Рыбный Мурман. 1987 г. Октябрь.

• Решения XXVII съезда КПСС -6 жизнь! • Перестройка и демократия — З д рав ст вуй т е , уважаемая редакция! Мы, члены экипажа БМРТ «Никель» Мурманского тралфлота, очень просим ознакомиться с письмом в Мур­ манский облсовпроф и переслать его адресату. Также очень просим взять его на контроль, чтобы не затерялось оно в бюрократических дебрях и в -потоках обещаний-заверений. А если сочтете нужным, не будем возражать, если опубли­ куете письмо. Подобные вопросы поднимались в вашей га­ зете, но желаемого мало достигали. Теперь же времена дру­ гие и ответы на вопросы должны быть подробными. некому за качество нашего труда и постоять. Короче, ярлык бракодела прилепить несложно к каждому промы­ словику. Странный все-таки этот договор. В нем указано, что администрация судна обязу­ ется создать необходимые условия труда для выпуска качественной продукции. Ну, «В областной совет про­ фессиональных союзов. 17 июня у нас состоялось предрейсовое собрание. На нем зашла речь о том, ЧТ 9 экипажу надо принять до­ говор «О коллективной ма­ териальной ответственности за ущерб, нанесенный тра­ ловому флоту». Представители админист­ рации флота особо подчерк­ нули, если кто из членов экипажа не подпишет этот 1 договор, то будет лишаться рейсовой премии полностью, а кто подпишет, естественно, не будет... Раздавались при- ; зывы к чувству товарищест­ ва, мол, штрафы за бра- кованную рыбопродукцию не должны платить одни и те же: капитан-директор, ин­ женер-технолог, рыбмастера... Мы были удивлены во- первых, тем, что заранее договор в экипаже не обсуж- 4 дался, во-вторых, в нем от­ ражены интересы только уп- ■I равления флота и ВРПО, но не промысловиков и, в-тре­ тьих, открытым нажимом на моряков, отсутствием глас- : ности, демократизма. Потя- . нуло душком застойных лет... И вот тогда у нас возник­ ло немало вопросов. Но - старший инженер по качест­ ву Г. Г. Кулиничева ничего толком объяснить не смог­ ла. Ее некомпетентность впоследствии отметил пред­ седатель обкома профсоюза работников рыбного хозяйст­ ва В. Я. Хайреч. А главный технолог тралфлота Н. В. СИЛОВОИ ПРИЕМ Карлин на эту встречу не пришел, хотя и обещал, что сам все растолкует и внима­ тельно нас выслушает. Правда, некоторые «поже­ лания» были, но вот такого толка: «Надо подписать!» — и баста. А сомневающимся растолковывали: «Кто не подпишет этот договор, бу­ дем - считать, что он умы­ шленно уклоняется от вы­ пуска качественной про­ дукции. И если при сдаче рыбы в порту инспекция об­ наружит брак, то в первую очередь материальную ответ­ ственность будет нести тот, кто не подписал договор». На наш вопрос: «Как мо­ жно доказать, что брак до­ пустил именно этот чело­ век?», капитан-директор В. И. Баранов ответил: «За такими людьми будет усилено на­ блюдение, и достаточно од­ ного замечания, отступления от ГОСТа и ОСТа, как по­ следуют санкции». Ведь известно, что обра­ ботка рыбы — дело очень скользкое как в прямом, так и в переносном смысле. Негодной можно объявить каждую третью рыбину, сто­ ит только этого захотеть. Тем более что в порту про­ дукцию мы инспекции сами не предъявляем, а значит, а где же обязательство фло­ та? По крайней мере, его ос­ новных отделов — добычи, технологического, планово­ го? Ведь от руководства тра­ улера зависит далеко не все. Нас ставят в такие условия, при которых при­ держиваться стандартов не­ возможно. Судите сами. Ждем топ­ лива, плавбазу. Затем дол­ гий процесс выгрузки про­ дукции — эти же сутки из плана не исключаются. Аб­ сурд: будучи пришвартован­ ными к базе или ТР, надо «выдавать» суточный вылов, заморозку. Кто же планиру­ ет такую бессмыслицу? Опять же, кому-нибудь изве­ стно время выгрузки в мо­ ре? Мы о нем не.знаем. А эти нормативы должны быть, и если в них вдруг не уло­ жимся, вот тогда и спраши­ вать надо по строгому сче­ ту. Но не только с нас. Про­ мысловики не обязаны по­ крывать недоработки руко­ водства флота своими сверх­ человеческими усилиями. Ведь не секрет, что зачас­ тую планы по добыче нере­ альны, и, наверстывая упу­ щенное, приходится гнать вал, который еще никогда не отвечал требованиям уста­ ревших ГОСТов. Вот почему мы уверены, если уж и нес­ ти материальную ответствен­ ность, то всем вместе: и про­ мысловикам, и отделам трал­ флота. Но ни в одном из пунктов договора не сказа­ но, что же считать браком по вине экипажа, а что — недоработкой, головотяп­ ством управления. Так что вопросов по это­ му договору возникло очень много, однако никто из пред­ ставителей администрации ответить на них не решил­ ся. Да и нужно ли все разъ­ яснять, если они были уве­ рены: договор будет подпи­ сан в море. Так оно в рейсе и случи­ лось. Почему? Да потому, что в душе каждый из нас надеялся: администрация флота, записав все наши во­ просы и заверив, мол, отве­ ты вышлем в море, выпол­ нит свое обещание. Но до сих пор мы в неведении. Мы ни в коем случае не против ответственности за качество. Но ответственнос­ ти обоснованной и осознан­ ной, которая строится на фундаменте широкого обсуж­ дения тех или иных докумен­ тов. Партия, правительство считают нужным советовать­ ся с народом, а вот у нас» в тралфлоте, видимо, еще не перестроились. Пока трудовыми успеха­ ми в рейсе мы похвастаться не можем, отставание по за­ морозке составляет 400 тонн. Но экипаж не теряет уве­ ренности, что рейс завер­ шим успешно и без рекла­ маций. И вовсе не договор о коллективной материаль­ ной ответственности подсте­ гивает нас. А. ДУНАЕВ, В. КОСТЮК, Ю. БЕЛОИВАНЕНКО, мат­ росы БМРТ «Никель» тра­ лового флота. Всего ' 22 подписи. Северо-Восточная Атлантика . На пути к хозрасчету В порту, у причала Может ли судно в порту сберечь топливо , энергию? От­ вет здесь толь ко один — нет. Судите сами. При стояние у причала третьим или четвер­ тым корпусом мы вы нуждены «гонять» двигатели и ко тлы для корабельных н уж д потому , что нет возможности подклю ­ читься к береговым источнииам питания . Вот и ж ж ем сотни тонн дефицитно го топлива, вы ­ бирая при этом плановый мото­ ресурс механизмов . Более то ­ го, несем неоправданные затра­ ты на оплату работ, связан ­ ны х с обслуживанием . Особен­ но это ош утим о во время пла­ новы х МРТО. Т у т у ж десятки ты сяч рублей, к а к говорится , летят ■ -трубу. и ложатся о н и ^ непосильной ношей на б ю д ж е т ^ флота. И злиш ки (если подходить по- государственному , по -хозяйски ) и затраты , связанные с оплатой л оцм а н с ки х и б у к с и р ны х у сл у г ■ период межрейсово го т е хн и ­ чес ко го обслуживания . Из-за отсутствия специализированны х причалов, а точнее, их недос­ таточно го количества , суда пе­ реставляют по не скольну раз ■ течение недели. Резко возрас­ таю т тем самым транспортны е расходы , связанные с достав­ ко й в ремонт то го или иного оборудования, снабжения #1 т . д. На мой взгляд, э ту пробле­ му можно реш ить чисто ор га ­ низационно , без привлечения денеж ны х средств. Для этого необходимо разработать и внедрить систему снабжения судов энергоресурсами с бере­ га, используя специализиро­ ванные причалы вплоть до пя­ то го ко рпуса . Ну а их дефи­ ц и т м ожно компенсировать причалами верфи, где суда, к а к правило, стоят в два, максимум три корпуса . Я отлично понимаю , что завт­ ра все не будет по-новому. Тем не менее надеюсь, мое предложение не повиснет в воздухе. Медлить нельзя. В ус ­ ловиях самоф инансирования^ терпеть убы тии мы не соглас-* ны . М. ЛУКАШЕВИЧ, капитан тралового флота. Наш рыбный стол Икра черная, икра красная, Куриные котлеты, говяжьи сосиски, вареные и копченые мяс­ ные колбасы, говядина... Во всем этом нет ни грамма курино­ го или говяжьего мяса. Вы озадачены, читатель? Облегчу вам решение задачи: крабовый салат, в котором нет крабов... Ну, конечно, речь пойдет о пищевых продуктах и блюдах, приго­ товляемых из белка дешевых пород рыбы. Во всем мире ве­ дется широкомасштабный «обман» покупателей. Исходная бел­ ковая масса лишена какого-либо вкуса и запаха. Но разрабаты­ ваются сложнейшие ароматические композиции, способные ввести в заблуждение гурмана. Одни запахи получают из на­ туральных продуктов, другие — при помощи органического синтеза. Например, крабовые палочки ароматизированы при­ родной вытяжкой, сложнее с «мясными» изделиями — запах «конструируется» в лабораториях буквально по молекулам. Думаю, со мной согласится каждый — настоящие говядина, курятина, крабы, конечно, лучше ароматизированных белков. Не вызывает сомнений и другое — без создания искусственных продуктов питания сегодня, и особенно завтра, не обойтись. Ведь по заключению экспертов ФАО (подразделение ООН, занимающееся проблемами питания), в мире голодает до мил­ лиарда человек, то есть каждый пятый. Мы, конечно, от голо­ да застрахованы, но нехватка некоторых продуктов ощущает­ ся. Например, нечасто на нашем столе можно встретить чер­ ную икру. Справиться с этой проблемой решили специалисты «Севтехрыбпрома». «ГОЛОВНАЯ БОЛЬ» Так называют несоленую ик­ ру в англоязычных странах. Не удивляйтесь, это имеет прямое отношение к пред­ мету нашего разговора. С пуском линии по произ­ водству крабовых палочек на Мурманском опытно-промыш­ ленном заводе белковых кон­ центратов возникла проблема: на новом производстве ис­ пользуются белки куриных яиц, а вот что делать с оста­ ющимися десятками тонн яич­ ных желтков? Пельменный цех брал мало, хотели сдавать желток майонезному заводу, но, как выяснилось, там за­ действована технология, осно­ ванная на яичном порошке. Поэтому и приходилось сов­ сем не по-хозяйски пускать ценный продукт на промпе- реработку. И вот выход найден. Про­ изводственное объединение «Севтехрыбпром» совместно с Московским институтом эле- менто-органических соеди­ нений Академии наук СССР разработали технологию и обо­ рудование по производству имитированной черной зер­ нистой икры на основе яично­ го желтка. Раньше вы могли попробовать нечто подобное: имитированная икра выпуска­ ется эстонским колхозом име­ ни С. М. Кирова и подмосков­ ным Коровинским рыбокомби­ натом. Но там работает дру­ гая технология — на основе казината натрия, то есть а от­ личие от мурманской выпус­ каемая икра изготавливается из искусственных продуктов. А как работает севтехрыб- промовская линия? В. М. ШКОДА, директор опытно-промышленного завода белковых концентратов: — Мы благодарны «Севтех- рыбпрому»: наконец-то про­ шла «головная боль» — как утилизировать яичные желтки. Получен, я так считаю, хоро­ ший продукт, с высокой пище­ вой ценностью (100 граммов — 180 килокалорий), хотя, конечно, наша икра несколько уступает осетровой и по ка­ лорийности, и по набору ами­ нокислот. Зато по вкусовым качествам она близка к нату­ ральной, и главный для поку­ пателей «плюс»: семидесяти­ пятиграммовая баночка стоит восемьдесят пять копеек. Ду­ маю, что наша икра будет пользоваться потребительским спросом. Вроде бы все хоро­ шо, надо принимать линию в эксплуатацию, но только ест»» сомнения... Полтора года назад смон­ тировали из японского обору­ дования линию по производ­ ству крабовых палочек, не мо­ гу сказать, что она работает как часы, но, по крайней ме­ ре, позволяет делать то, что мы хотим: выполнять план по выпуску продукции. Сконструированная «Севтех- рыблромом» линия бульонно­ го концентрата была установ­ лена на нашем заводе и за­ пущена в эксплуатацию на­ много раньше линии палочек, а конца недоделкам не видно и сейчас, до сих пор буксуем. Никак не можем выйти на про­ ектную мощность. Вот и с икряной линией опасаюсь того же. Разработ­ чик-то один и тот же — «Сев­ техрыбпром». Мое мнение, что оборудование должно ра­ ботать так же, как на линии крабовых палочек: нажал кноп­ ку — пошла продукция. У нас этого пока нет, и это главное, а называть мелочи я не хочу. Вообще мы предъявляем севтехрыбпромовцам пре­ тензии, а ведь «без них здесь ничего бы не стояло». Пришлось потрудиться, вы­ уживая «мелочи» у Владими­ ра Михайловича. Оказывается, на ту пло­ щадь, где сейчас размещена линия по выпуску икры, пер­ воначально ничего устанавли­ вать не планировалось. При­ шлось втискивать кое-как. Уча­ сток поставлен без учета фак­ тических возможностей заво­ да. («Мы вообще нарушаем технику безопасности — рабо­ таем на непринятом оборудо­ вании».) Далее. Финансовые вопросы. На заводе существу­ ют «подпольные» мощности и продукция. («Хотя пока вы­ пускаются «крохи», но какие- то деньги, пусть и небольшие, за это получаем».) На новую линию нужен сжа­ тый воздух, и из воздуха его не взять. В ПТО «Севтехрыб­ пром» это знали с самого на^р чала, ведь именно они проек­ тировали весь завод. А в ито­ ге? В компрессорном отделе­ нии есть всего один (!) комп­ рессор высокого давления, он «работает» на линии крабовых палочек и бульонного концент­ рата. Если подают воздух на икру — срывают выпуск кон­ центрата и палочек (основной продукции). Заводские спе­ циалисты нашли выход: те­ перь воздух идет от компрес­ сора низкого давления (где был резерв мощностй). На но­ вой линии ' слишком много операций выполняется вруч­ ную. Например, расфасовка го­ товой продукции. Против это­ го не только завод, но и Се­ верная санитарная инспекция. — Нам, — говорит В. М. Шкода, — приходится одно­ временно дорабатывать техно­ логию и выпускать хорошую, качественную продукцию. При­ шлось сменить дозировочные 9 октября 1987 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz