Рыбный Мурман. 1987 г. Октябрь.
Страница репортера л*- Спорткурьер Побеждают сильнейшие Закончился областной профсоюзно-комсомольский легкоат летический кросс. В финальных соревнованиях приняли участие более 30 команд. Массовый этап принес победу спортсменам Мурманской су доверфи, профтехучилища № 6 и некоторых других предпри ятий области. Финальные соревнования прошли на трассах Долины Уюта, в стрелковом тире, плавательном бассейне, на дорожках ста диона. Среди победителей — судоремонтник Сергей Кудым- цев, Анатолий Дорофеев из «Мурманрыбпрома», Нина Попапки- на из «Гипрорыбфлота». Сборная команда рыбного порта за няла второе место. * * * В Мурманском рыбном порту в минувшее воскресенье про шел блиц-турнир по футболу среди подразделений порта. Пер вое место среди шести команд-участниц заняли футболисты второго грузового района. Анонс Фильмыс мировой известностью Вчера в кинотеатрах обла сти начали демонстрировать ся киноленты мастеров зару бежного экрана, завоевавшие призы на Международных фе стивалях. Зрители увидят две карти ны американского кинорежис сера Милоша Формана «Полет над гнездом кукушки» и «Ама- деус». Обе ленты демонстри ровались на внеконкурсном показе XV Международного кинофестиваля в Москве. «По лет над гнездом кукушки» — самый знаменитый фильм ре жиссера, получивший в раз ные годы пять «Оскаров». Он создан по мотивам одноимен ного романа американского пйсателя Кизи. Роман основан на опыте и наблюдениях ав тора, устроившегося работать смотрителем психиатрической больницы. Картина «Амадеус» снята Форманом по пьесе Шеффера и рассказывает о драматической истории Саль ери. Во внеконкурсной программе XV кинофестиваля был пока зан и фильм известного аме риканского режиссера Оливе ра Стоуна «Сальвадор», рас сказывающий правду о войне во Вьетнаме и Центральной Америке. Заполярные кинозрители по знакомятся с работой италь янского мастера Федерико Феллини «Джинджер и Фред». В главных ролях здесь снима лись звезды итальянского ки но Джульетта Мазина и Мар челло Мастрояни. Наш внешт. корр. Издано в Мурманске Книга о саамах В Мурманском книжном из дательстве вышла книга «Со ветские саамы». История. Эко номика. Культура». Ее авторы — известные мурманские крае веды А. А. и Т. А. Киселевы. Первое издание, вышедшее в 1979 году, было тепло встре чено не только читателями Мурманской области, но и ис ториками и этнографами Мо сквы и Ленинграда. В связи с подготовкой к юбилею Ок тября у авторов снова возник ла необходимость вернуться к теме «Саамы в великой семье братских народов». В новой книге рассказывается о соци алистических преобразованиях в экономике, культуре и быте коренного населения Кольско го полуострова за годы Со ветской власти. Издано в Москве Романтики моря Да, о том, где и ко гда по явился первый парус, идут ж а р кие споры до си х пор. И ш па ги непримиримости с кр е щиваю т не только воспитан н и к и клубов ю ны х моряков, но и маститые «мореведы». Помочь вы яснить истин у тем и другим может в ка кой -то мере толь ко что вышедшее в свет издание комплекта кр а сочны х о т кры то к — в нем 32 изображения — судов древне го мира и средневековья. Изобретение паруса - - это можно проследить по отнры т- кам — намного улучш ило ма невренность нораблей и по зволило по кры ва ть большие расстояния . Независимо от эволюции су доходства в Средиземном мо ре развивались мореплавание и судостроение в Северной Ев ропе, где в V I I—XI веках гос подствовали смелые и воинст венные ви ки н ги . Свои большие ладьи они называли дранара- ми или драконами . Хорошими мореходами были и руссы . Известно, что восточ ные славяне совершали пла вания по Черному и Средизем ному морям еще в VI —V III веках . Основным кораблем руссов в то время была бое вая лодья (ладья). Особенно важным в области судостроения и мореходства был X III век. В Европе появ ляются первые полностью па русные корабли — нефы, на пример , ф ранц у зс кий торговый корабль. Суда этого типа на зывали т а кж е бузы , килсы и х у л к и . Применение на э тих кораблях навесного руля по зволило уверенно использо вать и боковые ветры . В том ж е веке начали применять компас . Организованный в X III веке тор говый и политический со ю з северо-немецких городов — Ганза — послужил толчком к созданию довольно больших одномачтовых , а затем и д в ух мачтовы х палубны х судов — ко ггов . Эти корабли оказали большое влияние на развитие парусны х судов не тол ь ко Се верной, но и Южной Европы. Чрезвычайно плодотворным для судостроения оказался X IV век. Необходимость пере возить огромные массы грузов послужила причиной появле ния больш их па р усны х судов. К ко н ц у X IV — началу XV ве ка большие торговые суда на чали строить с тремя и даже с четырьмя мачтами с прямым парусным вооружением . Воен ные суда — галеры — воору жали ла тинс ким и парусами . С та ким и кораблями мир всту пил в эпо ху великих географи ч е с ки х о т кры ти й . Авторы тематической под борки — х у д о ж н и ки В. Дыгало и Н. Нарбеков. Издательство «Изобразительное искусство» вы пустило ее тиражом в 150 ты сяч экземпляров . С. БРАТУХИН. Рейд с рыбинспекцией Д ОРОГА была явно не для автомобиль ных прогулок. Машина преодолела еще один подъем. Грязь летела из-под ко лес. Камни подставляли свои крутые спи ны, стараясь опрокинуть машину в кювет. И вот надежный «уазик» увяз по брюхо в болотине. Дальше, до намеченного места ночевки, предстояло идти пешком еще ки лометров восемь... Так начался один из многочисленных рейдов, проводимых Мурманской инспек цией рыбоохраны. Ночью нас разбудил хо лод, пробравшийся внутрь избушки, и пес ни. Да, песни! Пели нестройным дуэтом «любители природы» — явно навеселе, в три часа ночи под моросящим дождиком. Потом они долго еще перекликались, пы таясь отыскать друг друга в ночном лесу. Так начался наш рейд... Браконьеры на воскресенье Утром мы переправились на другой берег озера Ку- лоньга, где вечером был ви ден дымок. Но до намечен ного места идти не при шлось. Как говорится, на ловца и зверь бежит. Их бы ло двое. Лодка причалила почти у наших ног. Из нее были выгружены объемные рюкзаки. Выходим на берег, представляемся, просим по казать содержимое рюкза ков. Сразу поскучнели лица у М. Б. Шапошникова — ра ботника Мурманской мор ской промыслово-геофизиче ской экспедиции «Центргаз- геофизика» и В. Н. Погоди на из треста «Союзвзрыв- пром». На траву падают четыре сети и улов: шесть кумжин общим весом в один кило грамм. Далее следуют до вольно уже привычные для госинспектора Николая Алек сеевича Тютькина объясне ния. Что, мол, случайно они... и чуть ли не в пер вый раз... и никогда не бу дут... В последнее верится больше. За браконьерский лов ставными сетями и при чиненный ущерб им пред стоит уплатить «всего лишь» четыреста рублей. Улов яв но дороговат. Дальше наш путь проле гал к озеру Плоское. Здесь мы обратили внимание на сборщиков брусники. Но, к нашему удивлению, вместо ягод у работников Мурман ского морского пароходства слесарей Н. И. Картышева и А. Г. Хватова были обна ружены... две сети. — Зачем приехали? — спрашиваем. — Брусники пособирать, — показывают они полиэти леновые пакеты. — А сети зачем? Ни звука в ответ. Прав да, когда «сборщики ягод» платили штраф по 50 руб лей каждый, наверное, про клинали — будь они нелад ны! — прихваченные с со- ■I рыбныймурман 1 бой орудия лова. Да, прекрасное время в Заполярье — осень, щедрая на грибы да ягоды. Чуть ли не все жители города отпра вляются на природу. И от дыхают на славу, и домой дары леса приносят. Но есть и такие, кто на выходные дни — чаще всего g просто-напросто из-за сомни тельного удовольствия по хвастать добытой красной рыбой — становятся бра коньерами. Как видим, по добное бахвальство часто заканчивается печально. В. КОРЕЦКИЙ (фото автора). ПА СНИМКАХ (сверху вниз): машина рыбинспекции прибыла на место; государст венные инспекторы Н. А. | Тютькин и 10. 10. Неклюдов осматривают водоем; они за нимались браконьерским ловом: В. Н. Погодин и М. Б Ш а пошников; рыболов-любитель на оз. Кулоньга. 2 октября 1987 года *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz