Рыбный Мурман. 1987 г. Октябрь.

0 Город-герой, город-труженик Фоторепортаж с промысла щ я ш ш щ ш ш ......... * * ' 4 З АКОНЧЕН очередной рейс . План по вылову перекрыт. Но победа досталась нелегко. Большой автономный траулер <гГ енерал Радзиев - ский» работал в районе «ревущих сороковых», а что это такое — моряки хорошо знают . Штор­ мы. штормы..; В таких условиях особая нагруз­ ка ложилась на палубную команду во главе со старшим мастером добычи А. Н. Грединым. Накал трудового соперничества царил и на ры- бофабрике, где успеха постоянно добивалась сме­ на мастера обработки Н. JJ, Лазаревича. ■Самые добрые слова заслуживает^ машинная команда под руководством главного механика В. Е. Бевза. Именно она во многом способствова­ ла досрочному выходу судна на промысел из ремонта . Нельзя не отметить одного из ветеранов —> боцмана Н. А. БОЙКО (на снимке). Немало сил, старания приложил он для поддержания образ « цового внешнего вида траулера. ...186 суток бороздил океан БАТ «• Генерал Рад « зиевский», возглавляемый кавалером ордена «Д ру жбы народов» капитаном-директором Б. 3. Гиль* мияровым .* 186 суток трудовых подвигов и побед, А. ОДИНЦОВ, рефмеханик БАТ «Генерал Радзиевскийя тра« лового флота. Стихии не подвластны к прибыли коллектива Мурманского тралфлота смены экипажей приводит к ухудшению эксплуатацион­ ных показателей. Да и фи­ нансовые затраты возраста­ ют. А цены на продукцию остаются' прежними. И, на­ конец, видовой состав уло­ вов не дает нам больших .доходов. В результате флот становится низкорентабель­ ным. — Выход? — Надо выпускать, как говорят специалисты, продук­ цию с лучшими потребитель­ скими свойствами, следова­ тельно, более дорогую. В ус­ ловиях активизации товарно- денежных отношений, функ­ ционирования закона стоимо­ сти вопрос цен становится -^главным, они, цены, должны * соответствовать сложившим­ ся общественно необходимым затратам -труда. — Но ведь механизация рыбофабрик на судах, мяг­ ко говоря, оставляет желать лучшего! — У нас есть конвертиру­ емая валюта, полагаем при­ обрести рыборазделочные машины фирмы «БААДЕР», установить их на больших ав­ тономных траулерах, кото­ рые работают в дальних рай­ онах. Хочу напомнить только, что эффективность внедре­ ния новой технологии на по­ рядок выше эффективности внедрения новой техники. А для разработки новых тех­ нологий нужно объединение усилий всех рыбодобываю­ щих предприятий и разрабо­ ток фундаментальной науки. Так что это — дело будуще­ го. — А в условиях хозрас­ чета что делать с убыточной продукцией? — Если у флота будет хо­ зяйственная самостоятель­ ность, разумеется, такую продукцию будем выпускать в строго ограниченном коли­ честве, а в перспективе, с появлением новой техники, технологии, сведем на нет. В настоящее время в ос­ новном мы изготавливаем то же, что и в 50-х годах: рыбу мороженую, охлажден­ ную^ соленую, консервы, жир и муку. И если раньше сбыт этих продуктов шел без затруднений, тем более что это были треска, окукь, то сейчас устойчивого сбыта нет. Поэтому надо перехо­ дить на производство това­ ров, отвечающих потребно­ стям общества сегодня: мел­ кая расфасовка, различные рыбные наборы, пряные со­ ленья и т. п. Причем с бо­ лее длительными сроками хранения.. Для этого нужен комплексный подход, вне­ дрять мы должны не одну машину, а замкнутую систе­ му: от высокопроизводи­ тельного трала через обраба­ тывающую технику к выпу­ ску продукции в мелкой рас­ фасовке. Непродуманность одного звена этой системы сводит на нет эффект от вне­ дрения всех остальных. Видимо, будем использо­ вать консервные цехи на ПСТ и БМРТ, выпускать кон­ сервы из лрилова камбалы, палтуса и добиваться их рен­ табельности. — Георгий Васильевич, мы уже говорим с вами о будущем. Что, на ваш взгляд, самое важное в переходе флота на работу в новых ус­ ловиях? — Думаю, что самое глав­ ное — какие будут даны нам права. Если у ВРПО бу­ дет сохранен его нынешний статус, тогда наши отноше­ ния с другими предприятия­ ми будут складываться «по- йынешнему». Если нет — сможем быть самостоятель­ ными в полном смысле сло­ ва. Отсюда — вся наша стра­ тегия и тактика. — Начнете с аппарата уп­ равления? • — Вообще-то необходим комплексный подход. Но ап­ парат управления должен постоянно совершенствовать­ ся и соответствовать изме­ нившимся экономическим ус­ ловиям, в которых функцио­ нирует предприятие. Они ме­ няются и в настоящее время, а с 1 января 1988 года ста­ нут совсем другими, поэто­ му и аппарат управления на­ до привести, как говорят, в соответствие. Сейчас мы мно­ гое меняем в этом плане. Прежде всего иадо избавить­ ся от несогласованной рабо­ ты отделов, поскольку это и лишние финансовые расходы флота, и задержки судов, и т. п. — А что можете сказать в целом ‘ об изменениях в структуре управления? — Опять же трудно сей­ час говорить. Если станем полностью самостоятельны­ ми. значит—одна структура, нет — другая, g первом слу­ чае, думается, надо освобо­ диться от функционального управления, избавить отде­ лы и службы от ненужной арифметики, учета, подсчета и- т. д. Скажем, отдел глав­ ного технолога пусть занима­ ется разработкой новой про­ дукции, контролем за соблю­ дением технологии, качест­ вом продукции, а не считает, сколько тонн выловил эки­ паж да сколько рыбных то­ варов из этого получилось. Конечно, сокращение шта­ тов при этом неизбежно. Хо­ тя процесс, прямо скажем, не из приятных, болезнен­ ный. Полагаю, например, что для большей заинтересован­ ности работников аппарата управления в конечных ре­ зультатах деятельности фло­ та зарплата должна состоять из оклада и надбавки, ко­ торая при упущениях в ра­ боте автоматически снимает­ ся. — Что, на ваш 1взгляд, изменится в организации ре­ монта судов? — Будем переходить на прямые договора, в которых, думается, следует учесть и упущенную выгоду флота. Сейчас положение тяже­ лое. Причина в том, что ин­ тересы флота расходятся с интересами судоремонтных предприятий: оценка дея­ тельности проводится по раз­ ным показателям. Поэтому тем, кто ремонтирует, без­ различно. сколько судов на промысле у того же трал­ флота. И в итоге, пользуясь своим монопольным положе- нием, Мурманская судо­ верфь получает знамена, по­ четные грамоты, а траловый флот не знает, как выбрать­ ся из долгов. Ведь только по группе ПСТ задержки в ремонте составили 725 судо- суток. — Несколько выручает ремонт за границей? — Конечно, но ведь это — валюта, которая выделяет­ ся нам централизованно, в строго ограниченном коли­ честве. Хотя мы заинтересо­ ваны в размещении судов на ремонт за границей, потому что нам это обходится вдвое дешевле и вдвое быстрей. Хочу заметить, что не­ сколько десятилетий тому назад судоремонтный завод № 1 входил в состав Мур­ манского тралового флота. Это помогало оперативно ре­ шать вопросы быстрейшего выхода судов на промысел. Затем он вошел в состав Мурманской судоверфи. А мы вынуждены для той же оперативности снова разби­ вать собственную ремонтную базу — плавмастерскую. Не исключено, что в условиях нолного хозрасчета, когда часть амортизационных от­ числений останется в распо­ ряжении предприятия, эконо­ мически целесообразным ста­ нет дальнейшее развитие своей ремонтной базы, а, возможно, придется просить Министерство рыбного хозяй­ ства СССР о возвращении нам СРЗ-1. — Что изменится в си­ стеме оплаты труда? — Необходимо связать ин­ тересы работника с интере­ сами предприятия, интереса­ ми государства. Поэтому, на наш взгляд, необходимо и напрямую связать премиро­ вание экипажей с выполне­ нием планов по прибыли. Сейчас группа специалистов разрабатывает проект поло­ жения об оплате труда в ус­ ловиях полного хозрасчета. Будут также разработаны нормативы расходов, и пла­ нирование рейсов станет осу­ ществляться по этим норма­ тивам. Самофинансирование не­ мыслимо без заинтересован­ ности каждого труженика в достижении высоких конеч­ ных результатов работы пред­ приятия. Стимулируя труд, мы должны и оплачивать по труду. Июньский Пленум ЦК КПСС определил суть перестройки управления эко­ номикой как переход к уп­ равлению интересами и че­ рез интересы. Безусловно, конкретные решения и раз­ рабатывать, и принимать очень сложно, но необходи­ мо. А времени в обрез. Переход на полный хоз­ расчет — процесс сложный, тут простым изданием прика­ за ничего не изменить. Поэ­ тому на первых порах мы будем вынуждены идти на резкое сокращение расхо­ дов с тем, чтобы увеличить прибыль, необходимую для решения социальных прог­ рамм. Интервью взяла И. БЕРЕЗЮК. рыбный мурман 5 2 октября 1987 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz