Рыбный Мурман. 1987 г. Октябрь.
• За безопасность мореплавания • Под халатностью понимается невыпол нение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного или недобросо вестного к ним отношения . (ст. 172 Уголовного кодекса РСФСР). Н АЧАЛЬНИК Северного отряда учебных судов Н. М. Рузов в конце прошлого года написал отчет об итогах штурманской практики кур сантов пятого курса МВИМУ на учеб но . производственном судне «Комис сар Полухин». Из него мы узнали, что практика прошла успешно, про грамма выполнена в полном объеме с оценкой «хорошо». Однако выявле ны существенные упущения в воспи тательной работе: низкое состояние трудовой дисциплины (из 42 курсан тов 1 0 получили взыскания, в их чис ле пятеро позволили себе самовольно уйти из учебной штурманской рубки), нарушения противопожарного режи ма. Кроме того, низок и морально- политический уровень: курсанты не стали участвовать в субботнике, по священном Дню комсомола. Даже такой мимолетный, с позво ления. сказать, анализ заставляет на сторожиться и задуматься над проб лемами, что тревожат сегодня и ко-, торые предстоит решить в будущем. Ведь сегодня — курсант, завтра — судоводитель. И вот что мы в ре зультате «низкого морально - полити ческого уровня курсантов» получаем. Один недавний выпускник Ростов-' ской мореходки, получивший распре деление в «Мурманрыбпром», в бесе де честно признался, что ему бы не хотелось ходить в Баренцево море, потому что там «ничего, кроме рыбы и моря, не увидишь. Лучше — в ка- кой-нибудь дальний -район, в инпорт за модными вещами». Не странно ли, что ’ начинающий штурман ставит на первое место не опыт и мастерство, • кои • он может приобрести в сложных условиях Ба ренцева моря, а тряпки? Хорошо, ес ли этот человек попадет к капитану сильному и мудрому. • Ведь судоводи тели часто подражают капитану, сле дуют стилю его работы, даже порой, копируют манеру поведения. И тогда молодые штурманы без высоких слов : усваивают понятия: деловитостьу чув ство ответственности, человеческое достоинство. А если капитан таков, что для не го самого эти понятия лишь высокие, * не нужные для него слова? Кем тог да станет через несколько лет такой штурман? Возможно, что при нынеш нем дефиците судоводителей он даже капитаном станет. Ведь до сих пор нет объективных научно-обоснован ных критериев и принципов профес сионального отбора и расстановки кадров. Привыкли мы работать спустя ру кава, считаем: сойдет и так. Любой беспорядок, будь то в производствен ной сфере или социальной, но не ка сающейся нас лично, не трогает ду шу, а потому остается вне общест венного внимания. Не секрет, что из наших морских учебных заведений выходят порой посредственные спе циалисты с дипломом в кармане и «мичманкой» на голове, не обреме ненные глубокими знаниями, посколь ку годы учебы пролетели у них в приятном сочетании присутствия на занятиях и развлечений. порожденных безразличным отноше нием к кадрам, которые в ответ ча ще всего так же безразлично отно сятся к интересам предприятия. Поня тие ответственности растворяется в глубоком омуте равнодушия и обес ценивания труда, оставляя на поверх ности мазутные пятна халатности, ко торую мы выставляем как одну из главных причин наших бед. Когда происходит очередной ава рийный случай, мы, как это водится, проводим подробный анализ его, рас кладываем по полочкам от «а» до «я» в хронологическом порядке всю совокупность фактов и обстоятельств, предшествовавших беде, само собы- ХАЛАТНОСТЬ На страницах «За безопасность мореплавания» еженедельник часто публикует материалы с анализом ава рий и аварийных случаев на Север ном бассейне. Но чаще всего разбо ры эти касались узкопрофессио нальной стороны происшедшего. Автор сегодняшней публикации старшин инженер отдела мореплава- Привычка к такому образу жизни переносится и на траулер. Выпускник считает мостик временным явлением в своей жизни, работу судоводителя непрестижной, тяготится ею. О ка ком удовлетворении, радости в труде можно в этом случае говорить. Ижди венчество, отбывание трудовой повин ности — и только. Пусть ломают го ловы другие, у него удобная позиция наблюдателя: вы работайте, мы-то свое все равно получим! При таком положении дел честные, добросовестные, знающие свое дело специалисты вынуждены обрабаты вать других. Ведь любой из нас зна ет, что учить, воспитывать — заня тие длительное, трудоемкое, да еще и «небезопасное»: люди не любят, когда их учат. Куда проще и себе дешевле сделать за лодыря или раз гильдяя его работу. А в результате на судах порождается немалое число иждивенцев из тех, кто любит повто рять: «Это не входит в мои обязан ности». Вот и «работают» они и жи вут легко и безмятежно, зная, что от ветственность все равно лежит на другом человеке. И тогда капитан сутками пропада ет на мостике, а старший механик, за сучив рукава, орудует гаечным клю чом. И мы неизбежно будем тащить на себе все утяжеляющийся воз проблем, ния, связи и электрорадионавигации ВРПО «Севрыба» В. И. Самсонов пытается взглянуть на проблему ава рийности на флоте изнутри, исследуя глубинные процессы, предшествую щие беде. Всегда ли вправе приписы вать халатность непосредственному виновнику аварии? тие и последовавшие в результате повреждения и убытки. Наконец, на зываем виновников и основные при чины аварийности, причем всегда на поверхность всплывает халатность. Выяснив причины и как следует заклеймив позором и наказав винов ников, мы какое-то время занимаем ся самобичеванием и призываем к со вести, будто в этом находим спаси тельное убежище от собственной бес помощности. Ведь наперед знаем, что если снова произойдет аварийный слу чай, а он непременно рано или позд но произойдет, то первопричиной его обязательно будет халатность. Чем руководствовались судоводите ли СТМ «Стрелок» Мурманского тра лового флота 21 июля 1987 года: при ясной ночной видимости в ЦВА, следуя полным ходом, не вели радио локационное наблюдение за обста новкой? А она в своей обманчивой безмятежности таила опасность. Про изошло столкновение траулера с не сущимся без огней панамским сухо грузом. «Считать себя ближе к опас ности», — эта всем известная исти на оказалась забытой капитаном трау лера А. А. Лукьяновым, старшим по мощником В. В. Кнышем, вторым по мощником В. А. Родионовым. Забы ли они ее, как забывается любой учебный предмет, «выученный» нака нуне экзамена. Видимо, давно пора задуматься над тем, каким же образом происходят аварии в условиях, когда никакие внешние силы и обстоятельства не способствуют этому. Упрекая в иждивенчестве, наблю дательной позиции некоторых штур манов, мы бы должны это обвинение адресовать в первую очередь учебным заведениям, работникам аппарата уп равления, общественным организаци ям. Человека ,как известно, воспиты вает среда. Во всех своих делах и по ступках он неизбежно отражает эту среду. Ведь множественность халат ности тех, кто влиял на этого челове ка, так сказать, количественная сто рона, неизбежно переходит в качест венную, становится той самой пре ступной халатностью, которая порой приводит «воспитанника» на скамыо подсудимых. А «воспитатели» остают ся в тени, охранной грамотой для них служит масса руководящих докумен тов, инструкций, приказов. Ч т о ^ л - ку от наших безупречно правильных советов и предупредительных меро приятий? А ведь мы уповаем пока лишь на них. Мы пользуемся аналитическим ме тодом исследования. И это было бы хорошо, если бы за анализом следо вали практические действия, исклю чающие негативные явления. Анализ ради анализа ничего не значит, пос кольку не охватывает глубинные про цессы, происходящие в отрасли. Ины ми словами, мы рассматриваем след ствие, забывая вглядеться в причи ны, в десятки, сотни лиц, породив ших и причину и следствие. Халатность многозначна, многоли ка, многозвенна. И то, что мы успе ваем выхватить на поверхность в эк стремальных условиях, которые нам преподносят аварийные случаи, еще не значит, что мы ухватшиг ее всю. Пока мы не избавимся от преступ ного махрового бюрократизма долж ностных чиновников, обывателей от производства, стремящихся выжить даже в революционном процессе пе рестройки, еще часто на мостиках су дов будут стоять судоводители, зара женные вирусом халатности, а следо вательно, потенциальные аварийщи ки. % Значит, в каждом аварийном слу чае необходимо исследовать взаимо-. связи личности виновника с условия ми, в которых он формировался, с людьми, которые его «взрастили». Пусть же они чувствуют себя неуют но после каждого разбора аварии, по буждающего их к действию. А в слу чае бездействия пусть и они несут наказание. В. САМСОНОВ, капитан дальнего плавания. Продолжаем разговор И СПОЛНЯЮЩИЙ обязан- ности заместителя на чальника управления «Севрыб промразведка» по мореплава нию В. Я. ВЫГОВСКИЙ пишет: — Всем ясно, что существу ющий режим работы такоа, что многие моряки годами не могут провести отдых со сво ей семьей: сложно получить отпуск в летний период. Боль шая загруженность судоводи телей в порту практически ли шает их нормального отдыха. Все это подтверждает, что ре жим работы плавсостава не совершенный, не устраивает моряков, и в этом направле нии необходим поиск лучших вариантов. Однако, на наш взгляд, нельзя согласиться с предложением Ю. И. Видене- ева. И вот почему. Нельзя укомплектовать суда вторыми, старшими помощниками, ко торые по компетентности и профессиональному мастерст ву были бы на уровне капита на, следовательно, на эти дол жности можно взять только лиц из числа капитанов. Капи танами сразу не становятся, и в данном случае это в первую очередь относится ко вторым штурманам. Весь процесс подготовки за ключается в том, что капитан, будучи освобожденным от не сения вахты, помимо всех сво «И капитан на вахте» СТАТЬЯ ГЛАВНОГО КАПИТАНА УПРАВЛЕ НИЯ «СЕВРЫБХОЛОДФЛОТ» Ю. И. ВИДЕНЕ- ЕВА ПОД ЭТИМ ЗАГОЛОВКОМ («РМ» № 29, 1987 г.) ВЫЗВАЛА МНОГО ОТКЛИКОВ. ПРИ- ЧЕМ МНЕНИЯ РАЗДЕЛИЛИСЬ. их обязанностей по организа ции судовой службы почти по стоянно находится на мости ке, помогает и обучает по мощников, подтягивает их до своего уровня, передает им свой опыт, а если капитан бу дет стоять вахту, то кто будет готовить таких штурманов, ко торые были бы на уровне ка питанов, или,, может, они сра зу из мореходки будут такими приходить? Предложенный вариант с бо лее полноценным и длитель ным отдыхом, возможно, и ком , пенсирует ту большую нагруз ку, которую получают судово дители в море, но не повре дит ли чрезмерная нагрузка делу? Ведь и в этом случае по-прежнему останутся и поц- вахты в особо сложных усло виях, и проведение трениро вок моряков по борьбе за живучесть, и проведение тех нической учебы, и многое дру гое, что делается только пос ле вахты, а иногда и после подвахты. А что касается стоянки в порту, то она будет еще бо лее трудной, т. к. дополни тельно придется выполнять обязанности недостающих тре тьих и четвертых штурманов. На мой взгляд, необходимо искать более приемлемые ва рианты. И не для отдельных типов судов, а принципиально новые решения режима труда и отдыха судоводителей, а возможно, и гсего командного состава. Прежде всего необходимо вернуться к разговору о пе реводе плавсостава на пяти дневную рабочую неделю. В. этом случае неиспользованные в рейсе выходные дни совме стно с отпуском позволят каж дому отдыхать на берегу столько, сколько он пробыл в море. Необходимо облегчить труд судоводителей на берегу. Об этом много говорим, но прак тически ничего не делается. Стоянка в родном порту пре вращается для капитанов в тя желое испытание. Причин здесь много и предложений для их решения тоже много, но решать их необходимо в комплексе на уровне ВРПО «Севрыба». А вот точка зрения заме стителя начальника по море плаванию Мурманского трало вого флота Г. А. КАЙГОРОДО- ВА. Он делится мыслями о проведении на флоте экспери мента, когда в штат судоводи телей вводятся стажеры (кур санты и выпускники морских училищ без рабочих дипло мов). Это позволило готовить сразу третьих помощников ка питана. И еще: — Сделаны первые шаги эксперимента при работе штур манов на две смены в соста ве старшего и второго помощ ников капитана, имеющих дип ломы капитанов дальнего пла вания. Эксперимент проводил ся в Баренцевом море на ПСТ при благоприятных погодных условиях без привлечения ка питана к несению вахты. Ра ботать в две смены можно при условии перераспределения обязанностей судоводителей и освобождения их от выполне ния некоторых обязанностей, не относящихся к штурманским. Например, старшего помощни ка капитана освободить от от ветственности • и ведения дел по материально-техническому снабжению и передать их боц ману. Решить вопрос об упро щении сводок производствен ного содержания, «вручив» их технологу (рыбмастеру), при чем это надо ввести на всех судах и как можно скорее. Сегодня на составление сво док второй штурман тратит от 40 минут до двух часов лич ного времени. Обязанности, связанные с получением про дуктов, контролем за их рас ходом возложить на повара (старшего повара). Штурман ские обязанности по заведова нию третьего помощника пе реходят ко второму штурма ну. Определенные работы в порту должны брать на себя подменные экипажи, отдел кадров. Документацию, т. е. журналы, которые ведет стар ший помощник, должны быть сокращены до пяти-семи. Су довой журнал вести строго в соответствии с правилами его ведения. И, конечно, вахту на мостике несут штурман и мат- рсс-рулевой-лебедчик. 30 октября 1S87 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz