Рыбный Мурман. 1987 г. Октябрь.
о Страница репортера Каким быть празднику? В МИНУВШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ мурман чане отмечали праздник города, ^Т.аьде событие проходит во второй раз, становится традицией. Конечно, было много музыки, tie- сен, красочных зрелищ. Праздник открылся шествием: впереди — парад оркестров, следом — ветераны Вели- кой Отечественной войны, ветераны предприя тий, чьими руками создавалась слава города- героя > города - труженика. Они возложили цветы к памятнику В. И. Ленину. И зазвучали песни, стихи о Мурманске, о мире, о счастье, расцвели у.гыбками лица ты сяч зрителей. Трудно перечислить все, что происходило в трех районах города: спортивные соревнования и конкурсы детских рисунков на асфальте, концерты самодеятельных артистов и ярмар ки, скоморошьи шутки и массовые танцы на площадях... Вроде бы все удалось организа торам. А как они сами оценивают прошедший пра здник? На вопросы нашего корреспондента И. Березюк отвечает заместитель председателя Октябрьского районного Совета народных де путатов В. Я. АНДРЕЕВ . — Владимир Яковлевич, сна чала несколько слов о самой организации проведения Дня Мурманска. Кто отвечает за нее! .— Вообще-то всегда обще городские праздники готовит отдел культуры горисполкома. С прошлого года в рай онах созданы культурно-спор тивные комплексы (КСК) — им, как говорится, и карты в руки. КСК объединяют учреж дения культуры, спорта и предприятия. Например, в КСК Октябрьского района (я его возглавляю) входят Дворец культуры и техники имени С. М. Кирова, театры, комитет ДОСААФ, спорткомитет, об щество охраны памятни ков, музыкальное, педагогиче ское и мореходное училища, городской парк, предприятия рыбной промышленности и так далее. Однако такая концентрация сил хороша для проведения мероприятия районного масш таба. Скажем, праздника ули цы, микрорайона. — А в чем же сложность организации общегородского праздника! — Во-первых, мы фактиче ски дублируем друг друга: концерты самодеятельности — во всех районах, скоморохи — тоже, ярмарки — везде. Небольшая разница была лишь в видах спортивных состяза ний. Жителю города трудно £ сориентироваться в этой «трой- I ственности», решить, что же все-таки лучше посмотреть, ведь одно и то же всюду, во- вторых, каждый район, желая блеснуть, «переманивает» к себе те силы, те коллективы, которые по территориальной принадлежности должны вы ступать в другом районе. Так было с парадом оркестров: вроде бы ясно, что они долж ны пройти по проспекту Лени на, а оркестры-то автотранс портного предприятия и шко лы № 15 — оба из Первомай ского района. В-третьих, уверен, подготов ка и организация общегород ского праздника должна быть в одних руках, по единому плану-сценарию, объединен ными средствами. При этом надо учитывать и возможности районов. У нас, например, маловата площадь перед Дворцом культуры и техники, но есть театры, ста дион. А в Первомайском рай оне нет театров и дворцрв, им трудней подготовить кон церт самодеятельности. Зачем же каждому «изобретать вело сипед»? — Раньше ведь все празд ники проходили на площади Советской Конституции, теперь она мала. — Конечно, город разросся. В микрорайонах живут десят ки тысяч людей. Поэтому' я и говорю о необходимости при близить к ним всю работу КСК. Зато, когда речь идет о таком событии, как День Мур манска, надо объединить уси лия и создать такой сценарий, чтобы, как это было в Москве, в разных точках города все было по-разному. А мурман чане по заранее опубликован ному сценарию выбирали бы то, что им хочется увидеть. — Владимир Яковлевич, что- то не слышу от вах похваль ных слов в адрес комсомоль ских организаций. — . А что же сказать? Во всяком случае, мы у себя в районе помощи райкома ком сомола не почувствовали. По просили их организовать яр марку солидарности, соревно вания по скэйтболу и диско теку на площади Советской Конституции, в ответ отказ: «Мы не готовы». Ограничились проведением дискотеки в ре сторане «Меридиан». — Итак, Владимир Яковле вич, вы считаете, что в буду щем надо подготовку к празд нику отдать горисполкому! — Нужно создать при гор исполкоме творческую группу, которая бы заблаговременно разработала сценарий, скоор динировала усилия всех твор ческих коллективов. Но все это обязательно в масштабах города. * * * По мнению большинства 'мур манчан, праздник был интерес ным, насыщенным. Конечно, нет предела совершенству, тем не менее Владимир Яковлевич прав: День Мурманска мог стать лучше. Талантливых лю дей у нас немало, энтузиазма не занимать — важно лишь объединить, сконцентрировать силы и продуманно расставить их. Гости флота Встреча в Североморске К ОМАНДУЮЩИЙ Северным военно-морским t флотом ад мирал И. М. Капитанец и член Военного совета — началь ник политуправления флота вице-адмирал С. П. Варгин встре тились с ветеранами- Великой Отечественной войны, воевавши ми в Заполярье и участвовавшими в торжествах, связанных с вручением Мурманску наград города-героя. В состав, делега ции входили начальник политуправления флота в годы войны вице-адмирал в отставке Н. А. Торик, Герои Советского Союза — разведчик М. А. Бабиков, морской пехотинец В. П. Кисляков, катерник Г. М. Паламарчук, летчик В. В. Пирогов, а также мо ряк ледокольного флота в годы войны Н. И. Малыгин, фрон товой политработник И. Н. Тимофеев и другие. Ветераны познакомились с сегодняшней жизнью флота, об судили пути дальнейшего улучшения героико-патриотического воспитания молодежи, на кораблях и в частях выступили пе ред североморцами. Наш корр. Память Жде т причал в е т е р а н а «Смольный». «Ян Рудзак», «Сибирь», «Феликс Д зерж ин ский» , «Жан Жорес», «Коопера ция» — названия кораблей- первенцев отечественного су достроения. Из ветеранов со хранилась одна «Кооперация». В состав действующего транс портного флота Советской стра ны это судно вступило 1 де кабря 1928 года, сойдя со ста. пелей судостроительной верфи в Ленинграде. И проплавал не ка зисты й на вид теплоход ров но полвена. Не будет преуве личением сказать , что сама ис тория нашей Родины прокла дывала ему кур с . Все, что ос талось у него за кормой , пе речислить невозможно, но вот хотя бы некоторые эпизоды из ж и зн и «Кооперации». ...Гражданская война в Ис пании . «Кооперация» перево зи т добровольцев-интернацио- налистов, продовольствие и ме дикаменты , детей воинов-интер- бригадовцев... Она доставила на Родину самолет АНТ-25, на к о тором совершили перелет из Мо сквы через Северный полюс в Ам ери ку В. Чналов, Г. Байду- . ков и А. Беляков. ...Первой среди па ссаж ир с ки х судов СССР «Кооперация» пре одолевает Северный морской путь , доставляет научные э кс педиции к берегам Ан тар ктиды . ...В истории Великой Отече ственной войны «Кооперация» известна к а к сторожевой к о рабль «Ветер» Северного фло та. Вооруженный 76-миллимет ровыми п уш кам и и зенитными пулеметами, «Ветер» п р и кры вал М урманск от налетов фа ш и с тс ки х . пиратов. На судно попала бомба, а после ремон та (конец лета 1942 г.) оно ста новится плавбазой торпедных катеров и «м орских охотни ков». После победы над фашизмом — снова в мирном плавании. Двенадцать лет «Кооперация» прослужила в Черноморском пароходстве. Командовал э к и пажем ка пи та н дальнего пла вания Петр А копович Туманян, ныне капитан -наставник . Но и выведенный из э к с п л у атации теплоход продолжал сл уж и ть морскому транспорту страны : судно стало базой лих- теровозного флота в порту Усть -Дунайск. Он был домом, штабом, мастерской, причалом для судов техническо го и вспо могательного флотов. Сегодня в Усть-Дунайске ну жды в «Кооперации» нет: теп лоход выполнил последнюю за дачу, ко тор ую перед ним по ставили . Что же — на слом, в переплавку? По отношению к другому судну , может, и спра ведливо. Но что .касается «Ко операции»... Девять лет назад «Вечерняя Одесса» писала о желании э ки пажа сохранить судно, сделав его базовым кораблем флоти лии ю ны х моряков. И не толь ко : кубатура судна, его к а ю ты ,' салоны служебные и техниче ские помещения позволяют ор ганизовать учебные аудитории и классы для 800 курсантов . Вспомним, к а к сожалела об щественность, что не удалось остановить сдачу в металлолом о тслуживш е го сро к ледокола «Ермак». Что от него осталось вещественного? Очень немно гое. Разве что мебель из ка п и танс ко го салона, ко тор ую вы вез за свой счет ныне по кой ный капитан дальнего плава ния полярни к А. П. Бочек, в том числе кресло, в нотором сидел сам адмирал Макаров. Ка к-то странно и неестест венно: в нашей стране, где ох рана исторических памятников стала предметом особой забо ты государства, реликвии фло та Ф а ктиче с ки не сохранились. На Черном море нет ни парус ны х судов — участни ков исто р иче с ки х событий, ни первого парохода, первого теплохода. А от легендарного броненосца «Потемкин» остался лишь к у со к кл о ти ка от мачты . Славная история отечественного мор ско го флота представлена в наших музеях в основном ри сункам и , моделями и докум ен тами . А ведь это не идет ни в ка кое сравнение с эмоцио нальным воздействием от встреч с «живой» историей , скажем , посещения крейсера «Аврора» В Ленинграде , сторо ж еви ка «Красный вымпел» во Владивостоке или колесного речного парохода «Святой Н и ко лай», ко торы й стоит на речном приколе и на котором в свое время совеошил путешествие по Енисею В. И. Ленин. Почему бы нам не сохранить «Кооперацию»? Конечно, это потребует работы, ремонта, но ветерана можно вернуть в по четный строй . И к а к историче с ки й пам я тни к —• н уж но . Но этому противятся многие, от ного зависит вторая ж и зн ь корабля. Одни считаю т, что это дорого, другие «недоумева ют», почему судно, принадле жащее Советскому Д унайском у пароходству, должно возвра щаться в Одессу, и т а к далее. Что касается расходов, то еще ни к то не подсчитал той духовной, эмоциональной при* были от воспитания патриоти ческих чувств , ко тор ую даю т встречи с ж ивым и свидетелями нашей истории . И потому та кие корабли, к а к «Коопера ция», достойны человеческой памяти. Ф. ШЕВЧЕНКО, ветеран флота. г. Одесса. ОТ РЕДАКЦИИ. Вот такое письмо опубликовала «Рабочая газета» 10 сентября с. г. (газе та ЦК Комм унистической па р тии Украины ). Тема, поднятая в письме ветерана, — злобо дневна, хорошо знакома и близ ка читателям «Рыбного Мур- мана». Совсем недавно, 28 ав густа , под общей рубри кой «Память» и рубри кой целевой «Воспитанию — кон кре тны е формы» в еженедельнике вы ступил ветеран партии , труда и войны Владимир Кириллович Елфимов. В материале «Мемо риалу — быть!» он рассказал о боевом п у ти сторожевого к о рабля «Красный вымпел» — Тихоокеанской «Авроре» (имен но о нем пиш ет Ф. Шевченко), о корабельном мемориале во Владивостоке и... отсутствии тако го в М урманске . Правильно ставят вопрос ве тераны. все, ком у дорога исто рия Родины: воспитание пат рио тиче ских чувств должно вестись на ко н кр е тны х , зр и м ы х примерах, достойны х Па мяти. Э кипажи «Кооперации», к а к видно из те кс та письма, опуб ликованно го в «Рабочей газе те». внесли свою лепту в обо рону Советского Заполярья, в освоение Северного морско го пути . Моряки-мурманчане , мы уверены , поддержат предложе ние о сохранении этого тепло хода к а к историческо го па м ятни ка . РЫБНЫЙМУРМАН 11 9 октября 1S87 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz