Рыбный Мурман. 1987 г. Октябрь.

п Еще одна связь наших по ничных городов — назв! дальневосточных судов: плав' «Советское Заполярье», плав' «Печенга». Нам рассказывали, К а к ни велико расстояние, раз­ деляющее М урманск и Владивос­ т о к , повсюду обнаруживаешь что- то , что роднит нас и сближает. В центре города, почти на са. мом берегу б ух ты , поднялась, будто вы нырнула из воды, подвод­ ная лодка С-56. Она одинаково до­ рога и нам, северянам, и дальне­ восточникам . В сентябре 1942 го- £ * было принято решение об уси ­ лении корабельного состава вою ­ юще го Северного флота, и 6 о к ­ тября шесть субмарин вышли из б ух ты Золотой Рог. Совершив поч­ ти кругосветное плавание, пройдя 17 ты сяч миль через девять морей и два океана , побывав в портах Датч- Харбор, Сан-Франциско , Панама, Галиф а кс / Р ей кья ви к , пять из них (одна погибла) прибыли в Поляр­ ное. В марте 1943 года С-56 под иомандованием Григория Иванови. ча Щедрина, ставше го позднее Ге­ роем Советского Союза, уж е сра­ жалась на Севере. За полтора года э ки п а ж лодки совершил восемь бо­ евых походов, потопил десять вра­ ж е с ки х боевых кораблей и транс ­ портов. На подлодку было сброше­ но в общей сложности около трех ты сяч авиационны х и м орских гл уби н ны х бомб,: выпущено сотни ар тиллерийских снарядов. Почти два десятка раз гитлеровцы опо­ вещали о гибели С-56. За время боевых действий на Севере - э к и п а ж С-56 стал гвардей­ с ким , г краснознаменным . Общий счет потопленны х и поврежден­ ны х кораблей к ко н ц у войны был доведен до четырнадцати . В 1954 году лодка возвратилась на Т и хоо кеан с кий флот, поднялась на пьедестал у самой воды в бухтв УДОБНО ездить газетчикам в *• командировки со специалис­ тами: тут же растолкуют непонят­ ное, только успевай записывай. Но приглянется им неприметный распределительный валик или другая с виду обыкновенная де­ таль, и начнут они мерить их так и этак, не оглядываясь ив время, зарисовывать в блокнотах, чер­ тить и описывать, не думая о красотах природы. Я успевал обойти весь цех, поговорить с многими людьми, пока специалис­ ты «Севрыбы» изучали «внутрен­ ности» какой-нибудь шинковочной или сушильной машины. На узна­ вание дальневосточного края вре­ мени почти не оставалось. И все же повидали мы немало. О Курильских островах уже бы­ ло говорено. Сейчас я хочу вер­ нуться в Приморье и на Сахалин. ВЛАДИВОСТОК Если не держать под рукой карту, невозможно представить город окраинным. Шумный, как любой европейский, населен­ ный больше, чем иные столицы, он гордится своими восемью ву­ зами и университетом, крупней­ шим научным центром и театрами. В его аэропорту смыкаются воз­ душные дороги Европы, Азии и Дальнего Востока. Как и евро­ пейские города, он стремительно рвется ввысь многоэтажьем зда­ нии и, подобно им, окружает не­ повторимый старый центр совре­ менными бесформенными окраи­ нами. . Многих приезжих некоторое время не покидает мысль, что они находятся в Севастополе. Та­ кой же пышный зеленый наряд улиц и так же в центре, у при­ чалов, почти у жилых домов швартуются океанские суда. Ули­ цы и проспекты вдруг обрыва-э ются у сопок или, немыслимо из­ гибаясь, забираются на голово­ кружительную высоту. Районы го­ рода, как и в Севастополе, связы­ вают не только автобусные и троллейбусные маршруты, но и морские паромы: как и другой вещественный транспорт, они впи­ сываются в сумятицу движения с заданной регулярностью. Шумит, звенит не знающий отставки трамвай. С каждой сопки видно море.. ^ ; И все ж е Владивосток неповто­ рим . За свой сравнительно недол­ ги й век, с 1860 года, он стара­ тельно впитал в себя а р хи те к тур ­ ные стили Европы и А зии , не по­ теряв при этом своей индивидуаль­ ности , не поддавшись «нажиму» ни одной из частей света. Новые зда­ ния в центре города ставятся ос­ торож но , чтобы не наруш ить гар ­ монию . Самая красивая пора здесь — а в гу с т — сентябрь. Уходят т у ­ маны , но еще по -южном у горячо солнце. Заполняются пляж и кл и ­ м а тических и грязевы х курор тов на восточном побережье Ам ур с ко ­ го залива, протянувш иеся почти на три десятка километров от го ­ рода. бухтой, откроется памятник 1 « • гораблям. С трех сто- рс.« г «е не о, будто в почет­ ном ю ; : , плиты с названия­ ми Kc- .cv-тей и именами погиб­ ших ч а экипажей. М не. ие из этих корабельных имен тсже до боли знакомы и близки нам. Пароход «Киев», торпедирован у берегов Северной Норвегии 12 апреля 1942 года. Участвовал в доставке грузов по ленд-лизу, на время войны был приписан к порту Мурманск. Пароход «Кола» не бывал в се­ верных морях, но носил такое близкое северянам название. Тор­ педирован 17 февраля 1942 года в Цусимском проливе. Погибли все пятьдесят членов экипажа вместе с капитаном Соловьевым... Из закоулков памяти всплыва­ ют очертания еще одного судна с таким же названием. Из Мур­ манска на Рыбачий в годы войны бегал маленький буксирный паро­ ход «Кола» под командованием старого помора Зосима Иванови­ ча Хабарова. Мощностью он был в их экипажах могут прочитать лекции и о древней русской Пе- ченге, и в целом о нашем запо­ лярном крае. Моряки знают, что называются многие рыбацкие су­ да крайне неудачно, но на этот раз «крестные» не ошиблись, они еще одной ниточкой связали на­ ши окраинные районы. В отделах кадров, стоило за­ дать вопрос — есть ли среди плавсостава выпускники мурман­ ских морских училищ, уважитель­ но доставали личные дела капи­ танов, первых и старших помощ­ ников, стармехов. Немало их на йсех судах — плавбазах, плавучих заводах, траулерах, в колхозном флоте. Правда, многие, отработав положенное после вуза или сред­ ней мореходки, возвращаются домой, в Мурманск. — Чем вы их там привязали? — всерьез спрашивали нас кад­ ровики. — Природа у нас, как в Сочи, на той же широте распола­ гаемся. Заработки не меньше, чем в «Севрыбе». А тянутся ивзад, в Европу, в Мурманск... Новые двенадцатиэтажки в городе. совсем не силен, всего 400 «ло­ шаденок», но сделал около ста рейсов. Сколько людей и техни­ ки доставил воинам 14-й армии и морякам-североморцам! В него целились немецкие летчики, при­ мерялись в перископы вражеские подводные лодки, а он жил и сражался. Сегодня в наших северных и многих других морях ходит их современный собрат с таким же названием. Хорошо бы на этом судне, а также в музее помор­ ского быта в Коле побольше за­ иметь документов и материалов о морских тезках города. Теплоход «Декабрист». Потоп­ лен вражеской авиацией 4 нояб­ ря 1942 года у острова Надежды. 57 членов экипажа, высадившиеся в три шлюпки, поглотило Барен­ цево море, четвертой удалось пристать к безлюдному острову. В живых к концу войны остава­ лось только трое. О героической гибели «Декабриста» у нас не раз рассказывалось в газетах, по радио. Владивостокцы тоже бе­ регут память об этом судне, так как оно входило в состав Дальне­ восточного морского пароходства и лишь на время войны было приписано к северным портам. гра- ания база база что ЮЖНО-САХАЛИНСК Еще с самолета замечаешь, что город расчерчен стремительны­ ми параллельными проспектами, зелеными улицами, на окраинах, как в средней полосе или на юге, одноэтажные домики с огорода­ ми. С первых шагов по Южно-Са­ халинску заставляют проникнуться к себе уважением кварталы не­ высоких, четырех-, пятиэтажных зданий, не претендующих на зна­ чительность, не стремящихся воз­ выситься над другими, но и не похожих одно на другое, как братья-близнецы. После повсеме­ стных Черемушек-акселератов они придают городу какой-то подростково-застенчивый вид. Несмотря на высокую сейсмич­ ность местности, поднялись уже и девятиэтажки. Высокомерно взирают на своих низкорослых собратьев две двенадцатиэтажные жилые коробки. И сахалинцы ус­ тупают техническому прогрессу. А людям привычнее все-таки и надо бы жить на земле, а не над землей. Необычно дополняк>т чистоту улиц и скверов (каждое утро — душ из поливальных машин) при­ родная естественность и неприче- санность скверов: деревья не подстригают и не подрезают, и они распускают свои кроны, куда хотят и как им нравится. Красиво смотрится Южно-Саха- Золотой Рог. Если отсюда по улице Ленина подняться вверх, справа, высоко рыбный мурман ВЛАДИВОСТОК. Памятник борцам за установление Совет­ ской власти на Дальнем Востоке. линек с сопки, на которой рас­ положена туристская база. Он весь внизу, даже самолеты в близкий аэропорт проплывают где-то под нами. За городскими окраинами выстроились много­ численные шеренги домиков-ше- дов звероводческого совхоза, теп­ лицы пригородного зеленого ком­ бината. Видны даже корпуса Си­ негорских санаториев, куда при­ езжают лечиться и отдыхать со всего Союза. В городе все, как в любом другом областном центре: дра­ матический и кукольный театры, педагогический институт, парк, те­ лецентр. И даже больше: дет­ ская железная дорога, которую не везде встретишь в крупном центре. А на «большом» желез­ нодорожном вокзале можно сесть в поезд и выйти из вагона в Мо­ скве, несмотря на то, что остров отделен от суши многокиломет­ ровым Татарским проливом. Дей­ ствует морская железнодорожная переправа Холмск-Ванино. Даже не верится, что э т у кр а ­ соту за считанные м инуты может изуродовать разбушевавшаяся сти ­ хия . Вскоре после нашего отъезда зародившийся где-то восточнее Ф илиппин тайф ун «Дина», пром ­ чавшись за с у т к и полторы ты сячи километров, со страшной силой обрушился на Южные К урилы , на суда в море, выбросил на берег сейнер РС-125 Дальневосточной базы флота, погнал на скалы по­ терявш ую управление плавбазу «Ламут» «Камчатрыбпрома». Разруш ительным смерчем про­ неслась «Дина» и над Южно-Саха- линском . В городе затопило под­ станцию , в трудном положении оказались мясокомбинат и птице­ фабрика. Вода заливала ж илы е до­ ма, и немало людей пришлось эвакуировать . Но порой действия людей раз­ рушительнее ураганов . В саха ­ л и н с ки х газетах я прочитал, что за соро к последних лет леса на острове горели 4639 раз, в сред­ нем 120—150 очагов в год. Постра­ дало 1 миллион 250 ты сяч ге к та ­ ров. Чуть ли не каж ды й метр са­ халин с ко го леса занимался огнем , окуты вался дымом . Гибли пре- ирасные аянские ели, даурские лиственницы . А у нас разве не так? На сти ­ хию , на «небесную канцелярию» готовы валить все, а что сами творим с природой - - не ведаем. Невольно убавляешь шаг и го­ воришь вполголоса у подножия сопки «Горный воздух». Фамилии тысяч солдат, матросов и офице­ ров отлиты из металла на памят­ нике. Когда в Европе уже закон­ чилась война, они отдавали свои жиЗНи здесь, возвращая Родине Сахалин и Курильские острова. Вдоль широкого проспекта —- аллея Героев Советского Союза. С постамента смотрит суровым взглядом Антон Ефимович Буюк- лы, болгарин из Запорожья. Он закрыл амбразуру японского дзота 13 августа 1945 года сов­ сем неподалеку отсюда. Рядом — Николай Вилков и Петр Ильичев. Они так же рванулись и своими телами преградили путь свинцо­ вым струям на острове Шумшу, самом северном из Курильской гряды. . Как и у нас, экипажи нынеш­ них судов берегут память о вои- нах-освободителях, вносят их в судовые роли. Причитающаяся им заработная плата перечисляется в Советский фонд мира. 170 тысяч жителей в Южно-Са­ халинске. Социологи говорят, что до двухсот тысяч — самый опти­ мальный уровень населения обла­ стного центра. Такие города жи­ вут особой, присущей только им, почти провинциальной нетороп­ ливостью и размеренностью. Здесь вырабатывается особый стиль взаимоотношения людей, их отличают благожелательность, приветливость и отзывчивость, почти все знают друг друга в ли­ цо. Эти и многие другие добрые качества жителей «дооптимально- го» города Южно-Сахалинска мы не раз испытывали на себе. Я спрашивал многих из них, от­ куда они приехали. Мне отвеча­ ли: из Читы, Херсона, Таллина, из десятков областей страны. Но много оказывалось родившихся и выросших здесь, они не пред­ ставляют другой «малой Родины». Почти сто лет назад, в 1890 го­ ду, здесь побывал А. П. Чехов. В тогдашнем селении Владимировка, из которого вырос Южно-Саха­ линск (японцы переименовали было Владимировку в Тойохару), насчитывалось около двухсот дворов. В городе напоминают о писателе одна из центральных улиц, драматический театр его имени. Путешествие Антона Павловича Чехова на Сахалин — уникальное в истории русской литературы. За 93 дня он посетил 46 селений, около 80 присутственных мест (при тех-то дорогах). С перепис­ ными листами обошел почти три тысячи изб и домов и отразил судьбы 8719 сахалинцев. Потом написал документальную книгу «Остров Сахалин». Это самый объемный труд писателя. Есть на Сахалине город Чехов. В городе Александровске, в од­ ном из домов, где останавливал­ ся Антон Паелович, создан его музей, филиал областного крае­ ведческого. А к столетию поезд­ ки великого русского писателя сахалинцы хотят создать еще один музей, уникальный, по-видимому, в мировой практике: музей книги Чехова «Остров Сахалин». Их под­ держивают в этом добром деле работники дома-музея Чехова в Ялте, музея-заповедника «Мели­ хово», ведущие чеховеды стра­ ны. Улетали мы с Сахалина, рас­ ставались с Приморьем, Курила­ ми в надежде еще раз побывать здесь, потому что оставляли час­ тицы своих сердец. С. ДАЩИНСКИЙ. Владивосток — Южно-Саха - линек . 9 октября 1987 года • К коллегам за опытом (часть III) •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz