Рыбный Мурман. 1987 г. Октябрь.
• Решения XXVII съезда КПСС -6 жизнь! • Перестройка и демократия — З д рав ст вуй т е , уважаемая редакция! Мы, члены экипажа БМРТ «Никель» Мурманского тралфлота, очень просим ознакомиться с письмом в Мур манский облсовпроф и переслать его адресату. Также очень просим взять его на контроль, чтобы не затерялось оно в бюрократических дебрях и в -потоках обещаний-заверений. А если сочтете нужным, не будем возражать, если опубли куете письмо. Подобные вопросы поднимались в вашей га зете, но желаемого мало достигали. Теперь же времена дру гие и ответы на вопросы должны быть подробными. некому за качество нашего труда и постоять. Короче, ярлык бракодела прилепить несложно к каждому промы словику. Странный все-таки этот договор. В нем указано, что администрация судна обязу ется создать необходимые условия труда для выпуска качественной продукции. Ну, «В областной совет про фессиональных союзов. 17 июня у нас состоялось предрейсовое собрание. На нем зашла речь о том, ЧТ 9 экипажу надо принять до говор «О коллективной ма териальной ответственности за ущерб, нанесенный тра ловому флоту». Представители админист рации флота особо подчерк нули, если кто из членов экипажа не подпишет этот 1 договор, то будет лишаться рейсовой премии полностью, а кто подпишет, естественно, не будет... Раздавались при- ; зывы к чувству товарищест ва, мол, штрафы за бра- кованную рыбопродукцию не должны платить одни и те же: капитан-директор, ин женер-технолог, рыбмастера... Мы были удивлены во- первых, тем, что заранее договор в экипаже не обсуж- 4 дался, во-вторых, в нем от ражены интересы только уп- ■I равления флота и ВРПО, но не промысловиков и, в-тре тьих, открытым нажимом на моряков, отсутствием глас- : ности, демократизма. Потя- . нуло душком застойных лет... И вот тогда у нас возник ло немало вопросов. Но - старший инженер по качест ву Г. Г. Кулиничева ничего толком объяснить не смог ла. Ее некомпетентность впоследствии отметил пред седатель обкома профсоюза работников рыбного хозяйст ва В. Я. Хайреч. А главный технолог тралфлота Н. В. СИЛОВОИ ПРИЕМ Карлин на эту встречу не пришел, хотя и обещал, что сам все растолкует и внима тельно нас выслушает. Правда, некоторые «поже лания» были, но вот такого толка: «Надо подписать!» — и баста. А сомневающимся растолковывали: «Кто не подпишет этот договор, бу дем - считать, что он умы шленно уклоняется от вы пуска качественной про дукции. И если при сдаче рыбы в порту инспекция об наружит брак, то в первую очередь материальную ответ ственность будет нести тот, кто не подписал договор». На наш вопрос: «Как мо жно доказать, что брак до пустил именно этот чело век?», капитан-директор В. И. Баранов ответил: «За такими людьми будет усилено на блюдение, и достаточно од ного замечания, отступления от ГОСТа и ОСТа, как по следуют санкции». Ведь известно, что обра ботка рыбы — дело очень скользкое как в прямом, так и в переносном смысле. Негодной можно объявить каждую третью рыбину, сто ит только этого захотеть. Тем более что в порту про дукцию мы инспекции сами не предъявляем, а значит, а где же обязательство фло та? По крайней мере, его ос новных отделов — добычи, технологического, планово го? Ведь от руководства тра улера зависит далеко не все. Нас ставят в такие условия, при которых при держиваться стандартов не возможно. Судите сами. Ждем топ лива, плавбазу. Затем дол гий процесс выгрузки про дукции — эти же сутки из плана не исключаются. Аб сурд: будучи пришвартован ными к базе или ТР, надо «выдавать» суточный вылов, заморозку. Кто же планиру ет такую бессмыслицу? Опять же, кому-нибудь изве стно время выгрузки в мо ре? Мы о нем не.знаем. А эти нормативы должны быть, и если в них вдруг не уло жимся, вот тогда и спраши вать надо по строгому сче ту. Но не только с нас. Про мысловики не обязаны по крывать недоработки руко водства флота своими сверх человеческими усилиями. Ведь не секрет, что зачас тую планы по добыче нере альны, и, наверстывая упу щенное, приходится гнать вал, который еще никогда не отвечал требованиям уста ревших ГОСТов. Вот почему мы уверены, если уж и нес ти материальную ответствен ность, то всем вместе: и про мысловикам, и отделам трал флота. Но ни в одном из пунктов договора не сказа но, что же считать браком по вине экипажа, а что — недоработкой, головотяп ством управления. Так что вопросов по это му договору возникло очень много, однако никто из пред ставителей администрации ответить на них не решил ся. Да и нужно ли все разъ яснять, если они были уве рены: договор будет подпи сан в море. Так оно в рейсе и случи лось. Почему? Да потому, что в душе каждый из нас надеялся: администрация флота, записав все наши во просы и заверив, мол, отве ты вышлем в море, выпол нит свое обещание. Но до сих пор мы в неведении. Мы ни в коем случае не против ответственности за качество. Но ответственнос ти обоснованной и осознан ной, которая строится на фундаменте широкого обсуж дения тех или иных докумен тов. Партия, правительство считают нужным советовать ся с народом, а вот у нас» в тралфлоте, видимо, еще не перестроились. Пока трудовыми успеха ми в рейсе мы похвастаться не можем, отставание по за морозке составляет 400 тонн. Но экипаж не теряет уве ренности, что рейс завер шим успешно и без рекла маций. И вовсе не договор о коллективной материаль ной ответственности подсте гивает нас. А. ДУНАЕВ, В. КОСТЮК, Ю. БЕЛОИВАНЕНКО, мат росы БМРТ «Никель» тра лового флота. Всего ' 22 подписи. Северо-Восточная Атлантика . На пути к хозрасчету В порту, у причала Может ли судно в порту сберечь топливо , энергию? От вет здесь толь ко один — нет. Судите сами. При стояние у причала третьим или четвер тым корпусом мы вы нуждены «гонять» двигатели и ко тлы для корабельных н уж д потому , что нет возможности подклю читься к береговым источнииам питания . Вот и ж ж ем сотни тонн дефицитно го топлива, вы бирая при этом плановый мото ресурс механизмов . Более то го, несем неоправданные затра ты на оплату работ, связан ны х с обслуживанием . Особен но это ош утим о во время пла новы х МРТО. Т у т у ж десятки ты сяч рублей, к а к говорится , летят ■ -трубу. и ложатся о н и ^ непосильной ношей на б ю д ж е т ^ флота. И злиш ки (если подходить по- государственному , по -хозяйски ) и затраты , связанные с оплатой л оцм а н с ки х и б у к с и р ны х у сл у г ■ период межрейсово го т е хн и чес ко го обслуживания . Из-за отсутствия специализированны х причалов, а точнее, их недос таточно го количества , суда пе реставляют по не скольну раз ■ течение недели. Резко возрас таю т тем самым транспортны е расходы , связанные с достав ко й в ремонт то го или иного оборудования, снабжения #1 т . д. На мой взгляд, э ту пробле му можно реш ить чисто ор га низационно , без привлечения денеж ны х средств. Для этого необходимо разработать и внедрить систему снабжения судов энергоресурсами с бере га, используя специализиро ванные причалы вплоть до пя то го ко рпуса . Ну а их дефи ц и т м ожно компенсировать причалами верфи, где суда, к а к правило, стоят в два, максимум три корпуса . Я отлично понимаю , что завт ра все не будет по-новому. Тем не менее надеюсь, мое предложение не повиснет в воздухе. Медлить нельзя. В ус ловиях самоф инансирования^ терпеть убы тии мы не соглас-* ны . М. ЛУКАШЕВИЧ, капитан тралового флота. Наш рыбный стол Икра черная, икра красная, Куриные котлеты, говяжьи сосиски, вареные и копченые мяс ные колбасы, говядина... Во всем этом нет ни грамма курино го или говяжьего мяса. Вы озадачены, читатель? Облегчу вам решение задачи: крабовый салат, в котором нет крабов... Ну, конечно, речь пойдет о пищевых продуктах и блюдах, приго товляемых из белка дешевых пород рыбы. Во всем мире ве дется широкомасштабный «обман» покупателей. Исходная бел ковая масса лишена какого-либо вкуса и запаха. Но разрабаты ваются сложнейшие ароматические композиции, способные ввести в заблуждение гурмана. Одни запахи получают из на туральных продуктов, другие — при помощи органического синтеза. Например, крабовые палочки ароматизированы при родной вытяжкой, сложнее с «мясными» изделиями — запах «конструируется» в лабораториях буквально по молекулам. Думаю, со мной согласится каждый — настоящие говядина, курятина, крабы, конечно, лучше ароматизированных белков. Не вызывает сомнений и другое — без создания искусственных продуктов питания сегодня, и особенно завтра, не обойтись. Ведь по заключению экспертов ФАО (подразделение ООН, занимающееся проблемами питания), в мире голодает до мил лиарда человек, то есть каждый пятый. Мы, конечно, от голо да застрахованы, но нехватка некоторых продуктов ощущает ся. Например, нечасто на нашем столе можно встретить чер ную икру. Справиться с этой проблемой решили специалисты «Севтехрыбпрома». «ГОЛОВНАЯ БОЛЬ» Так называют несоленую ик ру в англоязычных странах. Не удивляйтесь, это имеет прямое отношение к пред мету нашего разговора. С пуском линии по произ водству крабовых палочек на Мурманском опытно-промыш ленном заводе белковых кон центратов возникла проблема: на новом производстве ис пользуются белки куриных яиц, а вот что делать с оста ющимися десятками тонн яич ных желтков? Пельменный цех брал мало, хотели сдавать желток майонезному заводу, но, как выяснилось, там за действована технология, осно ванная на яичном порошке. Поэтому и приходилось сов сем не по-хозяйски пускать ценный продукт на промпе- реработку. И вот выход найден. Про изводственное объединение «Севтехрыбпром» совместно с Московским институтом эле- менто-органических соеди нений Академии наук СССР разработали технологию и обо рудование по производству имитированной черной зер нистой икры на основе яично го желтка. Раньше вы могли попробовать нечто подобное: имитированная икра выпуска ется эстонским колхозом име ни С. М. Кирова и подмосков ным Коровинским рыбокомби натом. Но там работает дру гая технология — на основе казината натрия, то есть а от личие от мурманской выпус каемая икра изготавливается из искусственных продуктов. А как работает севтехрыб- промовская линия? В. М. ШКОДА, директор опытно-промышленного завода белковых концентратов: — Мы благодарны «Севтех- рыбпрому»: наконец-то про шла «головная боль» — как утилизировать яичные желтки. Получен, я так считаю, хоро ший продукт, с высокой пище вой ценностью (100 граммов — 180 килокалорий), хотя, конечно, наша икра несколько уступает осетровой и по ка лорийности, и по набору ами нокислот. Зато по вкусовым качествам она близка к нату ральной, и главный для поку пателей «плюс»: семидесяти пятиграммовая баночка стоит восемьдесят пять копеек. Ду маю, что наша икра будет пользоваться потребительским спросом. Вроде бы все хоро шо, надо принимать линию в эксплуатацию, но только ест»» сомнения... Полтора года назад смон тировали из японского обору дования линию по производ ству крабовых палочек, не мо гу сказать, что она работает как часы, но, по крайней ме ре, позволяет делать то, что мы хотим: выполнять план по выпуску продукции. Сконструированная «Севтех- рыблромом» линия бульонно го концентрата была установ лена на нашем заводе и за пущена в эксплуатацию на много раньше линии палочек, а конца недоделкам не видно и сейчас, до сих пор буксуем. Никак не можем выйти на про ектную мощность. Вот и с икряной линией опасаюсь того же. Разработ чик-то один и тот же — «Сев техрыбпром». Мое мнение, что оборудование должно ра ботать так же, как на линии крабовых палочек: нажал кноп ку — пошла продукция. У нас этого пока нет, и это главное, а называть мелочи я не хочу. Вообще мы предъявляем севтехрыбпромовцам пре тензии, а ведь «без них здесь ничего бы не стояло». Пришлось потрудиться, вы уживая «мелочи» у Владими ра Михайловича. Оказывается, на ту пло щадь, где сейчас размещена линия по выпуску икры, пер воначально ничего устанавли вать не планировалось. При шлось втискивать кое-как. Уча сток поставлен без учета фак тических возможностей заво да. («Мы вообще нарушаем технику безопасности — рабо таем на непринятом оборудо вании».) Далее. Финансовые вопросы. На заводе существу ют «подпольные» мощности и продукция. («Хотя пока вы пускаются «крохи», но какие- то деньги, пусть и небольшие, за это получаем».) На новую линию нужен сжа тый воздух, и из воздуха его не взять. В ПТО «Севтехрыб пром» это знали с самого на^р чала, ведь именно они проек тировали весь завод. А в ито ге? В компрессорном отделе нии есть всего один (!) комп рессор высокого давления, он «работает» на линии крабовых палочек и бульонного концент рата. Если подают воздух на икру — срывают выпуск кон центрата и палочек (основной продукции). Заводские спе циалисты нашли выход: те перь воздух идет от компрес сора низкого давления (где был резерв мощностй). На но вой линии ' слишком много операций выполняется вруч ную. Например, расфасовка го товой продукции. Против это го не только завод, но и Се верная санитарная инспекция. — Нам, — говорит В. М. Шкода, — приходится одно временно дорабатывать техно логию и выпускать хорошую, качественную продукцию. При шлось сменить дозировочные 9 октября 1987 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz