Рыбный Мурман. 1987 г. Октябрь.

Как борются с пьянством ППРНЛЛЕЛИ Буржуазная пропаганда не преминула ухватиться за новый повод антисоветских, антикоммунистических спекуляций — <г трезвенное движение» в СССР. Ссылаясь на резкие, критиче­ ские антиалкогольные выступления наших газет и журналов, радио и телевидения, она кричит о том, что, дескать, пьянство в СССР приняло небывалый и угрожающий размах именно в ус­ ловиях развитого социализма. Тем самым отвлекается внимание общественности от распространенности этого бедствия на З а ­ паде. Какова же картина в действительности? * * * □ За последние 20 лет потребление вин человечеством в целом выросло на 2 0 процентов, крепких напитков — на 50, пива — на 124 процента. □ В промышленно развитых странах 7 из каждых деся­ ти «выпивох» работают. Пристрастие к спиртному оборачи­ вается массой отрицательных последствий: повышается производственный травматизм, учащаются прогулы, растет текучесть кадров, снижается уровень профессиональной квалификации, осложняются и портятся отношения в кол­ лективе, падает производительность труда. □ Множество других негативных явлений вызывает пьянство: конфликты дома, разрушение семей, тяжелые душевные и физические страдания людей, ухудшение само­ чувствия, ослабление сопротивляемости заболеваниям и т. п. О В капиталистическом мире в погоне за прибылями про­ должается безудержная реклама спиртных напитков, 6 из 10 рекламных"объявлений в Италии, например, посвящены спиртному. Его продают в стране 200 тысяч торговых то­ чек — по одной на каждые 380 жителей, хотя в соответст­ вии с принятыми ЕЭС правилами должно быть по одной на 1500 человек. □ В ФРГ пьянство оборачивается материальным ущер­ бом в 200— 300 тысяч марок на каждую тысячу трудящих­ ся ежегодно. , □ В США продажа горячительных напитков приносит казне ежегодно 12— 15 миллиардов долларов, а лечение алкоголиков обходится налогоплательщикам почти в 40 мил­ лиардов долларов. В целом же пристрастие к выпивке в США приносит стране экономический урон более чем в 125 миллиардов долларов ежегодно. □ 2 0 процентов коек в английских больницах заняты па­ циентами, чьи недуги вызваны пьянством. - * * * Этот, даже очень краткий перечень социальных последствий пьянства (а сюда еще надо отнести наркоманию , преступность) показывает масштабы его распространенности. Но и на Западе сегодня понимают серьезность проблемы. Несмотря на множе­ ство препон, которые создает мир бизнеса, и там ширится борьба с пьянством. Особенно интересен опыт наших северных соседей. Ф и н л я н д и я СБИВАЯ ВОЛНУ СПРОСА Много ли пьют финны? «Пьют редко, но уж если пьют...» — посетовал поли­ цейский, подсаживая очеред­ ного клиента в «Черную Майю» (так финны именуют спецтранспорт). Ежегодно в среднем житель Суоми вы­ пивает 7 литров крепких на­ питков, 9 литров вина, 56 литров пива. Это 'почти вдвое меньше, чем позволя­ ет себе датчанин, и не на­ много больше того, что вы­ пивает швед. В течение по­ следних десяти лет финн не отступает от уровня в 6,4 литра чистого алкоголя в год. г Как это . .ни покажется странным, но разгулялся житель Суоми в годы дей­ ствия «сухого закона», ког­ да над лесами закурился си­ ний дымок и потекла сиву­ ха. «Сухой закон» просуще­ ствовал почти тридцать лет и был отменен в 193.2 году. Монопольное. право выпу­ скать и реализовывать в Финляндии спиртные на­ питки получила тогда госу­ дарственная компания «Ал- ко». Сейчас у компании не только заводы, но и 2 1 2 специализированных мага­ зинов, торгующих водкой, вином и пивом высшей кре­ пости, 1.600 собственных ресторанов. В начале 70-х годов, когда многие считали. что удалось если не победить, то серьезно потеснить «зе­ леного змия», специалисты отметили первые серьезные симптомы. Оборот «Алко» стал стремительно расти. Потребление алкоголя выросло в три раза. «Алко» сумела перестроиться. вы­ К октября 1987 года бросив на рынок так назы­ ваемое пиво «средней кре­ пости» — до 3,7 градуса. Его можно купить в обыч­ ных магазинах. Это сбило волну спроса на крепкие на­ питки. Но в последнее вре­ мя вверх поползла кривая безработицы, а с ней увели­ чилось и потребление алко­ голя. Есть ли тут прямая зависимость? Без сомнения. И хотя в Финляндии дейст­ вуют общества трезвости, в правлении «Алко» заседают представители министерства здравоохранения, социаль­ ного ведомства, а генераль­ ный директор отчитывается перед парламентом, «зеле­ ный змий» не дает себя одо­ леть. Социологи утверждают, что 80 процентов мужчин и 60 процентов женщин в Финляндии пьют в конце не­ дели. Вот типичные ситуа­ ции, выявленные профессо­ ром Юсси Сими,vpa: после работы зашел в «барри» — выпил: в субботу пошел в сауну — взял бутылку. Ученый выделил 128 случа- % наши северные соседи УСПЕХИ И НЕУДАЧИ 'Швеция По данным шведских ста­ тистиков, потребление спирт­ ного в стране на душу насе­ ления составляет более 6 литров.крепких напитков и около 8 литров вина. Это не так уж много, если вспом­ нить, что западногерманский среднестатистический немец выпивает за год 25 литров алкогольных напитков. Еще несколько цифр из тех же статистических отче­ тов. Совсем не пьют 8 про­ центов шведских мужчин и 15 процентов — женщин. В то же время более четырех процентов населения страны — зарегистрированные алко­ голики. Смертность от цир­ роза печени за последние 2 0 лет увеличилась вчетверо. Есть еще одно явление, которое волнует многих шве­ дов, от членов правительст­ венного кабинета до школь­ ных учителей и медиков. Не­ удержимо-рекордными темпа­ ми растет в стране потреб­ ление муки, сахара и дрож­ жей-. Причина: прозаическая — самогоноварение. Дело в том, что несколь­ ко лет назад Швеция взяла твердый курс на полное ис­ коренение пьянства из жиз­ ни общества, исключение спиртных из его повседнев­ ной практики. Для выполне­ ния этой стратегической за­ дачи немало делается. Спир­ ев, грозящих закончиться вытрезвителем. Но все они возникают за пределами ра­ бочего места. Только два процента опрошенных вспомнили ситуацию, когда им приходилось выпивать на производстве. Пережив время строжай­ шего запрета, финны стали осмотрительнее, тоньше, расчетливее в борьбе с па­ губной привычкой. Они су­ зили до предела рамки сво­ бодного предпринимательст­ ва на алкогольном рынке. Родилось это не само по се­ бе, а в течение длительной борьбы, под давлением профсоюзов, при участии... предпринимателей. Да, со­ временный предпринима­ тель умеет считать и 'жела­ ет иметь у станка трезвен­ ника. а не алкоголика. Пять миллионов человеко-часов, потерянных в Финляндии в прошлом году из-за пьянст­ ва, —- цифра солидная. В течение многих лет здесь действуют десятки ан­ тиалкогольных организации, такие, как «Друзья трезво­ сти», «Союз трезвости фин­ ских учителей», «Женский центральный союз трезво­ сти...» Они ведут антиалко­ гольную пропаганду, начи­ ная со школы, распространя­ ют сотни журналов, бро­ шюр, книг. Сыграли поло­ жительную роль и увлечен­ ность финнов спортом, их врожденная тяга к природе. Сегодня в стране зарегист­ рировано 320 тысяч «кеся- мекки» — нечто среднее между нашей дачей и садо­ вым домиком. Исключите из пятимиллионного населения Финляндии коренных жите­ лей села, детей, молодежь, и получится, что в среднем каждая вторая семья прово­ дит свой выходной за горо­ дом. тные напитки продает толь­ ко государство, каким-либо кампаниям или частным ли­ цам делать это категориче­ ски запрещено. Если иност­ ранный турист все же по­ пытается из-под полы про­ дать бутылку спиртного, ему грозит тюремное заключение и крупный денежный штраф. На всю страну с 8 милли­ онами жителей всего 316 винно-водочных магазинов. Эти торговые точки откры­ ваются только в будние дни и в рабочие часы. Лицам до 2 0 лет спиртные напитки не продаются. На этом социальный ост­ ракизм, которым подвергают алкоголиков в Швеции, не заканчивается. Цены на спирт­ ное — самые высокие в Ев­ ропе. Кружка пива по стои­ мости равна бутылке вина в Англии. Людей, замеченных в пьянстве, сразу ставят на особый учет. Работники со­ циальных служб расследуют все сообщения, в том числе телефонные и анонимные, о людях, которые, как здесь говорят, имеют «алкоголь­ ные проблемы». Если увлек­ ся выпивками пенсионер — будет лишен частично или полностью этого вида со­ циальной помощи, безра­ ботный — пособия по без­ работице. Если полицейские дорож­ ной службы обнаружат у во­ дителя даже, как у нас гово­ рят, остаточные явления, связанные с употреблением алкоголя, он немедленно ли­ шается прав, отправляется в тюрьму и платит штраф. Наркологи лечат больных принудительно. Каковы же результаты? В 1980— 1985 годах потребле­ ние спиртного в стране сни­ зилось на 14 процентов. Однако проблем остается не меньше, чем устраняется. Доход, получаемый государ­ ством от продажи спиртных напитков, составляет пример­ но 5 процентов националь­ ного, и правительство не хо­ чет его терять. Здесь прояв­ ляется двойственность- поли­ тики шведского правительст- ва. f Сейчас никто в Швеции не может сказать, реально ли добиться трезвости при­ нуждением. Норвегия АЛКОГОЛЬНЕВПОЧЕТЕ В Осло есть магазины, которые выполняют, на пер­ вый взгляд, странную за­ дачу — продать как можно меньше товаров. Эти торго­ вые точки не имеют ни не­ оновых вывесок, ни красоч­ но оформленных витрин. По пятницам и субботам у две­ рей этих магазинов дежурят полицейские, окидывающие посетителей пристальным взглядом. Но, несмотря на все это, торговля идет бой­ ко. В магазинах, о которых идет речь, продают спирт­ ные напитки. Все они вхо­ дят в систему «государст­ венной винной монополии», созданной в Норвегии в 1923 году, когда в стране нача­ лась широкая компания про­ тив злоупотребления алко­ гольными напитками. Об­ ширные районы на юге и западе страны до сих пор представляют собой своеоб­ разные «белые пятна»: вин­ ные .магазины здесь были закрыты по решению орга­ нов местного самоуправле­ ния. В городах Норвегии почти не встретишь пьяного на ули­ це. Ни дорожный 'указатель, ни световая и иная реклама не подскажут, в какой сторо­ не осталась еще действую­ щая винная точка. Противоалкогольная рабо­ та ведется в школах, сред­ них и высших учебных за­ ведениях, лечебных, управ­ ленческих и других учрежде­ ниях. Человек. увлекающийся спиртным, не имеет шансов продвинуться по службе. В борьбе с пьянством го­ сударство широко использу­ ет и политику цен. Бутылка самого дешевого сухого ви­ на стоит в Норвегии в пе­ ресчете на наши деньги око­ ло 5 рублей, а бутылка вод­ ки почти 16 рублей. Сего­ дня в Норвегии потребление алкоголя — самое низкое в Европе. В среднем норве­ жец в возрасте старше 15 лет ежегодно вьщивает чуть более 4-х литров вина ' (в ФРГ и Франции, например, эти цифры составляют соот­ ветственно 25 и 90 литров) и 44 литра пива (в ФРГ — 146 литрюв). Трезвый образ жизни все больше утверждается в Нор­ вегии. Число алкоголиков в Норвегии значительно мень­ ше, чем в других странах Европы. Однако правительственные органы, общественность стра­ ны беспокоит. большой кон­ трабандный ввоз спиртных напитков из Европы и Аме­ рики. ' Рис . Е. КОБЗЕВОН. рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz