Рыбный Мурман. 1987 г. Октябрь.
0 Город-герой, город-труженик Фоторепортаж с промысла щ я ш ш щ ш ш ......... * * ' 4 З АКОНЧЕН очередной рейс . План по вылову перекрыт. Но победа досталась нелегко. Большой автономный траулер <гГ енерал Радзиев - ский» работал в районе «ревущих сороковых», а что это такое — моряки хорошо знают . Штор мы. штормы..; В таких условиях особая нагруз ка ложилась на палубную команду во главе со старшим мастером добычи А. Н. Грединым. Накал трудового соперничества царил и на ры- бофабрике, где успеха постоянно добивалась сме на мастера обработки Н. JJ, Лазаревича. ■Самые добрые слова заслуживает^ машинная команда под руководством главного механика В. Е. Бевза. Именно она во многом способствова ла досрочному выходу судна на промысел из ремонта . Нельзя не отметить одного из ветеранов —> боцмана Н. А. БОЙКО (на снимке). Немало сил, старания приложил он для поддержания образ « цового внешнего вида траулера. ...186 суток бороздил океан БАТ «• Генерал Рад « зиевский», возглавляемый кавалером ордена «Д ру жбы народов» капитаном-директором Б. 3. Гиль* мияровым .* 186 суток трудовых подвигов и побед, А. ОДИНЦОВ, рефмеханик БАТ «Генерал Радзиевскийя тра« лового флота. Стихии не подвластны к прибыли коллектива Мурманского тралфлота смены экипажей приводит к ухудшению эксплуатацион ных показателей. Да и фи нансовые затраты возраста ют. А цены на продукцию остаются' прежними. И, на конец, видовой состав уло вов не дает нам больших .доходов. В результате флот становится низкорентабель ным. — Выход? — Надо выпускать, как говорят специалисты, продук цию с лучшими потребитель скими свойствами, следова тельно, более дорогую. В ус ловиях активизации товарно- денежных отношений, функ ционирования закона стоимо сти вопрос цен становится -^главным, они, цены, должны * соответствовать сложившим ся общественно необходимым затратам -труда. — Но ведь механизация рыбофабрик на судах, мяг ко говоря, оставляет желать лучшего! — У нас есть конвертиру емая валюта, полагаем при обрести рыборазделочные машины фирмы «БААДЕР», установить их на больших ав тономных траулерах, кото рые работают в дальних рай онах. Хочу напомнить только, что эффективность внедре ния новой технологии на по рядок выше эффективности внедрения новой техники. А для разработки новых тех нологий нужно объединение усилий всех рыбодобываю щих предприятий и разрабо ток фундаментальной науки. Так что это — дело будуще го. — А в условиях хозрас чета что делать с убыточной продукцией? — Если у флота будет хо зяйственная самостоятель ность, разумеется, такую продукцию будем выпускать в строго ограниченном коли честве, а в перспективе, с появлением новой техники, технологии, сведем на нет. В настоящее время в ос новном мы изготавливаем то же, что и в 50-х годах: рыбу мороженую, охлажден ную^ соленую, консервы, жир и муку. И если раньше сбыт этих продуктов шел без затруднений, тем более что это были треска, окукь, то сейчас устойчивого сбыта нет. Поэтому надо перехо дить на производство това ров, отвечающих потребно стям общества сегодня: мел кая расфасовка, различные рыбные наборы, пряные со ленья и т. п. Причем с бо лее длительными сроками хранения.. Для этого нужен комплексный подход, вне дрять мы должны не одну машину, а замкнутую систе му: от высокопроизводи тельного трала через обраба тывающую технику к выпу ску продукции в мелкой рас фасовке. Непродуманность одного звена этой системы сводит на нет эффект от вне дрения всех остальных. Видимо, будем использо вать консервные цехи на ПСТ и БМРТ, выпускать кон сервы из лрилова камбалы, палтуса и добиваться их рен табельности. — Георгий Васильевич, мы уже говорим с вами о будущем. Что, на ваш взгляд, самое важное в переходе флота на работу в новых ус ловиях? — Думаю, что самое глав ное — какие будут даны нам права. Если у ВРПО бу дет сохранен его нынешний статус, тогда наши отноше ния с другими предприятия ми будут складываться «по- йынешнему». Если нет — сможем быть самостоятель ными в полном смысле сло ва. Отсюда — вся наша стра тегия и тактика. — Начнете с аппарата уп равления? • — Вообще-то необходим комплексный подход. Но ап парат управления должен постоянно совершенствовать ся и соответствовать изме нившимся экономическим ус ловиям, в которых функцио нирует предприятие. Они ме няются и в настоящее время, а с 1 января 1988 года ста нут совсем другими, поэто му и аппарат управления на до привести, как говорят, в соответствие. Сейчас мы мно гое меняем в этом плане. Прежде всего иадо избавить ся от несогласованной рабо ты отделов, поскольку это и лишние финансовые расходы флота, и задержки судов, и т. п. — А что можете сказать в целом ‘ об изменениях в структуре управления? — Опять же трудно сей час говорить. Если станем полностью самостоятельны ми. значит—одна структура, нет — другая, g первом слу чае, думается, надо освобо диться от функционального управления, избавить отде лы и службы от ненужной арифметики, учета, подсчета и- т. д. Скажем, отдел глав ного технолога пусть занима ется разработкой новой про дукции, контролем за соблю дением технологии, качест вом продукции, а не считает, сколько тонн выловил эки паж да сколько рыбных то варов из этого получилось. Конечно, сокращение шта тов при этом неизбежно. Хо тя процесс, прямо скажем, не из приятных, болезнен ный. Полагаю, например, что для большей заинтересован ности работников аппарата управления в конечных ре зультатах деятельности фло та зарплата должна состоять из оклада и надбавки, ко торая при упущениях в ра боте автоматически снимает ся. — Что, на ваш 1взгляд, изменится в организации ре монта судов? — Будем переходить на прямые договора, в которых, думается, следует учесть и упущенную выгоду флота. Сейчас положение тяже лое. Причина в том, что ин тересы флота расходятся с интересами судоремонтных предприятий: оценка дея тельности проводится по раз ным показателям. Поэтому тем, кто ремонтирует, без различно. сколько судов на промысле у того же трал флота. И в итоге, пользуясь своим монопольным положе- нием, Мурманская судо верфь получает знамена, по четные грамоты, а траловый флот не знает, как выбрать ся из долгов. Ведь только по группе ПСТ задержки в ремонте составили 725 судо- суток. — Несколько выручает ремонт за границей? — Конечно, но ведь это — валюта, которая выделяет ся нам централизованно, в строго ограниченном коли честве. Хотя мы заинтересо ваны в размещении судов на ремонт за границей, потому что нам это обходится вдвое дешевле и вдвое быстрей. Хочу заметить, что не сколько десятилетий тому назад судоремонтный завод № 1 входил в состав Мур манского тралового флота. Это помогало оперативно ре шать вопросы быстрейшего выхода судов на промысел. Затем он вошел в состав Мурманской судоверфи. А мы вынуждены для той же оперативности снова разби вать собственную ремонтную базу — плавмастерскую. Не исключено, что в условиях нолного хозрасчета, когда часть амортизационных от числений останется в распо ряжении предприятия, эконо мически целесообразным ста нет дальнейшее развитие своей ремонтной базы, а, возможно, придется просить Министерство рыбного хозяй ства СССР о возвращении нам СРЗ-1. — Что изменится в си стеме оплаты труда? — Необходимо связать ин тересы работника с интере сами предприятия, интереса ми государства. Поэтому, на наш взгляд, необходимо и напрямую связать премиро вание экипажей с выполне нием планов по прибыли. Сейчас группа специалистов разрабатывает проект поло жения об оплате труда в ус ловиях полного хозрасчета. Будут также разработаны нормативы расходов, и пла нирование рейсов станет осу ществляться по этим норма тивам. Самофинансирование не мыслимо без заинтересован ности каждого труженика в достижении высоких конеч ных результатов работы пред приятия. Стимулируя труд, мы должны и оплачивать по труду. Июньский Пленум ЦК КПСС определил суть перестройки управления эко номикой как переход к уп равлению интересами и че рез интересы. Безусловно, конкретные решения и раз рабатывать, и принимать очень сложно, но необходи мо. А времени в обрез. Переход на полный хоз расчет — процесс сложный, тут простым изданием прика за ничего не изменить. Поэ тому на первых порах мы будем вынуждены идти на резкое сокращение расхо дов с тем, чтобы увеличить прибыль, необходимую для решения социальных прог рамм. Интервью взяла И. БЕРЕЗЮК. рыбный мурман 5 2 октября 1987 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz