Рыбный Мурман. 1987 г. Октябрь.

• За безопасность мореплавания • Под халатностью понимается невыпол­ нение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного или недобросо­ вестного к ним отношения . (ст. 172 Уголовного кодекса РСФСР). Н АЧАЛЬНИК Северного отряда учебных судов Н. М. Рузов в конце прошлого года написал отчет об итогах штурманской практики кур­ сантов пятого курса МВИМУ на учеб­ но . производственном судне «Комис­ сар Полухин». Из него мы узнали, что практика прошла успешно, про­ грамма выполнена в полном объеме с оценкой «хорошо». Однако выявле­ ны существенные упущения в воспи­ тательной работе: низкое состояние трудовой дисциплины (из 42 курсан­ тов 1 0 получили взыскания, в их чис­ ле пятеро позволили себе самовольно уйти из учебной штурманской рубки), нарушения противопожарного режи­ ма. Кроме того, низок и морально- политический уровень: курсанты не стали участвовать в субботнике, по­ священном Дню комсомола. Даже такой мимолетный, с позво­ ления. сказать, анализ заставляет на­ сторожиться и задуматься над проб­ лемами, что тревожат сегодня и ко-, торые предстоит решить в будущем. Ведь сегодня — курсант, завтра — судоводитель. И вот что мы в ре­ зультате «низкого морально - полити­ ческого уровня курсантов» получаем. Один недавний выпускник Ростов-' ской мореходки, получивший распре­ деление в «Мурманрыбпром», в бесе­ де честно признался, что ему бы не хотелось ходить в Баренцево море, потому что там «ничего, кроме рыбы и моря, не увидишь. Лучше — в ка- кой-нибудь дальний -район, в инпорт за модными вещами». Не странно ли, что ’ начинающий штурман ставит на первое место не опыт и мастерство, • кои • он может приобрести в сложных условиях Ба­ ренцева моря, а тряпки? Хорошо, ес­ ли этот человек попадет к капитану сильному и мудрому. • Ведь судоводи­ тели часто подражают капитану, сле­ дуют стилю его работы, даже порой, копируют манеру поведения. И тогда молодые штурманы без высоких слов : усваивают понятия: деловитостьу чув­ ство ответственности, человеческое достоинство. А если капитан таков, что для не­ го самого эти понятия лишь высокие, * не нужные для него слова? Кем тог­ да станет через несколько лет такой штурман? Возможно, что при нынеш­ нем дефиците судоводителей он даже капитаном станет. Ведь до сих пор нет объективных научно-обоснован­ ных критериев и принципов профес­ сионального отбора и расстановки кадров. Привыкли мы работать спустя ру­ кава, считаем: сойдет и так. Любой беспорядок, будь то в производствен­ ной сфере или социальной, но не ка­ сающейся нас лично, не трогает ду­ шу, а потому остается вне общест­ венного внимания. Не секрет, что из наших морских учебных заведений выходят порой посредственные спе­ циалисты с дипломом в кармане и «мичманкой» на голове, не обреме­ ненные глубокими знаниями, посколь­ ку годы учебы пролетели у них в приятном сочетании присутствия на занятиях и развлечений. порожденных безразличным отноше­ нием к кадрам, которые в ответ ча­ ще всего так же безразлично отно­ сятся к интересам предприятия. Поня­ тие ответственности растворяется в глубоком омуте равнодушия и обес­ ценивания труда, оставляя на поверх­ ности мазутные пятна халатности, ко­ торую мы выставляем как одну из главных причин наших бед. Когда происходит очередной ава­ рийный случай, мы, как это водится, проводим подробный анализ его, рас­ кладываем по полочкам от «а» до «я» в хронологическом порядке всю совокупность фактов и обстоятельств, предшествовавших беде, само собы- ХАЛАТНОСТЬ На страницах «За безопасность мореплавания» еженедельник часто публикует материалы с анализом ава­ рий и аварийных случаев на Север­ ном бассейне. Но чаще всего разбо­ ры эти касались узкопрофессио­ нальной стороны происшедшего. Автор сегодняшней публикации старшин инженер отдела мореплава- Привычка к такому образу жизни переносится и на траулер. Выпускник считает мостик временным явлением в своей жизни, работу судоводителя непрестижной, тяготится ею. О ка­ ком удовлетворении, радости в труде можно в этом случае говорить. Ижди­ венчество, отбывание трудовой повин­ ности — и только. Пусть ломают го­ ловы другие, у него удобная позиция наблюдателя: вы работайте, мы-то свое все равно получим! При таком положении дел честные, добросовестные, знающие свое дело специалисты вынуждены обрабаты­ вать других. Ведь любой из нас зна­ ет, что учить, воспитывать — заня­ тие длительное, трудоемкое, да еще и «небезопасное»: люди не любят, когда их учат. Куда проще и себе дешевле сделать за лодыря или раз­ гильдяя его работу. А в результате на судах порождается немалое число иждивенцев из тех, кто любит повто­ рять: «Это не входит в мои обязан­ ности». Вот и «работают» они и жи­ вут легко и безмятежно, зная, что от­ ветственность все равно лежит на другом человеке. И тогда капитан сутками пропада­ ет на мостике, а старший механик, за­ сучив рукава, орудует гаечным клю­ чом. И мы неизбежно будем тащить на себе все утяжеляющийся воз проблем, ния, связи и электрорадионавигации ВРПО «Севрыба» В. И. Самсонов пытается взглянуть на проблему ава­ рийности на флоте изнутри, исследуя глубинные процессы, предшествую­ щие беде. Всегда ли вправе приписы­ вать халатность непосредственному виновнику аварии? тие и последовавшие в результате повреждения и убытки. Наконец, на­ зываем виновников и основные при­ чины аварийности, причем всегда на поверхность всплывает халатность. Выяснив причины и как следует заклеймив позором и наказав винов­ ников, мы какое-то время занимаем­ ся самобичеванием и призываем к со­ вести, будто в этом находим спаси­ тельное убежище от собственной бес­ помощности. Ведь наперед знаем, что если снова произойдет аварийный слу­ чай, а он непременно рано или позд­ но произойдет, то первопричиной его обязательно будет халатность. Чем руководствовались судоводите­ ли СТМ «Стрелок» Мурманского тра­ лового флота 21 июля 1987 года: при ясной ночной видимости в ЦВА, следуя полным ходом, не вели радио­ локационное наблюдение за обста­ новкой? А она в своей обманчивой безмятежности таила опасность. Про­ изошло столкновение траулера с не­ сущимся без огней панамским сухо­ грузом. «Считать себя ближе к опас­ ности», — эта всем известная исти­ на оказалась забытой капитаном трау­ лера А. А. Лукьяновым, старшим по­ мощником В. В. Кнышем, вторым по­ мощником В. А. Родионовым. Забы­ ли они ее, как забывается любой учебный предмет, «выученный» нака­ нуне экзамена. Видимо, давно пора задуматься над тем, каким же образом происходят аварии в условиях, когда никакие внешние силы и обстоятельства не способствуют этому. Упрекая в иждивенчестве, наблю­ дательной позиции некоторых штур­ манов, мы бы должны это обвинение адресовать в первую очередь учебным заведениям, работникам аппарата уп­ равления, общественным организаци­ ям. Человека ,как известно, воспиты­ вает среда. Во всех своих делах и по­ ступках он неизбежно отражает эту среду. Ведь множественность халат­ ности тех, кто влиял на этого челове­ ка, так сказать, количественная сто­ рона, неизбежно переходит в качест­ венную, становится той самой пре­ ступной халатностью, которая порой приводит «воспитанника» на скамыо подсудимых. А «воспитатели» остают­ ся в тени, охранной грамотой для них служит масса руководящих докумен­ тов, инструкций, приказов. Ч т о ^ л - ку от наших безупречно правильных советов и предупредительных меро­ приятий? А ведь мы уповаем пока лишь на них. Мы пользуемся аналитическим ме­ тодом исследования. И это было бы хорошо, если бы за анализом следо­ вали практические действия, исклю­ чающие негативные явления. Анализ ради анализа ничего не значит, пос­ кольку не охватывает глубинные про­ цессы, происходящие в отрасли. Ины­ ми словами, мы рассматриваем след­ ствие, забывая вглядеться в причи­ ны, в десятки, сотни лиц, породив­ ших и причину и следствие. Халатность многозначна, многоли­ ка, многозвенна. И то, что мы успе­ ваем выхватить на поверхность в эк­ стремальных условиях, которые нам преподносят аварийные случаи, еще не значит, что мы ухватшиг ее всю. Пока мы не избавимся от преступ­ ного махрового бюрократизма долж­ ностных чиновников, обывателей от производства, стремящихся выжить даже в революционном процессе пе­ рестройки, еще часто на мостиках су­ дов будут стоять судоводители, зара­ женные вирусом халатности, а следо­ вательно, потенциальные аварийщи­ ки. % Значит, в каждом аварийном слу­ чае необходимо исследовать взаимо-. связи личности виновника с условия­ ми, в которых он формировался, с людьми, которые его «взрастили». Пусть же они чувствуют себя неуют­ но после каждого разбора аварии, по­ буждающего их к действию. А в слу­ чае бездействия пусть и они несут наказание. В. САМСОНОВ, капитан дальнего плавания. Продолжаем разговор И СПОЛНЯЮЩИЙ обязан- ности заместителя на­ чальника управления «Севрыб­ промразведка» по мореплава­ нию В. Я. ВЫГОВСКИЙ пишет: — Всем ясно, что существу­ ющий режим работы такоа, что многие моряки годами не могут провести отдых со сво­ ей семьей: сложно получить отпуск в летний период. Боль­ шая загруженность судоводи­ телей в порту практически ли­ шает их нормального отдыха. Все это подтверждает, что ре­ жим работы плавсостава не­ совершенный, не устраивает моряков, и в этом направле­ нии необходим поиск лучших вариантов. Однако, на наш взгляд, нельзя согласиться с предложением Ю. И. Видене- ева. И вот почему. Нельзя укомплектовать суда вторыми, старшими помощниками, ко­ торые по компетентности и профессиональному мастерст­ ву были бы на уровне капита­ на, следовательно, на эти дол­ жности можно взять только лиц из числа капитанов. Капи­ танами сразу не становятся, и в данном случае это в первую очередь относится ко вторым штурманам. Весь процесс подготовки за­ ключается в том, что капитан, будучи освобожденным от не­ сения вахты, помимо всех сво­ «И капитан на вахте» СТАТЬЯ ГЛАВНОГО КАПИТАНА УПРАВЛЕ­ НИЯ «СЕВРЫБХОЛОДФЛОТ» Ю. И. ВИДЕНЕ- ЕВА ПОД ЭТИМ ЗАГОЛОВКОМ («РМ» № 29, 1987 г.) ВЫЗВАЛА МНОГО ОТКЛИКОВ. ПРИ- ЧЕМ МНЕНИЯ РАЗДЕЛИЛИСЬ. их обязанностей по организа­ ции судовой службы почти по­ стоянно находится на мости­ ке, помогает и обучает по­ мощников, подтягивает их до своего уровня, передает им свой опыт, а если капитан бу­ дет стоять вахту, то кто будет готовить таких штурманов, ко­ торые были бы на уровне ка­ питанов, или,, может, они сра­ зу из мореходки будут такими приходить? Предложенный вариант с бо­ лее полноценным и длитель­ ным отдыхом, возможно, и ком , пенсирует ту большую нагруз­ ку, которую получают судово­ дители в море, но не повре­ дит ли чрезмерная нагрузка делу? Ведь и в этом случае по-прежнему останутся и поц- вахты в особо сложных усло­ виях, и проведение трениро­ вок моряков по борьбе за живучесть, и проведение тех­ нической учебы, и многое дру­ гое, что делается только пос­ ле вахты, а иногда и после подвахты. А что касается стоянки в порту, то она будет еще бо­ лее трудной, т. к. дополни­ тельно придется выполнять обязанности недостающих тре­ тьих и четвертых штурманов. На мой взгляд, необходимо искать более приемлемые ва­ рианты. И не для отдельных типов судов, а принципиально новые решения режима труда и отдыха судоводителей, а возможно, и гсего командного состава. Прежде всего необходимо вернуться к разговору о пе­ реводе плавсостава на пяти­ дневную рабочую неделю. В. этом случае неиспользованные в рейсе выходные дни совме­ стно с отпуском позволят каж­ дому отдыхать на берегу столько, сколько он пробыл в море. Необходимо облегчить труд судоводителей на берегу. Об этом много говорим, но прак­ тически ничего не делается. Стоянка в родном порту пре­ вращается для капитанов в тя­ желое испытание. Причин здесь много и предложений для их решения тоже много, но решать их необходимо в комплексе на уровне ВРПО «Севрыба». А вот точка зрения заме­ стителя начальника по море­ плаванию Мурманского трало­ вого флота Г. А. КАЙГОРОДО- ВА. Он делится мыслями о проведении на флоте экспери­ мента, когда в штат судоводи­ телей вводятся стажеры (кур­ санты и выпускники морских училищ без рабочих дипло­ мов). Это позволило готовить сразу третьих помощников ка­ питана. И еще: — Сделаны первые шаги эксперимента при работе штур­ манов на две смены в соста­ ве старшего и второго помощ­ ников капитана, имеющих дип­ ломы капитанов дальнего пла­ вания. Эксперимент проводил­ ся в Баренцевом море на ПСТ при благоприятных погодных условиях без привлечения ка­ питана к несению вахты. Ра­ ботать в две смены можно при условии перераспределения обязанностей судоводителей и освобождения их от выполне­ ния некоторых обязанностей, не относящихся к штурманским. Например, старшего помощни­ ка капитана освободить от от­ ветственности • и ведения дел по материально-техническому снабжению и передать их боц­ ману. Решить вопрос об упро­ щении сводок производствен­ ного содержания, «вручив» их технологу (рыбмастеру), при­ чем это надо ввести на всех судах и как можно скорее. Сегодня на составление сво­ док второй штурман тратит от 40 минут до двух часов лич­ ного времени. Обязанности, связанные с получением про­ дуктов, контролем за их рас­ ходом возложить на повара (старшего повара). Штурман­ ские обязанности по заведова­ нию третьего помощника пе­ реходят ко второму штурма­ ну. Определенные работы в порту должны брать на себя подменные экипажи, отдел кадров. Документацию, т. е. журналы, которые ведет стар­ ший помощник, должны быть сокращены до пяти-семи. Су­ довой журнал вести строго в соответствии с правилами его ведения. И, конечно, вахту на мостике несут штурман и мат- рсс-рулевой-лебедчик. 30 октября 1S87 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz