой оперативности способствовали специальные пропуска , давав­ шие право проносить через проходную рыбного порта инст­ румент и различные радиодета­ ли. необходимые для ремонта. Теперь же по воле начальни­ ка охраны рыбного порта на­ шу работу «перестроили» — изъяли пропуска . Сейчас, что­ бы пройти через проходные (причем специальные, где оформляются документы на вы ­ нос материальных ценностей), мы вынуждены тратить время, и немалое. В среднем около часа терять на походы и о ж и ­ дания при оформлении наждо- го разового пропуска , а случа ­ ев т а ки х немало: идешь на обед — оформи пропуск , надо срочно заменить какой-либо блок — беги за пропуском . Спрашивается, кому нуж но такое «ускорение»? И почему специалисты БТО тралового флота должны тратить время на оформление бумаже к, а та ­ кие ж е специалисты судовер­ фи, имея постоянные пропуска , рабочее время отдают работе? Нельзя не ко снуться и мо­ ральной стороны вопроса: соз­ давая нам лишние сложности в работе, работники охраны порта, очевидно, пытаются бо­ роться с воровством, но мы не согласны быть в роли подозре­ ваемых, потенциальных расхи ­ тителей — это оскорбительно. Есть в этом нововведении и нечто комическое : в принципе , о каж ись среди нас нечестный человек, он без особого труда может у красть то, что ему нужно . Ведь работники мили­ ции, которые оформляют разре­ шения на вынос материальных ценностей, в тонкостях элект­ рорадиоаппаратуры не разби­ раются и ставят в пропуске наименование со слов вынося­ щего. В итоге «строгости» во­ ру не помеха, а вот работе ме­ шают. Н. ОСТРОВОЙ, К. КУХАР- СКИЙ, М. ДАВЫДОВ, ра­ диомонтажники (всего шесть подписей). Зачем красить Альпы? З А ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА рабо­ ты боцманом в газету Пишу впервые. И вот почему. В прошлом мы прослуша­ ли множество речей, прочли уйму печатных выступлений различных руководителей (даже самого высокого ран­ га). Что скрывать, привыкли к грохоту победных цифр, к сногсшибательности наших «успехов», к правильности руководства. Привыкли и — все примелькалось, утратило остроту. Но вот речи М. С. Горба­ чева. Не знаю, как кому, ю мне они кажутся откровени­ ем. Цифры, приводимые Ге­ неральным секретарем, пора­ жают, лишают спокойствия и сами собой накрепко запо­ минаются. М. С. Горбачев часто говорит о нашем отно­ шении к сырью, ресурсам, материалам и т. д., о береж­ ном, хозяйском отношении к нашему общему достоянию. А что же мы? Все, бывающие в рыбном порту, видели, конечно, как бригады маляров красят борта рыболовных судов. Красят в хорошую погоду (как этого требуют правила), но красят и в дождь (что те же правила категорически запрещают). Красят по ржав­ чине, не оббивая ее, не гоун- туя поверхность борта. Ма­ лярам невыгодно работать по правилам. Заработок у них не за качество, а за квадратные метры. Поэтому и летят на ветер сотни тонн краски, которая до сих 'лор в большом дефиците; преж­ девременно ржавеют и изна­ шиваются корпуса судов. Кончится ли это когда-чи- будь? Не уверен, а ведь из­ расходованной впустую крас­ кой можно, наверное, по­ крыть площадь такой страны, как Швейцария вместе с Альпами. А вот еще задачка: b . i m нужно выписать на судно де­ сять пар хлопчатобумажных перчаток. Думаете — написали заяв­ ку и порядок? Как бы не так! Старпом выписывает на фирменном бланке требуе­ мое, заверяет судовой пе­ чатью и своей подписью. И... пошел боцман: 1. В отдел снабжения фло­ та, где вашу заявку визиру­ ют. 2. К машинистке, дабы она перепечатала эту заявку на новом форменном бланке, но уже в шести (!!!) экземпля­ рах. 3. Опять туда, где эти шесть экземпляров снова ви­ зируют. 4. На судно, где на шесть экземпляров надо поставить печать. И где в графе «полу­ чил» старпом шесть раз ста­ вит свою подпись. 5. В транспортно-складскую контору ВРПО «Севр.»ба», где инженер (?) визирует эти шесть экземпляров. 6. На склад, где, наконец, вы получите свои десять пар перчаток. 7. На свое рабочее место, на судно. Увлекательное путешест­ вие, не правда ли? Таким образом, на прими­ тивнейшей операции кормят­ ся многочисленные клерки, машинистки, кладовщики. А как было просто во вре­ мена оны! Я-то их помню! Боцману позавидовал бы тог­ да и Цезарь: выписал, п р и ­ шел, получил. Но создали централизован­ ную ТСК ВРПО «Севрыба». Очевидно, с целью опера­ тивного снабжения флотов всем необходимым. Отсюда — бумажные зава­ лы, огромный аппарат разре­ шающих, запрещающих, ви ­ зирующих и не визирующих (последних намного больше). Отсюда в одном из кабине­ тов ТСК, где «курируют» краску, на шесть «рабочих» мест кураторов установле^Ь десять (!) телефонов. Не верите? Сходите и убе­ дитесь. И тысячу раз прав доктор экономических наук П. Тре­ тьяков, когда говорит: «А сколько у нас 'промежуточ­ ных снабженческих организа­ ций, где не создается ника­ ких стоимостей, а фонды зарплаты, штаты, премии — как на производстве! В об­ щей сложности все это прев­ ращается в большие милли­ арды и фокусируется в ко ­ нечном итоге в розничной цене». Яснее ре скажешь. э. ХОХЛОВ, боцман тралового флога. Рисунок датского художника-карикатуриста Херлуфа БИД­ СТРУПА, посвященный происходящему в Советском Союзе про­ цессу перестройки, как нам кажется, вполне созвучен выводам автора письма... Резонанс Бюрократический футбол В статье «Долго ли числиться «временными»?» («РМ», 17 июля 1987 г.) говорилось о трудностях, возникших у курсантов МВИМУ ускоренного срока обучения. Одна из са­ мых острых проблем — явно недостаточный размер сти­ пендии. Тогда нам казалось, что этот вопрос, наконец, «снят с повестки дня» — проректор по учебной части А. В. Галь- янов сообщил: — Есть приказ, согласно которому с 1 сентября 1987 го­ да все предприятия и флоты, чьи работники у нас учатся, будут ежемесячно выплачивать им стипендию в размере 100 рублей. Со дня публикации прошло больше трех месяцев, и вот в редакцию пришло письмо от «ускоренннков». D ECНОЙ в жизни кур- u сайтов МВИМУ имени Ленинского комсомола про­ изошло важное и приятное событие — в соответствии с положением о перестройке высшей школы с 1 апреля увеличены размеры стипен­ дий студентам высших учеб­ ных заведений. Курсантам, направленным на учебу в соответствии с постановлением Совета Ми­ нистров СССР от 18 сентяб­ ря 1959 года, за счет средств предприятий и организаций, направляющих па учебу, сти­ пендия выплачивается на 30 процентов выше, а при ста­ же работы более трех лет — на 50 процентов выше госу­ дарственной, то есть соответ­ ственно: 36 рублей 40 копе­ ек и 42 рубля. Приказ № 223 Министер­ ства рыбного хозяйства СССР предусматривает для курсантов ускоренного срока обучения, помимо получае­ мой стипендии, еще и сохра­ нение за ними по месту ра­ боты зарплаты в размере до 100 рублей в месяц. Кроме того, курсанты нашего учи­ лища обеспечиваются бесплат­ ным обмундированием и трехразовым питанием . Список льгот выглядит внушительным, но кате это соответствует действительно­ сти? В сутки на питание кур­ санта отпускается 1 рубль 17 копеек. Можно ли накор­ мить досыта на эту сумму здорового молодого мужчину завтраком, обедом и ужином? А ведь помимо учебы нас часто привлекают на различ­ ные хозяйственные работы. Но самая главная наша трудность, самое больное ме­ сто — обещанное сохранение зарплаты по месту основной работы до ста рублей в ме­ сяц. Ведь раньше нашим единственным ^ источником дохода была стипендия в 19 рублей 32 копейки, а почти у всех курсантов - ускоренни- ков имеются семьи, один—- два, а то и три ребенка. Как прожить на 19 рублей семье из 4—5 человек? Конечно, кто-то может сказать, что учеба — ваше личное дело, сами знали, на что шли. За два года обуче­ ния в МВИМУ нам не раз доводилось слышать такое от должностных лиц флотов и работников ВРПО «Севры­ ба». • Флот постоянно пополня­ ется современными, высоко­ автоматизированными суда­ ми. С багажом вчерашних знаний на таких судах рабо­ тать трудно, поневоле при­ ходится в 30—35 лет заду­ мываться о своем месте в жизни. Вот и становится спе­ циалист перед выбором: или уходить с флота, или учить­ ся. Мы, курсанты, считаем, что учеба — дело не личное, а государственное. Конечно, можно учиться заочно. Но сейчас, когда экипажи судов переходят на сокращенные варианты, рабочий день уве­ личивается до 12— 16 часов. Тут приходится или учиться, выполняя свои обязанности спустя рукава, или отдавать делу все силы. Поэтому мы и сели за парты в свои 30— 40 лет. Но вернемся к нашему во­ просу. После приказа Мин- рыбхоза СССР от 4 марта 1987 года настроение у нас было приподнятым. 7 сентя­ бря мы решили узнать, как на флотах выполняют этот приказ. Но... в отделе кад­ ров и учебных заведений ВРПО «Севрыба» этот при­ каз даже не смогли найти. Позже удалось выяснить* что на основании приказа МРХ в ВРПО издали свой приказ № 105, вот только прокон­ тролировать его выполнение забыли. В «Мурманрыбпро- ме» и траловом флоте не стали торопиться с рассмот­ рением решения вышестоя­ щей организации. Только в конце сентября в ректорате училища нам со­ общили, что звонили в МРХ, и им дали разъяснения, что сохранять зарплату по ме­ сту работы будут только пер­ вому курсу, начиная с 1 сен­ тября этого года. Все сказанное выше поз­ воляет нам задать вопросы: — Почему выполнение приказа Минрыбхоза СССР № 127 затянулось на долгие месяцы и кто в этом вино­ ват? — Зарплата до ста рублей будет сохраняться всем кур­ сантам ускоренного срока обучения? • — Какой должна быть за­ пись в трудовой книжке при направлении нас на учебу? В. БОНДАРЬ, старшина третьего курса ускоренного срока обуче­ ния электромеханического факультета. Ю. ГУДОВ, партгрупорг. 30 октября 1987 года рыбныймурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz