Рыбный Мурман. 1987 г. Октябрь.
Идеологическая работа Б ГОРШИЕ КПСС С позиции силы КАПИТАНЫ СУДОВ ВЫНУЖДЕНЫ СОКРАЩАТЬ ЧИСЛЕННОСТЬ ЭКИПАЖЕЙ Этот вопрос остро прозву чал на недавней встрече капи танов с первым секретарем горкома партии В. П. Харчен ко, представителями ВРПО «Севрыба» и обкома профсою за рыбаков. Капитаны высказали мнение, что кроме снижения объемов выработки, ухудшения техни ческого обслуживания судов, замедления скорости рыбацко го конвейера сокращение чис ленности экипажей ничего не дает, в то же время — обо- Q стрЪет вопросы организации труда и отдыха моряков. Получается неприглядная картина: «одно лечим, другое калечим». Как ни крути, но без достаточного насыщения судов надежной техникой нель зя говорить о повсеместном сокращении экипажей. «По следнее слово здесь должно быть за нами», — настаивали капитаны. В ходе встречи ее участни ки пришли к единому мнению. Необходимо прекратить не обоснованное силовое давле ние на капитанов судов, отста ивающих сохранение числен ности экипажей. Решающее слово должно оставаться за коллективом. Несмотря на трудную в этом году промысловую об становку, резервы для улуч шения работы есть — так счи тают капитаны, но парадокс: делу мешает все тот же преж ний механизм управления, тор мозящий инициативу и капита на и всего экипажа. Благо хоть ВРПО «Севрыба» перестало вмешиваться в расстановку су дов на промысле! Все осталь ное продолжает катиться по наезженной колее, как «в ста рые, добрые времена»: чет кого руководства со стороны промысловых штабов — нет, действующие ГОСТы — «пал ки в колеса», некомплексная обработка судов при выгруз ке на транспорты вносит боль шую дезорганизацию в рабо- ту* Есть и другие проблемы. На встрече руководству ВРПО, флотам, обкому проф союза было предложено вплот ную заняться вопросами обе спечения полноценного отдыха капитана и его команды по приходе из длительных рей сов. Пока что их так называе мый «отдых» превращается в беготню по инстанциям, добы ванием десятка подписей. Возможно, настало время по ставить вопрос и о более про должительных сроках между аттестациями. Приурочивать ее, например, к курсам повыше ния квалификации. Дать право капитану арестовывать своих помощников. Да и в оценке рейсов 'окончательное слозо по премированию экипажа дол жно оставаться именно за ру ководителем предприятия. Вопрос обеспечения жильем капитанов — по-прежнему один из острейших. Только по са мым скромным подсчетам бо лее 30 руководителей судов не имеют отдельного жилья, еще больше семей живут в ненормальных жилищных ус ловиях. С таким положением дел трудно согласиться, оно требует решения, в первую очередь со стороны предсе дателя обкома профсоюза ры баков товарища В. Я. Хайреча. Ю. АРТЕМЬЕВ, инструктор промышленно- транспортного отдела гор кома КПСС. ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ Ф Н УЛЕВОЙ ЦИКЛ» — так называлась корреспонден ция В. Шмуренко, первого помощника капита на БАТ «Командарм Щербаков» управления тралового флота («РМ» № 52 от 26 декабря 1986 года), где речь шла о принятии коллективного договора об ответствен ности всего экипажа за качество выпускаемой продукции, о престиже политработника в морском коллективе. Со дня публикации статьи минуло уже около года и вдруг... В редакцию пришел возмущенный читатель, бывший член экипажа, сварщик Георгий Хачатурович Давтян — один из той пресловутой «пятерки», что, как писал пер вый помощник капитана, рискнули противопоставить се бя всему коллективу. И вот что выяснилось... Цитируем его письмо. Письмо Г. Давтяна «Тот рейс номер пять, на верное, не скоро забуду. Ка юсь, непростительно поздно обратился в редакцию, а пос ле драки, как говорится, кула ками не машут. А тут знако мых ребят встретил, что ра ботали в том «ненормальном» рейсе, они мне и говорят: «Чи тал в «Рыбном Мурмане» ста тью нашего комиссара? Кра-а- а-сиво пишет! Что ж, ему — вера, конечно, ну а мы кто? Договор-то приняли, а вот как это все проходило, остается лишь вздыхать да усмехаться. Прочитал я то, что пишет помполит. От первого до по следнего слова прочел. Такая меня обида взяла, что хоть криком кричи. Только вот ус лышит ли кто и поддержит? Интересно, до каких пор мы будем помалкивать да отси живаться, а так называемые «глашатаи перестройки» под общий шумок будут гнуть не ту линию, выдавая желаемое за действительное, короче, пу скать пыль в глаза — дескать, поглядите, как у нас все здо рово и прекрасно! Пусть я наживу себе врагов, но молчать не буду. Статья написана великолеп но, ее прямо-таки взахлеб чи таешь, но ведь на самом деле все было далеко не так, как это преподносит помполит. В. Шмуренко пишет: «Об суждение договора партийная организация провела обдуман но и последовательно, ни на йоту не поступившись принци пами социалистической демо кратии. Признаюсь, много ду шевных сил, терпения, выдерж ки пришлось проявить при проведении поистине огром ной разъяснительной работы, прежде чем решение партий цев получ'ило поддержку эки пажа». Никто нам ничего объяснять толком не собирался. На со брании капитан-директор А. Г. Трюхан на повышенных тонах категорично заявил, что все, кто не подпишет договор, бу- М Ы не публикуем все письмо Г. Дазтяна. Неко торые его положения вызыва ют сомнения, по крайней ме ре, спорны. Из разговора мож но было понять, что у автора преобладает личное раздра жение, отнявшее способность оценивать конфликт с точки зрения всего коллектива и с позиций действительной по следовательности событий то го рейса. К примеру, В. Шму ренко в статье четко призна ет, что коллективной ответст венности не получилось. А то, что деньги все же высчитали со всех членов экипажа, — ви на не помполита, а совершен но другого человека. Конкрет но — главного технолога Н.В. дут списаны с судна с соот ветствующей характеристикой, как моряки, неверно понимаю щие политику партии. Но скажите мне, разве под политикой нашей партии под разумевается метод «кнута», а не убеждения? Как расценить тот факт, что вся разъяснительная работа по принятию договора заклю чалась * лишь в единственном — давлении на людей с ад министративных позиций? Каж дый начальник службы, как с писаной торбой, бегал со списком своих подчиненных — подписывайте! То же самое происходило с голосованием. Как полагается? Кто — «за», кто — «против», кто — «воз держался», верно? У нас было однозначно: кто — против договора? Ни одна рука не поднялась, а наша «ко алиция» неподписавшихся, ес тественно, оказалась злостной противоборствующей силой против коллектива. Самое интересное, что мы были не против договора, а против того, чтобы все поров ну расплачивались. И сейчас не могу понять, почему я, сварщик, должен штрафовать ся за плохое качество рыбы? Наверное, мы чего-то недо понимаем в вопросе коллек тивной ответственности экипа жей за качество, но объявлять нас за это политически негра мотными, а по сути дела са ботажниками — оскорбитель но. И еще. Чем руководствова лась бухгалтерия, когда высчи тывали у нас, неподписавших ся, энную сумму штрафа? Скажете, большинство под писало договор, значит, он имеет силу? Возможно. Но грош цена такому договору, если за ним стоит непонима ние моряками сути дела, а молчаливое соглашение с ад министрацией из-за боязни оказаться «политически негра мотными». Карлина, чьей подписью и ру ководствовались в расчетной части флотз. Из служебной записки , адре сованной главному бухгалтеру А. В. Агееву: «...сумму штрафа 4571 руб. 36 ноп. и услу ги за перемарни. р ов ку 46 руб. 81 ноп. (всего 4618 руб . 17 коп.) удержать с членов энипажа . Энипажем за ключен договор о коллективной материальной ответственности за качество выпускаемой про д у кци и от 30.08.86 года. Глав ный технолог Н. В. Карлин — подпись». То, что в прилагаемом, кра сочно оформленном договоре имеются четыре пустых кле точки вместо подписей, — ни кто и не заметил. (Пятый, ви димо, решил подписать, хоть и задним числом). Мелочь, ерунда, прошляпи ли малость в бухгалтерии... Да нет. Это все те же форма лизм и обезличивание, въев шиеся в нашу жизнь так креп ко, что не сразу и вытравишь. ГДЕ , В КАКОМ ЗВЕНЕ всей * цепочки сложного произ водственного механизма прои зошел срыв, кто конкретно виновен в выпуске бракован ной продукции — отсюда на до начинать, с персональной ответственности каждого. А у нас иной раз подхватят, не глядя, чью-нибудь инициативу, не разобравшись, приемлемо ли сие для данного коллекти ва, — и рады! Как бы не по лучилось и на этот раз, что коллективная ответственность превратится в коллективную безответственность... Производство производству рознь и сравнивать, к примеру, бригаду слесарей завода с комплексом различных служб на рыбодобывающем судне — просто безграмотно. Исходя из множества слож ностей работы на промысле, нужен особый, осторожный подход к таким новшествам, как коллективная ответствен ность за качество. Объяснить, растолковать, подумать и об судить вместе с людьми, а не решать голым администриро ванием, под лозунгом «поли тика партии», как это получи лось на БАТ «Командарм Щер баков». — На судне образовалась группа людей, не согласных с утверждением договора, тем не менее деньги с них вычте ны, а в характеристиках четко подчеркнуто, что при обсуж дении договора о коллектив ной ответственности за каче ство выпускаемой продукции они проявили политическую не сознательность. Причем об суждение договора было фор мальным. Ваше мнение? Н. В. Дюпин, старший ин структор отдела загранплава- ния: — Ну-у-у! Не может такого быть. Шкуренко у нас на хо рошем счету. Как же он допу стил такой «прокол»! Надо ж, а... Н. И. Журавлев, заместитель секретарь парткома: — Считаю, что в данном случае такая формулировка в характеристике на людей — ошибка первого помощника капитана, если не сказать ху же. Явный перегиб, не делаю щий чести политработнику. ...Поговорите с теми, кто был в рейсе. Что скажут они? Р АЗЫСКАТЬ удалось лишь немногих. И все они, под тверждая правдивость Г. Даз тяна, просили не упоминать их фамилий, акцентируя на том, что В. Шмуренко работу с экипажем строил только с позиций диктата. Его просто боялись. Этим сказано все. Верно, кому охота получить запись в характеристике: «по литику партии понимает не правильно». Пусть на совести «боязли вых» останется анонимная кри тика в адрес помполита («Только не называйте меня. Зачем мне лишние визиты в партком? Вон недавно кто-то нажаловался на капитана Трю- хана, так всех затаскала парт- комиссия. Не жалко мне эти 46 рублей, ведь с комиссара тоже спрос «свыше», да еще какой! Он и «жмет»). «Жмет»... Так и получи лось. Иначе, как расценить, что на партийном собрании молодой коммунист И. В. Ко- валышин, не согласившийся с принятием такого договора, был тут же гневно заклеймен в политической несознательно сти, объявлен непризнающим политические установки пар тии, и даже капитаном А. Г. Трюханом было выражено сом нение — правомерно ли во обще пребывание товарища Ковалышина в рядах членов КПСС, коль он такой непонят ливый. Вот такое разъяснение. Так что никакой «поистине кро потливой разъяснительной ра боты», как пишет В. Шмуренко, не было и в помине. Превос ходно, грамотно составленный доклад помполита, со скрупу лезным знанием постановлений партии и правительства был' а вот до откровенного разгово ра с моряками помполит не снизошел, знал наверняка, что почти все подпишут. Люди хотят понять, что к чему, а их попросту тычут но сом в директивы, вырезанные из газет, полагая, что «эда ким макаром» проведена со ответствующая идеологическая работа. На партийном собрании, про ходившем в октябре (спустя два месяца после подписания договора), механик-наладчик А. К. Сухов так и «рубанул» фразу, не слишком, видимо, вдаваясь в смысл сказанного: «С такими надо говорить ко ротко, по-революционному (имеются в виду неподписав- шиеся). Кто не с нами, тот против нас!» И баста, . Лихо. Но разве так надо ре шать острейшие вопросы? «Все мы сейчас учимся, все мы проходим большую школу жизни. Мы проходим школу прав ды и гласности. Мы проходим школу расши рения демократии. Надо сейчас действовать, разворачивать инициативу сни зу. Руководители и партийные организации должны все де лать для того, чтобы этот про цесс быстрее разворачивался и набирал силу. Главное действующее лицо — народ. И главное средство — демократия. Сейчас очень важно хорошо разобраться во всем, что касается Закона о предприятии, хозрасчета, кол лективного подряда...» (Из выступления М. С. Гор бачева на торжественном со брании в Мурманске). Вот именно — хорошо разо браться во всем, а не отделы ваться рапортами о проведе нии «большой работы по со зданию здорового коллекти ва». Восхваление деятельности парторганизации в рейсовом отчете В. Шмуренко заняло не одну страницу, а желание мо ряков понять, целесообразен ли вообще такой договор, оговорено фразой: «Однако отдельные члены экипажа не осознали политической важно сти этого мероприятия по всей стране и отказались от участия в договоре, о чем по решению партийного собрания записано в характеристиках-ре комендациях». Вот так. Из многочисленных бесед с моряками ясно одно: приня тие в экипажах договоров о коллективной ответственности за качество выпускаемой про дукции в настоящее время идет очень и очень трудно. И основная причина, может быть, в том, что обсуждение договора подменяется лишь его подписанием. Стоит за думаться... Л. ТАРТАКОВСКАЯ. рыбный мурман 30 октября 1987 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz