Рыбный Мурман. 1987 г. Октябрь.

• Решения XXVII съезда КПСС-в жизнь! • рыбный МУРМАН Трудящиеся Страны Советов! Будьте подлинными хозяевами на своем рабочем месте, в трудовом коллективе и в обществе в целом! ИЗ ПРИЗЫВОВ ЦК КПСС к 70-латию Вели­ кой Октябрьской социалистической революции. Правофланговые Ставим точку «Морская инспекция», — так назывался материал А. Дмитриева, опубликованный в еженедельнике («РМ», 1987, № 21). Ав­ тор рассказывал о деятельности стражей морских богатств. Ответом на эту публика­ цию была статья заместителя заведующего лабораторией лицензионного лова управле­ ния «Севрыбпромразведка» В. Кособуцко- го «Кто защитит капитана?» В ней речь шла о том, что морская инспекция пре­ вышает свои полномочия, искажая нор­ мативные документы. Материал напечатан под рубрикой «Точка зрения». Сразу же после того, как статья появи­ лась в газете, из морской инспекции при­ шло письмо. Его мы предлагаем вниманию читателей. А для того, чтобы закончить разгоревшийся спор, редакция попросила прокомментировать его и сделать оконча­ тельный вывод начальника юридического отдела облисполкома Людмилу Николаевну Зайкину. «Защищать надо море» Откликнувшись на статью «Морская инспекция», В. А. Кособуцкий решил завязать диспут. Ну что же, диспут — это хорошо, как говорит­ ся, в спорах рождается исти­ на. Только спора, как вид­ но/ не получится. Если по­ внимательней прочитать ста­ тью «Кто защитит капита­ на?», оказывается, что в од­ них моментах он сам себя опровергает, в других прос­ то не разобрался, в третьих вообще не прав. Прежде всего надо разо­ браться, кого берется защи­ щать автор. Статья называ­ ется «Кто защитит капита­ на?», а в первых строках пи­ шется, что разговор пойдет о мерах воздействия, приме­ няемых инспекцией к нару­ шителям. У нас, в инспек­ ции, понятия «напитан» и «браконьер» никогда не ста­ вились в один ряд. Давайте будем называть вещи свои­ ми именами: как же еще можно назвать человека, ко­ торый сознательно идет на нарушение? И не надо ссы­ латься на то, что это произ­ водственное нарушение. Надо сказать, что все дей­ ствия морской инспекции ос­ новываются на главном до­ кументе: Указе Президиу­ ма Верховного Совета СССР об экономической зоне СССР. В. А. Кособуцкий утверждает, что данные пра­ вила — чистая выдумка Г. М. Ковалева, мол, напри- думывали сами, сами и тво­ рят беззаконие. Один мо­ мент здесь упущен: у про­ куратуры работа морской инспекции не вызывает на­ реканий, а Владимиру Алек­ сеевичу она кажется сущим террором. Не слишком ли широко замахнулся автор статьи? Указ Верховного Совета для него не указ, и инспекция не так работает, и компетентны^ органы дол­ жны перед ним отчитывать­ ся. Кстати, новые правила разработаны с учетом поло­ жений и условий рыбного промысла в Баренцевом мо­ ре. Причем при их состав­ лении учитывались предло­ жения ПИНРО, ВРПО «Сев- рыба» и «Мурманрыбвода». И, подчеркну, управления «Севрыбпромразведка». Теперь самое время пого­ ворить о том, что все-таки мешает работать капитанам со спокойной душой. Глав­ ным камнем преткновения является «его величество» план. Этот «дамоклов меч» постоянно висит над голова­ ми у рыбаков. Уже прижи­ лась и утвердилась никем не писанная истина, что идет судно в море, все равно что в магазин «Океан». И ни­ какие ссылки на плохую промобстановку или шторм не действуют. Если сегодня судно в пролове, завтра предстоит потрудиться вдвойне. А если неделю од­ ни «колеса» в трале? Во вре­ мя сельскохозяйственной страды средства информации часто пишут: «В связи с тя­ желыми погодными условия­ ми...» Но и с тяжелыми по­ годными условиями труже­ ник поля видит, что у него выросло и сколько собрать можно. У труженика моря наоборот: план — основной критерий, а что в этом году выросло — кто знает? — рыба дело водяное. Даже са­ мые обнадеживающие прог­ нозы порой не оправдывают­ ся. А виноват в любом слу­ чае капитан. Кому-то одному повезло, попался хороший косяк в трал. Другим сып­ лются радиограммы с бере­ га: «Почему не ловите?» Нет, я не против плана. Продолжаем разговор 6 чужом огороде «Севгосрыбфлотинспекция » удивлена выдержкой из дне­ вника И. Е. Дегтярева (№ 35 от 28 августа 1987 г.), в ко­ торой Иван Егорович оправ­ дывает капитана-директора БМРТ «Алтай», нарушивше­ го правила рыболовства. Что­ бы не вводить в заблужде­ ние читателей, считаем сво­ им долгом изложить суть происшедшего. Траулер вел промысел в зоне одного из иностранных государств. Инспектирую­ щими лицами были установ­ лены курсы траления только в южном направлении, а также минимальная дистан­ ция при расхождении. И это естественно: как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не лезут. В общем, наши рыбаки строго придерживались по­ рядка. Во избежание недора­ зумений И. Е. Дегтярев на все суда дал радиограмму, предписывающую строго вы­ полнять установленный ре­ жим промысла. Помимо этой РДО, на «Алтае» дважды в течение мая побывали иност­ Оказывается, у иностран­ ца и трал легче, и автомати­ ка натяжения ваера, чтоб «на задев не сесть», работа­ ет, слава богу, а о поисковой аппаратуре и говорить не приходится. А зайдите в рыб- цех на ПСТ во время под- вахты: народу — протолк­ нуться нельзя, а все потому, что основным средством об- работки на судах является шкерочный нож. Нет-нет да и вырвется у какого-нибудь капитана: «Хоть бы вы чем помогли. Планы большие, тралы нику­ дышные, оборудования поч­ ти нет. Нельзя ведь так ра­ ботать». А чем поможешь, разве, что посочувствуешь. Так что не надо пугать морской инспекцией моло­ дых штурманов, будущих ка­ питанов. А команда «инспек­ тор» подается только там, где совесть не чиста. И как приятно говорить с рыбаками на равных, а по­ кидая борт судна, пожелать хороших уловов. А. РЕВЯКИН, старший госинспектор кон. венционного рыболовства управления «Мурманрыб- вод». ЗАЙКИНОИ. — Из статьи В. А. Кособуцкого видно, что автор не до^>- конца изучил нормативные документы. Ведь кроме Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об экономической зоне СССР», где определена мера административного воз­ действия, существует постановление Президиума Верховно­ го Совета СССР «О порядке применения статей 19 и 21 Указа». В этом документе разъясняется, за что, кому и кем применяются меры и каков порядок обжалования их. Есть еще «Положение об охране экономической зоны СССР», утвержденное Советом Министров СССР. Там го­ ворится, что задержанные советские суда должны находить­ ся в порту Советского Союза столько времени, сколько по­ требуется для изъятия запрещенных орудий лова и неза­ конно добытого сырья в экономической зоне СССР. Иными словами, В. А. Кособуцкий не прав. Но я за план разумный. На­ ши западные соседи (Норве­ гия) давно отказались от жестких планов. Пора бы и нам научиться более разум­ но распоряжаться сырьевой базой Баренцева моря. Ведь рыбы от плана не прибавля­ ется, и если ловится хорошо, это еще не значит, что ее много. Так что не от морской инспекции надо защищать капитана. Она только забо­ тится о том, чтобы было что ловить завтра и послезавт­ ра. От рвачей надо защищать моряков и рыбу. Не днем нынешним жив человек. На­ до и детям нашим оставить после себя... хотел было на­ писать «что-то». Не что-то надо оставлять. Чтобы уви­ дели они Баренцево море богатым. Еще одно немаловажное обстоятельство, мешающее работе рыбаков, — застой в техническом прогрессе. Часто приходилось ви­ деть такую картину. Ло­ вит иностранное суденыш­ ко. Пристраивается за ним наш ПСТ, идет, как говорит­ ся, след в след. Поднимает первый — 3 тонны, у наше­ го в три раза меньше. Слово Л. Н. «Вновь штили и штормы промысла» ранные инспекторы и оба ра­ за делали предписания о не­ обходимости вести траления только в южном направле­ нии. Однако на БМРТ ослу­ шались: пошли северо-запад­ ным курсом. Это нарушение было зафиксировано, и трау­ леру предложили следовать в один из портов для рассле­ дования инцидента. В ре­ зультате — штраф, государ­ ству нанесен не только ма­ териальный, но и мораль­ ный ущерб. Так что нам непонятны слова И. Е. Дегтярева: «Я лично его (т. е. капитана) вины не усматриваю». До­ вольно странная позиция... В. ГЕРЦАК, старший моринспектор «Сёвгосрыбфлотинспекции». Валентин Владимирович Жбанников — токарь. Как известно, человек этой профес­ сии на судне представлен, так сказать, в единственном числе. Потому токаря обычно особенно уважают, очень нужен экипажу его труд. К Жбанникову относятся почтительно еще и потому, что он секретарь партийной ор­ ганизации транспортного рефрижератора <г По­ лярный круг», принципиальный , вдумчивый. честный секретарь. Под руководством партий­ ной организации экипаж давно уже справил­ ся с заданием двух лет пятилетки, хотя на­ мечал выполнить его к юбилею Великого Ок­ тября. Зато к этой знаменательной дате бу­ дет завершен план 1987 года. НА СНИМКАХ: В. В. Жбанников. ТР <г По­ лярный круг» в районе промысла. Фото В. КОРЕЦКОГО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz