Рыбный Мурман. 1987 г. Октябрь.

«а Пропагандист Моряку-заочнику- внимание особое Заочное отделение нашего университета готовит пропа­ гандистские кадры для флот­ ских партийных организаций. На нем' обучается более ‘250 моряков. Это работники про­ мысловых и транспортных фло- тов ВРПО «Севрыба», ББГЛ, Мурманского и Архангельско­ го рыбакколхозсоюзов. Для них в течение учебного года проводится две сессии про­ должительностью от полутора до двух месяцев. Но работа со слушателями ведется в те­ чение всего учебного года. ля этого почти на всех флотах созданы консультаци­ онные пункты, , которые воз­ главляют заведующие партка­ бинетами. В организации учебного про­ цесса больше внимания те­ перь уделяется самостоятель­ ной работе слушателей. Пре­ подаватели учат их работать над первоисточниками. Рекомендуют слушателей на учебу партийные организации, а потому оказывать помощь и контролировать учебу — их забота и обязанность. Так, в парткомах управления трало­ вого флота, «Севрыбхолодфло- - та», «Севрыбпромразведки» первых помощников капитанов инструктируют по оказанию помощи слушателям непосред­ ственно в море. Все выпускники университе­ та, как правило, составляют идеологический актив флотов. Так, наш выпускник А. И. Шведков в управлении «Сев- рыбхолодфлот» руководит от­ делением народного универ- * ситета экономических знаний. Главный механик плавбазы «Григорий Лысенко» И. А. Пе- дюра избран пропагандистом школы комтруда. Первый по­ мощник капитана плавбазы «Арктика» В. В. Лебедев — пропагандист экономической учебы, а начальник радио­ станции ТР «Хибинские горы» А. Г. Селяков возглавляет су­ довую первичную организацию общества «Знание». В управ­ лении «Севрыбпромразведка» выпускник университета Л. М. Хасиев избран секретарем . партийной организации БМРТ «Павел Кайков». Начался новый учебный год в университете марксизма-ле­ нинизма. Как дойти до каж­ дого слушателя, какие фор­ мы помощи и контроля надо использовать со стороны су­ довых партийных организаций и парткомов флотов? Что мо­ жно улучшить в учебном про­ цессе университета марксиз­ ма-ленинизма, какая конкрет­ ная помощь должна быть ока­ зана заочнику? Эти вопросы предстоит решать нам совме­ стно с партийными комитета­ ми флотов. Н. КАЛИНИНА, декан по заочному обуче­ нию университета марксиз­ ма-ленинизма Мурманско­ го обкома КПСС. ФЛОТСКИЕ КОМИССАРЫ Когда мы поинтересовались в «Мурманрыб- проме», кто у них на флоте лучший пропаган­ дист, нам без промедления назвали Николая Васильевича СЫСОЕВА. И добавили: <-На­ гражден почетными грамотами флота, Ок­ тябрьского райкома КПСС и областного коми - тета партии, настольной Ленинской медалью». — Но бывает, что и отмеченный наградами человек не всегда авторитет в своем коллек­ тиве... — Случается. Но это ни в коей мере не от­ носится к Сысоеву. Спросите моряков, они вам столько хорошего расскажут о Николае Ва­ сильевиче! Понимаете, он к людям относится уважительно, о сложном может говорить прос­ то и ясно и душой не кривит. Эрудирован, болеет за порученное дело. Одним словом, и как первый помощник, и как пропагандист — на высоте! Когда мы повстречались с Николаем Ва­ сильевичем, поняли, что все сказанное о нем — чистейшая правда. Очень искренне, без вы­ соких слов говорил Сысоев о проблемах, вол­ нующих сегодня флот, — о сокращенных эки­ пажах, переходе на хозрасчет, о. той раздво­ енности, которая, к сожалению, до сих пор есть между теорией и практикой, о том, как сделать партийную и экономическую учебу не­ обходимой людям: чтобы они поверили в нес, а , в конечном счете, в себя, в то, что только, взявшись за дело дружно, всем миром, мы можем сделать лучше нашу жизнь и самих себя тоже . И мы еще раз почувствовали правоту мо­ ряков: с таким человеком в море работать надежно. Фото В. КОРЕЦКОГО. . | * Ц ОВЫИ УЧЕБНЫЙ .ГОД * * мы ждали с особым чув­ ством. Вышедшее постановле­ ние ЦК КПСС о перестройке в системе партийной и экономи­ ческой учебы, предшествовав­ шее ему широкое обсуждение проекта — все это настраива­ ло на серьезную, работу, тща­ тельный поиск новых, интерес­ ных и, самое главное, эффек­ тивных форм обучения. Кое- что нам удалось сделать в этом направлении. Например, учли пожелания пропагандистов иметь на руках конкретные материалы по дея­ тельности флота и особенно — о переходе на хозрасчет и само­ финансирование. Начальник финансового отдела В. А. Кух- нюк в ближайшее время пред­ ставит нам такой материал. Мы его размножим и раздадим всем пропагандистам экономической учебы.. Безусловно, сегодня всех, на­ чиная с капитанов, начальников отделов и кончая матросами, волнуют вопросы совершенство­ вания .заработной платы, рабо­ ты сокращенными экипажами. Ответить морякам мы предло­ жили начальнику ООТиЗ P. X. Надырову. . Совершенствуя методическую работу в новых условиях хозяй­ ствования, экономический совет в прошлом учебном году орга­ низовал заочный семинар про­ пагандистов, утвердил его руко­ водителем заместителя началь­ ника флота Ю. А. Зинькова. Эта форма работы оправдала себя, потому что с ее помощью одновременно охватывается большая группа судовых акти­ вистов, находящихся на про­ мысле. Методические рекомен­ дации доводятся до пропаган­ дистов через заочный семинар по каждой изучаемой теме. Так было и сейчас, когда мы гото­ вились к началу учебного года, к первому занятию. А в прошлом учебном году, например, на занятиях заочно­ го семинара рассматривались •£кие экономические и методи- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Поиск и еще раз поиск ческие вопросы: о материаль­ ном и моральном стимулирова­ нии в коллективе флота в 1987 году, психолого - педагогиче­ ские требования к устному вы­ ступлению, о государственном предприятии и другие. В-нынешнем году у нас со­ кратилось • количество школ конкретной экономики в бере­ говых подразделениях флота. И вот почему.- Известно, что, со­ гласно новому постановлению, за слушателями остается право выбора той или иной формы учебы. Так получилось и у нас. Слушатели двух школ изъяви­ ли желание заниматься в уни­ верситете экономических зна­ ний! Что ж, это их право. Вре­ мя давления, диктата сверху прошло. Надо сказать, что в результа­ те перестройки структуры эко­ номической учебы в целом по флоту школ уменьшилось поч­ ти на 30 процентов. Это позво­ лило улучшить качественный состав актива. Пропагандисты у нас почти все — члены пар­ тии, значительное большинство имеет высшее образование, 70 процентов из них — капитаны. Естественно, это положитель­ ным образом сказывается на качестве экономической учебы, ее отдаче. Конечная цель учебы — не только повысить уровень зна­ ний экономики наших моряков. Надо сделать так, чтобы эти знания не оставались «мерт­ вым багажом», чтобы моряки умели и хотели применить их на практике. Особенно это важ­ но сейчас, во время перехода флота на рельсы хозрасчета и самофинансирования. Все мы прекрасно понимаем, что такой переход возможен только при полном понимании моряками задач, которые стоят перед фло­ том, .страной, а следовательно, и перед каждым из нас. . Как сделать, чтобы занятия приносили людям, делу реаль­ ную пользу? Как научить руко­ водителей учебы мастерству пропагандиста? Один из выхо­ дов мы видим в изучении, обоб­ щении и ' распространении опы­ та лучших флотских пропаган­ дистов. Таких, - как начальник вычислительного центра М. А. Красикова, капитан - директор Н. Е. Титов, помощники капи­ танов по производству - В. Н. Муштаев и В. Н. Шеян, стар­ ший механик А. В. Комаров, капитан С. Я. Лазаренко и дру­ гие. Они умеют заинтересовать слушателей, сделать их своими единомышленниками, придать занятиям характер творчества, поиска. Вот как, например, сумел по­ вернуть разговор в нужное рус­ ло на занятии в школе комму­ нистического труда БАТ «Ад­ мирал Падорин» пропагандист В. Н. Муштаев. Изучалась те­ ма «Рост производительности труда». Дав морякам необходи­ мую информацию по данному вопросу, руководитель попро­ сил слушателей высказать свои предложения по тому, как, за счет чего можно повысить уло­ вы. И тут А. В. Гайворонский сказал, что по его мнению есть смысл на рабочих тралах за­ менить сетную часть на канат­ ную и доказал целесообраз­ ность такой модернизации. Предложение слушателя было опробовано в деле, и скорость траления возросла на 0,7 узла. В результате внедрения такой новинки рейсовое задание эки­ паж значительно перевыполнил. Столь же ценным оказалось и предложение слушателя шко­ лы коммунистического труда моториста ПСТ «Климовск» П. Г. Коропа по замене транс­ портера между главными рыбо- делами наклонным лотком. Су­ довые специалисты подсчитали, что это новшество позволяет сэкономить электроэнергии (за рейс продолжительностью 105 суток) 1200 киловатт-часов. В этом экипаже, кстати, за один тот рейс было подано 6 цен­ ных предложений. Активными рационализатора­ ми зарекомендовали себя слу­ шатели школ БАТ «Капитан Маклаков», ППР «Ковдор», БМРТ «Прионежье», вычисли­ тельного центра. В центре, на­ пример, экономический эффект от поданных тринадцати пред­ ложений составил 39 тысяч рублей. Можно, конечно, было бы привести много примеров, ког­ да экономическая учеба помога­ ет морякам облегчить в конеч­ ном результате свой труд, эко­ номить электроэнергию, горю­ че-смазочные материалы, повы­ шать производительность. Од­ нако в целом по флоту мы еще не добились того, чтобы эконо­ мическая учеба во всех шко­ лах проводилась интересно, творчески, чтобы рацпредложе­ ния слушателей вовремя внед­ рялись в производство и люди видели воочию результат уче­ бы. Именно эта задача стоит сегодня перед советом по эко­ номическому образованию фло­ та. Смотры-конкурсы «За луч­ шую организацию экономиче­ ской учебы», «За лучший лич­ ный творческий план пропаган­ диста», различные семинары — все это способствует активиза­ ции учебы, росту мастерства пропагандиста. Однако сегодня настало время подумать всем вместе, как и что сделать, что­ бы экономическая учеба для моряков стала настоящей по­ требностью, чтобы при реше­ РЫБНЫЙМУРМАН 3 нии вопроса о росте специалис­ та помимо его деловых качеств учитывалось знание им основ экономики. Не секрет, что довольно час­ то экономическая учеба на про­ мысле оценивалась лишь по от­ летам пропагандистов и первых помощников. Практически ■не­ возможно было побывать на за­ нятиях во всех школах и как- то оценить подготовленность ру­ ководителей учебы и знания слушателей. Теперь, чтобы «дой­ ти до каждой школы», мы ре­ шили обратиться за помощью к флагманским специалистам, сде­ лав их своими методистами, кон­ сультантами и, если хотите, контролерами. И опыт такой у совета есть. Например, недавно вернулся из командировки в один из от­ даленных районов промысла ка­ питан-наставник В. М. Бобров. Выполняя поручения совета, он интересовался ходом смотра- конкурса «За лучшую постано­ вку " экономической учебы» в экипажах БАТ «Командарм Щербаков», «Иван Сивко», «Петр Сгибнев», «!Йаршал Яку­ бовский», «Генерал Родимцев»; и оказывал помощь пропаган­ дистам школ коммунистическо­ го труда этих траулеров. Первое занятие в новом учебном году в управлении фло­ та открыл начальник Мурман­ ского тралового флота Георгий Васильевич Тишков. И в этом мы тоже видим приметы ново­ го. Пример в пропагандистской работе должны показывать пер­ вые руководители предприятий, коммунисты. А. ШАБУНИН, зав. общественным кабинетом по экономическому образова­ нию, первый помощник капи­ тана Мурманского тралового флота. 9 октября 1987 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz